Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
Пакетные перевозки грузов наиболее эффективны при смешанных автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных и автомобиль- но-водно-железнодорожных перевозках, когда грузы подвергаются шести-восьмикратной перегрузке. В прямом автомобильном (внутри городском, пригородном и междугородном) сообщении пакетный способ перевозки также обеспечивает значительный экономический эффект.
Автомобильный транспорт выполняет пакетные перевозки в соответ ствии с договорами или по соглашениям. При этом заказчик отмечает, что предъявляемый к перевозке груз отправляется пакетным способом, а также приводит данные о типах и размерах применяемых поддонов и других средств пакетирования, об имеющихся механизмах и т. п.
При перевозках пакетированных грузов в прямом автомобильном сообщении автотранспортные предприятия обеспечивают возврат порожних поддонов и других средств пакетирования их владельцам, которыми являются, как правило, предприятия-грузоотправители, станции железных дорог, речные и морские порты.
Рис. 60. Схема механизации погрузки и выгрузки пакетированных грузов:
а — погрузка и разгрузка вилочным электропогрузчиком; б — погрузка и разгруз ка вилочной тележкой; в — погрузка и разгрузка кранами или электроталямн, оборудованными подвесным вилочным захватом
160
Автомобильный транспорт может иметь в своем распоряжении под доны лишь в отдельных случаях (главным образом, при междугородных перевозках грузов).
Поддоны ограниченного применения принадлежат исключитель но грузовладельцам. Если груз перевозят на поддонах широкого обра щения, то последние могут свободно обмениваться между грузовла дельцами и транспортными предприятиями.
При перевозках пакетированных грузов в транспортных документах указывают количество поддонов, а также их владельца.
Если в процессе внедрения пакетных перевозок затруднен возврат поддонов (например, при длительном хранении груза на складе, а так же когда срок оборота поддона при транспортировании очень велик), экономически может оказаться оправданным применение дешевых не возвратных поддонов.
§3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНОГО
ИПАКЕТНОГО СПОСОБОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Контейнерный и пакетный способы транспортирования грузов обес печивают большой народнохозяйственный эффект, который получается в результате механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращения простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузой, экономии материалов на тару и упаковку грузов, обеспечения сохранности гру зов и др. Однако при определении экономического эффекта от внедре ния контейнерных и пакетных перевозок необходимо учитывать допол нительные эксплуатационные затраты по применению контейнеров и поддонов, возможное некоторое снижение грузоподъемности подвиж ного состава, затраты по возврату порожних контейнеров и поддонов.
Экономический эффект в результате механизации погрузочно-раз грузочных работ зависит от вида перевозимого груза и количества пе регрузочных операций, заменяемых механизированным способом. Этот источник экономии в полной мере проявляется при смешанных пе ревозках, где количество перегрузочных операций является наиболь шим. В этом отношении пакетный способ транспортирования по сравне нию с контейнерным имеет дополнительные преимущества, поскольку поддоны позволяют механизировать не только погрузочно-разгрузоч ные операции, но и внутрискладские, внутрицеховые и внутризавод ские работы, связанные с транспортированием грузов. В связи с этим пакетный способ обеспечивает значительную экономию затрат на пере работку грузов на всех стадиях транспортного процесса.
На автомобильном транспорте механизация погрузочно-разгрузоч ных работ при пакетных перевозках грузов позволяет сократить за траты на эти работы в 4—5 раз.
Весьма значительным является экономический эффект, получаемый в результате обеспечения сохранности качества (а в отдельных случаях и количества) груза при перевозке. Применение контейнеров и поддонов позволяет ликвидировать или по крайней мере значительно сокра тить потери груза в результате порчи и повреждений, неизбежных при
6 Зак. 518 |
161 |
погрузочно-разгрузочных работах, выполняемых вручную. Например, при доставке стекла в смешанном сообщении обычным способом поте ри в результате боя составляют 15—20% . от всего выпуска, а при контейнерном способе перевозки эти потери не превышают 1,5%.
Наибольший экономический эффект от применения контейнеров, а также ящичных поддонов получается за счет сокращения расходов на тару.
Промышленные и продовольственные товары народного потреб- ■ления, сырье, запасные части и тому подобные, доставляемые обыч ным способом, как правило, предварительно упаковывают в тару, соютветствующую данному роду груза. В народном хозяйстве нашей 'страны ежегодно расходуется на затаривание груза десятки миллиюнов кубометров лесоматериалов, миллионы. метров ткани, десятки '.тысяч тонн металла и других материалов. При обычных перевозках автомобильных запасных частей расходы на тару и упаковку составля ют примерно 27,5 руб. на 1 т, а при перевозках трикотажных изделий,
.игрушек, расходы составляют 70—120 руб. на 1 т.
