Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
предусмотренных для системы параметров на более длительное время с учетом объемных потерь по мере износа насоса.
Диаметр маслопровода, согласно (55),
|
d — У АQI(kv) = 1,13 VQ;V, |
|
||
где |
Q — расход жидкости по маслопроводу, |
м3/с; |
||
и= 3-^7 |
м/с — скорость движения жидкости |
для |
нагнетательных |
|
|
трубопроводов; п=1-:-2,5 |
м/с — для всасывающих; |
||
|
п= 3-ь-7м/с — скорость в |
каналах |
распределителей. |
|
Диаметр трубопроводов в гидроприводе |
обычно принимают |
10-+-50 мм.
Общие потери давления в магистрали определяются по состав ленной схеме гидропривода. Гидросистемы машин обычно имеют трубопроводы малой протяженности, поэтому потери давления по длине малы по сравнению с потерями давления, обусловленными местными сопротивлениями. Если местные сопротивления распо
ложены одно от другого на |
расстоянии |
/>(20-ь-30)Д то поток |
масла стабилизируется, и общие потери |
давления определяются |
|
по сумме коэффициентов местных сопротивлений (20) |
||
д/ » |
р -т 2 ' |
|
где р — плотность жидкости, кг/м3.
Если же l<20d, близко расположенные сопротивления влияют друг на друга. Точный расчет в подобных случаях невозможен, и арифметическое суммирование коэффициентов местных потерь дает лишь ориентировочную величину общих потерь давления.
Полное давление насоса с учетом (68) и (69) |
|
|
|||
|
Рп= Р + ^р. |
|
|
|
(73) |
Мощность электродвигателя насоса |
|
|
|
|
|
N = p HQH;(m0ri), |
|
|
|
(74) |
|
где ра — полное давление насоса, Н/м2; |
|
|
|
||
Q — производительность его, м3/с; |
|
|
|
||
Т] = 0,60^075 — к. п. д. насоса. |
|
|
|
|
|
Пример. Определить параметры насоса и диаметр |
маслопровода |
гидропри |
|||
вода машины. Усилие на штоке поршня Р = 37500 |
Н, |
скорость |
его |
движения |
|
0,65' м/с. Масло трансформаторное, кинематическая вязкость ѵ= |
9,3-10_6 м2/с; |
||||
плотность масла р =896 кг/м3; |
длина трубопровода /=3,5 м. На |
трубопроводе |
|||
установлены: пружинный запорный (обратный) клапан |
екл = 2; четырехходовой |
||||
распределительный кран, І Р = 2 |
и 2 колена, £к = 0,5. |
Вход в цилиндр, |
| ц= 1 . |
||
Р е ш е н и е . Принимаем диаметр цилиндра D=100 |
мм; диаметр |
штока пор |
|||
шня di —40 мм; к. п. д. цилиндра т]ц= 0,95. |
|
|
|
|
|
Рабочее давление в штоковой полости цилиндра |
|
|
|
||
4P • 10ѳ |
4 -37 5 0 0 -1 0 0 |
|
................... |
|
|
Р = %(ГР — d l ) ^ = |
3,14 (100-'- 402) 0,95 |
= 60 ' W5 |
Н/м3. |
128
Давление в поршневой полости цилиндра
4P -100 4 • 37 500 • ІО5
50 • 105 н /М2.
3,14 • 1002 - 0,95
Для определения полного давления насоса необходимо вычислить потерн давления в маслопроводе.
Расход масла в системе при скорости поршня оп=0,6 м/с
T.D'~vn • 10~3 _ |
|
3,14 • |
1002 ■0,6 • |
10 • 10- 4 |
|
4% |
|
|
4 • 0,95 |
|
= 4,75 л/с. |
|
|
|
|
||
Диаметр трубы при ѵ = |
16 |
м/с |
|
|
|
d = 1 ,1 3 /0 /0 |
= |
1,13 V 0,00475/16 = |
0,02м = 20 мм |
||
Режим движения масла в трубопроводе |
|
|
|||
Re = |
vd |
16 • 0,02 |
|
|
|
|
|
- i j ^ |
- |
34500’ |
|
|
|
|
|||
т. е. режим турбулентный. Поэтому |
|
|
|
||
|
0,316 |
0,316 |
= |
0,023. |
|
* = 7 |
Re |
У 34 500 |
|||
|
У |
|
|
Потери давления в маслопроводе
1)2
где общий коэффициент потерь давления
2 ~ ~kl\d -р £кл ~Ь ~Ь £к "R £ц — 0,023*3,5/0,02 -f- 2 — 2 — 2 *0,5 -R 1 — 9,5
Тогда
Ар = 896 ■9,5 = 1160 000 Н/м2 = 11,6 - 10^ Н/м2.
Потери давления велики из-за малого диаметра маслопровода. Полное давление насоса
рл = Р? + Ар = (60 + 11,6) 106 = 71,6 • 105 н/м2.
Производительность насоса
Q 4,75
<2н = — = "ö^ 5 = 5 л/с = 300 л/мин.
