Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
§ 3. МНОГОКОВШОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ
Многоковшовые погрузчики относятся к самоходным машинам с ра бочим органом непрерывного действия. Они предназначены для погруз ки в транспортные средства песка, щебня, гравия, угля, торфа и дру гих сыпучих и навалочных материалов на базисных складах и в пере валочных пунктах. Эти погрузчики характеризуются высокой произ водительностью (до 200 т/ч) и поэтому рекомендуются для эксплуата ции в пунктах с большим объемом работ.
Рабочий орган многоковшовых погрузчиков представляет собой ковши, закрепленные на бесконечных подвижных приводных цепях, и питатель с двумя подгребающими шнеками. Цепь с ковшами иногда называют ковшовым элеватором, а многоковшовые погрузчики — эле ваторными.
Наиболее распространены многоковшовые погрузчики с рабочим оборудованием, смонтированным на пневмоколесном шасси.
П о г р у з ч и к Д-452 (рис. 35) смонтирован на пневмоколесном шасси с передней и задней ведущими осями.
Рабочее оборудование Д-452 состоит из шнекового питателя 1, ков шового элеватора 2 и поворотного в горизонтальной плоскости лен точного конвейера 3. Нижняя часть ковшового элеватора с питателем может подниматься в транспортное положение и опускаться в рабочее положение при помощи двух гидравлических цилиндров односторонне го действия. Для поворота ленточного конвейера в горизонтальной плоскости предусмотрен цилиндр двустороннего действия. Кроме то го, конвейер может обеспечивать различную высоту погрузки при по мощи ручной червячной лебедки.
На погрузчике установлен дизельный двигатель мощностью 40 л. с. Крутящий момент к обоим ведущим мостам, а также к питателю, ков шовому элеватору и конвейеру от двигателя осуществляется через ко робку передач и редукторы отбора мощности.
Рис. 35. Многоковшовый погрузчик Д-452
95
Скорость передвижения погрузчика вперед — от 0,21 до 19,9 км/ч, назад — от 0,29 до 11,7 км/ч. Объем ковша— 15 л, шаг ковшей — 300 мм, ширина захвата груза шнеками — 2500 мм.
Аналогичную конструкцию имеет ранее выпускавшийся многоков шовый погрузчик Т-166, производительность которого составляет до
100 т/ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Усовершенствованным |
вариантом погрузчика |
Д-452 |
является |
||||
м н о г о к о в ш о в ы й |
п о г р у з ч и к |
Д-565, |
отличающийся |
||||
более высокой |
производительностью |
(до 160 м3/ч). На |
погрузчике |
||||
Д-565 установлен дизельный двигатель мощностью 50 л. с. |
|||||||
Трансмиссия |
погрузчика комбинированная: |
при |
движении на |
||||
транспортных скоростях привод колес осуществляется |
по обычной |
||||||
механической схеме, при |
движении |
на |
рабочих |
(замедленных) |
|||
скоростях — от |
гидравлического двигателя |
через |
ходоуменьшитель. |
Привод рабочего органа осуществляется от дизельного двигателя через редуктор отбора мощности.
Модификацией погрузчика Д-565 является снегопогрузчик Д-566, отличающийся рабочим оборудованием, выполненным в виде скребко вого транспортера с питателем в виде захватывающих лап.
§ 4. СКРЕБКОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ
Скребковые погрузчики, так же как и многоковшовые, относятся к машинам с рабочим органом непрерывного действия. Рабочий орган скребковых погрузчиков выполнен в виде скребков, закрепленных на бесконечной приводной цепи, и питателя, выполненного, как правило, в виде захватывающих лап, шнека и дисков. Цепь со скребками раз мещается в стальном желобе, предназначенном для перемещения гру за, и вместе с рабочим механизмом питателя приводится в движение от двигателя, установленного на самоходном шасси. Поэтому скреб ковые погрузчики применяют для погрузки в транспортные средства неабразивных материалов (снега, льда, каменного угля). Специальные скребковые погрузчики используют для погрузки зерна1.
П о г р у з ч и к Т-105 смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ164 с укороченной рамой. Применяют его преимущественно для по грузки снега в автомобили, но он может быть использован и для по грузки угля.
