Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Ф 0019
1 — статор; |
2 — ротор; 3 — вал агрегата; 4 — тормоза; 5 — переходное кольцо; 6 — подшипник; 7 — подпятник; 8 — воздухоохладитель; |
g |
9 — вентилятор; 10 — двигатель вентилятора; 11 — контактные кольца |
высокой термостойкостью, влагостойкостью и большим коэффи циентом теплопередачи.
Вал опирается на два опорных подшипника, из которых один относится к генератору.
Подшипник и подпятник расположены в опорном переходном кольце на специальных опорах. Подпятник двустороннего дей ствия сегментный, пружинного типа, рассчитан на восприятие осевых гидравлических усилий и обратных кратковременных на грузок, возникающих при остановках агрегата. Вкладыш под шипника и сегменты подпятника снабжены баббитовой заливкой, которая смазывается маслом принудительно.
Замкнутая циркуляция воздуха в капсуле обеспечивается вентилятором с электромотором, установленными в головной части капсулы.
Поток воздуха направляется вдоль оси агрегата на активные части генератора через трубчатый воздухоохладитель. Согретый в генераторе воздух направляется обратно к вентилятору по спе циальным направляющим каналам, выполненным в переходном кольце генератора и на стенках головной части капсулы. Между воздухоохладителем и генератором расположена площадка обслу живания, связанная с вертикальной пустотелой колонной, в кото рой размещается лестница, ведущая в машинный зал. Через эту колонну выходят наружу главные выводы тока, а нейтральные вместе с аппаратурой релейной защиты соединяются внутри этой колонны.
Гидрогенератор с водяным охлаждением. На рис. II 1.5 пока зана конструкция такого генератора, выполненная ленинград ским заводом «Электросила» им. С. М. Кирова для капсульных агрегатов 2-й очереди Череповецкой ГЭС и Перепадных ГЭС Ингурского каскада.
|
Основные параметры генератора |
|
Мощность, |
к В т ....................................................... |
22 000 |
Мощность, |
к В - А ...................................................... |
21000 |
Напряжение, В .................................................... |
3 150 |
|
Скорость вращения, о б /м и н ............................... |
93,7 |
|
Диаметр расточки статора, мм ........................ |
4 500 |
|
Длина активной стали, мм ................................ |
1 150 |
Генератор состоит из статора, ротора, вала, подшиника, опор ного переходного кольца, подпятника, контактных колец и си стемы охлаждения.
Статор включает в себя корпус и сердечник. Корпус— свар ной, с двумя фланцами на торцах, выполнен из двух частей.
Внутренние поверхности корпуса покрыты теплоизоляцион ным слоем, предотвращающим конденсацию влаги в зоне статора.
Изнутри к корпусу крепится сердечник, набранный из электро технической стали ЭЗЗО. Сегменты, из которых набирается сердеч ник, штампуются из листов толщиной 0,5 мм.
60
Обмотка статора однослойная, стержневого типа, с непосред ственным внутрипроводниковым охлаждением водой.
Ротор генератора состоит из остова, 64 полюсов с обмоткой возбуждения, вала, демпферной системы и токопровода от обмоток возбуждения к контактным кольцам. Остов ротора представляет собой сварной обод, соединенный со ступицей двумя дисками и ребрами.
Рис. III.5. Гидрогенератор капсульного агрегата с водяным охлаждением:
1 — статор; 2 |
ротор; 3 — вал генератора; |
4 — подшипник; 5 — переходное кольцо; |
6 » |
подпятник; 7 — контактное |
кольцо; 8 — водоприемник |
Полюса ротора состоят из сердечника, обмотки возбуждения и демпферной системы. Сердечник полюсов набирается из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Обмотка полюсов выполнена из меди прямоугольного сечения с отверстием в центре для непосредственного внутрипроводникового охлаждения водой. Ротор генератора имеет продольно-поперечную демпферную си стему, выполненную из медных труб, которая также охлаждается водой. Подвод воды в обмотки производится через водоприемную часть масловодоприемника, расположенного в головной части капсулы у свободного торца генераторного вала, через который также подводится масло к сервомотору рабочего колеса.
