Файл: Физико-химические основы процесса химического кобальтирования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0,19 молъ/л гипофосфита натрия, 0,50 молъ/л сернокислого аммо­ ния, 0,12 молъ/л лимоннокислого натрия; II — 0,13 молъ/л хло­ ристого кобальта, 0,18 молъ/л гипофосфита натрия, 0,155 молъ/л двузамещепного лимоннокислого аммония (температура 80° С; величина pH, измеренная при температуре 50° С, составляла 8,7).

В качестве основы использовался лавсан, поверхность кото­ рого гидрофилизпровалась путем погружения в горячую смесь хромовой II серной кислот, а затем в горячий раствор NaOLi. После проведения этих операций поверхность образцов активи­ ровалась.

Для коррозионных исследований изменения величины оста­ точного магнитного момента использовались образцы в форме дисков диаметром 1 см. Образцы помещались в камеру с постоян­ ной температурой и влажностью; для измерения магнитного мо­ мента они периодически вынимались. На десять образцов были в одинаковых условиях нанесены покрытия толщиной ~ 1000 Â. Образцы эти были подвергнуты испытаниям при температуре 4 3 ,5 + 1,5° С и относительной влажности 80 + 5%. Такая же серия образцов была испытана при 65° С и той же относительной влажности. Типичная кривая, характеризующая зависимость оста­ точного магнитного момента (в %) от длительности пребывания образцов во влажной камере (температура 43,5° С, влажность 80%Д представлена на рис. 66. Вес окиспых продуктов, отнесен­ ный к единице площади пленки толщиной ~1000 Â, показан иа том же рисунке. Расчетным путем, а также на основе данных по дифракции электронов было установлено, что толщина окисиой пленки составляет 2/3 от толщины пленки. Продукты коррозии представляли собой окислы кобальта, соответствовавшие формуле Со30 4.

со

S

о

Рис. 66. Зависимость остаточногомаг-

^нитпого момента (М) и веса окисных ^ продуктов от времени коррозии [66]

Рис. 67. Зависимость напряжений в Со—Р-плепках от времени корро­ зии [66]

92

В условиях повышенной влажности и повышенных темпера­ тур, как это было установлено авторами, с уменьшением остаточ­ ного магнитного момента остаточные напряжения сжатия увели­ чивались. На рис. 67 приведена зависимость средней величины остаточных напряжений у образцов, выдержанных при 43,5° С и влажности 80%, от длительности испытаний. Авторы полагают, что полученные данные свидетельствуют о том, что образующиеся окислы имеют больший объем, чем исходная ферромагнитная фаза.

В ИФХ АН СССР были исследованы антикоррозионные харак­ теристики Со—P-покрытий. Для сопоставления оценивалась кор­ розионная стойкость Со—W —Р-покрытий.

Как известно, в случае покрытий из металла более благород­ ного, чем металл основного изделия, существенное значение имеет пористость защитного слоя. Последняя определяет количество локальных элементов, действие которых приводит к коррозион­ ному разрушению основного металла. Исследование пористости покрытий осуществлялось с использованием фильтровальной бу­ маги, пропитанной раствором, содержащим железосннеродистый калий и хлористый натрий.

Результаты исследования пористости Со—Р- и Со—W—Р-по­ крытий сопоставлялись с данными для покрытий из кобальта, полученных путем электролиза. При толщинах 5 мкм Со—Р-по- крытия менее пористы, чем Со—W—Р- и покрытия из электро­ литического кобальта. При толщинах 15 мкм, как Со—Р-, так и Со—W—P-покрытия оказались менее пористыми, чем электро­ литические покрытия той же толщины. В покрытиях из Со—Р- и Со—W—Р-сплавов с толщиной слоя ~ 20 мкм в принятых усло­ виях испытания (5 мин) поры не были обнаружены.

Следует отметить, что основное количество пор как в электро­ литических, так и в химически восстановленных покрытиях при толщинах 5—15 мкм обнаруживается по краям образца. Это, по-видимому, связано с особым характером роста и структуры покрытия на углах образца и в микроуглублеииях, выявляемых при рассмотрении микрофотографии (рис. IV).

