ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
пяются, иные атрофируются или сливаются между собой и с другими костями. Основываясь на данных эмбриоло гии и морфологии, Долло показывает, что у человека в запястье первая центральная кость атрофируется, вторая сливается с ладьевидной, третья сливается с большой ко стью, а четвертая сохраняется, представляя собой полу лунную кость; в предплюсне атрофию испытывает третья центральная, тогда как четвертая, сливаясь с interme dium и libiale, составляет таранную кость, а первая и вторая, сливаясь друг с другом, образуют ладьевидную кость.
В этой работе доказывается также, что гороховидная кость (os pisiforme) является не добавочной сесамовидпой костью, как думал Гегенбаур, а гомодипамной пяточ ной кости предплюсны.
Ближе всех подходит к концепции четырех централь
ных костей Долло венский анатом |
Верслуис (Versluys, |
||
1924), устанавливающий, однако, |
две |
серии |
centra- |
Ііа — проксимальную и дистальную. |
При |
этом |
он осно |
вывается на строении конечностей лабиринтодонта Tre matops и хвостатой амфибии Ranodon, у которых дву рядное расположение центральных костей имеет, как показал Долло, вторичный характер и связано со значи тельным развитием локтевой и малой берцовой костей.
Трехрядное устройство запястья и предплюсны прими тивных конечностей хорошо показано на приводимой Шмальгаузеном (1964) схеме сопоставления конечностей стегоцефалов и хвостатых амфибий. Однако у него в ка честве центральной кости фигурирует лишь одна сме щенная проксимально ectocentrale, а остальные три, со ставляющие средний ряд запястья и предплюсны, имену ются медиальными костями (medialia).
Нам кажется, что трехрядное строение примитивных запястья и предплюсны позвоночных, как, впрочем, и принадлежность трех «медиальных» к первоначальной четырехэлементной серии центральных, убедительно обо снованы Долло. Предлагаемая им схема может служить основой для интерпретации многочисленных сложных преобразований, испытываемых в процессе эволюции ди стальными сегментами конечностей различных позвоноч ных.
Заслуживает также внимания содержащееся в этой ра боте Долло предложение отказаться от неточного терми
224
на «Tetrapoda», используемого для обозначения назем ных позвоночных. Так как четвероногость не составляет общей для всех наземных позвоночных особенности и в то же время она выражена по существу уже у двояко дышащих и костеперых рыб, Долло восстанавливает вве денное еще Тейчером (Thacher, 1877) название «Stapedifères» (стапедиевые, или стремячконосные), отражаю щее, по его мнению, самую характерную для всех позвоноч ных черту строения — наличие stapes, или стремечка. Дол ло, безусловно, прав, указывая на недостатки названия «четвероногие», и если учесть, что hyomandibulare была преобразована в stapes уже у ихтиостегид (Eaton a. Ste wart, 1960), предлагаемое им наименование «стапедиевые» Действительно представляется более удачным, однако наз вание «Tetrapoda» уже настолько укоренилось в специа льной литературе, что едва ли кто-то даст теперь пред почтение довольно громоздкому термину «Stapediferes».
Из прочих работ Долло по сравнительной анатомии позвоночных нам бы хотелось особо отметить подробное исследование слуховой области лацертилий (1883), в ко торой ученый устанавливает гомологичность ряда элемен тов слуховой области млекопитающих соответствующим костям черепа рептилий, а также небольшую, но весьма характерную для него работу о третьем трохантере бед ренной кости человека (1889). Во второй работе, пока зывающей исключительную широту интересов и эруди цию ученого, дается анализ довольно обширного материа ла по морфологии бедра приматов. Долло объясняет здесь причины постепенного исчезновения у обезьян третьего трохантера и предлагает оригинальное толкование, каза лось бы, поразительного факта большей редукции этого архаического признака у человекообразных обезьян, чем у человека.
Работы Долло по сравнительной анатомии позвоноч ных, несомненно, заслуживают специального изучения. По нашему глубокому убеждению, они представляют значи тельный интерес как для историков науки, так и для специалистов, работающих в области эволюционной мор фологии животных.1
1/г8 Л. К. Габуния
Научно-популярные работы
Почти все, кто писал о Долло, отмечают его замеча тельный дар популяризатора науки. К сожалению, в ар хиве ученого, как уже отмечалось в предисловии к этой книге, мы не нашли ни одного рукописного текста его популярных лекций или очерков по естествознанию, а опубликованные им краткие аннотации дают лишь са мое общее представление о тематике и характере его на учно-популярных работ.
Однако некоторые из его популярно написанных работ все же изданы. Это — путеводитель по палеонтологической галерее Брюссельского естественноисторического музея (1924), статья, посвященная столетию открытия бернис-
сарских игуанодонов (1922), и небольшая, |
но оригиналь |
||
ная по |
содержанию книга о жизни |
в |
глубинах моря |
(1891), в |
которой развиваются мысли, |
заслуживающие, |
на наш взгляд, внимания современных исследователей ис тории жизни. Коснемся вкратце основной проблемы, за трагиваемой в этом последнем труде. Центральное место в этой книге занимает проблема происхождения глубоко водной фауны от мелководной. Согласно концепции зна менитого. естествоиспытателя Л. Агасиса, абиссальная фауна представляет собой остатки сохранившейся здесь древнейшей фауны, вымершей в литоральной области.
