Файл: Стеклов, М. Л. Горизонтальные гидравлические турбины. Конструкция и расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новлены в обойме, смонтированной на нижней половине опорного конуса. Центровка вкладыша производится при помощи прокла­ док, установленных под подушками. Масло к подшипнику для смазку подводится в нижнюю половину вкладыша, вблизи гори­ зонтального разъема.

Для облегчения условий работы подшипника при пуске и остановке агрегата предусмотрена подача масла по нижней об­ разующей вкладыша под высоким давлением от специальной уста­ новки.

Предусмотрена полная автоматизация управления гидротур­ бинным оборудованием, т. е. пуск и поддержание нормального режима работы и защита от повышения числа оборотов. Опыт эксплуатации и результаты натурных испытаний агрегатов Киев­ ской ГЭС показали, что турбины этих агрегатов надежны в работе

иобладают высокими энергетическими показателями. Перепадные ГЭС II, III и IV. Перепадные ГЭС, оснащенные

каждая двумя горизонтальными капсульными агрегатами, рас­ положены на отводном канале Ингури ГЭС. Конструкция агре­ гата показана на рис. 1.11. Размеры и тип агрегатов такие же, как для Череповецкой ГЭС. Однако в компоновке агрегатов и в конструкции узлов турбин Перепадных ГЭС приняты новые ре­ шения, учитывающие данные исследований и опыт, полученный при изготовлении и эксплуатации агрегатов Череповецкой ГЭС.

Кним относятся:

1)замена растяжек, установленных на агрегатах Череповец­ кой ГЭС для исключения возможной вибрации агрегата, двумя боковыми распорами;

2)замена маслоприемника, расположенного на Череповецкой ГЭС на валу турбины, и водоприемника одним совмещенным устройством — масловодоприемником, установленным у свобод­ ного торца генераторного вала;

3) повышение

давления

масла в системе регулирования до

40 кгс/см2 вместо 25 кгс/см2,

принятого

на двух агрегатах Чере­

повецкой ГЭС;

 

 

 

4) уменьшение диаметра

подводящей напорной камеры до

1,77D1 вместо

1,96DX на

агрегатах

Череповецкой ГЭС;

5)высота направляющего аппарата снижена до 0,4D 1 вместо

0.42ГЦ;

6)снижение веса основных узлов турбины (статора, направляю­ щего аппарата, камеры рабочего колеса, головной части капсулы, рабочего колеса и др.) за счет принятия более рациональных параметров и толщин;

7)замена вкладышевой конструкции подшипника турбины сег­ ментной;

8)установка стопора ротора агрегата для безопасной работы персонала ГЭС внутри капсулы;

9)установка более совершенной и более надежной конструк­ ции уплотнений.

30


28,6

17

1

Ф9760

Рис. 1.11. Горизонтальная капсульная гидротурбина Перепадных ГЭС:

1 — входная

часть проточного

тракта;

2 — головная

 

часть

капсулы; 3

— масловодоприем-

ник;

4

— гидрогенератор;

5

входной

статор;

6 — опорный

подшипник;

7 — регулирующее

кольцо направляющего

аппара­

та; 8 — место установки

уплот­

нения

турбины;

9 — рабочее

колесо;

10—фундаментное коль­

цо;

11 — камера турбины;

12

вал

турбины; 13 — направляю­

щий аппарат; 14—лестницы вок­ руг турбины; 15 — фланцевое

соединение валов турбины и ге­ нератора; 16 — проходная ко­

лонна головной части капсулы; 17 — съемное монтажное перек­

рытие


Новые решения позволили выполнить более совершенную ком­ поновку и конструкцию турбины, значительно повысить ее на­ дежность и снизить вес с 477 т до 400 т.

Более технологичные конструкции деталей и более рациональ­ ная компоновка позволили значительно улучшить условия для монтажа турбины.

Гидротурбины на Перепадных ГЭС установлены без регуля­ торов. Вместо них предусмотрены лишь гидромеханические ко­ лонки (от регуляторов скорости ЭГРК-ЮО-2), в которых раз­ мещены пускоостанавливающее устройство и комбинатор.

