ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Продолжение табл. 1
Наименование |
Номер типового |
проекта |
Пло |
Сметная |
щадь |
|
заст |
стоимость, |
ройки, |
тыс. руб. |
тыс. м а |
|
Прирельсовый |
закрытый |
комп |
|
|
|
|||
лексно-механизированный |
склад |
|
|
|
||||
сухих |
минеральных удобрений |
7 0 5 -1 —39 |
3,5 |
493,63 |
||||
емкостью 7500 т |
|
|
||||||
Прирельсовый закрытый комплек |
|
|
|
|||||
сно-механизированный склад су |
|
|
|
|||||
хих минеральных удобрений ем |
7 0 5 - 1 - 4 0 |
4,2 |
581,85 |
|||||
костью 10000 т |
силосного |
|||||||
Прирельсовые |
склады |
|
0,28 |
119,22 |
||||
типа емкостью 1000, 2000 и 3000 т |
|
0,33 |
151,13 |
|||||
для хранения |
фосфоритной |
муки и |
705— 1—42 |
0,4 |
181,3 |
|||
известковых материалов |
силосного |
0,26 |
112,49 |
|||||
Прирельсовые |
склады |
|
||||||
типа емкостью 500, 1000 и 1500 т |
|
0,33 |
138,90 |
|||||
для хранения фосфорной муки и |
7 0 5 - 1 - 4 4 |
0,4 |
165,98 |
|||||
известковых материалов |
|
|
|
|
||||
Устройство для приема гранули |
|
|
|
|||||
рованных |
минеральных |
удобре |
|
|
|
|||
ний, прибывших на прирельсовые |
|
|
|
|||||
склады |
в |
вагонах с данной вы |
705—1—49 |
0—29 |
103,2 |
|||
грузкой |
|
|
|
|
|
отвечать требованиям сохранности грузов, пожарной охраны и техники безопасности.
Некоторые склады (преимущественно универсальные) должны быть оборудованы рампами, т. е. площадками с твердым покрытием, устроенными на уровне погрузочной высоты транспортных средств (не более 1300 мм) . Рампы на складах позволяют выполнять погрузку и выгрузку грузов с заездом соответствующих грузоподъемных ма шин на платформы автомобилей и в вагоны. Для этого они имеют регулируемые по высоте площадки.
Склады характеризуются определенными показателя ми работы.
Расчетное количество груза в тоннах, которое можно одновременно хранить на складе, называется вмести мостью склада. Отношение хранящегося груза на складе Еф к вместимости склада Ес называется коэффициен том использования вместимости склада Т в :
Важным показателем работы склада является коэф фициент использования площади склада определяе мый отношением площади склада, занятой грузом Ег, ко всей площади склада Ес:
Фп = |
Ff |
|
Fc ‘ |
||
|
Для анализа работы склада применяют также коэф фициент оборота склада /Соб, равный отношению полу суммы поступления грузов Qn и отправления Q0 за рас сматриваемый промежуток времени к вместимости склада:
v |
_ |
Qu + |
Qo |
|
о б ~ " |
2Ес |
■ |
Использование вместимости склада зависит от спо соба размещения и кладки грузов внутри склада и спо соба вййолнения внутрискладских грузоподъемных опе раций. Для наиболее полного использования необходимо располагать грузы по схеме, предусматривающей раз мещение их в максимальном количестве при обеспечении соответствующих условий для работы людей и примене ния машин с учетом соблюдения правил техники безопас ности.
Тарно-упаковочные грузы укладывают в штабеля вы сотой до 3 м и более. Высота штабеля при ручной уклад ке не должна превышать 2 м. Штабельная укладка мо жет быть прямой и перекрестной. Последняя обеспечи вает лучшую устойчивость штабеля.
Штабеля размещают по прямоугольной и ступенча той с выступами схемам. Грузы в мешках укладывают в штабель вперевязь, катные грузы — на торце не более двух рядов и внакат до пяти рядов (при наличии прокладов).
