Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
земляные работы, представляющие собой неотъемлемый элемент любого вида строительства — гидротехнического, дорожного, про мышленного, жилищного и др. Современные способы и масштабы веде ния строительных работ невозможно выполнять без применения ма шин для земляных работ (экскаваторов, бульдозеров, скреперов и др.) в комплексе с подвижным составом автомобильного транспорта. Исполь зуя автомобили-самосвалы в сочетании с экскаваторами, можно орга низовать перемещение грунта на строительных объектах и вскрышных работах в таких огромных масштабах, которые возможны только при механизированном способе выполнения работ.
В нашей стране организован массовый выпуск различных типов экс каваторов, бульдозеров, автомобилей-самосвалов и других машин для строительной индустрии. Использование многих десятков тысяч экс каваторов с различным объемом ковша для разработки карьеров, вы полнения вскрышных и других земляных работ, а также одновременной погрузки грунта, песка руды и других грузов натранспортные средства и сотен тысяч автомобилей-самосвалов грузоподъемностью отЗдо 60 т, предопределяет необходимость правильной организации совместной их работы и выбор оптимальных вариантов.
Для обеспечения максимальной производительности труда важно правильно выбрать тип экскаватора и автомобиля-самосвала и подсчи тать необходимое количество автомобилей-самосвалов; тип экскаватора выбирают в зависимости от конкретных условий выполнения и объема работ, а тип автомобиля-самосвала — в зависимости от объема ковша экскаватора и вида груза.
Необходимое количество автомобилей-самосвалов, закрепляемых за экскаватором, при котором обеспечивается бесперебойная работа экскаватора, а простом автомобилей-самосвалов в ожидании погрузки полностью исключены, определяются по изложенному выше ме
тоду.
При выборе типа автомобиля-самосвала необходимо учитывать следующее: загрузка автомобиля-самосвала экскаватором за один цикл (объем ковша экскаватора и кузова автомобиля-самосвала при мерно равны) была бы наиболее ускоренной. Однако возникающая при этом большая ударная нагрузка может вызвать поломку рамы и рессор автомобиля. Использование автомобилей-самосвалов повышенной грузоподъемности для обслуживания экскаваторов с ковшом небольшо го объема привело бы к увеличению времени простоев их под погруз кой. Экспериментальными данными установлено, что соотношение объ емов ковша экскаватора и кузова автомобилей-самосвалов должно быть
впределах 1 : 3—1 : 5.
Втабл. 18 приведены рекомендации по выбору автомобилей-само
свалов в зависимости от объема ковша экскаватора.
В карьерах наиболее целесообразно организовать работу экскава тора так, чтобы его местоположение и подъездные пути обеспечивали бы движение автомобилей-самосвалов по кольцевому маршруту, при котором полностью исключается время на маневрирование автомоби ля, а вследствие уменьшения угла поворота стрелы сокращается время загрузки автомобиля.
172
Т а б л и ц а 18
Параметры |
|
Автомобили-самос валы |
|
||||
ЗПЛ-585 |
ЗИ Л -55 5 |
М А З-503Б |
МАЗ-525 |
М А З -530 |
|||
|
|
||||||
Грузоподъемность |
автомо |
|
|
|
|
|
|
биля-самосвала, |
т ............... |
3,5 |
4,5 |
7,0 |
25,0 |
40,0 |
|
Объем ковша-экскаватора, м3 |
0,5—0,8 |
0,8—1,2 |
1,5—2,0 |
3,0—5,0 |
6,0—9,0 |
Прогрессивной формой организации работы экскаваторов и автомо билей-самосвалов является создание комплексных механизированных
бригад, состоящих из экскаваторщиков |
и. водителей. |
Сущность |
этой формы заключается в том, что за |
экскаватором |
на дли |
тельный срок закрепляют определенное количество автомобилей-само свалов. Участники комплексных механизированных бригад получают аккордное задание по разработке и перевозке определенного количества грунта. Бригадиром комплексной механизированной бригады назна чается старший машинист экскаватора, помощником — один из води телей. Единым документом, на основании которого учитывают выпол нение плана перевозок и земляных работ, является акт приема работ. Как экскаваторщики, так и водители автомобилей-самосвалов, зная заранее общую сумму оплаты своего труда, в одинаковой степени за интересованы в быстрейшем выполнении задания. Вследствие этого устраняется неполная загрузка автомобилей, значительно сокращают ся простои автомобилей и экскаваторов, повышается взаимная ответ ственность за сохранность техники. Внедрение комплексных механи зированных бригад приводит к повышению производительности экска ваторов и автомобилей-самосвалов на 20—25%.
При наличии соответствующих дорожных условий для перевозок на валочных грузов следует применять самосвальные автопоезда, позволя ющие значительно повысить производительность подвижного сос тава и снизить себестоимость перевозок.
Если на объектах необходимо выполнять лишь погрузку навалоч ных материалов (базисные склады, перевалочные пункты на железно дорожных станциях и у причалов и т. п.), то следует применять одно ковшовые и многоковшовые погрузчики. Имея высокую производитель ность, эти машины обеспечивают загрузку как одиночных автомобилейсамосвалов, так и самосвальных автопоездов за минимальное время.
