Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
разработка и внедрение устройств для автоматического управления машинами цикличного действия.
Система автоматизации внедряется на складах многих предприя тий, баз материально-технического снабжения, сельхозтехники н др. Например, в г. Риге на республиканской базе «Латвсельхозтехника» создан автоматизированный склад запасных частей. Он состоит из трех секций, обслуживаемых своим краном-штабелером с программным управлением.
Грузы (запасные части) на стандартных плоских поддонах уклады вают в ячейки стеллажей склада и вынимают из этих ячеек при помощи кранов-штабелеров по заданной программе. Все ячейки стеллажей про нумерованы в пространственной системе координат. Номер ячейки (ад рес) состоит из следующих данных: номера стеллажа (их всего 6), номе ра вертикального ряда (всего 24 ряда) и номера яруса (12 ярусов). Адреса ячеек, в которых хранится тот или иной груз, фиксируют в кар тотеке.
По заданной программе кран-штабелер автоматически выполняет циклы «положить» и «взять». При цикле «положить» поддон с грузом с площадки комплектации доставляется в заданную ячейку стеллажа, а при цикле «взять» — из заданной ячейки на площадку комплектации.
Каждый цикл состоит из ряда операций. В процессе работы кранаштабелера указанные циклы совмещают. При совмещенном цикле
кран-штабелер с площадки комплектации |
доставляет поддон с грузом |
в заданную ячейку, затем движется по проходу, берет груз из следу |
|
ющей заданной ячейки и доставляет его |
на площадку комплектации. |
На подвижной состав погрузку производят электропогрузчиками. Площадь склада — 3200 м2. Единовременный запас хранения гру зов — 1900 т. Количество ячеек стеллажей — 4270 шт. Грузоподъем
ность крана-штабелера — 500 кг, высота подъема вил — 5 м. Нередко используют автоматизированные склады с гравитацион
ными накопителями. Стеллажи таких складов оборудованы роликами, расположенными вдоль кассеты стеллажа с углом наклона 5—6°. В этом случае краны-штабелеры (или погрузчики-штабелеры) располагают с двух сторон стеллажа: с одной стороны кран обеспечивает подачу пакета груза, а другой кран, находящийся со стороны выдачи груза, принимает и перемещает к месту погрузки груза на подвижной состав.
При использовании бортовых автомобилей, а также специально оборудованных для пакетной доставки грузов автомобилей-фурго нов возможна автоматизация погрузки и выгрузки пакетированных грузов.
На автоматизированных складах, разработанных Всесоюзным на учно-исследовательским институтом торгового машиностроения, ав томатические краны-штабелеры работают между двумя стеллажами. Программа работы штабелера задается на пульте управления в соот-, ветствии с информацией, обозначенной на перфокарте. Пакеты грузов (в мешках, тюках и др.) вместе с перфокартами электропогрузчика доставляют к автоматическим кранам-штабелерам, которые в соответ ствии с программой перемещают и укладывают груз в свободную ячей ку стеллажа.
166
Общий вид автоматизированного склада для мелкоштучных изделии (запасные части и другие метизы), транспортируемых в ящичных под донах, показан на рис. 61. На этом складе применены напольные шта белеры 2, управляемые комаидоаппаратом по программе, заданной в перфокарте. На перфокарте, вводимой оператором в приемное устрой ство командоаппарата, перфорацией заданы адрес ячейки и команды на перемещение штабелера. Пульт 3 программного управления с картоте кой для хранения перфокарт располагается так, чтобы оператор видел работу штабелеров.
При выдаче изделия со склада оператор отыскивает в картотеке нужную перфокарту и закладывает ее в командоаппарат. По оконча нии выполнения штабелером соответствующей операции оператор укладывает перфокарту в ящик для хранения свободных перфокарт и делает отметку на конверте для перфокарты о выдаче изделия.
Помимо автоматизированных складов возможно внедрение автома тического или полуавтоматического управления различными кранами, конвейерами, бункерными устройствами и другими погрузочно-раз грузочными машинами и механизмами. Особое значение имеет использование такого управления для кранов, поскольку ручное управление ими является утомительной и требующей большого внима ния и напряжения работой.
