Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клапаны в компрессоре служат для распределения воздуха в цилиндре во время рабочего процесса. От правильной работы распределительных клапанов зависит нормальная работа компрессора. Всасывающий и нагнетательный клапаны устанавли­ вают в головках цилиндров раздельно. Клапаны должны закрывать­ ся быстро, плотно, бесшумно и своевременно. Если всасывающий клапан закрывается с опозданием в конце периода всасывания, то часть воздуха из цилиндра при нагнетательном ходе поршня попадает обратно во всасывающую трубу. При несвоевременном опускании нагнетательного клапана, наоборот, часть воздуха из нагнетательной трубы входит обратно в цилиндр при всасывающем ходе поршня. И в том, и в другом случае уменьшается произво­ дительность компрессора.

Распределительные клапаны, помимо механических нагрузок, подвергаются воздействию температур, поэтому к их качеству предъявляются специальные требования: клапанные пластины изготовляются из высококачественных сталей — хромистой, хромо­ никелевой и др. Клапаны бывают различной конструкции. Наибо­ лее распространены пластинчатые самодействующие и механиче­ ские клапаны. Самодействующий клапан представляет собой

стальную пластинку 1 (рис. 125)

толщиной І-ч-2 мм, которая имеет

 

 

 

концентрические

 

прорези

 

 

 

и лежит на седле 2 с коль­

 

 

 

цевыми

окнами.

Над

пла­

 

 

 

стинкой помещается

ограни­

 

 

 

читель

подъема

3.

Высота

 

 

 

подъема

клапанной

пла­

 

 

 

стинки

регулируется

шай­

 

 

 

бой 4, а штифт 5 предо­

 

 

 

храняет ее от проворачи­

 

 

 

вания. Помещенные в теле

 

 

 

ограничителя

 

спиральные

 

 

 

пружины 6 заставляют кла­

 

 

 

панную

пластинку

садиться

Рис. 125.

Пластинчатый клапан и

его

на

седло.

Ограничитель

и

седло соединены

бол­

 

детали

 

том

7.

 

 

 

 

 

тельный

 

 

Всасывающий и нагнета­

клапаны по устройству отличаются

только

положением

клапанной пластинки относительно седла. Из экономических сооб­ ражений и для взаимозаменяемости детали всасывающих и нагне­ тательных клапанов делаются по возможности одинаковыми.

Клапаны углового компрессора — самодействующие (автома­ тические) с кольцевыми пластинами, которые прижимаются тре­ мя или шестью пружинами. Применяются также клапаны швел­ лерного типа (рис. 126). Они состоят из седла 1 с двумя привин­ ченными направляющими, ограничителя 2, клапанных пластин швеллерной формы 3 и плоских ленточных пружин 4. Малый до­

152


пуск пружины и швеллера по ширине гарантирует соединение этих деталей с небольшим зазором. При малом зазоре в момент подъ­ ема клапанной пластины образуется воздушная подушка, которая предохраняет пластину от удара об ограничитель. Это обеспечи­ вает долговечность работы клапанов. Швеллер и пружина выпол­ нены из тонкой листовой стали. Они легкие и имеют хорошие аэро­ динамические формы, что обеспечивает очень низкие потери дав­ ления при проходе воздуха -через клапан. Форма и площадь

сечения клапанов обеспечивают неболь­

 

шую скорость

воздуха

(меньшее гидрав­

 

лическое сопротивление).

 

 

 

Все части всасывающего и нагнета­

 

тельного

клапанов

взаимозаменяемы.

j

Для большей

герметичности

соединения

место стыка седла и ограничителя сма­

 

зывают тонким слоем сурика, белил или

 

какого-либо подобного состава.

 

 

Поршень и поршневые кольца явля­

 

ются

весьма

ответственными

частями

 

компрессора, поэтому они отливаются из

 

чугуна СЧ18-36. Поршни в зависимо­

 

сти от типа и назначения

компрессора

 

могут быть дисковыми и дифференци­

 

альными (ступенчатыми). И те,

и другие

 

бывают составными и сплошными. Для

 

компрессоров высокого давления приме­

 

няются

поршни составные

ступенчатые

 

с числом

ступеней по

числу

ступеней

Рис. 126. Клапан шв&л-

сжатия

'

 

 

 

 

 

r-,

 

 

при помощи кото­

лерного типа

Поршневые кольца,

 

рых достигается уплотнение между стен- .

кой цилиндра и поршнем, называют уплотняющими. Кроме того, применяются маслослизывающие кольца, которые во время рабо­

ты

компрессора

удаляют излишнюю смазку

со стенок ци­

линдра.

 

 

Сальники в компрессорах применяются, главным образом, (см.

рис.

9 и 10) самоуплотняющиеся, металлические и с мягкой набив­

кой.

