ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
тивных путей резкого повышения удельной прочности, долговеч ности и ряда других показателей качества конструкционных мате риалов, особенно для таких областей техники, как атомная, кос мическая и авиационная.
Свойства композитного материала определяются главным об разом свойствами волокон, а основной функцией связующего яв ляется перераспределение напряжений между ними. Свойства неко торых упрочняющих волокон приведены в табл. 7.
Т а б л и ц а 7
Упрочняющие |
Температура |
Плотность, |
Предел |
Удельная |
плавления |
прочность, |
|||
волокна |
или размяг |
кгс/ма (г/см1) |
Мн/м3 (кгс/иы3) |
-10' м |
|
чения, °С |
|
||
|
|
|
|
т |
Нитевидные кристаллы |
|
7800 |
13000 |
|
Железо |
1540 |
167 |
||
Никель |
1453 |
(7,8) |
(1300) |
45 |
9000 |
4000 |
|||
|
|
(9,0) |
(400) |
|
Графит |
3650 |
1700 |
21000 |
1230 |
Карбид кремния |
2500 |
(1,7) |
(2100) |
280 |
2500 |
7000 |
|||
Непрерывные волокна |
|
(2,5) |
(700) |
|
|
|
4200 |
|
|
Сталь |
1400 |
8300 |
51 |
|
Бериллий |
1280 |
(8,3) |
(420) |
73 |
1800 |
1300 |
|||
Кварц |
1660 |
(1,8) |
(130) |
270 |
2200 |
6000 |
|||
|
|
(2,2) |
(600) |
|
,
Связующее композитного материала должно обладать достаточ ной пластичностью, смачиваемостью и адгезией к волокну, близ ким к волокну коэффициентом линейного расширения и рядом дру гих свойств.
Сейчас созданы образцы опытных композитных конструкцион ных материалов. В этих образцах волокна или усы заливают метал лическим сплавом — связующим и получают композитный материал высокой прочности.
Второй путь упрочнения сплавов — создание высокой плотно сти дефектов в кристаллической решетке — осуществляется различ ными технологическими приемами: легированием сплавов, пласти ческой деформацией, разновидностями механико-термической обра ботки и другими, некоторые из которых будут рассмотрены в сле дующем разделе.
Таким образом, вначале умозрительно введенное представление о дислокациях подтвердилось экспериментально и привело к важ ным для практики выводам. Кроме того, теория дислокаций ис пользуется для объяснения некоторых практически важных явле ний, например, усталости металлов.
9 8
Особенности строения и свойства поверхностного слоя деталей машин. В условиях эксплуатации внешним воздействиям в первую очередь подвергается поверхность деталей машин.
Износ трущихся поверхностей, зарождение трещин усталости, коррозионное и эрозионное разрушение, разрушение в результате кавитации — это процессы, протекающие на поверхности деталей и в некотором прилегающем к поверхности слое. Естественно, что придание поверхностям деталей специальных свойств способствует существенному повышению показателей качества машин в целом и в первую очередь показателей надежности.
Наиболее существенным для практических целей является уста новление зависимости между параметрами конкретного технологи ческого процесса обработки поверхности, показателями качества поверхностного слоя и поведением деталей машин в эксплуатации.
Рассмотрим некоторые характеристики поверхностного слоя, су щественно влияющие на надежность деталей машин, а затем мето ды поверхностного упрочнения и защиты поверхности деталей от разрушающего действия эксплуатационных факторов.
Показатели качества поверхностного слоя 1 обычно объединяют в две группы:
геометрические — шероховатость, волнистость, микрогеометрия, местные отступления от заданной формы;
физико-химические — химический состав, микроструктура, на клеп, остаточные напряжения, микротвердость, электродный потен циал, электрические, магнитные, оптические и другие свойства.
Геометрические показатели качества поверхностного слоя, как известно, существенно влияют на процесс приработки деталей, уста лостную прочность, коррозионную стойкость, характер обтекания деталей газами и жидкостями. Геометрические показатели качества регламентируются стандартами (ГОСТ 2789—59, ГОСТ 10356—63)
итехническими условиями, оговариваются в чертежах (ГОСТ
2308—68, ГОСТ 2309—68).
Впоследние годы в Ленинградском институте точной механики
иоптики разработано вибрационное обкатывание, состоящее в том, что за счет сложного относительного перемещения инструмента (шарик, алмазный наконечник) и обрабатываемой детали на по верхности последней выдавливаются канавки заданного рельефа! Данный метод в отличие от широко распространенных методов об работки поверхностей имеет две особенности: во-первых, микро
рельеф создается не процессом резания, а за счет вдавливания, что существенно влияет на форму неровностей; во-вторых,, рисунок микрорельефа регламентируется, т. е. процесс формирования гео метрических характеристик поверхности становится управляемым по двум показателям.
При вибрационном обкатывании на поверхности деталей создается регулярная, заданной формы система канавок, позволяю
1 Под термином «поверхностный слой» понимается сама поверхность и ее не который поверхностный слой, отличающийся от материала сердцевины детали.