Полуавтоматическое управление кранами предусматривает автома тический разгон, регулирование скорости и торможение приводов, команды начала работ подается вручную. Автоматическое управле ние означает полное устранение вмешательства крановщика для вы полнения каких-либо операций крановыми механизмами. При автома тическом программном управлении кран используется в определенном
Рис. 61. Общим вид автоматизированного скхдда для мелкоштучиых изделий:
/ — стеллажи; 2 — наполыіыЛ штабелер; 3 — пульт управления с картогег.огі
6В* |
167 |
технологическом цикле по заданной программе, записанной, напри мер, на магнитную ленту.
Существует система телеуправления кранами по радио (с примене нием радиопередатчика и радиоприемника) и др.
Применение различных устройств для обеспечения автоматическо го управления работой кранов и других машин и устройств позволяет резко повысить их производительность и сократить простои подвижно го'состава под погрузочно-разгрузочными операциями.
§2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
ИАВТОМАТИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
При комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ ликвидируется ручной труд на основных и вспомогательных операциях,
что позволяет сократить потребное |
количество рабочих, снизить |
|
затраты на выполнение этих работ и уменьшить простои |
автомобилей |
|
в погрузочно-разгрузочных пунктах. |
В зависимости от |
уровня ком |
плексной механизации погрузочно-разгрузочных работ находятся об щее число людей, занятых на этих работах, производительность авто мобилей и величина транспортных издержек. Для определения уров ня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ необхо димо разделить объем этих работ (в тонно-операциях) ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ, включая и выполняемые работы вруч ную.
Эффективность комплексной механизации и автоматизации погру зочно-разгрузочных работ зависит от многих факторов и может быть определена только для конкретных условий эксплуатации. При этом основными источниками экономии являются: снижение себестоимости погрузочно-разгрузочных и внутрискладских операций и снижение себестоимости автомобильных перевозок грузов, обеспечиваемое в ре зультате сокращения простоев под погрузкой и выгрузкой груза. Для сравнения эффективности вариантов внедрения комплексной ме ханизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ необхо димо учитывать объем этих работ и величину капитальных затрат. В конечном итоге учитываются суммарные эксплуатационные рас ходы с учетом приведенных капитальных затрат через нормативный коэффициент эффективности. Методика определения этих расходов и
сравнения различных вариантов механизации, |
приемлемая в том чис |
||||
ле |
и для |
комплексной |
механизации и автоматизации, приведена |
||
в |
гл. XVII. |
|
|
|
|
|
Следует |
учитывать, |
что |
автоматизация |
погрузочно-разгрузоч |
ных работ, |
как высшая форма |
их механизации, может быть внедрена |
только на объектах с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ.
Впротивном случае более высокие капитальные вложения, связанные
свведением автоматизации, могут привести к повышенным эксплуата
ционным расходам, что не может быть оправданным даже при сокраще нии простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой.
168
Глава XVI
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ГРУЗА
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Автомобильный транспорт выполняет перевозки практически всех грузов различных отраслей народного хозяйства. При выполнении этих перевозок занято огромное количество автомобилей и автопоездов и погрузочно-разгрузочной техники. Поэтому правильное взаимодей ствие в работе автомобилей и погрузочно-разгрузочных машин имеет первостепенное значение при решении вопросов организации и меха низации погрузочно-разгрузочных работ.
Для обеспечения полной загрузки грузоподъемной машины, заня той на выполнении погрузочно-разгрузочных операций при перевозках грузов автомобилями, необходимо не только правильно определить потребное количество автомобилей, направляемых к этой машине, ной четко организовать совместную их работу. Если будет выделено недо статочное количество автомобилей, то неизбежны простои грузоподъ емной машины; при выделении автомобилей сверх потребного количест ва — неизбежны простои автомобилей. Однако при отсутствии равно мерной подачи автомобилей к грузоподъемной машине также будут возникать простои как автомобилей, так и машины.
Потребное количество автомобилей Я а, которое необходимо вы делять для обеспечения бесперебойной работы грузоподъемной маши ны, теоретически можно определить делением продолжительности обо рота to0 на продолжительность операций по погрузке или разгрузке автомобиля /П(Р>:
Одиако практически указанную выше формулу следует скоррек тировать на коэффициент /, учитывающий неравномерность прибытия автомобилей в пункт погрузки или разгрузки. При использовании методов математической статистики в процессе длительного экспери ментирования в практике эксплуатации этот коэффициент установлен в размере 0,82—0,85.