В качестве

мягкой набивки используются

асбест, пенька

и другие волокнистые материалы, пропитанные смазкой и коллои­ дальным графитом. Эти сальники весьма надежны в работе, так как при перерывах в подводе масла, нагреваясь от трения, сами выделяют смазку из набивки. Применяются также полуметаллические набивки, состоящие из мелкораздробленной баббитовой стружки и древесных опилок, проваренных в масле. Из этой смеси прессуют кольца для закладки в сальник.

Сальники цилиндров углового компрессора имеют металличе­ скую самоуплотняющуюся набивку. Смазка к сальнику подводится от лубрикатора через каналы в крышке и обоймах.

153


§ 71. Автоматика и защита углозых компрессоров

Потребление сжатого воздуха, как правило, неравномерное. Поэтому во избежание аварий, частых пусков и остановок комп­ рессора,. и чтобы не сбрасывать во всасывающую линию или в ат­ мосферу излишков сжатого воздуха, применяется автоматическое регулирование производительности.

В настоящее время наибольшее распространение получили два ■способа регулирования производительности: посредством включе­

 

 

 

ния

 

дополнительного

мертвого

 

 

 

пространства

и

отжима

пластин

 

 

 

всасывающих клапанов.

 

 

 

 

 

При

включении

дополнитель­

 

 

 

ного мертвого пространства с по­

 

 

 

мощью

специального

клапана

 

 

 

вследствие

расширения

 

остав­

 

 

 

шегося сжатого воздуха умень­

 

 

 

шается

полезный

ход

поршня

 

 

 

и,

следовательно,

уменьшается

 

 

 

производительность

компрессора.

 

 

 

При отжиме пластин всасываю­

 

 

 

щих

клапанов

производитель­

 

 

 

ность

компрессора

уменьшается

 

 

 

вследствие того, что во время на­

 

 

 

гнетательного хода поршня воз­

 

 

 

дух

в

цилиндре

не

сжимается,

 

Л 1

 

а возвращается

во всасывающий

 

 

патрубок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

127. Клапан включения до­

 

При

регулировании

первым

полнительного вредного

прост­

способом (рис.

127,

а) специаль­

 

ранства

 

ный клапан

удерживается

в за­

духа

 

 

крытом состоянии давлением воз­

(из ресивера), действующего

на

верхнюю

(правую)

часть

подвижного стакана 1.

Снизу на стакан давит воздух,

находящийся

в цилиндре, действуя на небольшую кольцевую площадку, ограни­ ченную внутренним диаметром стакана и средним диаметром уп-,

.лотнительной поверхности. При уменьшении потребления сжатого воздуха давление в ресивере повышается, и регулятор производи­ тельности (на рисунке не показан) отключает ресивер от полости над стаканом и соединяет ее с атмосферой или всасывающей ли­ нией. Под давлением воздуха в цилиндре стакан поднимается (вправо), присоединяя тем самым полость дополнительного вред­ ного пространства 2. В открытом состоянии клапан фиксируется при помощи отверстия 3 в подвижном стакане клапана.

При закрытом клапане через отверстие 3 выравнивается давле­ ние во вредном пространстве и внутри стакана. Ввиду быстроты открывания клапана давление в стакане не успевает заметно по­ выситься. Поэтому при полном открытии клапана (рис. 127, б), когда отверстие 3 перекрыто, он будет оставаться неподвижным,

154


прижатым разностью давлений в цилиндре и стакане до тех пор*

пока в пространство под поршнем 4 клапана не поступит сжатый воздух из ресивера.

Устройство для

отжима пластин всасывающих клапанов,

(рис. 128)

представляет собой поршенек 1 с вилкой на конце. При

повышении

давления

в ресивере (вследствие уменьшения потреб­

ления сжатого воздуха или от неисправности предохранительного клапана) выше давления, на которое настроен регулятор 2 произ­ водительности, последний подает сжатый воздух в пространства

Рис. 128. Устройство для отжима пластин всасываю­ щих клапанов

над поршеньком. Опускаясь, поршенек отжимает клапанную пла-- стинку 3 и, не давая закрыться, удерживает ее в таком положении.. Клапан, следовательно, остается открытым и при нагнетательном ходе поршня. Всасываемый воздух, не сжимаясь, выталкивается из цилиндра обратно в атмосферу.

Применяются электрические, пневматические или гидравличе­ ские регуляторы.

В угловых компрессорах завода «Борец» используются элек­ трические регуляторы производительности. Они работают следую­ щим образом. Под действием повышающегося давления воздуха в ресивере пружина электроконтактного манометра распрямля­ ется и перемещает стрелку, которая размыкает одну пару контак­ тов и замыкает другую (см. рис. 90). Вследствие этого через релепереключаются два электромагнитных вентиля. Первый вентиль,., служащий для соединения ресивера с пространством над поршень­ ком 4 (см. рис. 127) клапана включения дополнительного вредно­ го пространства, закрывается, а второй открывается, выпустив

15Б,

воздух, находящийся над поршеньком 4, в атмосферу. Под давле­ нием воздуха, находящегося в цилиндре, клапан открывается, при­ соединив к цилиндру дополнительное вредное пространство.

