Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
Если металл необходимо доставлять мелкими партиями, то целе сообразно применять саморазгружающиеся автомобили, обеспечива
ющие механизированную разгрузку каждой партии |
в отдельности. |
|
Л е с о- |
и п и л о м а т е р н а л ы . Объемы |
перевозок лесо- |
II пиломатериалов являются значительными. На лесозаготовках при |
||
перевозках |
бревен и хлыстов автомобильным транспортом применя |
ют различные способы пакетной погрузки с предварительной подготов кой пакетов массой 2—3 т и более. Автопоезд до начала погрузки по дают под готовый пакет, который опускается при помощи различных приспособлений (домкрата, ворота, винтового приспособления и др.) на коники автомобиля и прицепа. Пакет формируют различными ме ханизмами кранового типа.
Пакетная погрузка лесо- и пиломатериалов сокращает до миниму ма простои автомобилей, расширяет фронт работы погрузочных меха низмов и бригад грузчиков, повышает их производительность и сни жает себестоимость перевозок. Погрузку таких материалов на автомо били на прирельсовых и пристанционных складах выполняют различ ными кранами и автопогрузчиками. Если лесоматериалы перевозят не в пакетах, то погрузочно-разгрузочные операции выполняют ука занными машинами, оборудованными захватами типа «клещи».
Перевозки лесоматериалов со складов эффективно выполнять се дельными автомобилями-тягачами с оборотными полуприцепами, ос тавляемыми на конечных пунктах для их загрузки и разгрузки в от сутствие автомобиля-тягача. Применение оборотных полуприцепов позволяет внедрить прогрессивные способы механизации перегрузоч ных операций по схеме «вагон—автомобиль», «судно—автомобиль», т. е. без промежуточного складирования на площадках железнодорожных станций, речных и морских портов и пристаней.
При эксплуатации саморазгружающихся автомобилей-лесовозов или автомобилей-лесометалловозов в пунктах прибытия лесо- н пило
материалы выгружают без |
применения |
каких-либо |
грузоподъемных |
машин. |
|
|
|
Г р у з ы б о л ь ш о й |
м а с с ы . |
Перевозки |
грузов большой |
массы наиболее распространены в крупных городах и промышленных центрах. Однако эпизодически они встречаются даже в небольших городах, на строительстве отдельных объектов (заводов, гидротехни ческих сооружений и т. п.).
Механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами большой массы осложняется тем, что объем перевозок для каждого отдельного предприятия невелик и поэтому установка стационарных грузоподъ емных механизмов на таких предприятиях нерентабельна.
Перевозки грузов большой массы часто выполняют специализи рованным подвижным составом, оборудованным различными грузоподъемными устройствами. Хорошо себя зарекомендовали автомобили с установленными на них лебедками и шпилями. В Москве специали зированное автопредприятие № 9 управления «Мосгормехпогруз» рас полагает большим количеством различных автомобилей, оборудован ных этими устройствами. Наличие таких транспортных средств позво ляет автотранспортному предприятию выполнять перевозки грузов
184
большой массы, в том числе различного станочного оборудования, прессов, трансформаторов, генераторов, электрокабельной продукции массой одного места до 100 т в объеме, полностью обеспечивающем по требности промышленности Москвы и близлежащих промышленных объектов.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с грузами боль шой массы при помощи устройств, монтируемых на автомобилях, не обходимо тщательно проводить подготовительные работы (закрепле ние автомобиля, расчет и расстановка такелажного оборудования, увязка и т. п.). Эти работы во многом определяют успех такелажных операций. Поэтому за автомобилем закрепляют бригаду квалифици рованных такелажников, состоящую из 5—7 чел., или звено из 2— 3 чел. во главе с бригадиром или старшим такелажником.
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Сельскохозяйственное производство характеризуется большим объ емом транспортных работ, поскольку продукция его относится к числу массовых грузов.
Механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозках сель скохозяйственных грузов не только повышает производительность ав томобилей, но и существенно снижает издержки по производству про дукции сельского хозяйства. Однако при внедрении схем механизации погрузки и выгрузки грузов в сельском хозяйстве возникает много за труднений (резко выраженная сезонность работ, специфические осо бенности каждого продукта и т. п.), в результате чего до настоящего времени в колхозах и совхозах значительную часть погрузочно-раз грузочных работ выполняют вручную. Ниже рассмотрены наиболее распространенные и прогрессивные схемы механизации погрузочноразгрузочных работ для наиболее массовых видов сельскохозяй ственных грузов.
З е р н о в ы е г р у з ы . Уборка и последующая перевозка зер на на зерноочистительные тока, а затем на приемные заготовитель ные пункты сопровождается необходимостью выполнения погрузочноразгрузочных работ. Типовые схемы механизации этих работ применя ют с учетом технологической последовательности' их выполнения.
