Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в вертикальной плоскости. Работа автопогрузчика, оборудованного ковшом, возможна только в том случае, если груз не является сле­ жавшимся.

При помощи безблочной стрелы можно выполнять погрузочно-раз­ грузочные работы с грузами большой массы, допускающими их застроповку (например, контейнеров). При этом масса груза не должна превышать зависящую от вылета стрелы грузоподъемность.

Интервалы грузоподъемности указаны на стреле и для автопогруз­ чика 4043, они составляют 1; 1,5; 2 и 3 т, а для автопогрузчика 4045— 1,5; 2,5; 3 и 4 т.

Упомянутые грузозахватные устройства являются быстросъемны­ ми: замена каждого из них производится за 10—30 мин.

На базе автопогрузчиков 4043 и 4045 созданы их модификации — автопогрузчики с укороченным грузоподъемником (соответственно модели 4041 и 4042), предназначенные для применения в местах с низ­ ким потолочным перекрытием.

А в т о п о г р у з ч и к и 4046 и 4049 выполнены на базе автопо­ грузчика 4045 и представляют собой усовершенствованные модели ранее выпускавшихся автопогрузчиков соответственно 4006 и 4009.

Рабочим органом автопогрузчика 4046 является безблочная стре­ ла с крюком переменного вылета, перемещаемым горизонтально вдоль консоли при помощи гидравлического цилиндра.

Грузоподъемность автопогрузчика 4046, оборудованного такой стрелой, на высоте крюка 1000 мм составляет 4,5 т, а на вылете 2360 мм—2,5 т. Эта машина является весьма удобной при использо­ вании на контейнерных площадках, обменных контейнерных пунктах и тому подобное для погрузки и выгрузки среднетоннажных контей­ неров на автомобили и железнодорожные платформы. Этот автопогруз­ чик может быть оборудован и другими грузозахватными приспособле­ ниями, в том числе ковшом емкостью 0,57 м3.

Особенностью автопогрузчика модели 4049 является наличие в кон­ струкции грузоподъемника цилиндра поперечного перемещения вил по балке каретки и цилиндра наклона каретки. Расстояние перемеще­ ния вилочного захвата в каждую сторону от продольной оси автопо­ грузчика составляет 200 мм, а угол наклона каретки в каждую боковую сторону — 7°. Такое устройство рабочего органа позволяет эксплуати­

ровать автопогрузчик 4049 при переработке

длинномерных

грузов

(преимущественно пиломатериалов на складах

лесопильных заводов,

а также прирельсовых морских и речных перевалочных пунктов).

На базе автопогрузчика 4045 создан а в т о п о г р у з ч и к

4044,

предназначенный для использования в бумажной промышленности. Грузоподъемность погрузчика, оборудованного боковыми захватами, составляет 2 т, максимальная высота подъема груза — 7000 мм.

Для погрузки, выгрузки и транспортирования круглого леса в ле­ созаготовительной промышленности, главным образом на лесоскладах,- применяют автопогрузчик 4045Л, оборудованный челюстным захватом с возможностью наклона вверх на 90° и вниз на 30°. Габаритные разме­ ры челюстного захвата: длина 2100 мм, ширина 1135 мм, высота 1900 мм. Площадь зева челюстного захвата наибольшая — 1,5 м2, наимень-

77


Рис. 28. Автопогрузчик 4065

Рис. 29. Автопогрузчик для крупнотоннажных контейнеров

шая — 0,5 м2. Масса захвата — 650 кг. Привод челюстного захвата гидравлический от гидравлического цилиндра двойного действия. Гру­ зоподъемность автопогрузчика при работе с челюстным захватом со­ ставляет 3 т.

А в т о п о г р у з ч и к

4065

с боковым расположением грузо­ подъемника (рис. 28) предназна­ чен для выполнения погрузочноразгрузочных и складских опера­ ций с длинномерными грузами (металла, труб, пиломатериалов и др.). Грузоподъемность автопо­ грузчика — 5 т.

Рабочий орган (грузоподъемник с вилами или безблочной стрелой) выполнен выдвижным в поперечном проеме шириной 1130 мм. Величи­ на его хода — 1285 мм. На корпусе автопогрузчика на высоте от грун­ та 120 мм предусмотрены площадки шириной 1200 мм для укладки длинномерных грузов. Сбоку со стороны вил грузоподъемника на корпусе автопогрузчика предусмот­ рены опоры с гидравлическим при­ водом. Такая конструкция автопо­ грузчика обеспечивает дополни­ тельные удобства при использова­ нии его на складах длинномерных грузов (почти полное исключение маневрирования автопогрузчиком, значительное уменьшение ширины проездов на складах, удобства при перемещении длиннрмеров на тер­ ритории склада).

