ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Q3 — годовая эксплуатационная производитель ность машины.
Общий годовой объем механизированных работ опре деляется, как сумма объемов по отдельным операциям технического процесса:
W = 2 W i...n= W 1+ W2+ ... Wn ;
Н ,
где Pi...n — годовое поступление или реализация груза;
Р— доля грузопотока, относящегося к данной операции;
j — коэффициент, учитывающий количество гру за, перерабатываемого механизированным способом на данной операции.
Коэффициент j по каждой группе товаров определя ется, как отношение количества переработанного груза механизмом к общему количеству груза.
Долю грузопотока, относящуюся к данной операции, находят, как отношение количества груза операции к об щему годовому поступлению или реализации груза.
Эксплуатационную производительность ‘ 'погрузочноразгрузочных машин определяют по формуле:
Qa= 6~ i K BKr
л ц
где G — номинальная грузоподъемность машины;
Т— годовой фонд времени работы машины в одну смену, час;
i— количество смен работы в сутки;
kB — коэффициент использования машины по вре мени;
kr — коэффициент использования машины по гру зоподъемности;
Гц — время рабочего цикла на выполнение отдель ной подъемно-транспортной операции в мину тах.
Выбор необходимого количества подъемно-транспорт ных средств, а также степени механизации складских ра бот производится на основании тщательного анализа нескольких различных схе,м с учетом конкретных условий
160
работы. Принятый вариант должен обеспечить наиболь шую эффективность и наилучшие условия труда при ме ханизированной складской переработке груза.
ГЛАВА VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Организация труда при погрузочно-разгрузочных ра ботах невозможна без хорошо поставленной техники бе зопасности. Нарушение этого условия неминуемо ведет к производственному травматизму и другим тяжелым по следствиям.
Администрация складов и баз во всех случаях пере возки и перемещения грузов подвижным составом (ав томобилями, тягачами, прицепами), грузоподъемным ме ханизмом и вручную обязана обеспечивать соблюдение правил норм и требований техники безопасности и охра ны труда в пути следования и при выплонении погрузоч но-разгрузочных работ.
Водители погрузочно-разгрузочных механизмов, шо феры автомобилей, грузчики, такелажники, стропальщи ки и другие лица, связанные с подготовкой и выполнени ем погрузочно-разгрузочных работ, должны строго со блюдать инструкцию по технике безопасности.
Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выпол нять только под руководством ответственного лица, на значенного администрацией организации, пользующейся автомобильным транспортом, или по соглашению с орга низацией, производящей погрузочно-разгрузочные ра боты.
К погрузочно-разгрузочным работам допускаются ли ца, имеющие соответствующее медицинское заключение.
Подростки до 16 лет к постоянным погрузочно-разгру зочным работам не допускаются.
Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и вы гружать следующие материалы:
навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т. п.);
легковесные (пустая тара, фрукты в мягкой таре и т. п.);
6 |
653 |
161 |
штучные (кирпич и т. и.); пиломатериалы (подтоварник и т. п.).
Подростки от 16 до 18 лет могут переносить грузы ве сом не более 16,4 кг (юноши) и 10,25 кг (девушки). Вес груза, переносимого вручную женщинами, не должен пре вышать 20 кг, а мужчинами — 50 кг.
Лица, ответственные за погрузочно-разгрузочные ра боты, до начала их выполнения обязаны проверять ис правность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего инвентаря.
Территории, на которых грузоподъемные работы ве дутся ночью, должны иметь освещение, обеспечивающее хорошую видимость участка работы, подвески грузов, подъемных приспособлений, канатов, цепей и рычагов управления подъемными механизмами.
Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные ра боты механизмами при ветре более 12 м/сек.
Запрещается применение цепей при подъеме грузов на высоту более 2 м.
Если краны работают вблизи электропроводов, кото рые можно задеть стрелой, электрический ток необхо димо отключить, а провод поднять с помощью специаль ных подпорок.
