Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

телях подлинников. Согласованию с заказчиком подлежат измене­ ния, затрагивающие тактико-технические данные изделия, вызы­ вающие необходимость доработки изделий, поставленных заказчи­ ку, влекущие за собой изменение условий эксплуатации и хранения изделия. После утверждения заказчиком, министерством-разра- ботчиком и министерством-изготовителем «Предварительные из­ вещения» и «Извещения об изменениях» высылаются предприя­ тию— держателю подлинников и представителю заказчика на этом предприятии.

«Предварительные извещения» могут выпускать также пред­ приятия-дублеры, если ими в документах обнаружены ошибки или если выпуск «Предварительного извещения» сокращает срок внедрения изменения в производство. Однако во всех случаях этот документ должен быть согласован с головным предприятием.

Вдругих стандартах на единый порядок разработки, испытаний

ипостановки на серийное производство будет регламентирован по­ рядок проведения испытаний опытных образцов и серийной продук­ ции, порядок проведения межведомственных (государственных) ис­ пытаний.

§11. РОЛЬ УНИФИКАЦИИ И АГРЕГАТИРОВАНИЯ

ВОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Большое значение в повышении качества продукции машино­ строения и приборостроения имеет внедрение принципов унифика­ ции и агрегатирования. Благодаря этим принципам повышается производительность проектных работ, применяются типовые техно­ логические процессы, что увеличивает точность машин и обеспечи­ вает стабильность их выходных параметров.

Вслед за унификацией отдельных конструктивных элементов (крепежных деталей, деталей управления, арматуры и т. д.) следо­ вала унификация узлов и агрегатов общего применения (подшипни­ ки, насосы, муфты и т. д.). Это дало возможность создать высоко­ производительные машины специального назначения. По этому принципу были созданы переналаживаемые и сменные унифициро­ ванные элементы конструкций специализированных агрегатных станков. Например, Министерство станкостроения перешло на со­ здание металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования не отдельными моделями, а унифицированными гаммами: 70 гамм, ох­ ватывающих 735 типоразмеров металлорежущих станков, и 32 гам­ мы (282 типоразмера) кузнечно-прессового оборудования.

Создание автоматизированного оборудования из взаимозаменяе­ мых стандартных элементов позволяет многократно применять эти элементы в новых компоновках оборудования при смене или частич­ ном изменении конструкции объектов производства.

Сокращение многообразия типов и конструкций узлов и деталей станков и проведение широкой унификации создает предпосылки

S 8


для их крупносерийного изготовления на специализированных пред­ приятиях.

Применение метода агрегатирования при создании высокопро­ изводительного оборудования позволяет сокращать цикл оснащения производства в 8—10 раз, проектировать, собирать и устанавливать легкие станки за два-четыре месяца вместо двух-трех лет, а тя­ желые специальные станки и автоматические линии — за 6—10 ме­ сяцев вместо трех-четырех лет.

Методы создания машин из стандартных и унифицированных эле­ ментов применяются и в других отраслях народного хозяйства. Так, белорусские автомобилестроители, используя метод агрегатирова­ ния, в короткие сроки создали разнообразные компоновки машин: самосвалы грузоподъемностью 27, 40 и 65 т, двухосные и одноосные тягачи, в том числе с шарнирноломающейся рамой. На заводе про­ ведена унификация узлов двигателей, мостов, трансмиссии, систем опрокидывания, кабин, карданных валов, подвески, привода тормо­ зов, рулевого управления. Уровень унификации всех машин БелАЗ находится в пределах 70—90%.

На Могилевском автомобильном заводе им. С. М. Кирова (МоАЗ) выполнена аналогичная работа по унификации семейства дорожных машин с нагрузкой на ось 15—20 т.

Министерством тяжелого, энергетического и транспортного ма­ шиностроения при помощи метода агрегатирования на заводе Сибтяжмаш при проектировании подъемно-транспортного и вспомо­ гательного оборудования найдены такие конструктивные решения на базе унификации узлов и элементов, которые позволили приме­ нить 85—90% унифицированных деталей для 300 типоразмеров кра­ нов, в то время как раньше каждый кран проектировался заново, что не давало возможности организовать серийное производство кранов и резко снижало их качество и особенно надежность.

Министерство строительного, дорожного и коммунального ма­ шиностроения осуществило унификацию и стандартизацию башен­ ных кранов, одноковшовых экскаваторов и ряда других машин. При этом более 100 моделей башенных кранов заменено восемью унифи­ цированными моделями со стандартными узлами, имеющими более высокие технические характеристики по сравнению с выпускавши­ мися ранее. Экономический эффект от этой работы составил 40 млн. руб. в год.

Уровень унификации деталей экскаваторов и кранов доведен до 74%, что снизило трудоемкость изготовления на специализирован­ ном заводе на 48% при одновременном сокращении производствен­ ных площадей на 40% по сравнению с индивидуальным изготовле­ нием их на различных неспециализированных заводах.

