Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ционные шайбы 8. Перед установкой винта в отверстие пакета следует убедиться в том, что края отверстия ров­ ные и в нем нет выступающих пластин, которые могут со­ драть или повредить изоляцию на болте. Стягивание про­ изводится путем постепенного заворачивания гаек 11 по­ очередно на всех 4-х винтах (рис. 3-19). В противном случае трудно избежать перекоса пакета и недопустимо-

Рис. 3-19. Сборка трансформатора.

/ — переходная плата; 2 — магнитопровод; 3, 5—планки; 4—клин; 6 — катушка; 7 —- стяжной винт; 8—изоляционная шайба; 9—изо«- ляционная трубка; 10 — шайба; 11 — гайка.

го взаимного перемещения пластин в нем. После затя­ гивания винтов резьбу, выступающую из гаек, закра­ шивают нитроэмалью или другой краской, чтобы предо­ хранить гайки от самоотвинчивания. Затем производятся установка переходной платы 1 и пайка выводов к ее лепесткам.

Стягивание пакетов магнитопроводов, пластины ко­ торых не имеют стяжных отверстий, производится дву­ мя способами. На рис. 3-20 показан метод стягиванйя пакета с помощью двух рамок 3 и 5, на одной из кото­ рых установлена переходная плата /, и плоских стяжек 2. Рамки накладываются на предварительно собранный и укрепленный в катушке 7 с помощью клина магнитопровод 4, а стяжки 2 вставляются в имеющиеся на рам­ ках отверстия прямоугольной формы. Выступающий; ко­

нец 6 стяжки специальным ключом разворачивается на 90° и тем самым осуществляется стягивание и рамок и пластин магнитопровода. Этот способ более производи­ тельный, чем с применением болтов или шпилек, но обя­

зательно

требующий

фиксирующего

приспособления

для предотвращения перемещения

пластин

магнитопро­

 

 

 

вода при стяжке. По другому ме­

 

 

 

тоду

магнитопровод

 

стягивают

 

 

 

обжимными скобами с предвари­

 

 

 

тельной подкладкой под них (ес­

 

 

 

ли это оговорено в чертеже)

изо­

 

 

 

ляционных прокладок из электро­

 

 

 

картона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 3-21 показан метод

 

 

 

стягивания

магнитопровода

по

 

 

 

всему

сечению с

помощью двух

 

 

 

скоб 2 и 3.

Обжатие

производят

 

 

 

комбинированными

штампами.

 

 

 

За один ход пресса скобы обжи­

 

 

 

маются

одновременно

со

 

всех

 

 

 

сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стяжка половинок разрезного

 

 

 

ленточного

магнитопровода

про­

 

 

 

изводится с помощью металличе­

 

 

 

ской ленты толщиной 0,2—0,6 мм,

 

 

 

которая должна охватывать маг­

Рис. 3-20. Сборка транс­

нитопровод по всему его обводу.

Способы

стяжки

показаны

на

форматора

с

магнито-

рис. 3-22. Стяжка должна обе­

проводом,

не

имеющим

стяжных отверстий.

спечивать

механическую

проч­

/ — переходная

плата;

ность

магнитопровода

и

мини­

2 — стяжка;

3 —рамка; 4 —

мальный воздушный зазор. По­

магнитопровод;

5 — рамка;

6 — место разворота конца

скольку существование этого за­

стяжки; 7 — катушка.

зора, хоть и малой величины, не­

 

 

 

избежно,

то в тех случаях,

когда

он нежелателен, торцы половинок магнитопровода склеивают специальной пастой, например, смесью эпоксидной смолы с карбонильным железом. При этом не только улучшается свойство магнитопровода, но и увеличивается его механическая прочность.

Сборка тороидальных трансформаторов заключает­ ся в установке на магнитопроводе с намотанной на него обмоткой конструктивных элементов, обеспечивающих его крепление на шасси прибора. Один из вариантов

112


крепления трансформатора со встроенными в его об­ мотку лепестками показан на рис. 3-23.

В малогабаритных трансформаторах и дросселях применяются в принципе те же методы сборки, что и в

Рис. 3-21. Сборка трансформатора с помощью об­ жимных скоб.

1 — катушка; 2 — верхняя обжимная скоба; 3 — нижняя об­ жимная скоба; 4 — магнитопровод; 5 — лапка, с помощью которой трансформатор крепится к шасси,

;

Рис. 3-22. Стяжка ленточных сердечников с помощью ленты.

1 — стяжной винт; 2 — лапки для крепления трансформатора к шасси.

обычных, т. е. стягивание магнитопроводов шпильками, скобами и лентами. Однако вследствие малых размеров и массы имеются некоторые особенности. Масса магни­ топроводов обычных трансформаторов составляет в среднем несколько килограмм, а малогабаритных не

8—935

113

свыше 50—80 г. Это позволяет упростить их конструк­ цию и сборку. Например, рамки для равномерной стяж­ ки магнитопроводов становится возможным изготавли­ вать из пластмассы с запрессованными в нее контактны­ ми лепестками. Склеивание, имевшее ранее вспомога­ тельную роль, в малогабаритных трансформаторах в некоторых случаях позволяет полностью исключить не-

Рис. 3-23. Сборка трансфор­ матора на тороидальном сердечнике.

