ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
Из соотношения (29) следует, что в нашем примере каждое Yh со держит три слагаемых вида (30) и одно слагаемое вида (32). Ис пользуя (29) — (33), получаем
У4 = С (^i2 + Ar2i -[- ^42) ~Ь D |
(34) |
Остальные Г, имеют аналогичный вид.
После того как нагрузка определена, можно переходить к оп ределению числа линий в пучках, чтобы обеспечить требуемую ве роятность потерь. Если пучки полнодоступные, то можно исполь зовать результаты предыдущего § 6.2. Если рассматриваемая си стема отлична от полнодоступной, то следует рассматривать ее как систему с ожиданием и применять подход, изложенный в § 6.2.3. Например, если пучки неполнодоступные, можно использовать таб лицы Тирера [294].
Замечания и литературные ссылки
Настоящая глава в основном следует материалам доклада Шнепс—Шнеппе [285] на шестом Международном конгрессе по телетрафпку. Конечно, эти результаты стали возможны благодаря ряду работ многих авторов по проблеме повторных вызовов (Коэн [178], Эллдин [196], Пономарев и Соколова-Курганская [120, 134], Ле Галль [90, 207, 208], Корнышев [82]). Например, Ле Галль под робно изучает возникновение дополнительной нагрузки при усло вии, что вероятность повторения вызова зависит от номера неус пешной попытки, приводит результаты наблюдений за числом по вторений. Он вычисляет суммарную нагрузку А как исходную на грузку плюс дополнительную нагрузку из-за повторных попыток с учетом длительности установления соединения. Для определения необходимого числа линий v в полнодоступном пучке, обслуживаю щем суммарную нагрузку А, при данной вероятности потерь пер вичного вызова р Ле Галль предлагает использовать первую фор мулу Эрланга, а именно, брать такое v, чтобы p — E v(A). Как пока зано выше (см. рис. 6.2), это приводит к занижению необходимого числа линий.
Конечно, многие задачи, связанные с проблемой повторных вы зовов, еще далеки от окончательного решения, а предложенные при ближенные методы требуют дальнейшего исследования. Например, заслуживает изучения вопрос о том, как сильно влияет на среднее время ожидания то обстоятельство, что обслуживаемый поток представляет собой смесь потоков с различной средней длитель ностью разговора. (Кроме обычных разговоров нагрузку еще со здают потерянные попытки, которые имеют небольшую длитель ность) . Это нужно для обоснования подхода, применяемого нами выше при учете влияния повторных вызовов в междугородной си стеме связи. Сами же примеры, приведенные в § 6.3, охватывают только часть ситуаций, встречающихся на междугородной теле фонной сети [3]. ___ _ . .
Г л а в а |
7 |
Основы статистического моделирования систем коммутации
7.1. О РАЗВИТИИ МЕТОДА СТАТИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1. Основная идея метода
Пусть следует определить неизвестное зна чение а. В методе статистического модели рования моделируют такую случайную ве
личину что ее математическое ожидание М| равно интересующей нас величине а; оценивают как среднее арифметическое N реа лизаций случайной величины £. Центральная предельная теорема при весьма широких предположениях относительно £ гарантирует асимптотическую нормальность распределения среднего арифмети-
ческого aN = — |
V |
^ и его сходимость по вероятности к величине а. |
v |
<=1 |
л |
Погрешность оценки aN не превосходит с заданной вероятностью величины t j/ ^ I , где D% — дисперсия случайной величины £, а
t — константа, определяемая вероятностью ошибки (уровнем до стоверности оценки). Иными словами, в методе статистического мо делирования моделируют нормально распределенную случайную величину, и задача заключается в вычислении параметров нор мального распределения. Важно заметить, что ошибка метода про порциональна N~4t.
Хотя порядок убывания погрешности, равный представ ляется недостаточно высоким для точных вычислений, имеются раз личные приемы преобразования случайных величин, которые уменьшают дисперсию, не меняя их среднее значение. Это так на зываемые приемы уменьшения дисперсии. Правда, при этом иногда усложняется вычислительная процедура.
