Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конструкции а в т о м о б и л е р а з г р у з ч и к а ПГА-11, являющегося также проездным, предусмотрена откидывающаяся крыш­ ка проездного люка, которая приводится в действие вспомогательным гидравлическим цилиндром. Эта крышка расположена сзади выдвиж­ ных упоров на уровне заднего борта автомобиля, установленного на

платформе в рабочем

положении. Она откидывается одновременно

с подъемом выдвижных

упоров, открывая тем самым люк приемного

бункера для зерна или другого сыпучего материала. Наличие откиды­ вающейся крышки предохраняет зерно от загрязнения, неизбежного при проезде автомобилей над приемным бункером. Время подъема или опускания крышки 8 с.

Грузоподъемность разгрузчика — 11 т. Его габаритные размеры: длина — 7990 мм, ширина — 3034 мм. Длина платформы от упоров до противоположной торцовой стороны — 4840 мм. Время подъема плат­ формы— 40 с. Источником силовой энергии, является электродвига­ тель мощностью 4,5 кВт.

Разгрузка автопоездов этим разгрузчиком может осуществляться только при отцепке прицепа и л и полуприцепа.

А в т о м о б и л е

р а з г р у з ч и к ПГА-25М (рис. 36) приспо­

соблен для разгрузки

одиночных автомобилей, автопоездов в составе

Рис. 36. Автомобилеразгрузчик ПГА-25М

100

автомобилей-тягачей с полуприцепами без отцепки автомобиля-тя­ гача и автопоездов в составе автомобиля и прицепа. Грузоподъемность разгрузчика — 25 т. Угол наклона платформы — 37°.

Конструкция платформы 1 разгрузчика выполнена проездной; она состоит из двух половин, одна из которых представляет собой малую платформу (рис. 36, а), предназначенную для разгрузки одиночных автомобилей. Обе половины составляют большую платформу, предназ­ наченную для разгрузки автопоездов указанного типа массой до 25 т (рис. 36, б). Для наклона большой платформы предусмотрены два плун­ жерных гидроподъемника 7 телескопического типа, наклон малой платформы осуществляется от двух гидравлических поршневых цилиндров 6.

На малой платформе шарнирно установлены три пары самоуста­ навливающихся упоров 2, 3 и 4 для колес автомобиля или прицепа. Над приемным бункером предусмотрена проездная решетка 5. Время наклона малой платформы—23 с, а большой — 65 с. Время опускания платформ — 15—20 с.

Габаритные размеры разгрузчика: длина с решеткой — 18 300 мм, ширина — 3050 мм. Длина платформы: большой — 14 650 мм, малой — 5900 мм. Мощность используемого электродвигателя — 22 кВт. Тип управления— дистанционный, электромагнитный.

А в т о м о б и л е р а з г р у з ч и к БПШФ-2М предназначен для разгрузки как одиночных автомобилей, так и автопоездов в со­ ставе автомобилей и прицепов и автомобилей-тягачей с полуприцепа­ ми (без их расцепки), имеющих массу не более 25 т и длину до 14 м. Разгрузка подвижного состава осуществляется в сторону бокового борта.

Разгрузчик состоит из рамы, наклоняющейся платформы, привода наклона платформы, упоров колес с гидравлическим приводом и си­ стемы управления.

Рама имеет сварную конструкцию. На ней смонтированы привод для наклона платформы с электродвигателями, опорные стойки и ро­ ликовые подшипники, на которые установлена своими секторами на­ клоняющаяся (поворотная) платформа. Наклоняющаяся платформа состоит из двух сочлененных между собой секций с радиусными ос­ нованиями (радиальными дугами из двутавра), при помощи которых платформа опирается на роликовые опоры рамы.

Привод наклоняющейся платформы выполнен для каждой секции в отдельности и состоит из электродвигателей, червячных редукторов, соединительных муфт, валов-звездочек и втулочно-роликовых цепей. При помощи этого привода обеспечивается поворот платформы на угол 40° и возврат в исходное горизонтальное положение.

Упоры колес установлены с правой и левой стороны каждой сек­ ции и выполнены в виде поворотных рычагов, приводимых в действие от гидравлических цилиндров.

Длина разгрузчика — 14 000 мм, ширина — 4200 мм. Максимальная грузоподъемность — 25 т. Время наклона платформы—8 с, время за­ крывания упоров колес — 4 с.

