Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

 

 

I— производ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ство (промыш­

Январь

Февраль

Март

Апрель

Mart

 

 

 

 

ленная пере­

 

 

 

 

работка)

продажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

США'

 

 

 

Продукты

 

пита-

и

 

92,30

90,00

101,40

96,70

98,00

ния

 

обувь

 

Одежда,

 

I

 

97,43

97,98

97,78

98,26

96,40

Транспорт

 

и пред-

II

 

81,10

69,10

100,20

91,10

95,40

 

I

 

100,99

98,85

100,67

107,74

99,22

меты

домашнего

и

 

88,60

84,60

105,30

103,80

113,60

обихода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Англия2

 

 

 

Продукты

питания

I

 

97,44

99,15

101,71

95,73

102,56

Одежда

и

обувь

II

 

95,90

95,70

97,40

100,60

100,60

I

 

94,30

112,38

116,32

101,38

99,02

 

 

 

 

и

 

88,30

74,00

86,70

94,20

106,00

Источники:

1 Survey

of Current

Business.

W aschington,

1968, march.

 

 

 

 

3

Monthey

Digest of

Statistics.

L.,

1967, march.

 

 

покупок продуктов питания не повторяет конфигурацию сезонной волны производства. Если пик сезонной волны покупок продук­ тов питания в Англии приходится на декабрь (116,6%), то пик сезонной волны производства — на октябрь (105,98%). Наиболь­ ший спад сезонной волны покупок продуктов питания наблюдает­ ся в феврале (95,7%), а максимальный спад производства прихо­ дится на август (94,9%).

Все

эти факты свидетельствуют

о том, что влияние, спроса

на внутригодичную колеблемость покупок

продуктов

питания ‘в

Англии сильнее влияния производства.

 

питания

в нашей

Если

для

большинства

продуктов

стране колеблемость сезонной

волны

производства выше колеб­

лемости

сезонной

волны потребления, то

для промышленных

товаров это соотношение иное: колеблемость сезонных волн поку­ пок превышает колеблемость сезонных волн производства. Это объясняется тем, что с ростом производства колеблемость сезон­ ных волн покупок промышленных товаров возрастает, а внутриго­ дичная колеблемость производства уменьшается.

Соотношение между колеблемостью сезонных волн покупок и производства проиллюстрируем на примере следующих товаров:

шерстяные

ткани, кожаная обувь, резиновая

обувь и

др.

(см. табл.

33).

превышает

ко­

Колеблемость сезонных волн покупок товаров

леблемость сезонных волн производства в 3,0—6,5 раза. Следует заметить, что конфигурация сезонных волн покупок, как правило,

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

35

И ПРОДАЖИ (США,

1967 г.;

АНГЛИЯ,

1966 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

колеблемости

сезонной

 

 

 

 

 

 

 

 

волны

 

 

 

 

 

США1

 

 

 

 

104,10

102,20

100,70

103,70

97,20

99,80

113,90

5,87

 

101,22

98,05

104,19

105,98

103,98

100,47

98,26

3,02

 

97,60-

86,20

96,20

104,30

97,60

107,90

173,30

24,29

 

101,87

83,57

86,40

101,99

106,89

107,96

109,85

7,51

 

117,80

104,40

96,90

93,70

101,30

98,60

91,40

9,38

 

 

 

 

Англия2

 

 

 

 

102,56

96,58

94,87

102,56

105,98

105,13

95,73

3,72

98,20

99,00

99,00

99,60

99,00

101,40

116,60

5,32

 

96,66

35,87

86,44

. 109,23

107,66

99,80

80,94

9,89

 

97,50

101,80

92,50

93,30

101,80

109,20

154,70

18,82

 

не совпадает с конфигурацией сезонных волн производства. Это * говорит о том, что сезонные волны покупок промышленных това­ ров в условиях достаточного производства этих товаров формиру­ ются не под влиянием предложения, а под влиянием спроса.

Аналогичные соотношения между сезонностью производства и спроса на промышленные товары имеют место и в некоторых ка­ питалистических странах.

Приведем данные о сезонности производства и продажи про­ мышленных товаров в США и Англии. Колеблемость сезонной волны продажи одежды и обуви в США составляет 24,3%, а се­ зонной волны производства этих же товаров — только 3,0% (см. табл. 35, рис. 17).

В Англии это соотношение менее резкое: коэффициент колеб­ лемости сезонной волны продажи одежды и обуви— 18,82%, коэффициент колеблемости сезонной волны ііроизводства этих же товаров — 9,89%.

