Файл: Соколов, В. С. Механизация складских работ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Q3 — годовая эксплуатационная производитель­ ность машины.

Общий годовой объем механизированных работ опре­ деляется, как сумма объемов по отдельным операциям технического процесса:

W = 2 W i...n= W 1+ W2+ ... Wn ;

Н ,

где Pi...n — годовое поступление или реализация груза;

Р— доля грузопотока, относящегося к данной операции;

j — коэффициент, учитывающий количество гру­ за, перерабатываемого механизированным способом на данной операции.

Коэффициент j по каждой группе товаров определя­ ется, как отношение количества переработанного груза механизмом к общему количеству груза.

Долю грузопотока, относящуюся к данной операции, находят, как отношение количества груза операции к об­ щему годовому поступлению или реализации груза.

Эксплуатационную производительность ‘ 'погрузочноразгрузочных машин определяют по формуле:

Qa= 6~ i K BKr

л ц

где G — номинальная грузоподъемность машины;

Т— годовой фонд времени работы машины в одну смену, час;

i— количество смен работы в сутки;

kB — коэффициент использования машины по вре­ мени;

kr — коэффициент использования машины по гру­ зоподъемности;

Гц — время рабочего цикла на выполнение отдель­ ной подъемно-транспортной операции в мину­ тах.

Выбор необходимого количества подъемно-транспорт­ ных средств, а также степени механизации складских ра­ бот производится на основании тщательного анализа нескольких различных схе,м с учетом конкретных условий

160

работы. Принятый вариант должен обеспечить наиболь­ шую эффективность и наилучшие условия труда при ме­ ханизированной складской переработке груза.

ГЛАВА VI. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Организация труда при погрузочно-разгрузочных ра­ ботах невозможна без хорошо поставленной техники бе­ зопасности. Нарушение этого условия неминуемо ведет к производственному травматизму и другим тяжелым по­ следствиям.

Администрация складов и баз во всех случаях пере­ возки и перемещения грузов подвижным составом (ав­ томобилями, тягачами, прицепами), грузоподъемным ме­ ханизмом и вручную обязана обеспечивать соблюдение правил норм и требований техники безопасности и охра­ ны труда в пути следования и при выплонении погрузоч­ но-разгрузочных работ.

Водители погрузочно-разгрузочных механизмов, шо­ феры автомобилей, грузчики, такелажники, стропальщи­ ки и другие лица, связанные с подготовкой и выполнени­ ем погрузочно-разгрузочных работ, должны строго со­ блюдать инструкцию по технике безопасности.

Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выпол­ нять только под руководством ответственного лица, на­ значенного администрацией организации, пользующейся автомобильным транспортом, или по соглашению с орга­ низацией, производящей погрузочно-разгрузочные ра­ боты.

К погрузочно-разгрузочным работам допускаются ли­ ца, имеющие соответствующее медицинское заключение.

Подростки до 16 лет к постоянным погрузочно-разгру­ зочным работам не допускаются.

Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и вы­ гружать следующие материалы:

навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т. п.);

легковесные (пустая тара, фрукты в мягкой таре и т. п.);

6

653

161


штучные (кирпич и т. и.); пиломатериалы (подтоварник и т. п.).

Подростки от 16 до 18 лет могут переносить грузы ве­ сом не более 16,4 кг (юноши) и 10,25 кг (девушки). Вес груза, переносимого вручную женщинами, не должен пре­ вышать 20 кг, а мужчинами — 50 кг.

Лица, ответственные за погрузочно-разгрузочные ра­ боты, до начала их выполнения обязаны проверять ис­ правность грузоподъемных механизмов, такелажного и прочего инвентаря.

Территории, на которых грузоподъемные работы ве­ дутся ночью, должны иметь освещение, обеспечивающее хорошую видимость участка работы, подвески грузов, подъемных приспособлений, канатов, цепей и рычагов управления подъемными механизмами.

Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные ра­ боты механизмами при ветре более 12 м/сек.

Запрещается применение цепей при подъеме грузов на высоту более 2 м.

