Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
— приспособления, предусмотренные требованиями техники без опасности.
При централизованном снабжении электроэнергией к постам подводят силовой шинопровод. В этом случае источник питания дол жен находиться в отдельном помещении. Централизованное снаб жение сварочных постов электроэнергией является более прогрес сивным.
Для регулирования режима сварки при питании от шинопро
вода в |
комплект поста включают |
балластные реостаты |
активного |
|||||
|
|
|
сопротивления при сварке на постоянном |
|||||
|
|
|
токе и дросселя — на переменном. |
|||||
|
|
|
Балластные реостаты типа РБ-300 па |
|||||
|
|
|
открытых площадках часто выходят из |
|||||
|
|
|
строя вследствие окисления и разрушения |
|||||
|
|
|
элементов |
сопротивлений, |
выполненных |
|||
|
|
|
из Константиновой ленты. |
|
|
|||
|
|
|
В. Н. |
Петров и П. |
А. Южалин пред |
|||
|
|
|
ложили п внедрили на |
Балтийском судо |
||||
|
|
|
строительном заводе балластные реостаты |
|||||
|
|
|
РБ-350-Б, у которых константаиовая лента |
|||||
|
|
|
заменена |
хромоникелевой |
проволокой. |
|||
|
|
|
Техническая |
характеристика |
реостата |
|||
Рис. 47. Схема размещения |
РБ-350-Б приведена в табл. 28, а схема |
|||||||
элементов |
|
сопротивлеииii |
размещения элементов |
сопротивлений — |
||||
реостата РБ-350-Б. |
на рис. 47. |
|
|
|
|
|||
/ — каркас |
из |
швеллера; 2 — |
Благодаря |
зигзагообразному |
размеще |
|||
асбоцементные |
бруски; 3 — эле |
|||||||
мент сопротивления. |
нию элементов |
плотность тока |
повышена |
|||||
|
|
|
до 3,5 А/мм2, а номинальный сварочный |
|||||
ток реостата—до 350 А. Мерная длина проволоки (L = |
9,5 м) облег |
чает изготовление элементов, которые гнут по шаблону и укла дывают в кассеты из асбоцементных пластин. Габариты реостата 0,45Х0,70Х0,50 м. Трудоемкость изготовления не превышает 17 н/ч. Эксплуатация реостатов РБ-350-Б на открытых площадках подтвер
дила их высокую |
надежность. |
|
|
|
|
|
Таблица 28 |
Техническая характеристика реостата РБ-350-Б |
|
||
Номер ступени |
Диаметр |
Сопротивление, |
Величина тока, |
проволоки, мм |
Ом |
А |
|
1 |
2 |
2,50 |
10 |
2 |
3 |
1,25 |
20 |
3 |
4 |
0,62 |
40 |
4 |
5 |
0,42 |
60 |
5 |
4X2 |
0,32 |
80 |
6 |
5X2 |
0,18 |
140 |
80
В настоящее Время на Калининградском заводе «Электросварка» выпускают балластные реостаты с проволочными элементами типа РБ-301, допустимая нагрузка тока — 300 А.
Другой важной составной частью поста является сварочный кабель. К сварочному кабелю, предназначенному для работы на открытых площадках, предъявляются дополнительные требования: изоляция кабеля должна быть достаточно прочной и сохранять эластичность при повышенной и пониженной температурах, сохра нять длительную стойкость против воздействия влаги и солнечных лучей. Сечение меди кабеля обычно около 30 мм2, а длина кабеля может достигать 100 м в зависимости от радиуса обслуживаемой зоны.
ч)
Чрезмерная длина кабеля приводит к большим потерям электро энергии, поэтому номинальной следует считать длину 30 м.
Наконечники кабеля должны быть коррозионно стойкими, а кон струкция соединительных узлов должна позволять производить надежное присоединение кабеля без специального инструмента. Электрододержатель должен иметь прочную конструкцию, быть стойким к действию коррозии, обеспечивать быструю смену элект рода и допускать сварку на форсированных режимах без перегрева. Наружные токоведущие части электрододержателя должны быть изолированы.
Из всего многообразия конструкций на открытых площадках применяют преимущественно электрододержатели двух типов: электрододержатели пластинчатого типа (рис. 48, б) и электродо держатели рычажного типа (рис. 48, а), которые позволяют про изводить быструю замену электрода, однако имеют несколько боль ший вес и выступающую часть, создающую определенные неудоб ства в работе.