Помимо этой серийно выпускае­ мой модели, промышленностью со­ зданы аналогичные автопогрузчики

грузоподъемностью 3 и Ю т

(мо­

дели 4063 и 4070).

4008

А в т о п о г р у з ч и к

является универсальной погрузоч­ но-разгрузочной машиной большой грузоподъемности. Он предназна­ чен для погрузки и выгрузки гру­ зов большой массы на крупных

78

базах,

а также складах заводов, станций железных дорог, пор­

тов и

др.

Автопогрузчик может работать с вилами длиной 1,5 и 3 м со стре­ лой, с гидравлическими захватами для погрузки и выгрузки бревен из железнодорожных полувагонов и других видов открытого подвиж­ ного состава, с грейфером объемом 2,5 м3 для сыпучих и кусковых ма­ териалов. Вилы надевают на ось, закрепленную в щеках каретки; они имеют три фиксированных положения для установления наиболее удобной ширины захвата. Стрелу крепят кронштейнами к каретке и тягами к задним крыльям автопогрузчика. На рабочем конце стрелы в зависимости от вида груза навешивают стропы, захват для бревен или грейфер.

А в т о п о г р у з ч и к и д л я к р у п н о т о н н а ж н ы х к о н ­ т е й н е р о в предназначены для работы на контейнерных площадках, крупных промышленных предприятиях, в портах с универсальными и специальными контейнерами массой брутто 20 и 30т. Наиболее распро­ страненными являются автопогрузчики для крупнотоннажных контей­ неров, созданные английской фирмой «Лансер Босс» (рис. 29). Их гру­ зоподъемность составляет 25 и 35 т. Такие автопогрузчики выполняют, как правило, с боковым выдвижным грузоподъемником, оснащенным быстросъемным захватом для контейнеров (спредером), имеющим гид­ равлический привод поворотных кулачков. Некоторые модели таких автопогрузчиков оборудованы передвижной (в поперечном направле­ нии) кабиной водителя, что обеспечивает лучшую видимость водителю в процессе работы с контейнерами. В связи со значительной осевой массой автопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров рекоменду­ ется применять на площадках с прочным бетонированным покрытием.

§ 3. э л е к т р о п о г р у з ч и к и ,

ЭЛЕКТРОШТАБЕЛЕРЫ И ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ

Электропогрузчики являются наиболее распространенными уни­ версальными подъемно-транспортными машинами, предназначенными для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских опе­ раций на различных видах транспорта, в промышленности, строитель­ стве со всевозможными тарно-штучными грузами, в том числе в паке­ тах и на поддонах. Использование в конструкции электропогрузчиков в качестве силовых агрегатов электродвигателей позволяет эксплуати­ ровать их преимущественно в закрытых помещениях (закрытые скла­ ды, цехи, вагоны, трюмы судов и др.). Поскольку питание электродви­ гателей током в этих машинах осуществляется, как правило, от акку­ муляторной батареи, устанавливаемой на погрузчике, электропогруз­ чики иногда называют аккумуляторными погрузчиками.

Электропогрузчики отличаются высокой маневренностью и широ­ ким диапазоном операций (захват груза, подъем его и перемещение, штабелирование, освобождение груза, погрузка груза на автомобиль и в вагоны, выгрузка их и др.), что обеспечивает возможность их при­ менения в разнообразных эксплуатационных условиях.

79


У большинства моделей электропогрузчиков на колесах, изготав­ ливаемых, как правило, небольшого диаметра, предусмотрены литые шины. Поэтому для работы электропогрузчиков необходимо на складах и погрузочно-разгрузочных площадках иметь твердое (например, бе­ тонное или асфальтобетонное) п ровное покрытие пола. Кроме того, для заряда аккумуляторных батарей электропогрузчиков на погру­ зочно-разгрузочных пунктах должны быть зарядные станции, оборудо­ ванные выпрямителями тока.

Как правило, электропогрузчики изготавливают грузоподъем­ ностью от 0,5 до 2 т. Однако известны также электропогрузчики грузо- • подъемностью 3, 5, Ю т и более.

По конструкции н характеру выполняемой работы электропогрузчи­ ки схожи с автопогрузчиками. Они отличаются в основном источни­ ком силовой энергии. В конструкциях отечественных электропогруз­ чиков для питания электродвигателей применяют аккумуляторные ба­ тареи, составленные из щелочных железо-никелевых аккумуляторов емкостью от 30 до 500 А-ч с номинальным напряжением от 24 до 40 В. В зарубежных моделях электропогрузчиков нередко используют кислотные аккумуляторные батареи.

Общая конструктивная схема обычного электропогрузчика предус­ матривает наличие следующих основных узлов и агрегатов: рамы шас­ си, выполненной в виде несущего кузова; ведущего переднего моста; заднего управляемого моста; грузоподъемника; электродвигателя пе­ редвижения; электродвигателя грузоподъемного механизма; гидрав­ лического привода, состоящего из насоса, гидравлического распреде­ лителя, двух цилиндров наклона грузоподъемника, цилиндра подъема каретки, масляного бака и арматуры; рулевого управления; аккуму­ ляторной батареи и аппаратуры управления.

