Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
циенты корреляции по мясу, маслу и яйцам объясняются тем, что по этим продуктам питания покупки впрок обычно населением не производятся, тогда как картофель часто закупается впрок.
Несколько слов о корреляции между всем потреблением и по купками в предприятиях общественного питания. Корреляция по картофелю довольно высокая: Во втором периоде она выше, чем в первом. Коэффициент корреляции по яйцам также достаточно высокий. Низкий коэффициент корреляции имеет место по мясу (во втором периоде). Это объясняется тем, что на предприятиях общественного питания недостаточно учитывался повышенный спрос населения на мясо и масло животное в зимнее время года.
Анализ данных показывает, что коэффициенты корреляции ме жду потреблением и покупками различных продуктов питания в государственной торговле выше коэффициентов корреляции меж ду потреблением и покупками тех же продуктов питания в пред приятиях общественного питания. Это соотношение имеет место только для продуктов питания краткосрочного хранения. Для про дуктов питания, которые покупаются впрок, данное соотношение диаметрально изменяется (например, картофель).
Коэффициенты корреляции между покупками в розничной торгов ле и покупками в предприятиях общественного питания высокие по мясу и яйцам. Низкие коэффициенты корреляции наблюдаются по маслу животному и картофелю.
Выводы
Измеряя внутригодичиые колебания спроса и потребления, важ но выявить не только уже сложившуюся сезонность, но те факто ры, которые ее определяют . В этом состоит основная задача ста тистического изучения сезонного характера спроса и потребления семей.
Для анализа внутригодичных колебаний потребления семей выделяются четыре основные группы факторов: природно-климати ческие, социально-бытовые, экономические и демографические. За кономерности сезонности спроса и потребления семей исследуются в статике и динамике.
Климатический фактор оказывает решающее влияние на формирование почти всех внутригодичных волн потребления осо бенно на образование сезонных волн покупок резиновой, валяной обуви и шерстяных тканей.
Под влиянием природно-климатического фактора и ему сопутст вующих явлений сезонная колеблемость потребления продуктов питания на севере (Архангельская область) выше, чем на юге (Ростовская область).
Социально-бытовые факторы проявляются в общем виде как влияние быта, социальной принадлежности семьи и национальных праздников на образование сезонных волн спроса и потребления.
Формирование внутригодичных волн спроса и потребления оп-
114 '
ределяется влиянием социальной принадлежности семьи (рабочие, колхозники). Социальная принадлежность семьи оказывает суще ственное влияние и на размах колебаний доходов семьи.
Исследования показывают, что внутригодичная колеблемость денежных доходов семей'рабочих значительно ниже (8,0%), чем семей колхозников (17,6%). Более низкая колеблемость сезонной волны доходов семей рабочих объясняется тем, что основной ис точник дохода (ежемесячная заработная плата) имеет низкую коле блемость. С переходом колхозников на гарантированную оплату се зонные колебания их денежных поступлений уменьшаются.
Аналогичные соотношения сезонных волн рабочих и колхозни ков имеют место по расходам, потреблению продуктов питания и приобретению промышленных товаров. Так, колеблемость сезонной волны расходов на покупку продуктов питания семей рабочих со ставляет 10,0%, а семей колхозников — 18,5%, на покупку одежды, обуви, тканей у рабочих — 37,4%, у колхозников— 100,3%. Колеб лемость сезонных волн потребления мяса в семьях рабочих — 13,6%, а в семьях колхозников — 34,3%, соответственно масла жи вотного— 17,6 и 26,9%; фруктов свежих — 91,2 и 106,1 %.
В семьях колхозников наблюдается также более высокая колеб лемость сезонных волн потребления калорий, белков, жиров и каль ция. Так, колеблемость сезонной волны потребления белков у ра бочих ■— 2,54 %, у колхозников — 7,11 %.
К экономическим факторам, формирующим внутригодичные волны потребления, относится производство. Производство и пот ребление— это две стороны единого хозяйственного процесса. В области сезонных колебаний потребления семей эта связь высту пает особенно отчетливо.
Чем больших объемов достигает производство продуктов пита ния, тем длительнее период потребления, тем влияние сезонности на потребление слабее. Внутритодичная колеблемость производст
ва многих продуктов питания выше, чем сезонная |
колеблемость |
их потребления. Так, колеблемость сезонной волны |
производства |
мяса в РСФСР равна 46,8%, а колеблемость сезонной волны пот ребления мяса—8,83%. Меньшая внутригодичная колеблемость потребления мяса объясняется маневрированием запасами. Конфи гурация сезонной волны производства, как правило, не повторяет конфигурацию сезонной волны покупок продуктов питания.
По промышленным товарам колеблемость сезонных волн поку пок превышает колеблемость сезонных волн-производства. Это пре вышение колеблется по отдельным товарам от 3,0 до 6,5 раза.
Аналогичные соотношения между сезонностью производства и опроса на промышленные товары имеют место в США и Англии.
Влияние производства на сезонность спроса опосредствуется и через насыщенность рынка товарами. Исследования показали, что чем меньше насыщенность рынка товарами, тем выше колебле мость сезонной волны потребления продуктов питания. Так, напри мер, колеблемость сезонной волны потребления яиц и свежих фруктов ниже в Москве, чем в РСФСР.
