Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Демографический фактор. Факторы, формирующие внутриго дичное потребление под влиянием возраста и пола потребителя, состава и размера семьи, относятся к демографическим.
Для наследования влияния этого фактора на равномерность потребительских покупок в течение года проанализируем сезон ные волны доходов, расходов, потребления и коэффициенты их колеблемости по нескольким типам семей с одинаковым доходом.
Сезонные волны, доходов. Сезонные волны доходов рассчитаем по следующим типам семей рабочих и колхозников: женщинаодиночка, двое взрослых и ребенок, пять членов семьи (разного состава). Сезонныеволны доходов вышеперечисленных типов се мей имеют почти одинаковую конфигурацию. Наибольшее соот ветствие в конфигурации сезонных волн наблюдается по доходу и заработной плате семей рабочих, а в семьях колхозников — по денежному доходу. Как в семьях рабочих, так и в семьях колхоз ников наименьшее соответствие имеет место по прочим денежным поступлениям. Следует заметить, что по тем статьям доходов, где соответствие в конфигурации внутригодичных колебаний (по ти пам семей) вБісокое, наблюдается низкая колеблемость сезонных волн. Так, например, (ом. табл. 43) колеблемость сезонной волны дохода и зарплаты наиболее низкая (6—9%), а колеблемость се зонной волны прочих поступлений довольно высокая (35—43%).
. Таблица 43
КОЭФФИЦИЕНТЫ |
КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ |
в о л н д о х о д о в |
|
||||||
ПО ТИПАМ |
с е м е й |
р а б о ч и х и |
к о л х о з н и к о в с |
н и з к и м |
д о х о д о м |
||||
|
(г. МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 1959 г.) |
|
|
||||||
|
Женщина-оди |
Двое |
взрослых |
Двое |
взрослых |
Пять |
членов |
||
|
ночка |
|
|
|
и ребенок |
семьи |
|||
статей дохода |
|
семьи |
семьи |
семьи |
семьи |
семьи |
семьи |
семьи |
|
семьи |
|||||||||
рабочих |
колхоз |
рабочих колхоз |
рабочих |
колхоз |
рабочих |
колхоз |
|||
|
|
ников |
|
ников |
|
ников |
|
ников |
|
Зарплата |
б,і |
|
____ |
8,8 |
— |
9,0 |
___ |
____ |
— |
Прочие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
денежные |
43,5 |
|
|
3 ,2 |
|
35,2- |
|
|
49,9 |
поступления |
|
|
|
|
|
||||
Весь денеж |
6,9 |
23,8 |
6,7 |
20,3 |
8,0 |
34,2 |
|
34,6 |
|
ный доход |
— |
Сезонные волны расходов. Конфигурация сезонных волн рас ходов вышеприведенных типов семей также имеет довольно вы сокое соответствие. Достаточно полное соответствие в конфигу рации сезонных волн расходов семей разного типа наблюдается по наиболее репрезентативным статьям бюджета, например по расходам на питание (см. табл. 44). По менее репрезентативным статьям бюджета несоответствие в конфигурации сезонных волн расходов в зависимости от типа семьи увеличивается. Особенно это относится к сезонным волнам приобретения промышленных
85
товаре® ('.например, покупка мебели). Покупка таких товаров про изводится сравнительно редко, а следовательно, эти данные ме нее репрезентативны.
Однако есть существенные расхождения в конфигурации се зонных волн расходов разных типов семей. К ним относятся се зонные волны расходов на транспорт. В семьях из двух взрослых колебания сезонной волны расходов на транспорт высокие за счет резкого увеличения расходов в летнее время года и составляют 49,3%. Семьи с детьми почти не увеличивают свои расходы на транспорт' летом и колеблемость сезонной волны расходов на транспорт в этих семьях значительно ниже, она составляет 30,7%.
Таблица 44
КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННОЙ ВОЛНЫ РАСХОДОВ
ПО ТИПАМ СЕМЕЙ РАБОЧИХ |
С НИЗКИМ ДОХОДОМ |
(г. МОСКВА. |
1959 Г.) |
|||
Наименование статен расходов |
|
Женщнна- |
Двое взрослых |
Двое взрослых |
||
|
одиночка |
и ребенок |
||||
Продукты |
питания |
|
|
6,5 |
7,5 |
10,0 |
Общественное питание |
услуги |
24,9 |
39,4 |
26,4 |
||
Жилищные |
и коммунальные |
25,9 |
42,5 |
27,4 |
||
Транспорт |
|
нужды |
44,3 |
49,3 |
30,7 |
|
Культурно-просветительные |
51,0 |
35,5 |
52,7 |
|||
Мебель |
|
|
|
142,0 |
90,5 |
103,1 |
Лечение |
|
|
|
118,7 |
128,7 |
83,5 |
СЕЗОННЫЕ |
ВОЛНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ |
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (БЮ ДЖЕТЫ РАБОЧИХ |
I—Женщина- одиночка.
