Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пакетные перевозки грузов наиболее эффективны при смешанных автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных и автомобиль- но-водно-железнодорожных перевозках, когда грузы подвергаются шести-восьмикратной перегрузке. В прямом автомобильном (внутри­ городском, пригородном и междугородном) сообщении пакетный способ перевозки также обеспечивает значительный экономический эффект.

Автомобильный транспорт выполняет пакетные перевозки в соответ­ ствии с договорами или по соглашениям. При этом заказчик отмечает, что предъявляемый к перевозке груз отправляется пакетным способом, а также приводит данные о типах и размерах применяемых поддонов и других средств пакетирования, об имеющихся механизмах и т. п.

При перевозках пакетированных грузов в прямом автомобильном сообщении автотранспортные предприятия обеспечивают возврат порожних поддонов и других средств пакетирования их владельцам, которыми являются, как правило, предприятия-грузоотправители, станции железных дорог, речные и морские порты.

Рис. 60. Схема механизации погрузки и выгрузки пакетированных грузов:

а — погрузка и разгрузка вилочным электропогрузчиком; б — погрузка и разгруз­ ка вилочной тележкой; в — погрузка и разгрузка кранами или электроталямн, оборудованными подвесным вилочным захватом

160

Автомобильный транспорт может иметь в своем распоряжении под­ доны лишь в отдельных случаях (главным образом, при междугородных перевозках грузов).

Поддоны ограниченного применения принадлежат исключитель­ но грузовладельцам. Если груз перевозят на поддонах широкого обра­ щения, то последние могут свободно обмениваться между грузовла­ дельцами и транспортными предприятиями.

При перевозках пакетированных грузов в транспортных документах указывают количество поддонов, а также их владельца.

Если в процессе внедрения пакетных перевозок затруднен возврат поддонов (например, при длительном хранении груза на складе, а так­ же когда срок оборота поддона при транспортировании очень велик), экономически может оказаться оправданным применение дешевых не­ возвратных поддонов.

§3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНОГО

ИПАКЕТНОГО СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Контейнерный и пакетный способы транспортирования грузов обес­ печивают большой народнохозяйственный эффект, который получается в результате механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращения простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузой, экономии материалов на тару и упаковку грузов, обеспечения сохранности гру­ зов и др. Однако при определении экономического эффекта от внедре­ ния контейнерных и пакетных перевозок необходимо учитывать допол­ нительные эксплуатационные затраты по применению контейнеров и поддонов, возможное некоторое снижение грузоподъемности подвиж­ ного состава, затраты по возврату порожних контейнеров и поддонов.

Экономический эффект в результате механизации погрузочно-раз­ грузочных работ зависит от вида перевозимого груза и количества пе­ регрузочных операций, заменяемых механизированным способом. Этот источник экономии в полной мере проявляется при смешанных пе­ ревозках, где количество перегрузочных операций является наиболь­ шим. В этом отношении пакетный способ транспортирования по сравне­ нию с контейнерным имеет дополнительные преимущества, поскольку поддоны позволяют механизировать не только погрузочно-разгрузоч­ ные операции, но и внутрискладские, внутрицеховые и внутризавод­ ские работы, связанные с транспортированием грузов. В связи с этим пакетный способ обеспечивает значительную экономию затрат на пере­ работку грузов на всех стадиях транспортного процесса.

На автомобильном транспорте механизация погрузочно-разгрузоч­ ных работ при пакетных перевозках грузов позволяет сократить за­ траты на эти работы в 4—5 раз.

Весьма значительным является экономический эффект, получаемый в результате обеспечения сохранности качества (а в отдельных случаях и количества) груза при перевозке. Применение контейнеров и поддонов позволяет ликвидировать или по крайней мере значительно сокра­ тить потери груза в результате порчи и повреждений, неизбежных при

6 Зак. 518

161


погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых вручную. Например, при доставке стекла в смешанном сообщении обычным способом поте­ ри в результате боя составляют 15—20% . от всего выпуска, а при контейнерном способе перевозки эти потери не превышают 1,5%.

Наибольший экономический эффект от применения контейнеров, а также ящичных поддонов получается за счет сокращения расходов на тару.

Промышленные и продовольственные товары народного потреб- ■ления, сырье, запасные части и тому подобные, доставляемые обыч­ ным способом, как правило, предварительно упаковывают в тару, соютветствующую данному роду груза. В народном хозяйстве нашей 'страны ежегодно расходуется на затаривание груза десятки миллиюнов кубометров лесоматериалов, миллионы. метров ткани, десятки '.тысяч тонн металла и других материалов. При обычных перевозках автомобильных запасных частей расходы на тару и упаковку составля­ ют примерно 27,5 руб. на 1 т, а при перевозках трикотажных изделий,

.игрушек, расходы составляют 70—120 руб. на 1 т.