Грузоподъемник с телескопической рамой и кареткой для крепления рабочих приспособлений шарнирно укреплен на поперечной вилке рамы кузова между передними ведущими колесами. При помощи двух гидравлических цилиндров грузоподъемник может наклоняться впе­ ред до 3° и назад до 10°. Основным грузозахватным рабочим органом электропогрузчиков являются вилы, предназначенные для работы преимущественно с пакетными грузами на поддонах. В отдельных слу­ чаях электропогрузчики оборудуют безблочной стрелой, грейфером, штырем и т. п., а также сталкивателем, приводимым в действие от гидравлической системы.

Ведущие колеса электропогрузчика оборудуют колодочными тормо­ зами с двумя независимыми приводами — гидравлическим, действу­ ющим от ножной педали, и механическим, действующим от ручного ры­ чага. Приведение в действие тормозов автоматически разрывает цепь управления электропривода и двигатель ведущего моста прекращает работу.

Схема гидравлического привода показана на рис. 30. Из бака 1 ве­ ретенное масло по гибкому шлангу 2 засасывается насосом 3. От насо­ са по шлангу 10 масло поступает к гидравлическому гидрораспре­ делителю 9 золотникового типа, откуда по шлангу 4 — в цилиндр подъема 5, по шлангам 11 и 12 — в цилиндры 13 наклона грузоподъем-

80


ника, по шлангам 7 и.5 — в цилиндры 6 рабочих приспособлений (сталкиватель, грейфер). Из цилиндров масло возвращается в бак через ги­ дрораспределитель и гибкий шланг 14. Управление гидрораспредели­ телем и рабочим оборудованием электропогрузчика осуществляется при помощи рычагов, выведенных к рабочему месту водителя. Такая

схема гидравлического привода

характерна и для автопогрузчиков.

Э л е к т р о п о г р у з ч и к

ЭП-0,25 грузоподъемностью 250 кг

имеет трехколесное шасси (одно заднее управляемое и ведущее и два передних опорных). На электропогрузчике установлено устройство для заряда аккумуляторных батарей от сети переменного тока напря­ жением 220 В. Зарядный агрегат отключается автоматически после пол­ ного заряда батарей погрузчика. Дополнительно к основному грузо­ захватному устройству — вилам — электропогрузчик укомплекто­ вывается боковыми захватами.

Э л е к т р о п о г р у з ч и к и 4015М и ЭП-0,5 грузоподъемностью 500 кг смонтированы на трехколесном шасси с ведущим и управляемым задним колесом, обеспечивающим их высокую маневренность. Грузо­ подъемник у погрузчика 4015М выполнен с выдвижной внутренней рамой и сконструирован в трех исполнениях: с высотой подъема вил 1,8; 2,8 и 4,5 м; у погрузчика ЭП-0,5 грузоподъемник обеспечивает подъем вил на высоту 2,8 м.

Регулирование скорости передвижения погрузчиков — бесступен­ чатое, обеспечивается наличием угольно-масляного контроллера. Води­ тели управляют погрузчиками при помощи рулевого колеса, рукоятки регулирования скорости и рычагов управления гидравлическим рас­ пределением.

Электропогрузчик 4015М, кроме вил, укомплектован безблочной стрелой с крюком, боковыми захватами, сталкивателем груза, грей­ фером и кантователем, позволяющим поворачивать груз вокруг про­ дольной оси на 180°. Погрузчик поднимает вилы на высоту 1400 мм без увеличения габарита машины по высоте.

81

Обе модели погрузчиков могут быть использованы для погрузки и выгрузки различных штучных грузов (в том числе в пакетах, мало­ габаритных контейнерах и пр.) на автомобили не только с уровая грун­ та, но и с заездом непосредственно на платформу (если склады оборудо­ ваны рампами или эстакадами).

Э л е к т р о п о г р у з ч и к и 4004 грузоподъемностью 750 кг распространены в нашей стране. Выпуск их был освоен в двух модифи­ кациях с высотой подъема вил 1600 мм (модель 4004) и 2800 мм (мо­ дель 4004А). Погрузчики выполнены на четырех колесном шасси (пе­ редние два колеса — ведущие, задние — управляемые). Источником питания электроэнергией электродвигателей, установленных на погруз­ чике, служит батарея, составленная из 26 щелочных железо-никеле­ вых аккумуляторов номинальной емкостью 300 А-ч с номинальным напряжением 30 В (тип батареи 20-ТЖН-300).