Лица, занятые на погрузке (разгрузке) пылящих гру зов (удобрений, извести, цемента и т. п.), должны быть обеспечены защитными очками, респираторами и спец одеждой.
Для транспортировки баллонов со сжатым газом (кислородом, ацетиленом и др.) в хозяйствах должны быть специальные тележки или носилки с обитыми войло ком гнездами по размеру баллонов, обеспечивающие их горизонтальное положение при перемещении.
На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных гру зов (бревен, балок длиной, превышающей на ’/з длину кузова автомобиля или тракторного прицепа) следует выделять не менее двух человек.
Для погрузки надо использовать накаты достаточ ной прочности.
Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, катушек ка беля и подобных грузов должны применяться специально приспособленные слеги с крючками.
Запрещается работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем.
162
Во избежание скольжения в местах работы стропаль щиков, такелажников и грузчиков, а также механизмов при перемещении грузов трапы (подмосты), платформы, пути прохода должны быть очищены и в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.
Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.
К выполнению такелажных и стропильных работ до пускаются лида, прошедшие специальное обучение и име ющие удостоверение на право производства этих работ.
Вместах выполнения погрузочно-разгрузочных работ
изоне работы грузоподъемных механизмов запрещается
находиться лидам, не имеющим прямого отношения к этим работам.
Грузчикам, кроме обеденного перерыва предоставля ются перерывы для отдыха, которые входят в их рабочее время. Продолжительность и распределение этих переры вов установлены в правилах внутреннего трудового рас порядка.
Курить разрешается только во время перерывов и лишь в специально отведенном для этого месте.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
УСТРОЙСТВ
К управлению кранами и другими подъемными меха низмами с механическим приводом, а также к работам по подвязке грузов к крюку могут быть допущены лица, которым выданы удостоверения соответствующей квали фикационной комиссией с участием представителя Госсельэнергонадзора.
На подъемно-транспортные устройства должна быть установленная документация. Эксплуатацию этих уст ройств организуют в соответствии с Правилами устройст ва и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР.
Ручные лебедки и рычажно-реечные домкраты долж ны иметь тормозные устройства, исключающие самопро извольное опускание груза.
На винтовых или реечных домкратах необходимы ограничители, препятствующие полному выходу винта или рейки из корпуса. Форма опорных поверхностей го
163
ловок всех домкратов должна быть такой, чтобы подни маемый груз не соскальзывал.
На концах рельсовых путей кранов и крановых теле жек нужны упоры. Все передвижные краны и их тележ ки, а также отдельно работающие тележки для смягче ния удара их о концевой упор снабжают упругими буфе рами (дерево, резина и т. д.).
В кабинах крановщиков должны быть штепсельные розетки напряжением не выше 36 в и звуковой сигнал. Пол кабины электрических кранов рекомендуется покры вать резиновым ковриком, в кабине обязательно должен быть огнетушитель. Механизмы передвижения кранов необходимо оборудовать тормозами.
Концевые выключатели механизмов подъема должны останавливать приспособление для захвата грузов на рас стоянии не менее 200 мм до верхнего предельного поло жения.
Все краны и другие подъемные механизмы с механи ческим приводом следует регистрировать и проводить их техническое освидетельствование в местной инспекции Госсельэнергонадзора.
Техническое освидетельствование подъемных устройств с ручным приводом, а также испытание кана тов и цепей после их замены должна осуществлять тех ническая комиссия под председательством главного инженера базы.
Техническое состояниеподъемно-транспортных средств проверяют путем осмотра, испытания на подъем грузов, превышающих на 10 % паспортную грузоподъемность, при подъеме этого груза на высоту 100 мм и выдержива нии в течении 10 мцн. Цепи, канаты и другие чалочные приспособления должны быть испытаны под грузом, вдвое превышающим допустимую рабочую нагрузку. Ре зультаты испытаний заносят в журнал *с пронумерован ными и прошнурованными страницами.