Если краны работают вблизи электропроводов, кото­ рые можно задеть стрелой, электрический ток необхо­ димо отключить, а провод поднять с помощью специаль­ ных подпорок.

Лица, занятые на погрузке (разгрузке) пылящих гру­ зов (удобрений, извести, цемента и т. п.), должны быть обеспечены защитными очками, респираторами и спец­ одеждой.

Для транспортировки баллонов со сжатым газом (кислородом, ацетиленом и др.) в хозяйствах должны быть специальные тележки или носилки с обитыми войло­ ком гнездами по размеру баллонов, обеспечивающие их горизонтальное положение при перемещении.

На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных гру­ зов (бревен, балок длиной, превышающей на ’/з длину кузова автомобиля или тракторного прицепа) следует выделять не менее двух человек.

Для погрузки надо использовать накаты достаточ­ ной прочности.

Для погрузки и разгрузки бочек, рулонов, катушек ка­ беля и подобных грузов должны применяться специально приспособленные слеги с крючками.

Запрещается работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем.

162

Во избежание скольжения в местах работы стропаль­ щиков, такелажников и грузчиков, а также механизмов при перемещении грузов трапы (подмосты), платформы, пути прохода должны быть очищены и в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.

Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.

К выполнению такелажных и стропильных работ до­ пускаются лида, прошедшие специальное обучение и име­ ющие удостоверение на право производства этих работ.

Вместах выполнения погрузочно-разгрузочных работ

изоне работы грузоподъемных механизмов запрещается

находиться лидам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

Грузчикам, кроме обеденного перерыва предоставля­ ются перерывы для отдыха, которые входят в их рабочее время. Продолжительность и распределение этих переры­ вов установлены в правилах внутреннего трудового рас­ порядка.

Курить разрешается только во время перерывов и лишь в специально отведенном для этого месте.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ

УСТРОЙСТВ

К управлению кранами и другими подъемными меха­ низмами с механическим приводом, а также к работам по подвязке грузов к крюку могут быть допущены лица, которым выданы удостоверения соответствующей квали­ фикационной комиссией с участием представителя Госсельэнергонадзора.

На подъемно-транспортные устройства должна быть установленная документация. Эксплуатацию этих уст­ ройств организуют в соответствии с Правилами устройст­ ва и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Ручные лебедки и рычажно-реечные домкраты долж­ ны иметь тормозные устройства, исключающие самопро­ извольное опускание груза.

На винтовых или реечных домкратах необходимы ограничители, препятствующие полному выходу винта или рейки из корпуса. Форма опорных поверхностей го­

163


ловок всех домкратов должна быть такой, чтобы подни­ маемый груз не соскальзывал.

На концах рельсовых путей кранов и крановых теле­ жек нужны упоры. Все передвижные краны и их тележ­ ки, а также отдельно работающие тележки для смягче­ ния удара их о концевой упор снабжают упругими буфе­ рами (дерево, резина и т. д.).

В кабинах крановщиков должны быть штепсельные розетки напряжением не выше 36 в и звуковой сигнал. Пол кабины электрических кранов рекомендуется покры­ вать резиновым ковриком, в кабине обязательно должен быть огнетушитель. Механизмы передвижения кранов необходимо оборудовать тормозами.

Концевые выключатели механизмов подъема должны останавливать приспособление для захвата грузов на рас­ стоянии не менее 200 мм до верхнего предельного поло­ жения.

Все краны и другие подъемные механизмы с механи­ ческим приводом следует регистрировать и проводить их техническое освидетельствование в местной инспекции Госсельэнергонадзора.

Техническое освидетельствование подъемных устройств с ручным приводом, а также испытание кана­ тов и цепей после их замены должна осуществлять тех­ ническая комиссия под председательством главного инженера базы.

Техническое состояниеподъемно-транспортных средств проверяют путем осмотра, испытания на подъем грузов, превышающих на 10 % паспортную грузоподъемность, при подъеме этого груза на высоту 100 мм и выдержива­ нии в течении 10 мцн. Цепи, канаты и другие чалочные приспособления должны быть испытаны под грузом, вдвое превышающим допустимую рабочую нагрузку. Ре­ зультаты испытаний заносят в журнал *с пронумерован­ ными и прошнурованными страницами.

