Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
Клапаны в компрессоре служат для распределения воздуха в цилиндре во время рабочего процесса. От правильной работы распределительных клапанов зависит нормальная работа компрессора. Всасывающий и нагнетательный клапаны устанавли вают в головках цилиндров раздельно. Клапаны должны закрывать ся быстро, плотно, бесшумно и своевременно. Если всасывающий клапан закрывается с опозданием в конце периода всасывания, то часть воздуха из цилиндра при нагнетательном ходе поршня попадает обратно во всасывающую трубу. При несвоевременном опускании нагнетательного клапана, наоборот, часть воздуха из нагнетательной трубы входит обратно в цилиндр при всасывающем ходе поршня. И в том, и в другом случае уменьшается произво дительность компрессора.
Распределительные клапаны, помимо механических нагрузок, подвергаются воздействию температур, поэтому к их качеству предъявляются специальные требования: клапанные пластины изготовляются из высококачественных сталей — хромистой, хромо никелевой и др. Клапаны бывают различной конструкции. Наибо лее распространены пластинчатые самодействующие и механиче ские клапаны. Самодействующий клапан представляет собой
стальную пластинку 1 (рис. 125) |
толщиной І-ч-2 мм, которая имеет |
||||||||
|
|
|
концентрические |
|
прорези |
||||
|
|
|
и лежит на седле 2 с коль |
||||||
|
|
|
цевыми |
окнами. |
Над |
пла |
|||
|
|
|
стинкой помещается |
ограни |
|||||
|
|
|
читель |
подъема |
3. |
Высота |
|||
|
|
|
подъема |
клапанной |
пла |
||||
|
|
|
стинки |
регулируется |
шай |
||||
|
|
|
бой 4, а штифт 5 предо |
||||||
|
|
|
храняет ее от проворачи |
||||||
|
|
|
вания. Помещенные в теле |
||||||
|
|
|
ограничителя |
|
спиральные |
||||
|
|
|
пружины 6 заставляют кла |
||||||
|
|
|
панную |
пластинку |
садиться |
||||
Рис. 125. |
Пластинчатый клапан и |
его |
на |
седло. |
Ограничитель |
||||
и |
седло соединены |
бол |
|||||||
|
детали |
|
том |
7. |
|
|
|
|
|
тельный |
|
|
Всасывающий и нагнета |
||||||
клапаны по устройству отличаются |
только |
положением |
клапанной пластинки относительно седла. Из экономических сооб ражений и для взаимозаменяемости детали всасывающих и нагне тательных клапанов делаются по возможности одинаковыми.
Клапаны углового компрессора — самодействующие (автома тические) с кольцевыми пластинами, которые прижимаются тре мя или шестью пружинами. Применяются также клапаны швел лерного типа (рис. 126). Они состоят из седла 1 с двумя привин ченными направляющими, ограничителя 2, клапанных пластин швеллерной формы 3 и плоских ленточных пружин 4. Малый до
152
пуск пружины и швеллера по ширине гарантирует соединение этих деталей с небольшим зазором. При малом зазоре в момент подъ ема клапанной пластины образуется воздушная подушка, которая предохраняет пластину от удара об ограничитель. Это обеспечи вает долговечность работы клапанов. Швеллер и пружина выпол нены из тонкой листовой стали. Они легкие и имеют хорошие аэро динамические формы, что обеспечивает очень низкие потери дав ления при проходе воздуха -через клапан. Форма и площадь
сечения клапанов обеспечивают неболь |
|
||||||
шую скорость |
воздуха |
(меньшее гидрав |
|
||||
лическое сопротивление). |
|
|
|
||||
Все части всасывающего и нагнета |
|
||||||
тельного |
клапанов |
взаимозаменяемы. |
j |
||||
Для большей |
герметичности |
соединения |
|||||
место стыка седла и ограничителя сма |
|
||||||
зывают тонким слоем сурика, белил или |
|
||||||
какого-либо подобного состава. |
|
|
|||||
Поршень и поршневые кольца явля |
|
||||||
ются |
весьма |
ответственными |
частями |
|
|||
компрессора, поэтому они отливаются из |
|
||||||
чугуна СЧ18-36. Поршни в зависимо |
|
||||||
сти от типа и назначения |
компрессора |
|
|||||
могут быть дисковыми и дифференци |
|
||||||
альными (ступенчатыми). И те, |
и другие |
|
|||||
бывают составными и сплошными. Для |
|
||||||
компрессоров высокого давления приме |
|
||||||
няются |
поршни составные |
ступенчатые |
|
||||
с числом |
ступеней по |
числу |
ступеней |
Рис. 126. Клапан шв&л- |
|||
сжатия |
' |
|
|
|
|
|
|
r-, |
|
|
при помощи кото |
лерного типа |
|||
Поршневые кольца, |
|
рых достигается уплотнение между стен- .
