Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Допустимая влажность сварочных материалов

Таблица 29

 

 

 

 

и методы ее устранения

 

 

 

 

Допустимое

Метод устранения

Сварочный материал

количество

влаги

повышенной влажности

 

 

(нс более)

 

 

 

ОММ-5 и др. марки рудно-

0,4%

Прокалка

при

210±10°С

кислого типа

 

 

в течение 90±30 мни

 

ЛНО-4, ОЗС-72 и др. марки

0,4%

Прокалка

при

180° С и

рутилового типа

 

 

течение 30 мин

 

УОН11-13/45.4,

Э-138/50Н

0,1%

Прокалка

при

340±10°С

и др. марки фтористо-кальцие­

 

в течение 90±30 мин

 

вого типа •

 

 

 

 

 

ОСЦ-45, АН-348А (ГОСТ

0,1%

Прокалка

при

340±10'С

9087—139)

 

 

в течение 90±30 мии

 

Углекислый газ (ГОСТ

0,215 г/мя

Пропускание газа через осу­

8050-64)

 

 

шитель

 

 

Аргон (ГОСТ

10157—62)

0,03 г/м:>

То же

при

260±10° С

ПП-Ю8с

 

0,2%

Прокалка

 

 

 

в течение 120 мни

 

Одним из способов предупреждения пор при сварке иа открытых площадках является применение керамических флюсов, которые, однако, не нашли широкого распространения иа судостроительных и судоремонтных предприятиях из-за сложности их изготовления.

В отличие от флюсов защитные газы не изменяют содержание влаги с течением времени. Для уменьшения количества влаги газы пропускают через влагопоглотители, например силикагель. При баллонном снабжении можно применить следующий прием: пере­ вернуть баллон вверх дном, выждать 10— 15 мин пока вода стечет в нижнюю часть баллона, затем открыть вентиль баллона и выпустить часть газа вместе с водой.

Содержание влаги в защитных газах обычно определяют по

точке росы. Для

аргона точка росы должна быть не выше — 50° С,

для углекислого

газа —20° С (при 0,04% влажности и менее).

В § 4 отмечалось, что источником водорода при механизирован­ ных способах сварки может быть загрязненная или поржавевшая поверхность электродной проволоки. Атмосферная коррозия на открытых площадках появляется в результате воздействия повышен­ ной влажности воздуха, осадков в виде дождя и снега, росы, инея, изморози и обледенения. Ржавчина препятствует прохождению проволоки через гибкие шланги полуавтоматов, окисляет и обога­ щает водородом металл шва.

Одним из эффективных способов очистки от загрязнений орга­ ническими и минеральными маслами является обжиг проволоки газовым пламенем или в печи [16]. Ржавчину этим способом не удаляют. Не все известные способы очистки от ржавчины подходят в одинаковой мере. Так, после химической очистки поверхность

92


Проволоки становится шероховатой п поДать ее в гибкий кабельшланг практически невозможно.

Ржавчину можно снять, пропуская несколько раз проволоку через фильеры, однако при этом изменится диаметр проволоки.

Малопригодны и широко

распространенные способы очистки

с помощью зернистого или

монолитного абразивного материала,

так как в этом случае поверхность проволоки получается шерохо­ ватой.

Обеспечить высокое качество очистки поверхности от ржавчины и других загрязнении, а также придать очищенной поверхности требуемую гладкость можно, использовав предложенное автором приспособление (рис. 60).

Основной частью его являются резцы, снимающие тонкую стружку по методу протяжки. Приспособление представляет собой набор пластин, в которых закреплены по две пары попарно подпружинен­ ных резцов. Резцы имеют плоскую режущую кромку. Каждый резец снимает стружку, шириной не более 0,5 мм. Сдвинув резцы на опре­ деленный угол, можно достичь полного облегания проволоки и уда­ ления с ее поверхности ржавчины, консервирующей смазки и других загрязнений вместе с тонкой стружкой металла. Расход металла в стружку не превышает 100 г на бухту массой 30 кг.

Чистота поверхности и усилие проталкивания проволоки диа­

метром 1,4 мм в гибкий шланг длиной 3 м приведены в табл. 30.

 

 

 

Таблица 30

 

Чистота поверхности и усилие проталкивания

 

 

проволоки диаметром 1,4 мм в гибкий шланг длиной 3 м

 

Состояние поверхности

Класс чистоты

Усилие проталки­

 

проволоки

поверхности

вания, Н

После

волочения

8—9

124—132

128

 

 

 

После

легкой коррозии па 20°о по­

450-530

494

верхности

 

 

 

После протяжки через устройство с аб­

3 и менее

344—489

392

разивными вставками

 

После протяжки через устройство с рез­

4—6

153—181

166

цами

 

 

 

Приспособление описанной конструкции успешно внедрено на

Черноморском судостроительном заводе.

