Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
С ростом промышленного потенциала и с повышением уровня жизни семей рабочих и колхозников внутригодичные колебания потребления продуктов питания и покупок промышленных товаров приобретают устойчивые формы и более четко вырисовываются за кономерности сезонного характера спроса и потребления.
Значительный интерес представляет динамическое сопоставле ние внутригодичных колебаний покупок и потребления товаров для семей рабочих и колхозников. Для рабочих семей синхронная внутригодичная колеблемость потребления по кварталам с 1952 по 1959 гг. наблюдалась между капустой и маслом растительным, между маслом животным и мясом, между сахаром и кондитерски ми изделиями.
Для семей колхозников квартальные внутригодичные колебания потребления сахара и мяса имеют синхронный характер и более отчетливый, чем аналогичные данные семей рабочих.
По промышленным товарам из четырех рассматриваемых групп пет товаров с синхронными колебаниями. Но есть товары, между которыми наблюдаются соответствия в колебаниях с лагом, напри мер валяная обувь и шелковые ткани. Пик сезонных колебаний покупок валяной обуви приходится на IV квартал и отстает от пи ка сезонных колебаний покупок шелковых тканей (который прихо дится на 1 квартал) на один квартал.
К продуктам питания с диаметрально противоположной тенден цией внутригодичной колеблемости относятся мясо и молоко, рыба и мясо, масло животное и молоко. Из промышленных товаров к этой группе относятся валяная обувь и кожаная обувь.
Связь между внутригодичными колебаниями покупок (потреб ления) по товарам достаточно устойчивая, но непостоянная. Сна эволюционирует, особенно за длительный промежуток времени.
Сравнительный анализ внутригодичных колебаний потребитель ских бюджетов семей дополним сопоставлением сезонных коле баний покупок и потребления по одному и тому же продукту пита ния. Такой анализ необходим для оценки работы отдельных звеньев торговли. Данное исследование произведем по продуктам питания; по промышленным товарам оно не имеет смысла, так как покупка этих товаров почти полностью производится в розничной государственной и кооперативной торговле.
Эти сопоставления позволяют проанализировать работу торго вых организаций и приспособить ее для полного удовлетворения спроса населения. В связи с этим ставится вопрос о необходимос ти всестороннего изучения потребления населения по каждому това ру не только в целом по стране, но и по отдельным республикам, областям и городам с учетом национальных'особенностей и специ фических условий отдельных экономических районов.
С 1952 по 1959 гг. в РСФСР увеличилась доля покупок карто феля, мяса и яиц в розничной торговле, предприятиях обществен ного питания (в процентах к общему потреблению этих продуктов питания)- Так, доля покупок мяса, птицы, дичи в розничной тор говле возросла с 35,8 до 57,6%, в общественном питании — с 8,9 до
108
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
55 |
|
|
СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ |
|
|
||||||||
|
|
|
СЕМЕЙ РАБОЧИХ РСФСР |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Картофель |
Мясо, птица, |
Масло живот |
Яйца |
|
||||
|
|
|
|
|
дичь |
ное |
|
|
|
||
|
|
|
1952 г. |
1959 г. |
1952 г. |
1959 г. |
1952 г. |
1959 г. |
1952 г. |
1959 |
г. |
Куплено |
в государствен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной |
и |
кооперативной |
11,5 |
.5,1 |
35,8 |
57,0 |
79,8 |
87,9 |
24,3 |
35,1 |
|
торговле |
|
||||||||||
Куплено в предприятиях |
3,9 |
9,4 |
8,9 |
16,7 |
14,1 |
11,2 |
8,7 |
10,0 |
|||
общественного питания |
|||||||||||
Куплено |
и поступило из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочих источников |
84,5 |
75,5 |
55,3 |
25,7 |
6,1 |
0,9 |
67,0 |
53,9 |
|||
Всего |
потреблено |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
16,7% |
(см. табл. 55). Исключение составляют покупки |
масла жи |
|||||||||
вотного в общественном питании. За |
8 лет они |
уменьшились с |
14,1 до 11,2%. В абсолютных же показателях покупка масла жи вотного в предприятиях общественного питания увеличилась. Но гораздо значительнее возросла продажа масла в госторговле. И
как следствие этого увеличилась доля покупок масла |
животного |
в розничной торговле с 79,8% в 1952 г. до 87,9 в 1959 г. |
|
Устойчивые внутригодичные колебания покупок семей рабочих |
|
в госторговле наблюдались по мясу и яйцам с 1952 по |
1959 гг. По |
маслу животному и картофелю внутригодичные колебания наруша лись в первом периоде (1952—1955 гг.). На протяжении всего пе риода в предприятиях общественного питания внутригодичные ко лебания покупок яиц и картофеля были устойчивыми.
