Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гидравлический к. п. д. насоса. В насосе возникают потери дав­ ления на преодоление гидравлических сопротивлений: от поверхно­ стного трения по пути движения жидкости от входа в насос до выхода из него; от изменения направления движения и перехода

жидкости

из

более

узкого

сечения

 

 

в

более

широкое;

от

ударов жид­

 

 

кости о колесо и его лопатки. Кро­

 

 

ме того, имеют место завихрения.

 

 

Таким образом, если р — требуемое

 

 

давление, а

ргс — потери

давления

 

 

на преодоление сопротивления внут­

 

 

ри насоса,

то гидравлический к.п.д.

 

 

насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵг = Р!(Р + Р г.с).

 

(42)

 

 

 

Для

одноступенчатых

 

насосов

 

 

Ъ =0,6

0,7,

для

многоступенча­

 

 

тых— т]г = 0,65 -н 0,75;

в

современ­

 

 

ных конструкциях и при хорошем

 

 

уходе можно достичь

чг = 0,80-і-0,96.

 

 

 

Механический к.п.д. насоса. На

 

 

преодоление трения в подшипниках, Рис.

56. Схема

утечек жидкости

сальниках,

в

разгрузочных

дисках

в насосе

и

на потери

от трения

жидкости

мощность

N'. Отношение

о

диски колеса расходуется определенная

 

 

 

 

 

 

7jM=

(jVB-A /')/iV B

(43)

называется механическим к. п. д.; нм = 0,90 -ъ0,98.

 

 

Полный к. п. д. насоса равен произведению объемного, гидрав­

лического и механического к. п .д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

 

(44)

и характеризует степень совершенства конструкции насоса. Пол­ ный к. п. д. современных центробежных насосов лежит в пределах

0,75-^0,92.

§ 29. Теоретическая характеристика центробежного насоса

Характеристикой насоса называется графическое изображение зависимости давления, мощности и к. п. д. от производительности при данной частоте вращения рабочего колеса.

Теоретическая характеристика Q—р определяется из уравне­ ния теоретического давления (22).

71


Найдем зависимость теоретического давления от производи­

тельности Q насоса

при данной частоте вращения п.

Для

этого

из параллелограмма

скоростей (см. рис.

53,

в)

находим по

(25)

c2cosa2 = zt2—с,-ctg ß2-

теоретического

расхода

(на

основании

Из выражения

для

Q = Fv)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q =

92~Ü-,b.,cr,

 

 

 

 

(45)

где л 0 2Ь2— площадь

выходного живого

сечения рабочего

ко­

леса без учета толщины лопаток, м2; определяется

как

боковая

поверхность

цилиндра

с диамет­

ром D2 и высотой, равной

ширине колеса

Ь2

на

выходе из него (рис. 57);

 

 

 

 

на

ф2 = 0,87-:-0,95 — коэффициент,

учитывающий толщину лопатки

выходе из рабочего колеса. Тогда из (45) находим

Следовательно,

Q ctg h

с2cos а2 = А

Подставляя полученное значение c2cos а2 в (22), получаем теоретическое давление в зависимости от расхода

А = РА (А

ctg Зо Q),

(47)

Рис. 57. Схема рабочего колеса и его боковая по­ верхность

где ы2, ß2, D2, b2 для данного насоса при по­ стоянной частоте вращения рабочего колеса являются постоянными. Полученное выра­ жение представляет собой уравнение прямой линии, называемой теоретической характери­ стикой насоса (рис. 58, а, б, в, пунктир­ ная линия).

При закрытой задвижке, когда Q= 0, для веще трех профилей лопаток

А= Р « 2.

Сувеличением производительности теоре­ тическое давление возрастает при лопатках, загнутых вперед (см. рис. 58, а) , ctg ß2 < 0

a - pM a + ^ ^ - Q ) ,

остается постоянным при радиальных лопатках (см. рис. 58, б), ctgß2 = 0.

А = РА2

72


и падает при загнутых назад лопатках (см. рис. 58, в), ctgß2> 0 ,

р т = рщ ( и 2 —

ctg

Q).

