Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Таблица 40
КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ
И КОЛХОЗНИКАМИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.
|
|
|
1—семьи с |
|
|
|
Наименование продуктов питания |
низким дохо- |
Семьи |
Семьи |
|||
дом, |
II—семьи |
рабочих |
колхозников |
|||
|
|
|
с высоким |
|
|
|
|
|
|
доходом |
|
|
|
|
|
Продукты питания с постоянными ценами |
|
|||
Мука, |
мучные продукты |
|
I |
2,7 |
13,6 |
|
|
|
|
|
II |
7,7 |
31,8 |
Крупа, |
макаронные изделия |
|
I |
|
12,2 |
|
|
|
|
|
II |
— |
13,0 |
Мясо, |
птица, |
дичь |
|
I |
15,4 |
43,8 |
|
|
|
|
И |
23,2 |
34,9 |
Масло животное |
|
I |
11,3 |
26,9 |
||
|
|
|
|
11 |
16,6 |
18,4 |
Сахар |
|
|
|
I |
9,2 |
18,9 |
|
|
|
|
II |
8,9 |
12,0 |
Кондитерские |
изделия |
|
I |
13,8 |
18,1 |
|
|
|
|
|
II |
11,2 |
13,7 |
Водка, |
вино, |
пиво |
|
I |
32,1 |
36,5 |
|
|
|
|
II |
17,7 |
22,0 |
|
|
Продукты питания |
сезонными ценами |
|
||
Картофель |
|
|
I |
28,8 |
10,1 |
|
Овощи, |
бахчевые |
|
II |
35,5 |
17,0 |
|
|
I |
55,6 |
26,5 |
|||
Фрукты |
|
|
II |
60,5 |
28,9 |
|
|
|
I |
91,2 |
106,1 |
||
Молоко |
|
|
|
II |
73,7 |
96,0 |
|
|
|
1 |
19,6 |
47,3 |
|
Молочные продукты |
|
II |
9,3 |
46,1 |
||
|
I |
39,4 |
— |
|||
Яйца |
|
|
* |
II |
30,5 |
— |
|
|
|
I |
82,5 |
91,5 |
|
|
|
|
|
'II |
76,2 |
84,3 |
Из продуктов питания с сезонными ценами для анализа были взяты картофель, овощи, фрукты, молоко, молочные продукты", яйца. Здесь дело обстоит гораздо сложнее, так как сезонные вол ны потребления этих продуктов питания подвержены влиянию не только дохода, но и цены. С повышением уровня дохода сезонные
волны потребления фруктов и |
яиц несколько |
сглаживаются, а |
|||||
сезонные волны |
потребления |
овощей |
и |
картофеля — увеличи |
|||
ваются. |
|
|
|
|
|
|
|
Сглаживание |
сезонных |
волн |
потребления |
фруктов |
и яиц с |
||
повышением уровня дохода |
происходит |
в |
результате |
того, что |
|||
семьи с высоким доходом в состоянии |
купить и покупают зимой |
эти продукты в большем количестве, чем семьи с низким доходом. В свою очередь, семьи с низким доходом сокращают потребление фруктов и компенсируют его картофелем и овощами. В результа-
80
те этого семьи с низким' доходом потребляют эти продукты пита ния более равномерно в течение года, чем семьи с высоким до ходом.
С ростом дохода семей колхозников наблюдается аналогичная тенденция в отношении колеблемости сезонных волн потребления продуктов питания. С повышением уровня дохода семей умень шается колеблемость сезонных волн потребления мяса, дичи, мас ла животного, кондитерских изделий, водки и ликеро-водочных изделий (см. табл. 40). По таким продуктам, как мука, хлебобу лочные изделия, крупа, макаронные изделия происходит увеличе-' ние колеблемости сезонных волн потребления с ростом дохода се мьи. Малокалорийные продукты потребляются в семьях с низким доходом в большем количестве и чаще, а следовательно, равно мернее, чем в семьях с высоким доходом.