кой цилиндра и поршнем, называют уплотняющими. Кроме того, применяются маслослизывающие кольца, которые во время рабо
ты |
компрессора |
удаляют излишнюю смазку |
со стенок ци |
линдра. |
|
|
|
Сальники в компрессорах применяются, главным образом, (см. |
|||
рис. |
9 и 10) самоуплотняющиеся, металлические и с мягкой набив |
||
кой. |
В качестве |
мягкой набивки используются |
асбест, пенька |
и другие волокнистые материалы, пропитанные смазкой и коллои дальным графитом. Эти сальники весьма надежны в работе, так как при перерывах в подводе масла, нагреваясь от трения, сами выделяют смазку из набивки. Применяются также полуметаллические набивки, состоящие из мелкораздробленной баббитовой стружки и древесных опилок, проваренных в масле. Из этой смеси прессуют кольца для закладки в сальник.
Сальники цилиндров углового компрессора имеют металличе скую самоуплотняющуюся набивку. Смазка к сальнику подводится от лубрикатора через каналы в крышке и обоймах.
153
§ 71. Автоматика и защита углозых компрессоров
Потребление сжатого воздуха, как правило, неравномерное. Поэтому во избежание аварий, частых пусков и остановок комп рессора,. и чтобы не сбрасывать во всасывающую линию или в ат мосферу излишков сжатого воздуха, применяется автоматическое регулирование производительности.
В настоящее время наибольшее распространение получили два ■способа регулирования производительности: посредством включе
|
|
|
ния |
|
дополнительного |
мертвого |
|||||
|
|
|
пространства |
и |
отжима |
пластин |
|||||
|
|
|
всасывающих клапанов. |
|
|
||||||
|
|
|
При |
включении |
дополнитель |
||||||
|
|
|
ного мертвого пространства с по |
||||||||
|
|
|
мощью |
специального |
клапана |
||||||
|
|
|
вследствие |
расширения |
|
остав |
|||||
|
|
|
шегося сжатого воздуха умень |
||||||||
|
|
|
шается |
полезный |
ход |
поршня |
|||||
|
|
|
и, |
следовательно, |
уменьшается |
||||||
|
|
|
производительность |
компрессора. |
|||||||
|
|
|
При отжиме пластин всасываю |
||||||||
|
|
|
щих |
клапанов |
производитель |
||||||
|
|
|
ность |
компрессора |
уменьшается |
||||||
|
|
|
вследствие того, что во время на |
||||||||
|
|
|
гнетательного хода поршня воз |
||||||||
|
|
|
дух |
в |
цилиндре |
не |
сжимается, |
||||
|
Л 1 |
|
а возвращается |
во всасывающий |
|||||||
|
|
патрубок. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Рис. |
127. Клапан включения до |
|
При |
регулировании |
первым |
||||||
полнительного вредного |
прост |
способом (рис. |
127, |
а) специаль |
|||||||
|
ранства |
|
ный клапан |
удерживается |
в за |
||||||
духа |
|
|
крытом состоянии давлением воз |
||||||||
(из ресивера), действующего |
на |
верхнюю |
(правую) |
часть |
|||||||
подвижного стакана 1. |
Снизу на стакан давит воздух, |
находящийся |
в цилиндре, действуя на небольшую кольцевую площадку, ограни ченную внутренним диаметром стакана и средним диаметром уп-,
.лотнительной поверхности. При уменьшении потребления сжатого воздуха давление в ресивере повышается, и регулятор производи тельности (на рисунке не показан) отключает ресивер от полости над стаканом и соединяет ее с атмосферой или всасывающей ли нией. Под давлением воздуха в цилиндре стакан поднимается (вправо), присоединяя тем самым полость дополнительного вред ного пространства 2. В открытом состоянии клапан фиксируется при помощи отверстия 3 в подвижном стакане клапана.
