Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если металл необходимо доставлять мелкими партиями, то целе­ сообразно применять саморазгружающиеся автомобили, обеспечива­

ющие механизированную разгрузку каждой партии

в отдельности.

Л е с о-

и п и л о м а т е р н а л ы . Объемы

перевозок лесо-

II пиломатериалов являются значительными. На лесозаготовках при

перевозках

бревен и хлыстов автомобильным транспортом применя­

ют различные способы пакетной погрузки с предварительной подготов­ кой пакетов массой 2—3 т и более. Автопоезд до начала погрузки по­ дают под готовый пакет, который опускается при помощи различных приспособлений (домкрата, ворота, винтового приспособления и др.) на коники автомобиля и прицепа. Пакет формируют различными ме­ ханизмами кранового типа.

Пакетная погрузка лесо- и пиломатериалов сокращает до миниму­ ма простои автомобилей, расширяет фронт работы погрузочных меха­ низмов и бригад грузчиков, повышает их производительность и сни­ жает себестоимость перевозок. Погрузку таких материалов на автомо­ били на прирельсовых и пристанционных складах выполняют различ­ ными кранами и автопогрузчиками. Если лесоматериалы перевозят не в пакетах, то погрузочно-разгрузочные операции выполняют ука­ занными машинами, оборудованными захватами типа «клещи».

Перевозки лесоматериалов со складов эффективно выполнять се­ дельными автомобилями-тягачами с оборотными полуприцепами, ос­ тавляемыми на конечных пунктах для их загрузки и разгрузки в от­ сутствие автомобиля-тягача. Применение оборотных полуприцепов позволяет внедрить прогрессивные способы механизации перегрузоч­ ных операций по схеме «вагон—автомобиль», «судно—автомобиль», т. е. без промежуточного складирования на площадках железнодорожных станций, речных и морских портов и пристаней.

При эксплуатации саморазгружающихся автомобилей-лесовозов или автомобилей-лесометалловозов в пунктах прибытия лесо- н пило­

материалы выгружают без

применения

каких-либо

грузоподъемных

машин.

 

 

 

Г р у з ы б о л ь ш о й

м а с с ы .

Перевозки

грузов большой

массы наиболее распространены в крупных городах и промышленных центрах. Однако эпизодически они встречаются даже в небольших городах, на строительстве отдельных объектов (заводов, гидротехни­ ческих сооружений и т. п.).

Механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами большой массы осложняется тем, что объем перевозок для каждого отдельного предприятия невелик и поэтому установка стационарных грузоподъ­ емных механизмов на таких предприятиях нерентабельна.

Перевозки грузов большой массы часто выполняют специализи­ рованным подвижным составом, оборудованным различными грузоподъемными устройствами. Хорошо себя зарекомендовали автомобили с установленными на них лебедками и шпилями. В Москве специали­ зированное автопредприятие № 9 управления «Мосгормехпогруз» рас­ полагает большим количеством различных автомобилей, оборудован­ ных этими устройствами. Наличие таких транспортных средств позво­ ляет автотранспортному предприятию выполнять перевозки грузов

184


большой массы, в том числе различного станочного оборудования, прессов, трансформаторов, генераторов, электрокабельной продукции массой одного места до 100 т в объеме, полностью обеспечивающем по­ требности промышленности Москвы и близлежащих промышленных объектов.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с грузами боль­ шой массы при помощи устройств, монтируемых на автомобилях, не­ обходимо тщательно проводить подготовительные работы (закрепле­ ние автомобиля, расчет и расстановка такелажного оборудования, увязка и т. п.). Эти работы во многом определяют успех такелажных операций. Поэтому за автомобилем закрепляют бригаду квалифици­ рованных такелажников, состоящую из 5—7 чел., или звено из 2— 3 чел. во главе с бригадиром или старшим такелажником.