Конфигурация сезонных волн продажи промышленных товаров значительно отличается от вида сезонной волны производства. Пик сезонной волны продажи одежды и обуви в США и Англии приходится на декабрь (173,3%— США, 154,7%— Англия). Пик сезонной волны производства одежды и обуви в США приходится на сентябрь (105,98%), в Англии — на март (116,32%).

С увеличением общего объема производства промышленных товаров продукция выпускается в течение года равномерно. Одна­ ко сезонность продажи промышленных товаров возрастает. Это

72

73


Продуйты питания Англия. 1966г

 

свидетельствует

о

том,

что

 

сезонные

колебания

прода­

 

 

 

жи

определяются

не

пред­

 

 

 

ложением, а другими факто­

 

 

 

рами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние производства на

 

 

 

сезонность спроса опосред-'

 

 

 

ствуется через насыщенность

 

Месяцы

рынка товарами. Для иссле­

 

 

 

дования

этого

фактора

со­

 

 

 

поставим

сезонные

волны

 

 

 

потребления

семей, прожи­

 

 

 

вающих в разных районах и

Одежда, оfryВь США, /96?г

 

 

городах нашей страны с раз­

 

 

ной

насыщенностью

рынка

/50

 

 

товарами.

 

 

 

 

 

сезон­

 

 

 

Проанализируем

 

 

 

ные

волны потребления

се­

 

 

 

мей

рабочих

 

Москвы

и

т

Месяцы

РСФСР,

рассчитанные

за

П

 

1952—1963 гг. Известно, что

Ю / /

 

 

 

 

насыщенность

рынка

това­

 

 

 

рами в Москве выше, чем в

 

 

 

целом по РСФСР. Исследо­

50

 

 

вания показали, что с насы­

 

 

щением

рынка

 

товарами

Одежда, обувь Англия, /966г.

 

происходит

изменение

ко­

 

 

 

леблемости

сезонных

волн

 

 

 

потребления.

Проиллюстри­

 

 

 

руем это на примере сезон­

 

Месяцы

ных

волн

потребления кар­

 

тофеля, яиц и свежих фрук­

 

 

 

тов

(табл. 36,

рис.

18).

 

 

 

 

Данные табл. 36 показы­

 

 

 

вают, что чем

меньше насы-.

 

 

 

щенность

рынка

товарами,

 

 

 

тем

больше

 

колеблемость'

 

 

 

сезонной

волны

 

потребле--

 

 

 

ния продуктов питания. Ко­

Производство

 

 

леблемость

сезонных

волн

Поодожп

 

 

потребления в Москве ниже,

 

 

 

чем в РСФСР, по. таким про­

Рис. 17. Сезонные волны производства

и

дуктам питания,

как

яйца,

продажи (на примере Англии и

США).

 

свежие фрукты, и

выше

по

требление картофеля приходится

на

картофелю. Наибольшее по-

январь — март,

сентябрь —•

декабрь по Москве, а по РСФСР — на январь

апрель, октябрь—

декабрь. Пик сезонной волны свежих фруктов приходится на ав­ густ— ноябрь по Москве, а по РСФСР — на июль — ноябрь. Как в

74


Рис. 18. Сезонные волны потребления продуктов питания и покупок промышлен­ ных товаров (бюджеты рабочих г. Москвы и РСФСР, 1952—1963 гг.).

75

 

 

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

I—Москва

Январь

Февраль

Март

Апрель

Mail

И -РС Ф С Р

 

 

 

 

 

Картофель

I

10' ,9

101,4

107,7

93,6

98,9

 

и

111,3

105,6

107,8

101,1

97,1

Яйца

I

44,0

45,0

77,2

154,4

161,7

Фрукты свежие

л

28,6

35,2

64,7

165,2

213,0

I

75,6

57,7

53,3

45,6

. 34,6

 

II

67,0

46,6

40,4

38,3

17,6

Москве, так и в РСФСР наибольшее потребление яиц приходится на апрель — август.

Таким образом, сезонность производства является существен­ ным фактором образования внутригодичных колебаний потребле­ ния продуктов питания.

При дальнейшем росте производительности труда в сельском хозяйстве задача преодоления сезонности производства продук­ тов питания будет выполнена в первую очередь в отношении мя­ со-молочных продуктов.

В отношении фруктов и овощей, очевидно, труднее добиться равномерного их производства в течение года в разных климати­ ческих зонах СССР. Однако можно значительно смягчить сезон­ ность производства и этих продуктов питания.

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции должно быть дополнено образцовой организацией хранения и ра­

циональной

переработкой скоропортящихся

продуктов.

