Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

земляные работы, представляющие собой неотъемлемый элемент любого вида строительства — гидротехнического, дорожного, про­ мышленного, жилищного и др. Современные способы и масштабы веде­ ния строительных работ невозможно выполнять без применения ма­ шин для земляных работ (экскаваторов, бульдозеров, скреперов и др.) в комплексе с подвижным составом автомобильного транспорта. Исполь­ зуя автомобили-самосвалы в сочетании с экскаваторами, можно орга­ низовать перемещение грунта на строительных объектах и вскрышных работах в таких огромных масштабах, которые возможны только при механизированном способе выполнения работ.

В нашей стране организован массовый выпуск различных типов экс­ каваторов, бульдозеров, автомобилей-самосвалов и других машин для строительной индустрии. Использование многих десятков тысяч экс­ каваторов с различным объемом ковша для разработки карьеров, вы­ полнения вскрышных и других земляных работ, а также одновременной погрузки грунта, песка руды и других грузов натранспортные средства и сотен тысяч автомобилей-самосвалов грузоподъемностью отЗдо 60 т, предопределяет необходимость правильной организации совместной их работы и выбор оптимальных вариантов.

Для обеспечения максимальной производительности труда важно правильно выбрать тип экскаватора и автомобиля-самосвала и подсчи­ тать необходимое количество автомобилей-самосвалов; тип экскаватора выбирают в зависимости от конкретных условий выполнения и объема работ, а тип автомобиля-самосвала — в зависимости от объема ковша экскаватора и вида груза.

Необходимое количество автомобилей-самосвалов, закрепляемых за экскаватором, при котором обеспечивается бесперебойная работа экскаватора, а простом автомобилей-самосвалов в ожидании погрузки полностью исключены, определяются по изложенному выше ме­

тоду.

При выборе типа автомобиля-самосвала необходимо учитывать следующее: загрузка автомобиля-самосвала экскаватором за один цикл (объем ковша экскаватора и кузова автомобиля-самосвала при­ мерно равны) была бы наиболее ускоренной. Однако возникающая при этом большая ударная нагрузка может вызвать поломку рамы и рессор автомобиля. Использование автомобилей-самосвалов повышенной грузоподъемности для обслуживания экскаваторов с ковшом небольшо­ го объема привело бы к увеличению времени простоев их под погруз­ кой. Экспериментальными данными установлено, что соотношение объ­ емов ковша экскаватора и кузова автомобилей-самосвалов должно быть

впределах 1 : 3—1 : 5.

Втабл. 18 приведены рекомендации по выбору автомобилей-само­

свалов в зависимости от объема ковша экскаватора.

В карьерах наиболее целесообразно организовать работу экскава­ тора так, чтобы его местоположение и подъездные пути обеспечивали бы движение автомобилей-самосвалов по кольцевому маршруту, при котором полностью исключается время на маневрирование автомоби­ ля, а вследствие уменьшения угла поворота стрелы сокращается время загрузки автомобиля.

172


Т а б л и ц а 18

Параметры

 

Автомобили-самос валы

 

ЗПЛ-585

ЗИ Л -55 5

М А З-503Б

МАЗ-525

М А З -530

 

 

Грузоподъемность

автомо­

 

 

 

 

 

биля-самосвала,

т ...............

3,5

4,5

7,0

25,0

40,0

Объем ковша-экскаватора, м3

0,5—0,8

0,8—1,2

1,5—2,0

3,0—5,0

6,0—9,0

Прогрессивной формой организации работы экскаваторов и автомо­ билей-самосвалов является создание комплексных механизированных

бригад, состоящих из экскаваторщиков

и. водителей.

Сущность

этой формы заключается в том, что за

экскаватором

на дли­

тельный срок закрепляют определенное количество автомобилей-само­ свалов. Участники комплексных механизированных бригад получают аккордное задание по разработке и перевозке определенного количества грунта. Бригадиром комплексной механизированной бригады назна­ чается старший машинист экскаватора, помощником — один из води­ телей. Единым документом, на основании которого учитывают выпол­ нение плана перевозок и земляных работ, является акт приема работ. Как экскаваторщики, так и водители автомобилей-самосвалов, зная заранее общую сумму оплаты своего труда, в одинаковой степени за­ интересованы в быстрейшем выполнении задания. Вследствие этого устраняется неполная загрузка автомобилей, значительно сокращают­ ся простои автомобилей и экскаваторов, повышается взаимная ответ­ ственность за сохранность техники. Внедрение комплексных механи­ зированных бригад приводит к повышению производительности экска­ ваторов и автомобилей-самосвалов на 20—25%.

При наличии соответствующих дорожных условий для перевозок на­ валочных грузов следует применять самосвальные автопоезда, позволя­ ющие значительно повысить производительность подвижного сос­ тава и снизить себестоимость перевозок.

Если на объектах необходимо выполнять лишь погрузку навалоч­ ных материалов (базисные склады, перевалочные пункты на железно­ дорожных станциях и у причалов и т. п.), то следует применять одно­ ковшовые и многоковшовые погрузчики. Имея высокую производитель­ ность, эти машины обеспечивают загрузку как одиночных автомобилейсамосвалов, так и самосвальных автопоездов за минимальное время.

