Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
отпечаток, форма и положение которого позволяют су дить о правильности зацепления (рис. 1-27).
После сборки червячную передачу контролируют на легкость провертывания- В любом положении червячно го колеса усилие, необходимое для провертывания пе редачи, должно быть одинаковым. Допустимые измене
ния усилия |
провертывания |
зависят |
от класса |
передачи |
|
и составляют обычно от |
10 до 30%. |
сборку, |
и собран |
||
Детали, |
подаваемые |
на |
узловую |
ные узлы, подаваемые на общую сборку изделия, не дол жны иметь загрязнений. Металлические опилки, мель чайшие кусочки стружки, остатки обтирочных материа лов, абразивный порошок, попадая в отверстия или ка налы детали, могут впоследствии при работе прибора или ее блока попасть вместе со смазкой в подшипники или зазоры других подвижных сопряжений и вызвать их преждевременный износ.
Для предотвращения этого детали и узлы до сбор ки должны быть хорошо очищены и вымыты. Очистка узлов и деталей от слоя антикоррозионной смазки, на ложенной при консервации деталей и узлов, следов кра ски и других твердых загрязнений осуществляется меха ническим путем, при помощи приводных и ручных щеток, с последующей мойкой и обдувкой сжатым воз духом. Для мойки применяют преимущественно следую щие способы: химический — мойка окунаньем или струй ная мойка с применением органических растворителей; электрохимический в спокойном или принудительно воз буждаемом электролите и ультразвуковой.
При крупносерийном производстве применяют меха низированные мойки для узлов и деталей. В мелкосерий ном производстве применяют промывочные шкафы, к которым подводятся два шланга — жидкостный и воз душный, присоединенные к специальному крану-пульве ризатору. По жидкостному шлангу поступает моющая жидкость, а по воздушному — сжатый воздух. Капли рас пыленной воздухом жидкости с силой ударяют о повер хность детали и промывают ее. После промывки мож но при помощи того же крана, выключив моющую жидкость, обдуть деталь сжатым воздухом и высу шить ее.
Основными элементами электромеханических устрой ств, применяемых в составе радиоэлектронной аппара туры, являются редукторы привода и автоматики.
57
Р е д у к т о р ы |
а в т о м а т и к и |
осуществляют |
привод |
исполнительных |
звеньев антенны |
и содержат |
в своем |
составе управляемый электродвигатель, набор зубчатых колес, предохранительные фрикционные муфты и элек
трические датчики |
обратной связи по углу и скорости. |
Р е д у к т о р ы |
п р и в о д а предназначены для связи |
с осями антенны потенциометров или сельсинов, выраба тывающих электрические сигналы, соответствующие по ложению луча антенны в пространстве. Редукторы этого назначения не имеют элементов привода — электро двигателя, а связываются с антенной с помощью соеди нительных муфт. Они состоят из набора зубчатых колес, как правило безлюфтовых, элементов блокировки и сиг нализации и т. д. Сборку опор валов в таких редукторах производят, как правило, на шарикоподшипниках.
Основными преимуществами шарикоподшипников, благодаря которым они получили широкое применение по сравнению с подшипниками скольжения, являются следующие: меньшие потери на трение и, что очень важ но, меньший момент трогания с места подвижных частей прибора, опирающихся на эти подшипники; меньшая чувствительность момента трения к колебаниям темпе ратуры; невысокие требования к смазке (шарикопод шипники длительное время обычно до ремонта прибора работают на смазке, заложенной при сборке прибора на заводе).
Применение шарикоподшипников облегчает сборку и ремонт приборов, позволяет применять для валов ме таллы, плохо сопротивляющиеся износу. Особенно шари коподшипники незаменимы для высокоскоростных ус тройств и механизмов, требующих малого момента страгивания с места.
По направлению действия воспринимаемой нагрузки шарикоподшипники разделяют на радиальные, радиаль но-упорные, упорно-радиальные и упорные.
Шарикоподшипники радиальные однорядные могут работать под осевой нагрузкой при высоких оборотах. Они имеют наименьшие потери на трение по сравнению с другими типами подшипников тех же габаритов.
Радиальные однорядные подшипники могут работать с перекосом внутреннего кольца по отношению к наруж ному не более 'А0На это следует обращать внимание при сборке механизмов, так как при больших перекосах долговечность шарикоподшипников резко снижается.
5»
Шарикоподшипники сферические, самоустанавливающиеся предназначены для восприятия радиальной на грузки, могут работать при перекосе внутреннего коль ца относительно наружного до 3°.
Шарикоподшипники радиально-упорные предназна чены для восприятия комбинированных нагрузок, дейст вующих в радиальном и осевом направлениях. Шарико подшипники упорные применяют в тех случаях, когда для восприятия значительных осевых нагрузок не могут быть использованы радиальные или радиально-упорные шарикоподшипники.
Точность вращения шарикоподшипников характери зуется радиальным биением внутреннего и наружного колец, боковым биением по дорожке качения внутренне го и наружного колец.
