Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
наружную штангу. В водоприемнике предусмотрены необходимые уплотнения, а также возможность смазки шариковых подшип ников.
Важно отметить, что на работе водоприемника не сказыва
ется биение вала генератора, так как |
корпус |
водоприемника |
|||||
устанавливается на штангу, и его колебания |
не |
могут превос |
|||||
ходить величину зазоров в |
шариковых |
подшипниках, |
которые, |
||||
как известно, весьма малы. |
|
|
|
1,5—2 кгс/см2. |
|||
В водоприемник |
подается вода с давлением |
||||||
Система |
охлаждения |
снабжена двумя |
насосами |
12 и |
13 (см. |
||
рис. III.6), один из которых |
резервный. |
|
|
|
|
||
Насосы сблокированы таким образом, что при выходе из строя |
|||||||
одного |
автоматически включается другой. Оба |
насоса |
распола |
гаются в месте, удобном для их обслуживания и обеспечиваю щем свободный залив воды в них из бака 10 (см. рис. III.6). Бак устанавливается так, чтобы обеспечивался свободный слив из обмоток ротора и статора. Для восполнения протечек воды из системы производится постоянная подпитка сливного бака дистил лированной водой.
Оборудование и аппаратура системы охлаждения за исклю чением водоприемника располагается внутри или вне капсулы агрегата. При установке водоприемника на конце генераторного вала, где обычно находится маслоприемник турбины, приходится либо переносить маслоприемник на вал турбины (что не оправ дало себя на практике), либо надо совмещать водоприемник с маслоприемником и устанавливать это совмещенное устройство на конце генераторного вала. Описание масловодоприемника дано в гл. VI. Все элементы водяного тракта, включая трубопро воды подвода и отвода воды, изготовляются из антикоррозийных материалов. Трубы, в частности, выполняются из красной меди. Центральное отверстие вала в зоне попадания воды должно быть также надежно защищено от коррозии.
Капсульные гидрогенераторы с полным водяным охлаждением находят все большее применение в последние годы. Они являются более прогрессивными и значительно более экономичными кон струкциями по сравнению с генераторами с воздушным охлажде
нием. |
|
гидрогенераторы |
с водяным |
охлаждением |
Капсульные |
||||
имеют следующие |
преимущества: |
|
|
|
1) |
исключается необходимость в воздушной герметизации кап |
|||
сулы; |
упрощается |
конструкция и |
уменьшается |
металлоемкость |
2) |
головной части капсулы и переходного кольца, в которых не тре буется выполнять каналы;
3)исключается надобность в мощном вентиляторе с электро приводом и, следовательно, исключается шум в капсуле;
4)создаются условия, позволяющие производить обслужива
ние узлов генератора и наблюдение за ними в любое время.
66
13. КОМПОНОВКИ КАПСУЛЬНЫХ ГИДРОАГРЕГАТОВ
Одним из важнейших отличий в компоновках капсульных ги дроагрегатов является число опор их ротора. Число опор зависит прежде всего от размеров агрегата, а следовательно, от весовых нагрузок, приходящихся на каждую опору.
До последних лет размеры и веса капсульных агрегатов поз воляли располагать ротор агрегата на двух опорных подшипни ках; в некоторых гидроагрегатах в силу особенностей их компо новки число подшипников увеличено до трех.
В настоящее время тенденция к увеличению единичной мощ ности и, следовательно, размеров и весов агрегатов, тормозится ограниченной грузоподъемностью опорных подшипников. В про мышленности применяются подшипники с несущей способностью 250—300 тс (например, в прокатных станах). Однако такую на грузку эти подшипники несут после начала вращения, когда шейки валков хорошо смазаны и под ними уже образовалась масляная пленка; до тех пор усилие на подшипники весьма мало. В условиях работы гидроагрегата нагрузка на подшипниках имеет место постоянно и во время вращения, и после остановки, поэтому даже на самых крупных турбинах несущая способность подшип ников не превышает ПО тс.