Первым этапом в организации транспортирования зерна является перевозка его с полей во время уборки от комбайнов на зерноочисти тельные тока. При этом зерно из бункера комбайнов в автомобили или прицепы выгружают как с.остановкой комбайна, таки без его останов ки, т. е. на ходу (рис. 67). Наиболее прогрессивным является второй вариант, обеспечивающий повышение производительности комбайнов на 15—20%. Учитывая, что расстояния перевозок зерна от комбайнов на тока являются, как правило, небольшими (до 5 км), целесообразно применять автомобили-самосвалы сельскохозяйственного типа, а так же тракторы с самосвальными прицепами грузоподъемностью до 4 т.
7 Зак. 518 |
185 |
Применение самосвальных транспортных средств обеспечивает меха низированную выгрузку зерна на зерноочистительных токах без при менения каких-либо разгрузочных машин или установок.
При использовании бортовых автомобилей и прицепов (несамосваль ных) на токах для механизированной выгрузки зерна из них сле дует применять передвижные и самоходные автомобилеразгрузчики
(типа А-101, А-107 и др.).
На участке зерноочистительный ток — глубинный заготовительный пункт для перевозки зерна применяют бортовые автомобили грузо подъемностью 4—5 т и автопоезда, состоящие из бортовых автомобилей с одним-двумя прицепами грузоподъемностью 4—5 т каждый и седель ных автомобилей-тягачей с полуприцепами 8— 12 т. Объем работ на токах колеблется в широких пределах и составляет 500—6000 т за весь период уборки.
Для погрузки зерна на токах применяют зернопогрузчики ЗПС-60, ЗПС-100 и др. Эти погрузчики обеспечивают выполнение погру зочных работ с минимальными затратами труда и времени простоя автомобилей под погрузкой. Кроме того, использование передвижных механизмов позволяет организовать их эксплуатацию с переброской с одного тока на другой. На некоторых полевых токах зерно грузят из бункеров, находящихся в составе зерноочистительно-погрузочных агрегатов^
Зерно из автомобилей и автопоездов на глубинных пунктах и эле ваторах выгружают автомобилеразгрузчиками, устанавливаемыми стацион арно.
Типичная схема механизации погрузки и выгрузки зерна показа на на рис. 68.
С а х а р н а я с в е к л а . После уборки сахарную свеклу с по лей доставляют либо на сахарные заводы, либо в кагаты или бурты, откуда по мере необходимости ее перевозят на сахарные заводы. По этому при перевозках сахарной свеклы необходимо выполнять сле дующие погрузочно-разгрузочные операции: погрузка на полях во вре мя уборки,, разгрузка на сахарных заводах (если перевозки выполняют
Рис. 67. Погрузка зерна из-под комбайна во время уборки
186
Рис. 68. Схема механизации погрузки и выгрузки зерна: а — погрузка зернопогрузчиком; б — разгрузка автомобилеразгрузчиком БПШ Ф
в прямом автомобильном сообщении), разгрузка на железнодорожных станциях или пристанях (при перевозках в смешанном сообщении).
Схему механизации погрузки свеклы на полях выбирают в зависи мости от способа уборки. Наиболее распространенным является раз дельный способ, при котором свеклу выгружают из бункера свекло уборочного комбайна на поле в небольшие кучки (0,20—0,25 т) или валки. В автомобили или прицепы после доочистки ее грузят свекло погрузчиками (рис. 69, а).
При поточном способе уборки свекла из комбайна поступает непо средственно в кузова транспортных средств и доставляется на сахар ные заводы для переработки (рис. 69, г).
Разновидностью поточного способа уборки является полупоточный, при котором свекла из комбайна поступает в кузов самосвального тракторного прицепа и транспортируется трактором на конец загона, где ее выгружают в бурты. Из буртов погрузчиками указанных типов ее грузят в автомобили для доставки на сахарные заводы или загото вительные пункты. При небольших расстояниях перевозки (до 15 км) свеклу доставляют автомобилями-самосвалами. Если расстояние пе ревозок свыше 15 км, для перевозки свеклы эффективнее применять бортовые автомобили и автопоезда. Выгрузку их на сахарных заво дах выполняют при помощи различных устройств с учетом технологии переработки свеклы. Например, при немедленной переработке свеклу
Рис. 69. Схема механизации погрузки и выгрузки сахарной свеклы
7* |
187 |
выгружают из бортовых автомобилей и прицепов в так называемые «бурачные» автомобиле-разгрузчиками или гидросмывным способом.
При поступлении на хранение в кагаты свеклу изтранспортных средств выгружают буртоукладчиками БУМ-У4М или Комплекс-5 ЦИНС (рис. 69, ö). Могут быть также использованы автомобилисамосвалы с высокоподъемной платформой (рис. 69, б).
Одним из способов перевозки свеклы с полей иа свеклопункты или сахарные заводы является контейнерный способ. Применение контей неров позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы при помощи автомобильных кранов и автопогрузчиков. Однако этот способ технологически еще недостаточно отработан и поэтому не получил рас пространения.
