Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
использование энергии приливов и отливов, явления периоди чески имеющего место под влиянием притяжения океанских вод луной и солнцем. Значительную роль сыграли в этом главным об разом французские энергетики. Они начали проектировать, из готовлять и исследовать агрегаты малой мощности, исчисляв шейся несколькими сотнями киловатт, а в настоящее время ра ботают и успешно эксплуатируются опытная ПЭС Сен-Мало, ПЭС Ране (240 тыс. кВт) и др.
Поначалу использование энергии приливов и отливов каза лось нерентабельным. И в самом деле, представим себе, что мы отделили плотиной морской залив (бассейн) от моря. Во время при лива уровень воды в море выше уровня воды в заливе (бассейне); и если в плотине установить турбины, то, «срабатывая» создавашийся перепад (напор), мы получим электроэнергию. Поскольку бассейн при этом наполнится, то уменьшится напор, а вскоре он станет настолько мал, что турбины остановятся. С наступлением отлива цикл повторится, но в обратном направлении, из бассейна в море.
Работа турбин осложняется прежде всего реверсивным харак тером самого процесса в течение суток, а также малыми напорами (ощутимая их величина весьма кратковременна). Кроме того, не равномерность мощности в суточном цикле усугубляется месяч ной неравномерностью приливов вследствие их зависимости от положения луны на небесном своде; сказывается также ежеднев ный сдвиг фазы прилива. Были попытки сбалансировать эту энергию с помощью двухбассейновых схем, удорожающих, од нако, строительство, поскольку требуются дополнительные пло тины и водопропускные отверстия. В этом случае, как и без двух бассейновых схем, для выравнивания мощности в соответствии с потреблением требовались компенсирующие установки (насосноаккумулирующие станции —■НАЭС). А это безусловно оказы валось нерентабельно.
В большой мере решил эту проблему советский ученый Л. Б. Бернштейн. Он предложил использовать в момент выравни вания уровней воды в бассейне и в море турбины ПЭС в качестве насосов для повышения уровня в бассейне, с тем, чтобы потом сработать этот уровень и возвратить затраченную энергию. Осо бенно это целесообразно в ночные часы, когда имеется «избыточная» энергия тепловых электростанций, а возвращается эта энергия в часы пик. Таким образом, переводится энергия из лунного вре мени в солнечное. Появляются вполне определенные требования к турбинам ПЭС. Они должны работать в шести режимах: тур бина — в одном направлении, турбина — в противоположном; насос — в одном направлении, насос — в противоположном; про пуск воды без вращения в одном направлении, пропуск — в про тивоположном.
В настоящее время практически единственно приемлемыми аг регатами для ПЭС считаются капсульные обратимые агрегаты;
3* |
35 |
позволяющие наиболее целесообразно обеспечить симметричный двусторонний подвод воды с минимальными потерями.
ВСоветском Союзе успешно работает ПЭС на губе Кислой (Кислогубская ПЭС). Она является первой опытной станцией, позволившей решать ряд важнейших проблем, в том числе вопрос
остроительстве и монтаже плотины с агрегатами в приморских промышленных центрах и дальнейшей транспортировке таких ком плексов на проектные створы на плаву.
Вбудущем планируются такие ПЭС, как Мезенская мощ ностью 2,5 млн. кВт (150 агрегатов), Беломорская — 10 млн. кВт (500—700 агрегатов) и в более далекой перспективе — Пенжин ская — 50 млн. кВт и Тугурская — 6 млн. кВт (Дальний Восток). Последние две ПЭС предназначаются создавать электроэнергию для перекачивания газа по трубопроводу Тюмень—Москва, элек тронагрева грунта для золотодобывающей промышленности и аг ротехники и для экспортирования энергии в Японию.