Смазка шарикоподшипников снижает трение, предо храняет от коррозии поверхности шариков и рабочие поверхности колец, уменьшает шум, содействует равно мерному распределению тепла во всех частях подшип ника и отводу от него тепла. Она также способствует защите рабочих поверхностей от загрязнения.
При выборе смазки следует учитывать нагрузку, ско рость и рабочую температуру в подшипнике. Чем боль ше нагрузка и выше температура, тем большей вязко стью должна обладать смазка. При малых нагрузках, низких температурах и высоких скоростях применяют маловязкие масла: приборное вазелиновое, масло МВП и т. п.
Низкая температура окружающей среды до — 60° С, при которой работают самолетные радиолокационные станции, не позволяет применять принудительную жид кую смазку и масляные ванны в редукторах бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Жидкую смазку нельзя также применять и потому, что в состав редукторов входят электроэлементы, не допускающие попадания в них масла. Поэтому во всех редукторах бортовой радио электронной аппаратуры используют консистентную смазку или жидкое масло, наносимые методом дозиро вания на элементы, подлежащие смазке.
Покупные шарикоподшипники не всегда удовлетво ряют требованиям чертежей на сборку ответственных механизмов. Это объясняется разбросом основных па раметров шарикоподшипников, лежащих, однако, в пре делах допусков на них.
69
Поэтому перед сборкой ответственных механизмов необходимо контролировать наружный и внутренний диаметры и величину момента трения шарикоподшип ника, что обеспечивает заданный характер сопряжения с деталями механизма и необходимую величину момен та трогания.
При установке шарикоподшипника на валу или в корпусе следует использовать торцы колец базы, доби ваясь плотного контакта колец подшипника с буртика ми вала, корпуса или промежуточной детали.
Для осуществления надежного сопряжения подшип ника с валом и корпусом посадочные места должны быть обработаны соответственно ГОСТ 3325-55; должны быть чистыми, гладкими, без рисок, задиров и корро зионных пятен. Шероховатость посадочных поверхностей для высокоточных шарикоподшипников должна соот ветствовать 7-му—9-му классу, для менее точных 5-му— 7-му классу, а торцов заплечиков валов и корпусов 5-му—7-му классу частоты.
Допустимые отклонения от правильной геометриче ской формы мест посадки шарикоподшипников на ва
лах и корпусах не должны превышать: |
на |
овальность |
и конусность — не более 0,5 поля допуска |
на диаметр |
|
посадочных поверхностей; для точных |
подшипников |
класса А и С — не более 0,25 допуска. Биение заплечика для подшипников нормальной и повышенной точно сти 0,02—0,03 мм на валу и 0,04—0,07 мм в отверстии корпуса.
Контроль производится индикатором или минимет ром.
С б о р к а у з л а в а л — п о д ш и п н и к . Подшипник тщательно промывают в 6%-ном растворе масла в бен зине или в горячих антикоррозионных водных растворах. В хорошо промытом шарикоподшипнике наружное коль цо должно легко и равномерно вращаться. Проверку ведут, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Затем промытый подшип ник нагревают в масляной ванне при температуре 60— 100 °С в течение 15—20 мин, устанавливают на вал и доводят до места небольшим осевым усилием. Сторона подшипника, на которой нанесено заводское клеймо, должна быть снаружи.
Операцию напрессовки необходимо производить обя^ зательно с применением оправок. Наносить удары не
бо
посредственно по подшипнику нельзя, так как при этом могут быть поломаны кольца, повреждены шарики.
Осевые силы, требуемые для установки подшипников качения, должны прикладываться только к тому коль цу, которое при данной операции сопрягается с базовой
;
Рис. 1-28. Сборка |
валика |
Рис. 1-29. Сборка валика с плава |
||
в распор. |
|
|
ющей опорой. |
|
І — корпус редуктора; |
2—шари |
1 — опора с осевым |
креплением вали |
|
коподшипник; |
3 — регулирую |
ка; 2 — плавающая |
опора; 3 — люфто |
|
щая прокладка; |
4 — фланец, за |
выбирающая пружина. |
крывающий подшипник.
деталью. Если подшипник одновременно монтируется на вал и в корпус, то усилия передаются на торцы обоих колец. Во избежание перекоса подшипника при его запрессовке рекомендуется применять подставки, обес печивающие хорошее базирование деталей узла.
Для разъемных и неразъемных корпусов применяют крепление подшипников в них. Подшипники в корпус монтируют обычно после установки их на валу. Так как кольца шарикоподшипников имеют малую жесткость, очень важно при сборке не допускать их перекоса.
С б о р к а |
р е д у к т о р о в . |
Сборку необходимо про |
изводить в |
соответствии с их |
сборочными чертежами |
и инструкциями по сборке, прилагаемыми к чертежам. Основное внимание должно быть обращено на пра вильную установку опор валов на отобранных шарико подшипниках, на сцепление зубчатых колес, устранение
мертвого хода, сборку фрикционных |
и поводковых |
муфт. |
сборки вала на |
Наиболее распространенный способ |
шарикоподшипниках в корпус показан на рис. 1-28. Вал
собирается в распор за |
счет выборки осевых люфтов |
в шарикоподшипниках с |
помощью прокладок, помещае |
61