ъОф^.

 

 

Полученные зависимости показывают, что теоретическое давле­ ние больше у колес с загнутыми вперед лопатками.

Рис. 58. Теоретические и действительные характеристики раз­ личных колес

§ 30. Действительная характеристика центробежного насоса

Изображенные на рис. 58 теоретические характеристики пост­ роены Для насосов, перекачивающих идеальную жидкость, и ко­ лес с бесконечным числом лопаток. Действительная характеристи­ ка отличается от теоретической потерями давления в рабочем коле­ се и корпусе насоса. Как видно из рис. 58, наибольшее снижение давления наблюдается при загнутых вперед лопатках благодаря большим гидравлическим потерям, а наименьшее — при загнутых назад лопатках.

Построить характеристику р—Q насоса путем теоретического расчета довольно трудно, так как существует много факторов, которые не поддаются точному определению. Поэтому на практи­ ке действительную характеристику насоса получают после его испытания непосредственно на заводе-изготовителе и приводят в паспорте насоса в виде кривых зависимости давления (рис. 59, а), мощности (рис. 59, б) и к. п. д. насоса (рис. 59, в) от его произ­ водительности или из таблицы. Оптимальный режим работы насо­ са при расходе Qa и давлении рА соответствует наибольшему зна­ чению к. п. д. (точка А характеристики — рабочая точка).

Кривые действительной характеристики изображаются совме­ стно на полной характеристике насоса (рис. 60). Кроме того, здесь дается кривая изменения допустимой вакуумметрической высоты всасывания в зависимости от производительности насоса.

При закрытой задвижке (рис. 59, Q= 0) p = pmах ; N=£0, ибо при холостой работе насос потребляет^некоторую мощность; к. п. д.

73

'1 = 0,

так как полезной работы (подачи)

нет. Кривые для одного

и того же

насоса можно построить при

разной частоте вращения

(рис.

61),

которой соответствуют рабочие точки ар, а2; а3; а4; as.

Рис. 59. Рабочие ха-

Рис. 60. Характеристика центробежного насоса 8К-12:

рактеристики центро-

----------D= 315 мм; — ---------

D=290 мм.

бежного насоса

 

 

§ 31. Зависимость параметров насоса от частоты вращения

Давление, производительность и мощность насоса зависят от частоты вращения рабочего колеса.

Давление, развиваемое насосом, пропорционально квадрату частоты вращения

Р і і = п */п *

(48)

Производительность насоса пропорциональна частоте вращения

Qi/Q2 = n j n 2.

(49)

Мощность насоса пропорциональна кубу частоты вращения

М ,/іѴ2 = п уп%.

(50)

74


Этот закон справедлив, если частота вращения меняется не бо­ лее чем на 20%, как для центробежных насосов, так и для венти­ ляторов.

§ 32. Коэффициент быстроходности

По конструкции насосы делятся*на группы. Для характеристи­ ки группы насосов и их подбора введен коэффициент быстроход­

ности.

В

каждой

группе насосов колеса геометрически

подобны,

т. е. имеют одинаковые соотношения D2/Dц b\jb2, ß2/ßь

 

В

данной

группе геометрически

 

 

 

 

подобных колес всегда можно по­

 

 

 

 

добрать колесо, которое при напоре

 

 

 

 

в 1 м и наивысшем к. п. д. разви­

 

 

 

 

вает мощность в 1 л. с. =

0,736 кВт.

 

 

 

 

Это колесо называется модельным,

 

 

 

 

так как оно по соотношениям глав­

 

 

 

 

ных размеров характеризует конфи­

 

 

 

 

гурацию

любого

колеса

данной

 

 

 

 

группы. Условно считается, что ча­

 

 

 

 

стота вращения характеризует бы­

 

 

 

 

строходность колес всей серии. Ча­

 

 

 

 

стота

вращения

такого

колеса,

 

 

 

 

при которой оно, развивая мощ­

Рис.

61.

