Файл: Соколов, В. С. Механизация складских работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или надевать их на крюки, а также применять для это­ го молоток и другие инструменты;

снимать строп с крюка до того, как груз будет на­ дежно уложен в штабель;

оставлять груз в подвешенном состоянии после окончания работы или во время перерыва (его необхо­ димо опустить на опоры и развязать).

БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ ГРУЗЧИКОВ

При погрузочно-разгрузочных работах^ на автомо­ бильном транспорте грузчикам запрещается:

пускать двигатель автомобиля; выполнять работу на автомобилях с неисправными

полами, бортами и запорами кузова; садиться в кузов на борта или подножку автомоби­

ля, стоять в кузове или на подножке; проезжать на подножке и крыше кабины, влезать

или вылезать на ходу автомобиля; производить погрузку и выгрузку, перекладывать

груз с места на место, а также пересаживаться, курить и принимать пищу во время движения автомобиля;

находиться в кузове автомобиля при перевозке длин­ номерных, воспламеняющихся, взрывчатых, горючих, пы­ лящих грузов, жидких химикатов, баллонов со сжатым газом и грузов, опасных по своим размерам;

находиться в кузове автомобиля при погрузке нава­ лочных грузов механизмами или из бункеров;

находиться в кузове автомобиля-самосвала; пользоваться увязочной веревкой с потертыми мес­

тами и узлами.

Во время движения автомобиля грузчики и другие лица, находящиеся в кузове, должны соблюдать дис­ циплину и подчиняться всем указаниям шофера.

Грузчики обязаны следить за тем, чтобы во время движения автомобиля не происходило смещения груза на полу платформы, ослабление такелажа и открыва­ ние бортов;^при обнаружении этого необходимо немед­ ленно сообщить шоферу о нарушениях и остановки пос­ ле автомобиля устранить их.

177

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕНТОЧНЫМ КОНВЕЙЕРАМ-ТРАНСПОРТЕРАМ

Питающие конвейер-транспортер провода должны быть заключены в резиновый шланг и защищены от механических повреждений. Раму конвейера-транспор­

тера необходимо заземлять.

Все конвейеры-транспортеры, под которыми могут быть люди, а также предназначенные для подачи штуч­ ных грузов, рекомендуется оборудовать бортами. Кон­ вейеры, находящиеся под проходами и проездами, за­ щищают навесами, продленными за габаритные раз­ меры конвейера не менее чем на 1 м. Верхний конец конвейера-транспортера следует располагать под подъемной площадкой на 0,5 м.

Перемещение передвижных конвейеров-транспор­ теров, их покат на рампы, подмосты и спуск необходи­ мо выполнять под руководством ответственного лица. При этом должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность рабочих.

Запрещается набрасывание каких-либо материа­ лов на барабан под движущуюся ленту для устранения ее пробуксовки, а также ручная поправка груза и очи­ стка ленты конвейера-транспортера на ходу. Барабаны, ремни конвейера должны иметь сплошные ограждения из листового железа.

Конвейер-транспортер устанавливают так, чтобы по сторонам оставались проходы шириной 1 м.

Запрещается перемещать транспортер в рабочем положении. Перед перемещением и после окончания работы его необходимо опустить в крайнее нижнее положение. Запрещается грузчикам самостоятельно подключать в сеть электродвигатель конвейера-тран­ спортера.

БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ НА АВТОПОГРУЗЧИКАХ

Управлять автопогрузчиками могут лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, сдавшие испытания по устройству и эксплуатации ма­ шины, по технике безопасности и получившие соответ­ ствующее удостоверение.

Выпускаемые на работу автопогрузчики должны быть технически исправными.

178


Автопогрузчики с колесами на грузолентах можно использовать только на железобетонных, асфальтобе­ тонных и других гладких и прочных покрытиях, а авто­ погрузчики с колесами на пневмошинах — на покры­ тиях из обработанного камня или выровненных земля­ ных площадках.

Во время укладки или разборки штабелей грузов автопогрузчиками в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов и не выпол­ няться перегрузочные операции. Под зоной работы авто­ погрузчика подразумевается площадка, необходимая для его маневрирования при подъеме к месту погрузки или разгрузки и обратно.

