Файл: Вопросы повышения эффективности производства сборник научных статей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стороны (разновидности): отраслевую и территориальную. При этом оценку территориальной экономики промышлености следует рассматривать как составную часть (одну из сторон) народнохо­ зяйственной оценки, как объективную необходимость в условиях социалистического способа производства. Следует также отметить, что совокупность двух аспектов оценки работы промышленности — отраслевого и территориального — выражает важнейший принцип демократического централизма: сочетание централизованного планового руководства и общественных интересов с местной ини­ циативой и интересами.

В связи с этим представляется целесообразным показатель рентабельности распространить и на оценку эффективности работы промышленности отдельного территориального района (союзной республики, края, области, АССР). При определении плановых заданий и оценке их выполнения в промышленности показатель рентабельности необходимо исчислять не только по отдельным предприятиям и их отраслям, но и по промышленности отдельной территориальной единицы (комплекса). Тогда рентабельность, как один из основных показателей эффективности производства, при­ мет стройный вид сквозного показателя эффективности работы от отдельного предприятия до отрасли промышленности (по вертика­ ли), с одной стороны, от промышленности отдельного террито­ риального района (комплекса): до страны в целом (по горизонта­ ли) — с другой. Это важно потому, что показатель рентабельности увяжет воедино интересы в повышении эффективности производ­ ства отдельных предприятий и их отраслей, местных органов власти, на территории которых находятся эти предприятия, и го­ сударства в целом, ибо то, что выгодно предприятиям и их отраслям, должно быть выгодно и территориальным единицам, на которых размещены эти предприятия, а следовательно, и госу­ дарству в целом. Следует отметить, что в настоящее время эти интересы все еще остаются недостаточно увязанными. Особенно это касается экономических интересов местных органов власти (краев, областей, АССР) в повышении эффективности производ­ ства на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, составляющих свыше 90-процентов всей промышлен­ ности этих территориальных единиц.

Одной из причин этого является то, что показатель эффектив­ ности просто отсутствует в территориальном планировании и организации экономики промышленности. В настоящее время в практике планирования и организации экономики промышленности края, области, АССР в основном фигурируют следующие объем­ ные показатели работы в разрезе министерств, ведомствобъем реализованной и товарной продукции, объем производства основ­ ных видов продукции в натуральном выражении, общий объем капитальных вложений, показатели ввода в действие производст­ венных мощностей и основных фондов, показатели общей числен­ ности рабочих и служащих и общий фонд их заработной платы,

40


Отсутствие показателей эффективности производства (общей сум­ мы прибыли, уровня рентабельности) ослабляет внимание к ним со стороны областных, краевых Советов депутатов трудящихся и Со­ ветов Министров АССР, финансовых органов этих территориаль­ ных единиц. Особенно это касается промышленности союзного и союзно-республиканского подчинения.

Другой не менее важной причиной ослабления экономического интереса местных органов власти (в краях, областях, АССР) к вопросам эффективности промышленности производства -союзного и союзно-республиканского подчинения является то, что дейст­ вующая в настоящее время система распределения прибыли недостаточно увязана с формированием доходной части бюджетов краев, областей и автономных республик.

Доходная часть местных бюджетов и бюджетов АССР мало зависит или совершенно не зависит от размера получаемой прибы­ ли и уровня рентабельности на предприятиях союзного и республи­ канского (союзной республики) подчинения, размещенных на территории этих административных единиц. Изменение размера прибыли й уровня рентабельности на этих предприятиях никак не влияет на формирование доходной части этих бюджетов. Дело в том, что доходы предприятий, как правило, поступают в соответсвующий бюджет в зависимости от их подчиненности. Так, платежи из прибыли предприятий союзного подчинения поступают в союз­ ный бюджет предприятий республиканского подчинения, а из республиканского предприятия местного подчинения — в местный бюджет.

Доходная часть местных бюджетов и бюджетов АССР в на­ стоящее время формируется в основном за счет доходов и поступ­ лений от местного хозяйства, местных налогов, сборов и других поступлений, так называемых закрепленных доходов источников местных бюджетов. Превышение расходов, предусмотренных народнохозяйственным планом края, области, АССР, над закреп­ ленными доходными источниками покрывается за счет регули­ рующих доходов. К ним относятся общесоюзные государственные налоги и доходы (налог с оборота, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов и др.), от которых производятся отчисления в государственные бюджеты союзных республик с последующей передачей части их в бюджеты АССР и местных Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов, районов. В составе регулирующих доходов первостепен­ ное значение в настоящее время имеет налог с оборота. Например, в доходной части государственнох'о бюджета Мордовской АССР за 1972 год налог с оборота, переданный из республиканского (РСФСР) бюджета, составил 49 проц. — или 31,3 проц. от всей поступившей суммы налога с оборота на территории Мордовской АССР.