101


Конструкция разгрузчика обеспечивает наклон, автомобиля или прицепа на боковую сторону. Наклон платформы осуществляется вокруг геометрического центра, который совпадает с осью, проходящей через сцепное устройство автомобиля и прицепа.

Разгрузчик выгружает зерно из автомобилей за 1,5—2 мин, авто­ поезда в составе автомобиля и прицепа — за 3—4 мин.

§ 3. САМОХОДНЫЕ АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИКИ

Стационарные автомобилеразгрузчики предназначены для разгруз­ ки сыпучих грузов из бортовых автомобилей и автопоездов в пунктах со значительным их поступлением и с сосредоточенной выгрузкой при перевозках на расстояния, превышающие рациональное плечо работы автомобилей-самосвалов. Вместе с тем, практические условия достав­ ки сыпучих грузов нередко характеризуются не только большими расстояниями, но рассредоточенной разгрузкой и небольшими грузо­ потоками, часто имеющими временный характер. Например складиро­ вание песка, щебня, гравия на открытых площадках, выгрузка мине­ ральных удобрений в колхозах и совхозах, выгрузка щебня, гравия при ремонте и строительстве автомобильных дорог и др. Такие эксплу­ атационные условия предопределяют целесообразность применения передвижных и, прежде всего, самоходных автомобилей-разгрузчи­ ков.

В нашей стране созданы и находятся в эксплуатации самоходные

разгрузчики’ А-101, ’А-107, А-108, А-109, А-112 и А-113.

 

С а м о х о д н ы й

р а з г р у з ч и к

А-101 показан на рис. 37.

Устройство для

разгрузки автомобилей представляет собой

навес­

ную

поворотную

складывающуюся платформу к автопогрузчику

4042

(4045). Платформа

выполнена складывающейся для того,

чтобы

в транспортном положении не превышать

габаритную ширину

свыше

2,5 м. Она состоит

из одного среднего и двух крайних звеньев. Скла­

дывание крайних звеньев платформы осуществляется при помощи двух гидравлических цилиндров, установленных на среднем звене плат­ формы. Платформа шарнирно закреплена к каретке грузоподъемника.

В

транспортном

положении

она удерживается

на двух тросах,

оборудованных

стяжными муфтами

для

регулировки

их

длины.

На

платформе предусмотрены

боковые упоры, предназначенные для

 

 

 

предотвращения смещения раз­

 

 

 

гружаемых автомобилей.

 

 

 

 

 

После въезда автомобиля на

 

 

 

платформу

разгрузчика

вклю­

 

 

 

чается привод грузоподъемника,

 

 

 

и

платформа вместе с автомоби­

 

 

 

лем,

у которого предварительно

 

 

 

открывается

боковой борт, при­

 

 

 

нимает наклонное положение.

 

 

 

 

Ограничение подъема

плат­

 

 

 

формы достигается

при помощи

102


установленного на грузоподъемнике и включенного в гидросистему выключателя, автоматически останавливающего платформу по до­ стижении ею соответствующего угла наклона. Угол наклона регули­ руется в пределах 30—45° и устанавливается в зависимости от угла естественного откоса разгружаемых грузов. Для предотвращения от возможного опрокидывания автомобиля при наклоне на угол свыше 35° на колеса этого автомобиля накидываются страховочные цепи.

Разгрузка автомобиля занимает не более 2 мин, а автопоезд в со­ ставе автомобиля и прицепа — не более 4 мин. Процесс разгрузки ав­ топоезда производится без расцепки автомобиля и прицепа. Масса разгружаемого автомобиля или прицепа — 10 т.

Этот разгрузчик модернизирован. Новая модель А-112 имеет бо­ лее усовершенствованную конструкцию платформы, подвешиваемой в транспортное положение вертикально без тросов. Это достигается специальной конструкцией ограничителя угла наклона платформы, приспособленного для подъема каретки с порожней платформой по всей высоте грузоподъемника и установки этой платформы в верти­ кальное положение. Если на платформе установлен автомобиль, ог­ раничитель срабатывает, как только каретка поднимается до места, на котором этот ограничитель установлен. В этом случае дальнейший подъем каретки -не происходит, и платформа с автомобилем фик­ сируется под определенным углом наклона.

Р а з г р у з ч и к А-107 в отличие от разгрузчиков А-101 и А-112 имеет одноколейную платформу. В этом случае автомобиль заезжает на платформу колесами только одной колеи, а колесами второй колеи он опирается о землю.

