Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
воздуха в какои-либо степени сжатия выше допустимой и при перегреве обмотки статора электродвигателя. Все виды защиты обеспечивают немедленную остановку компрессора.
На рис. 21 изображен поперечный разрез углового компрес сора 2ВП10/8. Обращают на себя внимание небольшой размер ко ленчатого вала, простота и компактность деталей машины. Раз
мещение |
промежуточного |
холо |
|
|||||
дильника в раме позволяет обой |
|
|||||||
тись |
без |
труб |
межступенчатых |
|
||||
коммуникаций. |
|
|
|
|
|
|||
Угловые |
компрессоры |
имеют |
|
|||||
ряд преимуществ, |
по |
сравнению |
|
|||||
с горизонтальными и вертикаль |
|
|||||||
ными |
машинами. |
Они |
более |
|
||||
уравновешены, |
благодаря |
чему |
|
|||||
фундамент |
может |
быть |
менее |
|
||||
массивным. |
Кроме |
того, |
они |
|
||||
компактны и имеют конструктив |
|
|||||||
ные |
преимущества. |
Протяжен |
|
|||||
ность |
воздушных |
коммуникаций |
|
|||||
уменьшена до минимума. Бла |
|
|||||||
годаря этому значительно сни |
|
|||||||
жены |
потерн давления воздуха |
|
||||||
па пути прохождения его от вса |
|
|||||||
сывающего |
до |
нагнетательного |
|
|||||
патрубка. |
|
Компрессор |
имеет |
Рис. 119. Общий вид компрессора |
||||
высокий |
изотермный |
к. |
п. д. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2ВП10/8 |
Рис. 120. Габаритные размеры компрессора 2ВП10/8
147
Компрессоры 5ВП30/8 выпускаются вместо изготовлявшихся компрессоров 2СГ8. По сравнению с 2СГ8, компрессор 5ВП30/8 гораздо легче, его производительность на 20% больше, а занимае
мая площадь в 2 раза меньше. |
установлен |
в раме между пер |
|
Воздушный |
холодильник |
||
вой и второй |
ступенями. Он |
состоит из |
овальных оребренных |
трѵбок. Последние имеют незначительное сопротивление, компакт ны и легки, поэтому батареи свободно вынимаются -для очистки.
Система смазки раздельная: первая— высокого давления— состоит из многоплунжерного насоса (лубрикатора), подающего масло к каждой смазываемой точке цилиндров и сальников. Луб рикатор имеет 4 или 6 самостоятельных секций, каждая из кото рых состоит из корпуса, плунжера и золотника. Емкость лубрика
тора |
1,5 :-3 л. Улучшена также система |
фильтрации масла — сет |
|||||||
чатые фильтры заменены пластинча |
|
||||||||
тыми. Это позволяет очищать фильт |
|
||||||||
ры без остановки |
|
компрессора. |
За |
|
|||||
системой |
смазки |
необходимо вести |
|
||||||
постоянное наблюдение. Ее работа за |
|
||||||||
висит |
от |
исправности |
лубрикатора |
|
|||||
и от работы обратных клапанов, уста |
|
||||||||
новленных у каждой точки подвода |
|
||||||||
смазки. |
|
|
|
|
|
|
для |
|
|
Вторая система предназначена |
|
||||||||
смазки кривошипно-шатунного меха |
|
||||||||
низма |
и осуществляется |
шестеренным |
|
||||||
масляным |
насосом. |
Блок |
смазки |
|
|||||
(рис. |
122) состоит из лубрикатора 1, |
|
|||||||
шестеренного |
масляного |
насоса |
2, |
|
|||||
фильтра 3, охладителя 4 и маномет |
|
||||||||
ра 5. Стрелка на торце масляного на |
|
||||||||
соса показывает направление враще |
ІІІІІіІіІЩ ;! |
||||||||
ния |
коленчатого |
вала. |
Лубрикатор |
||||||
II шестеренный |
насос приводятся |
от |
Рис. 122. Блок смазки |
||||||
коленчатого вала |
через |
две |
спираль |
||||||
ные шестерни. Циркуляционная си |
|
||||||||
стема |
смазки |
имеет |
реле, |
автоматически выключающее электро |
двигатель в случае падения давления масла ниже установленных норм. Этим компрессор предохраняется от аварий при неисправ ности циркуляционной системы смазки.
На заводе «Борец» освоен выпуск компрессорной установки для агрессивных газов, работающей без смазки. В компрессорах этого типа используются сте^лопластиковые уплотнения, которые вчетверо сокращают утечку ценных химических газов.
Предохранительные клапаны устанавливаются между ступеня ми и на промежуточном холодильнике. Они предназначены для предохранения от чрезмерного повышения межступенчатого дав ления из-за неисправности компрессора.