Его вера в эту идею была настолько глубока, что пе ред отправлением в экспедицию, ставившую себе целью ис следования пучин океана, он предсказывал открытие в абиссальной зоне членистоногих, близких к трилобитам, и моллюсков, близких к аммонитам. Но, как показало исследование глубоководных частей океана, одна из са мых замечательных особенностей современной глубоко
226
водной фауны заключается как раз в отсутствии древ нейших, «палеозойских», форм. Следовательно, современ ных обитателей абиссальной зоны нельзя считать потом ками форм, живших здесь в палеозойское время. Поэтому Долло утверждает, что абиссальная фауна не связана по своему происхождению с абиссальной зоной, а также, вопреки довольно распространенному взгляду,— и с по лярной областью. Только прибрежная область моря охва тывает, по его мнению, наиболее благоприятные для воз никновения жизни зоны: легко проникают свет и тепло, движение воды обеспечивает непрерывную аэрацию. В прибрежной зоне были все условия, активизировавшие способность видов к изменчивости. В прибрежной полосе появились, по всей вероятности, древнейшие растения, по треблявшиеся в пищу первым животным и способство вавшие тем самым заселению ими этой области.
В процессе колонизации литорали древнейшие живот ные стали приобретать разнообразные адаптации и наи большую устойчивость по отношению к физическим усло виям. Именно из литоральной области распространи лась жизнь в другие области. Прибрежная фауна, по Дол ло, служит источником для наземной, пресноводной и морской фаун. Она дает начало и пелагическим, и абиссаль ным организмам. Ученый ссылается на ряд фактов, под тверждающих литоральное происхождение абиссальных форм. Так, например, абиссальное ракообразное Willemoesia, с полностью атрофированным зрением, не было сначала приспособлено к жизни в глубоком море, так как в его онтогенезе явно выделяется стадия, характе ризующаяся хорошо развитыми глазами, исчезающими по мере дальнейшего роста животного. Совершенно очевид но, что это ракообразное происходит от какой-то при брежной формы, видоизменившейся в процессе приспо собления к жизни в абиссальной зоне. В то же время ученый показывает, что формы, приспособившиеся к жиз ни в глубинах моря, относятся к древнейшим группам. Теологически относительно молодые формы еще не засе лили абиссальную область. Следовательно, колонизация глубоководной области началась сравнительно поздно. Такие относительно молодые группы, как, например, кра бы, еще не успели проникнуть па большие глубины. Долло полагает, что в третичное время абиссальная фауна еще не простиралась до таких глубоких участков, которые она за
327 |
8* |
нимает в настоящее время, и можно предположить, что потомки нынешних обитателей абиссальной области до стигнут в процессе дальнейшего расселения еще больших глубин. Эта непрерывная колонизация абиссали является, по Долло, следствием конкуренции, существующей между формами прибрежной области. Нужно было весьма значи тельное развитие прибрежной фауны, чтобы такая коло низация началась. Литоральная и особенно пелагическая фауны должны были быть достаточно богаты, чтобы до ставлять необходимую для обитателей абиссальных вод пищу. С другой стороны, в абиссальной области конку ренция должна была быть ослабленной. Поэтому абис сальная фауна никак не могла дать начало литоральной.
Долло пытается установить время заселения абиссаль ной области, обращаясь для этого к анализу современной глубоководной фауны. В частности, он выясняет, к каким ископаемым формам близки наиболее архаичные предста вители этой фауны, и приходит на основании сопостав ления современных абиссальных ракообразных и иглоко жих с соответствующими юрскими и меловыми формами к выводу, что это заселение должно было начаться после середины мезозоя.
Вкниге о жизни в глубинах моря подробно описы ваются также условия существования абиссальных форм, дается обзор глубоководных форм рыб, моллюсков, чле нистоногих и иглокожих, рассказывается о крупных экс педициях, исследовавших жизнь в глубинах моря, об ис копаемых и современных обитателях прибрежной и пела гической областей моря и др.
Воснове развиваемой в этой интересной книге кон
цепции происхождения абиссальной фауны лежит идея замечательного английского исследователя Мослея (Mos ley, 1885), согласно которой мелководная фауна и даже происшедшая от нее наземная фауна в течение геологи ческого времени давали начало абиссальным формам. Но если идеи Мослея носят, как указывает Давиташвили (1971), в значительной мере умозрительный характер, то у Долло, привлекающего в своей книге весь доступный науке того времени материал по ископаемым и ныне су ществующим морским организмам, общий ход экогенети ческой экспансии жизни в море представляется более или менее обоснованным.
Однако, по справедливому замечанию Давиташвили
228
(1971), в настоящее время вывод Долло о временя васеления морских глубин не может быть принят без проверки на основе новейших данных науки. Надо учесть, что материал по гидробиологии глубоководных частей океана, на который опирался Долло, был все же крайне скуден, особенно по сравнению с тем объемом, каким располагает современная наука. Тем не менее следует признать, что популярно написанная книга Долло о жизни в глубинах моря представляет собой первую фактически обоснованную попытку восстановить общий ход экогене тической экспансии животного мира, а намеченный им путь исследования экогенеза биоса в целом заслуживает внимания нынешнего поколения исследователей.
В завершение этого краткого обзора считаем небезын тересным коснуться здесь содержания одной из популяр ных лекций Долло, которая может быть приведена в ка честве примера, характеризующего его оригинальность как лектора и широту диапазона его знаний. Мы имеем в виду лекцию, озаглавленную «Данте и его представления о Земле» (1893). Как показывает Долло, автору бессмерт ной «Божественной комедии» было известно, что морские приливы и отливы в значительной мере вызываются си лами притяжения Луны, что Земля шарообразна, уровень морей един, континенты испытывают поднятие, упругость паров является движущей силой, а также что в природе существуют химические элементы и т. д.
Нетрудно себе представить, какой захватывающе инте ресной должна была быть эта лекция Долло.