Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
Водомер Вентури (рис. 101) представляет собой два кониче ских отрезка труб (входная часть 1 и выходной конус 3), присое диненных узкими концами к короткому цилиндрическому патруб ку— горловине 2. Отношение диаметров суженной и расширенной частей конусов d/D = 0,Зн-0,7. Водомер Вентури работает по прин ципу, основанному на уравнении Бернулли и уравнении не разрывности потока. В суженной части скорость движения
|
Рис. |
101. Изменение давления в водомере Вентури |
|
|
||
жидкости увеличивается и, следовательно, увеличивается |
ско |
|||||
ростной |
напор, |
ввиду чего падает давление. |
В |
сечениях |
I—/ |
|
и II—II присоединяются пьезометрические трубки а и Ъ. Раз |
||||||
ность уровней жидкости ha в трубках характеризует |
разность дав |
|||||
лений в этих сечениях. |
|
|
|
|
||
Для определения расхода жидкости на практике можно поль |
||||||
зоваться |
формулой |
|
|
|
|
|
|
|
Q = C V h n, |
|
|
|
(67) |
где С — постоянная водомера, зависящая от его размеров. |
Вентури |
|||||
Разность давлений в сечениях / —/ и II—II |
водомера |
|||||
определяется дифференциальным ртутным манометром. |
В |
этом |
случае на основании (66) в (67) вместо /іп нужно подставить вели чину
hип =£±. ■Р2
где ррт — плотность ртути, кг/м3; h рт — разность уровней ртути
ального манометра, м.
Рр т - 1 ) к*рТ>
вобоих коленах дифференци
Водомер Вентури применяется для трубопроводов диаметром больше 150 мм. Его нужно установить так, чтобы перед ним и пос ле него были прямолинейные участки без фасонных частей длиной не менее 10 диаметров трубопровода. Установка водомеров воз можна как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях. Водомер Вентури используется для измерения расхода загряз ненных жидкостей, так как он не забивается потоками грязи.
120
Г л а в а VI
ПОНЯТИЕ О ГИДРОПРИВОДЕ М АШ И Н
§ 57. Общие сведения о гидроприводе
Гидравлический привод работает по принципу использования давления жидкости для передачи механической энергии и преоб разования движения. Основной частью этого привода является гидропередача. Гидропривод используется в землеройных, дорож ных машинах, гидропрессах, самосвалах, металлорежущих стан ках и др.
Гидропривод имеет следующие достоинства: возможность бес ступенчатого регулирования скорости рабочего органа машины и плавность хода; большую простоту конструкции; невзыскатель ность к условиям работы; надежность в эксплуатации; возмож ность применения телеуправления; большую быстроту срабаты вания; относительно малый вес, которыми объясняется широкое применение гидропривода в современных машинах и станках. .Од нако детали этого привода требуют высокой точности и чистоты обработки во избежание утечек масла. Следствием утечек являет ся понижение к. п. д. и не-
Рис. 102. Схема гидропривода |
Рис. 103. Схема гидравлическо |
поступательного движения |
го пресса |
В гидроприводе- поступательного движения рабочая жидкость насосом 2 (рис. 102) подается из масляного бака 1 по маслопро воду через дроссель 3 и реверс 4 в правую полость цилиндра 5.
121
Под давлением масла |
поршень движется влево, а |
вместе |
с |
ним |
и рабочий орган 6 (например, стол строгального |
станка). |
Из |
ле |
|
вой полости цилиндра |
масло через реверс по маслопроводу |
7 |
сли |
вается в бак. Для обратного движения поршня вместе с рабочим органом машины реверс вручную или автоматически поворачива ется в положение, показанное пунктиром. Для регулирования ско рости поршня изменяется подача масла дросселем. Таким обра зом, с помощью реверса изменяется направление движения рабо чего органа машины при неизменном направлении подачи масла насосом в маслопровод. Такой привод применяется также для гидравлического пресса (рис. 103). Рабочая жидкость подается насосом 1 через реверс 3 в нижнюю полость цилиндра 5. Пор шень 4 совершает холостой ход (вверх). Из верхней полости ци линдра жидкость сливается через реверс в бак, установленный внутри станины 6. При повороте реверса в положение, указанное пунктиром, рабочая жидкость поступает в верхнюю полость ци линдра, поршень совершает рабочий ход. Жидкость из нижней полости цилиндра сливается в бак. На время пауз в работе пресса, если он не работает в паре с гидроаккумулятором, или при пере грузке пресса рабочая жидкость от насоса идет через сливной клапан 2 в бак. Рабочее давление в современных гидропрессах достигает 300-ІО5 Н/м2, а в отдельных случаях—700-ІО5 Н/м2. Рабочее усилие может быть до 300 МН и больше.