7* |
99 |
щая оптимизировать ряд весьма важных параметров, например, площадь контакта соприкасающихся деталей, маслоемкость тру щихся поверхностей.
Для практического использования было предложено несколько видов микрорельефа: с некасающимися (рис. 33, а), касающимися (рис. 33, б) и пересекающимися (рис. 33, в) канавками. Для по вышения износостойкости, например гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, рекомендуется первый вид рельефа, для обеспечения плавности хода направляющих — второй, а для созда ния большей герметичности резино-металлических уплотнений — третий.
6
Рис. 33. Различные виды микрорельефа, получаемого методом вибрацион ного обкатывания
Вибрационному обкатыванию обычно подвергаются поверхно сти, предварительно обработанные точением. Форма и размеры об рабатываемых изделий, так же как и их твердость, практически не ограничены.
Вибрационное обкатывание осуществляется на токарных, фре
100
зерных или других металлообрабатывающих станках, оснащенных вибрационными головками.
Применение вибрационного обкатывания позволяет резко сокра тить время приработки трущихся пар, существенно повысить гер метичность и износостойкость уплотнений, дает возможность повы сить показатели надежности машин.
Теперь рассмотрим физико-химические свойства поверхностного слоя, которые оказывают решающее влияние на показатели надеж
ности деталей машин.
На физико-химические свойства поверхностного слоя еще не разработаны стандарты. Они, как правило, не находят отражения в чертежах и крайне редко определяются в условиях производства.
Не все физико-химические свойства поверхностного слоя оказы вают равноценное влияние на эксплуатационные характеристики деталей машин, определяющими являются его химический состав и строение (структура).
Обработка резанием, шлифование, полировка и ряд других тех нологических операций деформируют поверхностный слой, загряз няют его примесями (частицы абразива, кислород) и другими ино родными включениями.
1
Рис. 34. Схема строения поверх ностного слоя после механиче ской обработки:
1 — адсорбированный слой; 2 — слой с текстурой; 3 — пластически дефор мированный слой; 4 — исходный ме талл
Под действием нагрузок и температур в поверхностном слое об рабатываемых деталей образуются пластически деформированные кристаллы, создается наклеп и возникают остаточные напряжения. Схематически строение поверхностного слоя детали после механи ческой обработки представлено на рис. 34.
Наклепанный слой, состоящий из слоя с текстурой, в котором зерна имеют преимущественную ориентацию, и пластически дефор мированного слоя, имеет уменьшенную по сравнению с сердцевиной
101
плотность; в нем существенно увеличено количество дислокаций и других дефектов строения кристаллической решетки.
Этот слой имеет увеличенную по сравнению с сердцевиной дета ли твердость. Измерением микротвердости поверхностного слоя, которое обычно проводится на косых шлифах прибором ПМТ-3 (ПМТ-2), можно установить глубину наклепанного слоя и опреде лить степень наклепа, которая оценивается отношением микротвер дости поверхности #цгаах к исходной микротвердости материала
Н I4nin •
Глубина наклепанного слоя после механической обработки до стигает нескольких десятых долей миллиметра. Например, при чер новом точении глубина наклепанного слоя колеблется от 0,2 до
0,5 |
мм, |
при чистовом точении и фрезеровании составляет |
0,05— |
0,1 |
мм, |
при зенкеровании, развертывании — 0,15—0,2 мм. |
При |
шлифовании конструкционных сталей глубина наклепанного |
слоя |
||
обычно не превышает 20—30 мкм. |
|
||
|
Следствием наклепа поверхностного слоя являются остаточные |
напряжения, возникающие при изменении удельных объемов сосед них зон металла поверхностного слоя в связи с различной степенью их пластической деформации. Остаточные напряжения также воз никают при температурных воздействиях, структурных и химиче ских превращениях в поверхностном слое.
Различают три рода остаточных напряжений:
первого рода — уравновешиваются в макрообъемах, т. е. охва тывают весь объем изделия или значительную его часть;
второго рода (микронапряжения) — уравновешиваются в объ еме одного или нескольких зерен;
третьего рода (ультрамикроскопические напряжения)— урав новешиваются в объеме нескольких кристаллических ячеек одного зерна.
Остаточные напряжения третьего рода измеряются методами рентгеноструктурного анализа.
Остаточные поверхностные напряжения первого рода можно оп ределять и механическими методами на образцах по их деформа ции (прогибу), возникающей при постепенном послойном удалении материала с обратной, по отношению к наклепанной, стороны об разца. Существуют методики, позволяющие одновременно записы вать величину остаточных напряжений первого рода и степень де формации в зависимости от расстояния от поверхности. Однако все предложенные методы определения остаточных напряжений весьма трудоемки, требуют специальной аппаратуры и в заводских лабо раториях применяются редко.
Величина и направление (растяжение, сжатие) остаточных на пряжений, возникающих в поверхностном слое, зависят от многих причин.
При механической обработке поверхность детали подвергается действию не только высокого удельного давления, но и нагреву. В зависимости от температуры нагрева и свойств обрабатываемого
102