При закрытом клапане через отверстие 3 выравнивается давле ние во вредном пространстве и внутри стакана. Ввиду быстроты открывания клапана давление в стакане не успевает заметно по выситься. Поэтому при полном открытии клапана (рис. 127, б), когда отверстие 3 перекрыто, он будет оставаться неподвижным,
154
прижатым разностью давлений в цилиндре и стакане до тех пор*
пока в пространство под поршнем 4 клапана не поступит сжатый воздух из ресивера.
Устройство для |
отжима пластин всасывающих клапанов, |
|
(рис. 128) |
представляет собой поршенек 1 с вилкой на конце. При |
|
повышении |
давления |
в ресивере (вследствие уменьшения потреб |
ления сжатого воздуха или от неисправности предохранительного клапана) выше давления, на которое настроен регулятор 2 произ водительности, последний подает сжатый воздух в пространства
Рис. 128. Устройство для отжима пластин всасываю щих клапанов
над поршеньком. Опускаясь, поршенек отжимает клапанную пла-- стинку 3 и, не давая закрыться, удерживает ее в таком положении.. Клапан, следовательно, остается открытым и при нагнетательном ходе поршня. Всасываемый воздух, не сжимаясь, выталкивается из цилиндра обратно в атмосферу.
Применяются электрические, пневматические или гидравличе ские регуляторы.
В угловых компрессорах завода «Борец» используются элек трические регуляторы производительности. Они работают следую щим образом. Под действием повышающегося давления воздуха в ресивере пружина электроконтактного манометра распрямля ется и перемещает стрелку, которая размыкает одну пару контак тов и замыкает другую (см. рис. 90). Вследствие этого через релепереключаются два электромагнитных вентиля. Первый вентиль,., служащий для соединения ресивера с пространством над поршень ком 4 (см. рис. 127) клапана включения дополнительного вредно го пространства, закрывается, а второй открывается, выпустив
15Б,
воздух, находящийся над поршеньком 4, в атмосферу. Под давле нием воздуха, находящегося в цилиндре, клапан открывается, при соединив к цилиндру дополнительное вредное пространство.
§ 72. Передвижные компрессоры
Передвижные компрессоры применяются для работ, треоующих частых перемещений, а также при разработке скальных грун
тов в карьерах.
