Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины неполадок

б) ослабла пружина или сломался клапан

в) сработались втулки поршневых пальцев

г) сработались поршневые кольца

д) заедает поршень из-за плохой смазки или образуется нагар (стук возникает постепенно, по мере нарастания нагара на поршне)

е) сработались вкладыши подшипников или шейка вала

ж) малое мертвое пространство (появление стука по этой причине обнаруживается при пус­ ке компрессора после ремонта)

з) излишняя смазка

цилиндров,

попадание

в цилиндр влаги или

масла из

холодильника

и) слишком большая выработка ползунов или параллелей и большой зазор между ними

П р о д о л ж ен и е

табл.

14

 

Способы устранения

 

б)

увеличить

нагрузку

на

пружину

или

сменить

пружину, заменить

кла­

пан новым

 

 

 

в) заменить

втулки

поршневых

пальцев

но­

выми

 

 

 

г)

заменить

кольца

но­

выми

д) прочистить поршень

е) сменить

вкладыши

или подтянуть

болты

ж) проложить проклад­ ку между крышкой и кор­ пусом цилиндра несколько большей толщины

з) остановить компрес­ сор, проверить систему смазки и соединение ци­ линдра с холодильником

и) остановить компрес­ сор и проверить зазор между ползуном и на­ правляющими

Г л а в а VIII

 

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ КОМПРЕССОРЫ

 

§ 81. Принцип действия и основные сборочные единицы

 

Схема действия центробежного компрессора такая же,

как

у центробежного насоса. Центробежный компрессор (рис.

141)

состоит из нескольких рабочих колес 1, 2, 3, 4, закрепленных на одном валу 5. Ввиду сжатия воздуха последующие колеса имеют меньшую ширину и меньший диаметр. Рабочие колеса последова­ тельно соединены обратными каналами в секции 6, 7 и располо­ жены в общем корпусе, каждое со своим направляющим аппара­ том 8. Воздух, всасываемый через фильтр в компрессор, поступа­

ет от одного колеса к другому и постепенно сжимается.

от

паро­

Лопатки рабочих

колес турбокомпрессора

(привод

вой турбины)

обычно

загнуты назад (ß2= 40-^60°, иногда

для

компрессоров

малой

производительности или

для

последних

173


ZZZZZZ

Рис. 141. Продольный разрез доменного компрессора К-5500-41-1

ступеней компрессоров высокого давления малой и средней произ­ водительности принимают |52= 15-»-30°), и только для трубовоздуходувок низкого давления лопатки иногда оканчиваются радиально (ß2= 90°). Отношение конечного давления, развиваемого одним колесом, к начальному давлению воздуха называется степенью повышения давления. Степень повышения давления в одном коле­ се невелика: р2= 1,2-з-1,3 и лишь в исключительных случаях до­ стигает 1,5-з-1 ,8. Однако очень высокая степень повышения давле­ ния требует увеличения окружной скорости колес до 500 м/с, что можно осуществить при условии изготовления колес из леги­ рованной стали, так как окружная скорость ограничивается проч­ ностью материала колеса. Обычно окружная скорость вращения не превышает 150 з-200 м/с.

Компрессоры создают высокие давления, и общая степень по­ вышения давления значительна. Поэтому центробежные компрес­ соры имеют 5-3-16 ступеней (колес), турбовоздуходувки—14-4-

колес. Диаметр

колес

чаще

всего колеблется в пределах

700-3-

-3-1400 мм. Для

увеличения

давления

на выходе

из машины

и уменьшения потерь в газопроводе на

выходе из

каждого коле­

са устанавливаются

направляющие

аппараты.

После

этого

аппарата, воздух подводится к следующему рабочему колесу че­ рез полость, разбитую лопатками на отдельные каналы (обрат­ ный направляющий аппарат, или обратные каналы). Эти каналы служат для обратного раскручивания потока воздуха и превраще­ ния кинетической энергии движения в потенциальную энергию давления. Из последнего направляющего аппарата по всей его окружности поток выходит все же с относительно большой сред­ ней скоростью — около 50-3-60 м/с и направляется в спиральный корпус. Во избежание больших потерь давления скорость газа в газопроводах должна быть меньше. Поэтому спиральный корпус

заканчивается так

называемым диффузором с углом конусности

(6 -з-8)°, в котором

скорость потока уменьшается до скорости, до­

пустимой в трубопроводе.

Рабочее колесо вместе с направляющим аппаратом и обратны­

ми каналами носит название

ступени. Чаще всего число ступеней

в компрессоре колеблется

от

3 до 12. По мере увеличения давле­

ния в ступени повышается

также и температура газа.

Чем выше конечная температура газа при том же конечном давлении, тем больше мощность, расходуемая на привод маши­ ны. Поэтому для уменьшения расхода мощности газ после не­ скольких ступеней отводят из машины и охлаждают в холодильни­ ке. В некоторых конструкциях компрессора охлаждаются водяной рубашкой, представляющей полость в корпусе компрессора, где циркулирует холодная вода. Однако применение холодильников сильно усложняет конструкцию, поэтому они используются лишь в тех случаях, когда требуется высокая степень повышения дав­ ления воздуха.

Ввиду значительного давления воздуха в центробежном ком­ прессоре, как и в центробежном насосе, возникает осевое усилие


(давление, § 33). Чаще всего оно уравновешивается упорными или радиально-упорными подшипниками. Но если в многоступенчатых компрессорах предусматривается двустороннее всасывание, то осевое усилие в них не возникает.