Используя контейнеры и ящичные поддоны для перевозок многих
'видов таких грузов, можно их отгружать |
либо вовсе без тары, либо |
в облегченной таре или цеховой упаковке. |
Расходы на тару, связанные |
с эксплуатацией контейнеров и поддонов, |
являются незначительными |
і(не более 1—2% от расходов при перевозках грузов в ящичной таре), так как каждый контейнер или поддон за весь срок службы делает сотши оборотов.
Внедрение контейнерных перевозок существенно уменьшает потреб ность в складских помещениях для хранения и переработки грузов.
•Стоимость строительства 1м2 площади контейнерной площадки пример но в 3 раза меньше стоимости 1 м2 площади крытых складских помеще-
.ний. Поэтому контейнерный способ транспортирования грузов обеспе чивает дополнительную экономию за счет сокращения капитальных сложений в строительство складских помещений.
Пакетный способ позволяет улучшить использование существую щих складов (за счет увеличения высоты штабелирования груза), что также обеспечивает экономию от уменьшения удельных капитальных шложений по складским помещениям на 1 т груза.
Расходы по эксплуатации контейнеров или поддонов, приходящи еся на і т груза Р т подсчитывают по формуле
|
D |
__ ( Л і + |
Рр) % о |
|
|
* |
і р — “ ^ |
~ |
j |
где Рп — затраты на изготовление (стоимость) |
|
Дг пс 7ф |
||
контейнера или |
под |
|||
дона, руб.; |
|
|
|
|
Рр — затраты на ремонт контейнера или поддона |
за весь срок его |
|||
службы, руб.; |
|
|
|
|
■tod — средняя продолжительность оборота |
контейнеров |
или |
под |
|
донов, суток; |
|
|
|
|
Дт— количество дней в году; |
|
|
|
|
пс — срок службы контейнера или поддона, лет;
— фактическая загрузка контейнера (поддона), т,
462
Стоимость контейнеров зависит от применяемых материалов, мас
сы брутто |
и особенно от выпускаемого |
количества (размера серии).. |
|
Например, |
стоимость |
универсальных |
металлических контейнеров, |
массой брутто 2,5 т в зависимости от |
выпускаемого количества ко |
||
леблется от 150 до 400 |
руб., а стоимость контейнеров массой брутто' |
||
20 т от 900 до 2500 руб. |
|
|
|
Стоимость стандартного плоского деревянного поддона размером |
|||
800x1200 |
мм составляет 3—4 руб., стоечного поддона — 12—15 руб., |
а ящичного деревянного сборно-разборного с крышкой—около 40 руб. Амортизационный срок службы контейнеров составляет 20 лет для металлических и 12 лет — для дерево-металлических. Этот срок служ бы установлен для контейнеров, эксплуатируемых в смешанном сообще нии. Для контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, необходимо принимать срок службы в 2—3 раза меньше, поскольку интенсивность эксплуатации контейнеров (или количество оборотов контейнера в год) на автомобильном транспорте, как правило, в 10—15 раз меньше, чем на железнодорожном. Срок службы поддонов
обычно принимают не более 2 — 3 лет.
При внедрении пакетного или контейнерного способа транспорти рования грузов в конкретных условиях работы транспорта важно» определить потребное количество поддонов или контейнеров.
Необходимое количество поддонов или контейнеров может быть рас считано только после тщательного анализа условий работы грузоотпра вителей, грузополучателей и транспорта. Исходными данными для: такого расчета являются годовой объем грузов, предъявляемых для: перевозки на поддонах (в контейнерах), принятый тип поддона или: контейнера (его грузоподъемность или грузовместимость, габаритныеразмеры), вид и характер перевозимого груза, время оборота поддона,
или контейнера. |
|
показателем |
при |
внедрении кон |
||
Важнейшим эксплуатационным |
||||||
тейнерного и |
пакетного |
способа транспортирования |
груза |
является: |
||
в р е м я о б о р о т а , |
или оборачиваемость, поддона (контейнера),, |
|||||
определяемое |
продолжительностью |
пребывания |
поддона |
(контейне |
||
ра) от одной загрузки до другой. Оно складывается |
из времени на |
хождения груженого поддона (контейнера) у грузоотправителя, време ни на перевозку и выполнение погрузочно-разгрузочных работ, време ни пребывания у грузополучателя (в груженом и в порожнем состоя нии), времени на возврат поддона (контейнера) владельцу или достав ку его другому грузовладельцу и времени в ожидании загрузки. Если:
порожний поддон (контейнер) |
не |
возвращают грузоотправителю, |
а загружают у грузополучателя, |
то |
время оборота его значительно |
уменьшается.
Время оборота контейнеров и поддонов, эксплуатируемых при сме шанных перевозках, значительно больше, чем в прямом. Например, время оборота универсальных контейнеров массой брутто 2,5 и 5 т, эксплуатируемых в смешанном автомобилы-ю-железиодорожном сооб щении, в нашей стране составляет в среднем 14 суток, а время оборота контейнеров, эксплуатируемых в прямом автомобильном сообщении, часто составляет одни сутки.
