Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э л е к т р о ш т а б е л е р ЭШПВ-0,5 имеет грузоподъемность 0,5 т. Его особенностью является то, что грузоподъемник штабеле­ ра выполнен поворотным в вертикальной плоскости на угол 90° в ле­

вую и правую стороны, а вилы

горизонтально выдвигаются при

по­

мощи шарнирного механизма типа «нюрнбергские ножницы».

и

В е д о м ы е в и л о ч н ы е

э л е к т р о п о г р у з ч и к и

т е л е ж к и широко распространены за рубежом. Конструктивно они оформлены как трехили четырехколесные самоходные агрегаты с при­ водом от электродвигателей, работающих от щелочных или кислот­ ных аккумуляторных батарей. В передней части ведомого электропо­ грузчика смонтирован грузоподъемник с гидравлическим подъемом каретки с вилками. Управление погрузчиком или тележкой осуществ­ ляется рабочим, идущим или стоящим рядом с машиной при помощи ручки, на которой размещены кнопки управления гидравлическим на­ сосом, звуковым сигналом, спуском и подъемом вил, а также для пере­ ключения скоростей и изменения направления движения.

Ведомые вилочные автопогрузчики и тележки отличаются от обыч­ ных электропогрузчиков меньшими габаритными размерами и массой. Благодаря этому их используют на складах в стесненных условиях и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с заездом в кузова автомобилей и железнодорожные вагоны. Скорость передвижения ве­ домых погрузчиков и тележек составляет до 8 км/ч, а грузоподъем­ ность, как правило, не превышает 2 т. Погрузчики изготовляют с вы­ сотой подъема груза до 3,5 м.

Многие модели ведомых электропогрузчиков и тележек имеют ав­ томатический агрегат для заряда аккумуляторной батареи от внеш­ ней стационарной сети. Агрегат, как правило, имеет селеновый вы­ прямитель.

Ведомые вилочные электротележки выполняют по трехколесной схеме. При этом ведущее заднее колесо одновременно является и уп­ равляемым. На кон­ цах вилок закрепле­ ны ролики, связан­ ные рычажно переда­ чей и тягами с гид­ равлическим подъем­ ником. Эти ролики постоянно находятся в соприкосновении с

полом

и

служат

для

опоры

и

пере­

движения

 

тележки.

Для

предотвращения

опрокидывания

на

поворотах

тележки

имеются

два задних

ролика рояльного ти­ па. Высота подъема

Рис. 32. Ведомая вилочная тележка вилок электротележки

84


Т а б л и ц а 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электропогрузчики

 

 

 

Электро-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

штабелеры

 

Параметры

 

 

 

 

Ю

 

 

ЭП-103

 

 

ЭП-202

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С4*

4015М

4004А

ЭПВ-1

КВЗ-02

ЭП-301

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

ЭШ-181

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемиость, т ................................................................

 

 

м м

 

 

0,25

0,5

0,75

1 , 0

1 , 0

1,5

2 , 0

3,0

1 , 0

Наибольшая высота подъема вил,

...................

 

2800

2800*

2800

2800*

750

2750

О со

2800*

2800*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

Наибольшая

скорость

подъема

груза“ на

вилах,

 

 

9,10

4,25

4,25

 

8,60

 

м/мин ........................................................................

 

 

 

 

 

 

1 0 ,0 0

1 0 ,0 0

1 0 ,0 0

8 , 2 0

8 , 0 0

Максимально допустимое расстояние от центра

 

 

 

 

 

 

 

 

тяжести груза до спинок вил

(при

максималь­

500

400

500

450

500

600

 

 

ном использовании грузоподъемности), мм .

. . 400

 

 

Наибольший радиус поворота по

наружному

га­

1200 1550

1600

 

 

2050

2260

1420

бариту, мм .............................................................

 

 

 

 

 

1085

2100

2100

Наибольшая

скорость

передвижения

с

грузом,

 

8,5

9,4

6,5

6,5

9,2

9,0

 

к м /ч .............................................................................

 

 

 

 

 

 

6 , 0

8 , 0

6 , 0

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина с

в и л а м и ..................................................

 

 

 

 

 

1850

2250

2400

2500

2970

2970

3150

3605

1800

ширина

.................................................................

 

 

 

 

 

830

900

910

910

1000

1100

1484

1000

высота при опущенных вилах ...........................

 

 

1850

1950

1910

1995

2100

1480

2100

2175

1970

Общая масса машины без груза,

 

к г

...................

 

957

1350

1800

2150

3100

2800

3573

5500

1800

Вилочные электро­ тележки

о

1000-

ю

 

ей

Б

ЭТ

О)

н

 

0,5

1 , 0

75

125

1,40

_

1038 1700

3,5 8 , 0

1305 2040

650 900

850 1400

397 1000

* Помимо погрузчиков с указанной высотой подъема вил, предусмотрены их модификации с высотой подъема вил на

92 1800 и 4500 мм.


не превышает 127 мм, что вполне достаточно для отрыва от пола под­ дона с грузом.

На рпс. 32 приведена аналогичной конструкции вилочная э л е к ­ т р о т е л е ж к а ЭТВ-0,5 грузоподъемностью 0,5 т. Скорость пере­ движения тележки — 3,5 км/ч, высота подъема груза — 75 мм. Ис­ точником питания электродвигателей передвижения и гидравлическо­ го привода является свинцово-кислотная аккумуляторная батарея типа 6СТ-54.

