Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
жидкость поступать не может, так как между зубьями обеспечено плотное сцепление.
Для вывода формулы производительности шестеренного на соса принимают, что объем головки зуба равен объему впадины (от начальной окружности к окружности впадин). За один оборот каждая шестерня нагнетает объем, равный объему кольца с диа
метрами окружности выступов |
De, |
начальной |
окружности d |
|
и с шириной, равной ширине шестерен b (рис. 79, б) |
|
|||
qx = |
1Dp |
(i |
f |
|
|
2----b, |
|
||
где л d — длина кольца; |
|
|
|
|
(De—d)/2 — высота вытянутого в длину кольца. |
|
|||
Две шестерни за один оборот нагнетают |
|
|||
q = |
2Kd |
|
b, |
|
тогда производительность насоса, л/мин |
|
|||
Q = та/ (De — d) btiriQ10~6. |
(60) |
|||
Заменив d = mz и De = m (z-\-2), |
получим |
|
||
Q = |
2r.m2zbny]Q10~e. |
(61) |
||
где m — модуль зубьев, мм; |
|
|
|
|
z — число зубьев шестерни; |
|
|
|
|
b — ширина шестерни, мм; |
|
(приводного |
вала), об/мин; |
|
п — частота вращения |
шестерни |
"По = 0,7-ч-0,9 — коэффициент наполнения.
Практика показала, что при высокой степени точности изготов ления этих насосов коэффициент наполнения можно довести до 0,90-4-0,95, а коэффициент полезного действия— до 0,6-4-0,7. Вме сте с тем при значительном износе зубьев плотность сцепления на рушается, в результате возможно обратное попадание жидкости,
поэтому коэффициент наполнения насоса уменьшается. |
м3/ч = |
||||
Шестеренные насосы применяются для |
подачи 0,25-ь40 |
||||
= 4-ч-660 |
л/мин |
жидкости |
при давлении |
нагнетания до |
(100-4- |
-4-150) ІО5 |
Н/м2 |
и выше. |
Частота вращения — до 3000 |
об/мин. |
На шестеренные насосы имеется ГОСТ 12222—66. Стандарт рас пространяется на насосы с подачей до 144 м3/ч и давлением наг нетания до 25-ІО5 Н/м2. Стандарт не распространяется на насосы для станочных и других гидросистем, встроенные, являющиеся неотъемлемыми сборочными единицами машин.
Шестерни могут иметь прямые, косые и шевронные зубья. Чис ло зубьев для наибольшей компактности обычно небольшое (8-4-12, иногда больше). Чем меньше модуль, тем больше число зубьев.
9»
При работе насоса иногда объем междузубовых впадин во всасывающей камере насоса не заполняется полностью, что при водит к уменьшению объемного к. п. д., износу насоса, вибрации его и к процессу кавитации. Во избежание этого окружная ско рость не должна превышать 6-ь8 м/с. Чем больше вязкость пере качиваемой жидкости, тем меньше должна быть частота враще ния. Абсолютное давление во всасывающей полости должно быть больше давления, создаваемого центробежными силами, в про тивном случае жидкость не сможет заполнять впадины. В шесте ренном насосе возможно запирание жидкости в междузубовых впадинах, что вызывает повышение давления и увеличение нагруз ки на зубья шестерен. Кроме того, жидкость в замкнутых объе мах при этом нагревается и, так как зубья выходят из зацепления в сторону всасывающей камеры, где давление пониженное, из жидкости выделяются газы и пары. Последнее вызывает умень шение подачи, кавитацию и ухудшение качества перекачиваемой жидкости (для масел). Для предупреждения запирания жидкости уменьшают ширину зуба, применяют косозубые шестерни, устра ивают в шестернях радиальные разгрузочные каналы или в крыш ках— разгрузочные канавки. Однако косозубые колеса испытыва ют осевое усилие. Рекомендуется применять в зависимости от дав ления следующие типы шестерен: шестерни с прямыми зубьями — при давлении (40 ч-100) • Ю5 Н/м2 = 40-ь100 ат; шестерни с шев ронными зубьями при давлении (20-ъ40) • ІО5 Н/м2 и шестерни с косыми зубьями, когда давление не превышает (3-ь5) - ІО5 Н/м2, во избежание большого осевого усилия.