§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ

Сельскохозяйственное производство характеризуется большим объ­ емом транспортных работ, поскольку продукция его относится к числу массовых грузов.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозках сель­ скохозяйственных грузов не только повышает производительность ав­ томобилей, но и существенно снижает издержки по производству про­ дукции сельского хозяйства. Однако при внедрении схем механизации погрузки и выгрузки грузов в сельском хозяйстве возникает много за­ труднений (резко выраженная сезонность работ, специфические осо­ бенности каждого продукта и т. п.), в результате чего до настоящего времени в колхозах и совхозах значительную часть погрузочно-раз­ грузочных работ выполняют вручную. Ниже рассмотрены наиболее распространенные и прогрессивные схемы механизации погрузочноразгрузочных работ для наиболее массовых видов сельскохозяй­ ственных грузов.

З е р н о в ы е г р у з ы . Уборка и последующая перевозка зер­ на на зерноочистительные тока, а затем на приемные заготовитель­ ные пункты сопровождается необходимостью выполнения погрузочноразгрузочных работ. Типовые схемы механизации этих работ применя­ ют с учетом технологической последовательности' их выполнения.

Первым этапом в организации транспортирования зерна является перевозка его с полей во время уборки от комбайнов на зерноочисти­ тельные тока. При этом зерно из бункера комбайнов в автомобили или прицепы выгружают как с.остановкой комбайна, таки без его останов­ ки, т. е. на ходу (рис. 67). Наиболее прогрессивным является второй вариант, обеспечивающий повышение производительности комбайнов на 15—20%. Учитывая, что расстояния перевозок зерна от комбайнов на тока являются, как правило, небольшими (до 5 км), целесообразно применять автомобили-самосвалы сельскохозяйственного типа, а так­ же тракторы с самосвальными прицепами грузоподъемностью до 4 т.

7 Зак. 518

185


Применение самосвальных транспортных средств обеспечивает меха­ низированную выгрузку зерна на зерноочистительных токах без при­ менения каких-либо разгрузочных машин или установок.

При использовании бортовых автомобилей и прицепов (несамосваль­ ных) на токах для механизированной выгрузки зерна из них сле­ дует применять передвижные и самоходные автомобилеразгрузчики

(типа А-101, А-107 и др.).

На участке зерноочистительный ток — глубинный заготовительный пункт для перевозки зерна применяют бортовые автомобили грузо­ подъемностью 4—5 т и автопоезда, состоящие из бортовых автомобилей с одним-двумя прицепами грузоподъемностью 4—5 т каждый и седель­ ных автомобилей-тягачей с полуприцепами 8— 12 т. Объем работ на токах колеблется в широких пределах и составляет 500—6000 т за весь период уборки.

Для погрузки зерна на токах применяют зернопогрузчики ЗПС-60, ЗПС-100 и др. Эти погрузчики обеспечивают выполнение погру­ зочных работ с минимальными затратами труда и времени простоя автомобилей под погрузкой. Кроме того, использование передвижных механизмов позволяет организовать их эксплуатацию с переброской с одного тока на другой. На некоторых полевых токах зерно грузят из бункеров, находящихся в составе зерноочистительно-погрузочных агрегатов^

Зерно из автомобилей и автопоездов на глубинных пунктах и эле­ ваторах выгружают автомобилеразгрузчиками, устанавливаемыми стацион арно.

Типичная схема механизации погрузки и выгрузки зерна показа­ на на рис. 68.

С а х а р н а я с в е к л а . После уборки сахарную свеклу с по­ лей доставляют либо на сахарные заводы, либо в кагаты или бурты, откуда по мере необходимости ее перевозят на сахарные заводы. По­ этому при перевозках сахарной свеклы необходимо выполнять сле­ дующие погрузочно-разгрузочные операции: погрузка на полях во вре­ мя уборки,, разгрузка на сахарных заводах (если перевозки выполняют

Рис. 67. Погрузка зерна из-под комбайна во время уборки

186


Рис. 68. Схема механизации погрузки и выгрузки зерна: а — погрузка зернопогрузчиком; б — разгрузка автомобилеразгрузчиком БПШ Ф

в прямом автомобильном сообщении), разгрузка на железнодорожных станциях или пристанях (при перевозках в смешанном сообщении).