Коррозионным испытаниям подвергались образцы из железа «Армко», покрытые Со—Р- и Со—W—Р-сплавами при толщинах 5, 10, 15 и 20 мкм. Оценка защитных свойств этих покрытий осуще­ ствлялась на основании наблюдений за изменением внешнего вида образцов, выдерживавшихся в водопроводной воде в течение 30 суток или в парах над 3%-ным раствором хлористого натрия в течение 25 суток при периодическом (один раз в сутки) погру­ жении. Результаты показали, что при толщинах осадков 5—10 мкм Со—P-покрытия характеризуются несколько большей коррози­ онной стойкостью, чем покрытия Со—W—Р; однако последние и после испытаний сохраняли свой блестящий вид. При толщи­ нах 15—20 мкм покрытия обоих типов в указанных условиях испытаний обнаруживали одинаковую коррозионную стойкость.


Глава четвертая

ПОКРЫТИЯ ИЗ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ КОБАЛЬТА

Развитые ряда новых областей промышленности выявило потребность в расширении круга покрытий, свойства которых могли бы удовлетворить возросшие требования техники. В связи с этим возник интерес к исследованию возможности получения покрытий со специальными свойствами путем введения в Со—Р- сплав третьего компонента.

К настоящему времени возможность получения покрытий из многокомпонентных сплавов химическим способом пе ограничи­ вается системой Со—Ni—Р. Как в патентной, так и в периодиче­ ской литературе имеются указания, свидетельствующие о возмож­ ности получения и других сплавов. В последнее время опублико­ ван ряд работ, в которых достаточно подробно описываются маг­

нитные свойства и

структура не

только

ранее известного

Со—Ni—Р-покрытпя,

но

и

таких

сплавов,

как Со—W—Р,

Со—Zn—Р и Со—Fe—Р.

В

меньшей

степени

изучены условия

образования н свойства сплавов, содержащих рений, марганец, ванадий, хром и некоторые другие элементы.

Следует отметить, что радиоэлектронная промышленность и некоторые отрасли приборостроения нуждаются в покрытиях с самыми разнообразными магнитными свойствами. В ряде слу­ чаев эти требования могут быть удовлетворены путем использо­ вания многокомпонентных кобальтовых систем, полученных хи­ мическим методом. Так, например, можно использовать Со—Ni— Р-сплавы, которые в зависимости от условий их получения, состава и структуры способны проявлять свойства как магпитомягкых, так и магнитотвердых материалов. Первые уже находят применение для элементов оперативной памяти электропиосчетных устройств, а вторые используются для записи звука.

Известно, что введением в Со—Р-, так же как и в Ni—Р-по- крытия, некоторых компонентов, например вольфрама, рения, цинка и др., возможно существенно видоизменять свойства си­ стемы в желаемом направлении. Это касается не только магнит­ ных, но и механических, коррозионных и других свойств. Воз­ можность вариации концентрации фосфора создает дополнитель­ ные перспективы в этом отношении.

Весьма важным является изучение свойств такого рода много­ компонентных систем после их термической обработки; последняя существенно видоизменяет свойства покрытий.

94


Большой интерес представляют данные о структуре сплавов и фазовых превращениях, которые они претерпевают в процессе отжига. Имеющийся по этому вопросу материал свидетельствует о том, что в исходном состоянии структура может оказаться как кристаллической, так и аморфной. Возникающие в процессе отжига новые фазы интерметаллических соединений оказывают существенное влияние на свойства сплавов, в частности механи­ ческие. Следует отметить, что фазы интерметаллического типа обнаруживаются в некоторых случаях и в покрытиях в их ис­ ходном состоянии.

Естественно ожидать, что детальное изучение влияния физико­ химических факторов на процесс осаждения многокомпонентных сплавов внесет некоторый вклад и в науку о механизме каталити­ ческих реакций, протекающих на сложной — в химическом отно­ шении — поверхности.

Первый трехкомпонентиый сплав был получен Бреннером и Ридделл [1]; ими были описаны условия получения сплава Со—Ni—Р. Позднее более детально условия осаждения и магнит­ ные свойства этого сплава изучались Горбуновой и Никифоро­ вой [7].