Таким образом указанная выше формула приобретает следующий вид
п й
^об
А(р)
Если продолжительность оборота автомобиля зависит от расстоя ния перевозки груза, технической скорости автомобиля, времени про стоя в пунктах погрузки и разгрузки, то продолжительность операций
169
по погрузке или разгрузке автомобиля зависит прежде всего от эксплу атационной производительности грузоподъемной машины W,)t грузо подъемности q и коэффициента использования грузоподъемности у погружаемого или разгружаемого автомобиля
При эксплуатации автопоездов в этой формуле принимается грузо подъемность автопоезда.
Таким образом, потребное количество автомобилей, необходимое для обеспечения бесперебойной работы грузоподъемной машины, опре деляют по формуле
Чтобы исключить взаимные простои автомобилей и грузоподъемной машины, необходимо составлять почасовой график работы автомоби лей, в котором должна быть предусмотрена подача автомобилей к ма-
, |
оѵ |
шине поочередно через интервалы, равные tnlp) = |
y-, а также увязано |
время начала и окончания работ. |
\ Ѵ а |
|
Количество грузоподъемных машин, необходимое для конкретных условий, определяется исходя из объема работ на данном объекте, принятого режима и эксплуатационной производительности машины
где Qc — суточный объем работ, тонно-операций;
Т„ — количество часов работы в сутки данной машины на объекте, ч.
Наиболее рациональной является такая форма организации рабо ты грузоподъемных машин и автомобилей, при которой они сосредо точены в одной системе. В этом случае интересы погрузочно-разгру зочных пунктов и транспортной организации полностью совпадают,
а координация работы автомобилей и грузоподъемных машин является
-наиболее доступной.
Важным преимуществом механизации погрузочно-разгрузочных работ является сокращение транспортных издержек и обеспечение минимальных простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой. Это достигается не только применением современных высокопроизводите льных грузоподъемных машин, но и путем внедрения прогрессивных способов организации транспортного процесса. Массовое распрост ранение контейнерных и пакетных перевозок грузов, создание комп лексных механизированных бригад, всемерное развитие централизо ванных перевозок грузов представляют собой основные предпосылки для эффективной механизации погрузочно-разгрузочных работ на авто мобильном транспорте.
Многообразие условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ и наличие всевозможных средств и способов их выполнения предопре-
170
деляют необходимость проведения тщательного технико-экономичес кого анализа при сравнении различных схем механизации этих работ с целью выбора оптимального варианта. При внедрении контейнерных и пакетных перевозок, например, важно не только правильно выбрать ту или иную схему механизации погрузочных и разгрузочных работ, но и установить технологию всего транспортного процесса, включая во просы выбора подвижного состава, типа контейнеров или поддонов, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, грузозахватных устройств и др.
При выборе технологической схемы транспортного процесса сле дует отдавать предпочтение вариантам, обеспечивающим внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, как более совершенной форме выполнения этих работ при помощи машин и меха низмов. Комплексная механизация погрузки и разгрузки обеспечива ет существенное сокращение простоев автомобилей под погрузочноразгрузочными операциями и полностью ликвидируется тяжелый ручной труд рабочих на выполнении этих операций.
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ
Строительные материалы и грузы добывающей промышленности в общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом занимают наибольший удельный вес. В современной строительной индустрии автомобильный транспорт обеспечивает доставку на строительные объекты все применяемые материалы и детали.
Наличие массовых грузопотоков при перевозках многих строи тельных материалов способствует внедрению прогрессивных схем ме ханизации погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому в целом уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ в строительстве сравни тельно высок, хотя по некоторым видам грузов, например кирпичу и другим мелкоштучным стеновым материалам, он не превышает 50%; при перевозках грузов добывающей промышленности уровень механи зации составляет 100%.
Все строительные грузы можно разделить на несколько групп: навалочные и сыпучие материалы (грунт, песок, щебень, гравий, бу товый камень и т. п.), мелкоштучные стеновые материалы (глиняный и силикатный кирпич, небольшие плиты и блоки и т. п.), крупные стро ительные детали (панели, железобетонные плиты ит.п.), длинномерные грузы (металл разных профилей, балки, пиломатериалы и т. п.), пыле видные материалы (цемент, алебастр) и растворы.
К грузам добывающей промышленности относятся: руда, вскрыша, уголь, сланцы и торф.
Как видно из общей группировки, строительные грузы очень разно образны. В связи с этим способы их транспортирования и схемы ме ханизации погрузочно-разгрузочных работ с ними также различны.
Н а в а л о ч н ы е и с ы п у ч и е м а т е р и а л ы по объе му перевозок занимают первое место. Наиболее массовыми являются
171