§ 72. Передвижные компрессоры

Передвижные компрессоры применяются для работ, треоующих частых перемещений, а также при разработке скальных грун­

тов в карьерах.

Передвижные компрессоры монтируются на самостоятельных

прицепных тележках (рис. 129) или же на шасси

автомобиля

ЗИЛ-150. В последнем

случае

 

компрессор

приводится в

 

движе­

ние

от

автомобильного

двигателя

через короб­

ку

отбора

мощности.

 

На

раме 4 тележки

монтируются:

компрес­

сор

1

с

ребристым

корпусом,

промежу­

точный

 

холодильник

(при двухступенчатом

сжатии)

воздушного

охлаждения,

воздухо­

сборник

5,

электро­

двигатель

3

с

пуско­

вым реостатом

и щит

управления 2. Вместо воздушного возможно также водяное охлаж­ дение цилиндров компрессора, а вместо электродвигателя компрес­ сорная установка (например, ВКС-5) может оборудоваться авто­ мобильным бескомпрессорным дизелем ЯАЗ-204 или Д-54. В двух­

ступенчатом

компрессоре ЗИФ-ВКС-5

воздух

сжимается до

7 -ІО5 Н/м2.

Производительность 5 м3/мин;

п = 975

об/мин, мощ­

ность на валу компрессора 36 кВт. Горячий воздух, поступающий после первой ступени сжатия в промежуточный холодильник, охлаждается наружным воздухом, который продувается через трубки холодильника четырехлопастным вентилятором, приводи­ мым во вращение от коленчатого вала компрессора.

Установка снабжена регулятором давления, автоматиче­ ски переключающим компрессор на холостой ход, открывая всасывающие клапаны при повышении давления сверх необ­ ходимого.

В компрессоре имеется разборная колонка с кранами, допу­ скающими одновременное присоединение шлангов нескольких пневматических инструментов. Объем воздухосборника (в комп­ рессоре ЗИФ-ВКС-5 он составляет 0,26 м3) можно ориентировоч­ но определить по формуле

156


V — 0,21Q(/zö)

(87)

где Q —-производительность

компрессора,

м3/мин;

п — частота вращения,

об/мин;

 

б= 0,002-7-0,003 — коэффициент неравномерности давления. Для очистки засасываемого воздуха установлены два фильтра.

Расположение цилиндров Ѵ-образное. Поршни первой ступени из­

готовлены из алюминиевого сплава, а

второй— из чугуна. Клапа­

ны групповые, тарельчатые. В первой

ступени 26 всасывающих

и нагнетательных клапанов, во второй — 9. Все клапаны ввинчи­ ваются в клапанные доски. Смазка осуществляется маслом марки «компрессорное-12 М», расход масла 100 г/ч.

Производительность передвижных компрессоров колеблется

взависимости от назначения в широких пределах: 0,25-^6 м3/мин

ивыше.

Внекоторых конструкциях компрессоров регулирование производительностң автоматизировано при помощи электроконтактного манометра.

Передвижные компрессоры очень удобны в эксплуатации: их

можно

быстро переместить с одного места на другое; придвинуть

к забою

(месту потребления сжатого воздуха) и, кроме того, быст­

ро смонтировать и пустить в эксплуатацию. Однако они имеют некоторые недостатки:" для обслуживания требуют больше персо­ нала, чем для стационарных; удельная мощность на 1 м3 сжимае­ мого воздуха выше и, наконец, способы очистки и сушки сжатого воздуха менее совершенны, чем у стационарных компрес­ соров.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ

§ 73. Смазочные аппараты для подачи масла в цилиндры

Наиболее совершенным прибором для смазки является лубри­ катор, устройство которого приведено на рис. 130. К масляной ван­ не 6 прикреплен металлический корпус, в котором движутся в вер­ тикальном направлении плунжеры .4 и 5, укрепленные на вилке 7. При вращении эксцентрика 9 вала 8 вилка 7 с плунжерами полу­ чает поступательное движение. Вал 8 вращается от главного вала компрессора через трещотку или от отдельного двигателя. При подъеме плунжера 5 масло из ванны засасывается через приемное отверстие 3.

При опускании плунжера 5 масло выталкивается через пру­ жинный клапан 1 в канал 2 и по трубе 10 поступает в камеру 11 с сеткой 12. При движении плунжера 4 вверх масло засасывается из камеры 11 через канал 13. При движении плунжера 4 вниз канал 13 перекрывается, и масло через клапан 14 выталкивается в трубу 15 и далее к смазываемой точке. Лубрикатор имеет не­ сколько пар плунжеров. Недостатком лубрикаторов является

157