Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
в вертикальной плоскости. Работа автопогрузчика, оборудованного ковшом, возможна только в том случае, если груз не является сле жавшимся.
При помощи безблочной стрелы можно выполнять погрузочно-раз грузочные работы с грузами большой массы, допускающими их застроповку (например, контейнеров). При этом масса груза не должна превышать зависящую от вылета стрелы грузоподъемность.
Интервалы грузоподъемности указаны на стреле и для автопогруз чика 4043, они составляют 1; 1,5; 2 и 3 т, а для автопогрузчика 4045— 1,5; 2,5; 3 и 4 т.
Упомянутые грузозахватные устройства являются быстросъемны ми: замена каждого из них производится за 10—30 мин.
На базе автопогрузчиков 4043 и 4045 созданы их модификации — автопогрузчики с укороченным грузоподъемником (соответственно модели 4041 и 4042), предназначенные для применения в местах с низ ким потолочным перекрытием.
А в т о п о г р у з ч и к и 4046 и 4049 выполнены на базе автопо грузчика 4045 и представляют собой усовершенствованные модели ранее выпускавшихся автопогрузчиков соответственно 4006 и 4009.
Рабочим органом автопогрузчика 4046 является безблочная стре ла с крюком переменного вылета, перемещаемым горизонтально вдоль консоли при помощи гидравлического цилиндра.
Грузоподъемность автопогрузчика 4046, оборудованного такой стрелой, на высоте крюка 1000 мм составляет 4,5 т, а на вылете 2360 мм—2,5 т. Эта машина является весьма удобной при использо вании на контейнерных площадках, обменных контейнерных пунктах и тому подобное для погрузки и выгрузки среднетоннажных контей неров на автомобили и железнодорожные платформы. Этот автопогруз чик может быть оборудован и другими грузозахватными приспособле ниями, в том числе ковшом емкостью 0,57 м3.
Особенностью автопогрузчика модели 4049 является наличие в кон струкции грузоподъемника цилиндра поперечного перемещения вил по балке каретки и цилиндра наклона каретки. Расстояние перемеще ния вилочного захвата в каждую сторону от продольной оси автопо грузчика составляет 200 мм, а угол наклона каретки в каждую боковую сторону — 7°. Такое устройство рабочего органа позволяет эксплуати
ровать автопогрузчик 4049 при переработке |
длинномерных |
грузов |
(преимущественно пиломатериалов на складах |
лесопильных заводов, |
|
а также прирельсовых морских и речных перевалочных пунктов). |
||
На базе автопогрузчика 4045 создан а в т о п о г р у з ч и к |
4044, |
предназначенный для использования в бумажной промышленности. Грузоподъемность погрузчика, оборудованного боковыми захватами, составляет 2 т, максимальная высота подъема груза — 7000 мм.
Для погрузки, выгрузки и транспортирования круглого леса в ле созаготовительной промышленности, главным образом на лесоскладах,- применяют автопогрузчик 4045Л, оборудованный челюстным захватом с возможностью наклона вверх на 90° и вниз на 30°. Габаритные разме ры челюстного захвата: длина 2100 мм, ширина 1135 мм, высота 1900 мм. Площадь зева челюстного захвата наибольшая — 1,5 м2, наимень-
77
Рис. 28. Автопогрузчик 4065
Рис. 29. Автопогрузчик для крупнотоннажных контейнеров
шая — 0,5 м2. Масса захвата — 650 кг. Привод челюстного захвата гидравлический от гидравлического цилиндра двойного действия. Гру зоподъемность автопогрузчика при работе с челюстным захватом со ставляет 3 т.
А в т о п о г р у з ч и к |
4065 |
с боковым расположением грузо подъемника (рис. 28) предназна чен для выполнения погрузочноразгрузочных и складских опера ций с длинномерными грузами (металла, труб, пиломатериалов и др.). Грузоподъемность автопо грузчика — 5 т.
Рабочий орган (грузоподъемник с вилами или безблочной стрелой) выполнен выдвижным в поперечном проеме шириной 1130 мм. Величи на его хода — 1285 мм. На корпусе автопогрузчика на высоте от грун та 120 мм предусмотрены площадки шириной 1200 мм для укладки длинномерных грузов. Сбоку со стороны вил грузоподъемника на корпусе автопогрузчика предусмот рены опоры с гидравлическим при водом. Такая конструкция автопо грузчика обеспечивает дополни тельные удобства при использова нии его на складах длинномерных грузов (почти полное исключение маневрирования автопогрузчиком, значительное уменьшение ширины проездов на складах, удобства при перемещении длиннрмеров на тер ритории склада).
