Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отпечаток, форма и положение которого позволяют су­ дить о правильности зацепления (рис. 1-27).

После сборки червячную передачу контролируют на легкость провертывания- В любом положении червячно­ го колеса усилие, необходимое для провертывания пе­ редачи, должно быть одинаковым. Допустимые измене­

ния усилия

провертывания

зависят

от класса

передачи

и составляют обычно от

10 до 30%.

сборку,

и собран­

Детали,

подаваемые

на

узловую

ные узлы, подаваемые на общую сборку изделия, не дол­ жны иметь загрязнений. Металлические опилки, мель­ чайшие кусочки стружки, остатки обтирочных материа­ лов, абразивный порошок, попадая в отверстия или ка­ налы детали, могут впоследствии при работе прибора или ее блока попасть вместе со смазкой в подшипники или зазоры других подвижных сопряжений и вызвать их преждевременный износ.

Для предотвращения этого детали и узлы до сбор­ ки должны быть хорошо очищены и вымыты. Очистка узлов и деталей от слоя антикоррозионной смазки, на­ ложенной при консервации деталей и узлов, следов кра­ ски и других твердых загрязнений осуществляется меха­ ническим путем, при помощи приводных и ручных щеток, с последующей мойкой и обдувкой сжатым воз­ духом. Для мойки применяют преимущественно следую­ щие способы: химический — мойка окунаньем или струй­ ная мойка с применением органических растворителей; электрохимический в спокойном или принудительно воз­ буждаемом электролите и ультразвуковой.

При крупносерийном производстве применяют меха­ низированные мойки для узлов и деталей. В мелкосерий­ ном производстве применяют промывочные шкафы, к которым подводятся два шланга — жидкостный и воз­ душный, присоединенные к специальному крану-пульве­ ризатору. По жидкостному шлангу поступает моющая жидкость, а по воздушному — сжатый воздух. Капли рас­ пыленной воздухом жидкости с силой ударяют о повер­ хность детали и промывают ее. После промывки мож­ но при помощи того же крана, выключив моющую жидкость, обдуть деталь сжатым воздухом и высу­ шить ее.

Основными элементами электромеханических устрой­ ств, применяемых в составе радиоэлектронной аппара­ туры, являются редукторы привода и автоматики.

57


Р е д у к т о р ы

а в т о м а т и к и

осуществляют

привод

исполнительных

звеньев антенны

и содержат

в своем

составе управляемый электродвигатель, набор зубчатых колес, предохранительные фрикционные муфты и элек­

трические датчики

обратной связи по углу и скорости.

Р е д у к т о р ы

п р и в о д а предназначены для связи

с осями антенны потенциометров или сельсинов, выраба­ тывающих электрические сигналы, соответствующие по­ ложению луча антенны в пространстве. Редукторы этого назначения не имеют элементов привода — электро­ двигателя, а связываются с антенной с помощью соеди­ нительных муфт. Они состоят из набора зубчатых колес, как правило безлюфтовых, элементов блокировки и сиг­ нализации и т. д. Сборку опор валов в таких редукторах производят, как правило, на шарикоподшипниках.

Основными преимуществами шарикоподшипников, благодаря которым они получили широкое применение по сравнению с подшипниками скольжения, являются следующие: меньшие потери на трение и, что очень важ­ но, меньший момент трогания с места подвижных частей прибора, опирающихся на эти подшипники; меньшая чувствительность момента трения к колебаниям темпе­ ратуры; невысокие требования к смазке (шарикопод­ шипники длительное время обычно до ремонта прибора работают на смазке, заложенной при сборке прибора на заводе).

Применение шарикоподшипников облегчает сборку и ремонт приборов, позволяет применять для валов ме­ таллы, плохо сопротивляющиеся износу. Особенно шари­ коподшипники незаменимы для высокоскоростных ус­ тройств и механизмов, требующих малого момента страгивания с места.

По направлению действия воспринимаемой нагрузки шарикоподшипники разделяют на радиальные, радиаль­ но-упорные, упорно-радиальные и упорные.

Шарикоподшипники радиальные однорядные могут работать под осевой нагрузкой при высоких оборотах. Они имеют наименьшие потери на трение по сравнению с другими типами подшипников тех же габаритов.

Радиальные однорядные подшипники могут работать с перекосом внутреннего кольца по отношению к наруж­ ному не более 'А0На это следует обращать внимание при сборке механизмов, так как при больших перекосах долговечность шарикоподшипников резко снижается.


Шарикоподшипники сферические, самоустанавливающиеся предназначены для восприятия радиальной на­ грузки, могут работать при перекосе внутреннего коль­ ца относительно наружного до 3°.

Шарикоподшипники радиально-упорные предназна­ чены для восприятия комбинированных нагрузок, дейст­ вующих в радиальном и осевом направлениях. Шарико­ подшипники упорные применяют в тех случаях, когда для восприятия значительных осевых нагрузок не могут быть использованы радиальные или радиально-упорные шарикоподшипники.

Точность вращения шарикоподшипников характери­ зуется радиальным биением внутреннего и наружного колец, боковым биением по дорожке качения внутренне­ го и наружного колец.