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 56 |
|
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ с е м е й р а б о ч и х |
||||||
|
|
(РСФСР, 1952-1959 гг.) |
|
|
|
||
|
|
1-куплено в государствэн- |
|
Ква]>талы |
|
Коэффициенты |
|
Наименование |
ной и кооперативной |
|
|
|
|
||
торговле; 2-куплено в |
|
|
|
|
вариации |
||
продуктов питания |
предприятиях обществен |
I |
к |
іи |
IV |
внутрнгоднчной |
|
|
|
ного питания; 3-всего |
колеблемости |
||||
|
|
йотреблено |
|
|
|
|
|
Картофель |
1 |
97,8 |
76,2 |
85,1 |
140,9 |
30,1 |
|
|
|
2 |
111.6 |
110,3 |
78,0 |
110,1 |
16,6 |
Мясо, |
птица, дичь |
3 |
107,8 |
95,2 |
86,3 |
109,7 |
10,0 |
1 |
98,7 |
63,6 |
90,6 |
147,1 |
31,6 |
||
|
|
2 |
102,0 |
88,6 |
99,5 |
109,9 |
9,3 |
Масло |
животное |
3 |
112,7 |
71,8 |
78,2 |
137,3 |
27,1 |
1 |
96,2 |
93,1 |
102,5 |
105,2 |
6,3 |
||
|
|
2 |
93,1 |
100,6 |
110,5 |
95,8 |
8,8 |
Яйца |
|
3 |
95,3 |
97,6 |
104,2 |
102,9 |
8,3 |
. |
1 |
44,9 |
213,0 |
90,5 |
51,6 |
69,7 |
|
|
2 |
58,0 |
146,7 |
134,5 |
60,8 |
40,8 |
|
|
|
3 |
37,4 |
205,3 |
127,9 |
29,6 |
72i t |
109.
Таблица 57
СЕЗОННЫЕ ВОЛНЫ ПОКУПОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ СЕМЬЯМИ РАБОЧИХ РСФСР
|
: аX |
Кварталы |
(1952—1955 гг.) |
|
|||
|
: =! к |
|
|
|
|
Р I |
|
|
J |
Я |
|
|
|
|
|
|
а о н « |
|
|
|
|
|
|
|
J 04 Я = |
|
|
|
|
|
|
|
2 . 0 |
0 . 2 _ |
|
|
|
|
|
Наименова |
s н п *: 2 |
|
|
|
|
|
|
^w.^ ~ 5 |
|
|
|
|
|
||
ние про |
4§»0>о |
|
|
|
|
л о |
|
дуктов |
|
|
|
|
|||
питания |
: 5 с ==я |
|
|
|
|
в s |
|
|
ь |
5 К |
|
|
|
|
V % |
|
3 &2 5 с |
|
|
|
|
dфL. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я е- и |
|
і і ё “ ” о |
|
|
|
|
ggm |
|
|
г,|5,|8 |
|
|
|
|
(пс;S |
|
|
Iй~ аI Оя оI |
|
|
Ш |
IV |
О Q r t |
|
|
|
|
|
|
Мя I |
||
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Кварталы |
(1956—1959 гг.) |
|
|
||
|
|
|
|
•г. Ю |
|
|
|
|
|
äs |
|
|
|
|
|
Н S |
|
|
|
|
|
и>ч |
|
|
|
|
|
Я ш |
|
|
|
|
|
SvO^ |
|
|
|
|
|
Д О С . |
|
|
|
|
|
а ч о |
|
|
|
|
|
*&3сг> |
|
|
|
|
|
■Ѳ*ХѴ5 |
|
|
|
|
|
«в® |
|
|
|
Ш |
IV |
ООI |
|
|
|
ІЙ я |
I |
||
8 |
9 |
» |
11 |
12 |
13 |
Карто- |
1 |
95,9 |
82,8 |
80,6 |
140,7 |
32,7 |
99,7 |
69,7 |
89,6 |
141,0 |
27,5 |
83,5 |
фель |
2 |
113,5 |
99,4 |
75,1 |
112,0 |
19,7 |
109,8 |
101,2 |
80,9 |
108,1 |
12,7 |
64,5 |
|
3 |
108,0 |
93,9 |
86,7 |
111,4 |
11,3 |
107,6 |
96,5 |
88,0 |
107,9 |
8,5 |
75,2 |
Мясо, |
1 |
98,3 |
63,8 |
90,1 Ь 5,8 |
31,2 |
99,1 |
