Файл: Серов, Н. К. Процессы и мера времени проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
стических истолкований реальных явлений в природе, технике и обществе, чуждых диалектическому материа лизму. В известной мере тормозит это и развитие кон кретных методик структурно-диахронического исследова ния в некоторых разделах современной науки. Поэтому необходимы дальнейшие серьезные усилия философов и методологов для сокращения указанного разрыва, для всесторонней разработки многообразных философско-ме тодологических проблем структурно-ндиахронического ис следования.
В частности, необходима разработка проблем взаимо связи диахронического и синхронического подходов к ис следованию реальных явлений, выяснение соотношения между устойчивостью и изменчивостью реальных объек тов разного масштаба.
Можно отметить здесь же, что продуктивное исполь зование количественной меры возможно и при анализе геометрических (пространственных) характеристик кон кретных процессов. Одпако это особый предмет обсужде ния, который мы дальше не будем затрагивать специально.
*
ГЛАВА II
ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА И КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРНО-ДИАХРОНИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
§ 1. Понятие процесса и его развитие
Бурное развитие науки в условиях науч но-технической революции, расширение прямых и обрат ных связей между иаукой и материальным производством существенно раздвинули границы крута преобразователь ных задач, требующих научно обоснованного решения, что в свою очередь резко увеличило интерес к изучению реальных процессов в самых разных областях дей ствительности.
Начало этого сдвига относится еще к XIX в., что было отмечено Ф. Энгельсом: «... если до конца прошлого сто летия естествознание было преимущественно собирающей наукой, иаукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало в сущности упорядочивающей наукой, нау кой о процессах, о происхождении и развитии этих пред метов п о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое».1 В паши дни это можно сказать уже пе только о естествознании, но и о всем комплексе современных наук — естественных, технических и об щественных.
Углубление интереса к процессам привело к появле нию за последние десятилетия целого ряда междисципли нарных теорий, посвященных обобщенному анализу раз вития и функционирования самых разных по своей при роде объектов. Это теория систем, общая теория связи, теория колебаний, теория автоматического управления и регулирования, теория случайных процессов и др.
1 К. Маркси Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 303.
37
Особое значение придается понятию процесса в тео рии системных исследований: «.. .понятие процесса ока зывается центральным понятием системного анализа...
то, что прежде всего должно быть выделено, если мы хо тим думать и действовать „системно“’, есть процесс. Не может быть спстемпого мышления без ясного понима ния процесса».2
Между тем достаточно строгого логического опреде ления этого понятия пока пе выработано. В разных от раслях пауки по мере необходимости прививались спе цифические его истолкования, осиовапные либо па интуи тивном поппмаппп, либо па ,математической интерпрета ции, когда процессом пазывается некоторая функция F (i)' пли F (iɪ, U, ..., f„), еслп параметр t имеет смысл вре менной характеристики.
Это связано, видимо, с тем, что само слово «процесс», означающее в переводе с латинского языка «движение вперед», «течеппе», «продвижение», «шествие», вошло в научный язык сравнительно недавно и использовалось первоначально лишь в области юридической теории и практики. Так, около ста лет назад В. И. Даль давал сле дующее толкование: «Процесс — тяжба, судебный ход дела» .3 Такое же объяснение приводится^ в современном изданпи Британской энциклопедии и Большом энцикло педическом словаре Ларусса.4 В Большой советской эн циклопедии есть и такое определение: процесс — это «последовательные изменения какого-либо предмета или явления, в которых выражаются определенные объектив ные закономерности (папрпмер, процесс развития растеппй) ; совокупность последовательных действий, направ ленных на достпжеппе определенного результата (напри мер, производственный процесс)».5
Предельно широкое философское истолкование про цессов дают В. И. Свпдерскпй и Р. А. Зобов, говоря, что «любой материальный объект, вещь, явление, состояние
2C. П. Никаноров. Спстомпый анализ: этап развития методологии решения задач. — В кн.: С. Л. О п т п е р. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. Μ., 1969, с. 11.
