Файл: Соколов, В. С. Механизация складских работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 1

Наименование

Номер типового

проекта

Пло­

Сметная

щадь

заст­

стоимость,

ройки,

тыс. руб.

тыс. м а

 

Прирельсовый

закрытый

комп­

 

 

 

лексно-механизированный

склад

 

 

 

сухих

минеральных удобрений

7 0 5 -1 —39

3,5

493,63

емкостью 7500 т

 

 

Прирельсовый закрытый комплек­

 

 

 

сно-механизированный склад су­

 

 

 

хих минеральных удобрений ем­

7 0 5 - 1 - 4 0

4,2

581,85

костью 10000 т

силосного

Прирельсовые

склады

 

0,28

119,22

типа емкостью 1000, 2000 и 3000 т

 

0,33

151,13

для хранения

фосфоритной

муки и

705— 1—42

0,4

181,3

известковых материалов

силосного

0,26

112,49

Прирельсовые

склады

 

типа емкостью 500, 1000 и 1500 т

 

0,33

138,90

для хранения фосфорной муки и

7 0 5 - 1 - 4 4

0,4

165,98

известковых материалов

 

 

 

 

Устройство для приема гранули­

 

 

 

рованных

минеральных

удобре­

 

 

 

ний, прибывших на прирельсовые

 

 

 

склады

в

вагонах с данной вы­

705—1—49

0—29

103,2

грузкой

 

 

 

 

 

отвечать требованиям сохранности грузов, пожарной охраны и техники безопасности.

Некоторые склады (преимущественно универсальные) должны быть оборудованы рампами, т. е. площадками с твердым покрытием, устроенными на уровне погрузочной высоты транспортных средств (не более 1300 мм) . Рампы на складах позволяют выполнять погрузку и выгрузку грузов с заездом соответствующих грузоподъемных ма­ шин на платформы автомобилей и в вагоны. Для этого они имеют регулируемые по высоте площадки.

Склады характеризуются определенными показателя­ ми работы.

Расчетное количество груза в тоннах, которое можно одновременно хранить на складе, называется вмести­ мостью склада. Отношение хранящегося груза на складе Еф к вместимости склада Ес называется коэффициен­ том использования вместимости склада Т в :


Важным показателем работы склада является коэф­ фициент использования площади склада определяе­ мый отношением площади склада, занятой грузом Ег, ко всей площади склада Ес:

Фп =

Ff

Fc

 

Для анализа работы склада применяют также коэф­ фициент оборота склада /Соб, равный отношению полу­ суммы поступления грузов Qn и отправления Q0 за рас­ сматриваемый промежуток времени к вместимости склада:

v

_

Qu +

Qo

 

о б ~ "

2Ес

Использование вместимости склада зависит от спо­ соба размещения и кладки грузов внутри склада и спо­ соба вййолнения внутрискладских грузоподъемных опе­ раций. Для наиболее полного использования необходимо располагать грузы по схеме, предусматривающей раз­ мещение их в максимальном количестве при обеспечении соответствующих условий для работы людей и примене­ ния машин с учетом соблюдения правил техники безопас­ ности.

Тарно-упаковочные грузы укладывают в штабеля вы­ сотой до 3 м и более. Высота штабеля при ручной уклад­ ке не должна превышать 2 м. Штабельная укладка мо­ жет быть прямой и перекрестной. Последняя обеспечи­ вает лучшую устойчивость штабеля.

Штабеля размещают по прямоугольной и ступенча­ той с выступами схемам. Грузы в мешках укладывают в штабель вперевязь, катные грузы — на торце не более двух рядов и внакат до пяти рядов (при наличии прокладов).

Тяжелые и громоздкие грузы укладывают ближе, к месту погрузки и разгрузки. Не допускается совместное хранение в одном помещении склада грузов, издающих запах или выделяющих пыль, с грузами, воспринимаю­ щими запах и поглощающими пыль.

Особенно тщательно должно быть организовано хра­ нение ядохимикатов, взрывоопасных и ядовитых веществ.

11

Для грузов этой категории существуют правила хране­ ния и транспортирования, которые должны соблюдаться работниками материально-технического снабжения.