Г Л А В А II
ПРОТОЧНЫЙ ТРАКТ
6.ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Кэнергетическим показателям турбины относятся пропуск ная способность и к. п. д. Пропускная способность турбины — количество воды (расход), пропускаемое через турбину в секунду. Пропускная способность определяется величиной максимального
приведенного расхода Qi [11, 17]. Коэффициент полезного дей ствия (к. п. д.) определяется величиной потерь. Величина потерь энергии зависит от принятой схемы проточного тракта и конструк ции турбины. Потери энергии в турбине складываются из гидрав лических, объемных и механических.
К гидравлическим относятся потери: на удар при входе в на правляющий аппарат и на рабочее колесо; на гидравлическое со противление трению из-за вязкости воды по всей длине проточного тракта в пределах турбины (путевые потери); на изменение ско рости по величине и направлению (местные потери); потери на выходе из отсасывающей трубы.
Кобъемным потерям, вообще говоря, относятся потери от про течек через щели и зазоры не попадающей на лопасти турбины воды. Однако в поворотнолопастных рабочих колесах эти потери неразделимы с концевыми потерями на лопастях в зоне между камерой и лопастями и между корпусом рабочего колеса и лопа стями.
Кмеханическим потерям относятся потери на трение в под шипнике и на привод вспомогательных механизмов.
Отдельные составляющие потерь энергии зависят от величины напора, схемы проточного тракта и режима работы турбины.
Для быстроходных гидротурбин, работающих при низких на порах и больших расходах, главными потерями будут гидравли ческие. При низких напорах относительная кинетическая энер гия турбины составляет значительную величину. Гидравличе ские потери АЯ пропорциональны квадрату скорости, и поэтому при низких напорах величина относительных потерь АН/Н бу дет велика. По сравнению с тихоходными турбинами, работаю щими при высоких напорах, гидравлический к. п. д. у быстро
ходных турбин будет меньше.
37
Объемные и концевые потери энергии в поворотно-лопастных быстроходных гидротурбинах составляют небольшую величину. Снижение этих потерь вряд ли возможно, так как величины зазо ров между лопастями и камерой уже давно стали минимально допускаемыми технологией изготовления гидротурбин.
Механические потери энергии в гидравлических турбинах со ставляют довольно значительную величину 0,5—0,8%. Некото-
Рис. II.1. Проточный тракт горизонтальной прямоточной гидротурбины:
1 — подводящая камера; 2 — передний статор; 3 — радиальный направ ляющий аппарат; 4 — рабочее колесо; 5 — камера турбины; 6 — задний статор; 7 — отсасывающая труба
рое уменьшение этих потерь возможно только за счет улучшения качества обработки трущихся поверхностей в турбине.
Основным фактором улучшения гидравлических показателей горизонтальных турбин является наибольшее для каждой из схем спрямление проточного тракта, прежде всего в зоне отсасы-
Рис. II.2. Проточный тракт горизонтальной полупрямоточнон гидротурбины:
/ - - подводящие каналы; 2 — радиальный направляющий аппарат; 3 |
— камера |
турбины; |
4 — отсасывающая труба; 5 — задний статор; 6 — рабочее колесо; |
7 — зуб |
переднего |
статора |
|
|
вания. Наибольший эффект для низконапорных быстроходных турбин оказывает применение прямоосной отсасывающей трубы и конического направляющего аппарата, расположенного в малоискривленной камере с достаточно большой площадью проходного сечения.
38
Горизонтальные прямоточные (рис. II. 1) и полупрямоточные турбины (рис. II.2) по сравнению с вертикальными имеют в зоне режимов с максимальными раходами некоторые преимущества по к. п. д. Однако существенная форсировка расхода в прямоточ ных турбинах лимитируется значительными потерями на ободе рабочего колеса. Что касается полупрямоточных, шахтных тур бин, то при большем размере генераторного помещения существен ная форсировка расхода невозможна.
Прямоточные гидротурбины обладают наиболее совершенным проточным трактом, однако, существенное увеличение их мощ-
Рис. П.З. Проточный тракт горизонтальной капсульной гидро турбины:
1 — подводящая камера; 2 — головная часть капсулы; 3 — статор турбины; 4 — направляющий аппарат; 5 — рабочее колесо; 6 — отса
сывающая труба
ности тормозится трудностями конструктивного выполнения таких машин. В настоящее время в основном применяются капсуль ные гидротурбины (рис. П.З), которые могут работать с макси мальными приведенными расходами до 3500 л/с и более при вы соких значениях к. п. д. на всех режимах работы.
