Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
него. Шток соединен со штангами турбины, расположенными в центральном отверстии валов турбины и генератора.
Осевой направляющий аппарат имеет 12 радиально расположен ных лопаток, с помощью которых регулируется расход воды, а при остановке турбины перекрывается водоток.
Цапфы лопаток опираются на подшипники с вкладышами из древпластика, расположенными на наружном и внутреннем коль цах направляющего аппарата. Смазка этих подшипников произ водится водой, непосредственно из потока.
Поворот лопаток осуществляется двумя сервомоторами при помощи регулирующего кольца и поворотных механизмов. Серво моторы диаметром 350 мм и давлением масла 25 кгс/см2 установ лены вертикально в шахте турбины. Один из них снабжен стопор ным устройством.
К направляющему аппарату примыкает камера турбины, ко торая сверху имеет незабетонированный выемной сектор, позво ляющий производить монтаж и демонтаж ротора турбины.
В связи с отсутствием в данной установке быстродействующих затворов предусмотрена возможность торможения агрегата раз воротом лопастей рабочего колеса. Торможение достигается с на рушением комбинаторной зависимости. Лопасти рабочего колеса поворачиваются при неизменном положении лопаток направляю щего аппарата. Однако этот способ защиты агрегата от разгона в то время не был изучен. Не было известно также, следует ли по ворачивать лопасти на открытие или закрытие и на какую вели чину угла. Поэтому по сравнению с другими рабочими колесами на полупрямоточной турбине, которая являлась опытной, утлы поворота лопастей увеличены до ±22° 30', тогда как обычно они выполняются ±16°—±18°.
Испытания, проведенные на полупрямоточной агрегате, пока зали, что при торможении агрегата поворотом лопастей на откры тие (масло подается в сервомотор рабочего колеса от аккумулятора МНУ, где давление 25 кгс/см2) скорость вращения падает, но при этом вибрации агрегата из-за большого расхода воды через колесо становится недопустимыми.
При торможении поворотом лопастей на закрытие агрегат может достигнуть максимальной скорости вращения, если тормо жение началось не сразу после начала возрастания числа оборотов, однако сам процесс торможения проходит спокойно.
Для того чтобы относительно быстро закрывать лопасти необ ходимо преодолеть большие гидравлические моменты. Поэтому
агрегат снабжен |
аварийной маслонасосной установкой (АМНУ) |
с максимальным |
давлением до 100 кгс/см2. В настоящее время |
этот способ защиты не применяется, так как турбина в случае его использования ставится в тяжелые условия. Кроме того, этот спо соб требует специальной АМНУ, что отражается на стоимости обо рудования. Опыт эксплуатации оборудования многих ГЭС показал, что главным и единственно надежным органом защиты от разгона
20
является направляющий аппарат. Для повышения надежности защиты от разгона практически все гидроагрегаты, выполненные в СССР за последнее время, снабжаются золотниками аварийного закрытия направляющего аппарата.
Корпус рабочего колеса соединяется с одной стороны с опор ной цапфой, облицованной рубашкой из нержавеющей стали,
сдругой — с фланцем вала турбины.
Всредней части вала турбины расположено сальниковое уплот нение, защищающее генераторное помещение от воды. Перед саль ником установлен затвор, допускающий замену набивки сальника без опорожнения турбинной камеры. У фланцевого соединения под валом турбины установлена монтажная опора, облегчающая
центровку вала турбины. Все процессы управления турбиной и ее механизмами полностью автоматизированы.
Полупрямоточный шахтный гидроагрегат Камской ГЭС в СССР
единственный. Его достоинства заключаются главным образом в том, что генератор, мало отличаясь от обычного вертикального, обладает достаточно большим маховым моментом, позволяющим агрегату работать на систему небольшой мощности или на изоли рованного потребителя. Компоновка шахтного агрегата позволяет выполнить его для сравнительно высоких для горизонтальных гидротурбин напоров (20—30 м) и создает благоприятные усло вия для установки повышающего мультипликатора.
Можно также представить себе проект агрегата, где вместо бе тонной шахты — полушахта и металлическая полукапсула.
В настоящее время заводы нашей страны, накопившие боль шой опыт в создании горизонтальных агрегатов, могут выполнять полупрямоточные агрегаты более совершенными. Однако недо статки этих агрегатов — искривленный поток и большие габариты генератора, приводящие к расширению фронта ГЭС, сильно сни жают их перспективность.