В семьях колхозников и рабочих колеблемость внутригодичных волн потребления таких продуктов питания, как фрукты, ягбды, виноград, молоко, яйца уменьшается с ростом дохода семьи. Исключение составляют овощи и картофель. Увеличение колеб лемости сезонной волны потребления овощей и картофеля проис ходит в результате того, что семьи с высоким доходом, заменяя овощи и картофель более ценными продуктами питания, потреб ляют его менее равномерно в течение года.
Наши исследования показали, что сезонные волны домашнего потребления неоднородных семей (по составу и размеру) с повы шением уровня дохода изменяются примерно так же, как если бы они были вычислены по однородным семьям.
Так, с повышением уровня дохода семей показатели колебле мости сезонных волн расходов на муку, мучные продукты увели чиваются, а уменьшаются по таким продуктам, как говядина, сви нина, рыба, масло животное, масло растительное, яйца, сахар, конфеты, вино и водка (см. рис. 19).
Под влиянием дохода и цен сезонные волны расходов на кар тофель и овощи увеличиваются, а на фрукты и яйца сглаживают ся. Нужно подчеркнуть, что сезонная колеблемость общей суммы расходов на питание в семьях с низким и высоким доходом почти одинаковая1.
Сезонные волны покупок промышленных товаров. Сезонные волны покупок промышленных товаров также сглаживаются с по вышением уровня дохода семей рабочих и колхозников. Семьи с низким доходом реже покупают эти товары в несезонное время года.
В условиях насыщенности рынка товарами с ростом дохода колеблемость покупок промышленных товаров, очевидно, будет
1 В капиталистических же странах колеблемость сезонных волн всех расхо дов на питание резко увеличивается с ростом дохода. Так, например, по данным бюджетного обследования семей рабочих Гамбурга (1925 г.) колеблемость сезон
ной волны всех расходов на питание семей |
с низким доходом составляла 3,4%, |
а семей с высоким доходом— 12,1% (см. |
«Социалистическое хозяйство», 1930, |
№ 1—2). Очевидно, это вызвано резкими колебаниями цен в рождественские и другие праздники.
6. Зека? 2732 |
81 |
увеличиваться. Семьи с высоким доходом более склонны следо вать за модой, чем малообеспеченные семьи, ограниченные своим доходом в выборе покупки.
Выше анализировались сезонные волны домашнего потребления продуктов питания. Однако известно, что часть продуктов потреб ляется в общественном питании. Причем соотношение между по-
82
Таблица 41
КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН ПОКУПОК ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ
И КОЛХОЗНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.
|
I—семьи с |
|
|
Наименование статей приобретения |
низким дохо |
Семьи |
Семьи |
дом II—семьи |
рабочих |
колхозников |
|
|
с высоким |
|
|
|
доходом |
|
|
Ткани хлопчатобумажные |
I |
49,5 |
_ |
|
|
|
II |
16,6. |
— |
|
|
|
|
|
Ткани шерстяные |
I |
153,0 |
382,9 |
|
Резиновая |
• |
II |
51,9 |
156,1 |
обувь |
I |
112,3 |
— |
|
Кожаная |
обувь |
II |
52,3 |
— |
I |
48,5 |
137,9 |
||
|
|
II |
23,5 |
110,3 |
треблением дома и вне дома влияет на конфигурацию и величину колеблемости сезонной волны. Общественное питание отнесем к одному из экономических факторов, формирующих сезонные вол ны домашнего потребления продуктов питания.