При захвате груза необходимо соблюдать следую­ щие требования:

груз размещать на захватной вилке так, чтобы воз­ никающий опрокидывающий момент был минималь­ ным; при этом груз обязательно прижимать к верти­ кальной части захватной вилки;

не открывать примерзший или зажатый груз; не поднимать груз при отсутствии под ним просвета,

необходимого для свободного прохода вилки, и не укла­ дывать груз краном на захватное устройство автопо­ грузчика;

при работе с захватной вилкой груз распределять равномерно на обе лапы и вперед за пределы вилки не более чем на Vs длины лап; не укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место шофера от падения груза через раму автопогрузчика;

крупногабаритные грузы укладывать выше защит­ ного устройства не более чем на одно место.

Запрещается сталкивать груз со штабеля и подтас­ кивать.

При работе со стрелой груз должен быть сначала приподнят.

Транспортировать грузы разрешается при следую­ щем положении рабочих частей автопогрузчика: рама должна быть отклонена назад до отказа; захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета авто­ погрузчика и не более 0,5 м для автопогрузчиков на пневматических шинах и 0,25 м для автопогрузчиков на

грузолентах,

179


Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых территориях с ровным покрытием, причем захватывать груз необходимо так, чтобы исклю­ чалась возможность его развала или падения в сторону. Груз необходимо надежно увязывать в пакеты.

При штабелировании длинномерных грузов спарен­ ными автопогрузчиками должен быть выделен спе­ циальный рабочий для обеспечения согласованной и безопасной их погрузки.

Максимальный уклон, по которому разрешается транспортировать грузы автопогрузчиками, равен углу наклона рамы назад минус 3°.

Транспортируемый груз следует укладывать на про­ кладки, обеспечивающие свободный выход захватной вилки из-под груза.

БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНАХ

К управлению автомобильными кранами допуска­ ются шоферы, подготовленные по специальной про­ грамме и сдавшие экзамены квалификационной комис­ сии. Крановщик отвечает за безаварийную работу крана, сохранность грузов, безопасность труда стропаль­ щиков и других людей, работающих с грузами, а также за пожарную безопасность крана и перерабатываемых грузов.

Крановщик обязан:

перед началом работы проверить состояние крана и действие всех механизмов;

заранее ознакомиться с характером предстоящих работ;

перед началом той или иной работы дать сигнал; начинать грузовые операции, убедившись в безопас­

ности окружающих лиц; следить за работой стропальщиков и не включать

механизмы крана без их сигнала; принимать сигналы к работе только от одного стро-

палыцика-сигналыцика; аварийный сигнал «стоп» при­ нимать от любого лица;

во время подготовки груза к подъему следить за креплением и не допускать подъема плохо застропленных грузов;

поднимать груз на высоту 0,5—1,0 м й проверять,

180

держат ли тормоза, хорошо ли подвешен груз, устойчив ли кран, после чего осуществлять подъем;

при подъеме груза, вес которого приближается к предельному для данного вылета стрелы, предваритель­ но этот груз приподнять на 10 см, проверить устойчи­ вость крана и только после этого продолжать подъем;

грузы на подвижный состав и на стеллажи уклады­ вать равномерно, не перегружая одну из строп; опускать грузы плавно;

уходя с крана, опустить стрелу до положения транс­ портирования, выключить двигатель и затормозить автомобиль.

Крановщику запрещается:

поднимать грузы, вес которых превышает грузо­ подъемность кранов приданном вылете стрелы, а так­ же максимальную грузоподъемность крана;

работать при силе ветра выше 7 баллов (по 12-бал­ льной морской шкале);

работать на неисправном кране (все замеченные неисправности должны немедленно устраняться);

работать при неисправном освещении крана или не­ достаточной освещенности рабочей площадки;

подтягивать груз поворотом стрелы; резко тормозить при подъеме или опускании груза

или повороте крановой установки; поднимать груз неустановленного веса, засыпанный

землей или другими предметами; вытаскивать из земли столбы, сваи, шпунты и т. п.;

работать с канатом, имеющим вмятины, обрывы хо­ тя бы одной пряди или оборванных проволок больше, чем это допускается.

Поднимать грузы двумя кранами можно только под руководством инженерно-технического работника базы, эксплуатирующей краны, соблюдая особую осторож­ ность при работе вблизи линий электроперёдач.