Смазка шарикоподшипников снижает трение, предо­ храняет от коррозии поверхности шариков и рабочие поверхности колец, уменьшает шум, содействует равно­ мерному распределению тепла во всех частях подшип­ ника и отводу от него тепла. Она также способствует защите рабочих поверхностей от загрязнения.

При выборе смазки следует учитывать нагрузку, ско­ рость и рабочую температуру в подшипнике. Чем боль­ ше нагрузка и выше температура, тем большей вязко­ стью должна обладать смазка. При малых нагрузках, низких температурах и высоких скоростях применяют маловязкие масла: приборное вазелиновое, масло МВП и т. п.

Низкая температура окружающей среды до — 60° С, при которой работают самолетные радиолокационные станции, не позволяет применять принудительную жид­ кую смазку и масляные ванны в редукторах бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Жидкую смазку нельзя также применять и потому, что в состав редукторов входят электроэлементы, не допускающие попадания в них масла. Поэтому во всех редукторах бортовой радио­ электронной аппаратуры используют консистентную смазку или жидкое масло, наносимые методом дозиро­ вания на элементы, подлежащие смазке.

Покупные шарикоподшипники не всегда удовлетво­ ряют требованиям чертежей на сборку ответственных механизмов. Это объясняется разбросом основных па­ раметров шарикоподшипников, лежащих, однако, в пре­ делах допусков на них.

69

Поэтому перед сборкой ответственных механизмов необходимо контролировать наружный и внутренний диаметры и величину момента трения шарикоподшип­ ника, что обеспечивает заданный характер сопряжения с деталями механизма и необходимую величину момен­ та трогания.

При установке шарикоподшипника на валу или в корпусе следует использовать торцы колец базы, доби­ ваясь плотного контакта колец подшипника с буртика­ ми вала, корпуса или промежуточной детали.

Для осуществления надежного сопряжения подшип­ ника с валом и корпусом посадочные места должны быть обработаны соответственно ГОСТ 3325-55; должны быть чистыми, гладкими, без рисок, задиров и корро­ зионных пятен. Шероховатость посадочных поверхностей для высокоточных шарикоподшипников должна соот­ ветствовать 7-му—9-му классу, для менее точных 5-му— 7-му классу, а торцов заплечиков валов и корпусов 5-му—7-му классу частоты.

Допустимые отклонения от правильной геометриче­ ской формы мест посадки шарикоподшипников на ва­

лах и корпусах не должны превышать:

на

овальность

и конусность — не более 0,5 поля допуска

на диаметр

посадочных поверхностей; для точных

подшипников

класса А и С — не более 0,25 допуска. Биение заплечика для подшипников нормальной и повышенной точно­ сти 0,02—0,03 мм на валу и 0,04—0,07 мм в отверстии корпуса.

Контроль производится индикатором или минимет­ ром.

С б о р к а у з л а в а л — п о д ш и п н и к . Подшипник тщательно промывают в 6%-ном растворе масла в бен­ зине или в горячих антикоррозионных водных растворах. В хорошо промытом шарикоподшипнике наружное коль­ цо должно легко и равномерно вращаться. Проверку ведут, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Затем промытый подшип­ ник нагревают в масляной ванне при температуре 60— 100 °С в течение 15—20 мин, устанавливают на вал и доводят до места небольшим осевым усилием. Сторона подшипника, на которой нанесено заводское клеймо, должна быть снаружи.

Операцию напрессовки необходимо производить обя^ зательно с применением оправок. Наносить удары не­

бо



посредственно по подшипнику нельзя, так как при этом могут быть поломаны кольца, повреждены шарики.

Осевые силы, требуемые для установки подшипников качения, должны прикладываться только к тому коль­ цу, которое при данной операции сопрягается с базовой

;

Рис. 1-28. Сборка

валика

Рис. 1-29. Сборка валика с плава­

в распор.

 

 

ющей опорой.

 

І — корпус редуктора;

2—шари­

1 — опора с осевым

креплением вали­

коподшипник;

3 — регулирую­

ка; 2 — плавающая

опора; 3 — люфто­

щая прокладка;

4 — фланец, за­

выбирающая пружина.

крывающий подшипник.

деталью. Если подшипник одновременно монтируется на вал и в корпус, то усилия передаются на торцы обоих колец. Во избежание перекоса подшипника при его запрессовке рекомендуется применять подставки, обес­ печивающие хорошее базирование деталей узла.

Для разъемных и неразъемных корпусов применяют крепление подшипников в них. Подшипники в корпус монтируют обычно после установки их на валу. Так как кольца шарикоподшипников имеют малую жесткость, очень важно при сборке не допускать их перекоса.

С б о р к а

р е д у к т о р о в .

Сборку необходимо про­

изводить в

соответствии с их

сборочными чертежами

и инструкциями по сборке, прилагаемыми к чертежам. Основное внимание должно быть обращено на пра­ вильную установку опор валов на отобранных шарико­ подшипниках, на сцепление зубчатых колес, устранение

мертвого хода, сборку фрикционных

и поводковых

муфт.

сборки вала на

Наиболее распространенный способ

шарикоподшипниках в корпус показан на рис. 1-28. Вал

собирается в распор за

счет выборки осевых люфтов

в шарикоподшипниках с

помощью прокладок, помещае­

61