Навесное рабочее оборудование погрузчика состоит из бесконеч ной цепи со скребками, расположенной в желобе, и питателя с под
гребающими лапами. Желоб включает нижнюю |
часть — заборную |
|
лопату и |
верхнюю — выгрузную. Заборная лопата поднимается и |
|
опускается |
при помощи двух гидравлических цилиндров, а выгруз |
|
ная— при помощи одного гидравлического цилиндра. |
||
Между |
коробкой передач и ведущим мостом |
установлена разда |
точная коробка для уменьшения скорости передвижения погрузчика
1 Эти механизмы, называемые зернопогрузчиками, относятся к категории сельскохозяйственных погрузочно-разгрузочных механизмов и рассматривают ся в гл. XI.
96
при работе. Отбор мощности на рабочие органы погрузчика производит ся от раздаточной коробки через дисковый фрикцион, который про буксовывает в случае возникновения препятствий при работе подгре бающих лап.
Для погрузки снега погрузчик с опущенной заборной лопатой пе редним ходом подъезжает к штабелю; подгребающие лапы захватывают
снег и направляют его в желоб. |
Скребки, передвигаясь вверх, переме |
|
щают снег по дну желоба и сбрасывают |
его сзади погрузчика в кузов |
|
автомобиля. |
|
является п н е в м о к о л е с |
Разновидностью такого погрузчика |
||
н ы й п о г р у з ч и к Т-166, |
оборудованный скребковым рабочим |
органом и питателем примерно той же конструкции, что и у погрузчика Т-105. Он является модификацией многоковшового погрузчика этой же модели. Предназначен для погрузки не только снега, но и угля и других неабразивных материалов.
Оба погрузчика сняты с производства. Вместо них выпускают более совершенный с к р е б к о в ы й р а з г р у з ч и к Д-566, представ ляющий собой модификацию многоковшового погрузчика Д-565 на пневмоколесном ходу.
Рабочее оборудование погрузчика Д-566 состоит из бесконечной цепи со скребками, расположенными в желобе лопаты, и питателя с под гребающими лапами. Трансмиссия погрузчика та же, что и у многоков шового погрузчика Д-565. Пневмоколесное шасси обеспечивает ско рость передвижения до 34 км/ч.
Глава X
МАШИНЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВЫГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
§ 1. РОЛЬ И МЕСТО МАШИН ДЛЯ ВЫГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
Перевозки навалочных грузов выполняют преимущественно авто мобилями-самосвалами. При небольших расстояниях применение ав томобилей-самосвалов позволяет получить значительный экономиче ский эффект в результате механизации выгрузки доставляемого груза и обеспечения минимальных простоев подвижного состава под раз грузкой. Однако снижение полезной грузоподъемности и повышение стоимости автомобилей-самосвалов по сравнению с бортовыми автомо билями в определенных условиях эксплуатации при доставке некото рых видов навалочных грузов делают применение автомобилей-само свалов неэффективными. Такие условия эксплуатации характеризуют ся расстоянием перевозки и объемом доставляемого груза.
Автомобилями-самосвалаМи перевозят свыше 57% всех грузов ав томобильного транспорта. Поэтому рациональная эксплуатация и,
4 Зак. 518 |
97 |
прежде всего, определение области эффективного использования са мосвального подвижного состава имеет важное значение. Экономиче ские подсчеты показывают, что автомобили-самосвалы по сравнению с бортовыми автомобилями, разгружаемыми вручную, эффективны при эксплуатации на расстояния 15—20 км (это расстояние называют ра циональным плечом работы автомобилей-самосвалов).
Использование самосвальных автопоездов (автомобилей-самосва лов с самосвальными прицепами) позволяет несколько увеличить ра циональное плечо работы. Однако при сравнении автомобилей-само свалов и самосвальных автопоездов с аналогичными бортовыми авто мобилями и автопоездами, разгружаемыми механизированным спосо бом, рациональное плечо работы автомобилей-самосвалов в отдельных случаях может быть уменьшено до 5—7 км.
Многие навалочные и сыпучие грузы (минеральные удобрения, зерно, гравий, щебень и др.) часто перевозят на расстояния значительно пре вышающие величину рационального плеча работы автомобилей-само свалов и самосвальных автопоездов. Кроме того, перевозки некоторых из упомянутых грузов являются сезонными, что также влияет на эффективность эксплуатации автомобилей-самосвалов.
Отмеченные выше обстоятельства предопределяют целесообразность применения в определенных условиях эксплуатации машин и устройств, предназначенных для выгрузки навалочных и сыпучих грузов, достав ляемых бортовыми автомобилями и автопоездами.
