Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подъема_ последовательным включением насосов можно несколько увеличить суммарную производительность насосной станции. Дав­ ление р при этом будет несколько выше, чем рх одного насоса за счет увеличения сопротивлений, возникающих в результате увели­ чения скорости жидкости в трубе.

Однако, как уже было указано выше, последовательное соеди­ нение насосов применяется для значительного увеличения давле­ ния. Так, если для одного насоса геометрическая высота подачи была # г,то для двух последовательно включенных насосов она уве­ личивается до 2 //г (рис. 75); соответственно потери давления возрастают с р с до 2р , т. е. характеристика трубопровода стано­ вится более крутой. Рабочей точкой будет А2, а производитель­ ность насосов Qi— при удвоенном давлении. Это значит, теорети­ чески каждый насос будет развивать такое же давление, как и при работе в отдельности.

Для работы последовательно соединенных насосов необходимо, чтобы давление р0 при холостом ходе (задвижка 5 закрыта, с.м. рис. 74) было больше давления, соответствующего геометри­ ческой высоте подъема 2ЯГ, т. е. pü2>2pgHr (см. рис. 75). Пуск двух последовательных насосов производится следующим образом (рис. 74): сначала на трубопроводе закрывают задвижки 3 и 5, включают электродвигатель насоса 2 до полных оборотов, затем включают электродвигатель насоса 4 и открывают задвижку 3 (задвижка 5 закрыта до тех пор, пока электродвигатель насоса 4 не разовьет полных оборотов), постепенно открывают задвижку 5.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ

§ 42. Пуск и остановка центробежных насосов

Перед пуском в эксплуатацию насос и всасывающий трубопро­ вод заливают жидкостью вплоть до нагнетательного патрубка. Способы заливки насоса (рис. 76): а) вручную через воронку 2 в верхней части корпуса; б) непосредственно из нагнетательной трубы; для этого в обход главной задвижки 3 и обратному кла­ пану 4 устраивают трубу, снабженную задвижкой 5; в) через спе­ циальную водяную трубу (воронка 2 открыта для выпуска воз­ духа); г) с помощью вакуум-насоса, отсасывающего воздух из насоса и всасывающей трубы (нагнетательная труба перекрыта задвижкой); заливаемая жидкость поднимается снизу; д) насосы, работающие с подпором, заливаются открыванием задвижки на всасывающей трубе (см. рис. 68).

Насос заливают до тех пор, пока через контрольные краники не будут бить чистые струйки воды без воздушных пузырьков; после этого контрольные краники закрывают. Перед пуском насо­ са проверяют, закрыты ли задвижка на нагнетательном трубопро­ воде и краны на манометре и вакуумметре. Если насос пускают при открытой нагнетательной задвижке, то это обязательно вызовет

89



перегрузку электродвигателя, в результате чего может сгореть его

•обмотка.

При пуске насоса открывают кран у манометра и включают электродвигатель. Насос приводят в движение постепенно и лишь

тогда,

когда

будет достигнута требуемая скорость вращения и ма­

 

 

 

нометр

покажет

соответствую­

 

 

 

щее

давление,

открывают

кран

 

 

 

у вакуумметра и начинают по­

 

 

 

степенно открывать регулирую­

 

 

 

щую задвижку на напорном тру­

 

 

 

бопроводе до получения требуе­

 

 

 

мой

производительности.

Таким

 

 

 

путем избегают перегрузки элек­

 

 

 

тродвигателя. По мере того как

 

 

 

задвижка открывается, показа­

 

 

 

ния

амперметра

и

вакуумметра

 

 

 

увеличиваются, а показания ма­

 

 

 

нометра уменьшаются. При за­

 

 

 

крытой

задвижке

электродвига­

 

 

 

тель

 

потребляет

(30н-35)%

 

 

 

нормальной мощности. Во избе­

 

 

 

жание

перерасхода

электроэнер­

 

 

 

гии

и

ненужного

нагревания

 

 

 

жидкости работа насоса при за­

Рис. 76. Способы заливки на­

крытой задвижке не должна про­

 

 

соса

должаться более 1-Ч-2 мин.

тацию

или

после окончания

При пуске насоса в эксплуа­

ремонта

необходимо удостовериться

в соответствующем направлении вращения колеса или ротора насо­ са (многоступенчатого) и электродвигателя. На многоступенчатых насосах нужное направление вращения колеса определяется по ■стрелке на корпусе или по напорному патрубку. У спиральных насосов вращение должно быть направлено в сторону расширения спирали. В случае несоответствия вращения необходимо пересоединить концы двух фаз, питающих электродвигатель.