Характеристика Q—р

ность

0,736

кВт,

создает

давление

в М О 4 Н/м2

(напор в 1 м вод. ст.),

насоса

при разной

частоте

 

 

вращения

 

называется коэффициентом быстро­

 

 

 

 

ходности.

 

 

 

 

 

ns, производительно­

Между

коэффициентом * быстроходности

стью Q насоса, давлением Я и частотой вращения данного колеса

имеется зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ns = 3,65nV Q /V N 3-

 

 

(51)

Эта формула показывает, что чем больше Q и п и меньше Я, тем больше н.,.Для определения п3 многоступенчатого насоса сле­ дует в (51) подставить величину напора, приходящегося на одно колесо. Для насосов с двусторонним входом жидкости в колесо в (51) вместо Q подставляют Q/2.

По величине коэффициента быстроходности центробежные на­ сосы классифицируются на тихоходные, нормальные и быстроход­ ные (рис. 62). Большая частота вращения выгодна потому, что она обусловливает малые размеры и вес насоса и приводного дви­ гателя. Следовательно, применять насосы высокой быстроход­ ности («s>150; типы III, IV, V) экономически целесообразно.

Насосы

с высокой быстроходностью (с

меньшим диаметром,

но большей шириной) низконапорны

и высокопроизводи­

тельны.

 

 

75


§ 33. Осевое усилие

Пространство между колесом и корпусом работающего насоса заполнено жидкостью. Давление, развиваемое в этом пространст­

ве, близко к давлению р2 на выходе из рабочего колеса (рис.

63).

На входе в колесо на площадь кольца с наружным диаметром

Dі

действует давление всасывания р\. Поэтому к колесу слева и спра­ ва приложены разные силы давления жидкости. Как видно из эпюр

давлений,

на площади кольца с Dі и D2 давления

слева и справа

от колеса

уравновешиваются. На площади кольца

с d и D\ дав­

ления с обеих сторон колеса различны: справа налево — р2, слева направо — р\. Поэтому осевое усилие и направлено справа налево, т. е. в сторону всасывающего патрубка насоса:

Р = { Р г - р ^ № \ - & ) .

(52)

Это усилие называется осевым, так как оно направлено вдоль оси вала и стремится сместить вал вместе с колесом в осевом направ­ лении. По (52) можно подсчитать лишь приближенную величину, осевого давления, так как давление в пространстве ß и С, т. е. между колесом и корпусом, несколько меньше р2. Кроме того, при изменении направления движения воды в колесе (от осевого —• к радиальному) возникает реактивное давление воды на колесо, действующее навстречу осевому.

76

Под действием осевого давления может возникнуть ряд непо­ ладок; в частности, колесо может соприкасаться с неподвижным корпусом насоса и в результате истираться; при этом повышается потребляемая мощность, уменьшается производительность насоса (так как от сдвига колеса его выходные каналы не приходятся против каналов направляющего аппарата), и, наконец, нагрева­ ются подшипники.

Рис. 63. Схема возникновения осевого давления

Осевое давление уравновешивается несколькими способами.

1. В диске близ втулки (рис. 64) делают З-н-4 отверстия 1, через которые проходит некоторое количество жидкости, разгру­ жая этим пространство 2 справа от колеса, где давление стано­ вится близким к давлению всасывания. Однако при этом умень­ шается объемный к. п. д. насоса, так как часть жидкости цирку­ лирует от выхода из колеса к входу. Кроме того, жидкость, выхо­ дящая из пространства 2, движется против течения жидкости, входящей в колесо, что уменьшает к. п. д. насоса. Для уменьшения осевого давления и потерь жидкости задний диск колеса имеет кольцевой выступ 3, входящий с минимальным зазором в уплотни­ тельное кольцо корпуса 4 насоса. Благодаря этому создается боль­ шое гидравлическое сопротивление движению жидкости, направ­

ляющейся в пространство за колесом.

Следовательно, давление

справа

от колеса уменьшается.

отверстий, просверленных

2. В

современных насосах вместо

в колесе, применяется особая разгрузочная труба 3, соединяющая пространство, находящееся за колесом около втулки, со всасываю­ щим патрубком 1 насоса (см. рис. 33).

77