Так,

на­

пример,

сезонность

потребления

мяса,

рыбы,

молока и молочных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

37

СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ

РАСХОДОВ (РАСЧЕТ ПО 1200 РАБОЧИМ БЮДЖЕТАМ

 

 

г. МОСКВЫ И

10 000

РАБОЧИХ

БЮДЖЕТОВ РСФСР,

1956-1959

гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты

Наименование статей

I—Москва

I квартал

II квартал

ІИ квартал

,ІѴ квартал

вариации

расходов

 

Н -РСФ СР

внутригодич­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной колебле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мости

 

Одежда,

 

обувь,

I

108,5

100,3

93,6

97,6

7,2

 

ткани,

головные

II

109,8

96,6

93,6

100,0

6,8

 

уборы, галантерея

I

106,8

97,3

99,0

96,9

8,0

 

Мебель

и

хозяй-

 

ственные

 

товары

11

109,0

95,2

93,0

102,8

7,8

 

Культтовары

 

I

109,6

79,8

95,4

115,2

16,6

 

Театры,

кино

и

II

104,3

95,8

90,7

109,2

7,6

 

I

113,4

95,9

89,6

101,1

9,8

 

прочее

 

и

ги*

II

112,2

99,4

92,2

96,2

8,2

 

Санитария

I

110,0

104,8

87,2

98,2

13,2

гнена

 

 

 

II

105,7

103,0

90,6

100,7

5,8

76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 36

ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

И юпь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

вариации

внутрнгодич-

 

 

 

 

 

 

 

ной колебле­

 

 

 

 

 

 

 

мости

94,6

82,4

91,9

100,8

111,6

106,0

109,2

11,96

89,9

77,0

87,2

97,4

107,0

107,9

110,7

10,09

193,6

149,0

121,1

88,0

69,2

59,9

36,9

55,37

212,6

175,6

133,4'

84,1.

37,4

28,8

21,1

73,38

36,2

91,9

184,8

224,4

170,4

126,1

99,4

67,36

33,0

205,7

219,7

194,2

141,9

110,3

88,3

91,19

 

 

/

 

 

 

 

 

продуктов может быть преодолена за счет развития холодильного хозяйства. Наряду с этим следует развивать консервирование сельскохозяйственных продуктов в местах их производств.

Закономерности внутригодичных колебаний спроса на про­ мышленные товары характеризуются другими тенденциями в свя­ зи с повышением уровня насыщенности рынка товарами. С повы­ шением уровня насыщенности рынка товарами увеличивается колеблемость покупок непродовольственных товаров в, течение года. Так, за период 1956—1959 гг. внутригодичная колеблемость расходов на одежду, ткани, обувь и прочее по РСФСР составляла 6,8%, а по Москве — 7,2%, для расходов на культтовары она бы­ ла равна 7,6% по РСФСР и 16,6% по Москве; для расходов на кино, театр й другие культурно-просветительные мероприятия — 8,2% по РСФСР и 9,8% по Москве (см. табл. 37).

Такой экономический фактор, как доход, является активным инструментом изменения внутригодичной колеблемости потреби­ тельского бюджета. Для исследования влияния уровня дохода семьи на образование сезонных волн потребления' отбирались семьи однородные по составу, размеру и с одинаковым доходом (от 100 до 200 бюджетов). Проанализируем сезонные волны до­ ходов, расходов, потребления и приобретения, рассчитанные для семей с низким и высоким доходом1.

Сезонные волны доходов. Исследования показали, что колебле­ мость сезонных волн доходов (заработная плата, прочие денеж­ ные поступления, совокупный денежный доход) уменьшается с повышением уровня материальной обеспеченности семей рабочих. Так, например, сезонная колеблемость денежной оплаты семей рабочих по месту основной работы с ростом дохода уменьшается с 9,1% до 5,0% (см. табл. 38). Особенно заметно сглаживаются сезонные волны прочих денежных поступлений и совокупного денежного дохода семей рабочих. Колеблемость сезонных волн прочих денежных шэступлений уменьшается с 35,2% до 16,6%.

1 К низкому доходу условно отнесены семьи с душевым доходом до 60 руб. за месяц, к высокому доходу — с душевым доходом 120 руб. и выше.

77


Таблица 38

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ И КОЛХОЗНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.

 

 

1 — НИЗКИЙ

семьи

семьи

Наименование

статен доходов

доход

II-высокий

рабочих

колхозников

 

1

доход

 

 

 

 

 

 

Денежная оплата по месту основной

I

9,1

32,7

работы

поступления

II

5.0

29,2

Прочие денежные

I

35,2

29,1

Весь денежный доход

II

16,6

28,4

I

7,0

17,6

 

 

II

3,9

8,2

Аналогичный процесс сглаживания сезонных волн доходов наблюдается и по бюджетам семей колхозников с повышением их уровня жизни.