3B. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 3. Μ., 1955, с. 526.
4 Encyclopaedia Britannica, vol. 18. London, 1959, p. 543; Grand Larousse encyclopédique, t. 8. Paris, 1963, p. 815.
5 БСЭ, τ. 35, Μ., 1955, c. 177.
38
суть процессы».0 По-иному определяет это понятие поль ский социолог Яи Щепаньский: «Процессами мы будем называть относительио однородные серии явлений, свя занных взаимными причинными илп структурно-функ циональными зависимостями» .76
Многообразие трактовок понятия процесса в разных отраслях науки обусловлено целым рядом причин. Среди пнх различие в содержательной природе конкретных яв лений, составляющих предмет изучения в той или иной научной дисциплине, различие в методах и приемах, в целях и задачах исследования. Именно по этому при знаку разграничивают, например, процессы физико-хими ческие и физиологические, геологические и социальные, экономические и технологические и т. д.
В тех случаях, когда исследователь-экспериментатор или наблюдатель имеет дело с «живыми», действитель ными объектами и явлениями, под процессом подразуме вается само конкретное явление во всей его многосторон ней сложности, красочности и полноте. Теоретики же, стремясь к строгим определениям, называют обычно про цессом некую логическую конструкцию, отражающую в сугубо символической форме лишь какие-то аналитиче ски выделенные стороны изучаемых явлений, т. е. более или меиее «высушенную» схему полнокровного реального феномена. В качестве таких конструкций могут высту пать уравнения химических реакций, графики зависимо сти между деформацией и нагрузками, схема простран ственного перемещения, технологическая карта и т. д.
Даже и в той же самой предметной области науки, прп одном и том же подходе, теоретическом либо экспе риментальном, понимание процесса может быть разным: это зависит от того, рассматриваются ли индивидуальные изменения единичного объекта пли обобщенное описание некоторого множества однородных явлений; имеются ли в виду самопроизвольные изменения с течением времени или искусственно вызванные преобразования и реакции; подвергаются ли исследованию сравнительно целостные, законченные явления или лишь отдельные их стадии и фрагменты.
6 В.'И. Свидерский, Р. А. Зобов. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. JI.S 1970, с. 17.
7 Ян Щепаньский. Элементарные понятия социологии.'Μ., 1969, с. 193.
39
Последний из этих признаков связан с пространствен но-временными рамками рассмотрения явлений: прп до статочно широких рамках говорят, например, о процессах развития, тогда как при пх определенном ограничении имеют в виду процессы функционирования.8 В неявной форме фрагментарное расчленение целостных явлений под разумевается также тогда, когда подразделяют процессы на стационарные и нестационарные, пли переходные, не равновесные.
Существенные различия в понимании процессов свя заны п с разными уровнями развития представлений о процессах в той пли иной области знания, со степенью разработанности этих представлений. Для начальных ста дий их развития типичны чисто словесные определения, построенные декларативно, умозрительным путем, без ка ких-либо количественных показателей и без указания спо собов соотнесения этих определений с живой действитель ностью. Так, например, па первых порах обстояло дело в социологии, где предлагалось различать в одном случае социальные процессы конфликта, приспособления, асси миляции и внутренней дифференциации, в другом — процессы ассоциации и диссоциации, в третьем — процессы социального взаимодействия, развития, изменения, прог ресса и т. д.9
Значительно более четкими являются представления о процессах в тех разделах пауки, где уже выработаны способы количественной оценки измеримых характери стик явлений и зависимостей между ними. Так, при опи сании естественного хода явлений принято устанавливать строгий набор измеримых переменных величин и рас сматривать в качестве конкретного процесса изменения этих величин с течением времени. Этот подход получпл самое широкое распространение в астрономии, метеоро логии, физиологии и демографии, в ряде разделов техни ческих наук и медицины и т. д.