Помимо этой серийно выпускае мой модели, промышленностью со зданы аналогичные автопогрузчики
грузоподъемностью 3 и Ю т |
(мо |
дели 4063 и 4070). |
4008 |
А в т о п о г р у з ч и к |
является универсальной погрузоч но-разгрузочной машиной большой грузоподъемности. Он предназна чен для погрузки и выгрузки гру зов большой массы на крупных
78
базах, |
а также складах заводов, станций железных дорог, пор |
тов и |
др. |
Автопогрузчик может работать с вилами длиной 1,5 и 3 м со стре лой, с гидравлическими захватами для погрузки и выгрузки бревен из железнодорожных полувагонов и других видов открытого подвиж ного состава, с грейфером объемом 2,5 м3 для сыпучих и кусковых ма териалов. Вилы надевают на ось, закрепленную в щеках каретки; они имеют три фиксированных положения для установления наиболее удобной ширины захвата. Стрелу крепят кронштейнами к каретке и тягами к задним крыльям автопогрузчика. На рабочем конце стрелы в зависимости от вида груза навешивают стропы, захват для бревен или грейфер.
А в т о п о г р у з ч и к и д л я к р у п н о т о н н а ж н ы х к о н т е й н е р о в предназначены для работы на контейнерных площадках, крупных промышленных предприятиях, в портах с универсальными и специальными контейнерами массой брутто 20 и 30т. Наиболее распро страненными являются автопогрузчики для крупнотоннажных контей неров, созданные английской фирмой «Лансер Босс» (рис. 29). Их гру зоподъемность составляет 25 и 35 т. Такие автопогрузчики выполняют, как правило, с боковым выдвижным грузоподъемником, оснащенным быстросъемным захватом для контейнеров (спредером), имеющим гид равлический привод поворотных кулачков. Некоторые модели таких автопогрузчиков оборудованы передвижной (в поперечном направле нии) кабиной водителя, что обеспечивает лучшую видимость водителю в процессе работы с контейнерами. В связи со значительной осевой массой автопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров рекоменду ется применять на площадках с прочным бетонированным покрытием.
§ 3. э л е к т р о п о г р у з ч и к и ,
ЭЛЕКТРОШТАБЕЛЕРЫ И ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ
Электропогрузчики являются наиболее распространенными уни версальными подъемно-транспортными машинами, предназначенными для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских опе раций на различных видах транспорта, в промышленности, строитель стве со всевозможными тарно-штучными грузами, в том числе в паке тах и на поддонах. Использование в конструкции электропогрузчиков в качестве силовых агрегатов электродвигателей позволяет эксплуати ровать их преимущественно в закрытых помещениях (закрытые скла ды, цехи, вагоны, трюмы судов и др.). Поскольку питание электродви гателей током в этих машинах осуществляется, как правило, от акку муляторной батареи, устанавливаемой на погрузчике, электропогруз чики иногда называют аккумуляторными погрузчиками.
Электропогрузчики отличаются высокой маневренностью и широ ким диапазоном операций (захват груза, подъем его и перемещение, штабелирование, освобождение груза, погрузка груза на автомобиль и в вагоны, выгрузка их и др.), что обеспечивает возможность их при менения в разнообразных эксплуатационных условиях.
79
У большинства моделей электропогрузчиков на колесах, изготав ливаемых, как правило, небольшого диаметра, предусмотрены литые шины. Поэтому для работы электропогрузчиков необходимо на складах и погрузочно-разгрузочных площадках иметь твердое (например, бе тонное или асфальтобетонное) п ровное покрытие пола. Кроме того, для заряда аккумуляторных батарей электропогрузчиков на погру зочно-разгрузочных пунктах должны быть зарядные станции, оборудо ванные выпрямителями тока.
Как правило, электропогрузчики изготавливают грузоподъем ностью от 0,5 до 2 т. Однако известны также электропогрузчики грузо- • подъемностью 3, 5, Ю т и более.
По конструкции н характеру выполняемой работы электропогрузчи ки схожи с автопогрузчиками. Они отличаются в основном источни ком силовой энергии. В конструкциях отечественных электропогруз чиков для питания электродвигателей применяют аккумуляторные ба тареи, составленные из щелочных железо-никелевых аккумуляторов емкостью от 30 до 500 А-ч с номинальным напряжением от 24 до 40 В. В зарубежных моделях электропогрузчиков нередко используют кислотные аккумуляторные батареи.
Общая конструктивная схема обычного электропогрузчика предус матривает наличие следующих основных узлов и агрегатов: рамы шас си, выполненной в виде несущего кузова; ведущего переднего моста; заднего управляемого моста; грузоподъемника; электродвигателя пе редвижения; электродвигателя грузоподъемного механизма; гидрав лического привода, состоящего из насоса, гидравлического распреде лителя, двух цилиндров наклона грузоподъемника, цилиндра подъема каретки, масляного бака и арматуры; рулевого управления; аккуму ляторной батареи и аппаратуры управления.
