Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пружины, выполненные в виде рессор, средней частью прижимаются к штанге, а свободными концами опира­ ются на штыри 10, укрепленные на керамических пла­ тах 11. Монтаж между штангой, свободно качающейся

на пружинах 9, и неподвижным

токосъемом

выполнен

мягким многожильным проводом.

 

закрепление

В катушках

мощных

передатчиков

обмотки, выполненной из трубки,

производят таким обра­

 

зом, чтобы крепление витков

 

осуществлялось не

к каждому

 

стержню, а через один. Это де­

 

лается для уменьшения давле­

 

ния витков обмотки из стерж­

 

ня при повышении температу­

 

ры катушки и повышения меж-

 

витковой

электропрочности.

 

При

перепадах

температур

 

между стержнем и витком об­

Рис. 3-35. Устранение

разуется

воздушный

промежу­

ионизации воздушно­

ток, способствующий возникно­

го промежутка путем

вению ионизации. Для ее уст­

припайки шины.

ранения

воздушный

промежу­

 

ток

шунтируют медной шиной

1 (рис. 3-35), один конец которой впаивается в паз стерж­ ня 2, а другой — к проводу обмотки 3.

Подвижный токосъем рис. 3-36 представляет сочета­ ние роликового и скользящего контактов. Провод об­ мотки 1 охватывается двумя парами латунных шайб 2, прижимаемых к проводу пружинами 3. При вращении

Рис. 3-36. Устройство подвижного токосъема.

126


обмотки шайбы 2 пружины 3 и втулка 4 также соверша­ ют вращение вокруг своей оси, одновременно переме­ щая каретку 5 вдоль штанги 7. Токосъем между штан­ гой и кареткой осуществляется двумя группами гребен­ чатых пружин 6 с серебряными контактами на конце. Пружины с обеих сторон шунтированы медными шина­ ми. В токосъеме предусмотрена возможность смены контактных пружин, закрепляемых на каретке хому­ том 8.

Столь сложные токосъемы применяются в катушках переменной индуктивности как с вращающейся, так и с

неподвижной обмоткой, в передат­

 

чиках средней и большой

мощно­

 

сти. В маломощных передатчиках

 

вследствие

небольшой

плотности

 

тока применяют упрощенные токо­

 

съемы с роликовым или скользя­

 

щим контактами.

 

 

 

Токосъемы не должны ухудшать

 

свойства катушки, в которой они

 

подключены, поэтому к ним предъ­

 

являются

требования

надежности

 

контакта и малой величины кон­

 

тактного сопротивления. Значитель­

 

ное увеличение переходного

сопро­

 

тивления вызывает нагрев контакт­

Рис. 3-37. Щеточ­

ной системы токосъема.

Следствием

ный токосъем.

этого нагрева является

изменение

 

свойств контакта и еще большее увеличение переходного сопротивления, приводящее в конечном счете к наруше­ нию контакта. С целью уменьшения переходного сопро­ тивления и уменьшения плотности тока, протекающего через контакты токосъема (т. е. с целью увеличения его надежности), применяют многократные контакты. При­ мером многократного контакта является скользящий контакт на рис. 3-36 и щеточный контакт (рис. 3-37), со­ стоящий из нескольких пружин 1, хорошо притертых к поверхности токосъемного диска 2.

Вариометры для радиопередающих устройств

Вариометр состоит из неподвижного каркаса 1 (ста­ тора) и вращающегося на полуосях 2 каркаса (ротора) (рис. 3-38). Каркас статора является основой всей кон-

127


струкции. Каркасы могут быть выполнены в виде моно­ литных керамических или пластмассовых соединений (рис. 3-38,а), или в виде сборных конструкций. Сбор­ ные каркасы (рис. 3-38,6) состоят из изоляционных плат 5 и металлических кронштейнов, соединяющих их в одно целое, или скоб 6.

4

3 1

 

Рис. 3-38. Схематичное устройство каркасов вариометров.

а —с монолитным каркасом; б— сборный каркас статора.

На каркасах (с внутренней стороны) закрепляются гребенки 4 с пазами для фиксации расположения вит­ ков обмотки статора. С помощью угольников 7 варио­ метр закрепляется на шасси. В вариометрах роторы обычно имеют форму шара или цилиндра. Каркас рото­ ра 3 шарового вариометра состоит из двух взаимно пер­ пендикулярных дисков из керамики или пластмассы с канавками для закрепления провода обмотки. К одному из дисков прикрепляют полуоси для вращения ротора. Оси вращаются во втулках-подшипниках 8. Помимо этого оси используются как токосъемные элементы. С одной стороны на них устанавливаются диски токо­ съемов 9, с другой — подключаются начало и конец об-

128

мотки ротора. Монолитные каркасы роторов позволяют сократить трудоемкость сборки вариометра.

На рис. 3-39 показано устройство ротора длинновол­ нового вариометра. Корпус ротора монолитный, из вы­ сокочастотной пластмассы. Рассмотрим некоторые осо­ бенности сборки подобных роторов. К каркасу 1 с по-

Рис. 3-39. Устройство ротора длинноволнового варио­ метра.