8* |
115 |
Закономерности внутригодичных колебаний спроса на промыш ленные товары характеризуются другими тенденциями в связи с повышением уровня насыщенности рынка товарами. Эти тенденции выражаются в более высокой колеблемости внутригодичных поку пок непродовольственных товаров в городах с насыщенным рын
ком.
Такой экономический фактор, как доход, является активным инструментом изменения внутригодичной колеблемости потреби тельского бюджета. Исследования (за один год) показали, что ко леблемость сезонных волн доходов семей рабочих и колхозников уменьшается с повышением их уровня материальной обеспеченно сти.
С ростом дохода наблюдается четкая тенденция сглаживания' колеблемости сезонных волн расходов на покупку продуктов пита ния, общественное питание, одежду, обувь, мебель, культурно-про светительные нужды и дрСглаживание сезонных волн расходов на питание свидетельствует о более полном и равномерном удов летворении потребностей. Исключение составляют мучные про дукты, картофель и овощи, по которым колеблемость сезонной вол ны увеличивается. Уменьшение же колеблемости сезонных волн расходов на одежду и обувь объясняется тем, что семьи с высоким доходом чаще покупают дефицитные товары впрок в несезонное время года.
Общественное питание мы относим к одному из экономических факторов, влияющих на образование сезонных волн домашнего потребления продуктов питания. Анализ этого фактора показал, что с ростом расходов на общественное питание в семьях с одина ковым доходом колеблемость сезонных волн домашнего потребле ния по большинству продовольственных товаров увеличивается.
Особый интерес представляет комплексный анализ формирова ния сезонных волн потребления под влиянием таких экономичес ких факторов, как доход, цена, производство и другие факторы. 'Наиболее сложная связь существует между внутригодичным пот реблением и ценами. Здесь цена выступает как причина, формиру ющая потребление, и как следствие соотношения между спросом и предложением по месяцам года.
Факторы, формирующие внутригодичное потребление под влия нием возраста и пола потребителя, состава и размера семьи, отно сятся к демографическим. Влияние факторов на образование сезон ных волн расходов и потребления семей исследуется как методом сопоставления, так и применяя метод корреляционного анализа. Результаты расчетов, выполненные методами корреляционного анализа, показали, что влияние типа семьи на характер сезонных колебаний потребления не является существенным.
По величине вариации сезонной волны все товары условно разделены на-три группы: несезонные (вариация до 5%), умеренно сезонные (вариация 6—20%) и товары с повышенной сезонностью (вариация от 21% и выше).
Степень удовлетворения потребностей семьи в продуктах пита
116
ния, относящихся к первой группе, приблизительно одинакова в те чение года. Поэтому коэффициенты эластичности потребления этих продуктов питания от дохода по годовым данным нами пред лагается распространять на месячные данные.
Степень удовлетворения потребностей семьи в продуктах пита ния третьей группы резко колеблется по месяцам года.' В связи с этим и эластичность потребления от дохода значительно варьиру ет в течение года. Следовательно, с увеличением сезонности пот ребления продуктов питания уменьшается степень удовлетворения потребностей в этих продуктах в среднем по месяцам года.
Другие закономерности существуют между внутригодичной ко леблемостью покупок промышленных товаров и степенью удовлет ворения потребностей в них в среднем в течение года. Эти законо мерности сводятся к следующему: с ростом сезонной колеблемости покупок промышленных товаров полнее удовлетворяются внутри годичные потребности в этих товарах.
Для сравнительного анализа сезонные волны спроса и потреб ления семей предлагается классифицировать по конфигурации на три типа: синхронные, лаговые и диаметрально противоположные.
Изменение внутригодичных колебаний потребления семей во времени — результат комплексного влияния всех факторов и, в пер вую очередь, экономических.
Динамический анализ внутригодичных колебаний потребления семей проводился нами за период 1951—1965 гг. для месячных по казателей и за 1952—1959 гг. — для квартальных показателей по бюджетам семей и одиночек. За исследуемый период резко увеличи лось производство товаров широкого потребления и весьма значи тельно возрос уровень жизни семей.
С повышением уровня жизни населения РСФСР внутригодич ная колеблемость большинства статей доходов и расходов в дина мике сглаживается. Колеблемость месячных сезонных волн дохо дов семей рабочих уменьшилась с 5,4% (1951—1958 гг.) до 3,0% (1959—L965 гг.).
Аналогичная тенденция наблюдается и по внутригодичному пот реблению продуктов питания (за исключением хлеба и мучных продуктов).
Исследования бюджетов семей РСФСР показали, что процесс сглаживания сезонных волн потребления продуктов питания про исходит .интенсивнее в семьях рабочих, чем в семьях колхозников. В этом сказалось дополнительное влияние природно-климатическо го фактора на сезонность потребления в семьях колхозников.
В динамике с повышением уровня жизни внутригодичные ко лебания покупок промышленных товаров возрастают. Это свиде тельствует о повышении уровня удовлетворения спроса населения во времени.
Сопоставляя «статические» изменения сезонных волн потреб ления и покупок, вызванные увеличением дохода, с динамической эволюцией сезонной волны, можно констатировать факт несоответ ствия «статических» и динамических закономерностей. Однако
117