В уникальных по размерам и мощности капсульных агрегатах применяется четырехопорная система, в которой два подшип ника относятся к гидротурбине, а два к генератору. В этом случае нагрузка на каждый из подшипников не превышает 80—90 тс. При этом четвертый подшипник закрепляется на выходном ста
торе, который |
становится необходимым элементом установки. |
|||
В последние годы разработан подшипник нового типа, способ |
||||
ный нести нагрузки 220 тс. Это |
позволяет |
создавать мощные |
||
гидроагрегаты |
на трех |
опорах без |
выходного |
статора турбины, |
с консольным |
рабочим |
колесом. |
|
|
Все весовые нагрузки от гидроагрегата воспринимает статор турбины. Однако прочность статора ограничена его конфигура цией и целесообразной металлоемкостью. Поэтому для крупных гидроагрегатов (мощностью свыше 30 000 кВт и с диаметром рабо чего колеса более 6 м) применяют кроме статора турбины еще бетонный бычок обтекаемой формы, облицованный стальными листами. Этот бычок устанавливается со стороны нижнего или со стороны верхнего бьефа и воспринимает часть нагрузки уста новки, включая и крутящий момент генератора. В отечественной практике применяют бычок только со стороны верхнего бьефа.
Компоновки с двумя подшипниками. Двухопорные компоновки капсульных турбин имеют наибольшее распространение как в СССР, так и за рубежом. Они весьма компактны, их линии валов легко подаются расчету на прогиб и на вибрацию. Такие компо новки применены на Череповецкой, Киевской, Перепадных (Ингурского каскада ) ГЭС и др.
5* |
67 |
Компоновки с четырьмя подшипниками (агрегат с выходным статором Саратовской ГЭС) Агрегат (рис. III.8) состоит из гори зонтальной гидротурбины и непосредственно соединенного с ней горизонтального гидрогенератора с полным водяным охлаждением. Управление агрегатом производится с помощью электрогидра-
Рис. III.8 . Горизонтальный капсульный агрегат с выходным статором Саратов ской ГЭС:
1 — капсула, |
головная часть; 2, |
5 — подшипники генератора; |
3 — генератор; 4 — про |
||
межуточный |
пояс; 6 — сервомотор направляющего |
аппарата; |
7 — вал турбины; 8 — |
||
передний подшипник турбины; |
9 — лопатка направляющего |
аппарата; |
10 — рабочее |
||
колесо; 11 — маслоприемник; 12 |
— выходной статор; |
13 — задний подшипник турбины; |
|||
14 — камера турбины; 15 — регулирующее кольцо; |
16 — входной статор; |
17 — проход |
|||
|
в головную часть капсулы; 18 — проход в бетонном бычке |
|
влического регулятора скорости ЭГРМ-150-2 и маслонапорной установки МНУ30-2/40 с максимальным давлением масла
40 кгс/см2. Маслонапорная установка поставляется одна на две турбины.
Важнейшие т е х н и ч е с к и е х а р а к т е р и с т и к и агрегата: напор максимальный 18 м; напор расчетный 10,5 м; напор минимальный 7,2 м; мощность 45 000 кВт; скорость вра щения 75 об/мин; диаметр рабочего колеса гидротурбины 7500 мм,
68
Основными несущими элементами агрегата являются входной статор турбины, закрепленный и забетонированный в плотине, и бетонный бычок обтекаемой формы, на котором закреплены головная часть капсулы, генератор и промежуточный пояс между генератором и входным статором турбины. Особенность компо новки состоит в том, что большая часть капсулы агрегата распо лагается в открытой напорной камере.
Ротор генератора и ротор турбины опираются каждый на два подшипника скольжения сегментного типа. Один из генераторных подшипников установлен на специальной опоре в головной части капсулы, другой — на такой же опоре в промежуточном поясе между генератором и статором турбины.
Передний подшипник турбины (расчетная нагрузка 83 тс) установлен в опорном конусе перед рабочим колесом, задний (расчетная нагрузка 62 тс) — за рабочим колесом и закреплен на выходном статоре. Вал генератора и вал турбины жестко соединены фланцами с болтовым креплением.
Передний подшипник выполнен с двумя рядами сегментов, задний с одним рядом (см. гл. V).
