Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
мы с большим передаточным числом. Под передаточным числом любой передачи понимают отношение числа обо ротов ведомого вала к числу оборотов ведущего вала. По сравнению с передачами других типов зубчатые переда чи имеют очень высокий к. п. д., сохраняют постоянство передаточного отношения и позволяют осуществлять пе редачу большой мощности. Основными недостатками этих передач являются; относительная сложность и вы сокая стоимость деталей, требующих для своего изготов ления специального оборудования.
Зубчатые колеса, применяемые в передачах, подраз деляют на цилиндрические, конические, червяки и чер вячные колеса. При параллельном расположении осей валов применяют цилиндрические зубчатые колеса (рис. 1-20); если оси валов пересекаются, то применяют винтовые (рис. 1-21) и конические (рис. 1-22) зубчатые колеса. Форма зуба у зубчатых колес может быть пря мой, косой и винтовой. Наиболее простые в изготовлении цилиндрические зубчатые колеса с прямым зубом (рис. 1-20, а) при быстром вращении сильно шумят. Это объясняется тем, что в момент зацепления зубья ударя ют друг о друга.
В зубчатых колесах с винтовыми зубьями (рис. 1-20,6) в зацеплении одновременно находится большее число зубьев, причем каждая пара их входит в зацепле ние постепенно. Такая конструкция обеспечивает плав ность и бесшумность передачи. Однако эти колеса слож нее в изготовлении, поэтому их применяют только в от ветственных передачах (косой зуб — это винтовой зуб на цилиндрической поверхности колеса).
Конические зубчатые передачи могут иметь зубчатые колеса с прямым и винтовым зубом. Применение винто вых зубьев и в этом случае обеспечивает бесшумность передачи и плавность хода.
Для изготовления зубчатых колес применяют сталь, чугун, латунь, бронзу, дюралюминий и различные пласт массы. В передачах повышенной точности и в высокоско ростных передачах используют зубчатые колеса из леги рованных сталей, термически обработанные и шлифо ванные.
Основными операциями при сборке зубчатых зацеп лений являются: установка зубчатых колес на валах, ус тановка валов с зубчатыми колесами в корпусе и регули рование зацепления. Требования к точности регулирова
60
ния зацепления в основном определяются назначением передачи и скоростями (числом оборотов ведущего и ве домого колеса). Важным фактором, определяющим ка чество зубчатой передачи, является боковой зазор меж ду зубьями колес. Он измеряется для цилиндрических колес в сечении, перпендикулярном к направлению зубь ев в плоскости, касательной к основным цилиндрам, а для конических — по нормали к поверхностям зубьев у большого основания делительного конуса.
Зазор в зацеплении необходим для компенсации воз можных ошибок в размерах зубьев, неточности расстоя ния между осями зубчатых колес, для компенсации из менения размеров и формы зубьев при нагреве в процес се работы передачи. Но вместе с этим зазор является причиной возникновения ударов и дополнительного изно са зубьев при работе передачи, а также причиной появ ления мертвого хода, проявляющегося в том, что откло нение на некоторый угол ведущего зубчатого колеса не вызывает поворота ведомого. Зазор в зацеплении дол жен быть таким, чтобы при работе передачи не произош ло заклинивания зубьев, не нарушалась плавность вра щения и в то же время мертвый ход был возможно меньше.
Поступающие на сборку зубчатые и червячные коле са, червяки и другие детали передач должны быть пол ностью обработаны, промыты и высушены. На рабочих поверхностях зубьев колеса или червяка не должно быть заусенцев, забоин, задиров и царапин.
Установку зубчатых колес на вал производят с по мощью пресса или вручную при помощи специальной мягкой оправки и молотка. Этот способ применяют в мел косерийном производстве для зубчатых колес малого размера, термически не обработанных, монтируемых с небольшими натягами. Зубчатые колеса большого разме ра, термически обработанные, а также устанавливаемые со значительными натягами, следует напрессовывать только с помощью пресса, с применением специальных приспособлений. Основные требования, предъявляемые к таким приспособлениям — это обеспечение точного на правления напрессовываемого зубчатого колеса и, таким образом, устранение его перекоса на посадочной шейке.
Необходимость предотвращения перекосов зубчатых колес относится не только к процессу монтажа, но и к их снятию с валов. Снимают зубчатые колеса с вала также
4 |
51 |
с помощью пресса или съемника. При использовании пресса колесо обычно опирают на его торцовую плос кость, а центрирование обеспечивается по наружной ци линдрической поверхости зубьев или тремя бобышками, входящими во впадины между ними.