ГЛАВА N. ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

И ОБОРУДОВАНИЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Для погрузочно-разгрузочных работ на базах и скла­ дах применяется много подъемно-транспортных машин и различного оборудования. Номенклатура машин, при­ меняемых для механизации погрузочно-разгрузочных работ, насчитывает десятки наименований.

Кроме того, каждая машина, выпускаемая промыш­ ленностью, имеет несколько модификаций. Многие типы машин вообще отличаются друг от друга размерами. Все это приводит к тому, что в числе средств механиза­ ции погрузочно-разгрузочных работ, применяемых на базах и складах, встречаются машины и оборудование большого количества типоразмеров. При широкой но­ менклатуре осложняется выбор средств механизации, наиболее эффективных в конкретных условиях производ­ ственного процесса, и возникает необходимость класси­ фикации применяемых средств.

Основные принципы классификации подъемно-транс­ портных машин и оборудования, применяемых на погру­ зочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение средств механизации к той или иной группе в зависимо­ сти от технических и эксплуатационных признаков. Клас­ сификация по техническим признакам производится в за­ висимости от устройства машин, а по эксплуатацион­ ным— для правильной оценки особенностей применения машин и выбора схемы механизации погрузочно-разгру­ зочных работ.

Все подъемно-транспортные машины и оборудование по техническим признакам могут быть разделены на две основные группы: машины с рабочим органом непрерыв­ ного действия и машины с рабочим органом прерывного (цикличного) действия.

12


К первой группе относятся машины, рабочий орган у которых при перемещении груза движется равномерно, не останавливаясь для захвата и освобождения груза. Такими машинами являются ленточные, пластинчатые и скребковые транспортеры, многоковшовые погрузчики, пневмопогрузчики и другие.

Машины с рабочим органом прерывного действия вы­ полняют комплекс операций, связанных с погрузкой или выгрузкой грузов, по циклу. При этом рабочий орган действует периодически, т. е. перемещает груз от места его загрузки до места разгрузки и затем снова возвра­ щается для захвата груза. К этой группе относятся коз­ ловые, мостовые и автомобильные краны, автопогруз­ чики, электропогрузчики, одноковшовые нагрузчики, лебедки, тельферы, механические лопаты, тали и другие.

По эксплуатационным признакам подъемно-транс­ портные машины и оборудование могут быть классифи­ цированы в зависимости от группы перегружаемого гру­ за, направлений перемещения груза и наличия ходового оборудования.

В зависимости от группы перегружаемых грузов все машины подразделяют на следующие виды:

для штучных грузов (козловые, мостовые и авто­ мобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики

идр.); для навалочных грузов (экскаваторы, одноковшовые

и многоковшовые погрузчики и др.); для сыпучих грузов (пневморазгрузчики и др.).

По направлению перемещения груза машины разде­ ляют для горизонтального, вертикального, наклонного и комбинированного (вертикального и горизонтального) перемещения груза.

В зависимости от наличия ходового оборудования все машины классифицируются на две группы: стационар­ ные и передвижные.

К стационарным относят машины, не имеющие ходо­ вого оборудования (козловые и мостовые краны, краныштабелеры и др.).

Такие машины, как правило, устанавливаются в од-

ном месте постоянно и используются в местах с устойчи­ вым объемом погрузочно-разгрузочных работ.

13

Передвижные машины в отличие от стационарных имеют ходовое оборудование. Их можно использовать с переброской от одного склада на другой. Многие пере­ движные машины перемещаются за счет собственного источника силовой энергии (двигателя внутреннего сго­ рания, электродвигателя) и относятся к категории само­ ходных машин (автомобильные краны, автопогрузчики, электропогрузчики и др.).

По типу двигателя передвижные подъемно-транс­ портные машины делятся на электрические, карбюратор­ ные и дизельные.

К основным параметрам подъемно-транспортных ма­ шин относятся такие показатели, которые характеризу­ ют технические и технико-эксплуатационные качества этих машин, учитываемые при выборе й определении их необходимого количества.

Некоторые основные параметры характерны для всех категорий машин. К ним относятся производительность машины, высота погрузки, мощность силовой установки, габаритные размеры в рабочем и транспортном положе­ нии, вес машины.

