Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
С т р у г устанавливают на универсальных экскаваторах с ковша ми небольшого объема (от 0,25 до 1 м3). Его применяют чаще всего при планировке площадок. Струг состоит из стрелы и_ ковша, переме щающегося на роликах по направляющим стрелы под действием тяго вого каната. Для заполнения ковша стрелу опускают в горизонталь ное положение. Затем ковш, находящийся у пяты стрелы, подтягива ют к головному блоку стрелы. После заполнения ковша стрелу подни мают, а поворотная платформа экскаватора вместе со стрелой и ковшом поворачиваются к месту разгрузки. Для разгрузки ковша открывает ся его днище.
Экскаваторы с крановой стрелой и крюком применяют для погру зочно-разгрузочных работ с штучными грузами. Их называют к р а н - э к с к а в а т о р а м и . Такие экскаваторы могут быть оборудованы также грейфером.
Строительные экскаваторы являются, как правило, универсальны ми и имеют различное сменное рабочее оборудование, карьерные экскаваторы оборудуют прямой лопатой с относительно короткой стрелой, вскрышные — прямой лопатой с удлиненной стрелой, а шага ющие — драглайном.
Отечественной промышленностью освоен серийный выпуск многих различных моделей одноковшовых экскаваторов. Краткие сведения о наиболее распространенных из них приведены ниже.
Эк с к а в а т о р Э-153 смонтирован на базе пневмоколесного трак тора «Беларусь». Объем ковша — 0,15 м3. Экскаватор универсаль ный, выпускается со сменными рабочими органами: прямой и обрат ной лопатой, крановой стрелой и навесным бульдозерным отвалом. Привод рабочего органа — гидравлический.
Эк с к а в а т о р Э-157А отличается от экскаватора Э-153 тем, что
смонтирован на облегченном гусеничном шасси. Объем |
ковша — |
0,15 м3. Экскаватор значительно менее распространен, чем |
экскава |
тор Э-153.
Оба экскаватора отличаются высокими эксплуатационными каче ствами. Они весьма удобны для использования на небольших строи тельных объектах.
Э к с к а в а т о р ы Э-2513, Э-2514 и Э-2515 с объемом ковша 0,25 м3 имеют гидравлический привод рабочего органа; смонтированы соответственно на гусеничном шасси (Э-2513), пневмоколесном шасси (Э-2514) и тракторе «Беларусь» (Э-2515). На пневмоколесном тракторе «Беларусь» выпускают экскаваторы ЭО-2621.
Э к с к а в а т о р ы Э-302 и Э-302Б с объемом ковша соответствен но 0,3 и 0,4 м3. Смонтированы на пневмоколесном шасси. В качестве силового агрегата использован дизель Д-35. Экскаваторы универсаль ные, выпускаются почти со всеми видами сменного рабочего оборудо вания: прямой и обратной лопатами, драглайном, крановой стрелой и грейфером. Экскаваторы приспособлены для самостоятельного пере мещения с одного объекта на другой и для буксирования.
Э к с к а в а т о р ы Э-303А, Э-ЗОЗБ и Э-304А отличаются от экска ваторов типа Э-302 в основном тем, что они смонтированы на гусенич ном шасси.
88
Высокие |
эксплуатационные качества имеет универсальный э к - |
с к а в а т о р |
Э-652 (рис. 33) с объемом ковша 0,65—0,75 м3, выпуска |
емый со сменными рабочими органами: прямой и обратной лопатами, стругом, драглайном, грейфером, крановой стрелой, скребком и др. Экскаватор дизельный смонтирован на гусеничном шасси; управление механизмами пневматическое. Скорость передвижения— 1,5—3 км/ч. Этот экскаватор модернизирован и имеет модель Э-652Б.
Э к с к а в а т о р Э-656 дизельный с ковшом объемом 0,65 м3 вы пускается в небольшом количестве, имеет различные сменные рабочие органы. Особенностью экскаватора является пневмоколесное шасси, обеспечивающее высокие скорости его передвижения.