Применение горизонтальных капсульных турбин обеспечивает форсировку пропускной способности и позволяет при одинаковых с вертикальной турбиной размерах рабочего колеса на 20—25% увеличить мощность турбины практически без ухудшения к. п. д.
7. ПОДВОДЯЩАЯ КАМЕРА, СТАТОР, НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ
Подводящая камера. Подводящие камеры горизонтальных тур бин по сравнению с применяемыми в вертикальных турбинах спиральными имеют лучшие гидравлические качества. Скорости и направление потока в таких камерах по всему периметру прак тически одинаковы, благодаря чему обеспечивается более равно мерное обтекание колонн статора и всех лопаток направляющего аппарата.
Размеры и очертания подводящей камеры выбираются из ус ловия обеспечения таких величин скоростей потока и такого ха рактера их изменения по длине проточного тракта, при которых гидравлические потери в камере были бы минимальными. Для
39
увеличения пропускной способности турбины следует по возмож ности увеличивать проходные сечения камеры в области направ ляющего аппарата. Форма подводящей камеры также зависит от схемы проточного тракта и типа направляющего аппарата.
В прямоточных турбинах (рис. II. 1), в которых находят при менение, как правило, радиальные направляющие аппараты, при нимается круглая форма подводящей камеры. Ее диаметр на входе равен (1,3— 1,4) D lt что обеспечивает среднюю скорость потока на входе в направляющий аппарат порядка 4,5—5 м/с при ма ксимальном расходе.
В капсульных турбинах (рис. П.З) форма подводящей камеры на входе — прямоугольная; по мере приближения к статору она плавно переходит в круглую. Диаметр камеры у таких турбин в зоне направляющего аппарата принимается значительно боль шим по сравнению с камерами прямоточных турбин. Эго объяс няется наличием в потоке капсулы и необходимостью снизить скорость в зоне конического направляющего аппарата для умень шения гидравлических потерь. Диаметр подводящей камеры в зоне направляющего аппарата у горизонтальных турбин принимается равным (1,8-н1,9) D], что соответствует средним скоростям по тока 3—4 м/с при максимальной мощности.
В капсульных турбинах для обеспечения вибрационной стой кости агрегата в подводящей камере устанавливаются крепящие капсулу растяжки или распоры. В тех случаях, когда растяжки не могут быть установлены, применяется опорный бычок, толщина которого составляет 0,4—0,45 от диаметра капсулы.
Исследования показывают, что расположение в потоке растяжек или распоров существенного влияния на гидравлические качества камеры не оказывает. Что касается опорного бетонного бычка, то его наличие в потоке приводит к значительным потерям, осо бенно при форсированных приведенных расходах. При приведен ных расходах порядка Q1 = 3000 л/с потери составляют —1,5%, при Qi = 2000 л/с потери уменьшаются до —1,0%. При неболь ших приведенных расходах потери существенно уменьшаются.
Форма подводящей камеры полупрямоточной турбины (рис. II.2) значительно отличается от камер других типов горизонтальных турбин. Это объясняется наличием в камере бычка для размеще ния внутри него генератора. Поэтому здесь подводящая камера принимает форму двух каналов, огибающих указанный выше бы чок. На входе каналы имеют прямоугольную форму, а по мере приближения к статору плавно переходят в полукруглую. Опти мальные формы и размеры каналов определяются при испытании модели установки. Гидравлические качества подводящей камеры полупрямоточной трубины выше спиральной, однако они уступают камерам прямоточных и капсульных турбин.
Статор. Статор непосредственно примыкает к подводящей камере и является ее продолжением. В прямоточных и капсуль ных турбинах колонны статора расположены в потоке радиально.
40