Полупрямоточные гидротурбины широко применялись за гра ницей, особенно в ФРГ, Франции и Японии. В этих странах раз личными фирмами выполнено много таких турбин для различных гидростанций, в том числе: Аржанта, Трир, Детцем, Лех, Омата, Охито и др.
Гидроагрегат с универсальным шарниром. В 1959 г. на ЛМЗ была предложена конструкция гидроагрегата с универсальным шарниром на подшипниках качения. Она увлекла ряд конструк торов своими видимыми преимуществами, и начались ее разра ботки. В этой конструкции с помощью двух головок шарнира вращение горизонтального вала гидротурбины передавалось вер тикальному валу гидрогенератора, вынесенному из капсулы в по мещение, располагающееся непосредственно над проточным трак том.
Такая компоновка позволяет значительно уменьшить размеры капсулы и приближает очертание проточного тракта к прямоточ ному и, следовательно, достигается меньшее заглубление подошвы
21
ГЭС (рис. 1.7). В этой компоновке более целесообразно установить не конический направляющий аппарат, как в капсульном агре гате, а осевой — более простой и технологичный. Упрощается при этом и конструкция генератора, который выполняется обычного типа, главное, не требует мощной пяты и ее опоры. Некоторое подобие пяты устанавливается только для опоры самого ротора генератора.
Универсальный шарнир на подшипниках качения представ ляет собой корданный механизм, состоящий из одной или двух
Рис. 1.7. Горизонтальный агрегат с универсальным шарниром:
/ — генератор; 2 — регулятор; 3 — выходной статор; 4 — рабочее колесо; 5 — радиаль ный направляющий аппарат; 6 — головная часть капсулы; 7 — универсальные шар ниры; 8 пята
головок. Если необходимо передать вращение по прямой линии или с небольшим отклонением от одного вала другому, то приме няется одна головка; если вращение передается под некоторым значительным углом, то применяются две головки, соединенные между собой валом (рис. 1.8). Такие шарниры применяются на «гибких» валах прокатных станов и на некоторых типах речных судов в качестве соединительных элементов участков валопроводов. В этих случаях углы передачи вращения не превышают 8—10°. Для передачи вращения от горизонтального вала гидро турбины к вертикальному валу гидрогенератора (90°) углы осей головок и соединяющего их вала должны быть по 45°.
Испытания такого шарнира в Ленинградском политехническом
институте по |
заказу ЛМЗ |
подтвердили его работоспособность |
и высокий к. |
п. д. (99,8%), |
однако и выявили его недостаток — |
22
неравномерность вращения ведомой головки. По прямой линии или при малых углах передачи вращения этот недостаток мало заметен и не имеет влияния на ведомую головку. При угле передачи
45° или близком к нему и скорости |
вращения |
около 100 об/мин |
|||||||||||||
эта |
неравномерность |
составляет |
1,6— 1,8, |
что |
может при |
||||||||||
вести к неравномерному вращению гидрогенератора |
и пуль- |
||||||||||||||
сации частоты в сети. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Неравномерность |
вращения |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ведомой |
головки |
шарнира |
при |
|
|
|
|
|
|
||||||
больших |
углах |
установки |
го |
|
|
|
|
|
|
||||||
ловок и соединяющего их вала |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
является [органическим свой |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ством |
этого |
механизма, |
пре |
|
|
|
|
|
|
||||||
пятствующим |
его применению |
|
|
|
|
|
|
||||||||
в гидроагрегатах. |
Кроме |
того, |
|
|
|
|
|
|
|||||||
как |
видно |
из |
рисунка, |
такая |
|
|
|
|
|
|
|||||
компоновка |
вряд |
ли |
возможна |
|
|
|
|
|
|
||||||
без выходного статора, оказы |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
вающего |
вредное |
влияние |
на |
|
|
|
|
|
|
||||||
энергетические показатели уста |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
новки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому |
разработки |
|
конст |
Рис. |
1.8 |
Универсальный |
шарнир |
||||||||
рукции |
такого агрегата |
были |
|
с подшипниками |
качения: |
||||||||||
преостановлены |
на |
стадии |
эс |
1 — корпус |
шарнира; |
2 — подшипники |
|||||||||
кизно-технического проекта. |
качения; 3 — промежуточный |
вал между |
|||||||||||||
|
|
двумя |
шарнирами |
|
|||||||||||
|
|
|
|
4. |
КАПСУЛЬНЫЕ ГИДРОАГРЕГАТЫ |
|
|
||||||||
Агрегаты, генератор которых заключен в металлическую кап |
|||||||||||||||
сулу обтекаемой формы, |
а капсула вместе с турбиной размещена |
в проточном тракте, называются капсульными. Поскольку эти агрегаты находятся в потоке, то их называют также погружен ными. По сравнению с другими типами горизонтальных гидро турбин капсульные имеют наиболее высокие энергетические и экономические показатели. В связи с малыми габаритами генера тора удается существенно сократить расстояние между осями капсульных агрегатов (табл. 1.2).
