Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
Пружины, выполненные в виде рессор, средней частью прижимаются к штанге, а свободными концами опира ются на штыри 10, укрепленные на керамических пла тах 11. Монтаж между штангой, свободно качающейся
на пружинах 9, и неподвижным |
токосъемом |
выполнен |
||||
мягким многожильным проводом. |
|
закрепление |
||||
В катушках |
мощных |
передатчиков |
||||
обмотки, выполненной из трубки, |
производят таким обра |
|||||
|
зом, чтобы крепление витков |
|||||
|
осуществлялось не |
к каждому |
||||
|
стержню, а через один. Это де |
|||||
|
лается для уменьшения давле |
|||||
|
ния витков обмотки из стерж |
|||||
|
ня при повышении температу |
|||||
|
ры катушки и повышения меж- |
|||||
|
витковой |
электропрочности. |
||||
|
При |
перепадах |
температур |
|||
|
между стержнем и витком об |
|||||
Рис. 3-35. Устранение |
разуется |
воздушный |
промежу |
|||
ионизации воздушно |
ток, способствующий возникно |
|||||
го промежутка путем |
вению ионизации. Для ее уст |
|||||
припайки шины. |
ранения |
воздушный |
промежу |
|||
|
ток |
шунтируют медной шиной |
1 (рис. 3-35), один конец которой впаивается в паз стерж ня 2, а другой — к проводу обмотки 3.
Подвижный токосъем рис. 3-36 представляет сочета ние роликового и скользящего контактов. Провод об мотки 1 охватывается двумя парами латунных шайб 2, прижимаемых к проводу пружинами 3. При вращении
Рис. 3-36. Устройство подвижного токосъема.
126
обмотки шайбы 2 пружины 3 и втулка 4 также соверша ют вращение вокруг своей оси, одновременно переме щая каретку 5 вдоль штанги 7. Токосъем между штан гой и кареткой осуществляется двумя группами гребен чатых пружин 6 с серебряными контактами на конце. Пружины с обеих сторон шунтированы медными шина ми. В токосъеме предусмотрена возможность смены контактных пружин, закрепляемых на каретке хому том 8.
Столь сложные токосъемы применяются в катушках переменной индуктивности как с вращающейся, так и с
неподвижной обмоткой, в передат |
|
|||
чиках средней и большой |
мощно |
|
||
сти. В маломощных передатчиках |
|
|||
вследствие |
небольшой |
плотности |
|
|
тока применяют упрощенные токо |
|
|||
съемы с роликовым или скользя |
|
|||
щим контактами. |
|
|
|
|
Токосъемы не должны ухудшать |
|
|||
свойства катушки, в которой они |
|
|||
подключены, поэтому к ним предъ |
|
|||
являются |
требования |
надежности |
|
|
контакта и малой величины кон |
|
|||
тактного сопротивления. Значитель |
|
|||
ное увеличение переходного |
сопро |
|
||
тивления вызывает нагрев контакт |
Рис. 3-37. Щеточ |
|||
ной системы токосъема. |
Следствием |
ный токосъем. |
||
этого нагрева является |
изменение |
|
свойств контакта и еще большее увеличение переходного сопротивления, приводящее в конечном счете к наруше нию контакта. С целью уменьшения переходного сопро тивления и уменьшения плотности тока, протекающего через контакты токосъема (т. е. с целью увеличения его надежности), применяют многократные контакты. При мером многократного контакта является скользящий контакт на рис. 3-36 и щеточный контакт (рис. 3-37), со стоящий из нескольких пружин 1, хорошо притертых к поверхности токосъемного диска 2.
Вариометры для радиопередающих устройств
Вариометр состоит из неподвижного каркаса 1 (ста тора) и вращающегося на полуосях 2 каркаса (ротора) (рис. 3-38). Каркас статора является основой всей кон-
127
струкции. Каркасы могут быть выполнены в виде моно литных керамических или пластмассовых соединений (рис. 3-38,а), или в виде сборных конструкций. Сбор ные каркасы (рис. 3-38,6) состоят из изоляционных плат 5 и металлических кронштейнов, соединяющих их в одно целое, или скоб 6.
4 |
3 1 |
|
Рис. 3-38. Схематичное устройство каркасов вариометров.
а —с монолитным каркасом; б— сборный каркас статора.
На каркасах (с внутренней стороны) закрепляются гребенки 4 с пазами для фиксации расположения вит ков обмотки статора. С помощью угольников 7 варио метр закрепляется на шасси. В вариометрах роторы обычно имеют форму шара или цилиндра. Каркас рото ра 3 шарового вариометра состоит из двух взаимно пер пендикулярных дисков из керамики или пластмассы с канавками для закрепления провода обмотки. К одному из дисков прикрепляют полуоси для вращения ротора. Оси вращаются во втулках-подшипниках 8. Помимо этого оси используются как токосъемные элементы. С одной стороны на них устанавливаются диски токо съемов 9, с другой — подключаются начало и конец об-
128
мотки ротора. Монолитные каркасы роторов позволяют сократить трудоемкость сборки вариометра.
На рис. 3-39 показано устройство ротора длинновол нового вариометра. Корпус ротора монолитный, из вы сокочастотной пластмассы. Рассмотрим некоторые осо бенности сборки подобных роторов. К каркасу 1 с по-
Рис. 3-39. Устройство ротора длинноволнового варио метра.