Крановщику необходимо помнить, что габаритные размеры автомобильного крана больше габаритных размеров автомобиля и кран менее устойчив, чем авто­ мобиль. Скорость движения автомобильных кранов не должна превышать 30 км/час.

181


С О Д Е Р Ж А Н И Е

ГЛАВА I.

СКЛАДЫ

 

 

 

 

 

 

Условия хранения различных материально-

 

 

технических средств ...................................................

 

 

 

3

 

Классификация ск л адов ..................................................

 

 

 

5

 

Использование складов ............................................

 

 

 

8

ГЛАВА II.

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШ ИНЫ И

 

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

 

 

 

Классификация и основные параметры подъем­

12

 

но-транспортных машин и оборудования .

.

 

Стационарные

краны ............................................

 

 

 

15

 

Автомобильные к р а н ы ..........................................

 

 

27

 

Автомобильные погрузчики..................................

 

35

 

Электропогрузчики.................................................

 

 

41

 

Машины для переработки минеральных удобре­

50

 

ний ....................................................................................

 

 

 

 

 

Пневматические погрузочно-разгрузочные уста­

58

 

новки ....................................................................................

 

 

 

 

 

Средства малой механизации и инвентарь .

.

61

ГЛАВА III.

НЕСТАНДАРТНОЕ СКЛАДСКОЕ ПОДЪЕМНО­

 

 

 

ТРАНСПОРТНОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

 

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

складского

 

 

Классификация

нестандартного

 

 

подъемно-транспортного

и технологического

77

 

оборудования

...............................................................

 

 

 

 

Внутрихранилищные стеллажи...................................

 

 

78

 

С теллаж и -навесы ........................................................

 

 

 

85

 

Ячеистые с т е л л а ж и .......................................................

 

 

 

91

 

Специальные ст ел л а ж и ................................................

 

 

 

93

 

Стеллажные комплексы ...........................................

 

 

.

9 6

 

П оддон ы ..................................................

 

 

 

 

99

 

Грузозахватные устройства

.....................................

 

 

105

ГЛАВА IV.

ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ

 

 

 

ГРУЗОВ НА БАЗАХ И СКЛАДАХ

 

 

111

 

Общие п о л о ж е н и я ......................................................

 

 

 

 

Технология переработки

грузов

на базах

115

 

и складах...........................................................................

 

 

 

 

 

Особенности технологии хранения и переработ­

121

 

ки машин

 

 

 

 


 

Особенности технологии хранения и переработ­

 

 

ки черных

и цветных

металлов и металло­

126

 

продукции

..........................................................................

 

 

 

 

Особенности технологии хранения и переработ­

 

 

ки лесом атериалов......................................................

 

 

132

 

Особенности технологии хранения и переработ­

135

 

ки резинотехнических ...............................изделий

 

 

Особенности технологии хранения оборудова­

141

 

ния и п р и .............................................................бор ов

 

 

 

 

Особенности технологии хранения электротех­

144

 

нических и ......................................................з д е л и й

 

 

 

Технология

переработки

штучных грузов

на

151

 

с к л а д а х ...........................................................................

 

 

 

 

ГЛАВА V.

ОСНОВНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

 

И ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ

 

 

 

СКЛАДСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ

 

 

 

Себестоимость складской переработки грузов 153

 

Выбор варианта механизации складской пере­

 

 

работки грузов ...............................................

/

 

157

 

ГЛАВА VI.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-

 

 

РАЗГРУЗОЧНЫХ

РАБОТАХ

161

 

 

Общие т р е ...............................................б о в а н и я

 

 

 

Основные требования техники безопасности при

163

 

эксплуатации подъемно-транспортных устройств

 

Требования к погрузочно-разгрузочным пло­

165

 

щадкам ...........................................................................

 

 

 

 

 

Требования к погрузке, перевозке и выгрузке

 

 

разных г р ......................................................у з о в

 

 

166

173

 

Требования к контейнерным перевозкам .

.

 

Безопасность работы., такелажников, стропаль­

 

 

щиков и прицепщ ........................................иков

 

174

177

 

Безопасность .............................работы грузчиков

 

 

Требования к ленточным конвейерам-транспор­

 

 

терам ...................................................................................

 

 

 

178

 

Безопасность работы на автопогрузчиках .

.

178

 

Безопасность работы на автомобильных кранах

180