С дизельным двигателем и ковшом объемом 0,8—1,0 м3 вместо эк скаваторов Э-801 выпускаются гусеничные э к с к а в а т о р ы Э101 ІА.
Промышленностью освоен выпуск экскаватора на пневмоколесном шасси модели ЭО-4121. Привод ковша гидравлический, объем ковша— 1 м3.
Э к с к а в а т о р Э-1251 дизель-электрический с ковшом объемом 1,25—1,5 м3, смонтирован на гусеничном шасси, может быть обору дован прямой лопатой, драглайном, грейфером, краном и копром. Управление механизмами экскаватора — гидравлическое.
Экскаватор модели Э-1252 отличается от экскаватора Э-1251 ди зельным двигателем.
Э к с к а в а т о р ы Э-2001 и Э-2002 универсальные, оборудованы ковшами объемом 2 и 3 м3.
Все вышеупомянутые модели экскаваторов относятся к категории строительных.
К карьерным экскаваторам относятся гусеничные экскаваторы — ЭКГ-4 и ЭКГ-8 (Э — экскаватор, К — карьерный,- Г — гусеничный), дизель-электрические с электрогидропневматическим управлением
Рис. 33. Экскаватор Э-652
89
механизмами. Объемы ковшей экскаваторов соответственно — 4—5
и б—8 м3.
Экскаваторы моделей ЭВГ-4, ЭВГ-6, ЭВГ-15 и сверхмощный экска ватор ЭВГ-35/65 относятся к вскрышным. Все эти экскаваторы ди- зель-электрические смонтированы на гусеничном шасси и имеют ков ши объемом соответственно 4, 6, 15 и 35 м3.
Экскаваторы ЭШ-4/40М, ЭШ-6/60, ЭШ-15/90 и ЭШ-25/100
являются шагающими с рабочим оборудованием драглайна (в обозна чении модели экскаватора цифра в числителе показывает объем ковша в кубических метрах, а в знаменателе — длину стрелы в метрах). Экскаваторы — дизель-электрические с электропневматическим управ лением механизмами. Характерной особенностью шагающих экскава торов является применение в конструкции ходового механизма плун жерно-шарнирного или кривошипно-шарнирного типа.
Большинство упомянутых экскаваторов с ковшом объемом до 10 м3, наряду с разработкой уступов и карьеров, могут выполнять и погру зочные работы на автомобили-самосвалы грузоподъемностью от 2,25 до 40 т.
Продолжительность цикла одноковшовых экскаваторов с объемом ковша до 3 м3, как правило, не превышает 15—20 с; экскаваторы, обо рудованные ковшами объемом свыше 4 м3, характеризуются большей продолжительностью цикла (45—70 с).
§ 2. ОДНОКОВШОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ
Одноковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с ра бочим органом периодического действия, выполненным в виде ковша. Они предназначены для погрузки в основном на автомобили сыпучих
икусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, шлак, руда и т. п.), находящихся в штабеле на открытых площадках и складах пред
приятий железнодорожных станций, портов и пристаней, карьеров
идр.
Взависимости от ходовой части одноковшовые погрузчики подраз
деляются на гусеничные и колесные, а от направления разгрузки ковша — на погрузчики: с задней разгрузкой ковша (перекидные); с передней разгрузкой ковша (фронтальные); с передней и задней раз грузкой ковша (фронтально-перекидные); с поворотным рабочим ор ганом.
Погрузчики с заполнением и разгрузкой ковша только с одной сто роны для загрузки автомобилей должны разворачиваться под опреде ленным углом, поэтому в эксплуатации они менее удобны.
‘ В зависимости от ходовой части погрузчики могут быть использо ваны в тех или иных эксплуатационных условиях. При этом учитыва ют, что погрузчики на гусеничном ходу обеспечивают наибольшее уси лие и поэтому их более целесообразно использовать для погрузки аб разивных материалов с более крупными кусками или вязких (несыпу чих) грузов; погрузчики на пневмоколесном ходу применяют в более легких условиях работы.
