Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— приспособления, предусмотренные требованиями техники без­ опасности.

При централизованном снабжении электроэнергией к постам подводят силовой шинопровод. В этом случае источник питания дол­ жен находиться в отдельном помещении. Централизованное снаб­ жение сварочных постов электроэнергией является более прогрес­ сивным.

Для регулирования режима сварки при питании от шинопро­

вода в

комплект поста включают

балластные реостаты

активного

 

 

 

сопротивления при сварке на постоянном

 

 

 

токе и дросселя — на переменном.

 

 

 

Балластные реостаты типа РБ-300 па

 

 

 

открытых площадках часто выходят из

 

 

 

строя вследствие окисления и разрушения

 

 

 

элементов

сопротивлений,

выполненных

 

 

 

из Константиновой ленты.

 

 

 

 

 

В. Н.

Петров и П.

А. Южалин пред­

 

 

 

ложили п внедрили на

Балтийском судо­

 

 

 

строительном заводе балластные реостаты

 

 

 

РБ-350-Б, у которых константаиовая лента

 

 

 

заменена

хромоникелевой

проволокой.

 

 

 

Техническая

характеристика

реостата

Рис. 47. Схема размещения

РБ-350-Б приведена в табл. 28, а схема

элементов

 

сопротивлеииii

размещения элементов

сопротивлений —

реостата РБ-350-Б.

на рис. 47.

 

 

 

 

/ — каркас

из

швеллера; 2

Благодаря

зигзагообразному

размеще­

асбоцементные

бруски; 3 — эле­

мент сопротивления.

нию элементов

плотность тока

повышена

 

 

 

до 3,5 А/мм2, а номинальный сварочный

ток реостата—до 350 А. Мерная длина проволоки (L =

9,5 м) облег­

чает изготовление элементов, которые гнут по шаблону и укла­ дывают в кассеты из асбоцементных пластин. Габариты реостата 0,45Х0,70Х0,50 м. Трудоемкость изготовления не превышает 17 н/ч. Эксплуатация реостатов РБ-350-Б на открытых площадках подтвер­

дила их высокую

надежность.

 

 

 

 

 

Таблица 28

Техническая характеристика реостата РБ-350-Б

 

Номер ступени

Диаметр

Сопротивление,

Величина тока,

проволоки, мм

Ом

А

1

2

2,50

10

2

3

1,25

20

3

4

0,62

40

4

5

0,42

60

5

4X2

0,32

80

6

5X2

0,18

140

80


В настоящее Время на Калининградском заводе «Электросварка» выпускают балластные реостаты с проволочными элементами типа РБ-301, допустимая нагрузка тока — 300 А.

Другой важной составной частью поста является сварочный кабель. К сварочному кабелю, предназначенному для работы на открытых площадках, предъявляются дополнительные требования: изоляция кабеля должна быть достаточно прочной и сохранять эластичность при повышенной и пониженной температурах, сохра­ нять длительную стойкость против воздействия влаги и солнечных лучей. Сечение меди кабеля обычно около 30 мм2, а длина кабеля может достигать 100 м в зависимости от радиуса обслуживаемой зоны.

ч)

Чрезмерная длина кабеля приводит к большим потерям электро­ энергии, поэтому номинальной следует считать длину 30 м.

Наконечники кабеля должны быть коррозионно стойкими, а кон­ струкция соединительных узлов должна позволять производить надежное присоединение кабеля без специального инструмента. Электрододержатель должен иметь прочную конструкцию, быть стойким к действию коррозии, обеспечивать быструю смену элект­ рода и допускать сварку на форсированных режимах без перегрева. Наружные токоведущие части электрододержателя должны быть изолированы.

Из всего многообразия конструкций на открытых площадках применяют преимущественно электрододержатели двух типов: электрододержатели пластинчатого типа (рис. 48, б) и электродо­ держатели рычажного типа (рис. 48, а), которые позволяют про­ изводить быструю замену электрода, однако имеют несколько боль­ ший вес и выступающую часть, создающую определенные неудоб­ ства в работе.

Пост для ручной электродуговой сварки должен быть оборудо­ ван устройством для снятия или понижения напряжения холостого хода источника питания сварочной дуги до 36 В.