Впунктах со сравнительно небольшим объемом работ (100—150 т
всутки) погрузку навалочных материалов, находящихся в штабеле, можно механизировать при помощи автопогрузчиков грузоподъем ностью 3—5 т, оборудованных ковшом. В пунктах с рассредоточен ными местами погрузки и .незначительным объемом работ погрузочные операции целесообразно механизировать при помощи устройств, уста навливаемых на автомобилях (например, краном с грейфером).
Если на складе или в пункте затруднено использование одноковшо вых или многоковшовых погрузчиков (например, погрузка из штабеля, к которому подъезд автомобиля затруднен), то применяют стационар ные или передвижные ленточные транспортеры. При этом наиболее
173
целесообразно эксплуатировать транспортеры в комплексе с бункера ми, обеспечивающими значительное сокращение простоев автомобилей под погрузкой.
Применение автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов для перевозок навалочных и сыпучих грузов в большинстве случаев, решает проблему механизации выгрузки этих грузов. Однако следует иметь в виду, что автомобили-самосвалы эффективны на небольших расстояниях перевозки (до 15—25 км).
Между тем часто приходится перевозить указанные грузы на рас стояния свыше 25 км. В этих условиях для сыпучих материалов более целесообразно применять бортовые автомобили и автопоезда в ком плексе со стационарными и передвижными (в том числе самоходными) разгрузчиками.
Основные схемы механизации погрузки и выгрузки навалочных грузов приведены на рис. 62.
П ы л е в и д н ы е м а т е р и а л ы. Наиболее распространен ным пылевидным строительным материалом является цемент, который перевозят в основном в незатаренном виде. Перевозку цемента на авто мобильном транспорте выполняют, как правило, специализированным подвижным составом: автомобилями-цементовозами грузоподъемностью 7—8 и 12—14 т, обеспечивающими полную сохранность и ме ханизированную саморазгрузку цемента. Погрузку цемента в авто мобили-цементовозы на цементных заводах, а также на элеваторах вы полняют при помощи стационарных пневматических погрузочных уста новок (рис. 63, а), а на небольших складах и непосредственно из же лезнодорожных вагонов — при помощи пневматических перегружате лей типа С-547 и др. (рис. 63, б). Время простоя автомобилей-цементо возов под погрузкой обычно не превышает 6—10 мин.
Применение автомобилей-цементовозов, оборудованных устрой ством не только для саморазгрузки, но и самозагрузки, позволяет комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные операции без использования специальных средств механизации. Такие автомобили
целесообразно |
эксплуатировать при перевозках цемента в пунктах |
с небольшим |
его поступлением (в том числе перевозка с небольших |
складов, со станций железных дорог при поступлении в среднем одно го вагона в сутки и др.).
М е л к о ш т у ч н ы е с т е н о в ы е м а т е р и а л ы . При строительстве зданий и промышленных сооружений в большом коли честве потребляют глиняный и силикатный кирпич, небольшие блоки, шифер, оконное стекло и другие мелкоштучные стеновые материалы. Перевозку их на строительные объекты выполняют, как правило, на сравнительно небольшие расстояния.
Из упомянутых мелкоштучных строительных материалов наиболее распространенным и массовым является глиняный и силикатный кир пич. Транспортный процесс глиняного и силикатного кирпича в пря мом автомобильном сообщении состоит из следующих операций: вы возки из печи (глиняный кирпич) или пропарочной камеры (силикат ный кирпич) на выставочную площадку завода; погрузки на автомобили на выставочной площадке; перевозки автомобилями на строительные
174
Рис. 62. Основные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ при перевозках навалочных грузов: а — погрузка экскаватором, разгрузка самосвальная; б — погрузка краном с грейфером, разгрузка тракторным скребком; в —по
грузка тракторным погрузчиком, разгрузка самоходным |
разгрузчиком; г — погрузка многоковшовым |
погрузчиком; д — погруз |
ка скребковым погрузчиком; е — погрузка одноковшовым |
погрузчиком иа пневмоколесном ходу; ж— погрузка автопогрузчи |
|
|
ком, |
оборудованным ковшом |
Погрузка |
Разгрузка |
Рис. 63. Схема механизации погрузки и выгрузки цемента при перевозках авто цементовозами
объекты; выгрузки из автомобилей на приобъектный склад; подачи со склада на рабочие места каменщиков.
Перевозка кирпича и других мелкоштучных стеновых материалов, при ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ свя зана со значительными трудовыми затратами, большими простоями ав томобилей при погрузке-разгрузке, повреждениями и потерями (до 10— 12%) материалов. Устранение этих недостатков возможно только при внедрении комплексной механизации погрузочно-разгрузочных ра бот на всех этапах транспортного процесса.
Наиболее прогрессивным способом перевозки кирпича, обеспечи вающим возможность внедрения комплексной механизации погрузоч но-разгрузочных и других подъемно-транспортных операций, является пакетный с применением или без применения поддонов1. При этом способе кирпич в сформированных на заводе пакетах доставляют на строительные объекты и непосредственно к рабочему месту каменщи ка без применения ручного труда.
Пакетный способ перевозки кирпича заменяет ранее внедрявший ся контейнерный способ. Он устраняет недостатки, присущие контей нерному способу (металлоемкость, большой коэффициент тары и др.), поэтому этот способ получил массовое применение.
1 |
Основные принципы пакетного способа перевозки грузов изложены |
в гл. |
XIV. |
176