Грузоподъемник с телескопической рамой и кареткой для крепления рабочих приспособлений шарнирно укреплен на поперечной вилке рамы кузова между передними ведущими колесами. При помощи двух гидравлических цилиндров грузоподъемник может наклоняться впе ред до 3° и назад до 10°. Основным грузозахватным рабочим органом электропогрузчиков являются вилы, предназначенные для работы преимущественно с пакетными грузами на поддонах. В отдельных слу чаях электропогрузчики оборудуют безблочной стрелой, грейфером, штырем и т. п., а также сталкивателем, приводимым в действие от гидравлической системы.
Ведущие колеса электропогрузчика оборудуют колодочными тормо зами с двумя независимыми приводами — гидравлическим, действу ющим от ножной педали, и механическим, действующим от ручного ры чага. Приведение в действие тормозов автоматически разрывает цепь управления электропривода и двигатель ведущего моста прекращает работу.
Схема гидравлического привода показана на рис. 30. Из бака 1 ве ретенное масло по гибкому шлангу 2 засасывается насосом 3. От насо са по шлангу 10 масло поступает к гидравлическому гидрораспре делителю 9 золотникового типа, откуда по шлангу 4 — в цилиндр подъема 5, по шлангам 11 и 12 — в цилиндры 13 наклона грузоподъем-
80
ника, по шлангам 7 и.5 — в цилиндры 6 рабочих приспособлений (сталкиватель, грейфер). Из цилиндров масло возвращается в бак через ги дрораспределитель и гибкий шланг 14. Управление гидрораспредели телем и рабочим оборудованием электропогрузчика осуществляется при помощи рычагов, выведенных к рабочему месту водителя. Такая
схема гидравлического привода |
характерна и для автопогрузчиков. |
Э л е к т р о п о г р у з ч и к |
ЭП-0,25 грузоподъемностью 250 кг |
имеет трехколесное шасси (одно заднее управляемое и ведущее и два передних опорных). На электропогрузчике установлено устройство для заряда аккумуляторных батарей от сети переменного тока напря жением 220 В. Зарядный агрегат отключается автоматически после пол ного заряда батарей погрузчика. Дополнительно к основному грузо захватному устройству — вилам — электропогрузчик укомплекто вывается боковыми захватами.
Э л е к т р о п о г р у з ч и к и 4015М и ЭП-0,5 грузоподъемностью 500 кг смонтированы на трехколесном шасси с ведущим и управляемым задним колесом, обеспечивающим их высокую маневренность. Грузо подъемник у погрузчика 4015М выполнен с выдвижной внутренней рамой и сконструирован в трех исполнениях: с высотой подъема вил 1,8; 2,8 и 4,5 м; у погрузчика ЭП-0,5 грузоподъемник обеспечивает подъем вил на высоту 2,8 м.
Регулирование скорости передвижения погрузчиков — бесступен чатое, обеспечивается наличием угольно-масляного контроллера. Води тели управляют погрузчиками при помощи рулевого колеса, рукоятки регулирования скорости и рычагов управления гидравлическим рас пределением.
Электропогрузчик 4015М, кроме вил, укомплектован безблочной стрелой с крюком, боковыми захватами, сталкивателем груза, грей фером и кантователем, позволяющим поворачивать груз вокруг про дольной оси на 180°. Погрузчик поднимает вилы на высоту 1400 мм без увеличения габарита машины по высоте.
81
Обе модели погрузчиков могут быть использованы для погрузки и выгрузки различных штучных грузов (в том числе в пакетах, мало габаритных контейнерах и пр.) на автомобили не только с уровая грун та, но и с заездом непосредственно на платформу (если склады оборудо ваны рампами или эстакадами).
Э л е к т р о п о г р у з ч и к и 4004 грузоподъемностью 750 кг распространены в нашей стране. Выпуск их был освоен в двух модифи кациях с высотой подъема вил 1600 мм (модель 4004) и 2800 мм (мо дель 4004А). Погрузчики выполнены на четырех колесном шасси (пе редние два колеса — ведущие, задние — управляемые). Источником питания электроэнергией электродвигателей, установленных на погруз чике, служит батарея, составленная из 26 щелочных железо-никеле вых аккумуляторов номинальной емкостью 300 А-ч с номинальным напряжением 30 В (тип батареи 20-ТЖН-300).