Впунктах со сравнительно небольшим объемом работ (100—150 т

всутки) погрузку навалочных материалов, находящихся в штабеле, можно механизировать при помощи автопогрузчиков грузоподъем­ ностью 3—5 т, оборудованных ковшом. В пунктах с рассредоточен­ ными местами погрузки и .незначительным объемом работ погрузочные операции целесообразно механизировать при помощи устройств, уста­ навливаемых на автомобилях (например, краном с грейфером).

Если на складе или в пункте затруднено использование одноковшо­ вых или многоковшовых погрузчиков (например, погрузка из штабеля, к которому подъезд автомобиля затруднен), то применяют стационар­ ные или передвижные ленточные транспортеры. При этом наиболее

173


целесообразно эксплуатировать транспортеры в комплексе с бункера­ ми, обеспечивающими значительное сокращение простоев автомобилей под погрузкой.

Применение автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов для перевозок навалочных и сыпучих грузов в большинстве случаев, решает проблему механизации выгрузки этих грузов. Однако следует иметь в виду, что автомобили-самосвалы эффективны на небольших расстояниях перевозки (до 15—25 км).

Между тем часто приходится перевозить указанные грузы на рас­ стояния свыше 25 км. В этих условиях для сыпучих материалов более целесообразно применять бортовые автомобили и автопоезда в ком­ плексе со стационарными и передвижными (в том числе самоходными) разгрузчиками.

Основные схемы механизации погрузки и выгрузки навалочных грузов приведены на рис. 62.

П ы л е в и д н ы е м а т е р и а л ы. Наиболее распространен­ ным пылевидным строительным материалом является цемент, который перевозят в основном в незатаренном виде. Перевозку цемента на авто­ мобильном транспорте выполняют, как правило, специализированным подвижным составом: автомобилями-цементовозами грузоподъемностью 7—8 и 12—14 т, обеспечивающими полную сохранность и ме­ ханизированную саморазгрузку цемента. Погрузку цемента в авто­ мобили-цементовозы на цементных заводах, а также на элеваторах вы­ полняют при помощи стационарных пневматических погрузочных уста­ новок (рис. 63, а), а на небольших складах и непосредственно из же­ лезнодорожных вагонов — при помощи пневматических перегружате­ лей типа С-547 и др. (рис. 63, б). Время простоя автомобилей-цементо­ возов под погрузкой обычно не превышает 6—10 мин.

Применение автомобилей-цементовозов, оборудованных устрой­ ством не только для саморазгрузки, но и самозагрузки, позволяет комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные операции без использования специальных средств механизации. Такие автомобили

целесообразно

эксплуатировать при перевозках цемента в пунктах

с небольшим

его поступлением (в том числе перевозка с небольших

складов, со станций железных дорог при поступлении в среднем одно­ го вагона в сутки и др.).

М е л к о ш т у ч н ы е с т е н о в ы е м а т е р и а л ы . При строительстве зданий и промышленных сооружений в большом коли­ честве потребляют глиняный и силикатный кирпич, небольшие блоки, шифер, оконное стекло и другие мелкоштучные стеновые материалы. Перевозку их на строительные объекты выполняют, как правило, на сравнительно небольшие расстояния.

Из упомянутых мелкоштучных строительных материалов наиболее распространенным и массовым является глиняный и силикатный кир­ пич. Транспортный процесс глиняного и силикатного кирпича в пря­ мом автомобильном сообщении состоит из следующих операций: вы­ возки из печи (глиняный кирпич) или пропарочной камеры (силикат­ ный кирпич) на выставочную площадку завода; погрузки на автомобили на выставочной площадке; перевозки автомобилями на строительные

174


Рис. 62. Основные схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ при перевозках навалочных грузов: а — погрузка экскаватором, разгрузка самосвальная; б — погрузка краном с грейфером, разгрузка тракторным скребком; в —по­

грузка тракторным погрузчиком, разгрузка самоходным

разгрузчиком; г — погрузка многоковшовым

погрузчиком; д — погруз­

ка скребковым погрузчиком; е — погрузка одноковшовым

погрузчиком иа пневмоколесном ходу; ж— погрузка автопогрузчи­

 

ком,

оборудованным ковшом

Погрузка

Разгрузка

Рис. 63. Схема механизации погрузки и выгрузки цемента при перевозках авто­ цементовозами

объекты; выгрузки из автомобилей на приобъектный склад; подачи со склада на рабочие места каменщиков.

Перевозка кирпича и других мелкоштучных стеновых материалов, при ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ свя­ зана со значительными трудовыми затратами, большими простоями ав­ томобилей при погрузке-разгрузке, повреждениями и потерями (до 10— 12%) материалов. Устранение этих недостатков возможно только при внедрении комплексной механизации погрузочно-разгрузочных ра­ бот на всех этапах транспортного процесса.

Наиболее прогрессивным способом перевозки кирпича, обеспечи­ вающим возможность внедрения комплексной механизации погрузоч­ но-разгрузочных и других подъемно-транспортных операций, является пакетный с применением или без применения поддонов1. При этом способе кирпич в сформированных на заводе пакетах доставляют на строительные объекты и непосредственно к рабочему месту каменщи­ ка без применения ручного труда.

Пакетный способ перевозки кирпича заменяет ранее внедрявший­ ся контейнерный способ. Он устраняет недостатки, присущие контей­ нерному способу (металлоемкость, большой коэффициент тары и др.), поэтому этот способ получил массовое применение.

1

Основные принципы пакетного способа перевозки грузов изложены

в гл.

XIV.

176