163
Потребное количество поддонов или контейнеров П определяют по формуле
|
|
П -- |
Q». |
|
|
|
ЛВ?Ф ’ |
где Qc — годовой объем перевозки груза, т; |
|
|
|
/п0— время оборота поддона пли контейнера, сутки; |
|
||
Да — количество дней |
эксплуатации |
поддона или контейнера |
|
в году (за вычетом времени пребывания в ремонте). |
|
||
П р и м е р . Для перевозки |
50 000 т груза в |
год в контейнерах |
массой |
брутто 1,25 т, эксплуатируемых с оборачиваемостью двое суток при фактической загрузке контейнера 0,75 т, потребное количество контейнеров, пребываемых в ремонте в году в среднем пять суток, составит
50 000-2
= 370 щт.
360- 0,75
Глава XV
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ
ИАВТОМАТИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВРАЗВИТИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
ИАВТОМАТИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Максимальное |
сокращение времени простоя подвижного состава |
в пунктах погрузки и разгрузки и ликвидация тяжелого ручного тру |
|
да рабочих в этих пунктах может быть обеспечено при комплексно |
|
механизированных |
и автоматизированных погрузочно-разгрузочных |
работах.
При комплексно-механизированных погрузочно-разгрузочных ра ботах основные и вспомогательные операции выполняет машина или система машин, звенья которой увязаны между собой, с учетом ликви дации ручного труда в процессе выполнения этих работ. Однако на данном этапе внедрения комплекснрй механизации погрузочно-разгру зочных работ, как исключение, допускается применение ручного труда на простейших вспомогательных операциях (например, укладка под кладок под пакеты, сигнализация крановщику и т. п.),т. е. операциях, не связанных с подъемом или перемещением груза.
Необходимым условием отнесения погрузочно-разгрузочных работ к комплексно-механизированным является обеспечение такого состоя ния погружаемого машинами груза, которое допускало бы возможность его механизированной выгрузки и последующего перемещения (на склад, в цех, магазин и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать, что как погрузочные, так и разгрузочные операции могут быть
164
комплексно механизированы по отдельности, независимо друг от друга.
Автоматизация погрузочно-разгрузочных работ является высшей формой их механизации. При автоматизации этих работ исключается ручной труд даже по управлению машинами и устройствами, обеспе
чивающими заданную программой производительность, |
последователь |
|||
ность и |
качество выполнения |
внутрискладских и погрузочно-раз |
||
грузочных работ. Автоматизация бывает комплексной |
(или |
полной) |
||
и частичной. |
|
|
|
|
При |
к о м п л е к с н о й |
а в т о м а т и з а ц и и |
все |
основ |
ные и вспомогательные операции процесса контроля и управления ра ботой машин полностью автоматизированы. Если автоматизированы лишь отдельные основные операции или процессы контроля и управле ния машинами, автоматизация называется ч а с т и ч н о й (например, внутрискладские операции могут быть полностью автоматизированы, а погрузка груза на транспортные средства лишь механизирована).
На данном этапе развития технического прогресса на автомобиль ном транспорте наиболее распространенной может быть комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. В последующем широкое развитие должна получить частичная, а также комплексная автомати зация этих работ.
Основными направлениями в развитии комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ являются следующие.
1.Массовое внедрение контейнерных перевозок грузов ^примене нием различных типов универсальных и специализированных контей неров как в смешанном, так и в прямом автомобильном сообщениях.
2.Повсеместное применение пакетного способа перевозок различ ных штучных грузов при использовании стандартных плоских, сто ечных и ящичных поддонов и других средств пакетирования.
3.Всемерное внедрение различных типов автомобилей-самопогруз чиков, обеспечивающих эффективное выполнение, помимо перевозки
грузов, комплексную механизацию погрузки й выгрузки этих грузов в пунктах с малым грузооборотом. Внедрение специализированных автомобилей, приспособленных для комплексной механизации погру зочно-разгрузочных работ с различными грузами.
4. Создание в системе автомобильного транспорта широкой сети специализированных предприятий по механизации погрузочно-разгру зочных работ, оснащенных современными высокопроизводительными мобильными грузоподъемными машинами (автокраны, автопогрузчики, одноковшовые и многоковшовые погрузчики, самоходные разгруз чики и др.).
Для внедрения автоматизации погрузочно-разгрузочных работ по требуется: создание подъемно-транспортных машин и устройств повышенной производительности с автоматическим адресованием груза по заданной программе; разработка типовых автоматизирован ных схем погрузочно-разгрузочных, а также и складских операций; создание автоматических конвейерных систем для сыпучих и штучных грузов с автоматическими погрузочно-разгрузочными устройствами;
6В Зак. 518 |
165 |