Пост для ручной электродуговой сварки должен быть оборудо ван устройством для снятия или понижения напряжения холостого хода источника питания сварочной дуги до 36 В.
S Д. К. Безбах |
81 |
Как и при сварке в цеховых условиях, сварщик должен иметь следующий инструмент: круглую (торцевую) и плоскую стальные щетки, зубило, молоток и секач для обивки шлака.
Находит применение механизированный инструмент— пневмо щетка УПЩР-1, пневмозубило МЗС и др.
Для удаления снега, льда, влаги, а также для защиты места сварки от ветра применяют специальный инструмент и оснастку, которые описаны в § 12.
Для переноски и хранения электродов, инструмента, сбора огарков сварщики используют инструментальные ящики, в основном
открытого типа (рис. 49, |
а). |
При неблагоприятных |
погодных усло |
|||
а) |
S) |
|
/ ) \ |
виях лучше пользоваться ящи- |
||
|
ком закрытого типа с герметич- |
|||||
|
|
|
\ |
мой крышкой (рис. 49, б). |
||
|
I |
& |
Пост |
для |
автоматической |
|
|
/А |
сварки под флюсом. На посту |
||||
|
У |
|
¥//70 |
для автоматической сварки под |
||
|
I |
|
флюсом должны быть источник |
|||
|
|
|
питания |
и сварочный автомат, |
||
|
|------ * |
приспособления, технологиче- |
||||
Рис. 49. Инструментальные ящики: а — |
ская и организационная оснаст- |
|||||
открытого типа; |
б — закрытого. |
ка, контрольно-измерительный |
||||
|
|
|
|
и разметочный |
инструмент, ме |
ханизированный и ручной инструмент для зачистки кромок, средства связи и документация. Как правило, оборудование раз мещается в контейнере, приспособленном для установки непосред ственно на свариваемые конструкции.
В настоящее время применяют два типа сварочных |
автоматов: |
|||
с независимой и с автоматически регулируемой |
подачей |
сварочной |
||
проволоки. К первому типу |
относится трактор |
ТС-17Му, а к дру |
||
гому— АДС-1000-1 |
(2). Для |
приварки набора |
предназначен авто |
|
мат АСУ-5. |
|
|
|
|
Для открытых |
площадок |
более пригодны |
тракторы |
ТС-17Му |
(ТС-17Р) и АСУ-5. Особенно хорошо себя зарекомендовал трактор ТС-17Р при сварке стыковых соединений листов толщиной свыше 25 мм на токе свыше 900 А. Для этих целей используют преобра зователь ПСМ-1000, который переоборудуют на независимое воз буждение дуги с дистанционным управлением режимов сварки. При независимом возбуждении легче поддерживать режим сварки стабильным и не нужно применять балластные реостаты, благодаря чему экономится электроэнергия.
Электрическая схема регулятора напряжения преобразователя ПСМ-1000, обеспечивающего независимое возбуждение и дистан ционное управление, показана на рис. 50.
Автотрансформатор Т1 (типа РНО-250-2) приводится в движение от электродвигателя РД (типа РД-09) при нажатии кнопки К1 или К2 в зависимости от того, как нужно изменить режим сварки — умень шить или увеличить напряжение дуги. Кнопки управления раз мещены на сварочном тракторе. Трансформатор Т2 служит для
82
ническое обслуживание и окраску оборудования следует произво дить в два-три раза чаще, чем работающего в условиях закрытого помещения.
Пост для электрошлаковой сварки. В судостроении электрошлаковой сваркой выполняют вертикальные участки монтажных стыков секций и соединения частей таких массивных деталей, как ахтер- и форштевни. При этом качество швов, выполняемых на открытых площадках, постоянно высокое, поэтому на ряде заводов отказа лись от контроля швов просвечиванием. Электрошлаковая сварка перспективна для открытых площадок.
В настоящее время существует целая серия электрошлаковых установок. Наиболее рапространенной является установка марки А-820К.
Она позволяет выполнять электрошлаковым способом швы на открытых площадках при толщине основного металла 18—70 мм и электродуговым способом с принудительным формированием при толщине 14—35 мм.
При электрошлаковом процессе применяют источник питания с жесткой внешней характеристикой (ВС-1000), а при электродуго-
вом — с пологопадающей |
(ПС-1000). Сварочный ток — до 700 А; |
|
v3 58—580 м/ч. |
|
|
Амплитуда |
колебаний электродной проволоки может составлять |
|
от 0 до 50 мм, |
частота — |
10 1/мин. |
Перемещение сварочной головки производится по уголку раз мером 45 X 45 X 4 мм, который прикрепляют к изделию с помощью прихваток. При необходимости вместо электропривода можно уста навливать ручной привод с рукояткой — трещеткой. Подача флюса осуществляется вручную пли изфлюсобункера. Выносная кнопочная станция позволяет управлять процессом на расстоянии.