Его платформа также состоит из трех секций. Крайние секции сое­ динены со средней шарнирно и могут устанавливаться в вертикальное положение с целью уменьшения габаритной ширины разгрузчика, что необходимо при его перемещении из одного пункта в другой. Средняя секция платформы установлена на двух направляющих, шарнирно соединенных с кареткой грузоподъемника. В свободном состоянии эти направляющие имеют угол наклона 20° к горизонту, а в опущенном по­ ложении до упора платформы в землю они принимают горизонтальное положение. Передние концы их соединены между собой опорным кат­ ком. Платформа может перемещаться по.этим направляющим, что не­ обходимо для исключения подтаскивания автомобиля или прицепа

кразгрузчику во время их наклона.

Втранспортном положении платформу с повернутыми вверх край­ ними секциями закрепляют на грузоподъемнике вплотную к каретке при помощи крюков, имеющихся на цепях.

Для привода разгрузчика и з. транспортного, состояния в рабочее платформу опускают на 'землю и отцепляют крюки с цепями, соеди­ няющие платформу с грузоподъемником. Крайние секции откидыва­ ются в горизонтальное положение.

Разгружаемый автомобиль колесами одной колеи заезжает.на плат­ форму и устанавливается на стояночный тормоз, двигатель выключа­ ется, водитель выходит из кабины, открывает боковой борт со сторо­ ны разгрузки и накидывает при необходимости страховочные цепи.

103


Водитель разгрузчика включает подъем платформы, и автомобиль на­ клоняется в сторону открытого бокового борта. Одновременно с накло­ ном автомобиля одноколейная платформа перемещается по направля­ ющим в сторону от грузоподъемника разгрузчика. При опускании авто­

мобиля 'платформа

разгрузчика

перемещается по направляющим

в обратном направлении.

 

Максимальная

грузоподъемность разгрузчика — 8 т. Максималь­

ный угол наклона разгружаемого

автомобиля — 45°. Габаритные раз­

меры платформы: длина— 6470 мм, ширина— 1000 мм, высота—450 мм.

Втранспортном положении длина платформы составляет 2500 мм. Разгрузка автопоездов осуществляется поочередно: сначала авто­

мобиля, а затем прицепа без их расцепки.

Указанная конструкция платформы разгрузчика обеспечивает уве­ личение маневренности и устойчивости во время его перемещения.

Ра з г р у з ч и к А-108 имеет одноколейную платформу. Он смон­ тирован на базе автопогрузчика с боковым расположением гру­ зоподъемника. Такое расположение грузоподъемника позволило уста­ новить разгрузочную платформу не поперек продольной оси погруз­ чика, а вдоль, что, в свою очередь, обеспечивает заезд разгружаемого автомобиля на платформу параллельно движению разгрузчика. Кро­ ме того, это позволило выполнить платформу нескладывающейся, т. е. цельной, что обеспечило снижение ее массы и упрощение изготовления.

Втранспортном положении платформа укладывается на переднюю

изаднюю площадки погрузчика (предназначенные для укладки длин­ номерных грузов).

Ра з г р у з ч и к А-109 (рис. 38) смонтирован на базе гусеничного трактора ДТ-75. Впереди трактора может быть установлен бульдозер­ ный отвал 1, благодаря чему разгрузчик приспособлен не только для разгрузки бортовых автомобилей и автопоездов, но и может выполнять функции бульдозера (которые часто необходимы на разгрузочных пло­

щадках). Его платформа 3 выполнена одноколейной, складывающейся (т. е. аналогично конструкции платформы у разгрузчика А-107). Она смонтирована на грузоподъемнике 2 специальной конструкции. Для снятия нагрузок с гусениц трактора, возникающих при подъеме

автомобиля, в

конструкции разгрузчика предусмотрены

опоры 4

с гидравлическим приводом.

проходи­

Гусеничное

шасси обеспечивает разгрузчику хорошую

мость, поэтому применение такого разгрузчика наиболее предпочти­ тельно в условиях бездорожья.

Максимальный угол наклона разгружаемого автомобиля — 50°. Максимальная масса разгружаемого автомобиля—10 т. Привод рабо­ чих органов гидравлический с использованием гидравлической систе­ мы трактора.