Весьма прогрессивным методом организации перевозки сахарной свеклы с полей в период уборки является создание комплексных бригад, в состав которых входят до 10—15 автомобилей и один свекло погрузчик, работающие по согласованному графику. Применение этого метода погрузки и перевозки сахарной свеклы позволяет значительно повысить производительность свеклопогрузчиков и автомобилей, по скольку простои из-за неувязки и несогласованности в их работе
исключаются практически полностью. |
Для уборки картофеля приме |
||
К а р т о ф е л ь |
и |
о в о щ и . |
|
няют картофелеуборочные |
комбайны, |
большинство которых собира |
ет картофель в бункер, откуда он поступает в небольшие корзины. Корзины с картофелем погружают на транспортные средства вручную или при помощи простейших механизмов и устройств.
Более прогрессивными являются картофелеуборочные комбайны, выгружающие картофель непосредственно в транспортные средства. Применение таких комбайнов обеспечивает комплексную механизацию работ по уборке и погрузке картофеля на полях.
Внедряют контейнерный способ перевозки картофеля с полей в ово щехранилища или торговую сеть. При этом способе выкопанный кар тофелекопателями или комбайнами картофель погружают в решет чатые контейнеры массой брутто 0,5 т. Погрузку иа полях и перевозку контейнеров с картофелем можно выполнять автомобилями, оборудо ванными гидравлическими кранами 4030, погрузчиками типа ПГ-0,8 (с грузовым крюком). В некоторых колхозах и совхозах для погрузки контейнеров применяют автомобильные краны.
Для разгрузки ■контейнеров на территории овощехранилища применяют автомобильные краны, автопогрузчики, электротали.
В Москве и других городах контейнеры применяют не только для перевозки, но и для хранения картофеля в специализированных овощехранилищах. Грузовые операции с контейнерами внутри овоще хранилища выполняют вилочными электропогрузчиками.
Контейнерный способ внедряют и при доставке арбузов, лука и т. п.
С е н о , с о л о м а |
и с и л о с н а я м а с с а . |
Погрузочно- |
разгрузочные работы при |
перевозке непрессованного |
сена и соломы |
могут быть механизированы при помощи средств, применяемых для их скирдования (стогования), т. е. стогометателей СКП-0,15, СНУ-0,5 или шарнирно-рычажного погрузчика-стогометателя СШР-0,5Б.
188
Силосную массу погружают в автомобили при уборке комбайнами во время движения комбайна. При этом для улучшения использова ния грузоподъемности автомобиля (прицепа) выгрузной транспортер комбайна должен отключаться; в это время рабочие, находящиеся в кузове автомобиля, разравнивают и уплотняют силосную массу.
Силос к местам силосования и хранения (к траншеям, ямам, башням) целесообразно перевозить самосвальными транспортными средствами, позволяющими механизировать разгрузочные операции си лоса в этих пунктах. При перевозке бортовыми автомобилями силос можно выгружать при помощи разгрузочных сеток.
Х л о п о к - с ы р е ц . Прогрессивным способом перевозки хлоп ка-сырца является бестарный. Он позволяет комплексно механизи ровать все погрузочно-разгрузочные работы и полностью ликвидиро вать затраты на тару. Сущность этого способа заключается в том, что хлопок-сырец из бункера хлопкоуборочной машины выгружают в ав томобили и прицепы с самосвальными кузовами увеличенного объема, которые после уплотнения хлопка-сырца доставляют его на заготови тельные пункты или заводы. После выгрузки хлопок поступает на при- емо-подающую машину, которая обеспечивает равномерную подачу его на транспортер для последующей укладки в бунт.
При бестарной перевозке хлопка общие затраты труда сокращаются по сравнению с тарной почти в пять раз.
При перевозке хлопка-сырца насыпью в бортовых автомобилях или прицепах для разгрузки кузовов могут быть использованы раз грузочные сетки.
У д о б р е н и я . Наличие различных видов удобрений (мине ральные и органические удобрения, торфяная крошка и т. п.) и небла гоприятные условия для работы подвижного состава предъявляют осо бые требования к погрузочно-разгрузочным машинам. Для погрузки в автомобили различных удобрений рекомендуются погрузчики ПБ-35,
ПГ-0,5, ПЭ-0,8 и др.
Слеживающиеся удобрения (около 60% всего объема производства) доставляют в затаренном виде в полиэтиленовых или бумажных меш ках. Наиболее прогрессивным способом перевозки этой группы ми неральных удобрений является пакетный, который обеспечивает внед рение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций при перевозках в прямом автомобильном и в смешанном железнодорож ноили водно-автомобильном сообщениях за счет применения вилоч ных погрузчиков, вилочных тележек и других машин. Для пакети рования затариваемых минеральных удобрений рекомендуют стоечные или ящичные поддоны.
Неслеживающиеся минеральные удобрения доставляют насыпью без применения какой-либо тары. Погрузку этих удобрений на химиче ских предприятиях в транспортные средства выполняют, как правило, при помощи кранов, оборудованных грейферами. При перевозках в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении на железно дорожных станциях назначения наиболее эффективно выполнять пе регрузочные операции по схеме «вагон—автомобиль», т. е. без про межуточного складирования. При этом выгружают удобрения из ваго-
189