Электрошлаковая сварка производится с использованием охла ждающей воды. В зимнее время вода может замерзать в шлангах, поэтому ее целесообразно заменять антифризом, например, 25%-ным водным раствором хлористого кальция. Для этого требуется допол нительно оборудовать установку системой замкнутой циркуляции емкостью до 1 м3 и насосной установкой производительностью не менее 1,5 м3/ч.
Для удобства перемещения сварщика, выполняющего электрошлаковую сварку, строят специальные леса. Электрошлаковую установку размещают, как правило, в специальном контейнере.
Пост для автоматической вертикальной сварки в углекислом газе. Для автоматической вертикальной сварки в углекислом газе па открытых и закрытых стапелях разработан автомат «Ингул», кото рый позволяет сваривать монтажные стыки корпусов судов, распо ложенные как на плоских, так и на криволинейных поверхностях с радиусом кривизны до 2 м при отклонении от вертикали не более чем на 0,6 рад.
Автомат «Ингул» разработан сравнительно недавно и находится в стадии освоения. При внедрении вертикальной сварки автоматом «Ингул» встретились определенные затруднения, связанные с нр-
84
достатками конструкции самого автомата, например несовершен ством газовой защиты.
Сопло для подачи газа вмонтировано в задний ползун (рис. 52); при этом тонкая струя газа сама по себе не создает защиты, а посте пенно вытесняет воздух из углубления, образованного ползунами и свариваемыми кромками. Защита расплавленного металла полу чается неустойчивой, и в швах нередко возникают поры. Устранение этого недостатка позволит более широко применить сварку в угле кислом газе с принудительным формированием швов.
При проектировании автомата учтены требования, предъявляе мые к сварке на открытых площадках. Автомат выполнен в виде
автономного сварочного поста: в кон |
|
|
||||||||
тейнере |
размещены |
источник |
питания |
|
|
|||||
ПСГ-500, шкаф управления, сварочный |
|
|
||||||||
автомат, насосная установка, газовая |
|
|
||||||||
аппаратура |
и |
соединительные |
про |
|
|
|||||
вода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
охлаждения ползунов |
предна |
|
|
||||||
значена замкнутая система циркулиро |
|
|
||||||||
вания специальной |
жидкости. |
|
|
|
|
|||||
Сварочная |
головка |
автомата |
пере |
|
|
|||||
мещается непосредственно по стыку, |
|
|
||||||||
без направляющего рельса (рис. 53). |
|
|
||||||||
Особенностью автомата «Ингул» яв |
|
|
||||||||
ляется |
автоматическое |
регулирование |
|
|
||||||
положения |
|
ползунов |
относительно |
|
|
|||||
уровня сварочной ванны, что значи |
|
|
||||||||
тельно |
облегчает |
работу сварщика и |
|
|
||||||
повышает |
качество |
сварки в условиях |
|
|
||||||
открытых |
площадок. |
Электрическая |
|
|
||||||
схема системы автоматического регули |
Рис. 52. Защита расплавленного |
|||||||||
рования |
оригинальная |
(рис. 54). |
|
металла |
при вертикальной |
|||||
Когда |
уровень |
ванны отклоняется |
сварке |
в углекислом газе. |
||||||
от заданного положения, возникает |
впаянных |
в передний пол |
||||||||
разница |
напряжений на термопарах, |
зун; замыкается один из контактов поляризованного реле РП, зажигается тиратрон Л1 (или Л2), который через промежуточное реле PI (Р2) изменяет ток в рабочих обмотках магнитного усили теля МУ, вследствие чего изменяется число оборотов двигателя каретки автомата ДК- Расчетную скорость перемещения ползунов устанавливают с помощью резистора R1.
Электрическая схема позволяет управлять процессом сварки
спульта, смонтированного на передней тележке сварочной головки,
атакже плавно изменять и реверсировать скорость подачи прово локи и перемещения автомата. Подключение автомата производится
спомощью разъемных штепсельных соединений.
Пост для газоэлектрической сварки в углекислом газе. В судо строении и судоремонте сварку в углекислом газе выполняют преи мущественно полуавтоматическим способом. Получило распростра-
65