Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С т р у г устанавливают на универсальных экскаваторах с ковша­ ми небольшого объема (от 0,25 до 1 м3). Его применяют чаще всего при планировке площадок. Струг состоит из стрелы и_ ковша, переме­ щающегося на роликах по направляющим стрелы под действием тяго­ вого каната. Для заполнения ковша стрелу опускают в горизонталь­ ное положение. Затем ковш, находящийся у пяты стрелы, подтягива­ ют к головному блоку стрелы. После заполнения ковша стрелу подни­ мают, а поворотная платформа экскаватора вместе со стрелой и ковшом поворачиваются к месту разгрузки. Для разгрузки ковша открывает­ ся его днище.

Экскаваторы с крановой стрелой и крюком применяют для погру­ зочно-разгрузочных работ с штучными грузами. Их называют к р а н - э к с к а в а т о р а м и . Такие экскаваторы могут быть оборудованы также грейфером.

Строительные экскаваторы являются, как правило, универсальны­ ми и имеют различное сменное рабочее оборудование, карьерные экскаваторы оборудуют прямой лопатой с относительно короткой стрелой, вскрышные — прямой лопатой с удлиненной стрелой, а шага­ ющие — драглайном.

Отечественной промышленностью освоен серийный выпуск многих различных моделей одноковшовых экскаваторов. Краткие сведения о наиболее распространенных из них приведены ниже.

Эк с к а в а т о р Э-153 смонтирован на базе пневмоколесного трак­ тора «Беларусь». Объем ковша — 0,15 м3. Экскаватор универсаль­ ный, выпускается со сменными рабочими органами: прямой и обрат­ ной лопатой, крановой стрелой и навесным бульдозерным отвалом. Привод рабочего органа — гидравлический.

Эк с к а в а т о р Э-157А отличается от экскаватора Э-153 тем, что

смонтирован на облегченном гусеничном шасси. Объем

ковша —

0,15 м3. Экскаватор значительно менее распространен, чем

экскава­

тор Э-153.

Оба экскаватора отличаются высокими эксплуатационными каче­ ствами. Они весьма удобны для использования на небольших строи­ тельных объектах.

Э к с к а в а т о р ы Э-2513, Э-2514 и Э-2515 с объемом ковша 0,25 м3 имеют гидравлический привод рабочего органа; смонтированы соответственно на гусеничном шасси (Э-2513), пневмоколесном шасси (Э-2514) и тракторе «Беларусь» (Э-2515). На пневмоколесном тракторе «Беларусь» выпускают экскаваторы ЭО-2621.

Э к с к а в а т о р ы Э-302 и Э-302Б с объемом ковша соответствен­ но 0,3 и 0,4 м3. Смонтированы на пневмоколесном шасси. В качестве силового агрегата использован дизель Д-35. Экскаваторы универсаль­ ные, выпускаются почти со всеми видами сменного рабочего оборудо­ вания: прямой и обратной лопатами, драглайном, крановой стрелой и грейфером. Экскаваторы приспособлены для самостоятельного пере­ мещения с одного объекта на другой и для буксирования.

Э к с к а в а т о р ы Э-303А, Э-ЗОЗБ и Э-304А отличаются от экска­ ваторов типа Э-302 в основном тем, что они смонтированы на гусенич­ ном шасси.

88


Высокие

эксплуатационные качества имеет универсальный э к -

с к а в а т о р

Э-652 (рис. 33) с объемом ковша 0,65—0,75 м3, выпуска­

емый со сменными рабочими органами: прямой и обратной лопатами, стругом, драглайном, грейфером, крановой стрелой, скребком и др. Экскаватор дизельный смонтирован на гусеничном шасси; управление механизмами пневматическое. Скорость передвижения— 1,5—3 км/ч. Этот экскаватор модернизирован и имеет модель Э-652Б.

Э к с к а в а т о р Э-656 дизельный с ковшом объемом 0,65 м3 вы­ пускается в небольшом количестве, имеет различные сменные рабочие органы. Особенностью экскаватора является пневмоколесное шасси, обеспечивающее высокие скорости его передвижения.