S Д. К. Безбах

81

Как и при сварке в цеховых условиях, сварщик должен иметь следующий инструмент: круглую (торцевую) и плоскую стальные щетки, зубило, молоток и секач для обивки шлака.

Находит применение механизированный инструмент— пневмо­ щетка УПЩР-1, пневмозубило МЗС и др.

Для удаления снега, льда, влаги, а также для защиты места сварки от ветра применяют специальный инструмент и оснастку, которые описаны в § 12.

Для переноски и хранения электродов, инструмента, сбора огарков сварщики используют инструментальные ящики, в основном

открытого типа (рис. 49,

а).

При неблагоприятных

погодных усло­

а)

S)

 

/ ) \

виях лучше пользоваться ящи-

 

ком закрытого типа с герметич-

 

 

 

\

мой крышкой (рис. 49, б).

 

I

&

Пост

для

автоматической

 

сварки под флюсом. На посту

 

У

 

¥//70

для автоматической сварки под

 

I

 

флюсом должны быть источник

 

 

 

питания

и сварочный автомат,

 

|------ *

приспособления, технологиче-

Рис. 49. Инструментальные ящики: а

ская и организационная оснаст-

открытого типа;

б — закрытого.

ка, контрольно-измерительный

 

 

 

 

и разметочный

инструмент, ме­

ханизированный и ручной инструмент для зачистки кромок, средства связи и документация. Как правило, оборудование раз­ мещается в контейнере, приспособленном для установки непосред­ ственно на свариваемые конструкции.

В настоящее время применяют два типа сварочных

автоматов:

с независимой и с автоматически регулируемой

подачей

сварочной

проволоки. К первому типу

относится трактор

ТС-17Му, а к дру­

гому— АДС-1000-1

(2). Для

приварки набора

предназначен авто­

мат АСУ-5.

 

 

 

 

Для открытых

площадок

более пригодны

тракторы

ТС-17Му

(ТС-17Р) и АСУ-5. Особенно хорошо себя зарекомендовал трактор ТС-17Р при сварке стыковых соединений листов толщиной свыше 25 мм на токе свыше 900 А. Для этих целей используют преобра­ зователь ПСМ-1000, который переоборудуют на независимое воз­ буждение дуги с дистанционным управлением режимов сварки. При независимом возбуждении легче поддерживать режим сварки стабильным и не нужно применять балластные реостаты, благодаря чему экономится электроэнергия.

Электрическая схема регулятора напряжения преобразователя ПСМ-1000, обеспечивающего независимое возбуждение и дистан­ ционное управление, показана на рис. 50.

Автотрансформатор Т1 (типа РНО-250-2) приводится в движение от электродвигателя РД (типа РД-09) при нажатии кнопки К1 или К2 в зависимости от того, как нужно изменить режим сварки — умень­ шить или увеличить напряжение дуги. Кнопки управления раз­ мещены на сварочном тракторе. Трансформатор Т2 служит для

82


ническое обслуживание и окраску оборудования следует произво­ дить в два-три раза чаще, чем работающего в условиях закрытого помещения.

Пост для электрошлаковой сварки. В судостроении электрошлаковой сваркой выполняют вертикальные участки монтажных стыков секций и соединения частей таких массивных деталей, как ахтер- и форштевни. При этом качество швов, выполняемых на открытых площадках, постоянно высокое, поэтому на ряде заводов отказа­ лись от контроля швов просвечиванием. Электрошлаковая сварка перспективна для открытых площадок.

В настоящее время существует целая серия электрошлаковых установок. Наиболее рапространенной является установка марки А-820К.

Она позволяет выполнять электрошлаковым способом швы на открытых площадках при толщине основного металла 18—70 мм и электродуговым способом с принудительным формированием при толщине 14—35 мм.

При электрошлаковом процессе применяют источник питания с жесткой внешней характеристикой (ВС-1000), а при электродуго-

вом — с пологопадающей

(ПС-1000). Сварочный ток — до 700 А;

v3 58—580 м/ч.

 

Амплитуда

колебаний электродной проволоки может составлять

от 0 до 50 мм,

частота —

10 1/мин.