по

Так как удалять ржавчину трудно, необходимо принимать меры

предотвращению ее появления. Проволоку следует хранить

в

герметических контейнерах-бочках (рис. 61), приспособленных

для перемещения грузоподъемными средствами, либо в других сосудах.

93


Вавтоматах и полуавтоматах при повышенной влажности прсВ волоку можно хранить во время рабочей смены, не более.

Взарубежной практике сварочную проволоку сплошного сече­ ния омедняют, а порошковую— покрывают тонкой окиснон плен­ кой путем прокалки. Как показали эксперименты, проволока,

покрытая окисной плен­ кой, при относительной влажности воздуха 100% может находиться не бо­ лее суток.

При непосредственной защите расплавленного ме­ талла от атмосферной вла­ ги выбирают режим свар­ ки с устойчивым горением

Рис. 60.

Устройство

для

очистки

сварочной

Рис. 61. Сосуд для

хранения

 

проволоки.

 

и транспортировки

проволоки.

1 — ось;

2 и 3 — резцы;

4 — пружина;

5 — прово­

/ — корпус; 2 — жесткость;

лока; 6, 8 — фланцы;

7 — пластина.

3 — крышка; 4 — захват.

дуги минимальной длины, увеличивают толщину покрытия электро­ дов и относительный вес порошковых проволок, а также расход защитного газа при сварке в защитных газах и толщину слоя флюса при сварке под флюсом.

Местную защиту от повышенной влажности осуществляют глав­ ным образом в отношении свариваемых кромок. Наиболее простым и доступным средством защиты кромок от коррозии является по­ крытие их грунтами, по тонкому слою которых можно производить сварку. Лучше всего использовать грунт марки ВЛ-023; толщина слоя этого грунта не должна превышать 16—20 мкм, иначе в швах

94

будут образовываться поры. Обычно свариваемые кромки покры­ вают грунтом при предварительной обработке листов или заготовок из профильного металла. Однако после газовой резки происходит местное разрушение антикоррозионного покрытия. В цеховых усло­ виях это явление сказывается положительно, а на открытых пло­ щадках оно оказывается вредным, так как незащищенные места при повышенной влажности покрываются слоем ржавчины. Места, на которых антикоррозионное покрытие было разрушено в резуль­ тате резки, прирубки, прихватки и т. п., должны быть покрыты грунтом повторно.

Рис. 62. Защита кромок от коррозии: а — с помощью клейкой ленты; б — уплотнительных шлангов; в — «ниточных» швов.

Если соединения будут сваривать в углекислом газе (С02), то поверх грунта необходимо нанести слой специального покрытия для предотвращения приваривания брызг. Разработаны следующие составы (%):

Состав JVb 1

 

Состав №2

 

И звесть .................................

15

Криолит ............................

30

Жидкое стекло....................

10

Жидкое стекло....................

10

Вода ....................................

75

Вода ....................................

60

Ширина слоя грунта должна составлять 100 мм в обе стороны от оси шва.

Время высыхания предохранительных покрытий при нормальной влажности воздуха не превышает 15 мин. Однако слой грунта сам является источником водорода, особенно если толщина его увели­ чена.

Более надежно защитить кромки от коррозии можно, наклеив ленту (рис. 62, а) или применив специальные балки с резиновыми уплотнительными шлангами (рис. 62,6). Для защиты собранных под сварку соединений от росы, изморози, снега и т. п. предназначены различные средства в виде полос резины, пленки, жести и т. п., а также в виде сыпучих материалов (флюс и др.). Иногда осуществляют предварительную заварку повышенных зазоров в соединениях под автоматическую сварку. Это одновременно способствует защите кромок от коррозии (рис. 62, в).

95


Во всех случаях боковые торцы и обратная сторона соединения также должны быть защищены так, чтобы пространство между кромками было изолировано от воздуха.

Влагу с поверхности кромок удаляют механическим (протирка ветошью, стальными щетками и т. п.) или тепловым (нагрев пла­ менем горелки, токами высокой или промышленной частоты, радиа­ ционными лампами и т. п.) способом.

Поданным Б. А. Гололобова и К. Г. Николаева [16], количество диффузионного водорода в металле шва, выполненного автомати­ ческой сваркой под флюсом, при механической очистке свариваемых кромок составляет 3,4—3,6, а при осушке газовой горелкой 2,1— 2,4 см3/100 г. Поэтому при сварке под флюсом влагу рекомендуется удалять только тепловым способом. При сварке открытой дугой для удаления влаги можно использовать механическую или тепло­ вую очистку, так как существенной разницы содержания водорода в швах не наблюдается.