8Подробнее о разграничении процессов развития и функцио нирования см.: А. С. Маизин, В. П. P ожин. О законах функ ционирования и законах развития. — Философские науки, 1965, № 4; А. С. M а м з и н. Очерки по методологии эволюционной тео рии. Л., 1974, с. 62—63.
? Г. Беккер, А. Восков. Современная социологическая! теория. Μ., 1961, с. 26, 105, 305.
40
Своеобразная трактовка процессов была выработана при изучении причинно-следственных связей между яв лениями в механике, термодинамике, электротехнике, теории сопротивления материалов, некоторых разделах химической технологии и других научных дисциплинах, где процесс понимается как изменение одной или не скольких перемепных в зависимости от изменений неко торой контролируемой величины — напряжения или силы тока, температуры, объема газа, давления, импульса и т. п. Своеобразие такой трактовки состоит в том, что время исключается из рассмотрения в явной форме, а ход явления представляют в виде уравнений, отражающих «очищенные» зависимости между исследуемыми пере менными величинами.
Копкретиыо явлення обозначаются прп этом специ альными терминами — «электролитическая диссоциация», «деформация», «преломление . света», «конвекция», «пе ремещение», «митоз», «обмен веществ», «резонанс», «ядерный распад» и т. д. и т. п., что позволяет сконцен трировать внимание па паиболее существенных в данной задаче характеристиках явления.
Отдавая себе отчет в том, что без подобной конкрети зации представлений о процессах невозможно скольконибудь успешное развитие количественных методов ис следования, нельзя не отметить здесь, однако, что она влечет за собой также и ряд нежелательных в позна вательном отношении следствий. «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не раз делив, не омертвив живого».10 Это замечание, справед ливое для всех без исключения попыток аналитического отображения конкретных явлений, далеко не всегда оста ется в поле зрения исследователей. Когда же забывают об этом важнейшем теоретико-познавательном принципе, четкость представлений о конкретном процессе оборачи вается их чрезмерной зауженностыо, потерей из вида дру гих, не учитываемых в данном исследовании характери стик «живого» явления, его взаимосвязей с другими явле ниями, от которых исследователь условно отвлекся ради чистоты и прозрачности аналитических образов. А отсюда всего один шаг до признания «неизменной сущности ве
10 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, с. 233.
41
щей», до представлений о том, что «вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, за стывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие ис следованию один после другого и один независимо от другого».11
В исторпи пауки пзвестпо множество случаев, когда подобного рода ограппченпя, полезные в рамках решения конкретной отдельной задачи, превращались в глухой, непробиваемый экрап, мешавший признанию свежих фак тов, новых методов исследования, новых идей, противо речащих уже устарелой традиции. Так было, например, с прпзнанпем кинетического метода исследования хими ческих реакций; так было и во времена нашумевшей дис куссии о возможности тепловой смерти вселенной, когда была сделана попытка распространить заведомо схемати зированную термодинамическую теорию далеко за гра ницы ее экспериментально проверенной применимости. Подобные случаи встречаются нередко и в паше время.
К числу нежелательных в познавательном плане след ствий, связанных с уточненпем и схематизацией представ лений о конкретных процессах, можпо отнести и то об стоятельство, что опп приводят зачастую к утрате из по ля зреппя аспекта протяженности во времени реальных явлеппй, стоящих за прпвычпымп термпиами. Поэтому для постановки задач структурно-диахронического ис следования методологически очень важно с самого начала подчеркнуть именно этот аспект. Всякий реальный про цесс имеет определенную продолжительность, и соответ ственно всякий апалптпческий образ процесса должен характеризоваться определенной мерой продолжитель ности — это основа понимания процессов в рамках струк турно-диахронического подхода.