Пв полученным параметрам выбирается насос. Пусть
р н = 75 • 105 н/м2; QH= 300 л/мин.
Мощность электродвигателя насоса
PaQa |
75 • 1Q5 ■0,005 |
- 50 кВт. |
|
lOOOij |
1000 • 0,75 |
||
|
9 |
2615 |
1S9 |
Р А З Д Е Л В Т О Р О Й
КОМПРЕССОРЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Машины для подачи сжатого воздуха при давлении свыше 3• 105 Н/м2 называются компрессорами. По конструкции и прин ципу действия различаются компрессоры поршневые, центробеж ные, ротационные и мембранные. Наибольшее распространение получили поршневые и центробежные компрессоры.
В диапазоне средних и малых давлений (7-г8)105 Н/м2, но большой производительности (не менее 50 м3/мин) применяются центробежные, осевые и винтовые компрессоры. В случае отно сительно невысокого давления (свыше 10-105 Н/м2) — поршневые и ротационные компрессоры с графитоугольными и лабиринтными уплотнениями; при давлениях порядка (100-г-200) ІО5 Н/м2 — поршневые компрессоры с уплотнениями из композиций на основе фторопластов, а для сверхвысоких давлений (1000-ІО5 Н/м2 и вы ше) — пока только мембранные компрессоры с металлической мембраной. Горьковский завод «Двигатель революции» в 1966 году начал выпуск самого крупного в стране газомотокомпрессора про
изводительностью |
80 000 |
м3/ч. Мощность |
двигателя—2500 кВт = |
= 3400 л. с.— в |
два с |
лишним раза |
больше действовавших |
до него.
Поршневые компрессоры отличаются высоким к. п. д., однако имеют ряд существенных недостатков, свойственных всем маши нам с возвратно-поступательным принципом движения: тихий ход, большие габариты, а также большой фундаментный вес; чувстви тельность к загрязнению; наличие быстроизнашивающихся тру щихся частей.
За последние ІО-г-15 лет советское компрессоростроение пре терпело значительные качественные изменения. Разработаны на учно-технические основы конструирования современных компрес соров, уделяется большое внимание нормализации и стандартиза ции компрессоров и их узлов.
Компрессоростроение в нашей стране и за рубежом развива ется в следующих направлениях: а) увеличивается частота вра щения вала компрессора; б) используется принцип уравновеши вания движущихся масс; в) уменьшаются габариты и вес ком прессорной установки, в особенности аппаратуры и коммуникаций за счет совершенствования аппаратуры, повышения эффективно сти холодильников и масловлагоотделителей, сокращения длины коммуникаций с расположением аппаратуры таким образом, что
130
бы газопроводы имели минимальную длину и сами аппараты ча стично выполняли функции коммуникаций, соединяющих смежные ступени компрессора; г) применяются межступенчатые холо дильники с использованием воздуха в качестве теплоотводящей, среды; д) применяются многоцелевые компрессоры, которые могут сжимать различные газы; е) используется долговечное уплотне ние плунжера в цилиндре, а также повышается прочность дета лей цилиндров и клапанов; создаются сальники с пластмассовы ми уплотняющими элементами, например, фторопластовые саль ники для ступеней высокого давления крупных газовых компрес соров. Срок службы этих сальников в 3—4 раза больше, чем ме таллических. С большим успехом эксплуатируются на компрес сорах высокого давления текстолитовые кольца, более долговеч ные, чем чугунные; ж) в ЛенНИИХиммаше ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию газовых компрессоров без смазки. Впервые в компрессоростроении в лаборатории ЛенНИИХиммаша работает компрессор без смазки при давлении 200-ІО5 Н/м2, имея достаточно высокий срок службы уплотнений поршня; з) нормализация и стандартизация компрессоров, специ ализация компрессорных заводов по типоразмерам машин позво лили резко увеличить серийность выпуска поршневых компрес соров.
В связи с тенденцией укрупнения технологических линий хи мических производств перспективным является создание комби нированных установок с центробежными компрессорами на сту пенях низкого и среднего давлений и поршневыми — на ступенях высокого давления. При этом весьма актуальным становится соз дание дожимающих компрессоров высокого давления, работаю щих без смазки цилиндров и сальников. Они развивают давление (на этилене) до 2500-105 Н/м2 при производительности 6000 м3/ч„
В области советского компрессоростроении большие работы выполнены НИИХиммашем и его Ленинградским филиалом, кон структорскими бюро заводов «Борец», «Компрессор» (Москва) и Сумского завода им. М. В. Фрунзе.
Г л а в а VII
ПОРШНЕВЫЕ КОМПРЕССОРЫ
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ
§ 61. Принцип действия поршневых компрессоров
Чередование процессов всасывания и нагнетания в поршневых компрессорах такое же, как в поршневых насосах. При нагнета тельном ходе поршня насоса ввиду несжимаемости жидкости сра зу же начинается выталкивание жидкости через нагнетательный клапан, а в поршневом компрессоре при нагнетательном ходе
131