Перемещение сварочной головки производится по уголку раз­ мером 45 X 45 X 4 мм, который прикрепляют к изделию с помощью прихваток. При необходимости вместо электропривода можно уста­ навливать ручной привод с рукояткой — трещеткой. Подача флюса осуществляется вручную пли изфлюсобункера. Выносная кнопочная станция позволяет управлять процессом на расстоянии.

Электрошлаковая сварка производится с использованием охла­ ждающей воды. В зимнее время вода может замерзать в шлангах, поэтому ее целесообразно заменять антифризом, например, 25%-ным водным раствором хлористого кальция. Для этого требуется допол­ нительно оборудовать установку системой замкнутой циркуляции емкостью до 1 м3 и насосной установкой производительностью не менее 1,5 м3/ч.

Для удобства перемещения сварщика, выполняющего электрошлаковую сварку, строят специальные леса. Электрошлаковую установку размещают, как правило, в специальном контейнере.

Пост для автоматической вертикальной сварки в углекислом газе. Для автоматической вертикальной сварки в углекислом газе па открытых и закрытых стапелях разработан автомат «Ингул», кото­ рый позволяет сваривать монтажные стыки корпусов судов, распо­ ложенные как на плоских, так и на криволинейных поверхностях с радиусом кривизны до 2 м при отклонении от вертикали не более чем на 0,6 рад.

Автомат «Ингул» разработан сравнительно недавно и находится в стадии освоения. При внедрении вертикальной сварки автоматом «Ингул» встретились определенные затруднения, связанные с нр-

84


достатками конструкции самого автомата, например несовершен­ ством газовой защиты.

Сопло для подачи газа вмонтировано в задний ползун (рис. 52); при этом тонкая струя газа сама по себе не создает защиты, а посте­ пенно вытесняет воздух из углубления, образованного ползунами и свариваемыми кромками. Защита расплавленного металла полу­ чается неустойчивой, и в швах нередко возникают поры. Устранение этого недостатка позволит более широко применить сварку в угле­ кислом газе с принудительным формированием швов.

При проектировании автомата учтены требования, предъявляе­ мые к сварке на открытых площадках. Автомат выполнен в виде

автономного сварочного поста: в кон­

 

 

тейнере

размещены

источник

питания

 

 

ПСГ-500, шкаф управления, сварочный

 

 

автомат, насосная установка, газовая

 

 

аппаратура

и

соединительные

про­

 

 

вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

охлаждения ползунов

предна­

 

 

значена замкнутая система циркулиро­

 

 

вания специальной

жидкости.

 

 

 

 

Сварочная

головка

автомата

пере­

 

 

мещается непосредственно по стыку,

 

 

без направляющего рельса (рис. 53).

 

 

Особенностью автомата «Ингул» яв­

 

 

ляется

автоматическое

регулирование

 

 

положения

 

ползунов

относительно

 

 

уровня сварочной ванны, что значи­

 

 

тельно

облегчает

работу сварщика и

 

 

повышает

качество

сварки в условиях

 

 

открытых

площадок.

Электрическая

 

 

схема системы автоматического регули­

Рис. 52. Защита расплавленного

рования

оригинальная

(рис. 54).

 

металла

при вертикальной

Когда

уровень

ванны отклоняется

сварке

в углекислом газе.

от заданного положения, возникает

впаянных

в передний пол­

разница

напряжений на термопарах,

зун; замыкается один из контактов поляризованного реле РП, зажигается тиратрон Л1 (или Л2), который через промежуточное реле PI (Р2) изменяет ток в рабочих обмотках магнитного усили­ теля МУ, вследствие чего изменяется число оборотов двигателя каретки автомата ДК- Расчетную скорость перемещения ползунов устанавливают с помощью резистора R1.

Электрическая схема позволяет управлять процессом сварки

спульта, смонтированного на передней тележке сварочной головки,

атакже плавно изменять и реверсировать скорость подачи прово­ локи и перемещения автомата. Подключение автомата производится

спомощью разъемных штепсельных соединений.

Пост для газоэлектрической сварки в углекислом газе. В судо­ строении и судоремонте сварку в углекислом газе выполняют преи­ мущественно полуавтоматическим способом. Получило распростра-

65