Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
стороны (разновидности): отраслевую и территориальную. При этом оценку территориальной экономики промышлености следует рассматривать как составную часть (одну из сторон) народнохо зяйственной оценки, как объективную необходимость в условиях социалистического способа производства. Следует также отметить, что совокупность двух аспектов оценки работы промышленности — отраслевого и территориального — выражает важнейший принцип демократического централизма: сочетание централизованного планового руководства и общественных интересов с местной ини циативой и интересами.
В связи с этим представляется целесообразным показатель рентабельности распространить и на оценку эффективности работы промышленности отдельного территориального района (союзной республики, края, области, АССР). При определении плановых заданий и оценке их выполнения в промышленности показатель рентабельности необходимо исчислять не только по отдельным предприятиям и их отраслям, но и по промышленности отдельной территориальной единицы (комплекса). Тогда рентабельность, как один из основных показателей эффективности производства, при мет стройный вид сквозного показателя эффективности работы от отдельного предприятия до отрасли промышленности (по вертика ли), с одной стороны, от промышленности отдельного террито риального района (комплекса): до страны в целом (по горизонта ли) — с другой. Это важно потому, что показатель рентабельности увяжет воедино интересы в повышении эффективности производ ства отдельных предприятий и их отраслей, местных органов власти, на территории которых находятся эти предприятия, и го сударства в целом, ибо то, что выгодно предприятиям и их отраслям, должно быть выгодно и территориальным единицам, на которых размещены эти предприятия, а следовательно, и госу дарству в целом. Следует отметить, что в настоящее время эти интересы все еще остаются недостаточно увязанными. Особенно это касается экономических интересов местных органов власти (краев, областей, АССР) в повышении эффективности производ ства на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, составляющих свыше 90-процентов всей промышлен ности этих территориальных единиц.
Одной из причин этого является то, что показатель эффектив ности просто отсутствует в территориальном планировании и организации экономики промышленности. В настоящее время в практике планирования и организации экономики промышленности края, области, АССР в основном фигурируют следующие объем ные показатели работы в разрезе министерств, ведомствобъем реализованной и товарной продукции, объем производства основ ных видов продукции в натуральном выражении, общий объем капитальных вложений, показатели ввода в действие производст венных мощностей и основных фондов, показатели общей числен ности рабочих и служащих и общий фонд их заработной платы,
40
Отсутствие показателей эффективности производства (общей сум мы прибыли, уровня рентабельности) ослабляет внимание к ним со стороны областных, краевых Советов депутатов трудящихся и Со ветов Министров АССР, финансовых органов этих территориаль ных единиц. Особенно это касается промышленности союзного и союзно-республиканского подчинения.
Другой не менее важной причиной ослабления экономического интереса местных органов власти (в краях, областях, АССР) к вопросам эффективности промышленности производства -союзного и союзно-республиканского подчинения является то, что дейст вующая в настоящее время система распределения прибыли недостаточно увязана с формированием доходной части бюджетов краев, областей и автономных республик.
Доходная часть местных бюджетов и бюджетов АССР мало зависит или совершенно не зависит от размера получаемой прибы ли и уровня рентабельности на предприятиях союзного и республи канского (союзной республики) подчинения, размещенных на территории этих административных единиц. Изменение размера прибыли й уровня рентабельности на этих предприятиях никак не влияет на формирование доходной части этих бюджетов. Дело в том, что доходы предприятий, как правило, поступают в соответсвующий бюджет в зависимости от их подчиненности. Так, платежи из прибыли предприятий союзного подчинения поступают в союз ный бюджет предприятий республиканского подчинения, а из республиканского предприятия местного подчинения — в местный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов и бюджетов АССР в на стоящее время формируется в основном за счет доходов и поступ лений от местного хозяйства, местных налогов, сборов и других поступлений, так называемых закрепленных доходов источников местных бюджетов. Превышение расходов, предусмотренных народнохозяйственным планом края, области, АССР, над закреп ленными доходными источниками покрывается за счет регули рующих доходов. К ним относятся общесоюзные государственные налоги и доходы (налог с оборота, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов и др.), от которых производятся отчисления в государственные бюджеты союзных республик с последующей передачей части их в бюджеты АССР и местных Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов, районов. В составе регулирующих доходов первостепен ное значение в настоящее время имеет налог с оборота. Например, в доходной части государственнох'о бюджета Мордовской АССР за 1972 год налог с оборота, переданный из республиканского (РСФСР) бюджета, составил 49 проц. — или 31,3 проц. от всей поступившей суммы налога с оборота на территории Мордовской АССР.