Тяжелые и громоздкие грузы укладывают ближе, к месту погрузки и разгрузки. Не допускается совместное хранение в одном помещении склада грузов, издающих запах или выделяющих пыль, с грузами, воспринимаю щими запах и поглощающими пыль.
Особенно тщательно должно быть организовано хра нение ядохимикатов, взрывоопасных и ядовитых веществ.
11
Для грузов этой категории существуют правила хране ния и транспортирования, которые должны соблюдаться работниками материально-технического снабжения.
ГЛАВА N. ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ
И ОБОРУДОВАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Для погрузочно-разгрузочных работ на базах и скла дах применяется много подъемно-транспортных машин и различного оборудования. Номенклатура машин, при меняемых для механизации погрузочно-разгрузочных работ, насчитывает десятки наименований.
Кроме того, каждая машина, выпускаемая промыш ленностью, имеет несколько модификаций. Многие типы машин вообще отличаются друг от друга размерами. Все это приводит к тому, что в числе средств механиза ции погрузочно-разгрузочных работ, применяемых на базах и складах, встречаются машины и оборудование большого количества типоразмеров. При широкой но менклатуре осложняется выбор средств механизации, наиболее эффективных в конкретных условиях производ ственного процесса, и возникает необходимость класси фикации применяемых средств.
Основные принципы классификации подъемно-транс портных машин и оборудования, применяемых на погру зочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение средств механизации к той или иной группе в зависимо сти от технических и эксплуатационных признаков. Клас сификация по техническим признакам производится в за висимости от устройства машин, а по эксплуатацион ным— для правильной оценки особенностей применения машин и выбора схемы механизации погрузочно-разгру зочных работ.
Все подъемно-транспортные машины и оборудование по техническим признакам могут быть разделены на две основные группы: машины с рабочим органом непрерыв ного действия и машины с рабочим органом прерывного (цикличного) действия.
12
К первой группе относятся машины, рабочий орган у которых при перемещении груза движется равномерно, не останавливаясь для захвата и освобождения груза. Такими машинами являются ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры, многоковшовые погрузчики, пневмопогрузчики и другие.
Машины с рабочим органом прерывного действия вы полняют комплекс операций, связанных с погрузкой или выгрузкой грузов, по циклу. При этом рабочий орган действует периодически, т. е. перемещает груз от места его загрузки до места разгрузки и затем снова возвра щается для захвата груза. К этой группе относятся коз ловые, мостовые и автомобильные краны, автопогруз чики, электропогрузчики, одноковшовые нагрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, тали и другие.
По эксплуатационным признакам подъемно-транс портные машины и оборудование могут быть классифи цированы в зависимости от группы перегружаемого гру за, направлений перемещения груза и наличия ходового оборудования.
В зависимости от группы перегружаемых грузов все машины подразделяют на следующие виды:
для штучных грузов (козловые, мостовые и авто мобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики
идр.); для навалочных грузов (экскаваторы, одноковшовые
и многоковшовые погрузчики и др.); для сыпучих грузов (пневморазгрузчики и др.).
По направлению перемещения груза машины разде ляют для горизонтального, вертикального, наклонного и комбинированного (вертикального и горизонтального) перемещения груза.
В зависимости от наличия ходового оборудования все машины классифицируются на две группы: стационар ные и передвижные.
К стационарным относят машины, не имеющие ходо вого оборудования (козловые и мостовые краны, краныштабелеры и др.).
Такие машины, как правило, устанавливаются в од-
•ном месте постоянно и используются в местах с устойчи вым объемом погрузочно-разгрузочных работ.
13
Передвижные машины в отличие от стационарных имеют ходовое оборудование. Их можно использовать с переброской от одного склада на другой. Многие пере движные машины перемещаются за счет собственного источника силовой энергии (двигателя внутреннего сго рания, электродвигателя) и относятся к категории само ходных машин (автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики и др.).
По типу двигателя передвижные подъемно-транс портные машины делятся на электрические, карбюратор ные и дизельные.
К основным параметрам подъемно-транспортных ма шин относятся такие показатели, которые характеризу ют технические и технико-эксплуатационные качества этих машин, учитываемые при выборе й определении их необходимого количества.
