Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поршня воздух сначала сжимается, а уже затем выталкивается поршнем через нагнетательный клапан.

Одноступенчатый компрессор простого действия имеет откры­ тый с одного конца цилиндр 4, в котором движется поршень 3,

приводимый в действие от кривошипного механизма

и совершаю­

щий возвратно-поступательное движение

(рис. 108).

В

левой

 

 

 

крышке размещены

всасывающий

1 2

3 4

 

клапан 2,

открывающийся

в сторо­

 

 

 

ну поршня, и нагнетательный кла­

 

 

 

пан 1, открывающийся в сторону

 

 

 

нагнетательного

трубопровода. При

 

 

 

движении поршня вправо в простран­

 

 

 

стве

между

крышкой

и

поршнем

 

 

 

создается

разрежение,

вследствие

 

 

 

чего

под

действием

атмосферного

 

 

 

давления

всасывающий

клапан 2

 

 

 

поднимается

и,

открывая

клапан­

 

 

 

ное

отверстие,

впускает

воздух

 

 

 

в цилиндр. Когда поршень достига­

Рис. 108.

Схема

простейше­

ет крайнего правого положения,

кла­

го компрессора

пан

под действием пружины

опу­

отверстие,

 

 

скается на свое седло и закрывает

в результате чего воздух перестает поступать в

цилиндр.

В течение

всего

периода

всасывания

отверстие

нагнетатель­

ного клапана остается закрытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

При движении поршня влево воздух, находящийся в цилиндре, сжимается до тех пор, пока давление в цилиндре не достигнет величины, достаточной для преодоления сопротивления специаль­ но отрегулированной пружины нагнетательного клапана. По до­

стижении этого давления нагнетательный клапан

1 поднимается,

и сжатый воздух выталкивается из цилиндра в

нагнетательный

трубопровод. Заметим, что сжатый воздух, выталкиваемый порш­ нем из цилиндра, преодолевает, кроме жесткости пружины, и дав­ ление воздуха в нагнетательном трубопроводе.

Совокупность описанных выше процессов называется циклом работы компрессора. Полный цикл работы компрессора npocforo действия происходит, таким образом, за два хода поршня (впе­ ред и обратно), т. е. за один оборот приводного вала.

§62. Классификация поршневых компрессоров

Взависимости от способа действия, числа' ступеней и т. п. поршневые компрессоры классифицируются следующим образом:

а) по способу действия — простого и двойного;

б) по расположению оси цилиндра— горизонтальные, верти­ кальные, производительностью не более 40 м3/мин; угловые; со звездным расположением цилиндров, применяются при небольших производительностях в передвижных установках;

132


в) по

числу

ступеней — одноступенчатые,

двухступенчатые,

многоступенчатые;

 

 

г) по

числу

цилиндров — одноцилиндровые,

двухцилиндровые,

многоцилиндровые;

 

 

д) по конечному давлению — низкого,

высокого (максимальное

давление,

достигнутое в настоящее

время,

не превышает

2500-ІО5 Н/м2);

е) по способу охлаждения — с воздушным охлаждением — мел­ кие по габаритным размерам; с водяным охлаждением—-водя­ ная рубашка и наружное охлаждение в промежуточных холодиль­ никах для многоступенчатых компрессоров;,

ж) по частоте вращения — тихоходные (не выше 200 об/мин); средней быстроходности (от 200-^250 об/мин); быстроходные

(450-г-1000 об/мин);

з) по роду сжимаемого газа — воздушные, кислородные, ам­ миачные и т. п.;

и) по установке — стационарные, передвижные.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ

§ 63. Теоретический процесс сжатия

Сжатие воздуха в компрессоре представляет довольно слож­ ный процесс. Чтобы облегчить его изучение, вводится понятие тео­ ретического рабочего процесса, после которого рассматривается более сложный действительный рабочий процесс.