С дизельным двигателем и ковшом объемом 0,8—1,0 м3 вместо эк­ скаваторов Э-801 выпускаются гусеничные э к с к а в а т о р ы Э101 ІА.

Промышленностью освоен выпуск экскаватора на пневмоколесном шасси модели ЭО-4121. Привод ковша гидравлический, объем ковша— 1 м3.

Э к с к а в а т о р Э-1251 дизель-электрический с ковшом объемом 1,25—1,5 м3, смонтирован на гусеничном шасси, может быть обору­ дован прямой лопатой, драглайном, грейфером, краном и копром. Управление механизмами экскаватора — гидравлическое.

Экскаватор модели Э-1252 отличается от экскаватора Э-1251 ди­ зельным двигателем.

Э к с к а в а т о р ы Э-2001 и Э-2002 универсальные, оборудованы ковшами объемом 2 и 3 м3.

Все вышеупомянутые модели экскаваторов относятся к категории строительных.

К карьерным экскаваторам относятся гусеничные экскаваторы — ЭКГ-4 и ЭКГ-8 (Э — экскаватор, К — карьерный,- Г — гусеничный), дизель-электрические с электрогидропневматическим управлением

Рис. 33. Экскаватор Э-652

89

механизмами. Объемы ковшей экскаваторов соответственно — 4—5

и б—8 м3.

Экскаваторы моделей ЭВГ-4, ЭВГ-6, ЭВГ-15 и сверхмощный экска­ ватор ЭВГ-35/65 относятся к вскрышным. Все эти экскаваторы ди- зель-электрические смонтированы на гусеничном шасси и имеют ков­ ши объемом соответственно 4, 6, 15 и 35 м3.

Экскаваторы ЭШ-4/40М, ЭШ-6/60, ЭШ-15/90 и ЭШ-25/100

являются шагающими с рабочим оборудованием драглайна (в обозна­ чении модели экскаватора цифра в числителе показывает объем ковша в кубических метрах, а в знаменателе — длину стрелы в метрах). Экскаваторы — дизель-электрические с электропневматическим управ­ лением механизмами. Характерной особенностью шагающих экскава­ торов является применение в конструкции ходового механизма плун­ жерно-шарнирного или кривошипно-шарнирного типа.

Большинство упомянутых экскаваторов с ковшом объемом до 10 м3, наряду с разработкой уступов и карьеров, могут выполнять и погру­ зочные работы на автомобили-самосвалы грузоподъемностью от 2,25 до 40 т.

Продолжительность цикла одноковшовых экскаваторов с объемом ковша до 3 м3, как правило, не превышает 15—20 с; экскаваторы, обо­ рудованные ковшами объемом свыше 4 м3, характеризуются большей продолжительностью цикла (45—70 с).

§ 2. ОДНОКОВШОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ

Одноковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с ра­ бочим органом периодического действия, выполненным в виде ковша. Они предназначены для погрузки в основном на автомобили сыпучих

икусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, шлак, руда и т. п.), находящихся в штабеле на открытых площадках и складах пред­

приятий железнодорожных станций, портов и пристаней, карьеров

идр.

Взависимости от ходовой части одноковшовые погрузчики подраз­

деляются на гусеничные и колесные, а от направления разгрузки ковша — на погрузчики: с задней разгрузкой ковша (перекидные); с передней разгрузкой ковша (фронтальные); с передней и задней раз­ грузкой ковша (фронтально-перекидные); с поворотным рабочим ор­ ганом.

Погрузчики с заполнением и разгрузкой ковша только с одной сто­ роны для загрузки автомобилей должны разворачиваться под опреде­ ленным углом, поэтому в эксплуатации они менее удобны.

‘ В зависимости от ходовой части погрузчики могут быть использо­ ваны в тех или иных эксплуатационных условиях. При этом учитыва­ ют, что погрузчики на гусеничном ходу обеспечивают наибольшее уси­ лие и поэтому их более целесообразно использовать для погрузки аб­ разивных материалов с более крупными кусками или вязких (несыпу­ чих) грузов; погрузчики на пневмоколесном ходу применяют в более легких условиях работы.