Компоновка капсульных агрегатов позволяет значительно упростить форму гидротехнических сооружений, что делает воз можным широкое применение индустриальных методов строитель ства гидростанций с использованием сборных элементов.
При оборудовании ГЭС капсульными агрегатами стоимость строительства оказывается на 15—25% ниже, чем у гидростан
ций, |
оборудованных |
вертикальными агрегатами. Для дру |
|
гих |
типов |
горизонтальных агрегатов эта разница составляет |
|
5— 15%. |
|
|
|
Уменьшенный маховой момент малогабаритных генераторов |
|||
является |
недостатком |
капсульных агрегатов в целом. При |
23
относительно небольшой энергосистеме или работе агрегата на изо лированного потребителя, применение капсульных агрегатов за трудняется.
Для мощных энергосистем капсульные агрегаты являются наи более перспективными. Они могут применяться при низких на порах как на русловых, так и на приливных электростанциях.
В последние годы такие агрегаты нашли широкое применение на ряде советских и зарубежных низконапорных гидростанций.
Ниже приведены описания некоторых компоновок и конструк ций капсульных гидротурбин, выполненных советскими заводами. Описание конструкций основных узлов турбины и расчеты на прочность приведены в последующих главах.
Капсульные гидроагрегаты Череповецкой ГЭС. Череповецкая ГЭС является частью гидроузла, входящего в состав сооружений Южного склона Волго-Балтийского канала. Она расположена на р. Шексие и принадлежит к числу низконапорных ГЭС водослив ного типа. Всего на ГЭС установлены в две очереди четыре агре гата. Два агрегата первой очереди по конструкции отличаются от агрегатов второй очереди.
Гидротурбинное оборудование первой очереди состоит из тур бины, непосредственно соединенной с малогабаритным генерато ром, маслонапорной установки типа МНУ12,5 с рабочим давле нием масла 25 кгс/см2 (одна МНУ на два агрегата) и электрогидравлического регулятора типа ЭГРК-ЮО.
Турбины спроектированы и изготовлены на ЛМЗ им. XXII съезда КПСС, а малогабаритные генераторы с водяным охлажде нием обмоток ротора и статора на заводе «Электросила» им. С. М. Кирова. Турбина выполнена с консольным расположе нием рабочего колеса (основные параметры см. табл. 1.1).
Турбина (рис. 1.9) состоит из статора, направляющего аппа рата, рабочего колеса, вала, опорного подшипника, камеры ра бочего колеса, головной части капсулы и маслоприемника.
Статор — сварнолитой, состоит из восьми профильных колонн, соединенных между собой наружным и внутренним поясами. Через верхнюю колонну утолщенного профиля проходят трубо проводы и тросовая передача обратной связи, а также осуществ ляется сообщение турбинной части капсулы с машинным залом. Через нижнюю колонну проходят сливные трубопроводы.
Направляющий аппарат— конический с 16 поворотными ло патками и приводом от двух вертикально расположенных в шахте сервомоторов диаметром 500 мм. Механизм поворота лопаток из-за пространственного движения серег имеет шаровые шарниры. Втулки шарниров механизма поворота и опорные планки регу лирующего кольца выполнены из капрона и не требуют смазки.
Рабочее колесо бескрестовинной конструкции с четырьмя по воротными лопастями выполнено с втулочным отношением 0,355. Масло под давлением 25 кгс/см2 подводится к сервомотору рабо чего колеса через маслоприемник и штанги. Для приближения
24