ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Следует отметить, что нитроцементация, так же как и цемента ция могут осуществляться при индукционном нагреве токами высо кой частоты, что позволяет еще больше повысить производитель ность этих методов.
Борирование производится с целью увеличения сопротивления деталей износу и повышения твердости, которая у борированных деталей не снижается до температуры 900—950° С. Такой комплекс свойств позволяет, например, существенно увеличить долговечность борированных штампов. Борирование повышает также стойкость де талей против действия кислот.
Силицирование осуществляется с целью повышения коррозион ной стойкости деталей; наиболее широко применяется в химическом машиностроении. Силицирование не оказывает существенного влия ния на предел выносливости деталей. Надо иметь в виду, что силицированный слой механически не обрабатывается из-за высокой его хрупкости.
Сульфидирование и сульфоцианирование — процессы насыщения поверхностного слоя стали (чугуна) серой (сульфидирование) и од новременно серой, углеродом и азотом ('сульфоцианирование), в результате чего повышается износостойкость трущихся поверхно стей деталей машин при граничном трении со средними нагрузками. Эти методы химико-термической обработки увеличивают противоза дирные свойства, сопротивление металлов схватыванию; ими обра батываются валики, втулки, гайки, поршневые кольца, некоторые инструменты — метчики, долбяки и другие детали. В результате
сульфидирования и сульфоцианирования деталей, |
работающих на |
трение, их износостойкость увеличивается в 1,5—5 и более раз. |
|
Диффузионная металлизация — насыщение |
поверхностного |
слоя металлами с целью повышения коррозионной стойкости и изно состойкости деталей машин.
Алитирование — насыщение поверхности стальных деталей алю минием с целью повышения их жаростойкости до температуры 1000—1150° С и сопротивления атмосферной коррозии.
При эксплуатации алитированных изделий на их поверхности образуется тонкая пленка окисла АЬОз, обладающая высокой хи мической стойкостью и прочностью. Однако поверхностный слой алитированных изделий имеет повышенную хрупкость, его пластиче ские свойства снижены, что приводит к некоторому уменьшению 1 предела прочности (примерно на 10%).
Алитирование более чем в два раза увеличивает предел коррози онной выносливости деталей.
Алитированию подвергаются выхлопные коллекторы двигателей внутреннего сгорания, чугунные колосники, пароперегревательные трубы, детали аппаратуры для крекинга нефти и газа, чехлы термо пар и др.
Диффузионное хромирование — насыщение поверхностного слоя изделий (стальных, чугунных) хромом, благодаря чему повышает ся их износостойкость, твердость и коррозионная стойкость. Высо
116
кая коррозионная стойкость хромированных деталей наблюдается в щелочных средах, растворах азотной кислоты и перегретом паре. Жаростойкость хромированного слоя сохраняется до температуры
850—900° С.
Диффузионное хромирование сталей, содержащих более 0,4% углерода, позволяет существенно увеличить твердость их поверх ности, до 1300—2000 кгс/мм2 по Виккерсу, что приводит к сущест венному увеличению их износостойкости. Диффузионное хромирова ние вызывает появление в поверхностном слое остаточных сжимаю щих напряжений, однако существенного повышения предела вынос ливости при этом не наблюдается.
Диффузионному хромированию подвергаются детали насосов, форсунки, режущие пары и другие детали. В последние годы разви ваются методы комплексного термодиффузионного насыщения по верхностей деталей машин одновременно несколькими элементами: бороалитирование, боросилицирование, которые придают деталям одновременно высокие жаростойкость, 'кислотоупорность, твердость и износостойкость. Хромоалитирование некоторых деталей турбин реактивных двигателей, изготовленных из жаропрочных никелевых сплавов, повысило их надежность и в несколько раз увеличило дол говечность за счет повышения жаростойкости и эрозионной стой кости.
Современные методы химико-термической обработки поверх ностного слоя расширяют возможности применения конструкцион ных металлических материалов и способствуют существенному уве личению надежности деталей машин.
Наплавка и напыление металлов. Наплавка и напыление (метал
лизация) металлов |
с заданными свойствами применяются с |
целью повышения |
твердости, износоустойчивости, ■коррозионной |
стойкости обычных конструкционных материалов. Эти методы так же широко используются для восстановления деталей при ремонте. Надо иметь в виду, что при наплавке металлов в поверхностном слое деталей создаются, как правило, растягивающие остаточные напря жения (при напылении — возможны напряжения и сжатия и растя жения), в результате чего предел выносливости деталей может су щественно снизиться и оказать неблагоприятное влияние на долго вечность изделия. Это обстоятельство необходимо учитывать, при меняя наплавку к деталям, работающим при повторно переменных нагрузках.
Технологически наплавка может осуществляться различными методами: ручная или механизированная дуговая наплавка, электродуговая наплавка под флюсом, электрошлаковая наплавка, ин дукционная наплавка, плазменная наплавка. В качестве наплавоч ных материалов могут служить: стали углеродистые и легирован ные, чугуны, сплавы на основе никеля и кобальта, сплавы на основе меди и др.