Некоторые основные параметры характерны для всех категорий машин. К ним относятся производительность машины, высота погрузки, мощность силовой установки, габаритные размеры в рабочем и транспортном положе нии, вес машины.
Однако большинство основных параметров является групповыми, т. е. характеризуют только определенную группу погрузочно-разгрузочных машин.
Например, для погрузочно-разгрузочных машин с ра бочим органом непрерывного действия дополнительно к отмеченным выше можно назвать такие параметры, как скорость движения грузонесущего органа, размеры грузонесущего органа.
Для машин с рабочим органом прерывного действия важнейшим параметром является грузоподъемность, т. е. наибольший вес груза, который может быть поднят при сохранении необходимого запаса устойчивости и проч ности.
Кроме того, такие машины характеризуются скоро стями подъема и опускания груза, скоростями горизон тального перемещения рабочего органа или всей машины с грузом и без груза.
Важнейшими параметрами вилочных автопогрузчи ков и электропогрузчиков является максимально допус тимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъемности погрузчика и минимальный радиус поворота погрузчика. Первый па
14
раметр характеризует возможности подъема груза ма шиной, второй — определяет ее маневренность, потреб ные размеры участков склада для разворота.
Указанные параметры не исчерпывают всех элемен тов технико-эксплуатационной и технической характери стик подъемно-транспортных погрузочно-разгрузочных машин и оборудования, которые изложены для каждого вида и типа машин.
СТАЦИОНАРНЫЕ КРАНЫ
К стационарным кранам относятся мостовые и козлоные краны, краны-штабелеры, а также башенные краны.
Мостовые краны представляют собой высокопроизво дительные машины, предназначенные для выполнения подъемно-транспортных операций со штучными и нава лочными грузами.
Характерной особенностью мостового крана является наличие в его конструкции моста, концевые балки кото рого на колесах передвигаются по рельсам, уложенным на эстакадах (кран применяют на открытых площадках) и колоннах или кронштейнах, прикрепленных к стенам здания (кран применяют в закрытых складах, цехах или других помещениях). Вдоль моста по направляющим рельсам передвигается крановая тележка. На раме те лежки расположены электродвигатель для передвиже ния тележки и электродвигатель для подъема груза. Пе редвижение моста осуществляется также от электродви гателя. Механизмы передвижения моста, подъема груза и передвижения тележки оборудованы электромагнит ными тормозами и конечными выключателями. Ток к электродвигателям подводится по троллейным прово дам. Механизмами крана управляет один человек.
Простейшим видом мостовых кранов является одно балочный кран (кран-балка). Мост этого крана пред ставляет собой двутавровую балку, на которой подвеше на электроталь.
Мостовые краны изготовляют с электрическим приво дом грузоподъемностью 5—50 г с пролетом 11—32 м. Наибольшее применение на погрузочно-разгрузочных ра ботах находят мостовые краны грузоподъемностью 5, 10
и 25 т.
Высота подъема груза мостовым краном, как прави
15
ло, не превышает" 16 м; скорость подъема груза для сред него режима работ 8—10 м/мин, скорость передвижения тележки 40 м/мин, а передвижения моста 80 м/мин.
Краны можно оборудовать крюком, грейфером или грузоподъемным электромагнитом.
Преимуществом мостовых кранов является то, что, перекрывая большую площадь склада, они не занимают полезной площади для собственного перемещения (за исключением опор). К недостаткам их относится значи тельная стоимость эстакады.
Разновидностью мостовых кранов являются козловые краны. Мост козлового крана устанавливают на козлах, перемещаемых по рельсам подкранового пути, уложен ных на уровне земли. В связи с этим стоимость сооруже ния козлового крана значительно меньше, чем мостового.
В конструктивном отношении козловые краны разде ляются на краны с жестким соединением моста с опора ми и краны с шарнирным соединением моста (самомонтирующиеся).