90
Привод ковша у одноковшовых погрузчиков бывает механическим
и гидравлическим. |
|
|
|
|
Погрузчики с задней |
разгрузкой |
ковша. К |
погрузчикам |
с зад |
ней разгрузкой ковша |
относятся |
тракторные |
погрузчики |
Т-157, |
ТЛ-З-ЦИНС, ТЛ-5-ЦИНС, и др.
П о г р у з ч и к Т-157 спроектирован на базе гусеничного тракто ра С-100ГП, оборудованном гидравлическим приводом. Рабочий ор ган погрузчика ковш шарнирно укреплен на двух подъемных рукоя тях, соединенных с опорной рамой, приваренной к раме трактора.
На спинке ковша имеются цапфы, посредством которых ковш соеди няется с двумя симметричными системами приводных рычагов и руко ятью. Каждая система состоит из главного рычага, промежуточного фигурного рычага и тяги. Главный рычаг шарнирно соединен с опор ной рамой и штоком гидравлического цилиндра, а также с фигурным рычагом, нижняя часть которого шарнирно связана с подъемной руко ятью. Цилиндры двустороннего действия служат для подъема и опус кания рукояток с ковшом.
Такое устройство навесного оборудования обеспечивает наряду с подъемом ковша некоторое его вращение относительно рукоятки, что уменьшает осыпание из ковша груза и увеличивает наклон ковша в сто рону разгрузки при верхнем его положении.
В эксплуатации в небольшом количестве встречаются о д н о к о в ш о в ы е п о г р у з ч и к и ТЛ-2-ЦИНС и ТЛ-З-ЦИНС, разработан ные Центральным научно-исследовательским институтом сахарной промышленности (ЦИНС). Эти" погрузчики имеют блочно-тросовый привод рабочего органа (ковша) объемом до 3 м3. Их часто называют тракторными лопатами. Они спроектированы на базе гусеничных тракторов типа ДТ-54 и предназначены для погрузки на транспортные средства не только нерудных материалов, но и свеклы.
П о г р у з ч и к ТЛ-5-ЦИНС отличается от вышеуказанных моде лей наличием гидравлического привода и меньшей массой навесного оборудования. Навесное оборудование одноковшового погрузчика ТЛ-5 монтируется на гусеничный трактор Т-74. Оно состоит из стрелы, подъ емной рычажной системы, опорной рамы, опорных катков, гидравли ческой системы и ковша. Особенностями конструкции погрузчика яв ляются: наличие опорных катков, обеспечивающих повышение устой чивости, грузоподъемности и, следовательно, производительности, и использование гидравлических цилиндров одностороннего действия с встроенными пружинами сжатия, предназначенными для возврата рычажной системы с ковшом из перекидного в рабочее положение.
Одноковшовые погрузчики ТЛ имеют сменные рабочие органы: ковш со съемным хвостовиком для погрузочных работ, ковш без хвостовика и бункер для транспортирования и погрузки материалов, скребокщит для разгрузки подвижного состава, щит-нож для планировочных работ и подгребания груза к траншеям.
Все одноковшовые погрузчики с задней разгрузкой ковша отлича ются высокой эксплуатационной производительностью (как правило, не менее 100 т/ч) и поэтому их целесообразно применять на объектах с большим объемом работ.
91
Погрузчики с передней разгрузкой ковша. В эксплуатации имеют ся различные типы одноковшовых погрузчиков, обеспечивающих за грузку и разгрузку ковша с передней стороны самоходного агрегата, на котором монтируется грузоподъемное оборудование. Большинство моделей таких погрузчиков спроектированы на базе гусеничных трак торов и имеют гидравлический привод рабочего органа.