Следует иметь в виду, что при посадке с большими натягами недостаточно жестких колес нередко получа ются искажения зубчатого профиля, что отражается на работе зацепления. В таких случаях зубчатые колеса ус
танавливают на вал с небольшим натягом. |
|
|
на |
вал |
||
|
После |
посадки |
||||
|
зубчатое |
колесо |
проверяют |
|||
|
на плотность посадки, т. е. |
|||||
|
отсутствие качаний на валу, |
|||||
|
а также |
на |
торцовое и ра |
|||
|
диальное |
биение |
начальной |
|||
|
окружности; |
рис. |
1-23, а |
да |
||
|
ет представление о правиль |
|||||
|
ной посадке зубчатого коле |
|||||
|
са на вал. Погрешности по |
|||||
Рис. 1-23. Посадка зубчатого |
садки видны |
на |
рис. 1-23,6 |
|||
колеса на вал. |
(перекос) |
и |
на |
рис. |
1-23, в |
|
|
(упор на галтели). |
прове |
||||
Качество установки зубчатого колеса на валу |
ряют индикатором. Для этого вал с зубчатым колесом устанавливают с помощью призматических подставок на поверочную плиту. Затем, поворачивая вал и встав ляя между зубьев цилиндрический калибр, определяют разницу показаний индикатора, подведенного к калибру при различных положениях колеса. Такую проверку про изводят в 4—8 точках по окружности зубчатого колеса. Так узнают осевое биение (рис. 1-24, а).
Торцовое биение (рис. 1-24,6) определяют также ин дикатором, устанавливая зубчатое колесо в средней ча сти вала и медленно поворачивая вал. Если торцовое биение превышает установленную допуском величину, то его можно уменьшить вторичной напрессовкой зубчатого колеса, предварительно повернутого на некоторый угол. Торцовое биение может быть вызвано неплотным приле ганием торца колеса к заплечику. В этом случае необхо димо перепрессовать шестерню, увеличив на ней фаску или сняв галтель на валу.
Наиболее ответственной является операция по уста новке валов с зубчатыми колесами в корпусе. Правиль-
52
ного зацепления можно добиться только в том случае, если оси зубчатых колес будут лежать в одной плоскости и если (в случае цилиндрических зубчатых колес) они
а)
Рис. 1-24. Проверка установки зубчатого ко леса на валу с помощью индикатора.
будут параллельны. Расстояние между центрами под шипников, в которых установлены валы, должно быть равно полусумме начальных диаметров зубчатых колес, находящихся в зацеплении.
Проверять межцентровое расстояние на соответствие чертежу следует перед сборкой. Проверку можно выпол нить с помощью пробок, устанавливаемых в отверстия, предназначенные для валов зубчатого зацепления (рис. 1-25), и калибра. Затем валы с зубчатыми колеса ми устанавливают в корпус и регулируют зацепление, т. е. проверяют величину зазора в зацеплении и доводят этот зазор до номинальной величины.
Величину зазора в малоответственных и тихоходных передачах определяют на ощупь, медленно поворачивая одно из зубчатых колес в обе стороны. Плавность хода и минимальный люфт свидетельствуют о правильности сборки. Более точный способ проверки зазора с помо щью индикатора применяют в точных и высокоскорст-
53
кых передачах. На вал укрепляют рычаг, который пере дает величину зазора на индикатор (рис. 1-26). Второе зубчатое колесо, находящееся в зацеплении, при этом
Рис. 1-25. Проверка меж |
Рис. 1-26. Определение |
|||
центрового |
расстояния |
величины зазора |
в |
точ |
с помощью калибров. |
ных передачах |
с |
по |
|
] и 2 пробки; |
3 — калибр; |
мощью индикатора. |
|
|
4 — корпус. |
|
|
|
|
затормаживают. Качество зацепления зубчатых колес большого диаметра проверяют также на краску, с тем чтобы обеспечить качественное зацепление по длине и высоте зуба.