Однако большинство основных параметров является групповыми, т. е. характеризуют только определенную группу погрузочно-разгрузочных машин.

Например, для погрузочно-разгрузочных машин с ра­ бочим органом непрерывного действия дополнительно к отмеченным выше можно назвать такие параметры, как скорость движения грузонесущего органа, размеры грузонесущего органа.

Для машин с рабочим органом прерывного действия важнейшим параметром является грузоподъемность, т. е. наибольший вес груза, который может быть поднят при сохранении необходимого запаса устойчивости и проч­ ности.

Кроме того, такие машины характеризуются скоро­ стями подъема и опускания груза, скоростями горизон­ тального перемещения рабочего органа или всей машины с грузом и без груза.

Важнейшими параметрами вилочных автопогрузчи­ ков и электропогрузчиков является максимально допус­ тимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъемности погрузчика и минимальный радиус поворота погрузчика. Первый па­

14


раметр характеризует возможности подъема груза ма­ шиной, второй — определяет ее маневренность, потреб­ ные размеры участков склада для разворота.

Указанные параметры не исчерпывают всех элемен­ тов технико-эксплуатационной и технической характери­ стик подъемно-транспортных погрузочно-разгрузочных машин и оборудования, которые изложены для каждого вида и типа машин.

СТАЦИОНАРНЫЕ КРАНЫ

К стационарным кранам относятся мостовые и козлоные краны, краны-штабелеры, а также башенные краны.

Мостовые краны представляют собой высокопроизво­ дительные машины, предназначенные для выполнения подъемно-транспортных операций со штучными и нава­ лочными грузами.

Характерной особенностью мостового крана является наличие в его конструкции моста, концевые балки кото­ рого на колесах передвигаются по рельсам, уложенным на эстакадах (кран применяют на открытых площадках) и колоннах или кронштейнах, прикрепленных к стенам здания (кран применяют в закрытых складах, цехах или других помещениях). Вдоль моста по направляющим рельсам передвигается крановая тележка. На раме те­ лежки расположены электродвигатель для передвиже­ ния тележки и электродвигатель для подъема груза. Пе­ редвижение моста осуществляется также от электродви­ гателя. Механизмы передвижения моста, подъема груза и передвижения тележки оборудованы электромагнит­ ными тормозами и конечными выключателями. Ток к электродвигателям подводится по троллейным прово­ дам. Механизмами крана управляет один человек.

Простейшим видом мостовых кранов является одно­ балочный кран (кран-балка). Мост этого крана пред­ ставляет собой двутавровую балку, на которой подвеше­ на электроталь.

Мостовые краны изготовляют с электрическим приво­ дом грузоподъемностью 5—50 г с пролетом 11—32 м. Наибольшее применение на погрузочно-разгрузочных ра­ ботах находят мостовые краны грузоподъемностью 5, 10

и 25 т.

Высота подъема груза мостовым краном, как прави­

15

ло, не превышает" 16 м; скорость подъема груза для сред­ него режима работ 8—10 м/мин, скорость передвижения тележки 40 м/мин, а передвижения моста 80 м/мин.

Краны можно оборудовать крюком, грейфером или грузоподъемным электромагнитом.

Преимуществом мостовых кранов является то, что, перекрывая большую площадь склада, они не занимают полезной площади для собственного перемещения (за исключением опор). К недостаткам их относится значи­ тельная стоимость эстакады.

Разновидностью мостовых кранов являются козловые краны. Мост козлового крана устанавливают на козлах, перемещаемых по рельсам подкранового пути, уложен­ ных на уровне земли. В связи с этим стоимость сооруже­ ния козлового крана значительно меньше, чем мостового.

В конструктивном отношении козловые краны разде­ ляются на краны с жестким соединением моста с опора­ ми и краны с шарнирным соединением моста (самомонтирующиеся).

Как для козлового, так и для мостового крана харак­ терны одни и те же степени подвижности:

горизонтальная продольная — перемещение крана вдоль подкранового пути;

горизонтальная поперечная — перемещение груза на крюке грузоподъемного тельфера, двигающегося перпен­ дикулярно подкрановому пути;

вертикальная — подъем и опускание груза одновре­ менно с подъемом и опусканием крюка тельфера или грузовой тележки.

