Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
Гидравлический к. п. д. насоса. В насосе возникают потери дав ления на преодоление гидравлических сопротивлений: от поверхно стного трения по пути движения жидкости от входа в насос до выхода из него; от изменения направления движения и перехода
жидкости |
из |
более |
узкого |
сечения |
|
|
||||
в |
более |
широкое; |
от |
ударов жид |
|
|
||||
кости о колесо и его лопатки. Кро |
|
|
||||||||
ме того, имеют место завихрения. |
|
|
||||||||
Таким образом, если р — требуемое |
|
|
||||||||
давление, а |
ргс — потери |
давления |
|
|
||||||
на преодоление сопротивления внут |
|
|
||||||||
ри насоса, |
то гидравлический к.п.д. |
|
|
|||||||
насоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ѵг = Р!(Р + Р г.с). |
|
(42) |
|
|
||||
|
Для |
одноступенчатых |
|
насосов |
|
|
||||
Ъ =0,6 |
0,7, |
для |
многоступенча |
|
|
|||||
тых— т]г = 0,65 -н 0,75; |
в |
современ |
|
|
||||||
ных конструкциях и при хорошем |
|
|
||||||||
уходе можно достичь |
чг = 0,80-і-0,96. |
|
|
|||||||
|
Механический к.п.д. насоса. На |
|
|
|||||||
преодоление трения в подшипниках, Рис. |
56. Схема |
утечек жидкости |
||||||||
сальниках, |
в |
разгрузочных |
дисках |
в насосе |
||||||
и |
на потери |
от трения |
жидкости |
мощность |
N'. Отношение |
|||||
о |
диски колеса расходуется определенная |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
7jM= |
(jVB-A /')/iV B |
(43) |
||
называется механическим к. п. д.; нм = 0,90 -ъ0,98. |
|
|||||||||
|
Полный к. п. д. насоса равен произведению объемного, гидрав |
|||||||||
лического и механического к. п .д. |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
|
(44) |
и характеризует степень совершенства конструкции насоса. Пол ный к. п. д. современных центробежных насосов лежит в пределах
0,75-^0,92.
§ 29. Теоретическая характеристика центробежного насоса
Характеристикой насоса называется графическое изображение зависимости давления, мощности и к. п. д. от производительности при данной частоте вращения рабочего колеса.
Теоретическая характеристика Q—р определяется из уравне ния теоретического давления (22).
71
Найдем зависимость теоретического давления от производи
тельности Q насоса |
при данной частоте вращения п. |
Для |
этого |
||||||
из параллелограмма |
скоростей (см. рис. |
53, |
в) |
находим по |
(25) |
||||
c2cosa2 = zt2—с,-ctg ß2- |
теоретического |
расхода |
(на |
основании |
|||||
Из выражения |
для |
||||||||
Q = Fv) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q = |
92~Ü-,b.,cr, |
|
|
|
|
(45) |
|
где л 0 2Ь2— площадь |
выходного живого |
сечения рабочего |
ко |
||||||
леса без учета толщины лопаток, м2; определяется |
|||||||||
как |
боковая |
поверхность |
цилиндра |
с диамет |
|||||
ром D2 и высотой, равной |
ширине колеса |
Ь2 |
на |
||||||
выходе из него (рис. 57); |
|
|
|
|
на |
||||
ф2 = 0,87-:-0,95 — коэффициент, |
учитывающий толщину лопатки |
выходе из рабочего колеса. Тогда из (45) находим
Следовательно,
Q ctg h
с2cos а2 = А
Подставляя полученное значение c2cos а2 в (22), получаем теоретическое давление в зависимости от расхода
А = РА (А |
ctg Зо Q), |
(47) |
Рис. 57. Схема рабочего колеса и его боковая по верхность
где ы2, ß2, D2, b2 для данного насоса при по стоянной частоте вращения рабочего колеса являются постоянными. Полученное выра жение представляет собой уравнение прямой линии, называемой теоретической характери стикой насоса (рис. 58, а, б, в, пунктир ная линия).
При закрытой задвижке, когда Q= 0, для веще трех профилей лопаток
А= Р « 2.
Сувеличением производительности теоре тическое давление возрастает при лопатках, загнутых вперед (см. рис. 58, а) , ctg ß2 < 0
a - pM a + ^ ^ - Q ) ,
остается постоянным при радиальных лопатках (см. рис. 58, б), ctgß2 = 0.