Только при четкой исправной работе насоса вхолостую можно нагружать агрегат. Об исправной работе насоса свидетельствуют показания манометра, а также электроизмерительных приборов. Если приборы не показывают повышения нагрузки (насос не взял воду), насос немедленно останавливают, осматривают, вторично заливают и пускают в ход. Открывая регулирующую задвижку, необходимо наблюдать по показаниям амперметра за на­ грузкой электродвигателя. Если электродвигатель работает с пере­ грузкой, то нельзя полностью открывать регулирующую зад­ вижку.

Центробежный насос останавливают в следующем порядке: сначала медленно закрывают задвижку на напорном трубопро­ воде, затем— кран у вакуумметра, выключают двигатель, закры­ вают краны у манометра и на трубопроводах, подводящих

ПО


воду для заливки сальников и охлаждения подшипников, и, нако­ нец, выпускают воду из насоса и из всасывающей трубы (зимой).

§ 43. Возможные неполадки в работе центробежных насосов

Во время работы центробежного насоса могут возникнуть раз­ личные неисправности. Своевременное определение и устранение их не только удлиняет срок работы насосов, но и намного сокра­ щает время простоя, полностью исключает возможность аварий. Машинист насосной установки должен уметь быстро и безошибоч­ но обнаруживать ненормальности в работе насоса, их причину и своевременно устранять их. Основные неисправности и их при­ чины перечислены в табл. 9.

Таблица 9

Виды неполадок

Возможные причины

Насос после пуска не подает жидкость

Насос невозможно пустить в ход или он потребляет чрезмерную мощность

1. Насос и всасывающая труба не были зали­ ты перед пуском или залиты неполностью.

2. Приемный клапан - прикрывает неплотно всасывающую трубу и упускает из нее жидкость до начала работы насоса.

3. Всасывающий трубопровод или сальники на­ соса пропускают воздух, и насос не создает требуе­ мого разрежения. Вакуумметр показывает «нуль» — корпус заполнен воздухом.

4. Закрыт нагнетательный вентиль (задвижка).

5. Насос установлен слишком высоко (или пони­ зился уровень воды в приемном колодце).

6. Обратный клапан не открылся или открылся неполностью, поэтому создалось большое сопротив­ ление для прохода воды (манометр показывает большое давление).

7.Засорена приемная сетка.

8.Неправильное направление вращения рабочего

колеса (после ремонта).

9. Высокая температура воды.

1.Не закрыта задвижка на нагнетательном тру­ бопроводе (в насосах большого давления).

2.Ротор насоса установлен неправильно, ввиду чего возникает трение между колесом насоса и бо­ ковыми поверхностями направляющего аппарата (особенно это наблюдается после ремонта или при большом осевом давлении).

3.Забиты трубы или каналы, отводящие воду иг разгрузочной камеры.


П р о д о л ж ен и е табл. 9

Виды неполадок

Возможные причины

Насос работает с низ­ кой производительно­ стью

Насос не развивает необходимого давления

Насос вибрирует во время работы

4. Сильно перекошен разгрузочный диск.

5. Перегорел предохранитель на одной из фаз.

1. Сетка приемного клапана забилась грязью.

2.На всасывающей линии появились неплотности

исквозь них просачивается воздух.

3.Засорились трубы.

4.Вследствие разработки разгрузочного диска произошло осевое смещение ротора (вала с коле­ сами) насоса.

5.Неполностью открыта задвижка.

6.Засорилось рабочее колесо.

7.Механические повреждения: повредились ло­ патки рабочего колеса; износились уплотнительные кольца.

8.Увеличилось сопротивление в напорном трубо­ проводе.

'9. Температура перекачиваемой жидкости выше допустимой для данного насоса.

10.Жидкость замерзла в трубах.

1.Недостаточное число оборотов.

2.Износились рабочие колеса и уплотняющие кольца.

3.Появилась течь в напорном трубопроводе.

4.Появились неплотности во всасывающей линии

ив сальниках.

1.Ослабли фундаментные болты.

2.Насос установлен неправильно.

3.Частично износилось или засорилось рабочее место.

4.Оси валов насоса и электродвигателя смещены относительно друг друга.

5.Расстроена соединительная муфта.

6.Механические повреждения: прогнулся вал; колесо задевает за направляющий аппарат или же заедает диск разгрузочного устройства ввиду его неисправности; износились подшипники.

7.

Неправильно

устроена

всасывающая линия

наклоном к

насосу), образовались воздушные

«мешки» в местах перегибов

трубы.

8.

Ослабли крепления на напорной и всасываю­

щей трубах.

 

 

92