Такие машины и устройства могут быть стационарными и передвиж ными (в том числе самоходными). По способу разгрузки транспорт ных средств машины и устройства бывают: обеспечивающие выгрузку путем наклона автомобилей и прицепов (автомобилеразгрузчики или автомобилеопрокидыватели) и обеспечивающие выгрузку без их накло на (как правило, скребковые разгрузчики). Некоторые машины и ус тройства приспособлены для разгрузки только одиночных автомобилей. Самоходные машины для разгрузки транспортных средств могут быть на пневмоколесном и на гусеничном ходу.
§ 2. СТАЦИОНАРНЫЕ АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИКИ
Стационарные автомобилеразгрузчики устанавливают на объектах постоянно, поэтому они являются неотъемлемым оборудованием при емочных пунктов (как правило, элеваторов для приема и хранения зёр на). Принцип действия всех стационарных разгрузчиков основан на обеспечении наклона автомобиля или прицепа в сторону бокового или заднего борта платформы; при этом наклоне навалочные и сыпучие грузы ввиду гравитационных свойств перемещаются и падают из плат формы вниз в приемный бункер или лоток, установленный со стороны выгружаемого груза. Наклон автомобиля осуществляют при помощи платформы, имеющей гидравлический или электромеханический при вод.
Однако известны автомобилеразгрузчики типа «качающаяся плат форма», действующие по принципу перераспределения усилий: у гру женого автомобиля центр тяжести находится несколько ближе к за-
98
днему мосту, а у порожнего — к переднему мосту. Ось поворота «ка чающейся платформы» расположена между двумя крайними позици ями центра тяжести, поэтому платформа наклоняется под задними ко лесами груженого автомобиля (в сторону заднего борта) и после раз грузки возвращается в первоначальное положение.
Одна и та же «качающаяся платформа» не может быть использова на для разгрузки автомобилей различных моделей. Кроме того, такую платформу нельзя использовать для разгрузки автопоездов, отдельно пр'ицепов. Поэтому «качающиеся платформы» применения не получили.
Современные стационарные автомобилеразгрузчики имеют, как правило, гидравлический привод наклона платформы и приспособле ны для разгрузки не только одиночных автомобилей различной грузо подъемности, но и автопоездов. К ним относятся разгрузчики моделей ГУАР-15, ПГА-25М, БПШФ-2М и др. Внедрение этих разгрузчиков в эксплуатацию позволит заменить разгрузчики устаревших конст рукций типа АП, АС, ГАП-2 идр., являющихся, как правило, тупи ковыми и приспособленными для разгрузки автомобилей небольшой грузоподъемности.
А в т о м о б и л е р а з г р у з ч и к и ГУАР-15 известны в. двух вариантах: проездные — устанавливаемые на специальный фундамент, и тупиковые — приспособленные для установки в любом месте разгру зочного пункта. Проездной вариант разгрузчика (модель ГУАР-15П) состоит из семи узлов: рамы, наклоняющейся платформы, двух гид равлических подъемников, двух упоров колес, пульта управления, гидравлического привода и проездной решетки. Рама является несущим узлом сварной конструкции. На ней смонтированы опоры силовых гид роподъемников, опоры для установки наклоняющейся платформы и пульт управления.
Платформа устанавливается своими осями на опоры рамы и слу жит для установки и наклона автомобилей и прицепов. На ней смон тированы упоры для удержания автомобиля в наклонном положении и опорное основание под штоки гидравлических цилиндров. К торцу платформы крепится опора проездной решетки, монтируемая над при емным бункером.
Гидравлические подъемники предназначены'для наклона платфор мы. Они устанавливаются шарнирно своим основанием на опоры рамы и штоками при помощи серьги и пальца соединяются с платформой.
Упоры колес—самоустанавливающиеся, крепятся к платформе шар нирно; при наезде автомобиля упоры колес устанавливаются, после проезда колес под действием противовеса они принимают рабочее по
ложение.
Пульт управления — комбинированного типа, позволяет одновре менно осуществлять как местное, так и дистанционное управление автомобилеразгрузчиком.
Грузоподъемность разгрузчика—15 т, угол наклона платформы — 37°. Время наклона платформы — около 40 с, время опускания — 20 с.
Для разгрузки автопоезда устанавливают на платформу сначала автомобиль, потом прицеп (который перед установкой автомобиля на платформу отцепляют).
4* |
99 |