Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Внутригодичные колебания покупок и потребления находятся под сильным воздействием производства. Рост производства поразному влияет на сезонные колебания покупок продовольствен ных1 и промышленных товаров. Чем больших размеров достигает объем производства продуктов питания, тем ниже будет созонность потребления этих товаров. Другая закономерность проявляется в отношении промышленных товаров. С ростом производства увели чивается внутрнгодичная колеблемость покупок промышленных товаров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
53 |
|
||
СЕЗОННЫЕ |
ВОЛНЫ РАСХОДОВ СЕМЕЙ |
РАБОЧИХ |
(РСФСР II г. МОСКВА) |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
циенты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вариации |
|
||
|
|
|
|
|
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
внутрнго- |
|
||||||
|
|
|
|
L. £ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дичноП |
|
|
Наименование |
|
|
|
|
|
|
|
|
колеблемо- |
|
||||||
статен бюджета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
з |
і 7 |
СЬ |
|
Си |
|
о- |
га |
•си |
л |
|
Р- |
|
|
|
|
|
gffig |
р |
m |
|
ш |
|
||||||||
|
|
|
и |
О |
О |
а |
о |
|
|
О |
|
|||||
|
|
|
|
g g |
о |
|
|
|||||||||
|
|
|
V 1 1 |
•fr |
о |
•& |
о |
fr |
о |
fr |
|
А |
о |
|
||
|
|
|
и |
и |
о |
и |
£ |
|
о |
|
||||||
|
|
|
С ““ = |
а. |
S |
о. |
£ |
р- |
£ |
Си, |
|
р- |
£ |
|
||
Весь |
денежным |
I |
100,1 |
98,8 |
97,4 |
98,8 |
99,4 100,1 103,1 102,3 |
|
2,4 |
2,0 |
|
|||||
расход |
|
|
|
II |
100,9 |
00,3 |
97,4 |
98,8 |
99,5 :00,1 102,2100,8 |
|
2,0 |
1,2 |
|
|||
Продукты питания |
I |
95,5 |
95,2 |
98,5 |
99,2100,0 |
99.7 |
106,0104,9 |
|
4,1 |
3,6 |
|
|||||
Одежда, |
|
обувь, |
II |
94,9 |
96,0 |
98,2 |
99,1 100,8 100,3 106,0104,6 |
|
4,0 |
3,3 |
|
|||||
|
I |
107.0 105,5 100,1 100,8 |
91,5 |
92.7101.4101.0 |
|
8,5 |
9,0 |
7, |
||||||||
ткани, |
головгые |
II |
109.8 108,5 |
96,6 100,3 |
93,6 |
93.6100.0 |
97,6 |
6,8 |
||||||||
уборы, |
галантерея |
I |
111.1 105,0 |
95,3 |
93,1 |
91,0 |
94.4102.6 104,5 |
|
9,4 |
9,8 |
|
|||||
Мебель |
и |
хозяй- |
|
8 |
||||||||||||
ственные товары |
I . |
109.0106.8 |
95,2 |
97,3 |
93,0 |
99.0 |
102,8 |
9),9 |
7,8 |
|||||||
Культтовары |
|
I |
96,2 |
91,7 103,9 |
91,3 |
97,2 |
94.7 102,7 122,3 |
|
6,6 15,1 |
|
||||||
Театры, |
кино |
п |
I |
104,3 109,6 |
95,8 |
79,8 |
90,7 |
95,4 109,2115,2 |
|
7,6 16,6 |
|
|||||
111.8115.9 |
96,2 |
91,6 |
95,2 |
95.0 |
93,8 |
97,5 |
|
6,9 |
9,2 |
9, |
||||||
другие |
культурно- |
II |
112,2113,4 |
99,4 |
95,9 |
92,2 |
89.6 |
92,210 |
,1 |
8,2 |
||||||
просветительные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
мероприятия |
и |
ги- |
I |
105,5 115,2 101,8 |
93,7 |
91,0 |
89,8 |
101,7 98,3 |
5,9 14,9 |
|||||||
Санитария |
||||||||||||||||
гиена |
|
дома |
II |
105,7 110,0 103,0 |
104,8 |
90,6 |
87.2 |
100,7 |
98,0 |
|
5,8 13,2 |
|
||||
Санатории, |
I |
62.0 |
58,1 139,5143,4140,9 143.6 |
57,6 |
54,9 |
40,3 43,4 |
|
|||||||||
отдыха, |
пионерла- |
II |
62.0 |
53,6143,7141,4 138,0 145,4 |
53,3 |
56,6 |
41,444,8 |
|
||||||||
геря |
и |
рсве- |
I |
98.5106.4 |
69,4 |
77,1 116,8 |
92.3 115,3 |
24,2 |
19,3 20,5 |
|
||||||
Топливо |
|
|||||||||||||||
тительные |
мате- |
II |
91.2 |
92,5 |
74,9 |
91,8 122,9 105.6 111,0110,1 |
18,815,2 |
|
||||||||
риалы |
|
|
ма- |
I |
62.2 |
37,8 121,9139,8144,0 158,8 |
71,9 |
63,6 |
|
33,761,8 |
|
|||||
Строительные |
|
|
||||||||||||||
териалы |
и |
срубы |
II |
64.4 |
|
64,5 117,9 135,7143,5149.6 |
74,2 |
50,2 |
32,352,1 |
|
||||||
домов |
расходы, |
I |
92.0 |
91,7 103,3 |
103,2109,2 118,0 |
95,5 |
92,1 |
|
7,1 |
9,5 |
|
|||||
Прочие |
|
|
||||||||||||||
в том числе транс- |
11 |
93.2 |
91,2 103,9 |
104,2 110,5 1.14.6 |
92,4 |
90,0 |
|
7,8 10,'2 |
|
|||||||
порт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 См.: Кабо Е. О. Сезонные колебания питания населения и пути их посте пенного преодоления.— В кн.: Совершенствование планирования и управления народным хозяйством, М ., 1967.