Используя контейнеры и ящичные поддоны для перевозок многих

'видов таких грузов, можно их отгружать

либо вовсе без тары, либо

в облегченной таре или цеховой упаковке.

Расходы на тару, связанные

с эксплуатацией контейнеров и поддонов,

являются незначительными

і(не более 1—2% от расходов при перевозках грузов в ящичной таре), так как каждый контейнер или поддон за весь срок службы делает сотши оборотов.

Внедрение контейнерных перевозок существенно уменьшает потреб­ ность в складских помещениях для хранения и переработки грузов.

•Стоимость строительства 1м2 площади контейнерной площадки пример­ но в 3 раза меньше стоимости 1 м2 площади крытых складских помеще-

.ний. Поэтому контейнерный способ транспортирования грузов обеспе­ чивает дополнительную экономию за счет сокращения капитальных сложений в строительство складских помещений.

Пакетный способ позволяет улучшить использование существую­ щих складов (за счет увеличения высоты штабелирования груза), что также обеспечивает экономию от уменьшения удельных капитальных шложений по складским помещениям на 1 т груза.

Расходы по эксплуатации контейнеров или поддонов, приходящи­ еся на і т груза Р т подсчитывают по формуле

 

D

__ ( Л і +

Рр) % о

 

*

і р — “ ^

~

j

где Рп — затраты на изготовление (стоимость)

 

Дг пс

контейнера или

под­

дона, руб.;

 

 

 

 

Рр — затраты на ремонт контейнера или поддона

за весь срок его

службы, руб.;

 

 

 

 

■tod — средняя продолжительность оборота

контейнеров

или

под­

донов, суток;

 

 

 

 

Дт— количество дней в году;

 

 

 

 

пс — срок службы контейнера или поддона, лет;

— фактическая загрузка контейнера (поддона), т,

462


Стоимость контейнеров зависит от применяемых материалов, мас­

сы брутто

и особенно от выпускаемого

количества (размера серии)..

Например,

стоимость

универсальных

металлических контейнеров,

массой брутто 2,5 т в зависимости от

выпускаемого количества ко­

леблется от 150 до 400

руб., а стоимость контейнеров массой брутто'

20 т от 900 до 2500 руб.

 

 

Стоимость стандартного плоского деревянного поддона размером

800x1200

мм составляет 3—4 руб., стоечного поддона — 12—15 руб.,

а ящичного деревянного сборно-разборного с крышкой—около 40 руб. Амортизационный срок службы контейнеров составляет 20 лет для металлических и 12 лет — для дерево-металлических. Этот срок служ­ бы установлен для контейнеров, эксплуатируемых в смешанном сообще­ нии. Для контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, необходимо принимать срок службы в 2—3 раза меньше, поскольку интенсивность эксплуатации контейнеров (или количество оборотов контейнера в год) на автомобильном транспорте, как правило, в 10—15 раз меньше, чем на железнодорожном. Срок службы поддонов

обычно принимают не более 2 — 3 лет.

При внедрении пакетного или контейнерного способа транспорти­ рования грузов в конкретных условиях работы транспорта важно» определить потребное количество поддонов или контейнеров.

Необходимое количество поддонов или контейнеров может быть рас­ считано только после тщательного анализа условий работы грузоотпра­ вителей, грузополучателей и транспорта. Исходными данными для: такого расчета являются годовой объем грузов, предъявляемых для: перевозки на поддонах (в контейнерах), принятый тип поддона или: контейнера (его грузоподъемность или грузовместимость, габаритныеразмеры), вид и характер перевозимого груза, время оборота поддона,

или контейнера.

 

показателем

при

внедрении кон­

Важнейшим эксплуатационным

тейнерного и

пакетного

способа транспортирования

груза

является:

в р е м я о б о р о т а ,

или оборачиваемость, поддона (контейнера),,

определяемое

продолжительностью

пребывания

поддона

(контейне­

ра) от одной загрузки до другой. Оно складывается

из времени на­

хождения груженого поддона (контейнера) у грузоотправителя, време­ ни на перевозку и выполнение погрузочно-разгрузочных работ, време­ ни пребывания у грузополучателя (в груженом и в порожнем состоя­ нии), времени на возврат поддона (контейнера) владельцу или достав­ ку его другому грузовладельцу и времени в ожидании загрузки. Если:

порожний поддон (контейнер)

не

возвращают грузоотправителю,

а загружают у грузополучателя,

то

время оборота его значительно

уменьшается.

Время оборота контейнеров и поддонов, эксплуатируемых при сме­ шанных перевозках, значительно больше, чем в прямом. Например, время оборота универсальных контейнеров массой брутто 2,5 и 5 т, эксплуатируемых в смешанном автомобилы-ю-железиодорожном сооб­ щении, в нашей стране составляет в среднем 14 суток, а время оборота контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, часто составляет одни сутки.