Схему механизации погрузки свеклы на полях выбирают в зависи­ мости от способа уборки. Наиболее распространенным является раз­ дельный способ, при котором свеклу выгружают из бункера свекло­ уборочного комбайна на поле в небольшие кучки (0,20—0,25 т) или валки. В автомобили или прицепы после доочистки ее грузят свекло­ погрузчиками (рис. 69, а).

При поточном способе уборки свекла из комбайна поступает непо­ средственно в кузова транспортных средств и доставляется на сахар­ ные заводы для переработки (рис. 69, г).

Разновидностью поточного способа уборки является полупоточный, при котором свекла из комбайна поступает в кузов самосвального тракторного прицепа и транспортируется трактором на конец загона, где ее выгружают в бурты. Из буртов погрузчиками указанных типов ее грузят в автомобили для доставки на сахарные заводы или загото­ вительные пункты. При небольших расстояниях перевозки (до 15 км) свеклу доставляют автомобилями-самосвалами. Если расстояние пе­ ревозок свыше 15 км, для перевозки свеклы эффективнее применять бортовые автомобили и автопоезда. Выгрузку их на сахарных заво­ дах выполняют при помощи различных устройств с учетом технологии переработки свеклы. Например, при немедленной переработке свеклу

Рис. 69. Схема механизации погрузки и выгрузки сахарной свеклы

7*

187

выгружают из бортовых автомобилей и прицепов в так называемые «бурачные» автомобиле-разгрузчиками или гидросмывным способом.

При поступлении на хранение в кагаты свеклу изтранспортных средств выгружают буртоукладчиками БУМ-У4М или Комплекс-5 ЦИНС (рис. 69, ö). Могут быть также использованы автомобилисамосвалы с высокоподъемной платформой (рис. 69, б).

Одним из способов перевозки свеклы с полей иа свеклопункты или сахарные заводы является контейнерный способ. Применение контей­ неров позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы при помощи автомобильных кранов и автопогрузчиков. Однако этот способ технологически еще недостаточно отработан и поэтому не получил рас­ пространения.

Весьма прогрессивным методом организации перевозки сахарной свеклы с полей в период уборки является создание комплексных бригад, в состав которых входят до 10—15 автомобилей и один свекло­ погрузчик, работающие по согласованному графику. Применение этого метода погрузки и перевозки сахарной свеклы позволяет значительно повысить производительность свеклопогрузчиков и автомобилей, по­ скольку простои из-за неувязки и несогласованности в их работе

исключаются практически полностью.

Для уборки картофеля приме­

К а р т о ф е л ь

и

о в о щ и .

няют картофелеуборочные

комбайны,

большинство которых собира­

ет картофель в бункер, откуда он поступает в небольшие корзины. Корзины с картофелем погружают на транспортные средства вручную или при помощи простейших механизмов и устройств.

Более прогрессивными являются картофелеуборочные комбайны, выгружающие картофель непосредственно в транспортные средства. Применение таких комбайнов обеспечивает комплексную механизацию работ по уборке и погрузке картофеля на полях.

Внедряют контейнерный способ перевозки картофеля с полей в ово­ щехранилища или торговую сеть. При этом способе выкопанный кар­ тофелекопателями или комбайнами картофель погружают в решет­ чатые контейнеры массой брутто 0,5 т. Погрузку иа полях и перевозку контейнеров с картофелем можно выполнять автомобилями, оборудо­ ванными гидравлическими кранами 4030, погрузчиками типа ПГ-0,8 (с грузовым крюком). В некоторых колхозах и совхозах для погрузки контейнеров применяют автомобильные краны.