Рис. 104. Схема гидропривода вращательного движения
В гидроприводе вращательного движения (рис. 104) масляный насос 2, приводимый от электродвигателя 1 забирает рабочую жидкость из бака 6 через фильтр 7 и подает ее по маслопроводу 3 в гидродвигатель 5 (обратимый насос) для вращения рабочего органа (например, шпинделя токарного или сверлильного станка).
Излишек масла сливается в бак |
по трубе 4. Величину давления |
в нагнетательном маслопроводе |
указывает манометр. ’ В случае |
перегрузки открывается предохранительный клапан и масло сли вается в бак. Регулировать частоту вращения гидродвигателя мож но регулированием масляного насоса 2 (объемное регулирование) или, при постоянной производительности насоса, изменением
122
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
||
|
|
|
|
|
Вязкость при 50° С |
Темпера |
|
|
|||
|
|
|
|
гост |
|
|
тура, |
°С |
Граница рабо- |
Плотность» |
|
Марка масла |
|
|
|
|
|||||||
|
|
3 2 |
В |
чих темпера |
кг/м3 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
тур, °С |
||||
|
|
|
|
|
сСт (мм3'с) |
° Е |
ь — |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
« о |
с - |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
a s |
|
|
||
Инд у С т |
р И- |
|
|
|
|
|
|
|
|||
альное-12 (ве- |
1707— |
10— 14 |
1,86—2,26 |
- 3 0 |
165 |
—30 до |
876—891 |
||||
ретенное-2) |
|
||||||||||
|
|
|
|
51 |
|
|
|
|
+40 |
|
|
Инд у с т р и- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
альное-2Ѳ (ве- |
1707-51 |
17—23 |
2,6-3,31 |
-20 |
170 |
0-ь90 |
881—905 |
||||
ретенное-3) |
|
||||||||||
Инд у с т |
р и- |
|
|
|
|
|
|
|
|||
альное-30 (ма- |
1707-51 |
27—33 |
3,81—4,59 |
- 1 5 |
180 |
Юл-50 |
886—916 |
||||
шшІное-Л) |
|
||||||||||
MC-22 |
|
|
1013—49 |
22 |
зд |
—14 |
230 |
— |
905 |
||
м с-20 |
|
|
1013—49 |
20 |
2,8 |
—18 |
225 |
|
895 |
||
Инд у с т р и- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
альное-45 (ма- |
1707-51 |
38—52 |
5,74—7,07 |
-10 |
190 |
10-+30 |
890—930 |
||||
шинное-С) |
|
||||||||||
Инд у с т р и- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
альное-50 (ма- |
1707-51 |
42—58 |
5,76-7,86 |
-20 |
200 |
10-5-70 |
890—930 |
||||
шинное-СУ) . |
|||||||||||
Турбины о е - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
22 |
(турбинное- |
|
|
2,9—3,2 |
|
|
|
|
|||
Л) |
. . . . |
32—53 |
20—23 |
—15 |
180 |
5-5-50 |
9С1 |
||||
Турбины о е - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
30 |
(турбинное- |
32—53 |
28 -32 |
3,9—4,4 |
-10 |
180 |
ІО-ь-50 |
901 |
|||
УТ) |
|
|
|||||||||
Турбины о е - |
|
|
|
|
|
|
|
||||
46 |
(турбинное- |
32—53 |
44—4S |
6,0—6,5 |
- 1 0 |
195 |
Юл-50 |
920 |
|||
Т) |
. . . . |
||||||||||
Турбины о е - |
32—53 |
55—59 |
7,5—7,9 |
|
195 |
10+70 |
930 |
||||
5 7 ..................... |
|
||||||||||
Цилин д р о- |
1841—51 |
9—13 |
1,76-2,15 |
5 |
215 |
— |
886—916 |
||||
вое-11 . . . |
|||||||||||
Велосит |
- Л |
1840—51 |
4,0-5,1 |
1,3—1,4 |
- 2 5 |
112 |
—10 до |
|
|||
Ваз е д и н о - |
|
|
|
|
|
+30 |
|
||||
1810-51 |
5,1—8,5 |
■ 1,4—1,72 |
—20 |
125 |
— |
860—890 |
|||||
вое-Т |
. . . |
||||||||||
Веретеннѳе- |
1642—50 |
12—14 |
2,05—2,26 |
—45 |
163 |
—40 до |
888—896 |
||||
АУ . . . . |
|||||||||||
Трансформа |
|
|
|
|
|
-г60 |
|
||||
982—56 |
9,6 |
1,8 |
- 4 5 |
135 |
—30 до |
896 |
|||||
торное |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
1,86 |
—70 |
92 |
+90 |
850 |
|
АМГ-10 . . |
6794—53 |
10 |
—50. до |
||||||||
Силиконовая |
|
|
|
|
|
+60 |
|
||||
•-- |
15 |
2,3 |
- 7 5 |
290 |
—60 до |
973 |
|||||
жидкость . . |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+250 |
|
123
количества масла, проходящего через гидродвигатель 5 за один оборот (дроссельное регулирование).