А = РА2
72
и падает при загнутых назад лопатках (см. рис. 58, в), ctgß2> 0 ,
р т = рщ ( и 2 — |
ctg |
Q). |
|
ъОф^. |
|||
|
|
Полученные зависимости показывают, что теоретическое давле ние больше у колес с загнутыми вперед лопатками.
Рис. 58. Теоретические и действительные характеристики раз личных колес
§ 30. Действительная характеристика центробежного насоса
Изображенные на рис. 58 теоретические характеристики пост роены Для насосов, перекачивающих идеальную жидкость, и ко лес с бесконечным числом лопаток. Действительная характеристи ка отличается от теоретической потерями давления в рабочем коле се и корпусе насоса. Как видно из рис. 58, наибольшее снижение давления наблюдается при загнутых вперед лопатках благодаря большим гидравлическим потерям, а наименьшее — при загнутых назад лопатках.
Построить характеристику р—Q насоса путем теоретического расчета довольно трудно, так как существует много факторов, которые не поддаются точному определению. Поэтому на практи ке действительную характеристику насоса получают после его испытания непосредственно на заводе-изготовителе и приводят в паспорте насоса в виде кривых зависимости давления (рис. 59, а), мощности (рис. 59, б) и к. п. д. насоса (рис. 59, в) от его произ водительности или из таблицы. Оптимальный режим работы насо са при расходе Qa и давлении рА соответствует наибольшему зна чению к. п. д. (точка А характеристики — рабочая точка).
Кривые действительной характеристики изображаются совме стно на полной характеристике насоса (рис. 60). Кроме того, здесь дается кривая изменения допустимой вакуумметрической высоты всасывания в зависимости от производительности насоса.
При закрытой задвижке (рис. 59, Q= 0) p = pmах ; N=£0, ибо при холостой работе насос потребляет^некоторую мощность; к. п. д.
73
'1 = 0, |
так как полезной работы (подачи) |
нет. Кривые для одного |
|
и того же |
насоса можно построить при |
разной частоте вращения |
|
(рис. |
61), |
которой соответствуют рабочие точки ар, а2; а3; а4; as. |
Рис. 59. Рабочие ха- |
Рис. 60. Характеристика центробежного насоса 8К-12: |
|
рактеристики центро- |
----------D= 315 мм; — --------- |
D=290 мм. |
бежного насоса |
|
|
§ 31. Зависимость параметров насоса от частоты вращения
Давление, производительность и мощность насоса зависят от частоты вращения рабочего колеса.
Давление, развиваемое насосом, пропорционально квадрату частоты вращения
Р і /Р і = п */п * |
(48) |
Производительность насоса пропорциональна частоте вращения
Qi/Q2 = n j n 2. |
(49) |
Мощность насоса пропорциональна кубу частоты вращения
М ,/іѴ2 = п уп%. |
(50) |
74
Этот закон справедлив, если частота вращения меняется не бо лее чем на 20%, как для центробежных насосов, так и для венти ляторов.
§ 32. Коэффициент быстроходности
По конструкции насосы делятся*на группы. Для характеристи ки группы насосов и их подбора введен коэффициент быстроход
ности. |
В |
каждой |
группе насосов колеса геометрически |
подобны, |
|||||
т. е. имеют одинаковые соотношения D2/Dц b\jb2, ß2/ßь |
|
||||||||
В |
данной |
группе геометрически |
|
|
|
|
|||
подобных колес всегда можно по |
|
|
|
|
|||||
добрать колесо, которое при напоре |
|
|
|
|
|||||
в 1 м и наивысшем к. п. д. разви |
|
|
|
|
|||||
вает мощность в 1 л. с. = |
0,736 кВт. |
|
|
|
|
||||
Это колесо называется модельным, |
|
|
|
|
|||||
так как оно по соотношениям глав |
|
|
|
|
|||||
ных размеров характеризует конфи |
|
|
|
|
|||||
гурацию |
любого |
колеса |
данной |
|
|
|
|
||
группы. Условно считается, что ча |
|
|
|
|
|||||
стота вращения характеризует бы |
|
|
|
|
|||||
строходность колес всей серии. Ча |
|
|
|
|
|||||
стота |
вращения |
такого |
колеса, |
|
|
|
|
||
при которой оно, развивая мощ |
Рис. |
61. |
Характеристика Q—р |
||||||
ность |
0,736 |
кВт, |
создает |
давление |
|||||
в М О 4 Н/м2 |
(напор в 1 м вод. ст.), |
насоса |
при разной |
частоте |
|||||
|
|
вращения |
|
||||||
называется коэффициентом быстро |
|
|
|
|
|||||
ходности. |
|
|
|
|
|
ns, производительно |
|||
Между |
коэффициентом * быстроходности |
||||||||
стью Q насоса, давлением Я и частотой вращения данного колеса |
|||||||||
имеется зависимость |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ns = 3,65nV Q /V N 3- |
|
|
(51) |
Эта формула показывает, что чем больше Q и п и меньше Я, тем больше н.,.Для определения п3 многоступенчатого насоса сле дует в (51) подставить величину напора, приходящегося на одно колесо. Для насосов с двусторонним входом жидкости в колесо в (51) вместо Q подставляют Q/2.