Для разгрузки ■контейнеров на территории овощехранилища применяют автомобильные краны, автопогрузчики, электротали.

В Москве и других городах контейнеры применяют не только для перевозки, но и для хранения картофеля в специализированных овощехранилищах. Грузовые операции с контейнерами внутри овоще­ хранилища выполняют вилочными электропогрузчиками.

Контейнерный способ внедряют и при доставке арбузов, лука и т. п.

С е н о , с о л о м а

и с и л о с н а я м а с с а .

Погрузочно-

разгрузочные работы при

перевозке непрессованного

сена и соломы

могут быть механизированы при помощи средств, применяемых для их скирдования (стогования), т. е. стогометателей СКП-0,15, СНУ-0,5 или шарнирно-рычажного погрузчика-стогометателя СШР-0,5Б.

188


Силосную массу погружают в автомобили при уборке комбайнами во время движения комбайна. При этом для улучшения использова­ ния грузоподъемности автомобиля (прицепа) выгрузной транспортер комбайна должен отключаться; в это время рабочие, находящиеся в кузове автомобиля, разравнивают и уплотняют силосную массу.

Силос к местам силосования и хранения (к траншеям, ямам, башням) целесообразно перевозить самосвальными транспортными средствами, позволяющими механизировать разгрузочные операции си­ лоса в этих пунктах. При перевозке бортовыми автомобилями силос можно выгружать при помощи разгрузочных сеток.

Х л о п о к - с ы р е ц . Прогрессивным способом перевозки хлоп­ ка-сырца является бестарный. Он позволяет комплексно механизи­ ровать все погрузочно-разгрузочные работы и полностью ликвидиро­ вать затраты на тару. Сущность этого способа заключается в том, что хлопок-сырец из бункера хлопкоуборочной машины выгружают в ав­ томобили и прицепы с самосвальными кузовами увеличенного объема, которые после уплотнения хлопка-сырца доставляют его на заготови­ тельные пункты или заводы. После выгрузки хлопок поступает на при- емо-подающую машину, которая обеспечивает равномерную подачу его на транспортер для последующей укладки в бунт.

При бестарной перевозке хлопка общие затраты труда сокращаются по сравнению с тарной почти в пять раз.

При перевозке хлопка-сырца насыпью в бортовых автомобилях или прицепах для разгрузки кузовов могут быть использованы раз­ грузочные сетки.

У д о б р е н и я . Наличие различных видов удобрений (мине­ ральные и органические удобрения, торфяная крошка и т. п.) и небла­ гоприятные условия для работы подвижного состава предъявляют осо­ бые требования к погрузочно-разгрузочным машинам. Для погрузки в автомобили различных удобрений рекомендуются погрузчики ПБ-35,

ПГ-0,5, ПЭ-0,8 и др.

Слеживающиеся удобрения (около 60% всего объема производства) доставляют в затаренном виде в полиэтиленовых или бумажных меш­ ках. Наиболее прогрессивным способом перевозки этой группы ми­ неральных удобрений является пакетный, который обеспечивает внед­ рение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций при перевозках в прямом автомобильном и в смешанном железнодорож­ ноили водно-автомобильном сообщениях за счет применения вилоч­ ных погрузчиков, вилочных тележек и других машин. Для пакети­ рования затариваемых минеральных удобрений рекомендуют стоечные или ящичные поддоны.

Неслеживающиеся минеральные удобрения доставляют насыпью без применения какой-либо тары. Погрузку этих удобрений на химиче­ ских предприятиях в транспортные средства выполняют, как правило, при помощи кранов, оборудованных грейферами. При перевозках в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении на железно­ дорожных станциях назначения наиболее эффективно выполнять пе­ регрузочные операции по схеме «вагон—автомобиль», т. е. без про­ межуточного складирования. При этом выгружают удобрения из ваго-

189