Если зубчатые колеса и места их посадки выполнены в пределах установленных допусков, то при сборке для получения удовлетворительного сцепления достаточно вставить зубчатые колеса с валами в их гнезда или на деть колеса на оси. Однако в практике бывают случаи, когда удовлетворительного сцепления не получается вследствие допущенной где-либо ошибки. В таких случа ях сборщик должен найти причину неполадки и устра нить ее. Наиболее типичные случаи, встречающиеся в практике, следующие:
а) недостаточный зазор в зубьях по всему венцу. На иболее вероятные причины: все зубья на одном или обо их зубчатых колесах выполнены полнее; в этом случае рекомендуется испробовать другую пару зубчатых колес. Если расстояние между осями зубчатых колес меньше допустимого, то эту погрешность можно установить только соответствующими измерениями, а устранить—пере-
54
прессовкой втулок корпуса и правильным их растачива нием;
б) зазор по всему венцу велик. Причины: зубья на одном или обоих зубчатых колесах тоньше, чем преду смотрено чертежом, расстояние между осями зубчатых колес увеличено — устранение причин, как в предыду щем случае;
б) неравномерный зазор в зубьях. Нужно найти наи худшее положение, например наименьший зазор, после чего расцепить зубчатые колеса, одно из них повернуть на 180° и снова сцепить. Если после этого характер сцеп ления остается прежним, то причиной дефекта являются погрешности изготовления второго зубчатого колеса. Ес ли же зазор, имевший до перестановки минимальную ве личину, стал максимальным, то причина неточности сборки — первое колесо, которое и нужно заменить. По грешностями зацепления могут быть также неравномер ная толщина зубьев, а также эксцентричное расположе ние зубчатого венца или втулки колеса относительно его оси вращения; точно установить причину можно лишь после соответствующих измерений колеса;
г) зубчатое колесо перекошено и при зацеплении за метно биение торцов зубьев. Такое колесо легко обнару жить и проверить индикатором. Биение — признак пере коса оси отверстия или шейки колеса. Если зуб колеса зацепляется неправильно и при провертывании колеса на 180° зацепление остается таким же неправильным, то, очевидно, имеет место перекос в гнезде корпуса, в кото рое вставляется ось зубчатого колеса. Такую погреш ность исправляют запрессовкой новой втулки и ее раста чиванием.
Проверка величины зазора в зацеплении. Обычно оп ределение величины зазора выполняют в собранном узле с помощью щупов, для чего в корпусах предусматрива ются специальные отверстия.
Проверка плавности хода. Плавность хода проверя ют, провертывая собранный механизм вручную, но лучше для этой цели употреблять динамометры, динамомет рические или специальные ключи. При применении клю чей легкость вращения характеризуется величиной кру тящего момента. Зацепляющиеся колеса должны вра щаться плавно, без толчков. Если зазор в зацеплении не соответствует требованиям технических условий или же зубчатые колеса вращаются не плавно, заклиниваясь
55
при различных положениях, узел разбирают, колеса про тирают и опять производят сборкуПри необходимости следует подобрать новую пару шестерен.
Собранные зубчатые и червячные передачи в целях приработки трущихся поверхностей, контроля сборки и
проверки в условиях, близких к эксплуатационным, |
под |
||||||
|
|
вергают обкатке |
под на |
||||
С м ещ ено |
Смещено |
грузкой. |
Одновременно |
||||
б п р а б о |
в л е в о |
проверяют |
правильность |
||||
|
|
сборки изделия по нагре |
|||||
|
|
ву и шуму. Уровень шума |
|||||
|
|
характеризует |
не |
только |
|||
|
|
качество |
изготовления |
||||
|
|
зубчатых |
колес, |
но |
и в |
||
|
|
значительной |
мере |
взаи |
|||
|
|
модействие многих погре |
|||||
|
|
шностей, допущенных при |
|||||
|
|
сборке узла. Резкий |
шум |
||||
|
|
свидетельствует |
либо |
о |
|||
|
|
наличии серьезных неточ |
|||||
|
|
ностей изготовления, ли |
|||||
|
|
бо о плохой сборке узла. |
|||||
|
|
Контроль за шумом |
про |
||||
|
|
водится |
специальными |
||||
Рис. 1-27. Проверка правильно |
шумомерами. |
|
|
|
пе |
||
Сборка |
червячной |
||||||
сти червячного зацепления на |
редачи заключается в ус |
||||||
краску. |
|
||||||
|
|
тановке на валу |
червяч |
ной шестерни, установке червяка и регулировке зацеп ления. Установка червячной шестерни ничем не отлича ется от рассмотренной выше сборки зубчатых зацеп лений.
При сборке червячных передач важно добиться правильности зацепления — минимального мертвого хо да при плавном зацеплении. Для этого расстояния меж ду осями червяка и червячного колеса, а также угол скре щивания между этими осями должны полностью соот ветствовать чертежу.
Средняя плоскость червячного колеса после сборки должна совпадать с осью червяка. Это совпадение прове ряют па краску. Краску наносят ровным слоем на винто вую поверхность червяка, а затем, введя в зацепление червяк, медленно поворачивают его на один полный обо^ рот червяка колеса. На зубьях последнего получается
56