90


Привод ковша у одноковшовых погрузчиков бывает механическим

и гидравлическим.

 

 

 

 

Погрузчики с задней

разгрузкой

ковша. К

погрузчикам

с зад­

ней разгрузкой ковша

относятся

тракторные

погрузчики

Т-157,

ТЛ-З-ЦИНС, ТЛ-5-ЦИНС, и др.

П о г р у з ч и к Т-157 спроектирован на базе гусеничного тракто­ ра С-100ГП, оборудованном гидравлическим приводом. Рабочий ор­ ган погрузчика ковш шарнирно укреплен на двух подъемных рукоя­ тях, соединенных с опорной рамой, приваренной к раме трактора.

На спинке ковша имеются цапфы, посредством которых ковш соеди­ няется с двумя симметричными системами приводных рычагов и руко­ ятью. Каждая система состоит из главного рычага, промежуточного фигурного рычага и тяги. Главный рычаг шарнирно соединен с опор­ ной рамой и штоком гидравлического цилиндра, а также с фигурным рычагом, нижняя часть которого шарнирно связана с подъемной руко­ ятью. Цилиндры двустороннего действия служат для подъема и опус­ кания рукояток с ковшом.

Такое устройство навесного оборудования обеспечивает наряду с подъемом ковша некоторое его вращение относительно рукоятки, что уменьшает осыпание из ковша груза и увеличивает наклон ковша в сто­ рону разгрузки при верхнем его положении.

В эксплуатации в небольшом количестве встречаются о д н о к о в ­ ш о в ы е п о г р у з ч и к и ТЛ-2-ЦИНС и ТЛ-З-ЦИНС, разработан­ ные Центральным научно-исследовательским институтом сахарной промышленности (ЦИНС). Эти" погрузчики имеют блочно-тросовый привод рабочего органа (ковша) объемом до 3 м3. Их часто называют тракторными лопатами. Они спроектированы на базе гусеничных тракторов типа ДТ-54 и предназначены для погрузки на транспортные средства не только нерудных материалов, но и свеклы.

П о г р у з ч и к ТЛ-5-ЦИНС отличается от вышеуказанных моде­ лей наличием гидравлического привода и меньшей массой навесного оборудования. Навесное оборудование одноковшового погрузчика ТЛ-5 монтируется на гусеничный трактор Т-74. Оно состоит из стрелы, подъ­ емной рычажной системы, опорной рамы, опорных катков, гидравли­ ческой системы и ковша. Особенностями конструкции погрузчика яв­ ляются: наличие опорных катков, обеспечивающих повышение устой­ чивости, грузоподъемности и, следовательно, производительности, и использование гидравлических цилиндров одностороннего действия с встроенными пружинами сжатия, предназначенными для возврата рычажной системы с ковшом из перекидного в рабочее положение.

Одноковшовые погрузчики ТЛ имеют сменные рабочие органы: ковш со съемным хвостовиком для погрузочных работ, ковш без хвостовика и бункер для транспортирования и погрузки материалов, скребокщит для разгрузки подвижного состава, щит-нож для планировочных работ и подгребания груза к траншеям.

Все одноковшовые погрузчики с задней разгрузкой ковша отлича­ ются высокой эксплуатационной производительностью (как правило, не менее 100 т/ч) и поэтому их целесообразно применять на объектах с большим объемом работ.

91


Погрузчики с передней разгрузкой ковша. В эксплуатации имеют­ ся различные типы одноковшовых погрузчиков, обеспечивающих за­ грузку и разгрузку ковша с передней стороны самоходного агрегата, на котором монтируется грузоподъемное оборудование. Большинство моделей таких погрузчиков спроектированы на базе гусеничных трак­ торов и имеют гидравлический привод рабочего органа.

Несмотря на то, что производительность погрузчиков с передней разгрузкой ковша ниже, чем у погрузчиков, описанных выше, их ис­ пользование для погрузки навалочных материалов в автомобили в большинстве случаев эффективно.