На кранах и других подъемных механизмах должна быть четко нанесена краской предельная грузоподъем­ ность.

Ответственность за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных машин базы, склада или участ­ ка возлагается приказом на представителя администра­ ции. Должность, фамилия, имя и подпись этого лица за­ носят в паспорт грузоподъемной машины.

164

ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ПЛОЩАДКАМ

Подъездные пути к площадкам должны быть с твер­ дым покрытием, в исправном состоянии. Спуски и подъе­ мы в зимнее время необходимо очищать от льда и посы­ пать песком или шлаком. Как исключение допускаются улучшенные естественные подъездные пути, обеспечиваю­ щие полную безопасность движения.

При пересечении подъездными путями канав, траншей и железнодорожных линий следует устраивать настилы и мосты для переездов. Ширину подъездных путей уста­ навливают не менее -6,2 м при двустороннем движении автомобилей и не менее 3,2 м при одностороннем движе­

нии

соответствующим

уширением

на

закруглениях

дорог.

 

площадок (пунк­

Размеры погрузочно-разгрузочных

тов)

выбирают такими,

чтобы создавался

нормальный

фронт работ для необходимого количества автомобилей, вагонов и рабочих. При размещении автомобилей на по­ грузочно-разгрузочных площадках (пунктах) расстояние между машинами, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между машинами, стоящими рядом (по фронту) — не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи зда­ ния, между этим зданием и задним бортом автомобиля интервал должен составлять не менее 0,5 м.

Движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях регулируют дорожными знаками и указателями. Как правило, движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий нельзя организовать поточное движение, автомобили сле­ дует подавать под погрузку и разгрузку задним ходом, чтобы выезд их с территории площадки происходил сво­

бодно без маневрирования.

площадок в

Освещенность погрузочно-разгрузочных

темное время суток должна обеспечивать

нормальные

условия выполнения работ.

Эстакады, с которых сбрасывают грузы автомобилисамосвалы, необходимо загородить с боков и оборудовать отбойными (колейными) брусьями.

На площадках для погрузки и выгрузки тарных и штучных грузов (тюков, бочек, ящиков, рулонов и т. п.), хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устрое-

165


ны платформы, эстакады, рампы высотой,.равной высоте пола кузова автомобилей, предназначенных для перевоз­ ки этих грузов.

Склады, расположенные в подвальных и полуподваль­ ных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или глубиной более 1,5 .«снабжают люками и трапами для спуска грузов непосредственно в складское помещение и подъемниками для поднятия гру­ зов.

Склады, расположенные выше первого этажа и имею­ щие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м оборудуют подъемниками для спуска и поднятия грузов.

Прежде чем направить рабочих, а также автомобили

ипогрузочно-разгрузочные механизмы на место погрузки

иразгрузки грузов, администрация предприятия обязана проверить, соответствуют ли условия работы у отправи­ телей и получателей этих грузов требованиям техники бе­ зопасности. Если не созданы условия для безопасного вы­ полнения операции, запрещается направлять на место погрузки и выгрузки грузов рабочих, а также автомоби­ ли и механизмы до устранения недостатков.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗКЕ, ПЕРЕВОЗКЕ

И ВЫГРУЗКЕ РАЗНЫХ ГРУЗОВ

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, подразделяют по весу и по степени опасности при погруз­ ке, выгрузке и транспортировке.

Весовые категории грузов следующие:

первая — грузы весом одного места до 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т. д.;

вторая — грузы весом одного места от 80 до 500 кг;

тре'гья — грузы весом одного места

более 500 кг.