В гидроприводах машин применяются масла индустриальное, турбинное, цилиндровое и др. Характеристики масел приведены в табл. 12. Число в марке масла означает его среднюю кинематиче скую вязкость в сСт (мм2/с).
§ 58. Элементы гидропривода
Силовые цилиндры. В качестве гидропривода поступательного движения используются силовые гидроцилиндры с односторонним (рис. 105, а) и двусторонним штоками (рис. 105, б). В гидравли-
а)
V
г, I
й) I—I |
ъ |
V |
|
. V
V -
т
Рис. 105. Схемы силовых цилиндров
ческих прессах и домкратах применяют плунжерные гидроци линдры (рис. 105, в). Гидроцилиндры бывают одностороннего (см. рис. 105, а) и двустороннего действия (рис. 105, б, г). Обратный (холостой) ход в гидроцилиндрах одностороннего действия совер шается действием сжатой пружины. Отработанное масло слива ется через специальный клапан при переключенном насосе на хо лостой ход. В силовых гидроцилиндрах двустороннего действия рабочая жидкость подается сначала с одной стороны поршня, а когда он дойдет до крайнего положения — с другой стороны. Отработанное масло сливается в бак. Чаще всего применяются гидроцилиндры двустороннего действия: В гидропрессах, гидро аккумуляторах, автопогрузчиках и др. используются плунжеру. Если в механизме машины (например, в бульдозерах, экскава торах, на самосвалах, затворах бункеров и т. д.) нужно повернуть коромысло 1 на некоторый угол, что связано с поворотом самого цилиндра 2, устанавливается качающийся цилиндр на шарнире 1
(рис. 105, г). Масло подводится в гидроцилиндр и отводится от него через гибкие шланги.
Клапаны. В гидроприводах машин применяют тарельчатые, ша ровые и золотниковые клапаны. Последние применяются не только как средство защиты гидросистемы от перегрузок, но и для регулирования силового органа приводимой машины.
Дроссели предназначены для регулирования подачи масла в гидросистему изменением проходного сечения. В игольчатом дросселе (рис. 106, а) это достигается осевым перемещением дрос селя («иглы») 1, в щелевом — поворотом дросселя 1. Щель мо жет быть выполнена в виде эк сцентрической выточки (рис. 106,
б ) , |
или узкой щели К (рис. |
106, |
||
в ) . |
|
|
|
слу |
Маслораспределители |
||||
жат |
для |
изменения |
направления |
|
движения |
масла в |
гидросистему |
при постоянном направлении по дачи гидронасосом. Они бывают разных типов: крановые (проб ковые), золотниковые, и клапан ные. Различают маслораспреде лители двухходовые, трехходо вые и четырехходовые в зави симости от числа трубопроводов, которые к ним подключаются. Трехходовой золотниковый маслораспределитель применяется чаще всего для управления рабо
той гидроцилиндра одинарного действия. Для управления работой гидроцилиндров двойного действия применяются четырехходовые золотниковые маслораспределители.
§ 59. Способы регулирования скорости силового органа
Машина может работать при разных скоростях в зависимости от требуемого режима и усилия. Скорость силового органа прямо пропорциональна расходу рабочей жидкости. Для изменения рас хода жидкости в гидроприводе применяется один из двух способов регулирования: объемное или дроссельное.