На кранах и других подъемных механизмах должна быть четко нанесена краской предельная грузоподъем ность.
Ответственность за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных машин базы, склада или участ ка возлагается приказом на представителя администра ции. Должность, фамилия, имя и подпись этого лица за носят в паспорт грузоподъемной машины.
164
ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ
Подъездные пути к площадкам должны быть с твер дым покрытием, в исправном состоянии. Спуски и подъе мы в зимнее время необходимо очищать от льда и посы пать песком или шлаком. Как исключение допускаются улучшенные естественные подъездные пути, обеспечиваю щие полную безопасность движения.
При пересечении подъездными путями канав, траншей и железнодорожных линий следует устраивать настилы и мосты для переездов. Ширину подъездных путей уста навливают не менее -6,2 м при двустороннем движении автомобилей и не менее 3,2 м при одностороннем движе
нии |
соответствующим |
уширением |
на |
закруглениях |
дорог. |
|
площадок (пунк |
||
Размеры погрузочно-разгрузочных |
||||
тов) |
выбирают такими, |
чтобы создавался |
нормальный |
фронт работ для необходимого количества автомобилей, вагонов и рабочих. При размещении автомобилей на по грузочно-разгрузочных площадках (пунктах) расстояние между машинами, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между машинами, стоящими рядом (по фронту) — не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи зда ния, между этим зданием и задним бортом автомобиля интервал должен составлять не менее 0,5 м.
Движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях регулируют дорожными знаками и указателями. Как правило, движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий нельзя организовать поточное движение, автомобили сле дует подавать под погрузку и разгрузку задним ходом, чтобы выезд их с территории площадки происходил сво
бодно без маневрирования. |
площадок в |
Освещенность погрузочно-разгрузочных |
|
темное время суток должна обеспечивать |
нормальные |
условия выполнения работ. |
„ |
Эстакады, с которых сбрасывают грузы автомобилисамосвалы, необходимо загородить с боков и оборудовать отбойными (колейными) брусьями.
На площадках для погрузки и выгрузки тарных и штучных грузов (тюков, бочек, ящиков, рулонов и т. п.), хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устрое-
165
ны платформы, эстакады, рампы высотой,.равной высоте пола кузова автомобилей, предназначенных для перевоз ки этих грузов.
Склады, расположенные в подвальных и полуподваль ных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или глубиной более 1,5 .«снабжают люками и трапами для спуска грузов непосредственно в складское помещение и подъемниками для поднятия гру зов.
Склады, расположенные выше первого этажа и имею щие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м оборудуют подъемниками для спуска и поднятия грузов.
Прежде чем направить рабочих, а также автомобили
ипогрузочно-разгрузочные механизмы на место погрузки
иразгрузки грузов, администрация предприятия обязана проверить, соответствуют ли условия работы у отправи телей и получателей этих грузов требованиям техники бе зопасности. Если не созданы условия для безопасного вы полнения операции, запрещается направлять на место погрузки и выгрузки грузов рабочих, а также автомоби ли и механизмы до устранения недостатков.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗКЕ, ПЕРЕВОЗКЕ
И ВЫГРУЗКЕ РАЗНЫХ ГРУЗОВ
Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, подразделяют по весу и по степени опасности при погруз ке, выгрузке и транспортировке.
Весовые категории грузов следующие:
первая — грузы весом одного места до 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т. д.;
вторая — грузы весом одного места от 80 до 500 кг;
тре'гья — грузы весом одного места |
более 500 кг. |
|
Группы грузов по опасности следующие: |
|
|
первая — грузы малоопасные (стройматериалы, това |
||
ры широкого потребления и т. д.); |
керосин, |
лигроин, |
вторая — горючие грузы (бензин, |
||
нефть, ацетон и т. д .); |
|
|
третья — пылящие и горючие грузы |
(цемент, |
известь, |
уголь, битум, асфальт и т. д.); |
|
|
четвертая — обжигающие жидкости |
(кислота, щелочи |
|
и т. д.); |
|
|
166
пятая — баллоны со сжатым газом; шестая — грузы, опасные по своим размерам;
седьмая— грузы особо опасные (взрывчатые вещест ва, отравляющие газы и т. д.).