Группы грузов по опасности следующие:

 

первая — грузы малоопасные (стройматериалы, това­

ры широкого потребления и т. д.);

керосин,

лигроин,

вторая — горючие грузы (бензин,

нефть, ацетон и т. д .);

 

 

третья — пылящие и горючие грузы

(цемент,

известь,

уголь, битум, асфальт и т. д.);

 

 

четвертая — обжигающие жидкости

(кислота, щелочи

и т. д.);

 

 

166


пятая — баллоны со сжатым газом; шестая — грузы, опасные по своим размерам;

седьмая— грузы особо опасные (взрывчатые вещест­ ва, отравляющие газы и т. д.).

Грузы первой категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада можно переносить вручную, если расстояние (по горизонтали) не превыша­ ет 25 м, а для сыпучих грузов, перевозимых навалом,— 3,5 м.

При большем расстоянии эти грузы следует транспор­ тировать механизмами и приспособлениями.

Поднимать груз весом более 80 кг (одно место) в ку­ зов автомобиля и снимать с кузова должны не менее два грузчика.

При транспортировке грузов второй категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада, а также при их погрузке и выгрузке необходимо применять погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и приспособления.

При использовании покатов грузчики должны нахо­ диться сбоку груза. Стоять между покатами при подгоне и спуске груза запрещается.

Транспортирование, погрузка и выгрузка грузов тре­ тьей категории на всех постоянных и временных погру­ зочно-разгрузочных площадках должны быть механизи­ рованы и проводиться только при помощи подъемных кранов, балок, лифтов, подъемников и других средств механизации.

При укладке грузов в кузов автомобиля необходимо соблюдать следующие правила:

при погрузке навалом не допускать укладку груза над бортом кузова. Он должен располагаться равномерно по всей площади пола;

штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, увязывать крепкими исправными канатами, веревками; не допускать пользование металлическим канатом и проволокой. Рабочие, увязывающие грузы, должны нахо­

диться только на погрузочно-разгрузочной площадке; не допускать превышения высоты погрузки над высо­

той проезда под мостами и путепроводами; от уровня дороги до высшей точки груза выдерживать

не более 3,8 м; ящичный, бочковый и другие штучные грузы уклады­

167

вать плотно, без промежутков, чтобы при движении (рез­ ком торможении, трогании с места при поворотах) он не перемещался в кузове. В промежутки между грузами вставлять прочные деревянные прокладки, распорки.

Перевозка грузов в кузове Автомобиля, как правило, не допускается. В тех случаях, когда по виду работы не­ обходима перевозка экспедиторов или грузчиков, они должны находиться в кабине. В виде исключения грузчи­ кам можно находиться в кузове только при перевозке гру­ зов первой группы. В этих случаях груз должен быть уложен так, чтобы вблизи кабины оставались удобные и безопасные места для сидения грузчиков. Запрещается оставлять место для грузчиков между грузом и кабиной, а также в задней части кузова при перевозке грузов дру­ гих групп.

Грузы в мешках и кулях укладывают в штабеля вперевязку. Запрещается грузы в рваной таре укладывать в штабеля.

Грузы в ящиках и кипах при погрузке в вагоны, пак­ гаузы и склады необходимо укладывать в устойчивые штабеля.

Высота штабеля не должна превышать 3 м, при ис­ пользовании механизмов высоту штабелей можно уве­ личивать до 6 м.

При перемещении ящичных грузов во избежание ра­ нения рук каждое место предварительно осматривают. Торчащие гвозди и концы железной обвязки забивают. При снятии ящика или кипы с верха штабеля руководи­ тель работ обязан предварительно убедиться, что лежа­ щий рядом груз находиться в устойчивом положении.

Складировать ящики, кипы в закрытых складах сле­ дует так, чтобы ширина главного прохода была не менее

2,5 м.

Если склад находиться на одном уровне с полом ваго­ на или кузова автомобиля, грузы в бочках, барабанах и рулонах рекомендуется грузить вручную путем перекаты­ вания. Если же склад расположен ниже уровня пола ва­ гона или кузова автомобиля, погрузка и выгрузка ука­ занных грузов вручную допускается только при весе од­ ного места не более 100 кг. При весе одного места более 100 кг грузят по слегам или покатам при помощи проч­ ных веревок.

168