Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздуха в какои-либо степени сжатия выше допустимой и при перегреве обмотки статора электродвигателя. Все виды защиты обеспечивают немедленную остановку компрессора.

На рис. 21 изображен поперечный разрез углового компрес­ сора 2ВП10/8. Обращают на себя внимание небольшой размер ко­ ленчатого вала, простота и компактность деталей машины. Раз­

мещение

промежуточного

холо­

 

дильника в раме позволяет обой­

 

тись

без

труб

межступенчатых

 

коммуникаций.

 

 

 

 

 

Угловые

компрессоры

имеют

 

ряд преимуществ,

по

сравнению

 

с горизонтальными и вертикаль­

 

ными

машинами.

Они

более

 

уравновешены,

благодаря

чему

 

фундамент

может

быть

менее

 

массивным.

Кроме

того,

они

 

компактны и имеют конструктив­

 

ные

преимущества.

Протяжен­

 

ность

воздушных

коммуникаций

 

уменьшена до минимума. Бла­

 

годаря этому значительно сни­

 

жены

потерн давления воздуха

 

па пути прохождения его от вса­

 

сывающего

до

нагнетательного

 

патрубка.

 

Компрессор

имеет

Рис. 119. Общий вид компрессора

высокий

изотермный

к.

п. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

2ВП10/8

Рис. 120. Габаритные размеры компрессора 2ВП10/8

147


Компрессоры 5ВП30/8 выпускаются вместо изготовлявшихся компрессоров 2СГ8. По сравнению с 2СГ8, компрессор 5ВП30/8 гораздо легче, его производительность на 20% больше, а занимае­

мая площадь в 2 раза меньше.

установлен

в раме между пер­

Воздушный

холодильник

вой и второй

ступенями. Он

состоит из

овальных оребренных

трѵбок. Последние имеют незначительное сопротивление, компакт­ ны и легки, поэтому батареи свободно вынимаются -для очистки.

Система смазки раздельная: первая— высокого давления— состоит из многоплунжерного насоса (лубрикатора), подающего масло к каждой смазываемой точке цилиндров и сальников. Луб­ рикатор имеет 4 или 6 самостоятельных секций, каждая из кото­ рых состоит из корпуса, плунжера и золотника. Емкость лубрика­

тора

1,5 :-3 л. Улучшена также система

фильтрации масла — сет­

чатые фильтры заменены пластинча­

 

тыми. Это позволяет очищать фильт­

 

ры без остановки

 

компрессора.

За

 

системой

смазки

необходимо вести

 

постоянное наблюдение. Ее работа за­

 

висит

от

исправности

лубрикатора

 

и от работы обратных клапанов, уста­

 

новленных у каждой точки подвода

 

смазки.

 

 

 

 

 

 

для

 

Вторая система предназначена

 

смазки кривошипно-шатунного меха­

 

низма

и осуществляется

шестеренным

 

масляным

насосом.

Блок

смазки

 

(рис.

122) состоит из лубрикатора 1,

 

шестеренного

масляного

насоса

2,

 

фильтра 3, охладителя 4 и маномет­

 

ра 5. Стрелка на торце масляного на­

 

соса показывает направление враще­

ІІІІІіІіІЩ ;!

ния

коленчатого

вала.

Лубрикатор

II шестеренный

насос приводятся

от

Рис. 122. Блок смазки

коленчатого вала

через

две

спираль­

ные шестерни. Циркуляционная си­

 

стема

смазки

имеет

реле,

автоматически выключающее электро­

двигатель в случае падения давления масла ниже установленных норм. Этим компрессор предохраняется от аварий при неисправ­ ности циркуляционной системы смазки.

На заводе «Борец» освоен выпуск компрессорной установки для агрессивных газов, работающей без смазки. В компрессорах этого типа используются сте^лопластиковые уплотнения, которые вчетверо сокращают утечку ценных химических газов.

Предохранительные клапаны устанавливаются между ступеня­ ми и на промежуточном холодильнике. Они предназначены для предохранения от чрезмерного повышения межступенчатого дав­ ления из-за неисправности компрессора.

149



§ 70. Детали поршневых компрессоров

На станине и раме монтируются все узлы и детали компрес­ сора. Рама воспринимает вес всей конструкции, а также нагрузки,

обусловленные

возвратно-поступательным

движением

поршней

 

 

 

и шатунного механизма. Поэтому

 

 

 

 

рама и станина массивные, жесткие,

 

 

 

 

из чугуна марки СЧ18-36. В угловом

 

 

 

 

компрессоре рама (рис. 123) чугун­

 

 

 

 

ная, литая, коробчатой формы. Ниж­

 

 

 

 

няя часть ее служит резервуаром для

 

 

 

 

масла. Внизу расположены кран для

 

 

 

 

спуска отработанного масла и вентиль

 

 

 

 

для спуска конденсата, скапливающе-

і

*И И Ѵ'•

 

гося в каРмаие промежуточного холо-

І

 

 

 

дильника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коленчатый вал передает мощ­

 

 

 

 

ность от

двигателя

к

компрессору,

Рис.