Введем несколько определений. Эффективность оценки, получае мой в методе статистического моделирования, определяется в пер вую очередь ее дисперсией. Чем меньше дисперсия при заданном числе испытаний, тем, вообще говоря, эффективнее оценка. При этом следует учитывать также время счета. С учетом его в качест ве определения эффективности оценки можно использовать величи ну, обратно пропорциональную произведению дисперсии и трудоем кости оценки.
133
л л
Оценка а называется несмещенной оценкой, если M aN = M^ и
л |
при N-+-оо. |
асимптотически несмещенной, если MctN стремится к |
|
|
л |
Пусть два числа А и В (возможные значения оценки а) такие,
что
Р \Л < а < б} а, 0 < а < 1 ,
л
тогда (А, В ) называется доверительным интервалом для а, соответ ствующим дотер ительнтгу уровню а, или 100 снпроцентньгм довврнтельным интервалом.
2. От машин искусственного телетрафика до ЭВМ
Метод статистического моделирования в теории телетрафика применялся еще до того, как были созданы универсальные вычис лительные машины. Для этой цели использовались специальные машины искусственного телетрафика (МИТ). Первые попытки мо делирования телефонных систем относятся к двадцатым годам (Дамджон и Мартин [189], 1922; Эллиман и Фразер [199], 1928). В последующем построению МИТ уделялось много внимания как у нас, так и за рубежом.
Любая МИТ представляет собой устройство, моделирующее действие одного определенного класса систем, что является их главным недостатком по сравнению с ЭВМ. К тому же создание МИТ может потребовать годы, а написание программы моделиро вания на ЭВМ занимает несколько месяцев или только несколько дней, если использовать алгоритмические языки, и сравнительно легко поддается изменениям. Поэтому, несмотря на дороговизну ЭВМ, область применения MITT быстро сужается. Уже на V Меж дународном конгрессе по телетрафику в 1967 г. был представлен лишь один подобного рода доклад (доклад Рахко о создании фин ской МИТ для моделирования иеполнодоступных схем).
Так как в настоящее время МИТ представляет только истори ческий интерес, то алгоритм ее работы рассмотрим вкратце и в терминах, которыми будем пользоваться ниже при описании алго ритмов моделирования на ЭВМ.
Пусть МИТ моделирует действие и-линейиого полнодоступного пучка, который обслуживает пуассоновский поток интенсивности X, продолжительность разговора подчиняется экспоненциальному рас пределению с параметром, равным единице. Один цикл работы МИТ состоит в выборе событий «поступил вызов» с вероятностью
----- — или события «кончается разговор на i-й линии» с вероятно- v + А.
стью —-— , i= l,..., V. Если выбранная i-я линия свободна, то цикл;
V + А
134
является безрезультатным. В итоге вычисляется оценка вероятности потерь по вызовам.
Созданы различные МИТ для моделирования неполнодоступных схем и других коммутационных систем. Действие их в какой-то ме ре напоминает испытания экспериментального образца коммутаци онной системы, требующего разработки для этой цели специальных устройств нагрузки и измерительных комплексов. Однако по мере передачи функций управления коммутационных систем специали зированным ЭВМ такой метод натурных испытаний уходит в про шлое, уступая место программной проверке системы с участием самой управляющей ЭВМ или при помощи другой, более мощной ЭВМ.
Впервые телефонные системы на ЭВМ изучали шведские ин женеры Неовиус [265] в 1955 г. и Валстрем [295] в 1958 г. Составленные ими программы моделирования воспроизводили ра боту МИТ. Впоследствии по мере развития вычислительной техники этот подход стал применяться повсеместно: Одновременно шло развитие алгоритмов моделирования.
Среди работ по статистическому моделированию телефонных си стем, проведенных в Советском Союзе, исторически первыми яв ляются работы Г. П. Башарина и его учеников [19, 30], где исследо ваны некоторые простые двухкаскадные схемы с упором на стати стическое изучение характеристик марковских процессов, описы вающих действие телефонных систем при простейших предположе ниях. Однако эти первые работы не нашли прямого инженерного применения в телефонии, хотя и сыграли важную роль при установ лении слабой зависимости условных вероятностей уа (X) от Я, (см. гл. 9).