Накопившийся со времени опубликования первых работ ма­ териал по условиям образования и свойствам химически восста­ новленных многокомпонентных сплавов нашел отражение в ряде монографий и обзорных работ [87—97]. Следует отметить, что наиболее полно результаты исследований, полученные за послед­ ние 8—10 лет, освещены в обзорных статьях [89, 91].

КОБАЛЬТ—НИКЕЛЬ—ФОСФОР

Условия получения

Бреннер и Ридделл [1] для получения Со—Ni—Р-сплавов использовали щелочной раствор, содержащий 30 г/л хлористого кобальта, 30 г/л хлористого никеля, 100 г/л лимоннокислого на­ трия, 20 зІл гипофосфита натрия, 50 гіл хлористого аммония (pH раствора —8, температура 90° С). Из этого раствора получали

полублестящие покрытия;

скорость осаждения составляла

—15 мкмічас. В растворах

такого состава при одинаковой кон­

центрации ионов кобальта и никеля получались покрытия, со­ держащие около 65 вес.% никеля. При соотношении ионов этих металлов Co2+/Ni2+, равном 2, образующиеся покрытия содержали

приблизительно

одинаковое количество

каждого

металла.

В покрытии,

полученном из кислого

раствора,

содержащего

равные количества солей никеля и кобальта, количество кобальта составляло 0,25 вес.%.

В исследованиях Горбуновой и Никифоровой [7] использова­ лись растворы аналогичного состава. В табл. 25 приведены дан-

95


Таблица 25. Зависимость скорости осаждения и состава Со—Ni—P-покрытия от состава раствора

Состав раствора, г,л

Состав

покрытия

вес.%

Скорость

 

 

 

 

 

процесса,

CoCls-61-IjO

NiClfBHaO

Со

Ni

Р

т\и/час

30

30

23,1

70

6,9

14

30

15

37,5

57

5,5

9

П р и м е ч а й

и е. Покрытия имеют хорошее сцепление с основой и глад­

кую блестящую поверхность.

ыые, характеризующие скорость процесса и химический состав покрытий, полученных в растворах с различным соотношением солей никеля и кобальта.

В связи со специальными требованиями вычислительной тех­ ники в последнее время получили развитие исследования по оса­ ждению сплавов в виде очень тонких слоев. Применявшиеся для этой цели составы растворов представлены в табл. 26. Изучались скорость осаждения и состав Со—Ni—Р-пленок в зависимости от изменения концентрации компонентов раствора и условий ве­ дения процесса (температура, pH).

Такано, Дэгути и Исибаси [98] проводили исследования в рас­ творах объемом 200 мл; площадь образца составляла 10 слг; процесс осуществлялся в течение 10 мин.

Лоулесс и Фишер [99] осаждение Со—Ni—Р-пленок осуще­ ствляли на поверхности материалов различной природы, а именно: фосфористой бронзы, меди, электрополированной меди с химиче­ ски осажденным на ней никелем. Фосфористая бронза предвари­ тельно подвергалась процессу осветления, а затем в течение 20 сек активировалась в растворе хлористого палладия. Плот­ ность сплава при определении скорости осаждения принималась равной 8,7 г/см3.

Таблица 26. Составы растворов для получения Со—Ni—Р-покрытнй в виде тонких пленок

Концентрация, .моль/л

Растгор

CoS04-7HaO NiS04-7H20 CoCU-бНгО NiCI2*6H20 NaHjPOn-HsO

I

0,05

0,05

 

 

0,20

II *

0,09

0,02

III

0,004

0,004

0 ,1 —0 ,2

П р и м е ч а я и я.

А, — ем. примечание

к табл. 1.

 

 

• Данные по концентрации компонентов

раствора II пересчитаны с г/л

на моль/л.

 

 

 

96

 

 

В работе [15] скорость роста пленки, наносимой на активиро­ ванное стекло, оценивалась} по изменению оптической плотности образца, погруженного в кювету фотоэлектрического колориметра, заполненную исследуемым раствором.

