Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
снабжение, обеспеченность в деталях по внутризаводской ко операции.
В то же время наличие плана выпуска не дает возможности детальной конструктивной и технологической отработки приборов.
На наш взгляд, представляется возможным устранение такого . противоречия путем слияния подразделений научно-исследователь ских организаций и заводов, выполняющих одинаковые научные разаработки в рамках научно-производственного и производствен но-научного объединений. Необходимо также соединение таких подразделений технической подготовки с опытными цехами и производствами и выделение их в самостоятельные опытно-экспе риментальные хозрасчетные звенья.
Одним из действенных направлений рационализации органи зационной структуры управления промышленными поедприятиями 'является централизация и специализация функций управления. Примером может служить опыт централизации служб в объедине нии «Светотехника» и спирто-водочном объединении. Централиза ция отделов внешней кооперации, финансового отдела, отдела ме ханизации и автоматизации только в пределах Саранского электролампового комплекса позволила сократить расходы по управлению на 170 тыс. руб. в год.
Вспирто-водочном объединении проведена максимальная централизация служб оперативного руководства производством, технической подготовки и технического обслуживания производст ва. За счет этого получено 29 тыс. руб. экономии в год только по заработной плате, а численность аппарата управления по отно шению к численности работающих составляет лишь 6,3 проц.
Вусловиях централизации функций управления также повы шается оперативность руководства, сокращается время принятия управленческих решений, четко определяются права и ответствен ность функциональных служб и отделов.
Для большинства предприятий и объединений промышленно сти СССР характерно такое построение планово-экономической службы, при котором неизбежно возникает параллелизм и дубли рование при выполнении конкретных функций экономического управления.
Так, на Саранском экскаваторном заводе до 1973 года инфор мирование руководителей предприятий об объемах производства осушествлялось одновременно планово-экономическим и производ ственно-диспетчерским отделами, что приводило к неоправданно большому числу планово-учетных документов.
Внастоящее время без ущерба достоверности и оперативности информации отменен документопоток, идущий от цехов в планово экономический отдел, а затем к руководству завода. Это позволило сократить число документов о выпуске продукции с 10600 эк
земпляров до 6350, или на 42 проц. На этом предприятии имеет место выполнение одной функции управления различными подраз делениями экономической подсистемы. Учетом издержек производ
35
ства, в частности прямых затрат, заняты планово-экономический отдел, центральная бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, отдел материально-технического снабжения.
Очевидно, что мы имеем дело с нерациональным построениемфункциональных служб, занятых экономической подготовкой и учетом производства.. Однако несмотря на то что в экономической литератуое давно ставится вопрос о необходимости поеобоазовангй в этой области,1 в практической деятельности промышленных предприятий организация планово-экономических служб остается прежней.
Среди мероприятий, обеспечивающих совершенствование организании управления, важное значение имеет переход малых и средних заводов и сЬабрик на бесцеховую структуру управления. F> этом случае основной производственной единицей становится участок, • руководитель которого непосредственно подчиняется директору.
П"и бесцеховой структуре централизуется деятельность функ циональных слчжб, упрощается управление. Например, на москов ском заводе «Сатурн» в результате перехода на бесцеховую стуртуру численность управленческого аппарата сократилась на 33 проц. Вместо 12 отделов стало 7.21
В поомышленности Мордовской АССР, а особенно в местной и пищевой поомышленности, имеется большое число предприятий с численностью работников от 100 до 300 человек, перевод которых на бесцеховую структуру был бы целесообразен. '
Проведенный анализ показывает, что управление большинст вом этих предприятий организовано так же, как и на крупных предприятиях. , т. е. с сохранением цехов и децентрализованного построения функциональных служб.
Так, Саранская фабрика декоративных тканей, пивоваренный завод, предприятия-филиалы республиканского мебельного объе динения работают по цеховой структуре. Численность работающих на каждом из предприятий не превышает 300 человек.
Организация управления предприятиями: филиалами спирто водочного объединения, Кадошкинским электротехническим заво дом, Рузаевским заводом электровакуумного машиностроения, объединением «Светотехника» — близка по своему построению к бесцеховой. И если удельный вес численности работников управ
1 С м и о н и п к и й Е. Современные проблемы |
внчтоизаводрк''го хозрас |
|
чета. Сб. стате . М., «Экономика», |
1971, с. 37; С ы р о е ж к и н И. Очерки тео |
|
рии производственных опеоаний. |
М„ «Экономика», |
1970,0. 154; В а л у е в Б. |
Врппгсы интср-ании экономический работы на промышленных предприятиях.—
«Известия АН СССР, сер. экономическая», 1973, № 1. 2 «Экономическая газета», 1972, № 37.
36
ления на фабрике декоративных |
тканей |
составляет |
13 проц., |
на пивоваренном заводе 18,7 проц., в |
мебельном |
объединении |
|
10 проц., то в объединении |
«Светотехника» — 7,1 проц., а в |
спирто-водочном — 6,3 проц. Разница в величене этого показа теля очевидна. Перевод на бесцеховую структуру небольших пред приятий значительно улучшит их работу, сократит административ но-управленческие расходы.
Управление крупными предприятиями с большой номенклату рой выпускаемой продукции в настоящее время невозможно без, механизации управленческого труда, без применения экономико математических методов.
