Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отсутствие указателей подачи смазки. Применяются для смазки также шестеренные насосы (см. рис. 79).

Чаще всего для смазки цилиндров применяются компрессор­ ные масла 12М и 19Т. Заменителями в крайних случаях могут быть

масла:

цилиндровое-2 и авиационное-МС. Масло 12М рекомендует­

 

ся

применять

 

зимой,

 

а масло 19Т — летом (мар­

 

ка масла

обозначает

его

 

среднюю

кинематическую

 

вязкость

в

сантистоксах

 

при 100°С). Температура

 

вспышки

масла

12М — не

 

более 21б°С,

а

масла

 

19Т — не более 242°С.

 

 

 

Для

 

смазки

криво­

 

шипно-шатунного меха­

 

низма

применяют

масло

 

марок

45

и 50,

реже

30

 

(старые

наименования

 

соответственно С, СУ, Л)

 

и масло для

тихоходных

 

дизелей (моторное). Для

 

смазки

 

подшипников—■

 

машинное

масло

марки

 

Т

(или марки Г ) .

 

ме­

 

 

Масло

должно

 

няться

 

через

 

2000 т-

сора в

'

3000

ч работы компрес­

зависимости от типа масляного фильтра,

установленного

в циркуляционной системе смазки.

 

 

 

 

 

 

 

Отстоенное масло может использоваться в смеси с 50%

све­

жего масла.

 

 

 

 

 

 

 

§ 74. Воздухосборник

Поршневые машины, в том числе поршневые компрессоры, от­ личаются неравномерностью движения поршня. Компрессор в те­ чение хода поршня подает воздух неравномерно и отдельными порциями. Для получения равномерной струи воздуха в сеть вбли­ зи от компрессора 2, вне помещения (рис. 131), устанавливается воздухосборник (ресивер) 6, который представляет собой проч­ ный закрытый цилиндрический резервуар, выполненный из котель­ ного железа толщиной 6н-20 мм (в зависимости от давления и диа­ метра резервуара) и снабженный предохранительным клапаном 8, а также спускным краном 7. Для наблюдения за давлением воз­ духа здесь же устанавливается манометр. Между воздухосборни­ ком и компрессором размещается обратный клапан для предот­ вращения обратного течения сжатого воздуха в случае разрыва

158


линии. Воздухосборник имеет люк для чистки и осмотра и окра­ шивается в белый цвет.

При поступлении порции сжатого воздуха при одном ходе поршня колебание давления в воздухосборнике ничтожно мало, и из воздухосборника сжатый воздух практически поступает рав­ номерно.

Рис. 131. Оборудование компрессорной станции:

/ — фильтр; 2 — компрессор; 3 — электродвигатель;

4 — холодиль­

ник; 5 — масловлагоотделитель; 6 — ресивер; 7 — краник; 8 — пре­

дохранительный клапан; 9 — подъемный монтажный механизм

Объем воздухосборника

 

V = KFSI3,

(88)

где К — коэффициент, учитывающий тип компрессора:

К0,55 — для компрессора простого действия;

К0,21 — для компрессора двойного действия; F — площадь поршня, м2;

S — ход поршня, м;

б<С0,02 — степень неравномерности давления:

0 = ( /’max Рт\п)іРср•

Объем воздухосборника, найденный по (88), обеспечивает до­ статочную равномерность подачи сжатого воздуха к потребителю. Воздухосборник должен иметь объем не менее 20-кратного объема цилиндра компрессора.

Кроме выравнивания давления подаваемого воздуха, воздухо­ сборник предназначается также для улавливания увлекаемого воз­ духом масла и сбора конденсирующейся влаги. При нагревании смазки, подаваемой внутрь цилиндра, ее наиболее летучие состав­ ные части испаряются и вместе с воздухом попадают в зоздухо-

159


сборник. Эта смесь взрывоопасна, особенно при повышении тем­ пературы воздуха в воздухосборнике при недостаточном охлаж­ дении компрессора. Несколько раз в смену из воздухосборника

 

через спускной кран следует выпускать

воду

 

и масло, накопившиеся при конденсации во­

 

дяных и масляных паров. За воздухосборни­

 

ком должны быть установлены постоянное

 

наблюдение и тщательный уход. Для этого

 

предохранительный клапан периодически ре­

 

гулируют с

таким расчетом, чтобы давление

 

в воздухосборнике превышало рабочее не бо­

 

лее, чем на 1 0 % и, кроме того, не реже двух

 

раз в год его пропаривают для удаления со

 

стенок слоя

масла.

