ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
телях подлинников. Согласованию с заказчиком подлежат измене ния, затрагивающие тактико-технические данные изделия, вызы вающие необходимость доработки изделий, поставленных заказчи ку, влекущие за собой изменение условий эксплуатации и хранения изделия. После утверждения заказчиком, министерством-разра- ботчиком и министерством-изготовителем «Предварительные из вещения» и «Извещения об изменениях» высылаются предприя тию— держателю подлинников и представителю заказчика на этом предприятии.
«Предварительные извещения» могут выпускать также пред приятия-дублеры, если ими в документах обнаружены ошибки или если выпуск «Предварительного извещения» сокращает срок внедрения изменения в производство. Однако во всех случаях этот документ должен быть согласован с головным предприятием.
Вдругих стандартах на единый порядок разработки, испытаний
ипостановки на серийное производство будет регламентирован по рядок проведения испытаний опытных образцов и серийной продук ции, порядок проведения межведомственных (государственных) ис пытаний.
§11. РОЛЬ УНИФИКАЦИИ И АГРЕГАТИРОВАНИЯ
ВОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Большое значение в повышении качества продукции машино строения и приборостроения имеет внедрение принципов унифика ции и агрегатирования. Благодаря этим принципам повышается производительность проектных работ, применяются типовые техно логические процессы, что увеличивает точность машин и обеспечи вает стабильность их выходных параметров.
Вслед за унификацией отдельных конструктивных элементов (крепежных деталей, деталей управления, арматуры и т. д.) следо вала унификация узлов и агрегатов общего применения (подшипни ки, насосы, муфты и т. д.). Это дало возможность создать высоко производительные машины специального назначения. По этому принципу были созданы переналаживаемые и сменные унифициро ванные элементы конструкций специализированных агрегатных станков. Например, Министерство станкостроения перешло на со здание металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования не отдельными моделями, а унифицированными гаммами: 70 гамм, ох ватывающих 735 типоразмеров металлорежущих станков, и 32 гам мы (282 типоразмера) кузнечно-прессового оборудования.
Создание автоматизированного оборудования из взаимозаменяе мых стандартных элементов позволяет многократно применять эти элементы в новых компоновках оборудования при смене или частич ном изменении конструкции объектов производства.
Сокращение многообразия типов и конструкций узлов и деталей станков и проведение широкой унификации создает предпосылки
S 8
для их крупносерийного изготовления на специализированных пред приятиях.
Применение метода агрегатирования при создании высокопро изводительного оборудования позволяет сокращать цикл оснащения производства в 8—10 раз, проектировать, собирать и устанавливать легкие станки за два-четыре месяца вместо двух-трех лет, а тя желые специальные станки и автоматические линии — за 6—10 ме сяцев вместо трех-четырех лет.
Методы создания машин из стандартных и унифицированных эле ментов применяются и в других отраслях народного хозяйства. Так, белорусские автомобилестроители, используя метод агрегатирова ния, в короткие сроки создали разнообразные компоновки машин: самосвалы грузоподъемностью 27, 40 и 65 т, двухосные и одноосные тягачи, в том числе с шарнирноломающейся рамой. На заводе про ведена унификация узлов двигателей, мостов, трансмиссии, систем опрокидывания, кабин, карданных валов, подвески, привода тормо зов, рулевого управления. Уровень унификации всех машин БелАЗ находится в пределах 70—90%.
На Могилевском автомобильном заводе им. С. М. Кирова (МоАЗ) выполнена аналогичная работа по унификации семейства дорожных машин с нагрузкой на ось 15—20 т.
Министерством тяжелого, энергетического и транспортного ма шиностроения при помощи метода агрегатирования на заводе Сибтяжмаш при проектировании подъемно-транспортного и вспомо гательного оборудования найдены такие конструктивные решения на базе унификации узлов и элементов, которые позволили приме нить 85—90% унифицированных деталей для 300 типоразмеров кра нов, в то время как раньше каждый кран проектировался заново, что не давало возможности организовать серийное производство кранов и резко снижало их качество и особенно надежность.
Министерство строительного, дорожного и коммунального ма шиностроения осуществило унификацию и стандартизацию башен ных кранов, одноковшовых экскаваторов и ряда других машин. При этом более 100 моделей башенных кранов заменено восемью унифи цированными моделями со стандартными узлами, имеющими более высокие технические характеристики по сравнению с выпускавши мися ранее. Экономический эффект от этой работы составил 40 млн. руб. в год.
Уровень унификации деталей экскаваторов и кранов доведен до 74%, что снизило трудоемкость изготовления на специализирован ном заводе на 48% при одновременном сокращении производствен ных площадей на 40% по сравнению с индивидуальным изготовле нием их на различных неспециализированных заводах.