В настоящее время моделированием коммутационных систем (не только телефонных) заняты многие коллективы. Работы, нача тые Г. П. Башариным, нашли дальнейшее развитие в ЦНИИКА при моделировании производственных систем. Наиболее известный кол лектив, изучающий производственные процессы методом статисти ческого моделирования, — это коллектив в МГУ, руководимый член-корреспондентом АН СССР Л. А. Люстерником. Большие ус пехи в изучении практически важных телефонных систем достиг нуты в Вычислительном центре Латвийского Госуниверситета, где под руководством Г. Л. Нонина в содружестве с ЦНИИС ЛФ (с лабораторией, руководимой Б. С. Лившицем) и СКВ завода ВЭФ (руководимым Т. Я. Розитисом) разработан набор программ стати стического моделирования различных телефонных систем, состоя щий из более чем 20 программ, которые впервые в Советском Сою зе доведены доширокого практического применения в научно-ис следовательской и конструкторской практике. Часть алгоритмов и программ перечислена в [64]. Например, там указано, что уже в 1966 г. было произведено моделирование станции АТС К-40/80 или, другими словами, моделирование двухкаскадной неполнодоступной коммутационной схемы, входящей в АТС К-40/80. Использование
135
предложенных нами принципов построения оптимальных неполно доступных схем (см. гл. 5) и учет других соображений, предло женных Т. Я. Розитисом, дало возможность выбрать новую схему АТС К-40/80, которая содержала на 25—40% меньше МКС (много кратных координатных соединителей — основных блоков комму тационной схемы координатных АТС), чем ранее разработанная схема.
3.Об алгоритмических языках для статистического моделирования
По мере увеличения области применения метода статистиче ского моделирования все больше ощущается необходимость в соз дании специальных алгоритмических языков, направленных на об легчение работы составления программы моделирования. Хороший обзор этого вопроса содержится в [159].
Среди разработанных алгоритмических языков моделирования наиболее общими и универсальными по своим возможностям явля ются языки СИМСКРИПТ [104] н СИМУЛА [48]. Оба языка рас полагают богатым набором арифметических операторов и операто ров управления, который позволяет запрограммировать практиче ски любой алгоритм поведения сложной системы.
Язык СИМСКРИПТ построен па основе алгоритмического язы ка ФОРТРАН, который особенно широко распространен в США. Язык СИМУЛА является расширением языка АЛГОЛ, который в настоящее время все больше применяется в практике программи рования в Советском Союзе. Однако эти языки недостаточно учиты вают специфику коммутационных схем, поэтому пх использование в задачах телетрафика весьма ограничено. Для нужд статистичес кого моделирования коммутационных систем следует создавать спе циальные проблемно ориентированные языки.
Вряде организаций в США [296], ФРГ [252], Швеции [215, 272]
идругих, создающих телефонные системы, используется язык
GPSS (General Purpose Simulation System) [211], который предна значен для моделирования графа, приближенно описывающего
коммутационную систему согласно подходу Ли [166]' (см. также гл. 4). Еще большее облегчение инженерного труда дает система автоматического программирования SMILE (Switching Mashine Interpreter for Lazy Engineers), созданная в лабораториях Белла
(США) для автоматизации разработки математического обеспече
ния управляющих |
устройств квазиэлектронной |
АТС ESS |
№ 2Г |
|||
опытный образец которой выпущен в |
1970 г. [289]. |
Методика ис |
||||
пользования языка SMILE при конструктировании АТС заслужи |
||||||
вает тщательного изучения. |
|
|
|
|
||
Квазиэлектронная АТС ESS № 2 рассчитана на емкость |
1000— |
|||||
10 000 номеров |
(по |
оборудованию |
более |
экономичная, |
чем |
|
ESS№ 1 ). При помощи языка SMILE на ЭВМ IBM типа 360, имею |
||||||
щей память объема, |
по крайней мере, |
262144 |
байта, составлялись |
136