мощью винтов 3, 4 и планок 5 крепятся полуоси 2. Затем полуоси штифтуются двумя штифтами 6. Собран ный из трех частей ротор может иметь значительное би ение при вращении в подшипниках, что затруднит его плавное вращение. Поэтому полуоси изготовляют с при пуском по диаметру с тем, чтобы после сборки ротор можно было установить в центры токарного станка и проточить, обеспечив соосность и отсутствие биения. После центровки на каркас ротора надевают обмотку.
9—935 |
12» |
В зависимости от типа вариометра обмотки имеют цилиндрическую или шаровую форму. Обмотки шаро вых роторов и статоров изготовляют из двух половин, располагаемых на каркасах симметрично относительно полуосей. Цилиндрические обмотки статоров изготов ляют цельными. Обмотки вариометров ДВ и СВ диапа зонов многовитковые, их делают многослойными из изо-
Рис. 3-40. Типы намоток вариометров.
а — полукатушка шарового длинноволнового вариометра; б—по лукатушка шарового коротковолнового вариометра; в —статор ная цилиндрическая намотка коротковолнового вариометра.
лированного провода, наматывая виток к витку (рис. 3-40, а) . Для получения необходимой жесткости полука тушки ее витки в процессе намотки скрепляют нитками, проклеивают полистироловым клеем, а затем пропитыва ют бакелитовым лаком и просушивают на оправках.
Обмотки вариометров коротких волн изготавливают из медного неизолированного провода или трубки с при нудительным шагом в соответствии с расположением пазов в гребенках. Для улучшения теплоотдачи корот коволновые обмотки оксидируют, окрашивая их в чер ный цвет.
Рассмотрим особенности сборки коротковолнового вариометра, показанного на рис. 3-41. Ротор I собира ется аналогично тому, как это было показано на рис. 3-39. Отличие заключается в том, что длинноволновая обмотка крепится к каркасу ротора нитками, для чего
130
R |
f f f = * |
^ |
f |
r |
t |
T |
1 T i |
1 1 1 1 1 1 |
|
[ я . |
|
|
і і т— |
- |
|||
|
і ч |
ч |
— |
| Пі |
0 ' |
|||
|
h r |
m i |
i |
l l l |
l |
і і Щ І И |
||
I |
— |
|
|
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
■ $ - (f^~л
-S'
Рис. 3-41. Устройство коротковолнового вариометра.
9* |
13t |
|
предусматриваются отверстия 7 (рис. 3-39), а коротко волновые обмотки закрепляются на каркасе за счет на тяга провода. Концы обмотки ротора зачищаются, облуживаются и к ним припаиваются кабельные наконеч ники. Одним концом обмотка крепится к полуосям винтом 3 (рис. 3-39), а другие концы соединяются меж ду собой, для чего используются отверстия 8.
Статор (см. рис. 3-41) вариометра собирается из двух симметричных частей: полукаркасов 2, гребенок 3, полукатушек 4, подшип ников 5 и щеток токосъ ема 6. Статор, так же как и ротор, проходит пред
|
|
|
|
варительную |
сборку. |
|
|||||
|
|
|
|
В верхней части |
кар |
||||||
|
|
|
|
каса |
|
устанавливается |
и |
||||
|
|
|
|
развальцовывается пусто |
|||||||
|
|
|
|
телая заклепка с кон |
|||||||
|
|
|
|
тактным лепестком 7. За |
|||||||
|
|
|
|
тем |
вклеивают |
гребенки |
|||||
|
|
|
|
3 в корпус 2 и устанавли |
|||||||
|
|
|
|
вают обмотку 4, один ко |
|||||||
|
|
|
|
нец |
которой |
закрепляет |
|||||
|
|
|
|
ся |
винтом |
8, |
другой — |
||||
|
|
|
|
впаивается в пустотелую |
|||||||
|
|
|
|
заклепку |
7. |
На |
полуоси |
||||
|
|
|
|
роторов |
надевают |
флан |
|||||
|
|
|
|
цы |
с |
подшипниками |
5 |
||||
|
|
|
|
и |
закладывают |
ротор |
|||||
|
|
|
|
двумя |
половинами стато- |
||||||
|
|
|
|
«. ра, |
которые свинчивают |
||||||
л nv^. |
u~ ~ z^ é. |
ѵ_д t аисшипиш |
о а p» riu~ |
винтами |
13. |
После* |
этого, |
||||
1_J ТУ/-» |
*3 Л О |
I Ф П Л 1 * ТТТ ІІТ Т!Т |
П О П ІІ/Т |
отрегулировав |
свободное |
||||||
метр с намотками, нанесенны- |
|||||||||||
ми методом вжигания. |
|
вращение ротора, |
фикси |
руют положение фланцев подшипников винтами 9 и штифтами 10- Затем устанав ливают токосъемные щетки 6 и диски 11, которые после регулировки контактного давления штифтуют. Регули ровка фланцев 5 должна обеспечивать плавное вращение ротора, а зазор между витками ротора и статора должен быть постоянным. Заключительной операцией сборки яв ляется распайка перемычки 12, соединяющей две статор ные полукатушки.
Устройство стабильного вариометра показано на
132