Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водомер Вентури (рис. 101) представляет собой два кониче­ ских отрезка труб (входная часть 1 и выходной конус 3), присое­ диненных узкими концами к короткому цилиндрическому патруб­ ку— горловине 2. Отношение диаметров суженной и расширенной частей конусов d/D = 0,Зн-0,7. Водомер Вентури работает по прин­ ципу, основанному на уравнении Бернулли и уравнении не­ разрывности потока. В суженной части скорость движения

 

Рис.

101. Изменение давления в водомере Вентури

 

 

жидкости увеличивается и, следовательно, увеличивается

ско­

ростной

напор,

ввиду чего падает давление.

В

сечениях

I—/

и II—II присоединяются пьезометрические трубки а и Ъ. Раз­

ность уровней жидкости ha в трубках характеризует

разность дав­

лений в этих сечениях.

 

 

 

 

Для определения расхода жидкости на практике можно поль­

зоваться

формулой

 

 

 

 

 

 

Q = C V h n,

 

 

 

(67)

где С — постоянная водомера, зависящая от его размеров.

Вентури

Разность давлений в сечениях / —/ и II—II

водомера

определяется дифференциальным ртутным манометром.

В

этом

случае на основании (66) в (67) вместо /іп нужно подставить вели­ чину

hип =£±. ■Р2

где ррт — плотность ртути, кг/м3; h рт — разность уровней ртути

ального манометра, м.

Рр т - 1 ) к*рТ>

вобоих коленах дифференци­

Водомер Вентури применяется для трубопроводов диаметром больше 150 мм. Его нужно установить так, чтобы перед ним и пос­ ле него были прямолинейные участки без фасонных частей длиной не менее 10 диаметров трубопровода. Установка водомеров воз­ можна как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях. Водомер Вентури используется для измерения расхода загряз­ ненных жидкостей, так как он не забивается потоками грязи.

120


Г л а в а VI

ПОНЯТИЕ О ГИДРОПРИВОДЕ М АШ И Н

§ 57. Общие сведения о гидроприводе

Гидравлический привод работает по принципу использования давления жидкости для передачи механической энергии и преоб­ разования движения. Основной частью этого привода является гидропередача. Гидропривод используется в землеройных, дорож­ ных машинах, гидропрессах, самосвалах, металлорежущих стан­ ках и др.

Гидропривод имеет следующие достоинства: возможность бес­ ступенчатого регулирования скорости рабочего органа машины и плавность хода; большую простоту конструкции; невзыскатель­ ность к условиям работы; надежность в эксплуатации; возмож­ ность применения телеуправления; большую быстроту срабаты­ вания; относительно малый вес, которыми объясняется широкое применение гидропривода в современных машинах и станках. .Од­ нако детали этого привода требуют высокой точности и чистоты обработки во избежание утечек масла. Следствием утечек являет­ ся понижение к. п. д. и не-

Рис. 102. Схема гидропривода

Рис. 103. Схема гидравлическо­

поступательного движения

го пресса

В гидроприводе- поступательного движения рабочая жидкость насосом 2 (рис. 102) подается из масляного бака 1 по маслопро­ воду через дроссель 3 и реверс 4 в правую полость цилиндра 5.

121

Под давлением масла

поршень движется влево, а

вместе

с

ним

и рабочий орган 6 (например, стол строгального

станка).

Из

ле­

вой полости цилиндра

масло через реверс по маслопроводу

7

сли­

вается в бак. Для обратного движения поршня вместе с рабочим органом машины реверс вручную или автоматически поворачива­ ется в положение, показанное пунктиром. Для регулирования ско­ рости поршня изменяется подача масла дросселем. Таким обра­ зом, с помощью реверса изменяется направление движения рабо­ чего органа машины при неизменном направлении подачи масла насосом в маслопровод. Такой привод применяется также для гидравлического пресса (рис. 103). Рабочая жидкость подается насосом 1 через реверс 3 в нижнюю полость цилиндра 5. Пор­ шень 4 совершает холостой ход (вверх). Из верхней полости ци­ линдра жидкость сливается через реверс в бак, установленный внутри станины 6. При повороте реверса в положение, указанное пунктиром, рабочая жидкость поступает в верхнюю полость ци­ линдра, поршень совершает рабочий ход. Жидкость из нижней полости цилиндра сливается в бак. На время пауз в работе пресса, если он не работает в паре с гидроаккумулятором, или при пере­ грузке пресса рабочая жидкость от насоса идет через сливной клапан 2 в бак. Рабочее давление в современных гидропрессах достигает 300-ІО5 Н/м2, а в отдельных случаях—700-ІО5 Н/м2. Рабочее усилие может быть до 300 МН и больше.