Шестеренные насосы применяются в основном для перекачи вания вязких, но чистых жидкостей и используются в качестве масляных (смазочных), топливных, перекачивающих насосов и насосов для различных гидросистем управления и автоматики. Легкоплавкие массы (парафин при температуре 100°С и др.) пере качиваются шестеренными насосами, у которых крышки и корпус имеют специальные соединенные между собой полости, в которые подводится пар для обогрева.
Насосы просты по конструкции, не имеют клапанов, легкие и компактные, реверсивные (можно изменить направление подачи жидкости), обратимые и непосредственно соединяются с электро двигателями. Кроме того, они надежно работают при любой вяз кости жидкости, сравнительно быстроходны, долговечны и обеспе чивают практически равномерную подачу. При шевронной нарезке зубьев частоту вращения насоса можно увеличить. Недостатками шестеренных насосов являются несколько пониженный к. п. д. (в связи с большими потерями мощности, расходуемой на преодо ление трения внутри насоса), относительно невысокая производи тельность и повышенный износ от включенных в жидкость при месей. Эти насосы не регулируются по подаче, хотя регулирование в принципе можно осуществить.
Для |
увеличения производительности применяются |
насосы |
с тремя |
(и более) шестернями (рис. 80). Действительная |
произво- |
100
Рис. 80. Трехшестеренный насос
^ 3
Рис. 81. Схема трехступенчатого шестеренного насоса
Рис. 82. Схема шестеренного насоса с параллельно-последователь ными потоками жидкости
дительность из-за утечек несколько меньше удвоенной производи тельности одной пары шестерен. Чтобы повысить давление жидко сти, шестеренные насосы выполняются многоступенчатыми. Ввиду утечек жидкости подача от ступени к ступени в них уменьшается. При уменьшении потребления излишек жидкости в каждой (/, 2, 3) ступени насоса сливается через перепускной клапан, отрегули рованный на соответствующее давление (рис. 81). Однако при этом
\Нагнетание
Всасывание
Рис. 83. Двухкулачковый и трехкулачковый на сосы
уменьшается общий к. п. д. насоса. Для повышения и давления, и подачи в одном агрегате соединяются несколько групп шестерен, получается многопоточный насос высокого давления (рис. 82).
Шестеренные насосы выпускают заводы «Красный факел», Ливенский (Орловская область), Бобруйский машиностроительный, Белопольский машиностроительный (Сумская область), Брян ский дорожных машин. В табл. 11 приведены характеристики не которых шестеренных насосов отечественного производства.
Разновидностями шестеренных насосов являются двухкулачко вые и трехкулачковые насосы (рис. 83, а, б, соответственно). Они применяются для перекачивания жидкостей под небольшим давле нием— до 5- ІО5 Н/м2.
§ 49. Винтовые насосы
Винтовой насос (рис. 84, а) состоит из корпуса 1, внутри кото рого расположены ведущий 2 и два ведомых стальных винта 3. Все три винта заключены в специальную обойму 4. Внутри обой мы имеются три сообщающихся между собой цилиндрических канала, поверхности которых залиты баббитом. Средний канал — для ведущего винта 2, боковые — для ведомых винтов. Винты двухзаходные (рис. 84, б), а направление винтовой нарезки веду
102