104
Сопоставим сезонные волны расходов семей рабочих РСФСР и Москвы за два периода: 1952—1955 гг. и . 1956—1959 гг. Под влиянием повышения уровня насыщенности рынка товарами и других факторов колеблемость сезонных волн потребления продуктов питания понижается, а сезонные волны покупок промышленных товаров увеличиваются. Так например, за 1956— 1959 гг. вариация внутригодичной колеблемости покупок продуктов питания рабочими семьями РСФСР была равна 2,0%, а семьями
рабочих Москвы— 1,2%. По промышленным товарам |
(одежда, |
|
обувь, ткани) это соотношение меняется: |
6,8%— для |
РСФСР и |
7,2% — для Москвы. (см. табл. 53). |
в динамике. Известно, |
|
Исследуем изменения этих соотношений |
что внутригодичные покупки семей зависят от эволюции сезонности предложения, уровня платежеспособного спроса и социальных фак
торов. Приведем коэффициенты интенсивности, |
характеризующие |
||||||||||
динамические |
изменения вариации внутригодичной'колеблемости |
||||||||||
расходов семей (см. табл. 54). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
54 |
|
КОЭФФИЦИЕНТЫ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЕБЛЕМОСТИ |
|
|
|||||||||
ВНУТРИГОДИЧНЫХ КОЛЕБАНИИ РАСХОДОВ СЕМЕЙ РАБОЧИХ |
|
РСФСР |
|
|
|||||||
И г. МОСКВЫ |
ЗА ПЕРИОДЫ 1952—1955 гг. (I) И |
1956-1959 гг. (И) |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Uy |
|
|
|
|
Стать» бюджета |
|
|
РСФСР |
Москва |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Весь денежный расход |
|
|
|
|
іб |
|
|
40 |
|
||
Продукты питания |
|
|
|
|
2 |
|
|
8 |
|
||
Одежда, обувь, |
ткани |
|
|
|
|
27 |
|
|
7 |
|
|
Общественное питание |
|
|
|
|
20 |
|
|
20 |
|
||
Мебель и хозяйственные товары |
|
|
|
17 |
|
|
18 |
|
|||
Культтовары |
|
|
|
|
|
|
-1 5 |
|
|
- 9 |
|
Геатр, кино и другие культурнопросветительные меро |
-1 8 |
|
|
- 6 |
|
||||||
приятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санитария и гигиена |
|
|
|
|
— 1 |
|
|
11 |
- |
||
Санатории, дома отдыха, пионерские лагеря |
|
|
— 2 |
|
|
— 3 |
|||||
Топливо и осветительные материалы |
|
|
7 |
|
|
35 |
|
||||
Строительные материалы и срубы домов |
|
|
12 |
|
|
15 |
|
||||
Прочие расходы, в том числе транспорт |
|
|
—9 |
|
|
—7 |
|
||||
Примечание. к ѵ |
|
1).—у, |
100, |
» |
|
|
|
|
|
|
|
— ------- =— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
Ѵ\ — внутрпгоднчная |
колеблемость |
расходов |
в |
первом |
периоде |
(1952- |
||||
|
|
1955 гг.); |
колеблемость |
расходов |
во |
втором |
периоде |
(1956- |
|||
|
|
и* — внутрпгоднчная |
|||||||||
|
|
1959 |
гг.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты интенсивности изменения внутригодичной колеб лемости, вычисленные по РСФСР и Москве, характеризуют разную степень эволюции сезонных волн расходов потребительского бюдже та. Наиболее интенсивно сезонные волны расходов семей рабочих Москвы изменяются по всему денежному расходу (40%), по расхо-
105
дам на топливо и осветительные материалы (35%), по расходам на одежду (20%), на мебель (18%), на стройматериалы (15%).
По большинству статей потребительского бюджета внутригодич ная колеблемость уменьшается более высокими темпами по Моск ве и только по трем позициям (общественное питание, культтовары и культурношрооветительные мероприятия) интенсивность измене ния внутригодичной колеблемости покупок выше в РСФСР.