Теоретическим процесс называется потому, что при его изуче­ нии не учитывается целый ряд факторов, имеющих место в дейст­ вительном рабочем цикле компрессора. В частности, не прини­ мается во внимание трение поршня, а также механические и гид­ равлические сопротивления клапанов при всасывании и нагнета­ нии. Считается, что нагнетание происходит при постоянном дав­ лении в резервуаре (воздухосборнике), куда нагнетается воздух, а давление и температура воздуха, всасываемого в цилиндр, не изменяются. Кроме того, принимается, что процесс сжатия воздуха происходит без отвода тепла, т. е. охлаждения, и что в конце сжа­ тия в цилиндре не остается воздуха.

Теоретический рабочий процесс рассмотрим на примере работы компрессора двойного действия (рис. 109). При ходе поршня впра­ во через клапан гп\ воздух всасывается в левую полость цилинд­ ра; давление в цилиндре на протяжении всего хода поршня посто­ янное и равно атмосферному. Поэтому линия 1—2 на диаграм­ ме параллельна оси абсцисс и называется линией всасывания. При обратном ходе поршня левый всасывающий клапан т.\ закры­ вается, и воздух в цилиндре сжимается. Линия 2—3 называется линией сжатия. Давление увеличивается вследствие уменьшения объема воздуха, так как левый нагнетательный клапан п\ еще закрыт. Когда давление сжатия достигнет р% (положение поршня

133


см. на рис. 109), нагнетательный клапан пі открывается, и сжатый воздух при этом же давлении р2 выталкивается из цилиндра. Ли­ ния 3—4 называется линией нагнетания. По окончании нагнета­ ния, если считать, что в цилиндре не остается воздуха, снова на­ чинается всасывание.

Подобным образом получается диаграмма и для правой поло­ сти цилиндра, но она обратная, т. е. является зеркальным изо­ бражением диаграммы на рис. 109.

Рис. 109.

Схема компрессора

двойного действия

и диаграмма

V р для

левой

полости цилин­

дра компрессора

Рис. ПО. Диаграмма теоре­ тического рабочего процес­ са адиабатного, изотермно­ го и политропного сжа­ тия

Положения поршня в точках I й 2 на дййграммб называются мертвыми, так как в этих местах скорость поршня равна нулю и, следовательно, компрессор не всасывает и не нагнетает. Пло­ щадь диаграммы 123—4 (индикаторной) в некотором масшта­ бе выражает работу одного цикла, затрачиваемую на всасывание,, сжатие и нагнетание воздуха. Чем меньше площадь индикаторной диаграммы при одинаковой степени повышения давления, тем меньшая работа расходуется на приведение в действие компрес­ сора, и тем экономичнее он работает.

При адиабатном процессе сжатия воздуха (рис. НО), когда к сжимаемому воздуху не подводится и от него не отводится теп­ ло, работа, затрачиваемая на сжатие, будет пропорциональна площади диаграммы 123—5. Если сжатие ведется по изотер­ ме, т. е. при постоянной температуре, равной начальной темпера­ туре воздуха (с полным охлаждением), то процесс сжатия изо­ бражается кривой 24, а работа характеризуется площадью диаг­ раммы 1245. Процесс сжатия по изотерме, как видно па величине площади диаграммы, экономичнее. Однако практически изотермическое сжатие невозможно даже при сильном охлаждении цилиндра.

134


При охлаждении цилиндра сжатие происходит по промежуточ­ ному (политропному) процессу. На диаграмме этот процесс ха­ рактеризуется кривой 2—3', называемой политропой. Чем выше конечное давление р2 сжатия, тем больше отклоняется политропа от изотермы. В зависимости от эффективности охлаждения пока­ затель политропы п=1,2-:-1,3. В воздуходувках, где водяное ох­

лаждение отсутствует,

процесс сжатия близок к адиабатному,

и п = 1,45-ь 1,55. Работа

по политропе характеризуется площадью

диаграммы 123'5. Заштрихованная на диаграмме площадь соответствует потерям работы из-за отклонения адиабатного про­ цесса от изотермного.

Таким образом, для экономичной работы компрессора необ­ ходимо стремиться к максимальному отводу тепла от компрессора, чтобы процесс сжатия по возможности приближался к изотерми­ ческому.