61,5 |
91,9 |
148,3 |
30,9 |
99,0 |
|
птица, |
2 |
01,4 |
87,8 |
99,2 |
111,6 |
10,5 102,7 |
89,3 |
99,9 |
108,1 |
8,5 |
85,0 |
|
дичь |
3 |
114,0 |
73,3 |
74,5 |
138,2 |
28,7 |
111,4 |
70,3 |
82,0 |
136,3 |
25,4 |
88,5 |
Масло |
1 |
98,0 |
99,5 |
102,2 |
100,0 |
4,2 |
94,4 |
92,4 |
102,4 |
110,4 |
7,2 |
171,4 |
животное |
2 |
90,8 |
102,1 |
112,5 |
94,6 |
10,9 |
95,3 |
99,1 108,5 |
97,1 |
5,8 |
53,2 |
|
Яйца |
3 |
95,9 |
100,9 |
105,1 |
98,1 |
9,5 |
94,7 |
94,4 |
103,5 |
107,6 |
6,8 |
71,6 |
1 |
35,8 |
219,3 |
81,6 |
62,3 |
71,0 |
53,0206,7 |
99,3 |
41,0 |
68,4 |
96,3 |
||
|
2 |
51,6 |
154,5 |
133,9 |
60,0 |
44,4 |
64,5 |
138,8 |
135,0 |
61,7 |
36,9 |
83,1 |
|
3 |
31,4 |
209,8 |
129,2 |
29,6 |
73,1 |
43,3 |
200,7 126,6 |
29,5 |
70,5 |
93,4 |
|
|
|
СЕЗОННЫЕ |
ВОЛНЫ ПОКУПОК И ПОТРЕБЛЕНИЯ |
|||
|
|
1—куплено в |
|
|
Месяцы |
|
|
Наименование |
государствен |
|
|
|
|
|
|
ной и коопера |
|
|
|
|
|
||
продуктов питания |
тивной торгов |
|
|
|
|
|
|
|
|
ле 2—потребле |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
но |
|||||
Хлебные |
продук- |
1 |
96,1 |
90,0 |
98,6 |
99-, 1 |
95,6 |
ТЫ |
|
2 |
98,7 |
92,9 |
99,9 |
98,0 |
98,5 |
Картофель |
1 |
93,1 |
92,0 |
97,9 |
86,1 |
86,4 |
|
Масло |
животное |
2 |
109,8 |
104,8 |
107,7 |
102,4 |
97,7 . |
1 |
101,1 |
97,2 |
102,3 |
ю з.з |
90,0 |
||
Масло |
растителъ- |
2 |
102.5 |
97,3 |
103,3 |
99,2 |
96,0 |
1 |
98,6 |
92,2 |
99,3 |
107,8 |
85,0 |
||
ное |
|
2 ■ |
103,6 |
- 95,1 |
101,5 |
101,1 |
91,1 |
Яйца |
|
1 |
45,5 |
52,9 |
94,2 |
172,5 |
182,5 |
Рыба |
|
2 |
37,5 |
46,8 |
81,3 |
153,5 |
198,8 |
|
1 |
86,6 |
86,3 |
103,4 |
128,2 |
128,5 |
|
Сахар |
|
2 |
89,4 |
85,0 |
101,4 |
110,3 |
135,2 |
|
1 |
91,3 |
88,4 |
92,7 |
95,0 |
89,4 |
|
|
|
2 |
103,3 |
98,4 |
103,2 |
103,4 |
99,1 |
110
Анализ сезонных воли потребления и покупок в государствен ной торговле и в предприятиях общественного питания (см. табл. 56) показал, что внутригодичные колебания покупок в госу дарственной торговле, как правило, выше сезонных колебаний пот ребления в целом и выше, чем на предприятиях общественного пи тания. Это объясняется тем, что покупки продуктов питания в го сударственной торговле могут производиться впрок, тогда как про цесс потребления дома и в общественном питании исключает этот момент.