Несмотря на то, что производительность погрузчиков с передней разгрузкой ковша ниже, чем у погрузчиков, описанных выше, их ис пользование для погрузки навалочных материалов в автомобили в большинстве случаев эффективно.
Погрузчики с передней разгрузкой ковша, как правило, имеют на бор различного сменного рабочего оборудования (ковш, вилочный захват, бульдозер и др.), что значительно расширяет область их при менения.
К погрузчикам с передней разгрузкой ковша относятся погрузчи ки-бульдозеры Д-442, Д-443, Д-574, Д-660, ТО-18 и др.
П о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р Д-442 предназначен для погруз ки на автомобили различных сыпучих и навалочных грузов и может быть использован в качестве бульдозера и скрепера. Основным рабочим органом погрузчика-бульдозера является двухчелюстной ковш, зад няя часть которого служит одновременно отвалом бульдозера. При работе в качестве бульдозера передняя челюсть поднимается. Погруз чик смонтирован на тракторе ДТ-55А. К усиленной раме трактора при варен портал, на котором крепится подъемная рукоятка, гидравличе ские цилиндры подъема и поворота рабочего органа.
Погрузчик-бульдозер] Д-442 имеет сменное рабочее оборудование: ковш, захват для леса и камней, захват для мусора и органических удобрений. Привод рабочих органов гидравлический. На погрузчике
может быть установлен ковш с боковой разгрузкой, |
удобный для за |
грузки автомобилей. |
|
Аналогичный п о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р |
Д-443 представ |
ляет собой трактор ДТ-55А с навесным рабочим оборудованием. В ком плект сменных рабочих органов входят грузозахватные приспособле ния (ковш, двухчелюстной ковш, челюстной захват, вилы, грузоподъ емный крюк, а также специальные устройства (рыхлитель, кусторез, корчеватель-собиратель пней).
П о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р Д-574 навешивается на трактор ДТ-75 и имеет принципиальную конструктивную схему, примерно ту же, что у погрузчиков-бульдозеров Д-442 и Д-443. Однако этот пог рузчик представляет собой новый, усовершенствованный вариант ма шины данной категории и должен заменить погрузчики Д-442 и Д-443. На погрузчике сзади трактора предусмотрен рыхлитель, обеспечива ющий предварительное рыхление материалов с целью облегчения ус ловий его работы с ковшом, выполненным в виде двух челюстей.
П о г р у з ч и к Д-660 смонтирован на колесном тракторе К-702. Основным рабочим органом его является ковш, подъем и поворот ко торого осуществляются при помощи гидравлических цилиндров. Погрузчик может работать со следующим сменным оборудованием: ковшами увеличенной и уменьшенной емкости, двухчелюстным ков-
92
шом, грузовым крюком, вилочным захватом. Грузоподъемность по грузчика— 4 т, емкость нормального ковша — 2 м3.
П о г р у з ч и к ТО-18 на пневмоколесном шасси имеет грузоподъ емность 3 т. Скорость его передвижения при переброске — до 33 км/ч.
Погрузчики с передней и задней разгрузкой ковша. Погрузчики с передней и задней разгрузкой ковша (фронтально-перекидные) удоб ны в эксплуатации, поскольку они могут загружать транспортные сред ства в различных эксплуатационных условиях.
На рис. 34 показан общий вид ф р о н т а л ь н о - п е р е к и д н о г о п о г р у з ч и к а ПБ-35. Погрузчик сконструирован и изго товлен на базе гусеничных тракторов ДТ-54А, ДТ-75 и Т-74.
Навесное оборудование погрузчика включает следующие основ ные узлы и агрегаты: поперечную балку, смонтированную на раме трактора; заднюю балку, установленную на опорах главного вала на весной системы трактора; две боковины 1, связывающие поперечную и заднюю балки; стрелу 2 подъема, представляющую собой П-образ- ную раму; рабочий орган 3 (ковш, отвал); два гидравлических цилин дра 5 подъема стрелы; два гидравлических цилиндра 4 поворота рабо чего органа; гидравлическую систему.