Выбор метода наплавки и материала зависит от материала дета ли, условий ее эксплуатации и других конкретных условий.
117
Металлизация напылением состоит в расплавлении напыляемо го материала и нанесении его с помощью струи сжатого газа на по верхность детали. Напыление осуществляется специальными металлизаторами. Расплавление наносимого металла может осуществ ляться электрической дугой, токами высокой частоты, газовым пла менем и другими способами.
Металлизация широко применяется при ремонте станков, трак торов, автомобилей и сельскохозяйственных машин. Металлизация распылением цинка, свинца, алюминия применяется для повыше ния ‘коррозионной стойкости деталей.
Гальванические и химические методы нанесения покрытий на металлы, а также лакокрасочные и другие неметаллические покры тия рассматриваются в следующем разделе.
Технологические методы повышения коррозионной стойкости металлов. Заданные антикоррозионные свойства материалов и дета лей машин создаются в процессе их изготовления главным образом путем легирования 'материалов и нанесения на поверхность деталей защитных покрытий различного характера.
Легирование сплавов — добавление в сплавы специальных эле ментов, благодаря чему получают коррозионно-стойкие материалы. Так, легирование стали хромом (около 13%) резко повышает ее электрохимический потенциал (рис. 41), кроме того, на поверхности образуется тонкая, обладающая хорошими защитными свойствами пленка окислов. В результате этого стали в зависимости от состава
становятся кислотоупорными, |
нержавеющими, жаростойкими |
|||
(1X13, Х18Н10 и др.). |
|
|
||
<53 |
*0,2 |
|
( |
|
|
0 |
|
||
|
1 |
|
||
Й.- П1 |
• |
|||
| |
-0,4 |
/ |
||
|
||||
I/ |
|
|||
^ |
-Об |
|
||
|
|
0 2 4 В 0 10 12 14 !6 18 20 22 24
Содержание хрома, %
Рис. 41. Влияние содержания хрома на значе ние электрохимического потенциала стали
Основными элементами, придающими стали и некоторым спла вам высокую стойкость против газовой коррозии, являются хром, алюминий и кремний. Последний применяется реже, так как повы шает хрупкость стали.
Коррозионная стойкость алюминиевых и магниевых сплавов увеличивается от добавления к ним около 0,5% марганца, способ ствующего более равномерному распределению легирующих эле ментов и выравниванию электрохимического потенциала на различ
ие
ных участках сплава. Надо учитывать, что небольшие отклонения в химическом составе сплава от требований стандартов могут вызвать резкое снижение коррозионной стойкости.
Для конкретных условий эксплуатации и заданного ресурса ма шины иногда можно выбрать сплавы и условия их термической и механической обработки таковыми, что дополнительной защиты от коррозии не потребуется. Например, применение сплавов титана, обладающих высокой коррозионной стойкостью, в частности, в мор ской воде позволяет существенно увеличить долговечность и надеж ность конструкций без дополнительной их защиты.
Специальным режимом обработки резанием на поверхности стальной детали (сталь ЗОХГСА) можно создать структуру «мар тенсит особого рода», обладающую высокой коррозионной стойко стью, при этом одновременно повышается усталостная прочность и износостойкость.
Распространенным методом защиты от коррозии является при менение различных покрытий, которые защищают поверхность ме таллических конструкций от действия коррозионной среды. Неме таллические покрытия, кроме того, изолируют детали друг от друга, препятствуя работе гальванических элементов.
ГОСТ 9791—68 классифицирует металлические и неметалличе ские неорганические покрытия по способам их нанесения (10 спо собов).
Лакокрасочные покрытия (органические неметаллические по крытия) классифицируются по применяемым материалам, внешне му виду поверхности и условиям эксплуатации (ГОСТ 9825—61).
М е т а л л и ч е с к и е п о к р ыт и я . В практике широко приме няются металлические цинковые, хромовые, никелевые и другие по крытия. Разработаны различные методы нанесения этих покрытий: гальванические, химические, горячий, диффузионный, металлизационный и др.
Независимо от конкретного метода нанесения все металлические покрытия разделяются на анодные и катодные. При анодных по крытиях потенциал покрытия является более отрицательным, чем потенциал основного материала детали. Для стали, например, анод ными являются покрытия цинком и кадмием (см. табл. 5).
При нарушении анодного покрытия и попадании в место повреж дения коррозионной среды (элитролита) основной металл (сталь) не разрушается, так как служит катодом (рис. 42, а ).
Анодные покрытия создают не только механическую, но и элек трохимическую защиту детали от коррозии.
Покрытия называются катодными, если защитный металл имеет более положительный электрохимический потенциал, чем основной. Для стальных деталей в обычных условиях эксплуатации катодны ми являются хромовые, никелевые, медные, оловянные, серебряные и золотые покрытия.
При повреждении такого покрытия разрушается основной мате риал детали — анод (рис. 42, б ).
119