Э л е к т р о п о г р у з ч и к и ЭП-103 и ЭП-106 имеют грузоподъ емность 1 т. Конструкции электропогрузчиков почти не отличаются: у электропогрузчика ЭП-103 массивные шины, а у ЭП-106 — пневма тические шины (рис. 31).
Для электропогрузчиков используют четыре вида грузоподъемни ков: три для подъема вил 1,8; 2,8; 4,5 м и один — для подъема вил на 2,8 м со свободной высотой подъема до 1,4 м (без увеличения габа ритной высоты погрузчика).
Наличие указанных типов грузоподъемников, а главное способ ность ими выполнять погрузочно-разгрузочные и внутрискладские работы с грузами массой до 1 т (в том числе с пакетированными груза ми на стандартных поддонах и без них) позволяет рассматривать этот класс погрузчиков как основной среди различных типоразмеров по
добных машин. Электропогрузчики ЭП-103 и
ЭП-106 выполнены по ранее опи санной конструктивной схеме. В качестве источника питания элек троэнергией на погрузчиках уста новлена аккумуляторная батарея 34-ТЖН-300ВМ номинальной ем
костью 300 А-ч |
и |
напряжением |
40 В. |
|
|
Для погрузки, выгрузки, транс |
||
портирования и |
штабелирования |
|
различных штучных |
грузов во |
взрывоопасных помещениях и на ружных установках в химической, нефтяной, газовой и других отрас лях промышленности, где по усло виям работы возможно образование взрывоопасных смесей, выпускают э л е к т р о п о г р у з ч и к и во
Рис. 31. Электропогрузчик ЭП-106 в з р ы в о з а щ и щ е н н о м и с-
82
п о л н е н и и м о д е л и ЭПВ-1, |
в двух модификациях (612 и 614), |
отличающихся только высотой подъема вил (2,75 и 1,5 м). |
|
Э л е к т р о п о г р у з ч и к и |
КВЗ (грузоподъемностью 1,5 т) вы |
пускались в двух модификациях: |
КВЗ-02 с высоким грузоподъемни |
ком, обеспечивающим подъем вил на высоту до 2750 мм, и КВ-04 с низ ким грузоподъемником. Источником энергии у них служит аккумуля торная батарея ТЖН-500В. Погрузчики имеют сменные захваты: вилы, ковш и стрелу.
Взамен электропогрузчиков КВЗ освоен выпуск э л е к т р о п о г р у з ч и к о в ЭП-201 и ЭП-202 грузоподъемностью 2 т. Грузоподъ емники электропогрузчиков выпускаются в четырех исполнениях. Конструкции этих машин одинаковые, если не считать, что электро погрузчик ЭП-201 имеет пневматические шины, а ЭП-202 — массив ные'. Водитель управляет погрузчиком, сидя на рабочем месте. Под сиденьем установлен блокировочный нормально открытый контакт, размыкающий цепь управления, если водитель не занял своего места на машине.
Электропогрузчики грузоподъемностью 3 т (модель ЭП-301) имеют почти такую же конструкцию, как и электропогрузчики ЭП-201 и
ЭП-202.
Разновидностью вилочных электропогрузчиков являются наполь ные электроштабелеры, предназначенные для внутрискладских работ в пакгаузах, холодильниках и складах промышленных предприятий с тарно-штучными грузами на стандартных поддонах и без поддонов. Штабелеры могут быть использованы и для выполнения погрузочноразгрузочных работ на различных видах транспорта. Отличительными особенностями электроштабелеров являются уменьшенные по срав нению с электропогрузчиками габаритные размеры в плане (длина и ширина) и более ограниченные ходовые возможности.
Уменьшение габаритных размеров таких машин достигается в ре зультате применения конструктивной схемы, при которой обеспечи вается горизонтальное перемещение грузоподъемника по направля ющим в пределах опорного контура штабелера.
В отдельных конструкциях штабелеров предусмотрено горизон тальное перемещение в пределах его опорного контура грузозахват ного органа.
Э л е к т р о ш т а б е л е р |
ЭШ-181 грузоподъемностью |
1 т со |
стоит из сварного корпуса, |
на котором смонтированы |
обычный |
грузоподъемник с механизмом для его горизонтального перемещения, механизма передвижения самого штабелера, аккумуляторной батареи типа 22-ТЖН-300В, гидравлической системы и аппаратуры управле ния. Электроштабелер предусмотрен в четырех модификациях: с вы сотой подъема вил 1,8; 2,8 и 4,5 м и один с высотой подъема 2,8 м, обеспечивающий подъем вил на 1,4 м без увеличения габаритной высоты погрузчика.
Колеса штабелера имеют массивные шины. Два передних колеса — опорные, одно заднее — ведущее и управляемое, а другое — поддер живающее (рояльного типа). Водитель управляет штабелером стоя.
83