Грузы первой категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада можно переносить вручную, если расстояние (по горизонтали) не превыша ет 25 м, а для сыпучих грузов, перевозимых навалом,— 3,5 м.
При большем расстоянии эти грузы следует транспор тировать механизмами и приспособлениями.
Поднимать груз весом более 80 кг (одно место) в ку зов автомобиля и снимать с кузова должны не менее два грузчика.
При транспортировке грузов второй категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада, а также при их погрузке и выгрузке необходимо применять погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и приспособления.
При использовании покатов грузчики должны нахо диться сбоку груза. Стоять между покатами при подгоне и спуске груза запрещается.
Транспортирование, погрузка и выгрузка грузов тре тьей категории на всех постоянных и временных погру зочно-разгрузочных площадках должны быть механизи рованы и проводиться только при помощи подъемных кранов, балок, лифтов, подъемников и других средств механизации.
При укладке грузов в кузов автомобиля необходимо соблюдать следующие правила:
при погрузке навалом не допускать укладку груза над бортом кузова. Он должен располагаться равномерно по всей площади пола;
штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, увязывать крепкими исправными канатами, веревками; не допускать пользование металлическим канатом и проволокой. Рабочие, увязывающие грузы, должны нахо
диться только на погрузочно-разгрузочной площадке; не допускать превышения высоты погрузки над высо
той проезда под мостами и путепроводами; от уровня дороги до высшей точки груза выдерживать
не более 3,8 м; ящичный, бочковый и другие штучные грузы уклады
167
вать плотно, без промежутков, чтобы при движении (рез ком торможении, трогании с места при поворотах) он не перемещался в кузове. В промежутки между грузами вставлять прочные деревянные прокладки, распорки.
Перевозка грузов в кузове Автомобиля, как правило, не допускается. В тех случаях, когда по виду работы не обходима перевозка экспедиторов или грузчиков, они должны находиться в кабине. В виде исключения грузчи кам можно находиться в кузове только при перевозке гру зов первой группы. В этих случаях груз должен быть уложен так, чтобы вблизи кабины оставались удобные и безопасные места для сидения грузчиков. Запрещается оставлять место для грузчиков между грузом и кабиной, а также в задней части кузова при перевозке грузов дру гих групп.
Грузы в мешках и кулях укладывают в штабеля вперевязку. Запрещается грузы в рваной таре укладывать в штабеля.
Грузы в ящиках и кипах при погрузке в вагоны, пак гаузы и склады необходимо укладывать в устойчивые штабеля.
Высота штабеля не должна превышать 3 м, при ис пользовании механизмов высоту штабелей можно уве личивать до 6 м.
При перемещении ящичных грузов во избежание ра нения рук каждое место предварительно осматривают. Торчащие гвозди и концы железной обвязки забивают. При снятии ящика или кипы с верха штабеля руководи тель работ обязан предварительно убедиться, что лежа щий рядом груз находиться в устойчивом положении.
Складировать ящики, кипы в закрытых складах сле дует так, чтобы ширина главного прохода была не менее
2,5 м.
Если склад находиться на одном уровне с полом ваго на или кузова автомобиля, грузы в бочках, барабанах и рулонах рекомендуется грузить вручную путем перекаты вания. Если же склад расположен ниже уровня пола ва гона или кузова автомобиля, погрузка и выгрузка ука занных грузов вручную допускается только при весе од ного места не более 100 кг. При весе одного места более 100 кг грузят по слегам или покатам при помощи проч ных веревок.
168