Действующая система распределения доходов, получаемых на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения,

41


когда в местные бюджеты АССР поступает только налог с оборота (в порядке его перераспределения) и совершенно не поступают до­ ходы в форме прибыли этих предприятий, снижает экономический интерес местных (областных краев, АССР) органов власти и уп­ равления к вопросам изыскания и мобилизации резервов повыше­ ния экономической эффективности производства на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенных на их территориях. Объективно это обуславливается тем, что налог с оборота представляет собой фиксированную часть цены тех това­ ров, которые им облагаются. В силу этого он мало или совершенно не влияет на повышение эффективности производства. Сумма на­ лога с оборота зависит исключительно от его ставок и объема обла­ гаемых товаров. Изменение издержек производства совершенно не оказывает влияния на размер налога с оборота. Повышение эф­ фективности производства отражается на, росте только прибыли (рентабельности), а прибыль, как известно, не поступает в местные бюджеты.

Следует отметить, что с точки зрения общегосударственных интересов безразлично, в какой бюджет поступает плата за фон­ ды, фиксированные и рентные платежи, свободный остаток прибы­ ли предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения. Социалистическое государство в итоге имеет возможность перераспределить эти фонды между отдельными звеньями бюд­ жетной системы. Однако интересы дальнейшего развития демокра­ тического централизма в управлении народным хозяйством, усиления местной инициативы и повышения ответственности за эффективность производства требуют, чтобы доходная часть мест­ ных бюджетов АССР была поставлена в зависимость от эффектив­ ности производства, в частности, от размера прибыли и уровня рентабельности на предприятиях, размещенных на территории этих административно-экономических районов. Тогда система распределения прибыли в социалистической промышленности свя­ жет воедино самостоятельные экономические интересы союзного государства, административно-экономического района, отдельного предприятия и каждого члена производственного коллектива.

Для усиления роли прибылей, получаемых на предприятиях союзного и союзно-республиканского подчинения, представляется целесообразным перевести прибыль из категории закрепленных

доходов в категорию регулирующих, а нанос с оборота — из катерии регулирующих доходов в категорию закрепленных. Такая перестановка основных доходных источников между отдельными звеньями бюджетной системы, не меняя суммы доходов, позволит лучше сочетать интересы в повышении эффективности производст­ ва страны в целом, отдельных ее районов, а внутри них — отдель­ ных производственных коллективов. Интерес краев, областей, АССР проявится здесь в том, что более прибыльная работа предприятий, размещенных на их территориях, позволит получить

42


больше отчислений из прибыли в соответствующий местный бюджет.

Вопросы распределения прибыли между бюджетами и усиле­ ния экономического интереса областей, краев, АССР в повышении эффективности производства безусловно требуют дальнейшего углубления исследования в теоретическом отношении и экспери­ ментальной проверки в практическом отношении. Однако здесь нельзя не заметить, что прибыль и рентабельность выдвигаются в число самостоятельных показателей для оценки работы промыш­ ленности отдельного административно-экономического района. В связи с этим создается необходимость рассмотрения методики ис­ числения уровня и динамики рентабельности промышленного производства отдельного административно-экономического района и необходимость определения факторов, оказывающих влияние на нее.

В основу методики определения рентабельности промышлен­ ности отдельного административно-экономического района, как и рентабельности всей промышленности, следует положить сопостав­ ление результатов производства с ресурсами. В качестве конечного результата работы промышленности района наиболее целесообраз­ но принять объем чистой продукции, определяемый величиной разности между валовой продукцей и материальными затратами на ее производство.1

В качестве ресурсов для определения рентабельности целесо­ образно использовать основные элементы процесса труда, а имен­ но — применение в промышленности производственные ресурсы основных и оборотных производственных фондов и ресурсы труда. При этом ресурсы основных производственных фондов можно при­ менить в размере среднегодовой первоначальной их стоимости, а ресурсы оборотных производственных фондов — в размере сред­ негодовой стоимости всех оборотных средств независимо от источника их формирования (собственных и заемных). Ресурсы труда следует принять в размере фонда заработной платы работ­ ников промышленности, приходящегося на один оборот оборотных 1средств.

По сравнению с рентабельностью отдельных предприятий (объединений) и их отраслей категория рентабельности всей про­ мышленности административно-экономического района будет ха­ рактеризовать доходность всей промышленности района по сравнению с другими отраслями хозяйства, поэтому ее целесооб­ разно квалифицировать как народнохозяйственную рентабель­ ность отдельного района. Показатель народнохозяйственной

1 Двухлетнюю экспериментальную проверку возможности и целесообраз­ ности использования чистой продукции для планирования и оценки деятель­ ности предприятий машиностроения следовало бы дополнить ^проверкой возможности применения этого показателя для оценки работы всей промыш­ ленности отдельного административно-экономического района.