мощью винтов 3, 4 и планок 5 крепятся полуоси 2. Затем полуоси штифтуются двумя штифтами 6. Собран­ ный из трех частей ротор может иметь значительное би­ ение при вращении в подшипниках, что затруднит его плавное вращение. Поэтому полуоси изготовляют с при­ пуском по диаметру с тем, чтобы после сборки ротор можно было установить в центры токарного станка и проточить, обеспечив соосность и отсутствие биения. После центровки на каркас ротора надевают обмотку.

9—935

12»


В зависимости от типа вариометра обмотки имеют цилиндрическую или шаровую форму. Обмотки шаро­ вых роторов и статоров изготовляют из двух половин, располагаемых на каркасах симметрично относительно полуосей. Цилиндрические обмотки статоров изготов­ ляют цельными. Обмотки вариометров ДВ и СВ диапа­ зонов многовитковые, их делают многослойными из изо-

Рис. 3-40. Типы намоток вариометров.

а — полукатушка шарового длинноволнового вариометра; б—по­ лукатушка шарового коротковолнового вариометра; в —статор­ ная цилиндрическая намотка коротковолнового вариометра.

лированного провода, наматывая виток к витку (рис. 3-40, а) . Для получения необходимой жесткости полука­ тушки ее витки в процессе намотки скрепляют нитками, проклеивают полистироловым клеем, а затем пропитыва­ ют бакелитовым лаком и просушивают на оправках.

Обмотки вариометров коротких волн изготавливают из медного неизолированного провода или трубки с при­ нудительным шагом в соответствии с расположением пазов в гребенках. Для улучшения теплоотдачи корот­ коволновые обмотки оксидируют, окрашивая их в чер­ ный цвет.

Рассмотрим особенности сборки коротковолнового вариометра, показанного на рис. 3-41. Ротор I собира­ ется аналогично тому, как это было показано на рис. 3-39. Отличие заключается в том, что длинноволновая обмотка крепится к каркасу ротора нитками, для чего

130


R

f f f = *

^

f

r

t

T

1 T i

1 1 1 1 1 1

 

[ я .

 

 

і і т

-

 

і ч

ч

| Пі

0 '

 

h r

m i

i

l l l

l

і і Щ І И

I

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

■ $ - (f^~л

-S'

Рис. 3-41. Устройство коротковолнового вариометра.

9*

13t

 

предусматриваются отверстия 7 (рис. 3-39), а коротко­ волновые обмотки закрепляются на каркасе за счет на­ тяга провода. Концы обмотки ротора зачищаются, облуживаются и к ним припаиваются кабельные наконеч­ ники. Одним концом обмотка крепится к полуосям винтом 3 (рис. 3-39), а другие концы соединяются меж­ ду собой, для чего используются отверстия 8.

Статор (см. рис. 3-41) вариометра собирается из двух симметричных частей: полукаркасов 2, гребенок 3, полукатушек 4, подшип­ ников 5 и щеток токосъ­ ема 6. Статор, так же как и ротор, проходит пред­

 

 

 

 

варительную

сборку.

 

 

 

 

 

В верхней части

кар­

 

 

 

 

каса

 

устанавливается

и

 

 

 

 

развальцовывается пусто­

 

 

 

 

телая заклепка с кон­

 

 

 

 

тактным лепестком 7. За­

 

 

 

 

тем

вклеивают

гребенки

 

 

 

 

3 в корпус 2 и устанавли­

 

 

 

 

вают обмотку 4, один ко­

 

 

 

 

нец

которой

закрепляет­

 

 

 

 

ся

винтом

8,

другой —

 

 

 

 

впаивается в пустотелую

 

 

 

 

заклепку

7.

На

полуоси

 

 

 

 

роторов

надевают

флан­

 

 

 

 

цы

с

подшипниками

5

 

 

 

 

и

закладывают

ротор

 

 

 

 

двумя

половинами стато-

 

 

 

 

«. ра,

которые свинчивают

л nv^.

u~ ~ z^ é.

ѵ_д t аисшипиш

о а p» riu~

винтами

13.

После*

этого,

1_J ТУ/-»

*3 Л О

I Ф П Л 1 * ТТТ ІІТ Т!Т

П О П ІІ/Т

отрегулировав

свободное

метр с намотками, нанесенны-

ми методом вжигания.

 

вращение ротора,

фикси­

руют положение фланцев подшипников винтами 9 и штифтами 10- Затем устанав­ ливают токосъемные щетки 6 и диски 11, которые после регулировки контактного давления штифтуют. Регули­ ровка фланцев 5 должна обеспечивать плавное вращение ротора, а зазор между витками ротора и статора должен быть постоянным. Заключительной операцией сборки яв­ ляется распайка перемычки 12, соединяющей две статор­ ные полукатушки.

Устройство стабильного вариометра показано на

132