По величине коэффициента быстроходности центробежные на сосы классифицируются на тихоходные, нормальные и быстроход ные (рис. 62). Большая частота вращения выгодна потому, что она обусловливает малые размеры и вес насоса и приводного дви гателя. Следовательно, применять насосы высокой быстроход ности («s>150; типы III, IV, V) экономически целесообразно.
Насосы |
с высокой быстроходностью (с |
меньшим диаметром, |
но большей шириной) низконапорны |
и высокопроизводи |
|
тельны. |
|
|
75
§ 33. Осевое усилие
Пространство между колесом и корпусом работающего насоса заполнено жидкостью. Давление, развиваемое в этом пространст
ве, близко к давлению р2 на выходе из рабочего колеса (рис. |
63). |
На входе в колесо на площадь кольца с наружным диаметром |
Dі |
действует давление всасывания р\. Поэтому к колесу слева и спра ва приложены разные силы давления жидкости. Как видно из эпюр
давлений, |
на площади кольца с Dі и D2 давления |
слева и справа |
от колеса |
уравновешиваются. На площади кольца |
с d и D\ дав |
ления с обеих сторон колеса различны: справа налево — р2, слева направо — р\. Поэтому осевое усилие и направлено справа налево, т. е. в сторону всасывающего патрубка насоса:
Р = { Р г - р ^ № \ - & ) . |
(52) |
Это усилие называется осевым, так как оно направлено вдоль оси вала и стремится сместить вал вместе с колесом в осевом направ лении. По (52) можно подсчитать лишь приближенную величину, осевого давления, так как давление в пространстве ß и С, т. е. между колесом и корпусом, несколько меньше р2. Кроме того, при изменении направления движения воды в колесе (от осевого —• к радиальному) возникает реактивное давление воды на колесо, действующее навстречу осевому.
76
Под действием осевого давления может возникнуть ряд непо ладок; в частности, колесо может соприкасаться с неподвижным корпусом насоса и в результате истираться; при этом повышается потребляемая мощность, уменьшается производительность насоса (так как от сдвига колеса его выходные каналы не приходятся против каналов направляющего аппарата), и, наконец, нагрева ются подшипники.
Рис. 63. Схема возникновения осевого давления
Осевое давление уравновешивается несколькими способами.
1. В диске близ втулки (рис. 64) делают З-н-4 отверстия 1, через которые проходит некоторое количество жидкости, разгру жая этим пространство 2 справа от колеса, где давление стано вится близким к давлению всасывания. Однако при этом умень шается объемный к. п. д. насоса, так как часть жидкости цирку лирует от выхода из колеса к входу. Кроме того, жидкость, выхо дящая из пространства 2, движется против течения жидкости, входящей в колесо, что уменьшает к. п. д. насоса. Для уменьшения осевого давления и потерь жидкости задний диск колеса имеет кольцевой выступ 3, входящий с минимальным зазором в уплотни тельное кольцо корпуса 4 насоса. Благодаря этому создается боль шое гидравлическое сопротивление движению жидкости, направ
ляющейся в пространство за колесом. |
Следовательно, давление |
|
справа |
от колеса уменьшается. |
отверстий, просверленных |
2. В |
современных насосах вместо |
в колесе, применяется особая разгрузочная труба 3, соединяющая пространство, находящееся за колесом около втулки, со всасываю щим патрубком 1 насоса (см. рис. 33).
77