123.

Рама

углового

служит для преобразования враща­

 

компрессора:

тельного

движения

электродвигателя

■/ — смотровой

люк;

2 — люк

в возвратно-поступательное

движе­

для

монтажа

промежуточного

ние поршня. Он является одной из ос­

холодильника;

3 — смотровой

дюк;

4 — люк

для коленчатого

новных деталей

всех машин и рассчи­

 

вала

 

тывается

на прочность

по формулам

 

 

 

 

сложного сопротивления изгибу и кру­ чению. Валы изготовляются из высококачественной углеродистой или легированной стали (углеродистая сталь марок 35 и 45). Заго­ товка, предназначенная для вала, подвергается ковке, штамповке,

после

чего

 

для

устранения

 

возникающих

внутренних нап­

 

ряжений

поковка

термически

 

обрабатывается.

Коленчатый

 

вал

углового

компрессора

 

стальной,

 

кованый,

имеет

 

лишь одно колено, к которому

 

присоединяются

оба

шатуна

 

Ірис.

124).

 

 

 

 

 

Маховик

предназначен для

Рис. 124. Коленчатый вал компрессора

выравнивания

хода

поршне­

углового типа

вых машин:

 

при уменьшении

избыток кинетической энергии,

нагрузки

маховик накапливает

а при

увеличении

нагрузки он

возвращает накопленную ранее

энергию. Следовательно, маховик обеспечивает более плавную работу машины и выводит поршень компрессора из крайних поло­ жений. Маховик изготовляется из чугуна. Он должен быть точно отбалансирован относительно оси вращения.

Шкив^клиноременной передайи или ротор электродвигателя, на­

саженный на коленчатый вал, одновременно выполняет роль ма­ ховика.

150


Шатун связывает коленчатый вал с ползуном и поршнем и вместе с коленчатым валом составляет механизм для превраще­ ния вращательного движения в возвратно-поступательное. Так как шатуны испытывают знакопеременную нагрузку (растяжение и сжатие), то они изготовляются из качественных легированных сталей марок 40Х и 38ХА и углеродистых сталей. Заготовки для шатуна подвергаются ковке или штамповке, а поковки — тер­ мической обработке для улучшения структуры и устранения вну­ тренних напряжений в металле, возникающих в процессе ковки.

В компрессоре 2ВП10/8 шатун для облегчения выполнен пу­ стотелым. В верхней его головке установлен игольчатый под­ шипник, что позволило уменьшить размеры головки и крейц­ копфа.

Крейцкопф отлит из чугуна, модифицированного феробором.. К телу крейцкопфа прилиты ползуны, поэтому его конструкция более легкая. Благодаря термической обработке трущихся поверх­ ностей крейцкопфа он почти не изнашивается. Направляющие крейцкопфа изготовляются в виде сменных стаканов, устанавли­ ваемых в раму.

В цилиндре компрессора сжимается воздух. Во время работы стенки цилиндра испытывают переменную механическую нагрузку,, а также дополнительные напряжения, связанные с изменением температуры воздуха внутри цилиндра. Внутренняя поверхность цилиндра (зеркало) должна иметь правильную цилиндрическуюформу. Поэтому диаметр его должен быть выдержан в пределах: установленных допусков. К прочности цилиндров и качеству их изготовления предъявляются высокие требования. Материалом для изготовления цилиндров воздушных компрессоров служит чугун марок СЧ18-36 и СЧ21-40.

Компрессоры большой производительности и высокого давле­ ния сжатия имеют для каждой .ступени отдельные цилиндры, ко­ торые располагаются в горизонтальных компрессорах один за дру­ гим или параллельно. В компрессорах небольшой производитель­ ности ступени выполняются в одном цилиндре, в котором газсжимается ступенчатым поршнем (см. рис. 115, в).

В угловых компрессорах цилиндры больших диаметров выпол­ няются со сменными рабочими втулками, изготовленными из тер­ мически обработанного высококачественного чугуна, хорошо про­ тивостоящего износу. Клапаны расположены в крышках цилиндра под углом 45°. Такое расположение сводит мертвое пространство к минимуму. Цилиндры меньшего диаметра выполняются в виде сложной трехступенчатой отливки. Клапаны расположены в самом цилиндре или в цилиндре и крышке. Для уменьшения производи­ тельности компрессора в цилиндрах или в их крышках имеется; дополнительное мертвое пространство. При работе компрессора на полную производительность оно отключается от цилиндра специ­ альным клапаном.

151