Объемное регулирование осуществляется с помощью регули руемого насоса 1 (рис. 107, а). Масло поступает в левую полость цилиндра через обратный клапан 4 и реверс 3. Отработанное мас ло сливается в бак 6 через вторую полость реверса и подпорный клапан 5. Последний предназначен для смягчения пульсации из-за возможного непостоянства сопротивления движению рабочего ор-
125
гана, т. е. для более равномерного его движения. других случаях подпорный клапан может отсутствовать. Обратный клапан удерживает масло в гидросистеме при остановке или ремонте ги дронасоса. Через сливной клапан 2 отводится излишек масла при уменьшении скорости движения рабочего органа из-за увеличения сопротивления движению. С помощью винта на клапане 2 регу лируют давление, при котором должно сливаться масло. Объемное регулирование применяется в гидросистемах большой мощности, так как при регулировании насоса общий к. п. д. его почти не изменяется. Однако это требует применения дорогостоящих регу лируемых насосов.
Рис. 107. Объемное и дроссельное регулирование ско рости силового органа
Дроссельное регулирование (рис. 107, б) производится нерегу лируемым насосом 1. Расположение дросселя 3 на выходе масла обеспечивает более равномерное движение рабочего органа и, что особенно важно для металлорежущих станков, большую точность и чистоту обработки. Если неравномерность хода рабочего органа не влияет на эффективность работы машины (например, шлифо вальные, притирочные станки и другие машины), дроссель может быть расположен на входе (на рис. 107, б это положение дросселя показано пунктиром). Излишек масла, подаваемого насосом, но не пропускаемого дросселем, сливается в бак через сливной кла пан 2, что приводит к уменьшению к. п. д. гидропривода. Поэтому дроссельное регулирование выгодно лишь в машинах малой мощ ности. Оно более просто, по сравнению с объемным способом регу лирования.
126
§ 60. Элементы расчета гидропривода поступательного движения
Расчет гидропривода сводится к определению параметров насо са (давление, производительность, мощность) и диаметра масло провода. Исходными данными являются требуемое усилие рабоче
го органа |
(на штоке поршня) |
и скорость его движения. |
|||
В некоторых случаях возможна обратная задача. |
|
||||
Давление в силовом цилиндре определяется по величине уси |
|||||
лия Р рабочего органа машины, Н/м2 |
|
|
|||
|
|
Р = |
4P |
ІО6 |
(68) |
|
|
|
|||
или для штоковой полости цилиндра |
|
|
|||
|
|
|
4P |
|
|
|
|
Р = К (D- —d-'1) Чм Ю'!, |
(69) |
||
где D — диаметр |
плунжера |
(поршня), мм; его величиной можно |
|||
задаться конструктивно; |
|
|
|||
d — диаметр штока, мм; |
|
|
цилиндра. |
||
т]м = |
0,85-^0,97 — механический к. п. д. силового |
||||
Если |
есть дополнительные еопротивления S РА, |
приложенные |
|||
к штоку |
поршня |
(сила сжатия пружины, сила противодавления |
в другой полости цилиндра, вес поршня и т. д.), в (68) и (69) сле дует вместо Р подставить
Рі = Р + 2 Р д + р£//гд, |
(70) |
|
где Я г — высота расположения верхней |
точки подача |
рабочей |
жидкости над уровнем ее в баке; |
|
|
р — плотность жидкости, кг/м3; |
|
|
F = nD2l4 — площадь поршня, м2. |
скорость движения ра |
|
Производительность насоса. Поскольку |
бочей жидкости в цилиндре должна #ыть равна скорости поршня, за которым она следует, то ее расход, л/мин
Q = |
Z ^ 10- з = |
-г*?! г, 10-з, |
(71) |
^ |
7]0 |
4тГ)о п |
ѵ ’ |
где ѵа— скорость движения поршня, м/мин; |
|
||
цо — объемный к. п. д. насоса, |
учитывающий утечки жидкости |
||
в силовом цилиндре; |
|
|
|
D — диаметр плунжера, мм. |
|
|
|
Производительность |
насоса |
|
|
|
QH= Qhoя, |
(72) |
где т]он =0,95-^0,99 — объемный к. п. д. насоса.
Насос для гидросистемы следует выбирать с повышенной на (10-ь15)% производительностью. Это обеспечивает получение
127