щего винта противоположно направлению ведомых. Форма нарезки винтов позволяет герметически отделять камеру нагнетания Б от камеры впуска А. Это обеспечивает высокий объемный к. п. д. на соса. Ведомые винты применяются как герметические затворы, препятствующие перетеканию перекачиваемой жидкости. Чем
Рис. 84. Трехвинтовой насос Ленинградского метал лического завода
больше число шагов (длина винтов), тем больше конечное давле ние насоса. При давлении до 20-ІО5 Н/м2 = 20 ат длина винтов несколько больше величины шага нарезки, при давлении до 60ІО5 Н/м2 — несколько больше трех шагов, что способствует большой компактности этих насосов. В месте выхода ведущего винта 2 из корпуса устанавливают сальник. С противоположной стороны расположена крышка 5 со всасывающим патрубком. Для разгрузки винтов от осевого давления под их пяты б и 7 из каме-
103
Марка насоса
Ш-13,2/2,5
РЗ-З
Ш-20/2,5
Ш-31,5/2,5
РЗ-4,5
Ш-50/2,5
Ш-75/2,5
РЗ-7,5
Ш-132/2,5
АЗП-10/12
Ш-200/2,5
РЗ-ЗО Ш-315/2,5
Ш-750/2,5
РЗ-60
Ш-2650/2,5 P3B-350
Ш-4250/2,5
Число зубьев Z Модуль т, мм |
Ширина зуба Ъ, мм |
|
1 |
|
|
10 |
4 |
12 |
10 |
4 |
16 |
10 |
4 |
18 |
10 |
4 |
28 |
10 |
4 |
45 |
10 |
4 |
45 |
10 |
4 |
70 |
10 |
4 |
70 |
12 |
6 |
45 |
13 |
6 |
55 |
12 |
6 |
70 |
13 |
6 |
132 |
12 |
6 |
110 |
14 10 |
. 85 |
|
13 |
7 |
160 |
14 12 |
200 |
|
10 12 |
370 |
|
14 |
12 |
320 |
Производи |
|
|
тельность |
Давление нагнетания !105рңН/м3 |
|
кая |
ная |
|
<2,м3ч |
|
|
теоре |
дейст |
|
тичес |
витель |
|
1,17 |
0,9 |
25 |
1,57 |
і,і |
14,5 |
1,75 |
1,45 |
25 |
2,62 |
2,16 |
25 |
4,4 |
3,3 |
3,3 |
4,3 |
3,6 |
25 |
6,8 |
5,75 |
25 |
6,4 |
5 |
3 |
11,4 |
9 |
25 |
12,5 |
10 |
10 |
18 |
14,4 |
25 |
22,5 |
18 |
5,3 |
28 |
21,6 |
25 |
43,9 |
36 |
25 |
47,5 |
38 |
3,5 |
115 |
90 |
25 |
150 |
120 |
5 |
185 |
144 |
25 |
Т а б л и ц а П
Частота вра щения п, об/мин |
Вязкость жид кости °ВУ |
1450 |
10 |
1450 |
300 |
1450 10
1450 10
1450 25
1450 10
1450 10
1450 35
1450 10
1450 3
1450 10
1000 100
1450 10
1000 10
1000 100
730 10
730 110-
730 10
|
« А |
7} |
|
3 |
Общий П.К . Д . |
|
О м |
|
|
<и . |
|
|
Р п |
|
|
о |
|
|
0,77 |
0,51 |
|
0,10 |
0,38 |
|
0,83 |
0,57 |
|
0,82 |
0,58 |
|
0,75 |
0,40 |
|
0,84 |
0,61 |
|
0,85 |
0,61 |
|
0,78 |
0,45 |
|
0,77 |
0,64 |
|
0,80 |
0,38 |
|
0,80 |
0,65 |
|
0,80 |
0,48 |
|
0,77 |
0,70 |
|
0,82 |
0,60 |
|
0,80 |
0,50 |
|
0,78 |
0,71 |
200 |
0,80 |
0,50 |
|
0,78 |
0,74 |
ры нагнетания по специальным каналам в винтах поступает жид кость под давлением.
При вращении винтов места их взаимного контакта поступа тельно перемещаются вдоль оси от камеры всасывания в сторону нагнетания. При этом жидкость, заполнившая впадины (нарезки) винтов со стороны всасывания, после небольшого поворота винтов оказывается герметически замкнутой между впадиной винта и обоймой и по этой впадине перемещается вдоль оси к камере Б нагнетания и далее в напорный патрубок.
Скорость жидкости во всасывающем трубопроводе составляет 0,5-г- 1,2 м/с, а максимальное осевое перемещение ее не должно превышать 5~ь5,5 м/с. Для сохранения насоса и облегчения его
пуска винты |
при остановке должны оставаться |
погруженными |
в жидкость, т. |
е. насос должен быть залит. К- п. д. |
винтовых насо |
сов достигает 0,8-т-0,9. Они применяются для подачи 0,5-^210 л/с при давлении нагнетания до 175 -ІО5 Н/м2 и частоте вращения до 10000 об/мин. Изменение подачи достигается регулированием час тоты вращения двигателя. Применяют также пятивинтовые насо
104