Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 40

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ

И КОЛХОЗНИКАМИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.

 

 

 

1—семьи с

 

 

Наименование продуктов питания

низким дохо-

Семьи

Семьи

дом,

II—семьи

рабочих

колхозников

 

 

 

с высоким

 

 

 

 

 

доходом

 

 

 

 

Продукты питания с постоянными ценами

 

Мука,

мучные продукты

 

I

2,7

13,6

 

 

 

 

II

7,7

31,8

Крупа,

макаронные изделия

 

I

 

12,2

 

 

 

 

II

13,0

Мясо,

птица,

дичь

 

I

15,4

43,8

 

 

 

 

И

23,2

34,9

Масло животное

 

I

11,3

26,9

 

 

 

 

11

16,6

18,4

Сахар

 

 

 

I

9,2

18,9

 

 

 

 

II

8,9

12,0

Кондитерские

изделия

 

I

13,8

18,1

 

 

 

 

II

11,2

13,7

Водка,

вино,

пиво

 

I

32,1

36,5

 

 

 

 

II

17,7

22,0

 

 

Продукты питания

сезонными ценами

 

Картофель

 

 

I

28,8

10,1

Овощи,

бахчевые

 

II

35,5

17,0

 

I

55,6

26,5

Фрукты

 

 

II

60,5

28,9

 

 

I

91,2

106,1

Молоко

 

 

 

II

73,7

96,0

 

 

 

1

19,6

47,3

Молочные продукты

 

II

9,3

46,1

 

I

39,4

Яйца

 

 

*

II

30,5

 

 

 

I

82,5

91,5

 

 

 

 

'II

76,2

84,3

Из продуктов питания с сезонными ценами для анализа были взяты картофель, овощи, фрукты, молоко, молочные продукты", яйца. Здесь дело обстоит гораздо сложнее, так как сезонные вол­ ны потребления этих продуктов питания подвержены влиянию не только дохода, но и цены. С повышением уровня дохода сезонные

волны потребления фруктов и

яиц несколько

сглаживаются, а

сезонные волны

потребления

овощей

и

картофеля — увеличи­

ваются.

 

 

 

 

 

 

 

Сглаживание

сезонных

волн

потребления

фруктов

и яиц с

повышением уровня дохода

происходит

в

результате

того, что

семьи с высоким доходом в состоянии

купить и покупают зимой

эти продукты в большем количестве, чем семьи с низким доходом. В свою очередь, семьи с низким доходом сокращают потребление фруктов и компенсируют его картофелем и овощами. В результа-

80


те этого семьи с низким' доходом потребляют эти продукты пита­ ния более равномерно в течение года, чем семьи с высоким до­ ходом.

С ростом дохода семей колхозников наблюдается аналогичная тенденция в отношении колеблемости сезонных волн потребления продуктов питания. С повышением уровня дохода семей умень­ шается колеблемость сезонных волн потребления мяса, дичи, мас­ ла животного, кондитерских изделий, водки и ликеро-водочных изделий (см. табл. 40). По таким продуктам, как мука, хлебобу­ лочные изделия, крупа, макаронные изделия происходит увеличе-' ние колеблемости сезонных волн потребления с ростом дохода се­ мьи. Малокалорийные продукты потребляются в семьях с низким доходом в большем количестве и чаще, а следовательно, равно­ мернее, чем в семьях с высоким доходом.

В семьях колхозников и рабочих колеблемость внутригодичных волн потребления таких продуктов питания, как фрукты, ягбды, виноград, молоко, яйца уменьшается с ростом дохода семьи. Исключение составляют овощи и картофель. Увеличение колеб­ лемости сезонной волны потребления овощей и картофеля проис­ ходит в результате того, что семьи с высоким доходом, заменяя овощи и картофель более ценными продуктами питания, потреб­ ляют его менее равномерно в течение года.

Наши исследования показали, что сезонные волны домашнего потребления неоднородных семей (по составу и размеру) с повы­ шением уровня дохода изменяются примерно так же, как если бы они были вычислены по однородным семьям.

Так, с повышением уровня дохода семей показатели колебле­ мости сезонных волн расходов на муку, мучные продукты увели­ чиваются, а уменьшаются по таким продуктам, как говядина, сви­ нина, рыба, масло животное, масло растительное, яйца, сахар, конфеты, вино и водка (см. рис. 19).

Под влиянием дохода и цен сезонные волны расходов на кар­ тофель и овощи увеличиваются, а на фрукты и яйца сглаживают­ ся. Нужно подчеркнуть, что сезонная колеблемость общей суммы расходов на питание в семьях с низким и высоким доходом почти одинаковая1.

Сезонные волны покупок промышленных товаров. Сезонные волны покупок промышленных товаров также сглаживаются с по­ вышением уровня дохода семей рабочих и колхозников. Семьи с низким доходом реже покупают эти товары в несезонное время года.

В условиях насыщенности рынка товарами с ростом дохода колеблемость покупок промышленных товаров, очевидно, будет

1 В капиталистических же странах колеблемость сезонных волн всех расхо­ дов на питание резко увеличивается с ростом дохода. Так, например, по данным бюджетного обследования семей рабочих Гамбурга (1925 г.) колеблемость сезон­

ной волны всех расходов на питание семей

с низким доходом составляла 3,4%,

а семей с высоким доходом— 12,1% (см.

«Социалистическое хозяйство», 1930,

№ 1—2). Очевидно, это вызвано резкими колебаниями цен в рождественские и другие праздники.