Под влиянием повышения уровня насыщенности рынка товарами происходит эволюция сезонных волн. Она выражается как в смеще нии подъемов'и спадов сезонных волн, так и в изменении колебле мости.
Анализ данных показывает, что изменение конфигурации сезон ных волн имеет место в основном там, где рынок менее насыщен то варами, и с повышением уровня насыщенности происходят резкие колебания (см. табл. 53). Так, например, максимум сезонной волны расходов на покупку культтоваров рабочими семьями РСФСР в 1952—1955 гг. приходился на II квартал (103,9%), а в 1656—1959 гг. он переместился в IV квартал (109,2%), тогда как по Москвё мак симум сезонной волны как в первом, так и во втором периоде был в IV квартале.
Аналогичный случай перемещения максимума сезонной волны наблюдается и по расходам рабочих семей РСФСР на покупку пу тевок в санатории, дома отдыха и пионерские лагеря: максимум пе реместился с III квартала (140,9%) на II квартал (143,6%). Пик этой же сезонной волны расходов рабочих семей Москвы как в I, так и во II периодах наблюдается во втором квартале.
Большим изменениям подвергается амплитуда колебания пика сезонных волн расходов на покупку промышленных товаров рабо чих семей Москвы. Пик сезонной волны расходов на одежду, обувь и ткани рабочих семей Москвы возрос за исследуемый период на 3 пункта, а по рабочим семьям РСФСР—на 2,8 пункта; по мебели и хозяйственным вещам для Москвы—на 1,8 пункта, а для РСФСР уменьшился на 2,1 пункта; по расходам на театр, кино и прочее уменьшился для Москвы на 2,5 пункта, а для РСФСР увеличился на 1,6 пункта.
Увеличение пика сезонных волн расходов на промышленные то вары—тенденция положительная. Увеличение же пика сезонных волн расходов на театры и кино следует расценивать как менее рав номерное посещение культурно-просветительных мероприятий.
Для продуктов питания характерна другая закономерность. Пик сезонной'волны расходов на питание для РСФСР за исследуемый период времени постоянный (106,0%). По Москве он уменьшился на 0,3 пункта (104,9% и 104,6%). Уменьшение пика сезонной вол ны расходов на питание -свидетельствует о-тенденции к более рав номерному удовлетворению потребностей в продуктах питания в те чение года.
Итак, в отношении основных продуктов питания рост производ ства в стране приводит к сглаживанию сезонных колебаний, более равномерному удовлетворению потребностей населения в продо-
106
вольственных товарах в течение года. В дальнейшем, при достиже нии полного изобилия, ведущую роль в сезонных колебаниях бу дут играть физиологические потребности в питании, связанные в основном с климатическими условиями.
В заключении можно сделать следующие выводы относительно эволюции сезонных волн расходов под влиянием повышения уров ня насыщенности рынка товарами.
1. Интенсивность изменения внутригодичной колеблемости для РСФСР 'и Москвы неодинаковая. Изменения внутригодичной ко леблемости :более интенсивны по Москве.
2. Конфигурация (смещение пиков) сезонных волн расходо изменяется гораздо более резко в городах с менее насыщенным рынком товарами.
3.В городах с более насыщенным рынком товарами пик сезон ной волны покупок промышленных товаров увеличивается, а пик сезонной волны расходов на продукты питания уменьшается. Эти тенденции способствуют повышению уровня удовлетворения пот ребностей населения в товарах.
4.В городах с менее насыщенным рынком товарами пик сезон ной волны покупок изменяется в динамике разнохарактерно; эти
изменения в некоторых случаях носят положительный характер (одежда, обувь, ткани и прочее), а в других — отрицательный (ра сходы на театр, кино и т. д.).
Исследование внутригодичных колебаний спроса и потребления семей. В динамике внутритодичные колебания покупок и потреб ления товаров с ростом производства приобретают устойчивый ха рактер, более отчетливо проявляются и соотношения между ними. Одновременно эволюционирует взаимодействие между внутригоди чными колебаниями покупок и потребления.
Известно, что продажа продуктов питания населению осуществ ляется по трем каналам торговли: розничная торговля (государст венная и кооперативная), предприятия общественного питания и колхозно-базарная торговля. Эти источники покупок продуктов питания вместе с поступлением из личного ■подсобного хозяйства формируют потребление населения. Внутрягодичным колебаниям потребления и покупок -в розничной торговле, общественном пита нии и на колхозном рынке присущи свои закономерности как в отношении конфигурации сезонной волны, так и ее эволюции во времени.
Анализ внутригодичных покупок в различных каналах торговли произведем с применением бюджетных данных по продуктам пита ния за следующие периоды: 1952—1955 гг. и. 1956—1959 гг. (квар тальные данные); 1951—1958 гг. и 1959—1965 гг. (месячные дан ные).
Исследование данного вопроса сводится к анализу сопоставле ний внутригодичных колебаний покупок и потребления. Особый ин терес представляет установление причинных зависимостей между внутригодичными колебаниями покупок и формирующими факто рами.