Сезонные волны расходов. С повышением уровня дохода семей рабочих наблюдается четкая тенденция сглаживания колеблемо­ сти сезонных волн расходов. Сезонные волны расходов на по­ купку продуктов питания, расходы на общественное, питание, одежду, обувь, жилище и коммунальные услуги, культурно-про­ светительные нужды, на мебель и на лечение сглаживаются с по­ вышением уровня дохода семьи (см. табл. 39).

Таблица 39

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОЛЕБЛЕМОСТИ СЕЗОННЫХ ВОЛН РАСХОДОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ г. МОСКВЫ и колхозников

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1959 г.

 

 

I — семьи с

 

 

Наименование статей расходов

низким дохо­

Семьи

Семьи

дом II—семьи

рабочих

колхозников

 

 

с высоким

 

 

 

 

доходом

 

 

Продукты питания

I

10,0

19,5

Общественное питание

II

9,3

10,4

I

26,4

140,0

Одежда, обувь

II

11,2

50,3

I

37,4

100,3

Жилище,

коммунальные услуги

II

15,5

30,3

I

17,4

Транспорт

II

10,5

I

30,7

 

Культурно-просветительные потребности

11

42,0

I

52,7

Мебель,

предметы домашнего обихода

II

о9,0

172,1

I

103,2

Лечение

 

II

47,1

■ 55,8

 

I

83,5

'

 

II

45,9

 

 

 

 

 

78


Сглаживание сезонных волн расходов на питание с 19,5% до 10,4% у семей колхозников свидетельствует о более полном и равномерном удовлетворении их потребностей. Уменьшение же колеблемости сезонных волн расходовна одежду и обувь с 37,4% до 15,5% в семьях рабочих объясняется тем, что семьи с высоким доходом из-за дефицитности некоторых товаров вынуждены поку­ пать их впрок и в несезонное время года. Колеблемость сезонных волн расходов на жилище, коммунальные услуги, топливо, куль­ турно-просветительные нужды, на мебель и предметы домашнего обихода с увеличением дохода семьи также уменьшается. Однако встречаются исключения из этого правила. Так, например, сезон­ ная волна расходов на транспорт увеличивается (с 30,7% до 42,0%) с повышением уровня дохода семьи. Это, очевидно, объяс­ няется тем, что семьи с высоким доходом чаще выезжают отды­ хать, резко увеличивая свои расходы на транспорт в летние ме­ сяцы.

С ростом уровня материальной обеспеченности семей колхоз­ ников также наблюдается процесс сглаживания сезонных волн расходов на продукты питания, на общественное питание, одежду и обувь, мебель и предметы домашнего обихода. Исключение со­ ставляют расходы на покупку построек, их ремонт и на строи­ тельство, а также на покупку скота и птицы. Увеличение колебле­ мости сезонных волн этих расходов в летнее время вызвано боль­ шими строительными работами в семьях колхозников с высоким уровнем дохода.

Сезонные волны потребления. «Статический» анализ влияния дохода на формирование сезонных волн расходов дополним иссле­ дованием внутригодичных волн потребления продуктов питания с постоянными и сезонными ценами. Для элиминирования влияния общественного питания на образование сезонных волн домашнего

потребления

проводится

анализ однородных

семей

(по составу

и размеру)

с расходами

на

общественное

питание

до 20 руб. в

год.

 

 

 

 

колеблемость

сезонных

С повышением уровня дохода семьи

волн потребления продуктов

питания

с

постоянными

ценами

уменьшается (см. табл.

40). Семьи с высоким

доходом потребля­

ют такие продукты, как мясо, молоко,

сахар,

кондитерские изде­

лия, более равномерно в течение года, чем семьи с низким дохо­ дом. Исключение составляют мука и мучные продукты. С ростом дохода сезонная волна потребления муки и мучных продуктов не сглаживается, а, наоборот, увеличивается (с 2,7% до 7,7% в семьях рабочих). В семьях с низким доходом эти продукты питания по­ требляются в течение года более равномерно, чем в семьях с вы­ соким доходом, где они заменяются более ценными продуктами питания. Более детальное изучение этого вопроса показало, что сезонные волны потребления хлеба ржаного и пшеничного из обойной муки с увеличением дохода семьи сглаживаются, а сезон­ ная волна потребления хлеба пшеничного из сортовой муки уве­ личивается.

79