Продукты питания |
II— Двое |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
взрослых. |
||||||
|
III— Двое |
|
|
|
|
|
|
взрослых и |
|
|
|
|
|
|
ребенок |
|
|
|
|
|
Фрукты свежие |
I |
82,5 |
65,0 |
70,0 |
45,0 |
17,0 |
|
II , |
64,3 |
71,4 |
53,6 |
39,3 |
32,1 |
|
III |
74,1 |
66,7 |
63,0 |
37,0 |
25,9 |
Мясо, птица, дичь |
I |
128,7 |
113,6 |
102,2 |
83,2 |
91,0 |
|
II |
120,9 |
112,8 |
120,9 |
85,8 |
100,7 |
\ |
III |
117,7 |
113,1 |
102,9 |
102,9 |
85,3 |
Яйца |
I |
26,0 |
45,5 |
81,4 |
107,3 |
315,3 |
|
II |
36,2 |
24,8 |
115,1 |
110,5 |
279,6 |
|
III |
28,2 |
37,6 |
100,3 |
162,9 |
294,5 |
Сезонные волны потребления продуктов питания. Расчеты ко эффициентов колеблемости сезонных волн потребления по типам семей показали достаточно близкое соответствие (ем. табл. 45). Некоторые различия между коэффициентами колеблемости по ти-
86
пам семей, очевидно, объясняются влиянием уровня жизни1 и случайными причинами, которые оказывают влияние на внутри
годичное потребление |
в силу |
малой |
численности |
выборки (от |
100 до 200 бюджетов). |
сезонные волны потребления продуктов |
|||
И по конфигурации |
||||
питания в зависимости |
от типа |
сеімьи |
(см. табл. 45) |
имеют высо |
кую степень соответствия. Это имеет место даже в отношении та ких продуктов питания, как фрукты с большой внутригодичной колеблемостью.
Влияние типа семьи на характер сезонной волны исследовалось и методом корреляционного анализа на примере потребления мас ла животного женщинами-одиночками (I тип) и семьями из двух взрослых (II тип)2.
Коэффициент корреляции был нами рассчитан между сезонны ми колебаниями потребления масла животного женщинами-оди ночками и семьями из двух взрослых (г = 0,827). Надежность коэффициента корреляции проверялась по Фишеру. Оценивалась величина z, которая находится в следующем соотношении с коэф фициентом корреляции:
s = l,1513[lgf(l+r) —lg(l —
Надежность коэффициента корреляции определяется величи ной средней ошибки выборки. Для этого рассчитывается средняя
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 45 |
ПРОМЫШЛЕННОСТИ |
С ОДИНАКОВЫМ |
ДОХОДОМ; |
г. МОСКВА, 1959 г.) |
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
колеблемости |
сезонной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
волны |
10,0 |
57,5 |
175,5 |
250,0 |
217,5 |
120,0 |
82,5 |
73,7 |
32,1 |
64,3 |
175,0 |
250,0 |
210,7 |
128,6 |
78,6 |
70,8 |
33,3 |
66,7 |
200,0 |
259,3 |
174,1 |
129,6 |
70,3 |
71,2 |
64,3 |
56,7 |
72,0 |
102,2 |
117,4 |
136,3 |
132,5 |
25,8 |
73,7 |
48,6 |
75,3 |
92,6 |
122,0 |
124,9 |
122,1 |
23,9 |
73,5 |
67,7 |
91,2 |
108,8 |
129,4 |
111,8 |
114,7 |
17,5 |
195,1 |
81,4 |
110,5 |
84-,5 |
52,0 |
81,4 |
19,6 |
78,6 |
227,8 |
146,6 |
153,4 |
40,6 |
24,8 |
27,1 |
13,5 |
84,5 |
216,2 |
122,2 |
97,1 |
37,6 |
40,7 |
25,1 |
37,6 |
82,5 |
1 Одиночки и семьи отбирались по величине душевого дохода. Однако этот показатель не является точным мерилом уровня жизни семей разного состава.
2 Первый и второй типы отобраны из семей рабочих г. Москвы (1958 г.) с одинаковым доходом на душу. Эти семьи расходуют на общественное питание до 20 руб. в год.
ошибка выборки величины (z ):
1
mz= ———- • у«—з
Далее вычисляется отношение (z) к средней ошибке выборки:
t= z^n —3 ■
Задача сводится к тому, чтобы опровергнуть гипотезу о слу чайных отклонениях, т. е. гипотезу о том, что коэффициент кор реляции случайно отклоняется от нуля1. Если расчеты покажут, что несоответствие сезонных колебаний , в потреблении масла жи вотного по I и II типам семей является случайным, то влияние типа-семьи на характер сезонных колебаний потребления будет
отвергнуто.