Частота в сети и устойчивость работы агрегатов поддерживается относительно мощной энергосистемой, постоянством режима на­ грузки и наличием регуляторов по водотоку, установленных на каждой ГЭС и регулирующих мощность в зависимости от нагрузки, расположенной на входе в канал Перепадной ГЭС I.

Гидротурбинное оборудование на Перепадных ГЭС состоит из турбины, жестко соединенной с малогабаритным генератором, имеющим форсированное водяное охлаждение, маслонапорной установки МНУ12,5— 1/40 на каждую ГЭС (одна на две турбины) и гидромеханической колонки регулятора.

Турбина выполнена с консольным расположением рабочего колеса типа ПЛ548 (параметры ее см. табл. 1.1).

Турбина (рис. 1.11) конструкции ЛМЗ состоит из статора, конического направляющего аппарата, рабочего колеса, фунда­ ментного кольца, камеры турбины, вала, опорного подшип­ ника, уплотнений и масловодоприемника.

Ротор агрегата расположен на двух опорных сегментных под­ шипниках, из которых один относится к турбине, другой — к ге­ нератору.

Статор турбины состоит из внутреннего и наружного поясов, соединенных шестью колоннами обтекаемого профиля. Верхняя и нижняя вертикальные колонны выполнены утолщенного сече­ ния и служат для пропуска трубопроводов и сообщения турбин­ ной части капсулы с машинным залом и шахтой турбины. Со сто­ роны нижнего бьефа к статору примыкает конический направляю­ щий аппарат с 16 поворотными лопатками, у которых угол на­ клона к оси турбины составляет 60° вместо 65°, принятых на турбинах Череповецкой ГЭС. Управление лопатками осуществля­ ется двумя вертикально расположенными сервомоторами диаметром 400 мм. Конструкции механизма поворота и регулирующего кольца выполнены такими же, как на турбине Череповецкой ГЭС. К вну­ треннему кольцу направляющего аппарата крепится опорный конус, в котором на специальной горизонтальной опоре (плите) устанавливается опорный подшипник турбины — сегментной кон­ струкции.

Установка подшипника на плите по сравнению с конструк­ цией подшипника турбины Череповецкой ГЭС обеспечивает удоб­ ный доступ для обслуживания, а сегментная конструкция под­

32


шипника — возможность замены сегментов без демонтажа тур­ бины.

Рабочее колесо с втулочным отношением 0,345 имеет че­ тыре поворотные лопасти. Диаметр сервомотора принят 1050 мм вместо 1470 мм в рабочем колесе турбины Череповецкой ГЭС. Поворот лопастей рабочего колеса осуществляется с помощью крестовины и кривошипно-шатунного механизма.

Масло к сервомотору рабочего колеса подводится по штангам, которые проходят от масловодоприемника через центральное от­ верстие валов турбины и генератора. Масловодоприемник, через который подводится масло в полости сервомотора рабочего колеса, расположен у свободного торца генераторного вала в головной части капсулы. Через масловодоприемник подводится также ди­ стиллированная вода для охлаждения ротора генератора.

Вал турбины диаметром 850 мм — кованый стальной с двумя фланцами. Его конструкция имеет некоторые отличия от вала турбины Череповецкой ГЭС, связанные с отсутствием на нем маслоприемника. Соединение вала с колесом выполнено аналогично Череповецкой ГЭС. Фланцевое соединение валов турбины и ге­ нератора выполнено свободными болтами с помощью термозатяга. Затяг болтов осуществляется при температуре 340°, при этом напряжение в болтах, создаваемое натягом, достигает 3000 кгс/см2.

На выходе из конуса в непосредственной близости от рабочего колеса установлено уплотнение турбины, конструкция которого значительно усовершенствована и является более надежной.

К головной части капсулы, выполненной по условиям транспор­ тировки и монтажа из двух частей, снизу и сверху примыкают полые вертикальные колонны. Они имеют обтекаемый профиль и служат для проводки электрокабелей, трубопроводов, троса передачи обратной связи и для прохода персонала ГЭС из машин­ ного зала внутрь капсулы.