Во избежание выпадания осадков внутри обмоток вода дистил лируется. Оборудование для выработки дистиллята и обеспече
61
ния его циркуляции и охлаждения размещается вне капсулы. Принудительная циркуляция дистиллированной воды в обмотках ротора и статора осуществляется насосами. Равномерность подвода воды в обмотки обеспечивается трубчатыми коллекторами. Внутрипроводниковое охлаждение активных частей генератора водой вместо наружного обдува сжатым воздухом позволяет упростить конструкцию переходного промежуточного кольца и головной части капсулы.
Большим эксплуатационным преимуществом генератора с во дяным охлаждением по сравнению с машиной, охлаждаемой сжа тым воздухом, является возможность обслуживания генератора и турбины во время работы.
При водяном охлаждении отпадает необходимость в компрес сорной установке, мощном вентиляторе с направляющим аппара том, приводном двигателе и т. д.
Подшипник генератора и подпятник расположены в торцовой части генератора и опираются на специальную опору, расположен ную в переходном опорном кольце.
Подшипник щитовой сегментного типа с принудительной мас ляной смазкой. Подпятник сегментный, пружинный, двусторон него действия. Ванна подпятника полностью заполняется маслом за счет подачи масла снизу и слива сверху. Контактные кольца расположены между подпятником и масловодоприемником.
В головной части капсулы имеется площадка для обслужи вания масловодоприемника, контактных колец, подшипника, подпятника и других узлов. Площадка расположена под вертикаль ной пустотелой колонной, в которой размещена лестница, веду щая в машинный зал. Через эту площадку проходят все токопроводы, трубы и передачи к масловодоприемнику, подшипнику, подпятнику и др.
12. СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ГИДРОГЕНЕРАТОРОВ
Агрегат с воздушным охлаждением гидрогенератора. Компо новка и конструкция ряда узлов агрегата зависит от способа охлаждения генератора. Так, внутри головной части капсулы агрегата с форсированным воздушным охлаждением устанавли вается мощный вентилятор с электродвигателем на одном валу, поэтому их размещение вместе с другим оборудованием, которое там предусматривается, представляет при проектировании опре деленную сложность. Некоторые зарубежные фирмы применяют охлаждение капсульных генераторов сжатым воздухом. Тогда требуется уплотнять вход в колонну капсулы, конструировать уплотнение турбины и подшипников таким образом, чтобы это давление не вытесняло воздух через уплотнение турбины в поток и не вытесняло бы масло из ванн подшипников.
Отвод образующегося в генераторе тепла осуществляется осе выми воздушными потоками, которые приводят к определенному
62
перепаду температуры по длине генератора и обеспечивают доста точно симметричное и надежное охлаждение активных частей генератора. Воздух, прогоняемый вентилятором, проходит че тырьмя параллельными курсами: в воздушном зазоре, междуполюсном пространстве, специальных щелях в зубцах активной стали и частично между сердечником и корпусом статора генератора.
Принудительная циркуляция воздуха при форсированном охлаждении осуществляется двумя путями.
1. Непосредственное охлаждение прогоняемого вентилятором воздуха в воздухоохладителе, установленном у торца направ ляющего конического патрубка возле вентилятора. Нагретый воздух направляется обратно к вентилятору вдоль оболочки капсулы, через кольцевую щель между корпусом статора и спин кой сердечника и по кольцевым направляющим каналам, выпол
ненным в переходном опорном кольце и в головной части капсулы
(см. рис. III.4).
2. Воздух поступает через направляющие каналы головной части капсулы и переходного опорного кольца на активные части генератора и возвращается через окна остова ротора и воздухо охладитель к вентилятору.
По первому варианту выполнено охлаждение генераторов в агрегатах Киевской ГЭС, по второму — охлаждение генера торов в агрегатах гидростанции Пьер Бенит (Франция). Оба ва рианта вполне себя оправдали. Однако охлаждение сжатым воз духом серьезно осложняет обслуживание генератора. Так, для прохода в капсулу с целью осмотра или ремонта расположенных
вней узлов турбины или генератора должно быть снято давление
вкапсуле и остановлен вентилятор, что во время работы агрегата допускается лишь кратковременно. Необходимость более длитель ного пребывания внутри капсулы приводит к вынужденным оста
новкам агрегата, что связано со значительным ухудшением усло вий его эксплуатации.