1

— пластмассовая

шайба;

Рис. 3-24.

Малогабаритный транс­

2

— магнитопровод с

обмоткой;

3 — гайка со

стопорной шайбой;

форматор,

собранный методом

4

— стяжная

шпилька

или болт;

5 — шасси прибора.

 

склеивания.

обходимость механических соединений. На рис. 3-24 изображен малогабаритный трансформатор, собранный методом склеивания. Склеивание дает возможность из­ готавливать трансформаторы, состоящие только из маг­ нитопровода и каркаса с обмоткой, аналогичного тому, который изображен на рис. 3-8.

Испытание трансформаторов и дросселей. Изготовленная катуш­ ка перед ее поступлением на сборку трансформатора должна прове­ ряться на соответствие требованиям чертежа по механическим и по электрическим характеристикам.

Внешним осмотром проверяется правильность заделки и оформ­ ления выводов, укладка изоляции, отсутствие сколов и трещин на де­ талях каркаса, вмятин на обмотке, повреждения наружной изоляции обмотки и изоляции выводов; должны отсутствовать неплотность об­ мотки, перекосы гильз и щек каркаса.

Проверка катушек по электрическим характеристикам заключа­ ется в испытании на отсутствие короткозамкнутых витков и проверке омического сопротивления обмоток.

Полностью изготовленные трансформаторы и дроссели проверя­ ются по внешнему виду и размерам на соответствие чертежіу, требо­ ваниям технических условий на изготовление. Штырьки и лепестки

114


на переходных платах должны быть прочно закреплены. Не должно быть подтеков флюса на изоляции выводов и переходных платах. Распайка выводов должна соответствовать-требованиям нормали по монтажу. Влагозащитное покрытие не должно иметь вмятин, трещин, сколов и отслаиваний.

После внешнего осмотра трансформаторы и дроссели подверга­ ют испытанию на вибропрочность. Цель этого испытания выявить грубые нарушения технологии в сборке изделия.

У трансформаторов обычно проверяются следующие параметры: а) величина тока холостого хода; б) напряжение вторичных обмоток в режиме холостого хода;

в) напряжения в обмотках в режиме номинальной нагрузки; г) степень асимметрии обмоток; д) индуктивность обмоток;

е) коэффициент трансформации обмоток и др. параметры.

Удросселей дополнительно проверяется индуктивность обмоток

впределах рабочего тока подмагничивания.

Утрансформаторов и дросселей контролируют:

а) сопротивление обмоток; б) правильность расположения выводов;

в) сопротивления и электропрочности изоляции как межвитковой, так и между обмотками и обмотками и корпусом;

г) перегрев обмоток.

3-3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СБОРКА КАТУШЕК ИНДУКТИВНОСТИ

Н а значение и разновидност и конст рукций

Катушки индуктивности по назначению разделяются на две группы: а) катушки контуров; б) дроссели высокой частоты.

По конструкции катушки могут быть как постоянной, так и из­ меняемой индуктивности (т. н. катушки переменной индуктивности и вариометры). Последние выполняют роль элементов настройки в колебательных контурах.

Основные параметры катушек индуктивности следующие.

1.Индуктивность катушки зависит от диапазона частот и колеб­ лется от долей микрогенри до десятков миллигенри.

2.Добротность характеризует величину потерь энергии в катуш­ ке. Чем выше добротность, тем лучше избирательность, стабильность

частоты и коэффициент полезного действия колебательного контура. Чем меньше потери в проводе намотки, его изоляции и материале каркаса катушки, тем выше ее добротность.

Практически добротность катушек, используемых в колебатель­ ных контурах, не превышает 300. На добротность катушки оказыва­ ют влияние соседние металлические детали, экраны и арматура, рас­ полагаемые рядом. Вихревые токи, возбуждаемые катушкой в сосед­ них деталях, экранах и арматуре, вызывают дополнительные потери, в результате чего эффективная добротность катушки уменьшается

на 20—30%.

3. Собственная емкость катушки обусловлена распределенной емкостью между отдельными витками, и емкостью между обмотками и корпусом прибора. Наличие собственной емкости уменьшает доб­ ротность и стабильность катушки из-за потерь энергии в диэлектри­ ке каркаса и изоляции обмоточных проводов, вызванных протека-

8*

115


нием в них емкостных токов. Особенно сильно сказывается действие собственной емкости катушки при малых значениях контурных ем­ костей, что имеет место на КВ и УКВ диапазонах. Собственная ем­ кость катушки колеблется от долей до десятков пикофарад и зависит от конструкции и размеров катушки.

4. Стабильность характеризуется изменением величины индуктив­ ности и добротности под воздействием естественного старения мате­ риалов, из которых изготовлена катушка, повышенной влажности, изменения температуры окружающей среды, вибрации и тряски.