Рис. 104. Схема гидропривода вращательного движения

В гидроприводе вращательного движения (рис. 104) масляный насос 2, приводимый от электродвигателя 1 забирает рабочую жидкость из бака 6 через фильтр 7 и подает ее по маслопроводу 3 в гидродвигатель 5 (обратимый насос) для вращения рабочего органа (например, шпинделя токарного или сверлильного станка).

Излишек масла сливается в бак

по трубе 4. Величину давления

в нагнетательном маслопроводе

указывает манометр. ’ В случае

перегрузки открывается предохранительный клапан и масло сли­ вается в бак. Регулировать частоту вращения гидродвигателя мож­ но регулированием масляного насоса 2 (объемное регулирование) или, при постоянной производительности насоса, изменением

122


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

 

 

 

 

 

Вязкость при 50° С

Темпера­

 

 

 

 

 

 

гост

 

 

тура,

°С

Граница рабо-

Плотность»

Марка масла

 

 

 

 

 

 

3 2

В

чих темпера­

кг/м3

 

 

 

 

 

 

 

тур, °С

 

 

 

 

 

сСт (мм3'с)

° Е

ь —

3

 

 

 

 

 

 

 

« о

с -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a s

 

 

Инд у С т

р И-

 

 

 

 

 

 

 

альное-12 (ве-

1707—

10— 14

1,86—2,26

- 3 0

165

—30 до

876—891

ретенное-2)

 

 

 

 

 

51

 

 

 

 

+40

 

Инд у с т р и-

 

 

 

 

 

 

 

альное-2Ѳ (ве-

1707-51

17—23

2,6-3,31

-20

170

0-ь90

881—905

ретенное-3)

 

Инд у с т

р и-

 

 

 

 

 

 

 

альное-30 (ма-

1707-51

27—33

3,81—4,59

- 1 5

180

Юл-50

886—916

шшІное-Л)

 

MC-22

 

 

1013—49

22

зд

—14

230

905

м с-20

 

 

1013—49

20

2,8

—18

225

 

895

Инд у с т р и-

 

 

 

 

 

 

 

альное-45 (ма-

1707-51

38—52

5,74—7,07

-10

190

10-+30

890—930

шинное-С)

 

Инд у с т р и-

 

 

 

 

 

 

 

альное-50 (ма-

1707-51

42—58

5,76-7,86

-20

200

10-5-70

890—930

шинное-СУ) .

Турбины о е -

 

 

 

 

 

 

 

22

(турбинное-

 

 

2,9—3,2

 

 

 

 

Л)

. . . .

32—53

20—23

—15

180

5-5-50

9С1

Турбины о е -

 

 

 

 

 

 

 

30

(турбинное-

32—53

28 -32

3,9—4,4

-10

180

ІО-ь-50

901

УТ)

 

 

Турбины о е -

 

 

 

 

 

 

 

46

(турбинное-

32—53

44—4S

6,0—6,5

- 1 0

195

Юл-50

920

Т)

. . . .

Турбины о е -

32—53

55—59

7,5—7,9

 

195

10+70

930

5 7 .....................

 

Цилин д р о-

1841—51

9—13

1,76-2,15

5

215

886—916

вое-11 . . .

Велосит

- Л

1840—51

4,0-5,1

1,3—1,4

- 2 5

112

—10 до

 

Ваз е д и н о -

 

 

 

 

 

+30

 

1810-51

5,1—8,5

■ 1,4—1,72

—20

125

860—890

вое-Т

. . .