В динамике с 1952 по 1959 г. сезонные волны .покупок продук тов литания (по кварталам) в государственной торговле и на пред приятиях общественного питания сглаживаются (см. табл. 57 и 58). Процесс сглаживания сезонных волн покупок происходит быстрее в предприятиях общественного питания и медленнее в государст венной торговле, несмотря на более низкую колеблемость сезонных волн покупок на предприятиях общественного питания. Исключе ние составляет сезонная волна покупок масла животного в роз ничной торговле.
Следует заметить, что процесс сглаживания колеблемости се зонных волн покупок наблюдается не всегда. Например, по месяч ным данным с 1951 по 1965 г. по таким продуктам питания, как Хлебные продукты; картофель, масло животное, рыба, сахар, сезон ные волны покупок возрастают. Колеблемость сезонных волн пот ребления по этим же продуктам питания (за исключением хлебных продуктов) уменьшается (см. табл. 58).
Увеличение колеблемости сезонной волны |
покупок картофеля |
|||||||
во втором периоде (1959—1965 гг.) по сравнению с первым |
(1951— |
|||||||
1958 гг.) объясняется сокращением личного |
подсобного хозяйства |
|||||||
и возрастающими покупками картофеля впрок. |
Таблица 58 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (РСФСР. |
1959-1965 гг.)- |
|
|
|
|
|||
|
|
|
Месяцы |
|
|
Коэффициенты вариа |
||
|
|
|
|
|
|
|
ции сезонной волны |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1951— |
1959— |
1958 гг. |
1965 гг. |
|||||||
100,5 |
105,0 |
105,6 |
101,0 |
105,7 |
100,2. |
102,7 |
4,1 |
4,4 |
100,7 |
104,7 |
103,9 |
100,2 |
102,5 |
98,4 |
101,7 |
3,0 |
3,2 |
68,7 |
33,7 |
86,4 |
186,1 |
189,5 |
95,0 |
85,2 |
41,9 |
42,5 |
91,6 |
81,9 |
87,5 |
96,5 |
104,7 |
103,2 |
109,5 |
11,0 |
8,8 |
82,4 |
81,8 |
■93,2 |
106,8 |
118,7 |
111,8 |
111,3 |
6,2 |
11,1 |
89,8 |
91,0 |
95,5 |
101,4 |
110,6 |
107,0 |
106,5 |
6,4 |
6,1 |
81,7 |
. 87,8 |
107,3 |
105,5 |
121,2 |
116,7 |
95,9 |
14,1 |
11,8 |
88,2 |
92,5 |
■Ю2,2 |
100,3 |
104,6 |
110,5 |
109,4 |
/11,7 |
6,7 |
196,0 |
138,7 |
106,7 |
79,5 |
59,9 |
37,8 |
33,9 |
70,4 |
56,5 |
199,9 |
167,8 |
124,0 |
79,4 |
43,9 |
34,4 |
29,7 |
74,9 |
62,5 |
126,3 |
97,5 |
81,9 |
82,6 |
89,4 |
96,3 |
93,1 |
21,5 |
27,0 |
126,0 |
100,0 |
84,7 |
88,3 |
92,3 |
105,0 |
82,3 |
23,5 |
16,2 |
97,6 |
152,4 |
126,2 |
93,1 |
91,9 |
86,6 |
95,4 |
7,2 |
18,6 |
98,1 |
98,8 |
95,3 |
94,2 |
101,3 |
99,2 |
104,6 |
6,9 |
3,0 |
111
у. |
Мясо |
Картофель |
К- Потребление
Б- Понуоно•в-госторговле
В- Потреблено в предприятиях общественного литания
Рис. 25. Динамика внутригодичного потребления и покупок продуктов питания семьями рабочих РСФСР.