Влажность вызывает увеличение емкостных и конвекционных то­ ков в диэлектрике и тем самым понижает добротность. Изменение

температуры влечет за собой изменение

геометрических

размеров

каркаса и намотки и, следовательно, индуктивности катушки.

Мощные катушки используются

в

радиопередатчиках

средней

и большой мощности, работающих

в диапазоне длинных,

средних

и коротких волн. К мощным катушкам дополнительно предъявляют­

ся требования электропрочности во

всем рабочем

диапазоне частот

и способности обмотки без повреждения пропускать

токи

большой

силы.

 

 

 

 

Область применения маломощных катушек — это

контуры УВЧ,

фильтры ПЧ и генераторы радиоприемников и передатчиков

малой

мощности.

 

 

 

 

Стабильные катушки отличаются малым изменением индуктивно­

сти и собственной емкости в течение

длительного

времени при воз­

действии дестабилизирующих факторов. Применяются они в задаю­ щих генераторах радиопередатчиков и стабильных гетеродинах ра­ диоприемников.

Катушки постоянной индуктивности могут иметь одно или не­ сколько значений индуктивности. В этом случае от отдельных витков катушки делаются отводы, которые соединяются с переключающим устройством.

Катушки постоянной индуктивности

Коротковолновые катушки (для частот начиная с 1 500 кгц и выше) изготавливают с однослойной обмот­ кой. Для более длинных волн этого диапазона обмотка, как правило, сплошная, одножильным проводом в эма­ левой или шелковой изоляции. При необходимости иметь повышенную добротность намотку для частот до 5—6 Мгц выполняют литцентратом (например, ЛЭШО 0,07X7). Начиная с частот 3—6 Мгц и выше намотку ве­ дут с принудительным шагом, причем, чем выше часто­ та настройки контура, в_^котором должна работать ка­ тушка, тем должен быть толще провод и больше шаг намотки. Каркасы коротковолновых катушек изготавли­ вают из керамики или пластмассы. Чаще всего они ци­ линдрической формы (рис. 3-25, а) или ребристые (рис. 3-25, б) для увеличения добротности и уменьшения соб­ ственной емкости. На каркасах наносятся канавки (хо­ рошо видимые на рис. 3-25), в которых располагают

не


витки. Канавки упрощают шаговую намотку и устраня­ ют перемещение витков при вибрации, тряске и боль­ ших перепадах температур.

Керамическая катушка, изображенная на рис. 3-25, а, состоит из каркаса 1 и фланцев. Фланец 2 служит для крепления катушки к шасси, на фланце 3 устанавлива­ ют детали контура (например, подстроечный конденса-

Рис. 3-25. Виды каркасов катушек индуктивности.

а — сборный цилиндрический каркас с ка­ навками для намотки; б — ребристый кар­ кас.

тор). Сборка каркаса состоит в предварительном соеди­ нении каркаса 1 с фланцами 2 и 3 глазурованием и последующей установке и припайке штырьков 4 в ме­ таллизированных отверстиях каркаса.

В катушках, предназначенных для передатчиков мощностью до 100—150 вт, применяют каркасы, изго­ товленные из керамики или пластмассы и по конструк­ ции аналогичные каркасу, показанному на рис. 3-25, б, с той лишь разницей, что здесь для намотки использует­ ся толстый неизолированный провод (диаметром до 3— 3,5 мм). Концы провода закрепляются уже не на шты­ ри, а как показано на рис. 3-26.

Намотка провода на каркас производится с натягом. Это обеспечивает прочное прилегание провода при его нагревании. Необходимый натяг выбирают из условия утонения диаметра провода при намотке на 5—6%.

117

В катушках коротковолновых радиопередатчиков мощностью 200 вт и более применяются обмотки из про­ вода с большим периметром, так как на высоких часто­ тах наибольшая плотность тока имеет место в наруж­ ной части провода. Увеличение периметра провода уменьшает его сопротивление и облегчает тепловой ре­ жим. С повышением частоты становится целесообраз-

Рис. 3-26. Пример закрепле­

Рис. 3-27. Профили

ния конца обмотки коротко­

проводов намоток.

волновой катушки.

из про­

а — сплошного сечения;

/ — каркас; 2 — петля

б — полого сечения.

вода

обмотки;

3 — обжимка;

 

4 — крепежный

винт с

шайбами

 

и гайками; 5 — наконечник, к ко­

 

торому

припаивается

монтаж­

 

ный провод.

 

 

 

ным применять вместо сплошного провода медную трубку. Профили проводов обмоток, применяемых в ка­ тушках постоянной индуктивности, показаны на рис. 3-27. При больших токах, протекающих через обмотку, решающее значение приобретает обспечение надежного переходного контакта между проводом обмотки и мон­ тажными шинами.

С увеличением тока возрастает нагрев провода об­ мотки. При температуре провода выше 100 °С применя­ ют принудительное воздушное или водяное охлаждение катушек.

Для изготовления катушек средних и длинных волн с большой индуктивностью применяют многослойную обмотку, а для увеличения добротности используют литцендрат.

118