Ниже мы рассмотрим подробнее схему классифика ции процессов, построенную на этой основе, п схему ло гической дефпппцпп конкретных процессов, которая включает в явной форме указания па характеристики протекания процессов во времени. Пока же отметим, что общее логическое определение понятия процесса, прием лемое для целей структурно-диахронического исследова ния, должно удовлетворять по крайней мере двум, проти воречивым требованиям: во-первых, опо должно быть*
n К. M а р к с п Ф. Э и г е л ь с. Соч., т. 20, с. 21.
-12
возможно более широким, охватывающим всесторонне ас пекты и характеристики обобщаемых этим понятием кон кретных явлений; во-вторых, оно должно быть достато чно точным и конкретным, чтобы его можно было ис пользовать при обсуждении методологических проблем структурно-диахронического анализа в частных разде лах наук.
Трудности выработки такого определения связаны еще л с тем, что понятие процесса по самой своей сути теснейшим образом связано с фундаментальными фило софскими категориями движения, изменения, становле ния, существования, бытия и развития.
Эта связь взаимная: не только общепринятые поня тия процесса основываются на понятиях движения, изме нения и существования, но и логические определения указанных категорий строятся с привлечением понятия процесса. Так, например, известны следующие определе ния:
«Движение — важнейший атрибут, способ существо вания материи... Включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы... В самом общем виде ’— это изменение вообще, всякое взаимодействие материаль ных объектов»;
«Изменение — наиболее общая форма бытия всех объектов и явлений... охватывает всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое»;
«Взаимодействие — процесс взаимного влияния тел друг на друга, всякая связь и отношение между мате риальными объектами и явлениями».12
Таким образом, мы имеем в данном случае диалекти чески целостную систему понятий. При статичном, вне временном рассмотрении этой системы в ее завершенном виде могло бы показаться, что входящие в нее понятия образуют порочный круг. Однако такой вывод был бы справедлив лишь в рамках формальной логики, тогда как суть дела требует здесь, чтобы анализ системы понятий проводился с позиций логики диалектической, с учетом развития, «самодвижения», изменения самой этой сис темы и входящих в нее понятий.
Необходимо заметить, что категории материи, про странства и времени также входят в обсуждаемую си-
12 Философский словарь. Μ., 1968, с. 88—89, 127, 54.
43
стему понятий. Выше, при рассмотрении теоретико-по знавательных основ структурно-диахронического иссле дования, это уже было учтено путем выделения трех основных характеристик реальных процессов — качествен ных, определяющих материальную прпроду данного про цесса, а также пространственных и временных, опреде ляющих его масштабы и положение в пространстве п времени относительно других процессов. Если теперь рас смотреть эти три группы с позиций выработки обобщен ного определения понятия «процесс», то, видимо, следует признать, что наиболее специфичной для него группой, отличающей его от других общих понятий (таких, на пример, как вещь, система, структура, связь и др.), яв ляется группа временных характеристик, непосредствен но отражающих аспект протяжениостп любых конкрет ных процессов во времени, причем именно количествен ную определенность данного аспекта. Поэтому указание на эту группу характеристик, как представляется, должно обязательно содержаться как в общем логическом опре делении понятия «процесс», так и в дефинициях кон кретных процессов.
Вместе с тем в рамках структурпо-дпахроппческого исследования необходимо возможно более четкое разгра ничение понятий процесса и времени. Попимая процессы как качественно и количественно определенные конкрет ные формы двпженпя материальных объектов, их взаи модействия пли измепеипя, мы вполне обоснованно мо жем обсуждать вопросы о временной структуре процес сов, об их обратимости пли необратимости, об пх направ
лении и свойствах и |
т. д. При иногда встречающемся |
в литературе полном |
отождествлении понятий процесса |
и времени данный круг вопросов распространяют и па об суждение проблемы времени, что, па наш взгляд, нельзя признать правомерным. Несколько подробнее мы рассмот рим этот аспект далее.
§ 2. Развитие представлений о времени
Учитывая исключительное значение категории времени и связанных с нею характеристик для понимания процессов, рассмотрим хотя бы вкратце становление этой категории и ее понимание в современной науке.
44