На заводах Министерства приборостроения, средств автомати зации и систем управления разработка и внедрение в серийное про изводство унифицированных пневматических и электрических дат чиков компенсационного типа на 12 измеряемых параметров позво лили сократить общее количество деталей до 460 против 7129 на
89
именований в аналогичных неунифицированных приборах, а число возможных типоразмеров приборов довести до 853. Эффективность при годовом выпуске в 135 тыс. приборов составляет около 8 млн. руб.
Универсальная система унифицированных элементов промыш ленной автоматизации (УСЭППА) обеспечивает автоматическую оптимизацию технологических процессов, автоматизацию цикличе ских производств, информационно-вычислительной техники.
Стоимость блоков, входящих в структурную схему системы, на 30—40% ниже, чем стоимость аналогичных блоков, например, си стемы АУС, что при ежегодном производстве блоков в количестве 10—12 тыс. позволяет экономить около 26 млн. руб.
При применении системы УСЭППА на разработку и освоение новых приборов затрачивается два-три месяца вместо двух-трех лет.
По плану совместных работ 95 научно-исследовательских, проект но-конструкторских и технологических организаций 24 ведомств в 1961—1966 гг. разработано более 200 общемашиностроительных ти повых и руководящих материалов (ОМТРМ.) в области технологии и организации производства (по литейному, кузнечно-прессовому, сварочному, термическому производствам, покрытиям, механиче ской обработке, сборке, комплексной механизации внутризаводско го транспорта и производственных складов).
Исключительно важно внедрение принципов унификации и агре гатирования в изготовлении технологической оснастки. По трудоем кости проектирование и изготовление технологического комплекта специальной оснастки составляют до 80%, а по продолжительно сти— до 90% общей трудоемкости подготовительных операций для производства новых изделий. Затраты на технологическую оснастку составляют 8—25% себестоимости изделий.
В настоящее время, когда из года в год число типов выпускае мых машин возрастает, когда все чаще одни изделия заменяются другими и уменьшается продолжительность их производства, стала чрезвычайно важной проблема изыскания путей резкого сокраще ния сроков подготовки к производству новых изделий и снижения их стоимости. Сложность решения этой проблемы, особенно в отраслях машиностроения с мелкосерийным производством, усугубляется тем, что одновременно должна быть предусмотрена механизация и автоматизация производственных процессов. Большое значение имеет разработка и внедрение мероприятий, обеспечивающих сокра щение цикла изготовления специальной технологической оснастки и снижение ее стоимости. Наиболее эффективна при этом широкая унификация и агрегатирование станочной оснастки с применением
■базисных приспособлений, предназначенных |
для обработки групп |
однотипных деталей. |
. , |
Составной частью государственной системы стандартизации должна стать государственная система унификации и агрегатиро
90
вания, предусматривающая проведение работ в следующих направ лениях:
унификация параметров машин и приборов; унификация кинематических схем; унификация методов расчета деталей машин; унификация размеров деталей машин;
унификация допусков, посадок и присоединительных размеров деталей и узлов;
унификация конструктивных форм машин и агрегатов; унификация узлов и агрегатов машин различного функциональ
ного назначения (межотраслевая унификация); унификация, обеспечивающая возможность многократного ис
пользования агрегатированных конструкций машин; унификация типовых конструкций узлов различного функцио
нального назначения; унификация типоразмеров машин и орудий с целью построения
конструктивно-унифицированных рядов; унификация деталей и узлов различных типов машин с целью
построения межтиповых конструктивно-унифицированных рядов. Широкое внедрение принципов унификации и агрегатирования позволит решить задачу по сокращению сроков разработки новых изделий, указанную в постановлении правительства от 10 ноября
1970 г.
§ 12. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИН
Технология включает производство материалов и формообразо- • вание из них полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов и машин в целом.
На каждом из этапов технологического процесса должна решать ся основная проблема — обеспечение необходимого уровня качества и в частности надежности изделия. Следовательно, технологическое обеспечение качества продукции машиностроения включает весьма обширный круг вопросов.
Качество машины в значительной мере характеризуется ее пове дением в эксплуатации. Как отмечает А. С. Проников, основным критерием качества технологического процесса являются отказы из делий, вызванные несовершенством технологического процесса. От казы машин по вине технологии могут быть связаны не только с на рушениями технологических процессов, но и с применением несовер шенных, не отвечающих требованиям современного машиностроения технологических процессов.
Качество будущих деталей машин начинает формироваться в ма териале полуфабрикатов и заготовок при их литье, обработке дав лением и т. п. Заложенные в полуфабрикатах и заготовках свойства затем улучшаются термической, термомеханической и другими ви дами обработки. Цель операции окончательной обработки — прида
91