Действующая система распределения доходов, получаемых на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения,
41
когда в местные бюджеты АССР поступает только налог с оборота (в порядке его перераспределения) и совершенно не поступают до ходы в форме прибыли этих предприятий, снижает экономический интерес местных (областных краев, АССР) органов власти и уп равления к вопросам изыскания и мобилизации резервов повыше ния экономической эффективности производства на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенных на их территориях. Объективно это обуславливается тем, что налог с оборота представляет собой фиксированную часть цены тех това ров, которые им облагаются. В силу этого он мало или совершенно не влияет на повышение эффективности производства. Сумма на лога с оборота зависит исключительно от его ставок и объема обла гаемых товаров. Изменение издержек производства совершенно не оказывает влияния на размер налога с оборота. Повышение эф фективности производства отражается на, росте только прибыли (рентабельности), а прибыль, как известно, не поступает в местные бюджеты.
Следует отметить, что с точки зрения общегосударственных интересов безразлично, в какой бюджет поступает плата за фон ды, фиксированные и рентные платежи, свободный остаток прибы ли предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения. Социалистическое государство в итоге имеет возможность перераспределить эти фонды между отдельными звеньями бюд жетной системы. Однако интересы дальнейшего развития демокра тического централизма в управлении народным хозяйством, усиления местной инициативы и повышения ответственности за эффективность производства требуют, чтобы доходная часть мест ных бюджетов АССР была поставлена в зависимость от эффектив ности производства, в частности, от размера прибыли и уровня рентабельности на предприятиях, размещенных на территории этих административно-экономических районов. Тогда система распределения прибыли в социалистической промышленности свя жет воедино самостоятельные экономические интересы союзного государства, административно-экономического района, отдельного предприятия и каждого члена производственного коллектива.
Для усиления роли прибылей, получаемых на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, представляется целесообразным перевести прибыль из категории закрепленных
доходов в категорию регулирующих, а нанос с оборота — из катерии регулирующих доходов в категорию закрепленных. Такая перестановка основных доходных источников между отдельными звеньями бюджетной системы, не меняя суммы доходов, позволит лучше сочетать интересы в повышении эффективности производст ва страны в целом, отдельных ее районов, а внутри них — отдель ных производственных коллективов. Интерес краев, областей, АССР проявится здесь в том, что более прибыльная работа предприятий, размещенных на их территориях, позволит получить
42
больше отчислений из прибыли в соответствующий местный бюджет.
Вопросы распределения прибыли между бюджетами и усиле ния экономического интереса областей, краев, АССР в повышении эффективности производства безусловно требуют дальнейшего углубления исследования в теоретическом отношении и экспери ментальной проверки в практическом отношении. Однако здесь нельзя не заметить, что прибыль и рентабельность выдвигаются в число самостоятельных показателей для оценки работы промыш ленности отдельного административно-экономического района. В связи с этим создается необходимость рассмотрения методики ис числения уровня и динамики рентабельности промышленного производства отдельного административно-экономического района и необходимость определения факторов, оказывающих влияние на нее.
В основу методики определения рентабельности промышлен ности отдельного административно-экономического района, как и рентабельности всей промышленности, следует положить сопостав ление результатов производства с ресурсами. В качестве конечного результата работы промышленности района наиболее целесообраз но принять объем чистой продукции, определяемый величиной разности между валовой продукцей и материальными затратами на ее производство.1
В качестве ресурсов для определения рентабельности целесо образно использовать основные элементы процесса труда, а имен но — применение в промышленности производственные ресурсы основных и оборотных производственных фондов и ресурсы труда. При этом ресурсы основных производственных фондов можно при менить в размере среднегодовой первоначальной их стоимости, а ресурсы оборотных производственных фондов — в размере сред негодовой стоимости всех оборотных средств независимо от источника их формирования (собственных и заемных). Ресурсы труда следует принять в размере фонда заработной платы работ ников промышленности, приходящегося на один оборот оборотных 1средств.
По сравнению с рентабельностью отдельных предприятий (объединений) и их отраслей категория рентабельности всей про мышленности административно-экономического района будет ха рактеризовать доходность всей промышленности района по сравнению с другими отраслями хозяйства, поэтому ее целесооб разно квалифицировать как народнохозяйственную рентабель ность отдельного района. Показатель народнохозяйственной
1 Двухлетнюю экспериментальную проверку возможности и целесообраз ности использования чистой продукции для планирования и оценки деятель ности предприятий машиностроения следовало бы дополнить ^проверкой возможности применения этого показателя для оценки работы всей промыш ленности отдельного административно-экономического района.