Передвижные компрессоры монтируются на самостоятельных
прицепных тележках (рис. 129) или же на шасси |
автомобиля |
||||
ЗИЛ-150. В последнем |
|||||
случае |
|
компрессор |
|||
приводится в |
|
движе |
|||
ние |
от |
автомобильного |
|||
двигателя |
через короб |
||||
ку |
отбора |
мощности. |
|||
|
На |
раме 4 тележки |
|||
монтируются: |
компрес |
||||
сор |
1 |
с |
ребристым |
||
корпусом, |
промежу |
||||
точный |
|
холодильник |
|||
(при двухступенчатом |
|||||
сжатии) |
воздушного |
||||
охлаждения, |
воздухо |
||||
сборник |
5, |
электро |
|||
двигатель |
3 |
с |
пуско |
||
вым реостатом |
и щит |
управления 2. Вместо воздушного возможно также водяное охлаж дение цилиндров компрессора, а вместо электродвигателя компрес сорная установка (например, ВКС-5) может оборудоваться авто мобильным бескомпрессорным дизелем ЯАЗ-204 или Д-54. В двух
ступенчатом |
компрессоре ЗИФ-ВКС-5 |
воздух |
сжимается до |
7 -ІО5 Н/м2. |
Производительность 5 м3/мин; |
п = 975 |
об/мин, мощ |
ность на валу компрессора 36 кВт. Горячий воздух, поступающий после первой ступени сжатия в промежуточный холодильник, охлаждается наружным воздухом, который продувается через трубки холодильника четырехлопастным вентилятором, приводи мым во вращение от коленчатого вала компрессора.
Установка снабжена регулятором давления, автоматиче ски переключающим компрессор на холостой ход, открывая всасывающие клапаны при повышении давления сверх необ ходимого.
В компрессоре имеется разборная колонка с кранами, допу скающими одновременное присоединение шлангов нескольких пневматических инструментов. Объем воздухосборника (в комп рессоре ЗИФ-ВКС-5 он составляет 0,26 м3) можно ориентировоч но определить по формуле
156
V — 0,21Q(/zö) |
(87) |
|
где Q —-производительность |
компрессора, |
м3/мин; |
п — частота вращения, |
об/мин; |
|
б= 0,002-7-0,003 — коэффициент неравномерности давления. Для очистки засасываемого воздуха установлены два фильтра.
Расположение цилиндров Ѵ-образное. Поршни первой ступени из
готовлены из алюминиевого сплава, а |
второй— из чугуна. Клапа |
ны групповые, тарельчатые. В первой |
ступени 26 всасывающих |
и нагнетательных клапанов, во второй — 9. Все клапаны ввинчи ваются в клапанные доски. Смазка осуществляется маслом марки «компрессорное-12 М», расход масла 100 г/ч.
Производительность передвижных компрессоров колеблется
взависимости от назначения в широких пределах: 0,25-^6 м3/мин
ивыше.
Внекоторых конструкциях компрессоров регулирование производительностң автоматизировано при помощи электроконтактного манометра.
Передвижные компрессоры очень удобны в эксплуатации: их
можно |
быстро переместить с одного места на другое; придвинуть |
к забою |
(месту потребления сжатого воздуха) и, кроме того, быст |
ро смонтировать и пустить в эксплуатацию. Однако они имеют некоторые недостатки:" для обслуживания требуют больше персо нала, чем для стационарных; удельная мощность на 1 м3 сжимае мого воздуха выше и, наконец, способы очистки и сушки сжатого воздуха менее совершенны, чем у стационарных компрес соров.
ОБОРУДОВАНИЕ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ
§ 73. Смазочные аппараты для подачи масла в цилиндры
Наиболее совершенным прибором для смазки является лубри катор, устройство которого приведено на рис. 130. К масляной ван не 6 прикреплен металлический корпус, в котором движутся в вер тикальном направлении плунжеры .4 и 5, укрепленные на вилке 7. При вращении эксцентрика 9 вала 8 вилка 7 с плунжерами полу чает поступательное движение. Вал 8 вращается от главного вала компрессора через трещотку или от отдельного двигателя. При подъеме плунжера 5 масло из ванны засасывается через приемное отверстие 3.
При опускании плунжера 5 масло выталкивается через пру жинный клапан 1 в канал 2 и по трубе 10 поступает в камеру 11 с сеткой 12. При движении плунжера 4 вверх масло засасывается из камеры 11 через канал 13. При движении плунжера 4 вниз канал 13 перекрывается, и масло через клапан 14 выталкивается в трубу 15 и далее к смазываемой точке. Лубрикатор имеет не сколько пар плунжеров. Недостатком лубрикаторов является
157