 

 

 

Предохранительный клапан при повыше­

 

нии давления воздуха сверх допустимого, от­

 

крываясь, выпускает излишек воздуха и тем

 

самым не допускает аварии компрессорной

 

установки. .При закрытом

клапане (рис.

132)

 

сжатый воздух действует на небольшую пло­

 

щадь, равную проходу в седле 1. При повы­

 

шении давления под клапаном 2 сверх допу­

 

стимого он начинает подниматься, преодо­

 

левая жесткость пружины 3, и давление дей­

 

ствует на большую площадь, равную площади

 

дифференциальной части клапана, вследствие

 

чего он быстро поднимается, открывая

боль­

 

шее проходное отверстие.

 

 

 

Предохранительные клапаны должны ра­

 

ботать четко

и надежно.

 

 

Рис. 132. Предо­

§

75. Масловлагоотделители. Фильтры

 

 

 

 

 

хранительный кла­

Масловлагоотделители

применяются

для

пан дифференци­

ального типа

отделения из воздушного потока масла и вла­

 

ги

(для

высушивания

воздуха).

Если

компрессор многоступенчатый, масловлагоотделитель устанавли­ вается между ступенями сжатия непосредственно после холодиль­ ника, а также после последней ступени сжатия между компрессо­ ром и воздухосборником. Действие масловлагоотделителей осно­ вано на инерции: при резком повороте струи газа 'частицы влаги и масла, имеющие более высокую плотность, выпадают из струи. По конструкции масловлагоотделители бывают со спиральным входом (рис. 133, а), с резким поворотом потока (рис. 133, б), с по­ перечной перегородкой (рис. 133, в) и с волнистыми элементами (рис 133, г). Масловлагоотделитель работает следующим образом (рис. 133, б). Воздух поступает через трубу 1 в резервуар 5, где теряет свою скорость, вследствие чего из потока выпадают на дно

160


частицы масла и влаги. Воздух непосредственно отражается от отражательной площадки 4 и поднимается вдоль стенок резервуа­ ра к выходному патрубку 2. Конденсирующиеся влага и масло спу­ скаются из резервуара через кран 3. Для достаточно полного очи­ щения воздуха скорость его в корпусе масловлагоотделителя не должна превышать (0,3-:-0,5) м/с. Объем, масловлагоотделителя выбирают в 2-:-3 раза больше объема цилиндра последней ступени.

Проникающие вместе с воздухом механические примеси вы­ зывают быстрый износ поверхности цилиндров, втулок и распре­ делительных клапанов компрессора. Для предохранения компрес­ сора от попадания в него вместе с воздухом механических приме­ сей на всасывающих трубопроводах устанавливаются очиститель­ ные фильтры: сотовые, матерчатые и др. (см. рис. 131).

Сотовый фильтр представляет собой металлический ящик вы­ сотой около 100 мм с верхней и нижней крышками размером 600X600 мм. Крышка выполнена в виде рамки, на которую натя­ нута сетка. Ящик заполняется обрезками трубок диаметром 15 мм и длиной 20 мм. При прохождении воздуха через такой ящик ме­ ханические примеси выпадают из потока. В фильтрах устанавли­ вается несколько таких ящиков. Для улавливания взвешенных в воздухе частиц пыли кольца фильтров смачиваются висциновым маслом (смесь из 60% цилиндрового и 40% солярового мас­ ла). Фильтры очищаются встряхиванием с последующей промыв­ кой в ванне раствором горячей содовой воды (0,5 кг на 10 л воды). Далее их ополаскивают чистой водой и ставят на 1—2 дня в теп­ лое помещение для просушки. После просушки фильтр опускают с ванну с висциновым маслом, затем его ставят на 20—25 ч для стока масла, после чего фильтр снова готов к употреблению.

Матерчатый фильтр состоит из деревянной камеры, внутри которой на рамах натянута прочная материя (холст, фланель, фетр). Воздух перед поступлением в компрессор проходит через материю, и на ней задерживаются частицы пыли. Для

11

2615

161

предохранения материи от повреждения фильтр закрывают крыш­

кой, имеющей жалюзи.