Тележка имеет встроенный зарядный агрегат для заряда аккуму­ ляторной батареи от внешней сети напряжением 220 В.

В табл. 8 приведена краткая техническая характеристика основ­ ных моделей электропогрузчиков, электроштабелеров и вилочных электр отележек.

Глава IX

МАШИНЫ ДЛЯ ПОГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

§ 1. ЭКСКАВАТОРЫ

Экскаватор представляет собой самоходную землеройную машину, имеющую рабочее оборудование для механического отрыва (экска­ вации) и перемещения грунта или породы. Основное назначение экска­ ваторов — разработка карьеров, выполнение вскрышных работ, про­ ходка траншей, котлованов, выполнение земляных работ в строитель­ стве и т. п. Вместе с тем большинство экскаваторов являются высо­ копроизводительными и совершенными средствами механизации погру­ зочных работ при вывозе грунта или породы автомобильным транспор­ том. При использовании экскаваторов в сочетании с автомобилямисамосвалами и самосвальными автопоездами обеспечивается комплекс­ ная механизация разработки и транспортировки грунта и породы.

Экскаватор состоит из рабочего, ходового и силового оборудова­ ния, передаточных механизмов и платформы для установки оборудо­ вания.

По типу рабочего оборудования экскаваторы делятся на машины

с рабочим органом

п р е р ы в н о г о

д е й с т в и я

(одноковшовые

экскаваторы) и н е п р е р ы в н о г о

д е й с т в и я

(многоковшовые

экскаваторы),

по

ходовому

оборудованию — на

п н е в м о к о ­

л е с н ы е , г у с е н и ч н ы е ,

ш а г а ю щ и е ; по типу двигателя—

на экскаваторы

э л е к т р и ч е с к и е ,

д и з е л ь н ы е . и

д и з е л ь -

э л е к т р и ч е с к и е.

 

 

 

которые в

Наиболее распространены одноковшовые экскаваторы,

зависимости от назначения и конструктивных особенностей подразде­ ляются на следующие типы:

с т р о и т е л ь н ы е — с объемом ковша от 0,15 до 2 м3, исполь­ зуемые в основном для выполнения земляных и погрузочных работ в строительстве;

86



к а р ь е р н ы е — с объемом ковша от 4 до 8 м3, предназначен­ ные для использования в карьерах при разработке породных, руд­ ных или угольных уступов;

в с к р ы ш н ы е — с объемом ковша от 4 до 35 м3, применяемые на вскрышных работах;

ш а г а ю щ и е — с объемом ковша от 4 до 25 м3 и удлиненными стрелами (до 100 м) предназначены для разработки уступов на карь­ ерах с перемещением грунта или породы в отвал, проходки траншей, котлованов, насыпи дамб, плотин и др.

Многоковшовые экскаваторы встречаются значительно реже, чем одноковшовые; они предназначены преимущественно для проходки траншей и относятся к категории специальных экскаваторов. В каче­ стве рабочего органа у многоковшовых экскаваторов являются ковши, постоянно закрепленные на бесконечной приводной цепи.

Одноковшовые экскаваторы, приспособленные для установки раз­ личных рабочих органов, являются у н и в е р с а л ь н ы м и. Те экскаваторы, на которых могут быть установлены только один или ,два рабочих органа, относятся к категории с п е ц и а л ь н ы х .

У одноковшовых экскаваторов основной рабочий орган (ковш) за­ креплен на подъемно-поворотной стреле. В зависимости от способа

закрепления ковша на

стреле экскаваторы различают:

с рабочим органом

п р я м а я л о п а т а . Этот рабочий орган

устанавливается на экскаваторах всевозможных моделей. Он состоит из стрелы, шарнирно соединенной с поворотной рамой экскаватора, рукоятки с жестко закрепленным ковшом и напорного механизма. Ковш прямой лопаты разрабатывает забой или карьер снизу вверх (от экскаватора). Разгрузка ковша осуществляется открыванием его днища. Экскаваторы с прямой лопатой применяют преимущественно в карьерах и для разработки забоев, расположенных выше того уров­ ня, на котором находятся сами экскаваторы;

с рабочим органом о б р а т н а я л о п а т а , устанавливаемым на универсальных экскаваторах с ковшами небольшого объема (от 0,15 до 1 м3). Ковш обратной лопаты в отличие от ковша прямой опускает­ ся на забой и затем для заполнения подтягивается к экскаватору с одно­ временным подъемом или опусканием стрелы. Экскаваторы с обратной лопатой используют для разработки котлованов, проходки траншей и дренажных канав небольшого сечения и др.;

с рабочим органом д р а г л а й н — основным для универсальных экскаваторов и нередко единственным для специальных экскаваторов. Драглайн состоит из стрелы, ковша, свободно подвешенного на стре­ ле, тягового каната, предназначенного для подтягивания опущенного на забой ковша, и подъемного каната, предназначенного для подъема и опускания ковша на забой. Объем ковша драглайна может быть от

0,15 до 35 м3.

Прямая лопата, обратная лопата и драглайн являются сменными рабочими органами одноковшовых экскаваторов. На универсальных экскаваторах могут быть установлены и другие сменные рабочие орга­ ны: струг, грейфер, крюк.

87