Задняя разгрузка ковша (положение I) обеспечивается за счет подъ ема стрелы 2 гидравлическими цилиндрами 5, а передняя (положение II) — путем поворота ковша относительно стрелы под действием ги дравлических цилиндров 4.
Погрузчик ПБ-35 обеспечивает заднюю разгрузку ковша на высо те 2,3—2,4 м, что предотвращает повреждение кузова автомобилей и прицепов при погрузке крупнокусковых или слежавшихся грузов. При замене ковша отвалом погрузчик может быть использован как бульдозер.
Рис. 34. Фронтально-перекидной погрузчик-бульдозер ПБ-35
93
Погрузчики с поворотным рабочим органом. Промышленностью освоен выпуск различных моделей одноковшовых и грейферных по грузчиков с поворотным рабочим органом, обеспечивающих загрузку транспортных средств с любой из трех сторон (передней и двух боко вых). Эти погрузчики изготавливают, как правило, на пневмоколесном ходу (специальном пневмоколесном шасси или на базе колесных трак торов типа «Беларусь»), По сравнению с погрузчиками на гусеничном шасси они отличаются меньшей производительностью, однако такие их качества, как мобильность, хорошая маневренность и сравнительно невысокая металлоемкость, в определенных условиях эксплуатации обеспечивают им существенные преимущества. К погрузчикам с по воротным рабочим органом относятся следующие.
П о г р у з ч и к Д-451 смонтирован на колесном шасси с двумя ведущими мостами. Привод рабочего органа гидравлический. Подъ емная стрела с шарнирно-рычажным механизмом и гидравлическими цилиндрами для подъема стрелы и поворота грузозахватного устрой ства (ковш, грейфер и др.) расположены на поворотной платформе.
Помимо основных рабочих органов (ковш и двухчелюстной грей фер), погрузчик можно оборудовать другими сменными грузозахватны ми устройствами: вилами, крюками и др. Ковш имеет три конструк тивных варианта: для легких сыпучих материалов, для корнеплодов
и для |
тяжелых |
сыпучих грузов; грузоподъемность погрузчика — |
1,2 т. |
Наличие |
двух ведущих мостов обеспечивает высокую проходи |
мость и большое напорное усилие погрузчика при врезании ковша в штабель груза.
П о г р у з ч и к ПГ-0.5Д предназначен для погрузки на автомо били и прицепы минеральных удобрений, песка, гравия, корнеплодов и других навалочных грузов. При навешивании на стрелу соответству ющих грузозахватных органов может быть использован для погрузки силоса, соломы и штучных грузов.
Навесное оборудование монтируется на тракторы «Беларусь» всех модификаций. Основные узлы этого оборудования: рама, колонна, стре ла, опорные домкраты, грейфер, гидравлический привод.
Погрузчик ПГ-0,5Д является распространенной машиной, отлича ющейся универсальностью, хорошей маневренностью и проходимостью.
П о г р у з ч и к ПЭ-0,8, называемый погрузчиком-экскаватором, смонтирован на базе тракторов типа МТЗ-5МС, МТЗ-50 и др. Предназ начен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с навалочными грузами преимущественно в сельском хозяйстве и землеройных работ на небольших объектах. Он имеет сменные рабочие органы: грейфер, экскаваторный ковш, грузовой крюк, вилы, отвал.
Погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 должен заменить широко применя емые в сельском хозяйстве погрузчики ПГ-0,5Д и экскаваторы Э-153. Грузоподъемность погрузчика — 800 кг. Объем грейфера — 0,44 м3. Привод гидравлический. Угол поворота стрелы — 280°.
Аналогичный погрузчик смонтирован на самоходном шасси СШ-45. Модель погрузчика ПГ-0,8. Привод стрелы, на который навешен двух челюстной грейфер, гидравлический. Угол ее поворота — 215°. Гру зоподъемность — 800 кг.
94