Веретеннѳе-

1642—50

12—14

2,05—2,26

—45

163

—40 до

888—896

АУ . . . .

Трансформа­

 

 

 

 

 

60

 

982—56

9,6

1,8

- 4 5

135

—30 до

896

торное

 

 

 

 

 

 

 

 

1,86

—70

92

+90

850

АМГ-10 . .

6794—53

10

—50. до

Силиконовая

 

 

 

 

 

+60

 

•--

15

2,3

- 7 5

290

—60 до

973

жидкость . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+250

 

123


количества масла, проходящего через гидродвигатель 5 за один оборот (дроссельное регулирование).

В гидроприводах машин применяются масла индустриальное, турбинное, цилиндровое и др. Характеристики масел приведены в табл. 12. Число в марке масла означает его среднюю кинематиче­ скую вязкость в сСт (мм2/с).

§ 58. Элементы гидропривода

Силовые цилиндры. В качестве гидропривода поступательного движения используются силовые гидроцилиндры с односторонним (рис. 105, а) и двусторонним штоками (рис. 105, б). В гидравли-

а)

V

г, I

й) I—I

ъ

V

 

. V

V -

т

Рис. 105. Схемы силовых цилиндров

ческих прессах и домкратах применяют плунжерные гидроци­ линдры (рис. 105, в). Гидроцилиндры бывают одностороннего (см. рис. 105, а) и двустороннего действия (рис. 105, б, г). Обратный (холостой) ход в гидроцилиндрах одностороннего действия совер­ шается действием сжатой пружины. Отработанное масло слива­ ется через специальный клапан при переключенном насосе на хо­ лостой ход. В силовых гидроцилиндрах двустороннего действия рабочая жидкость подается сначала с одной стороны поршня, а когда он дойдет до крайнего положения — с другой стороны. Отработанное масло сливается в бак. Чаще всего применяются гидроцилиндры двустороннего действия: В гидропрессах, гидро­ аккумуляторах, автопогрузчиках и др. используются плунжеру. Если в механизме машины (например, в бульдозерах, экскава­ торах, на самосвалах, затворах бункеров и т. д.) нужно повернуть коромысло 1 на некоторый угол, что связано с поворотом самого цилиндра 2, устанавливается качающийся цилиндр на шарнире 1

(рис. 105, г). Масло подводится в гидроцилиндр и отводится от него через гибкие шланги.

Клапаны. В гидроприводах машин применяют тарельчатые, ша­ ровые и золотниковые клапаны. Последние применяются не только как средство защиты гидросистемы от перегрузок, но и для регулирования силового органа приводимой машины.

Дроссели предназначены для регулирования подачи масла в гидросистему изменением проходного сечения. В игольчатом дросселе (рис. 106, а) это достигается осевым перемещением дрос­ селя («иглы») 1, в щелевом — поворотом дросселя 1. Щель мо­ жет быть выполнена в виде эк­ сцентрической выточки (рис. 106,

б ) ,

или узкой щели К (рис.

106,

в ) .

 

 

 

слу­

Маслораспределители

жат

для

изменения

направления

движения

масла в

гидросистему

при постоянном направлении по­ дачи гидронасосом. Они бывают разных типов: крановые (проб­ ковые), золотниковые, и клапан­ ные. Различают маслораспреде­ лители двухходовые, трехходо­ вые и четырехходовые в зави­ симости от числа трубопроводов, которые к ним подключаются. Трехходовой золотниковый маслораспределитель применяется чаще всего для управления рабо­

той гидроцилиндра одинарного действия. Для управления работой гидроцилиндров двойного действия применяются четырехходовые золотниковые маслораспределители.

§ 59. Способы регулирования скорости силового органа

Машина может работать при разных скоростях в зависимости от требуемого режима и усилия. Скорость силового органа прямо пропорциональна расходу рабочей жидкости. Для изменения рас­ хода жидкости в гидроприводе применяется один из двух способов регулирования: объемное или дроссельное.