112
Рост колеблемости сезонной волны покупок масла животного вызван как повышением уровня цен на масло животное, так и уменьшением его производства в подсобном хозяйстве.
Тенденция к повышению колеблемости сезонной волны покупок рыбы, очевидно, объясняется увеличением улова рыбы в сезон и некоторым сокращением внешнеторгового оборота по рыбе.
Рост колеблемости сезонной волны покупок сахара произошел под влиянием уровня насыщенности рынка этим товаром и резкого увеличения покупок сахара (на варенье) в июле и в августе.
Анализируя конфигурацию внутригодичных колебаний покупок
и потребления (см. табл. 57, табл. 58, рис. |
25), можно сказать, |
что по некоторым товарам краткосрочного |
хранения колебания |
имеют синхронный характер, а по продуктам питания длительного хранения (картофель, сахар) наблюдается разнохарактерная тен денция колебаний.
Для оценки соответствия сезонных волн покупок и потребления целесообразно применить коэффициенты корреляции. Коэффици енты корреляции рассчитываются методом измерения связи между внутригодичными колебаниями потребления и покупок в госу дарственной торговле, между потреблением и покупками в предпри ятиях общественного питания, а также между покупками в госу дарственной торговле й на предприятиях общественного питания.
Коэффициенты корреляции были вычислены за два периода (1952—1955 гг. и 1956—1959 гг.) по четырем продуктам питания (см. табл. 59). Результаты оказались следующими: коэффициенты
, |
Таблица 59 |
КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ |
ПОКУПОК И ПОТРЕБЛЕНИЯ |
|
СЕМЕЙ РАБОЧИХ (РСФСР, 1952—1959 гг.) |
||
|
|
Корреляци я между |
|
|
|
потребленпем и |
|
Наименование |
I- |
Периоды: |
покупками |
продуктов питания |
1952—1955 гг. |
||
|
II- |
195G—1959покупкамигг. |
на предприя |
|
|
в розничной |
тиях обще |
|
|
торговле |
ственного |
|
|
|
питания |
Корреляция между покупками в рознич ной торговле и по купками на пред приятиях обществен ного питания
Картофель |
I |
0,49 |
0,86 |
0,34 |
Мясо, птица, дичь |
II |
0,46 |
0,92 |
0,22 |
I |
0,88 |
0,78 |
0,84 |
|
Масло животное |
II |
0,94 |
0,61 |
0,66 |
I |
0,97 |
0,27 |
0,19 |
|
Яйца |
II |
0,99 |
0,15 |
0,10 |
I |
0,92 |
0,96 |
0,84 |
|
|
II |
0,96 |
0,92 |
0,80 |
корреляции между потреблением и покупками в государственной торговле мяса, масла и яиц оказались высокими и в.динамике уве личиваются. Коэффициент корреляции по картофелю низкий; во втором периоде он даже несколько уменьшился. Высокие коэффи-
8. Заказ 2732 |
ГІЗ |