Система смазки подшипников и подпятника — принудитель­ ная. Она осуществляется от специального напорного масляного

бака — самотеком. После

смазки подшипников

и

подпятников

масло

поступает в сливные баки.

Обратно

в

напорный бак

масло

перекачивается

насосами

через маслоохладитель и

фильтры.

 

 

 

 

Стопор ротора агрегата служит для обеспечения безопасности персонала при работе внутри капсулы во время ревизий и ремон­ тов. У подшипника под валом турбины установлен масляный дом­ крат со специальным ручным насосом, облегчающий монтаж вала и замену сегментов подшипника турбины.

Предусмотрена полная автоматизация управления гидротурбин­ ным оборудованием: пуск и остановка, поддержание нормального режима работы и защита турбины от повышения числа оборотов. Турбины Перепадных ГЭС по сравнению с другими советскими

однотипными турбинами

имрют наименьший расход металла на

1 кВт мощности (см. табл.

1.1).

3 М . Л . Стеклоп

33


б. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАПСУЛЬНЫХ ГИДРОАГРЕГАТОВ

Русловые гидроэлектростанции. Наиболее экономичными тур­ бинами для низконапорных ГЭС являются горизонтальные кап­ сульные. Такие турбины общей мощностью свыше 600 тыс. кВт изготовлены отечественными заводами и успешно эксплуатируются на ряде гидростанций. Однако эта мощность по сравнению с уста­ новленными вертикальными турбинами, общая мощность которых превышает 30 млн. кВт, незначительна. Поэтому производство горизонтальных капсульных турбин и генераторов пока еще мало освоено. В связи с этим стоимость одного установленного кило­ ватта мощности горизонтальных капсульных агрегатов выше вер­ тикальных в 1,1— 1,8 раза. Разница в стоимости будет сокра­ щаться по мере накопления опыта в создании новых горизонталь­ ных капсульных турбин и генераторов, совершенствования тех­ нологического процесса их изготовления и монтажа и применения специализированного оборудования для производства.

Большим толчком для расширения области применения гори­ зонтальных капсульных агрегатов является создание Ленинград­ скими заводами ЛМЗ и «Электросила» двух крупнейших в мире агрегатов такого типа с диаметром рабочего колеса 7,5 м, еди­ ничной мощностью 45 тыс. кВт, которые успешно эксплуатируются на Саратовской ГЭС. Это позволяет уже в настоящее время про­ ектировать гидростанции с такими агрегатами большой мощности.

В настоящее время рассматриваются и подготавливаются про­ екты ряда гидростанций с горизонтальными капсульными агре­ гатами. Начато проектирование такой ГЭС на Неве (Невская) общей мощностью около 100 тыс. кВт. Намечается строительство ряда гидростанций в Сибири мощностью 320 тыс. кВт и 500 тыс. кВт и на Дальнем Востоке мощностью 300 тыс. кВт. Подготавли­ ваются проекты трех низконапорных гидростанций на Даугаве (Латвия) общей мощностью свыше 280 тыс. кВт и др. Пока еще окончательно не решен вопрос о двух очень крупных низконапор­ ных ГЭС: Чебоксарской на Волге и Нижне-Камской на Каме общей мощностью 2,6 млн. кВт, на которых, по-видимому, также будут установлены горизонтальные капсульные агрегаты. Под­ готавливается проект переброски части стока Северных рек: Су­ хоны, Вытегры, Вычегды и озер: Кубенского, Лача и Воже через р. Шексну в Волгу для орошения прилегающих к ней земель и увеличения водности Каспийского моря. Для этой цели пред­ полагается использовать горизонтальные капсульные агрегаты, работающие в насосном режиме в количестве 250 шт.

Приливные гидроэлектростанции (ПЭС). Особенно перспек­ тивно применение капсульных гидроагрегатов на ПЭС.

В 30-е годы текущего столетия основные створы равнинных рек (с малыми напорами) западно-европейских стран были уже использованы. Тогда-то проектировщики и обратили внимание на

34