Результаты некоторых работ, проведенных в направлении ис­ следования зависимостей скорости осаждения и состава сплавов от концентрации компонентов и условий осаждения, будут рас­ смотрены ниже.

Температура раствора. На рис. 68 приведены данные [98], ха­ рактеризующие зависимость скорости осаждения Со—Ni—Р-спла- ва и его состава от температуры раствора. Как видно из этого рисунка, скорость образования сплава возрастает экспоненци­ ально с увеличением температуры. Содержание кобальта при этом увеличивается от ~60 до ~70 вес.%. Подобные данные приво­ дятся также в работе [99].

Сплавы, получавшиеся при комнатной температуре из раствора III (см. табл. 26), содержали -—70,2 вес.% кобальта.

pH раствора. На рис. 69

и 70 приведены данные, характери­

зующие

изменение скорости

осаждения и содержания кобальта

в сплаве

в зависимости от pH раствора.

По данным Токано с соавторами [98], использовавших раство­ ры, содержащие соль лимонной кислоты и, в качестве буферной добавки, бориую кислоту, скорость образования сплава заметно увеличивается при повышении pH от 5 до 8.

Содержание кобальта в сплаве при изменении pH от 4 до 8 воз­ растало от нескольких до 80 вес.%. Интересно отметить, что в растворе, содержащем борную кислоту, авторам удалось и в кис­ лой среде получать осадки, включающие до 20 вес.% кобальта, в то время как Бреннер и Ридделл [1], как отмечено выше, при использовании кислых растворов обнаруживали в покрытии лишь ~0,25 вес.% кобальта.

Лоулесс и Фишер [99] в интервале pH 7,2—8,2 наблюдали ли­ нейное увеличение скорости осаждения (см. рис. 70); при более

высоких значениях

pH скорость процесса, согласно их данным,

возрастала

экспоненциально.

 

 

 

 

 

 

 

Концентрация,

моль/л

 

 

 

Темпера­

Литера­

 

 

 

 

 

 

 

 

HjPOs

А,

(NH4)2S04

NH4C1

H3B03

NaOH

NH,

тура, °C

тура

 

 

0,3

0 ,20

0,30

0,5

ДО

pH 7

 

90

[98]

0,23

до

pH 8

75 -95

[99]

2 ,0

 

0 ,2

20

[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь 4 Заказ М 3270

97


Таблица 27. Зависимость содержания кобальта в сплаве от концентрации аммиака в растворе

NH,, моль.'л

ил

0,2

0,4

0,6

0,8

Со (вес. 96) при

 

 

 

 

 

20° С

16,8

21,6

36,2

 

 

70° С

6,7

8,2

14,2

18,5

СОакт/^акт*

1,3

1,8

2,7

3,2

4,0

Соотношение активных комплексов никеля и кобальта вычислено по данным Бьеррума

[100]для растворов, имеющих температуру 30° С; при изменении температуры эта

величина существенных изменении не претерпевает.

Заметное влияние на состав Со—Ni—Р-пленок, как показано в работе [15], оказывает изменение концентрации аммиака в рас­ творе, что непосредственно связано с изменением pH раствора. В табл. 27 приведены данные, характеризующие содержание кобальта в сплаве в зависимости от концентрации аммиака и температуры раствора III (см. табл. 26), при содержании гипо­ фосфита 0,2 молъ!л.

Обогащение сплава кобальтом с ростом концентрации аммиака авторы объясняют изменением соотношения активных форм кобальта и никеля в растворе. Следует, однако, отметить, что состав активных комплексов не приводится; имеются лишь ука­ зания на то, что аммиакаты кобальта и никеля, содержащие пять или шесть молекул аммиака, имеют пониженную реакционную способность. По-видимому, роль аммиака не ограничивается об­ разованием комплексов с металлами, восстановление которых затруднено на каталитической поверхности.

-80

1Z.

+

40

«о

I

<3

Рис. 68. Зависимость скорости осаждения (I) и состава (2) Со- -Ni—Р-спла- вов (pH раствора 7) от температуры раствора [98]

Рис. 69. Зависимость скорости осаждѳшія (1) и состава (2) Со—N i—Р-спла- вов от pH раствора [98]

98