Как для козлового, так и для мостового крана харак терны одни и те же степени подвижности:
горизонтальная продольная — перемещение крана вдоль подкранового пути;
горизонтальная поперечная — перемещение груза на крюке грузоподъемного тельфера, двигающегося перпен дикулярно подкрановому пути;
вертикальная — подъем и опускание груза одновре менно с подъемом и опусканием крюка тельфера или грузовой тележки.
Особенностью козлового и мостового кранов являет ся сохранение ими неизменной грузоподъемности неза висимо от нахождения грузоподъемного тельфера в лю бой точке площади, входящей в сферу действия крана.
Козловые краны являются одним из самых распро страненных типов грузоподъемных машин на базах и складах. Площадь, обслуживаемая одним краном, дости гает 100 м по ширине при практически неограниченной длине. Их грузоподъемность колеблется от 2 до 30 т. При весе штучных грузов до 20 ткозловые краны оказы ваются рациональнее других типов кранов, так как коэф фициент использования складской площади составляет 60—70%, в то время как при помощи вилочных погрузчй-
16
J
Рис. 1. Общий вид двухконсольного козлового крана:
I — мост; 2 — опорные стойки; 3 — ходовые тележки; 4 — тельфер; 5 — к а бина.
ков можно полезно использовать не более 40—50% пло щади.
Козловой кран обеспечивает доступ в любую точку складской площади и требует незначительной полезной площади для своего перемещения. Свободная площадь, необходимая для передвижения козлового крана, на 20% меньше той, которая необходима при обслуживании складов другими средствами механизации.
Козловые краны по способу передвижения делятся на рельсовые и безрельсовые. По типу пролетного устрой ства первые подразделяются на консольные (с одной или двумя консолями) и бесконсольные, однобалочные и двухбалочные, на листовые и решетчатые (профильные уголковые и трубчатые). Сечение пролетного строения бывает самой разнообразной формы — прямоугольной, треугольной, трапецеидальной, П-образной и т. д.
Козловые краны (рис. 1) состоят из моста 1 с двумя консолями, четырех опорных стоек 2, ходовых тележек 3, тельфера или грузовой тележки 4, кабины крановщика 5.
Мост крана является основным грузонесущим элемен том и состоит из решетчатой фермы или балки по типу
17
мостовых кранов. На мосту укреплены ездовая балка для тельфера или рельсовые пути для грузовой тележки.
В качестве устройства для подъема и перемещения груза используется тельфер или грузовая тележка.
На козловых кранах грузоподъемностью 5 т обычно применяются тельферы, оборудованные механизмом пе редвижения вдоль ездовой балки.
На кранах грузоподъемностью 10 т используются два типа грузовых тележек.
У одних кранов все узлы механизмов подъема и пе редвижения смонтированы на раме тележки, у других они крепятся неподвижно на мосту крана. В последнем
• случае подъем груза, а также передвижение тележки осуществляется при помощи канатов.
Опорные стойки самомонтирующегося крана с одной стороны шарнирно соединены с мостом, а с другой — прикреплены болтами к ходовым тележкам. У несамомонтирующегося крана одна пара опорных стоек крепит ся к мосту шарнирно, вторая — жестко. Каждая пара опорных стоек внизу соединена жесткой балкой. Ходовые тележки служат опорами крана и одновременно привод ными (ведущими) механизмами для его передвижения. Большинство кранов имеет две приводные и две холос тые тележки, но существуют также краны, у которых все четыре тележки ведущие. Это делается для устранения забегания одной тележки относительно другой при изме нении направления передвижения.
Привод тележки состоит из электродвигателя, редук тора, тормоза и зубчатой передачи. У самомонтирующихся кранов приводные тележки, кроме того, имеют меха низм самомойтажа.
Кабина крановщика может располагаться неподвиж но на одной из опор или перемещаться вместе с грузовой тележкой.
Управление краном осуществляется из кабины кра новщика. Для освещения подкрановой площадки исполь зуют прожекторы.
Электроэнергия к кранам может подводиться трол лейным токосъемником, кабелем, намотанным на кабель ный барабан, либо шлейфовой подвеской.
.Козловые краны перемещаются по рельсовым путям, которые прикрепляются к полущпалам, уложенным на балласт.
18