Для защиты места сварки от осадков применяют переносные шалаши и палатки. Последние представляют собой легкие кон­ струкции без днищ и защищают рабочее место одновременно и от ветра.

В настоящее время сконструированы и применяются палатки, имеющие складной каркас из дюралюминиевых трубок диаметром 18 мм [551. На каркас натянут брезент. Масса такой палатки не превышает 15 кг. В США применяют палатки массой до ПО кг и раз­

мерами 2,4 х

1,5 X 2,4

м. В крыше имеется отверстие диаметром

400 мм для выхода газов.

 

В качестве

средств

общей защиты применяют брезентовые

или деревянные тепляки, сараи; нередко брезентом обшивают строи­ тельные леса. Может быть сооружено на базе металлоконструкций козловых кранов передвижное укрытие.

Защита от влияния пониженной температуры. Существуют кон­ кретные рекомендации по обеспечению качественной сварки при пониженной температуре [2, 16, 55, 62]. Они сводятся к следую­ щему: следует ограничивать в основном металле верхний предел содержания вредных примесей, углерода и легирующих элементов, а также в каждом конкретном случае выбирать соответствующий способ термической обработки, обеспечивающий сохранение на заданном уровне пластических свойств материала.

Стали, применяющиеся для изготовления корпусных конструкций, указанным требованиям удовлетворяют. Предельно допустимое со­ держание углерода в углеродистых сталях не должно превышать 0,25%, а серы и фосфора — 0,05%; в стали марки С углерода должно быть не более 0,22%. В низколегированных сталях углерода со­ держится менее 0,12%, а в среднелегированных — 0,18% и менее. Серы н фосфора в низко- и среднелегированных сталях должно быть не более 0,03—0,04%.

Аналогичные ограничения введены и для электродных материа­ лов. Кроме того, существуют нормы содержания влаги в сварочных материалах и водорода в металле шва.

96


Большое значение имеет выбор способа и технологии сварки. Рекомендуется применять те способы и технологию сварки, при которых охлаждение металла шва происходит медленно, а коли­ чество водорода в нем незначительное.

Если с помощью перечисленных мероприятий не удается умень­ шить влияние пониженной температуры, то следует повысить температуру свариваемых металлоконструкций. При этом ограни­ чений по температуре воздуха нет. В соответствии с Правилами Регистра СССР [41 ] сварку проката из углеродистой и низколеги­ рованной стали толщиной свыше 20 мм производят при температуре

не

ниже— 25° С. Литье и поковки сваривают при температуре не

ниже — 15° С. Сварку на сосудах, работающих под давлением более

5

X КБ Па, допускается производить при температуре свыше—5° С.

 

В необходимых случаях металл на расстояние 75 мм от оси шва

подогревают. Независимо от ограничений по температуре для дан­ ной конструкции температура подогрева кромок должна быть не ниже +20° С. Подрубку корня выполняют при Г ^ —25° С для проката толщиной не больше 20 мм и — 15° С для более толстого.

При выполнении большого объема работ на массивных кон­

струкциях компактной

формы

целесообразно строить тепляки.

При обогреве калориферами температура в тепляках

может быть

поднята в зимнее время до +10° С.

 

Перспективен способ

обогрева

рабочих мест на открытых пло­

щадках инфракрасными

лучами.

По данным В. П. Дмитриева и

А. Л. Комаиа [18],

горелка теплопроизводительностью около 2 кДж/с

может обогревать

площадь до 20

м3. Рекомендуется

использовать

горелки, работающие на природном газе и развивающие температуру до 900— 1000° С. При этом расстояние от рабочего места до излу­ чателя не должно превышать 3—4 м. Регулировать режим обогрева целесообразнее с помощью системы автоматического контроля и ди­ станционного зажигания горелок. Вместо горелок можно применять также электрические излучатели рефлекторного типа.

Местный подогрев свариваемых кромок можно осуществлять газовыми горелками, угольной дугой, токами высокой или промыш­ ленной частоты, паяльными или мощными электролампами [55]. Учитывая, что подогретые кромки быстро остывают, подогрев необ­ ходимо вести на отдельных участках непосредственно перед сваркой. Длина участков обычно равна длине шва (прохода), завариваемого одним электродом. При автоматической и полуавтоматической сварке подогрев осуществляют синхронно с передвижением автомата или сварочной горелки перед дугой на расстоянии около 1 м.

Защита от ветра. В результате проведенных исследований (см. гл. II) установлено, что движение воздуха оказывает влияние на качество сварных соединений при всех способах сварки видимой дугой. Минимальная скорость ветра, при которой наблюдается снижение показателей механических свойств ниже допустимых пределов, для каждого способа различна.

В табл. 31 приведены значения максимально допустимой ско­ рости ветра при обычной и специальной сварке.

7 Д . К . Б езбах

97