163


Потребное количество поддонов или контейнеров П определяют по формуле

 

 

П --

Q».

 

 

 

ЛВ?Ф ’

где Qc — годовой объем перевозки груза, т;

 

 

/п0— время оборота поддона пли контейнера, сутки;

 

Да — количество дней

эксплуатации

поддона или контейнера

в году (за вычетом времени пребывания в ремонте).

 

П р и м е р . Для перевозки

50 000 т груза в

год в контейнерах

массой

брутто 1,25 т, эксплуатируемых с оборачиваемостью двое суток при фактической загрузке контейнера 0,75 т, потребное количество контейнеров, пребываемых в ремонте в году в среднем пять суток, составит

50 000-2

= 370 щт.

360- 0,75

Глава XV

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ

ИАВТОМАТИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

§1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВРАЗВИТИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

ИАВТОМАТИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Максимальное

сокращение времени простоя подвижного состава

в пунктах погрузки и разгрузки и ликвидация тяжелого ручного тру­

да рабочих в этих пунктах может быть обеспечено при комплексно­

механизированных

и автоматизированных погрузочно-разгрузочных

работах.

При комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных ра­ ботах основные и вспомогательные операции выполняет машина или система машин, звенья которой увязаны между собой, с учетом ликви­ дации ручного труда в процессе выполнения этих работ. Однако на данном этапе внедрения комплекснрй механизации погрузочно-разгру­ зочных работ, как исключение, допускается применение ручного труда на простейших вспомогательных операциях (например, укладка под­ кладок под пакеты, сигнализация крановщику и т. п.),т. е. операциях, не связанных с подъемом или перемещением груза.

Необходимым условием отнесения погрузочно-разгрузочных работ к комплексно-механизированным является обеспечение такого состоя­ ния погружаемого машинами груза, которое допускало бы возможность его механизированной выгрузки и последующего перемещения (на склад, в цех, магазин и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать, что как погрузочные, так и разгрузочные операции могут быть

164


комплексно механизированы по отдельности, независимо друг от друга.

Автоматизация погрузочно-разгрузочных работ является высшей формой их механизации. При автоматизации этих работ исключается ручной труд даже по управлению машинами и устройствами, обеспе­

чивающими заданную программой производительность,

последователь­

ность и

качество выполнения

внутрискладских и погрузочно-раз­

грузочных работ. Автоматизация бывает комплексной

(или

полной)

и частичной.

 

 

 

При

к о м п л е к с н о й

а в т о м а т и з а ц и и

все

основ­

ные и вспомогательные операции процесса контроля и управления ра­ ботой машин полностью автоматизированы. Если автоматизированы лишь отдельные основные операции или процессы контроля и управле­ ния машинами, автоматизация называется ч а с т и ч н о й (например, внутрискладские операции могут быть полностью автоматизированы, а погрузка груза на транспортные средства лишь механизирована).

На данном этапе развития технического прогресса на автомобиль­ ном транспорте наиболее распространенной может быть комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. В последующем широкое развитие должна получить частичная, а также комплексная автомати­ зация этих работ.

Основными направлениями в развитии комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ являются следующие.

1.Массовое внедрение контейнерных перевозок грузов ^примене­ нием различных типов универсальных и специализированных контей­ неров как в смешанном, так и в прямом автомобильном сообщениях.

2.Повсеместное применение пакетного способа перевозок различ­ ных штучных грузов при использовании стандартных плоских, сто­ ечных и ящичных поддонов и других средств пакетирования.

3.Всемерное внедрение различных типов автомобилей-самопогруз­ чиков, обеспечивающих эффективное выполнение, помимо перевозки

грузов, комплексную механизацию погрузки й выгрузки этих грузов в пунктах с малым грузооборотом. Внедрение специализированных автомобилей, приспособленных для комплексной механизации погру­ зочно-разгрузочных работ с различными грузами.

4. Создание в системе автомобильного транспорта широкой сети специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгру­ зочных работ, оснащенных современными высокопроизводительными мобильными грузоподъемными машинами (автокраны, автопогрузчики, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, самоходные разгруз­ чики и др.).

Для внедрения автоматизации погрузочно-разгрузочных работ по­ требуется: создание подъемно-транспортных машин и устройств повышенной производительности с автоматическим адресованием груза по заданной программе; разработка типовых автоматизирован­ ных схем погрузочно-разгрузочных, а также и складских операций; создание автоматических конвейерных систем для сыпучих и штучных грузов с автоматическими погрузочно-разгрузочными устройствами;

Зак. 518

165