Объемное регулирование осуществляется с помощью регули­ руемого насоса 1 (рис. 107, а). Масло поступает в левую полость цилиндра через обратный клапан 4 и реверс 3. Отработанное мас­ ло сливается в бак 6 через вторую полость реверса и подпорный клапан 5. Последний предназначен для смягчения пульсации из-за возможного непостоянства сопротивления движению рабочего ор-

125


гана, т. е. для более равномерного его движения. других случаях подпорный клапан может отсутствовать. Обратный клапан удерживает масло в гидросистеме при остановке или ремонте ги­ дронасоса. Через сливной клапан 2 отводится излишек масла при уменьшении скорости движения рабочего органа из-за увеличения сопротивления движению. С помощью винта на клапане 2 регу­ лируют давление, при котором должно сливаться масло. Объемное регулирование применяется в гидросистемах большой мощности, так как при регулировании насоса общий к. п. д. его почти не изменяется. Однако это требует применения дорогостоящих регу­ лируемых насосов.

Рис. 107. Объемное и дроссельное регулирование ско­ рости силового органа

Дроссельное регулирование (рис. 107, б) производится нерегу­ лируемым насосом 1. Расположение дросселя 3 на выходе масла обеспечивает более равномерное движение рабочего органа и, что особенно важно для металлорежущих станков, большую точность и чистоту обработки. Если неравномерность хода рабочего органа не влияет на эффективность работы машины (например, шлифо­ вальные, притирочные станки и другие машины), дроссель может быть расположен на входе (на рис. 107, б это положение дросселя показано пунктиром). Излишек масла, подаваемого насосом, но не пропускаемого дросселем, сливается в бак через сливной кла­ пан 2, что приводит к уменьшению к. п. д. гидропривода. Поэтому дроссельное регулирование выгодно лишь в машинах малой мощ­ ности. Оно более просто, по сравнению с объемным способом регу­ лирования.

126

§ 60. Элементы расчета гидропривода поступательного движения

Расчет гидропривода сводится к определению параметров насо­ са (давление, производительность, мощность) и диаметра масло­ провода. Исходными данными являются требуемое усилие рабоче­

го органа

(на штоке поршня)

и скорость его движения.

В некоторых случаях возможна обратная задача.

 

Давление в силовом цилиндре определяется по величине уси­

лия Р рабочего органа машины, Н/м2

 

 

 

 

Р =

4P

ІО6

(68)

 

 

 

или для штоковой полости цилиндра

 

 

 

 

 

4P

 

 

 

 

Р = К (D- d-'1) Чм Ю'!,

(69)

где D — диаметр

плунжера

(поршня), мм; его величиной можно

задаться конструктивно;

 

 

d — диаметр штока, мм;

 

 

цилиндра.

т]м =

0,85-^0,97 — механический к. п. д. силового

Если

есть дополнительные еопротивления S РА,

приложенные

к штоку

поршня

(сила сжатия пружины, сила противодавления

в другой полости цилиндра, вес поршня и т. д.), в (68) и (69) сле­ дует вместо Р подставить

Рі = Р + 2 Р д + р£//гд,

(70)

где Я г — высота расположения верхней

точки подача

рабочей

жидкости над уровнем ее в баке;

 

 

р — плотность жидкости, кг/м3;

 

 

F = nD2l4 — площадь поршня, м2.

скорость движения ра­

Производительность насоса. Поскольку

бочей жидкости в цилиндре должна #ыть равна скорости поршня, за которым она следует, то ее расход, л/мин

Q =

Z ^ 10- з =

-г*?! г, 10-з,

(71)

^

7]0

4тГ)о п

ѵ

где ѵа— скорость движения поршня, м/мин;

 

цо — объемный к. п. д. насоса,

учитывающий утечки жидкости

в силовом цилиндре;

 

 

D — диаметр плунжера, мм.

 

 

Производительность

насоса

 

 

 

QH= Qhoя,

(72)

где т]он =0,95-^0,99 — объемный к. п. д. насоса.

Насос для гидросистемы следует выбирать с повышенной на (10-ь15)% производительностью. Это обеспечивает получение

127