Погрузчики с передней разгрузкой ковша, как правило, имеют на­ бор различного сменного рабочего оборудования (ковш, вилочный захват, бульдозер и др.), что значительно расширяет область их при­ менения.

К погрузчикам с передней разгрузкой ковша относятся погрузчи­ ки-бульдозеры Д-442, Д-443, Д-574, Д-660, ТО-18 и др.

П о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р Д-442 предназначен для погруз­ ки на автомобили различных сыпучих и навалочных грузов и может быть использован в качестве бульдозера и скрепера. Основным рабочим органом погрузчика-бульдозера является двухчелюстной ковш, зад­ няя часть которого служит одновременно отвалом бульдозера. При работе в качестве бульдозера передняя челюсть поднимается. Погруз­ чик смонтирован на тракторе ДТ-55А. К усиленной раме трактора при­ варен портал, на котором крепится подъемная рукоятка, гидравличе­ ские цилиндры подъема и поворота рабочего органа.

Погрузчик-бульдозер] Д-442 имеет сменное рабочее оборудование: ковш, захват для леса и камней, захват для мусора и органических удобрений. Привод рабочих органов гидравлический. На погрузчике

может быть установлен ковш с боковой разгрузкой,

удобный для за­

грузки автомобилей.

 

Аналогичный п о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р

Д-443 представ­

ляет собой трактор ДТ-55А с навесным рабочим оборудованием. В ком­ плект сменных рабочих органов входят грузозахватные приспособле­ ния (ковш, двухчелюстной ковш, челюстной захват, вилы, грузоподъ­ емный крюк, а также специальные устройства (рыхлитель, кусторез, корчеватель-собиратель пней).

П о г р у з ч и к - б у л ь д о з е р Д-574 навешивается на трактор ДТ-75 и имеет принципиальную конструктивную схему, примерно ту же, что у погрузчиков-бульдозеров Д-442 и Д-443. Однако этот пог­ рузчик представляет собой новый, усовершенствованный вариант ма­ шины данной категории и должен заменить погрузчики Д-442 и Д-443. На погрузчике сзади трактора предусмотрен рыхлитель, обеспечива­ ющий предварительное рыхление материалов с целью облегчения ус­ ловий его работы с ковшом, выполненным в виде двух челюстей.

П о г р у з ч и к Д-660 смонтирован на колесном тракторе К-702. Основным рабочим органом его является ковш, подъем и поворот ко­ торого осуществляются при помощи гидравлических цилиндров. Погрузчик может работать со следующим сменным оборудованием: ковшами увеличенной и уменьшенной емкости, двухчелюстным ков-

92


шом, грузовым крюком, вилочным захватом. Грузоподъемность по­ грузчика— 4 т, емкость нормального ковша — 2 м3.

П о г р у з ч и к ТО-18 на пневмоколесном шасси имеет грузоподъ­ емность 3 т. Скорость его передвижения при переброске — до 33 км/ч.

Погрузчики с передней и задней разгрузкой ковша. Погрузчики с передней и задней разгрузкой ковша (фронтально-перекидные) удоб­ ны в эксплуатации, поскольку они могут загружать транспортные сред­ ства в различных эксплуатационных условиях.

На рис. 34 показан общий вид ф р о н т а л ь н о - п е р е к и д ­ н о г о п о г р у з ч и к а ПБ-35. Погрузчик сконструирован и изго­ товлен на базе гусеничных тракторов ДТ-54А, ДТ-75 и Т-74.

Навесное оборудование погрузчика включает следующие основ­ ные узлы и агрегаты: поперечную балку, смонтированную на раме трактора; заднюю балку, установленную на опорах главного вала на­ весной системы трактора; две боковины 1, связывающие поперечную и заднюю балки; стрелу 2 подъема, представляющую собой П-образ- ную раму; рабочий орган 3 (ковш, отвал); два гидравлических цилин­ дра 5 подъема стрелы; два гидравлических цилиндра 4 поворота рабо­ чего органа; гидравлическую систему.