Направляющий аппарат — конический с 16 лопатками. Он имеет ту особенность, что два сервомотора, регулирующее кольцо и весь механизм поворота лопаток расположены внутри капсулы турбины. Такая компоновка возможна только в крупных агре гатах. Она обеспечивает компактность направляющего аппарата, позволяет регулирующее кольцо выполнить жестким и значи тельно менее металлоемким, уменьшает трудоемкость узла и освобождает шахту турбины.
Рабочее колесо четырехлопастное, бескрестовинного типа. Корпус рабочего колеса является одновременно цилиндром серво мотора. Со стороны верхнего бьефа к диафрагме корпуса рабочего колеса крепится фланец вала турбины, а со стороны нижнего бьефа к корпусу крепится цапфа, опирающаяся на задний под шипник.
Поршень сервомотора соединяется со штангами, по которым мас ло под давлением от маслоприемника, расположенного в выходном статоре, поступает в полости сервомотора рабочего колеса Штанги в этой компоновке удается выполнить весьма простыми и корот кими (1,7 м вместо 8—12 м в других установках), поскольку маслоприемник находится в непосредственной близости к серво мотору рабочего колеса.
Маслоприемник — упрощенной конструкции. Поступательное перемещение штанг маслоприемника используется для обратной связи с золотником рабочего колеса.
Пропуск коммуникационных линий и вход в агрегат осуще ствляются через верхнюю колонну входного статора и верховой проход в головную часть капсулы, соединяющей последнюю с верхней частью машинного зала. Через этот же верховой проход выводятся шинопроводы генератора.
69
Из турбинной части капсулы в головную ее часть можно пройти через нижнюю колонну входного статора и проход в бе тонном бычке. Доступ к маслоприемнику и к передаче выключа теля осуществляется через верхнюю колонну выходного статора.
Управление турбиной и вспомогательными механизмами авто матизировано. Пуск и остановка осуществляются дистанционно с пульта управления. За нормальной работой агрегата и отдель-
Рис. III.9. Горизонтальный капсульный агрегат с консольным рабочим колесом Саратовской ГЭС:
/ — масловодоприемиик; 2 и 3 — подшипники генератора; 4 — подшипник турбины
ных его механизмов следит ряд реле, которые в случае каких-либо нарушений подают сигнал или импульс на остановку.
Турбина доступна для осмотра, ревизий и ремонтов благодаря наличию съемной части камеры, площадок и лестниц внутри и снаружи капсулы. Конструкция и компоновка агрегата в целом позволяют вести полный монтаж и демонтаж ротора турбины без демонтажа генератора.
Компоновка с тремя подшипниками (агрегат с консольным рабочим колесом Саратовской ГЭС). Характерной особенностью установки (рис. II 1.9) являются отсутствие выходного статора и консольность рабочего колеса. Однако исполнение такой уста новки стало возможным после того, как было найдено решение
70
по конструкции тяжелонагруженного турбинного подшипника (см. гл. V). Агрегат расположен на трех подшипниках, из которых два относятся к генератору и один — к турбине.
Ряд других узлоз конструктивно аналогичен соответствующим узлам установки с выходным статором. Но с учетом отсутствия вредного влияния на энергетические качества проточного тракта со стороны выходного статора уменьшена высота лопатки с ОДбАП в установке с выходным статором до 0,4Ог. Это позволяет умень шить габариты входного статора и тем самым значительно умень шить вес установки в целом. Уменьшена толщина листов в голов ной части капсулы и в проходе в головную часть капсулы с 25 до 18 мм. Отпадает также необходимость в заднем уплотнении.
Масловодоприемник установлен на торце генераторного вала со стороны верхнего бьефа.
Шток рабочего колеса связан с масловодоприемником (маслоприемной его частью) с помощью штанг турбины, располагаю щихся в полости валов турбины и генератора. Штанги делятся по длине на части в зоне фланцевого соединения валов и опи раются на специальную бронзовую опору, размещенную в этом фланцевом соединении. Штанги вращаются вместе с валами и при регулировании турбины перемещаются по указанной выше опоре поступательно. Это поступательное движение штанг используется для передачи выключателя, аналогично маслоприемникам верти кальных турбин, с помощью системы роликов и троса. Трос, как и другие коммуникации, включая масляные и водяные трубо проводы, шинопроводы и пр., направляется в проход в головную часть капсулы и далее к месту его подвода.