Влияние общественного питания на образование сезонной вол ны домашнего потребления исследуем по данным о потреблении семей с одинаковым доходом на душу, но с разным уровнем рас ходов на общественное питание. Для примера сопоставим сезон ные волны расходов на масло животное и картофель, расходы на
|
|
|
|
|
Таблица 42 |
|
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ РАСХОДОВ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ |
||||
|
|
СЕМЕЙ РАБОЧИХ (г. МОСКВА, 1958 г.) |
|
||
|
|
Масло животное |
Картофель |
||
Месяцы |
семьи, расходую |
семьи, расходую |
семьи, расходую |
семьи, расходую |
|
щие на обществен |
щие на обществен |
щие на обществен |
щие на обществен |
||
|
|
ное питание |
ное питание более |
ное питание |
ное питание более |
|
до 20 руб. в год |
20 руб. в год |
до 20 руб. в год |
20 руб. в год |
|
1 |
|
98,1 |
111,3 |
114,7 |
90,4 |
2 |
|
98,1 |
99,0 |
76,0 |
1 0 1 ,1 |
3 |
|
109,6 |
111,3 |
1 0 2 ,6 |
149,8 |
4 |
|
98,1 |
96,5 |
112,3 |
88,0 |
5 |
|
98,4 |
96,5 |
95,4 |
103,5 |
6 |
|
84,5 |
80,8 |
77,3 |
84,4 |
7 |
|
84,5 |
68,5 |
108,6 |
82,1 |
8 |
|
84,9 |
9Т,7 |
135,2 |
91,6 |
9 |
|
98,8 |
1 0 2 ,1 |
94,2 |
77,3 |
10 |
|
113,5 |
114,3 |
135,2 |
94,0 |
11 |
|
118,0 |
106,5 |
86,9 |
141,5 |
12 |
|
113,5 |
123,5 |
61,6 |
96,3 |
Коэффициенты |
|
|
|
|
|
колеблемости |
11,1 |
14,9 |
|
21,7 |
|
сезонной волны |
2 1 ,8 |
6* |
83 |
общественное питание составляют до 20 руб. и более 20 руб. в год (см. табл. 42).
Анализ фактических данных показал, что семьи с одинаковым доходом, расходующие на общественное питание более 20 руб. в год, тратят на покупку масла животного на 12% меньше, чем семьи, расходующие на общественное питание менее 20 руб. в год.
Коэффициент колеблемости сезонной волны |
расходов на масло |
животное для первых составляет 14,9%, а |
для вторых— 11,1%. |
Тенденция к- увеличению колеблемости сезонных волн домашнего потребления с увеличением расходов на общественное питание наблюдается по большинству продуктов питания. Исключение составляют мука, хлеб, картофель. Так, величина колеблемости сезонной волны домашнего потребления картофеля почти не из меняется с увеличением расходов на общественное питание.
Особый интерес представляет комплексный анализ формиро вания сезонных волн потребления под влиянием таких экономиче ских факторов, как-то: доход, цена, производство и другие.-Наи более сложная связь существует между внутригодичным потреб лением и ценами.
Это связь гораздо сложнее, чем связь между потреблением и доходом' по месяцам. Объясняется это тем, что цена выступает в качестве причины, формирующей потребление, и как следствие соотношения между спросом и предложением по месяцам года.
Впериод сбора урожая овощей и фруктов предложение их на рынке резко увеличивается и это служит причиной для понижения цен на продукты питания. И, наоборот, зимой, когда предложение овощей и фруктов сокращается, цены повышаются. Население увеличивает покупки овощей и фруктов в период понижения на них цен и уменьшает спрос зимой с повышением уровня цен.
Вкапиталистических странах сезонные волны цен носят на се бе черты спекулятивного характера. Ониповышаются в месяцы резкого увеличения спроса. Так, например, в Японии, Бельгии, Франции, Англии индексы цен на продовольственные товары рез ко повышаются в декабре1.
Повышение уровня цен в декабре связано с рождественскими праздниками, в- период которых резко, увеличивается товарообо рот12.
Существуют й другие виды зависимостей между сезонными волнами покупок и формирующими факторами. Так, в результате проведенных исследований за рубежом установлено, что продажа'
мебели по месяцам коррелируется с кривой числа заключенных браков.
1 Monthly. Bulletin of Statistics. 1968, march.
2 По этому поводу Бернард Шоу писал: «Мы должны обжираться, потому что сейчас рождество... мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся... и все от того, что сейчас рожде ство... что значительное число людей, в том числе и всемогущие буржуазные торговцы, рассчитывает за эту неделю злоупотреблений и разбоя, расточитель ности и невоздержанности покрыть к концу года все свои убытки...». Хыоз Э. Бернард Шоу (Пер. с англ.). М., 1966, с. 56.
84