Особенностью козлового и мостового кранов являет­ ся сохранение ими неизменной грузоподъемности неза­ висимо от нахождения грузоподъемного тельфера в лю­ бой точке площади, входящей в сферу действия крана.

Козловые краны являются одним из самых распро­ страненных типов грузоподъемных машин на базах и складах. Площадь, обслуживаемая одним краном, дости­ гает 100 м по ширине при практически неограниченной длине. Их грузоподъемность колеблется от 2 до 30 т. При весе штучных грузов до 20 ткозловые краны оказы­ ваются рациональнее других типов кранов, так как коэф­ фициент использования складской площади составляет 60—70%, в то время как при помощи вилочных погрузчй-

16


J

Рис. 1. Общий вид двухконсольного козлового крана:

I — мост; 2 — опорные стойки; 3 — ходовые тележки; 4 — тельфер; 5 — к а ­ бина.

ков можно полезно использовать не более 40—50% пло­ щади.

Козловой кран обеспечивает доступ в любую точку складской площади и требует незначительной полезной площади для своего перемещения. Свободная площадь, необходимая для передвижения козлового крана, на 20% меньше той, которая необходима при обслуживании складов другими средствами механизации.

Козловые краны по способу передвижения делятся на рельсовые и безрельсовые. По типу пролетного устрой­ ства первые подразделяются на консольные (с одной или двумя консолями) и бесконсольные, однобалочные и двухбалочные, на листовые и решетчатые (профильные уголковые и трубчатые). Сечение пролетного строения бывает самой разнообразной формы — прямоугольной, треугольной, трапецеидальной, П-образной и т. д.

Козловые краны (рис. 1) состоят из моста 1 с двумя консолями, четырех опорных стоек 2, ходовых тележек 3, тельфера или грузовой тележки 4, кабины крановщика 5.

Мост крана является основным грузонесущим элемен­ том и состоит из решетчатой фермы или балки по типу

17

мостовых кранов. На мосту укреплены ездовая балка для тельфера или рельсовые пути для грузовой тележки.

В качестве устройства для подъема и перемещения груза используется тельфер или грузовая тележка.

На козловых кранах грузоподъемностью 5 т обычно применяются тельферы, оборудованные механизмом пе­ редвижения вдоль ездовой балки.

На кранах грузоподъемностью 10 т используются два типа грузовых тележек.

У одних кранов все узлы механизмов подъема и пе­ редвижения смонтированы на раме тележки, у других они крепятся неподвижно на мосту крана. В последнем

• случае подъем груза, а также передвижение тележки осуществляется при помощи канатов.

Опорные стойки самомонтирующегося крана с одной стороны шарнирно соединены с мостом, а с другой — прикреплены болтами к ходовым тележкам. У несамомонтирующегося крана одна пара опорных стоек крепит­ ся к мосту шарнирно, вторая — жестко. Каждая пара опорных стоек внизу соединена жесткой балкой. Ходовые тележки служат опорами крана и одновременно привод­ ными (ведущими) механизмами для его передвижения. Большинство кранов имеет две приводные и две холос­ тые тележки, но существуют также краны, у которых все четыре тележки ведущие. Это делается для устранения забегания одной тележки относительно другой при изме­ нении направления передвижения.

Привод тележки состоит из электродвигателя, редук­ тора, тормоза и зубчатой передачи. У самомонтирующихся кранов приводные тележки, кроме того, имеют меха­ низм самомойтажа.

Кабина крановщика может располагаться неподвиж­ но на одной из опор или перемещаться вместе с грузовой тележкой.

Управление краном осуществляется из кабины кра­ новщика. Для освещения подкрановой площадки исполь­ зуют прожекторы.

Электроэнергия к кранам может подводиться трол­ лейным токосъемником, кабелем, намотанным на кабель­ ный барабан, либо шлейфовой подвеской.

.Козловые краны перемещаются по рельсовым путям, которые прикрепляются к полущпалам, уложенным на балласт.

18