Опыт работы Киевской ГЭС показал, что установленные там генераторы выполнены с тепловым запасом и не требуют повыше ния давления воздуха в капсуле во всем диапазоне мощностей, включая и максимальную мощность. Однако и в этом случае из-за шума, создаваемого вентилятором, находиться в головной части капсулы во время работы агрегата весьма затруднительно.
Агрегат с водяным охлаждением гидрогенератора. Генераторы для горизонтальных капсульных агрегатов, поставляемые ленин градским заводом «Электросила», выполняются с водяным форси рованным внутрипроводниковым охлаждением статора и ротора. Такой способ охлаждения является советским изобретением и за рубежом еще не применяется. Изобретение запатентовано в ряде зарубежных стран, где имеются мощные фирмы, способные изготовлять такие гидрогенераторы.
Вода обладает более высокой, чем воздух, теплоемкостью, а ее способность к теплоудалению во много раз превосходит эту же
63
способность воздуха. Поэтому, циркулируя по полым проводни кам обмоток статора и ротора, вода обеспечивает весьма эффек тивный теплосъем.
Плетеные стержни обмотки статора образуются из элементар ных полых проводников. Сечения отверстий в этих проводниках могут быть круглыми или квадратными. Иногда полые проводники
Рис. II 1.6. Принципиальная схема водяного охлаждения обмоток капсульного гидрогенератора:
1 — теплообменник; 2 — рабочий фильтр; 3 — резервный фильтр; 4 — ионнообменный фильтр; 5 — обратный клапан; 6 — напорный коллектор статора; 7 — сливной коллектор статора; 8 — напорный коллектор ротора; 9 — сливной коллектор ротора; 10 — сливной бак; 11 — реле уровня; 12 — насос; 13 — резервный насос
перемежают со сплошными и тепло, выделяющееся в последних, передается полым проводникам через тонкую изоляцию. Прокачка дистиллированной воды через полые проводники осуществляется по контуру: насос — теплообменник — сетчатый фильтр — ионно обменный фильтр — напорные коллекторы статора и ротора — обмотки — сливные коллекторы статора и ротора — сливной во дяной бак (рис. II 1.6). Однако, если подачу воды в обмотки статора
ислив из них можно осуществить непосредственно через напорный
исливной коллекторы, то для подачи воды во вращающийся
64
ротор и слив из него требуется специальное устройство — водоприемник (рис. III.7).
Водоприемник состоит из двух соосных штанг, вставленных одна в другую и вращающихся вместе с генераторным валом. Наружная штанга фланцем закрепляется на торце вала, а внутрен няя — входит фланцем в центральное отверстие вала. На наруж-
Рис. III.7. Водоприемник гидрогенератора с водяным охлаждением:
1 — подводящая труба; 2 — наружная штанга для слива воды; 3 — внутренняя штанга —
подводящая; 4 — корпус |
водоприемника; 5 — вал генератора; 6 — подшипники каче |
ния; 7 — дренажная |
трубка; 8 — сливная труба; 9 — стопор водоприемника |
ной штанге на двух шариковых подшипниках устанавливается корпус водоприемника. Внутренние обоймы шариковых подшип ников плотно соединены с наружной поверхностью наружной штанги, а наружные обоймы — с внутренней поверхностью кор пуса. Поэтому вращение штанги позволяет корпусу оставаться неподвижным. На конце генераторного вала выполняются два или четыре (это зависит от конструкции) радиальные отверстия, соединяющиеся с напорным и сливным коллекторами ротора гене
ратора.
В водоприемнике образуются таким образом две зоны: по одной через внутреннюю штангу вода подается в радиальное отверстие вала и, далее, в обмотки ротора, а по другой вода из обмоток сливается через сливной коллектор и радиальные отверстия в
5 М. Л. Стекло |
65 |