Р а з г р у з ч и к А-113 в отличие от всех отмеченных выше моде­ лей является не самоходным, а прицепным (к колесному трактору типа ТМЗ-50). Платформа разгрузчика выполнена двухколейной склады­ вающейся (по типу платформы у разгрузчика А-101). Она смонтиро­ вана на поворотной раме, соединенной с осью прицепа, выполненного одноосным.

104


2

Рис. 38. Разгрузчик А-109 с одноколейной платформой: а — в транспортном положении; б —в рабочем положении

Краме прицепа закреплены все агрегаты разгрузочного устройства,

атакже дышло для соединения с крюками трактора. Внутри рамы при­ цепа установлен гидравлический цилиндр для перевода поворотной рамы с платформой из транспортного положения в рабочее и наоборот.

Механизм наклона платформы закреплен к основанию поворотной рамы и представляет собой направляющую раму с двумя гидравли­ ческими цилиндрами, установленными на одной оси. Концы штоков ци­ линдров соединены жесткой перемычкой, на концах которой установ­

лены ролики, перемещающиеся по направляющей раме. На штоках смонтированы ролики для грузовых канатов, прикрепленные одним концом к основанию рамы, а вторым —■к кронштейнам плат­ формы. При подаче масла в гидравлические цилиндры штоки выдвига­ ются и поднимают один конец платформы, наклоняя ее на необходимый угол.

Гидравлическая система разгрузочного устройства приводится в действие от раздельно-агрегатной гидравлической системы трактора МТЗ-50. Впереди трактора установлен бульдозерный іцит.

С к р е б к о в ы е р а з г р у з ч и к и представляют собой са­ моходные средства механизации выгрузки сыпучих материалов из бортовых автомобилей и прицепов путем сброса (сталкивания) этих

105

материалов скребком или щитом в результате напорного усилия, возннкаемого при движении базового самоходного шасси, на котором уста­ новлен этот скребок пли щит.

На автомобильном транспорте применяют скребковые разгрузчики, смонтированные на базе автомобилей-самосвалов й тракторов. Прин­ ципиальная схема устройства скребкового разгрузчика, изготовлен­ ного на базе автомобиля-самосвала, включает рабочий орган (скре­ бок или щит), жестко прикрепляемый к двум удлиненным штангам, сое­ диненным с кузовом автомобиля-самосвала. При наклоне кузова скре­ бок поднимается, на платформу с грузом скребок опускается за счет установки кузова автомобиля -самосвала в горизонтальное положение.

На базе трактора рабочий орган прикреплен к удлиненной раме, шарнирно соединенной с рамой трактора. Подъем и опускание рабо­ чего органа осуществляется при повороте рамы при помощи гидравли­ ческого цилиндра или механической лебедки.

Скребковые разгрузчики менее производительны,-чем автомобиле­ разгрузчики с поворотной платформой. Кроме того, они не обеспечи­ вают полную разгрузку транспортных средств и могут повреждать пол платформы автомобилей и прицепов. Поэтому их применение должно быть ограниченным.

§ 4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИКОВ

При организации эксплуатации автомобилей и разгрузчиков важ­ но правильно определить область эффективного их применения. При этом основным критерием для выявления рациональной области их применения является показатель как транспортные издержки, вклю­ чающие затраты на перевозку груза и на выполнение погрузочноразгрузочных работ. Область применения разгрузчиков может быть установлена при сравнении этих затрат при перевозке груза автомо­ билями-самосвалами и бортовыми автомобилями, разгружаемыми раз­ грузчиками.

Затраты на перевозку 1 т груза подсчитывают умножением себе­ стоимости 1 ткм на расстояние перевозки. Формула для определения себестоимости 1 ткм приведена в § 2, гл. III.

Затраты на погрузочные работы могут быть приняты одинаковыми как для автомобилей-самосвалов, так и для бортовых автомобилей, в связи с чем в расчетах их можно не учитывать; затраты на разгрузочные работы учитываются только для бортовых автомобилей. Эти затраты можно определить делением себестоимости машино-смены разгрузчика на его выработку в течение смены.

Себестоимость машино-смены разгрузчика А-107 поданным НИИАТ в зависимости от интенсивности его эксплуатации в течение смены ко­ леблется от Юр. 14 к. до 14 р. 85 к. В свою очередь, выработка разгруз­ чика также зависит от коэффициента интенсивности его эксплуатации (определяемого отношением чистого времени работы машины ко всему времени ее пребывания в наряде).

106