В нашем примере коэффициент корреляции между сезонными колебаниями потребления масла животного I и II типов равен г=0,827. Этому значению г соответствует z= 1,3759 и f=4,54. Так как ^>3, то принятая нулевая гипотеза отвергается и с уверен ностью можно утверждать, что влияние типа семьи на характер сезонных колебаний потребления масла животного не является существенным.
Корреляционный анализ был применен и к другим продуктам питания, выводы оказались аналогичными. Следовательно, можно сделать вывод о том, что тип семьи не оказывает существенного влияния на характер сезонной волны.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ ВОЛН СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СЕМЕЙ
Известно, что сезонная колеблемость потребления отдельных продуктов питания неодинакова (см. табл. 46), причем наимень шая колеблемость наблюдается по хлебу (3,0%), а наибольшая —
по винограду (228,0%)- |
' . |
' |
По величине вариации |
сезонной волны |
можно все товары ус |
ловно разделить на три группы. Первую группу товаров с внутригодичной колеблемостью до 5% назовем несезонной; вторую группу товаров с колеблемостью от 6% до 20% — умеренно сезон ной, а третью группу с колеблемостью 20% и выше — повышенно сезонной.
Величина внутригодичной колеблемости потребления зависит и от метода ее расчета. Внутригодичная колеблемость, вычислен ная по квартальным данным, как правило, меньше вариации сезонной волны, рассчитанной по месячным показателям (см. табл. 46). Это объясняется тем, что сезонная колеблемость по кварталам сглаживает месячные подъемы и спады. Вариация се-
1 См.: Дружинин Н. К. Математико-статистические методы анализа экспе риментальных данных в товароведении. М., 1959, с. |138—140.
88
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 46 |
|
|
КОЭФФИЦИЕНТЫ ВНУТРИГОДИЧНОИ КОЛЕБЛЕМОСТИ |
|||||
|
СЕЗОННЫХ ВОЛН ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСХОДОВ) РАБОЧИХ СЕМЕЙ |
||||||
|
|
|
|
Внутригодичная |
колеб Колеблемость сезон |
Колеблемость сезон |
|
|
|
|
|
лемость за период |
ных волн, рассчитан |
ных волн, рассчитан |
|
Наименование расходов |
|
ных за период 1951— |
|||||
|
1952-1959 гг. (по |
ных за 1958 г. (по |
|||||
|
|
|
|
кварталам, РСФСР) |
1958 гг. (по месяцам, |
месяцам, г. Москва) |
|
|
|
|
|
|
|
РСФСР) |
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
4 |
|
Хлеб |
|
|
|
3,0 |
|
3,0 |
4,7 |
Сахар |
|
|
|
6 ,2 |
|
6,9 |
10,5 |
Масло животное |
|
6,3 |
|
6,4 |
13,0 |
||
Масло |
растительное |
|
8,9 |
|
11,8 |
14,6 |
|
Картофель |
|
|
10,0 |
|
11,0 |
14,8 |
|
Рыба |
|
|
|
18,9 |
|
23,5 |
28,2 |
Капуста |
|
|
|
24,1 |
|
27,9 |
— |
Яйца |
|
|
|
72,3 |
|
74,9 |
50,0 |
Виноград |
|
|
|
108,2 |
|
228,0 |
— |
Хлопчатобумажные ' |
|
5,0 |
|
8,4 |
|
||
ткани |
|
ткани |
|
|
— |
||
Шерстяные |
|
12,8 |
|
15,4 |
— |
||
Шелковые |
ткакті |
|
20,3 |
|
2 0 ,6 |
— |
|
Кожаная |
обувь |
|
27,6 |
|
31,2 |
— |
|
Примечания: |
1. Колонки |
2 |
и 3 рассчитаны по |
10 тыс. рабочих бюджетов РСФСР. |
|||
|
|
2. Колонка |
4 |
рассчитана по |
1200 |
рабочим бюджетам. |
|
зоиной волны потребления, вычисленная за один год по ограничен ному числу бюджетов, оказывается наибольшей в силу ограничен ного числа наблюдений и влияния случайных факторов.
Однако порядок распределения товаров в возрастающей по следовательности по величине внутригодичной колеблемости не зависит от метода ее расчета.
■Приведенные выше данные показывают, что с повышением уров ня насыщенности рынка продовольственными товарами колебле мость сезонных волн потребления большинства продуктов питания сглаживаются. Чем меньше колеблемость потребления по месяцам, тем равномернее потребляются продукты питания в течение года, а следовательно, и полнее удовлетворяются потребности. Поэтому для несезонных продуктов питания коэффициент эластичности по требления от дохода, вычисленный по годовым данным, без боль ших ошибок можно распространить на месячные показатели.
Степень удовлетворения потребностей семьи в продуктах пи тания третьей группы резко колеблется по месяцам года. В связи с этим и эластичность потребления в зависимости от дохода зна чительно варьирует в течение года. Следовательно, с увеличением сезонности потребления продуктов питания уменьшается степень удовлетворения потребностей в этих продуктах по месяцам года.
89