149
§ 70. Детали поршневых компрессоров
На станине и раме монтируются все узлы и детали компрес сора. Рама воспринимает вес всей конструкции, а также нагрузки,
обусловленные |
возвратно-поступательным |
движением |
поршней |
||||||
|
‘ |
|
|
и шатунного механизма. Поэтому |
|||||
|
|
|
|
рама и станина массивные, жесткие, |
|||||
|
|
|
|
из чугуна марки СЧ18-36. В угловом |
|||||
|
|
|
|
компрессоре рама (рис. 123) чугун |
|||||
|
|
|
|
ная, литая, коробчатой формы. Ниж |
|||||
|
|
|
|
няя часть ее служит резервуаром для |
|||||
|
|
|
|
масла. Внизу расположены кран для |
|||||
|
|
|
|
спуска отработанного масла и вентиль |
|||||
|
|
|
|
для спуска конденсата, скапливающе- |
|||||
і |
*И И Ѵ'• |
|
гося в каРмаие промежуточного холо- |
||||||
І |
|
|
|
дильника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коленчатый вал передает мощ |
||||||
|
|
|
|
ность от |
двигателя |
к |
компрессору, |
||
Рис. |
123. |
Рама |
углового |
служит для преобразования враща |
|||||
|
компрессора: |
тельного |
движения |
электродвигателя |
|||||
■/ — смотровой |
люк; |
2 — люк |
в возвратно-поступательное |
движе |
|||||
для |
монтажа |
промежуточного |
ние поршня. Он является одной из ос |
||||||
холодильника; |
3 — смотровой |
||||||||
дюк; |
4 — люк |
для коленчатого |
новных деталей |
всех машин и рассчи |
|||||
|
вала |
|
тывается |
на прочность |
по формулам |
||||
|
|
|
|
сложного сопротивления изгибу и кру чению. Валы изготовляются из высококачественной углеродистой или легированной стали (углеродистая сталь марок 35 и 45). Заго товка, предназначенная для вала, подвергается ковке, штамповке,
после |
чего |
|
для |
устранения |
|
||
возникающих |
внутренних нап |
|
|||||
ряжений |
поковка |
термически |
|
||||
обрабатывается. |
Коленчатый |
|
|||||
вал |
углового |
компрессора |
|
||||
стальной, |
|
кованый, |
имеет |
|
|||
лишь одно колено, к которому |
|
||||||
присоединяются |
оба |
шатуна |
|
||||
Ірис. |
124). |
|
|
|
|
|
|
Маховик |
предназначен для |
Рис. 124. Коленчатый вал компрессора |
|||||
выравнивания |
хода |
поршне |
углового типа |
||||
вых машин: |
|
при уменьшении |
избыток кинетической энергии, |
||||
нагрузки |
маховик накапливает |
||||||
а при |
увеличении |
нагрузки он |
возвращает накопленную ранее |
энергию. Следовательно, маховик обеспечивает более плавную работу машины и выводит поршень компрессора из крайних поло жений. Маховик изготовляется из чугуна. Он должен быть точно отбалансирован относительно оси вращения.
Шкив^клиноременной передайи или ротор электродвигателя, на
саженный на коленчатый вал, одновременно выполняет роль ма ховика.
150
Шатун связывает коленчатый вал с ползуном и поршнем и вместе с коленчатым валом составляет механизм для превраще ния вращательного движения в возвратно-поступательное. Так как шатуны испытывают знакопеременную нагрузку (растяжение и сжатие), то они изготовляются из качественных легированных сталей марок 40Х и 38ХА и углеродистых сталей. Заготовки для шатуна подвергаются ковке или штамповке, а поковки — тер мической обработке для улучшения структуры и устранения вну тренних напряжений в металле, возникающих в процессе ковки.
В компрессоре 2ВП10/8 шатун для облегчения выполнен пу стотелым. В верхней его головке установлен игольчатый под шипник, что позволило уменьшить размеры головки и крейц копфа.
Крейцкопф отлит из чугуна, модифицированного феробором.. К телу крейцкопфа прилиты ползуны, поэтому его конструкция более легкая. Благодаря термической обработке трущихся поверх ностей крейцкопфа он почти не изнашивается. Направляющие крейцкопфа изготовляются в виде сменных стаканов, устанавли ваемых в раму.
В цилиндре компрессора сжимается воздух. Во время работы стенки цилиндра испытывают переменную механическую нагрузку,, а также дополнительные напряжения, связанные с изменением температуры воздуха внутри цилиндра. Внутренняя поверхность цилиндра (зеркало) должна иметь правильную цилиндрическуюформу. Поэтому диаметр его должен быть выдержан в пределах: установленных допусков. К прочности цилиндров и качеству их изготовления предъявляются высокие требования. Материалом для изготовления цилиндров воздушных компрессоров служит чугун марок СЧ18-36 и СЧ21-40.
Компрессоры большой производительности и высокого давле ния сжатия имеют для каждой .ступени отдельные цилиндры, ко торые располагаются в горизонтальных компрессорах один за дру гим или параллельно. В компрессорах небольшой производитель ности ступени выполняются в одном цилиндре, в котором газсжимается ступенчатым поршнем (см. рис. 115, в).
В угловых компрессорах цилиндры больших диаметров выпол няются со сменными рабочими втулками, изготовленными из тер мически обработанного высококачественного чугуна, хорошо про тивостоящего износу. Клапаны расположены в крышках цилиндра под углом 45°. Такое расположение сводит мертвое пространство к минимуму. Цилиндры меньшего диаметра выполняются в виде сложной трехступенчатой отливки. Клапаны расположены в самом цилиндре или в цилиндре и крышке. Для уменьшения производи тельности компрессора в цилиндрах или в их крышках имеется; дополнительное мертвое пространство. При работе компрессора на полную производительность оно отключается от цилиндра специ альным клапаном.
151