6. Зека? 2732

81


увеличиваться. Семьи с высоким доходом более склонны следо­ вать за модой, чем малообеспеченные семьи, ограниченные своим доходом в выборе покупки.

Выше анализировались сезонные волны домашнего потребления продуктов питания. Однако известно, что часть продуктов потреб­ ляется в общественном питании. Причем соотношение между по-

82

Таблица 41

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН ПОКУПОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ

И КОЛХОЗНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.

 

I—семьи с

 

 

Наименование статей приобретения

низким дохо­

Семьи

Семьи

дом II—семьи

рабочих

колхозников

 

с высоким

 

 

 

доходом

 

 

Ткани хлопчатобумажные

I

49,5

_

 

 

II

16,6.

 

 

 

 

Ткани шерстяные

I

153,0

382,9

Резиновая

II

51,9

156,1

обувь

I

112,3

Кожаная

обувь

II

52,3

I

48,5

137,9

 

 

II

23,5

110,3

треблением дома и вне дома влияет на конфигурацию и величину колеблемости сезонной волны. Общественное питание отнесем к одному из экономических факторов, формирующих сезонные вол­ ны домашнего потребления продуктов питания.

Влияние общественного питания на образование сезонной вол­ ны домашнего потребления исследуем по данным о потреблении семей с одинаковым доходом на душу, но с разным уровнем рас­ ходов на общественное питание. Для примера сопоставим сезон­ ные волны расходов на масло животное и картофель, расходы на

 

 

 

 

 

Таблица 42

 

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ РАСХОДОВ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

 

 

СЕМЕЙ РАБОЧИХ (г. МОСКВА, 1958 г.)

 

 

 

Масло животное

Картофель

Месяцы

семьи, расходую­

семьи, расходую­

семьи, расходую­

семьи, расходую­

щие на обществен­

щие на обществен­

щие на обществен­

щие на обществен­

 

 

ное питание

ное питание более

ное питание

ное питание более

 

до 20 руб. в год

20 руб. в год

до 20 руб. в год

20 руб. в год

1

 

98,1

111,3

114,7

90,4

2

 

98,1

99,0

76,0

1 0 1 ,1

3

 

109,6

111,3

1 0 2 ,6

149,8

4

 

98,1

96,5

112,3

88,0

5

 

98,4

96,5

95,4

103,5

6

 

84,5

80,8

77,3

84,4

7

 

84,5

68,5

108,6

82,1

8

 

84,9

9Т,7

135,2

91,6

9

 

98,8

1 0 2 ,1

94,2

77,3

10

 

113,5

114,3

135,2

94,0

11

 

118,0

106,5

86,9

141,5

12

 

113,5

123,5

61,6

96,3

Коэффициенты

 

 

 

 

колеблемости

11,1

14,9

 

21,7

сезонной волны

2 1 ,8

6*

83



общественное питание составляют до 20 руб. и более 20 руб. в год (см. табл. 42).

Анализ фактических данных показал, что семьи с одинаковым доходом, расходующие на общественное питание более 20 руб. в год, тратят на покупку масла животного на 12% меньше, чем семьи, расходующие на общественное питание менее 20 руб. в год.

Коэффициент колеблемости сезонной волны

расходов на масло

животное для первых составляет 14,9%, а

для вторых— 11,1%.

Тенденция к- увеличению колеблемости сезонных волн домашнего потребления с увеличением расходов на общественное питание наблюдается по большинству продуктов питания. Исключение составляют мука, хлеб, картофель. Так, величина колеблемости сезонной волны домашнего потребления картофеля почти не из­ меняется с увеличением расходов на общественное питание.

Особый интерес представляет комплексный анализ формиро­ вания сезонных волн потребления под влиянием таких экономиче­ ских факторов, как-то: доход, цена, производство и другие.-Наи­ более сложная связь существует между внутригодичным потреб­ лением и ценами.

Это связь гораздо сложнее, чем связь между потреблением и доходом' по месяцам. Объясняется это тем, что цена выступает в качестве причины, формирующей потребление, и как следствие соотношения между спросом и предложением по месяцам года.

Впериод сбора урожая овощей и фруктов предложение их на рынке резко увеличивается и это служит причиной для понижения цен на продукты питания. И, наоборот, зимой, когда предложение овощей и фруктов сокращается, цены повышаются. Население увеличивает покупки овощей и фруктов в период понижения на них цен и уменьшает спрос зимой с повышением уровня цен.

Вкапиталистических странах сезонные волны цен носят на се­ бе черты спекулятивного характера. Ониповышаются в месяцы резкого увеличения спроса. Так, например, в Японии, Бельгии, Франции, Англии индексы цен на продовольственные товары рез­ ко повышаются в декабре1.

Повышение уровня цен в декабре связано с рождественскими праздниками, в- период которых резко, увеличивается товарообо­ рот12.

Существуют й другие виды зависимостей между сезонными волнами покупок и формирующими факторами. Так, в результате проведенных исследований за рубежом установлено, что продажа'

мебели по месяцам коррелируется с кривой числа заключенных браков.

1 Monthly. Bulletin of Statistics. 1968, march.

2 По этому поводу Бернард Шоу писал: «Мы должны обжираться, потому что сейчас рождество... мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся... и все от того, что сейчас рожде­ ство... что значительное число людей, в том числе и всемогущие буржуазные торговцы, рассчитывает за эту неделю злоупотреблений и разбоя, расточитель­ ности и невоздержанности покрыть к концу года все свои убытки...». Хыоз Э. Бернард Шоу (Пер. с англ.). М., 1966, с. 56.

84