§ 64. Действительный процесс сжатия в компрессоре

Учесть все факторы, влияющие на рабочий процесс в поршне­ вом компрессоре, очень трудно. Поэтому при изучении действи­ тельного рабочего процесса в компрессоре принимаются во вни­ мание лишь основные факторы, в частности, влияние вредного

пространства, сопротивление кла­

 

панов при всасывании и нагнетании,

 

теплообмен

между компрессором

 

и окружающей

средой.

 

назы­

 

Вредным

пространством

 

вается

объем

между

поршнем .

 

и крышкой

цилиндра,

когда

пор­

 

шень находится в крайнем (мерт­

 

вом) положении. Величина вредно­

 

го пространства

Vq обусловливается

 

наличием в

цилиндре

компрессора

 

клапанов или золотников, всасы­

 

вающих

и нагнетательных

каналов

 

(рис. 111)

и составляет

-(3-5-8)%'

Рис. 111. Влияние вредного про­

от объема,

соответствующего

ходу

странства на процесс всасывания

поршня.

Вредное

пространство

 

уменьшает производительность ком­ прессора, так как сжатый воздух, оставшийся к концу нагнетания,

при .всасывающем ходе поршня расширяется (линия 41), а по­ этому всасывание начинается лишь тогда, когда давление воздуха во вредном пространстве снизится до р\. Таким образом, количество

засасываемого воздуха уменьшается

на объем

ѵ расш , а полезный

ход поршня — на величину отрезка

1'1. В

результате этого

объем воздуха, подаваемый компрессором в воздухосборник, бу­ дет меньше объема, описываемого поршнем.

135


Отношение засасываемого объема воздуха ѵ' к максимально­ му объему v h между поршнем и крышкой цилиндра называется

объемным коэффициентом полезного действия компрессора:

Ѣ= ^' / Ч -

Величина т]о зависит от ѵ0 и от отношения начального и конечного давлений.

Однако, благодаря вредному пространству, в начале всасыва­ ния вследствие расширения сжатого воздуха давление на всасыва­ ющие клапаны действует постепенно, и они плавно поднимаются. Что касается энергии, затраченной на сжатие воздуха, оставшего­ ся во вредном пространстве, то она возвращается поршню при расширении воздуха во время его всасывающего хода. Под влия­ нием вредного пространства производительность компрессора уменьшается, но одновременно уменьшается и энергия, затрачен­ ная на приведение в действие компрессора (уменьшается площадь индикаторной диаграммы).

В процессе всасывания возникают сопротивления в результате

трения воздуха о

внутренние поверхности всасывающего трубо­

 

 

 

провода и фильтра, а также дополни­

 

 

 

тельно снижается давление, расходу­

 

 

 

емое

на

открывание

 

всасывающего

 

 

 

клапана.

Вследствие

этого

давление

 

 

 

(точка 1 на рис. 112) засасываемого

 

 

 

воздуха в компрессоре ниже атмос­

 

 

 

ферного, и линия всасывания 12

 

 

 

воздуха

расположена

ниже

линии

 

 

 

А В,

соответствующей

атмосферно­

 

 

 

му давлению р\.

Отрезок

линии от

 

 

 

точки 2 до точки Я определяет

вели­

 

 

 

чину пути поршня, в течение которого

Рис. 112.

Влияние

сопро­

происходит сжатие воздуха,

имеющего

тивления

всасывающего

давление

ниже атмосферного, до ат­

 

клапана

 

мосферного давления.

Отрезок от точ­

 

 

 

ки В

до

точки Я

(по

горизонтали)

характеризует уменьшение пол&зного хода поршня, в результате чего снижается производительность компрессора.

В начале всасывания давление в цилиндре должно быть мень­ ше давления р { всасываемого воздуха, чтобы атмосферное давле­ ние могло преодолеть механическое, инерционное и гидравличе­ ское сопротивления, оказываемые всасывающим клапаном. Пло­ щадь поверхности пластины нагнетательного клапана со стороны цилиндра меньше, чем со стороны нагнетательной трубы, на вели­ чину опорной поверхности клапана (площади соприкосновения клапана и седла). Поэтому, чтобы открыть нагнетательный кла­ пан, необходимо создать давление в цилиндре большее, чем дав­ ление в нагнетательной магистрали, когда клапан открыт (рис. 113, точка С). Кроме того, сопротивление при нагнетании вызывается-

136