Об эффективности механизации управленческих работ говорит тот факт, что за счет механизации учета движения материальных ценностей на заводе «Электровынрямитель» получена экономия 4068 рублей в год. Причем затраты труда сократились на 830 нормо-смен. Экономия от организации машиносчетной станции на этом предприятии составляет свыше 40,0 тыс. руб. в год. Произ водительность труда счетных работников розросла в 1,62 раза. На «Электровыпрямителе» к 1975 году предполагается внедрение первой очереди АСУП. Ориентировочный расчет показывает, что срок окупаемости системы равен 2,5 годам, а экономический эф фект — 430 тыс. руб.
Совершенно недостаточно на промышленных предприятиях организовано применение экономико-математических методов для экономических расчетов и обоснований. Даже при наличии совре менной вычислительной техники в таких крупных объединениях, как «Светотехника» и «Электровыпрямитель» не проводится ра бота по оптимальному планированию и использованию электрон ной техники для принятия эффективных управленческих решений.
Это можно обьяснить не только отсутствием квалифицирован ных специалистов и инициативы работников планово-экономичес ких служб, но и тем, что на предприятиях нет отраслевых инструк ций по проведению тех или иных расчетов, связанных с примене
нием экономико-математических мётодов и электронно-выч.исли- тельтельной техники.
В заключение необходимо отметить, что совершенствование управления должно проводиться на основе системного подхода к решению экономических, технических и организационных задач. Б процессе совершенствования организации управления важно учитывать все требования, предъявляемые к ней со стороны про изводства. Только при выполнении такого условия система' управ ления будет отвечать задачам повышения эффективности работы промышленного предприятия, которые выдвигаются в настоящее время перед социалистической промышленностью.
37
А. Я. Дурнайкин
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ
Хозяйственная реформа, проводимая в соответствии с реше ниями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, направлена на повышение эффективности общественного производства, уско рение темпов роста промышленности, улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств, обеспе чение увеличения прибыли и повышения рентабельности промыш ленного производства.
Решение этих задач во многом зависит от правильного соче тания централизованного государственного планирования с широ кой хозяйственной инициативой предприятий и органов власти административно-экономических районов, на территорий которых размещены эти предприятия.
Хозяйственная реформа резко повышает роль прибыли и рентабельности в стимулировании промышленного производства и в материальном поощрении работников предприятий. Прибыль и рентабельность выдвинуты в категорию показателей оценки эко номической эффективности производства на уровне промышлен ных предприятий, их объединений и отраслей промышленности,
Однако общественное разделение труда создает определенную специализацию отдельных экономических районов и своеобразную территориальную структуру организации промышленного произ водства. В, И. Ленин отмечал, что «в непосредственной связи с разделением труда вообще стоит . , . территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта».1
В связи с этим в решении задачи повышения рентабельности производства важною роль приобретает экономический анализ территориального аспекта рентабельности как показателя оценки эффективности производства отдельного района.
До последнего времени в экономической литературе и в хозяй ственной практике СССР и стран социалистического содружества рентабельность признается, в основном, только как локальный показатель эффективности работы хозрасчетных предприятий и хозяйственных организаций — отраслевых министерств, управле ний, главков и объединений. Показатель рентабельности плани руется и фактически определяется по «вертикали» —■ предприя тие, производственное объединение, главк, отраслевое министер ство. Такой подход к оценке эффективности работы промышлен ности в условиях отраслевой системы ее управления вполне
1 Л е н и н В. И. Поли, собр, соч, Т. 3, с, 431.
оправдан и необходим, ибо обществу, в лице социалистического государства, вовсе не безразлично, как используются средства, вложенные в развитие той или иной отрасли промышленности, того или иного производства или отдельного предприятия. Отрас левой принцип обеспечивает повышение организационного, технического и экономического руководства промышленностью. Однако жизнь показывает, что как бы хорошо ни было организо вано управление отдельных отраслей и предприятий, как бы хороши ни были показатели оценки эффективности их работы по вертикали, они не обеспечивают оптимальных решений по народ ному хозяйству в целом, если не сочетаются с территориальной экономикой промышленности.
Убедительным примером в этом отношении может служить то, что умаление роли территориальной экономики в условиях отраслевого управления промышленностью в отдельных админи стративно-экономических районах„нередко приводит к диспропор циям в развитии отраслевой общесоюзной специализации с комплектующими отраслями промышленности, продукция которых рассчитана на удовлетворение внутрирайонного спроса. В ряде случаев необоснованное отставание развития комплектующих отраслей района (предприятий промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, бытового обслу живания, транспорта и т. д.) прямо или косвенно оказывает отрицательное влияние на состояние всей промышленности. К сказанному следует добавить и то, что слабое развитие в советской промышленности межотраслевой специализаций, кооперирования и концентрации вспомогательного, подсобного и побочного произ водства предприятий различных отраслей, размещеных на одной территории, во многом также объясняется слабым сочетанием отраслевого и территориального аспектов в организации про
мышленности.
Все это безусловно нарушает общую гармонию в развитии промышленности, сдерживает темпы роста, снижает экономиче скую эффективность ее работы. Поэтому в интересах изыскания и мобилизации'резервов повышения эффективности общественного производства представляется целесообразным оценивать работу промышленности не только в отраслевом, но и в территориальном разрезе, то есть в разрезе союзных республик, экономических и административно-экономических районов (краев, областей, авто номных республик), а внутри них по более мелким территориаль ным единицам.
Двоякий подход к оценке деятельности промышленности (дай других отраслей народного хозяйства) обуславливается тем, что территориальное разделение труда неразрывно связано с отрас левым, поскольку они представляют различные формы единого процесса общественного разделения труда. Такое единство опре деляет, в конечном счете, и необходимость на всех этапах планирования, учета, экономического анализа сочетать две их
39