Э л е к т р о п о г р у з ч и к и ЭП-103 и ЭП-106 имеют грузоподъ­ емность 1 т. Конструкции электропогрузчиков почти не отличаются: у электропогрузчика ЭП-103 массивные шины, а у ЭП-106 — пневма­ тические шины (рис. 31).

Для электропогрузчиков используют четыре вида грузоподъемни­ ков: три для подъема вил 1,8; 2,8; 4,5 м и один — для подъема вил на 2,8 м со свободной высотой подъема до 1,4 м (без увеличения габа­ ритной высоты погрузчика).

Наличие указанных типов грузоподъемников, а главное способ­ ность ими выполнять погрузочно-разгрузочные и внутрискладские работы с грузами массой до 1 т (в том числе с пакетированными груза­ ми на стандартных поддонах и без них) позволяет рассматривать этот класс погрузчиков как основной среди различных типоразмеров по­

добных машин. Электропогрузчики ЭП-103 и

ЭП-106 выполнены по ранее опи­ санной конструктивной схеме. В качестве источника питания элек­ троэнергией на погрузчиках уста­ новлена аккумуляторная батарея 34-ТЖН-300ВМ номинальной ем­

костью 300 А-ч

и

напряжением

40 В.

 

 

Для погрузки, выгрузки, транс­

портирования и

штабелирования

различных штучных

грузов во

взрывоопасных помещениях и на­ ружных установках в химической, нефтяной, газовой и других отрас­ лях промышленности, где по усло­ виям работы возможно образование взрывоопасных смесей, выпускают э л е к т р о п о г р у з ч и к и во

Рис. 31. Электропогрузчик ЭП-106 в з р ы в о з а щ и щ е н н о м и с-

82


п о л н е н и и м о д е л и ЭПВ-1,

в двух модификациях (612 и 614),

отличающихся только высотой подъема вил (2,75 и 1,5 м).

Э л е к т р о п о г р у з ч и к и

КВЗ (грузоподъемностью 1,5 т) вы­

пускались в двух модификациях:

КВЗ-02 с высоким грузоподъемни­

ком, обеспечивающим подъем вил на высоту до 2750 мм, и КВ-04 с низ­ ким грузоподъемником. Источником энергии у них служит аккумуля­ торная батарея ТЖН-500В. Погрузчики имеют сменные захваты: вилы, ковш и стрелу.

Взамен электропогрузчиков КВЗ освоен выпуск э л е к т р о п о ­ г р у з ч и к о в ЭП-201 и ЭП-202 грузоподъемностью 2 т. Грузоподъ­ емники электропогрузчиков выпускаются в четырех исполнениях. Конструкции этих машин одинаковые, если не считать, что электро­ погрузчик ЭП-201 имеет пневматические шины, а ЭП-202 — массив­ ные'. Водитель управляет погрузчиком, сидя на рабочем месте. Под сиденьем установлен блокировочный нормально открытый контакт, размыкающий цепь управления, если водитель не занял своего места на машине.

Электропогрузчики грузоподъемностью 3 т (модель ЭП-301) имеют почти такую же конструкцию, как и электропогрузчики ЭП-201 и

ЭП-202.

Разновидностью вилочных электропогрузчиков являются наполь­ ные электроштабелеры, предназначенные для внутрискладских работ в пакгаузах, холодильниках и складах промышленных предприятий с тарно-штучными грузами на стандартных поддонах и без поддонов. Штабелеры могут быть использованы и для выполнения погрузочноразгрузочных работ на различных видах транспорта. Отличительными особенностями электроштабелеров являются уменьшенные по срав­ нению с электропогрузчиками габаритные размеры в плане (длина и ширина) и более ограниченные ходовые возможности.

Уменьшение габаритных размеров таких машин достигается в ре­ зультате применения конструктивной схемы, при которой обеспечи­ вается горизонтальное перемещение грузоподъемника по направля­ ющим в пределах опорного контура штабелера.

В отдельных конструкциях штабелеров предусмотрено горизон­ тальное перемещение в пределах его опорного контура грузозахват­ ного органа.

Э л е к т р о ш т а б е л е р

ЭШ-181 грузоподъемностью

1 т со­

стоит из сварного корпуса,

на котором смонтированы

обычный

грузоподъемник с механизмом для его горизонтального перемещения, механизма передвижения самого штабелера, аккумуляторной батареи типа 22-ТЖН-300В, гидравлической системы и аппаратуры управле­ ния. Электроштабелер предусмотрен в четырех модификациях: с вы­ сотой подъема вил 1,8; 2,8 и 4,5 м и один с высотой подъема 2,8 м, обеспечивающий подъем вил на 1,4 м без увеличения габаритной высоты погрузчика.

Колеса штабелера имеют массивные шины. Два передних колеса — опорные, одно заднее — ведущее и управляемое, а другое — поддер­ живающее (рояльного типа). Водитель управляет штабелером стоя.

83