На заводах Министерства приборостроения, средств автомати­ зации и систем управления разработка и внедрение в серийное про­ изводство унифицированных пневматических и электрических дат­ чиков компенсационного типа на 12 измеряемых параметров позво­ лили сократить общее количество деталей до 460 против 7129 на­

89



именований в аналогичных неунифицированных приборах, а число возможных типоразмеров приборов довести до 853. Эффективность при годовом выпуске в 135 тыс. приборов составляет около 8 млн. руб.

Универсальная система унифицированных элементов промыш­ ленной автоматизации (УСЭППА) обеспечивает автоматическую оптимизацию технологических процессов, автоматизацию цикличе­ ских производств, информационно-вычислительной техники.

Стоимость блоков, входящих в структурную схему системы, на 30—40% ниже, чем стоимость аналогичных блоков, например, си­ стемы АУС, что при ежегодном производстве блоков в количестве 10—12 тыс. позволяет экономить около 26 млн. руб.

При применении системы УСЭППА на разработку и освоение новых приборов затрачивается два-три месяца вместо двух-трех лет.

По плану совместных работ 95 научно-исследовательских, проект­ но-конструкторских и технологических организаций 24 ведомств в 1961—1966 гг. разработано более 200 общемашиностроительных ти­ повых и руководящих материалов (ОМТРМ.) в области технологии и организации производства (по литейному, кузнечно-прессовому, сварочному, термическому производствам, покрытиям, механиче­ ской обработке, сборке, комплексной механизации внутризаводско­ го транспорта и производственных складов).

Исключительно важно внедрение принципов унификации и агре­ гатирования в изготовлении технологической оснастки. По трудоем­ кости проектирование и изготовление технологического комплекта специальной оснастки составляют до 80%, а по продолжительно­ сти— до 90% общей трудоемкости подготовительных операций для производства новых изделий. Затраты на технологическую оснастку составляют 8—25% себестоимости изделий.

В настоящее время, когда из года в год число типов выпускае­ мых машин возрастает, когда все чаще одни изделия заменяются другими и уменьшается продолжительность их производства, стала чрезвычайно важной проблема изыскания путей резкого сокраще­ ния сроков подготовки к производству новых изделий и снижения их стоимости. Сложность решения этой проблемы, особенно в отраслях машиностроения с мелкосерийным производством, усугубляется тем, что одновременно должна быть предусмотрена механизация и автоматизация производственных процессов. Большое значение имеет разработка и внедрение мероприятий, обеспечивающих сокра­ щение цикла изготовления специальной технологической оснастки и снижение ее стоимости. Наиболее эффективна при этом широкая унификация и агрегатирование станочной оснастки с применением

■базисных приспособлений, предназначенных

для обработки групп

однотипных деталей.

. ,

Составной частью государственной системы стандартизации должна стать государственная система унификации и агрегатиро­

90


вания, предусматривающая проведение работ в следующих направ­ лениях:

унификация параметров машин и приборов; унификация кинематических схем; унификация методов расчета деталей машин; унификация размеров деталей машин;

унификация допусков, посадок и присоединительных размеров деталей и узлов;

унификация конструктивных форм машин и агрегатов; унификация узлов и агрегатов машин различного функциональ­

ного назначения (межотраслевая унификация); унификация, обеспечивающая возможность многократного ис­

пользования агрегатированных конструкций машин; унификация типовых конструкций узлов различного функцио­

нального назначения; унификация типоразмеров машин и орудий с целью построения

конструктивно-унифицированных рядов; унификация деталей и узлов различных типов машин с целью

построения межтиповых конструктивно-унифицированных рядов. Широкое внедрение принципов унификации и агрегатирования позволит решить задачу по сокращению сроков разработки новых изделий, указанную в постановлении правительства от 10 ноября

1970 г.

§ 12. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИН

Технология включает производство материалов и формообразо- • вание из них полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов и машин в целом.

На каждом из этапов технологического процесса должна решать­ ся основная проблема — обеспечение необходимого уровня качества и в частности надежности изделия. Следовательно, технологическое обеспечение качества продукции машиностроения включает весьма обширный круг вопросов.

Качество машины в значительной мере характеризуется ее пове­ дением в эксплуатации. Как отмечает А. С. Проников, основным критерием качества технологического процесса являются отказы из­ делий, вызванные несовершенством технологического процесса. От­ казы машин по вине технологии могут быть связаны не только с на­ рушениями технологических процессов, но и с применением несовер­ шенных, не отвечающих требованиям современного машиностроения технологических процессов.

Качество будущих деталей машин начинает формироваться в ма­ териале полуфабрикатов и заготовок при их литье, обработке дав­ лением и т. п. Заложенные в полуфабрикатах и заготовках свойства затем улучшаются термической, термомеханической и другими ви­ дами обработки. Цель операции окончательной обработки — прида­

91