Задняя разгрузка ковша (положение I) обеспечивается за счет подъ­ ема стрелы 2 гидравлическими цилиндрами 5, а передняя (положение II) — путем поворота ковша относительно стрелы под действием ги­ дравлических цилиндров 4.

Погрузчик ПБ-35 обеспечивает заднюю разгрузку ковша на высо­ те 2,3—2,4 м, что предотвращает повреждение кузова автомобилей и прицепов при погрузке крупнокусковых или слежавшихся грузов. При замене ковша отвалом погрузчик может быть использован как бульдозер.

Рис. 34. Фронтально-перекидной погрузчик-бульдозер ПБ-35

93

Погрузчики с поворотным рабочим органом. Промышленностью освоен выпуск различных моделей одноковшовых и грейферных по­ грузчиков с поворотным рабочим органом, обеспечивающих загрузку транспортных средств с любой из трех сторон (передней и двух боко­ вых). Эти погрузчики изготавливают, как правило, на пневмоколесном ходу (специальном пневмоколесном шасси или на базе колесных трак­ торов типа «Беларусь»), По сравнению с погрузчиками на гусеничном шасси они отличаются меньшей производительностью, однако такие их качества, как мобильность, хорошая маневренность и сравнительно невысокая металлоемкость, в определенных условиях эксплуатации обеспечивают им существенные преимущества. К погрузчикам с по­ воротным рабочим органом относятся следующие.

П о г р у з ч и к Д-451 смонтирован на колесном шасси с двумя ведущими мостами. Привод рабочего органа гидравлический. Подъ­ емная стрела с шарнирно-рычажным механизмом и гидравлическими цилиндрами для подъема стрелы и поворота грузозахватного устрой­ ства (ковш, грейфер и др.) расположены на поворотной платформе.

Помимо основных рабочих органов (ковш и двухчелюстной грей­ фер), погрузчик можно оборудовать другими сменными грузозахватны­ ми устройствами: вилами, крюками и др. Ковш имеет три конструк­ тивных варианта: для легких сыпучих материалов, для корнеплодов

и для

тяжелых

сыпучих грузов; грузоподъемность погрузчика —

1,2 т.

Наличие

двух ведущих мостов обеспечивает высокую проходи­

мость и большое напорное усилие погрузчика при врезании ковша в штабель груза.

П о г р у з ч и к ПГ-0.5Д предназначен для погрузки на автомо­ били и прицепы минеральных удобрений, песка, гравия, корнеплодов и других навалочных грузов. При навешивании на стрелу соответству­ ющих грузозахватных органов может быть использован для погрузки силоса, соломы и штучных грузов.

Навесное оборудование монтируется на тракторы «Беларусь» всех модификаций. Основные узлы этого оборудования: рама, колонна, стре­ ла, опорные домкраты, грейфер, гидравлический привод.

Погрузчик ПГ-0,5Д является распространенной машиной, отлича­ ющейся универсальностью, хорошей маневренностью и проходимостью.

П о г р у з ч и к ПЭ-0,8, называемый погрузчиком-экскаватором, смонтирован на базе тракторов типа МТЗ-5МС, МТЗ-50 и др. Предназ­ начен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с навалочными грузами преимущественно в сельском хозяйстве и землеройных работ на небольших объектах. Он имеет сменные рабочие органы: грейфер, экскаваторный ковш, грузовой крюк, вилы, отвал.

Погрузчик-экскаватор ПЭ-0,8 должен заменить широко применя­ емые в сельском хозяйстве погрузчики ПГ-0,5Д и экскаваторы Э-153. Грузоподъемность погрузчика — 800 кг. Объем грейфера — 0,44 м3. Привод гидравлический. Угол поворота стрелы — 280°.

Аналогичный погрузчик смонтирован на самоходном шасси СШ-45. Модель погрузчика ПГ-0,8. Привод стрелы, на который навешен двух­ челюстной грейфер, гидравлический. Угол ее поворота — 215°. Гру­ зоподъемность — 800 кг.

94