Контролировать падение давления воздуха в фильтре можно жидкостным манометром. Если при матерчатом фильтре разность

давлений, указываемая

контрольным

манометром,

более

100 Н/м2=10

мм вод.

ст., а при

металлическом — более

250 Н/м2= 25

мм вод. ст.,

то фильтр следует очистить.

Если нет

контрольного манометра, то фильтр очищают раз в 1 — 2 мес., в за­ висимости от чистоты всасываемого воздуха.

Матерчатый фильтр очищают выколачиванием ткани. Площадь

матерчатого фильтра

 

F = Q c ,

(89)

где Q — производительность компрессорной

станции или компрес­

сора, м3/с;

через фильтр, обычно

с — скорость воздуха при прохождении

с= (0,8ч-0,9) м/с.

Впневматических транспортирующих установках сжатый воз­

дух

перед

поступлением

в

пневматические

насосы

и особенно в аэрационные уст­ ройства силосов и бункеров (цементных заводов) необхо-» димо очистить от воды и мас­ ла. Для этого непосредственно перед местами потребления устанавливаются фильтры сжа­ того воздуха.

На заводах строительных материалов широко применя­ ется фильтр сжатого воздуха, конструкция которого пред­ ставлена на рис. 134. Фильтр состоит из цилиндрического корпуса 8, нижнего 11 и верх­ него 5 днищ и фильтрующей насадки. В днищах и корпусе имеется соответствующее ко­ личество патрубков и отвер­ стий для подключения возду­ хопроводов соответственно очищенного и неочищенного воздуха 3 и 10, предохрани­ тельного клапана 4, маномет­ ров 2 и 6 и спускного крана 1.

Фильтрующий насадок состоит из механического отделителя 9, образованного волнообразно изогнутыми направляющими листами, и поглотителя, состоящего из сетчатых цилиндров-решет, заполнен­

162


ных торфяной мукой 7, служащей для поглощения конденсата. Воздух очищается в механическом отделителе в результате неодно­ кратного резкого изменения направления движения потока. Остав­ шаяся влага поглощается во второй части фильтра торфяной му­ кой. Такой способ очистки сжатого воздуха требует периодической смены торфяного поглотителя фильтра (не менее одного раза в б мес.). Необходимость замены торфа можно установить по пока­ заниям дифманометра 7, указывающего перепад давления в филь­

тре. При загрязненном фильтре

перепад давления

превышает

0,25-ІО5 Н/м2.

 

 

При понижении температуры

окружающей среды

ниже 0° С

конденсат замерзает. Поэтому наиболее целесообразно устанавли­ вать фильтры в отапливаемых помещениях.

§ 76. Охлаждение сжатого воздуха и компрессора

Давление в цилиндре может достигать (5-г-6) - ІО5 Н/м2, при этом воздух, а вместе с ним и цилиндр настолько нагреваются, что затрудняется смазка. Кроме этого, с повышением температуры воздуха заметно падает к. п. д. компрессора, его производитель­ ность, а расход работы на сжатии газа увеличивается.

Если давление сжимаемого воздуха превышает (5-ь-б) • 105 Н/м2, то, как указывалось, воздух сжимается в нескольких последова­ тельных ступенях, между которыми устанавливают холодильни­ ки, где температура газа понижается до первоначальной. Чем интенсивнее ведется охлаждение, тем меньше расходуется энергии на приведение в действие компрессора. Если охлаждение вести

несколькими

ступенями при

 

уменьшенной

степени повы­

 

шения давления, можно до­

 

стичь давления сжатого воз­

 

духа до нескольких сот ат­

 

мосфер.

 

два

способа

 

Различают

 

охлаждения: воздухом и во­

 

дой.

Воздушное охлаждение

 

осуществляется

путем при­

 

нудительного

 

обдувания

 

воздушным потоком цилинд­

 

ров компрессоров, у которых

 

имеются ребра для увеличе­

Рис. 135. Открытая проточная систе­

ния

поверхности

охлажде­

ма охлаждения

ния. Оно применяется для компрессоров малой производительности, стационарных и пере^

движных.

Стационарные, а также передвижные компрессоры большой мощности, как правило, охлаждаются проточной водой или водой, циркулирующей по замкнутой системе. Открытая проточная си­ стема охлаждения (рис. 135) применяется в тех случаях, когда

163