Общий коэффициент полезного действия центробежного ком­ прессора составляет 0,60-і-0,65.

На рис. 147 представлен разрез доменного компрессора К-550041-1 производительностью по воздуху 5500 м3/мин и абсо­ лютным давлением 5,3-ІО5 Н/м2. Политропный к. п. д. 0,92. При­ вод— от паровой турбины мощностью 22000 кВт .с переменной ча­ стотой вращения 2500-Т-3500 об/мин. Рабочие лопатки, диски и дру­ гие ответственные детали компрессора и турбины изготовляются из особо прочных легированных сталей. Ввиду малого давления компрессора размеры всех колес одинаковы. Промежуточный холо­ дильник водотрубный, с ребристыми трубами и перекрестным то­ ком воздуха. Регулирование производительности агрегата обес­ печивается автоматическим изменением частоты вращения ротора приводной турбины и компрессора по импульсу от измерения рас­ хода воздуха (сопло Вентури) на всасывающем воздухопроводе.

Центробежные компрессоры имеют большие преимущества пе­ ред поршневыми: а) не требуют внутренней смазки, газ не загряз­ няется маслом, менее опасны в отношении взрыва; смазываемыми частями являются только подшипники, в связи с этим —■небольшой расход масла; б) ротор центробежной компрессорной машины вращается с большой скоростью; в) их можно непосредственно соединять с быстроходными паровыми турбинами электродвига­ телями и газовыми трубинами; г) они компактны, имеют неболь­ шую массу и простую конструкцию, рабочей сборочной единицей является ротор машины, что обеспечивает удобство обслуживания; д) воздух проходит через компрессор в одном направлении и рав­ номерно, благодаря чему в установках с центробежными комп­ рессорами нет необходимости применять ресиверы между отдель­ ными ступенями и после нагнетательной камеры; е) для установки требуется небольшое помещение машинного зала.

Центробежные компрессоры имеют и некоторые недостатки: трудно получить малую производительность при больших давле­ ниях (малая производительность требует малых оборотов, а при малых оборотах невозможно получить высокое давление), и коэф­ фициент полезного действия центробежного компрессора меньше,

чем

поршневого.

 

 

 

 

 

§ 82. Характеристика центробежного компрессора

 

 

Характеристика центробежного

компрессора

(рис.

142)

вклю­

чает

три кривые: давления

Q — р,

мощности

Q N

и к. п. д.

Q — г), которые

выражают

зависимость соответственно

давления,

мощности и к.

п. д. от производительности компрессора,

причем

на оси ординат откладывают разность давлений на выходе и на входе в компрессор. Кривая Q—р не проходт через начало коорди-

176


Рис. 142. Характеристика центробежной компрес­ сорной машины

нат, потому что компрессор при работе вхолостую создает давле­ ние. Кривая Q—N также ие проходит через начало координат, так как при работе вхолостую компрессор потребляет некоторую мощ­ ность, расходуя ее на преодоление трения. Кривая Q — т] проходит через начало координат, поскольку при работе вхолостую компрессор не подает

сжатого

воздуха в сеть.

В начале работы центробежного ком­

прессора

с увеличением расхода воздуха

к. п. д. т) увеличивается, так как давле­ ние р уменьшается незначительно. При достижении некоторого значения величи­ на р настолько быстро снижается, что несмотря на увеличение производитель­ ности, произведение Qp уменьшается. Кроме того, на величину к. п. д. оказы­ вает влияние ряд факторов, который трудно учитывать. Поэтому кривая Q—т]' при увеличении производительности воз­ растает до некоторого максимального значения г|в= г |мах и далее падает. Вели­

чина максимального к. п. д. определяет экономичность работы компрессоров.

Производительность компрессора, как и насоса или вентиля­ тора, соответствующая максимальному к. п. д., называется опти­ мальной (см. рис. 142, точка В), а соответствующий режим работы машины, который определяется величиной давления и соответст­ вующей ему - производительностью — оптимальным. Компрессор подбирается с таким расчетом, чтобы он мог работать при опти­ мальном или близком к нему режиме.

Устойчивая работа компрессора возможна лишь на ниспадаю­ щей ветви КВ кривой. На восходящей ветви АК наблюдается так называемый помпаж, т. е. неустойчивая работа, выражающаяся

врезких колебаниях давления и производительности: то компрес­ сор подает слишком много воздуха, то он прекращает подачу. Это

всвою очередь вызывает значительные колебания потребляемой мощности. Кроме того, значительно снижается к. п. д. компрессо­ ра. Помпаж сопровождается вибрациями компрессора, воздухо­ провода и осевыми толчками ротора машины. Явление помпажа сходно с явлением резонанса при колебаниях механических систем. Таким образом, работа центробежных компрессоров и насосов на восходящей ветви кривой АК не допустима. Явление помпажа может возникнуть при чрезмерном уменьшении нагрузки. Следо­ вательно, для быстрого вывода компрессора из помпажа надле­ жит немедленно прикрыть дроссельную заслонку во всасывающей трубе. В современных турбокомпрессорах применяют автоматиче­

скую противопомпажную защиту. Главным элементом в этой схе-

-ме является выпускной клапан, через который излишек сжатого воздуха сбрасывается в атмосферу.

^ • 12 2615

177


§ 83. Мощность компрессора

Во время работы центробежного компрессора воздух нагрева­ ется в основном в результате сжатия, а также вследствие гидрав­ лических и дисковых потерь.

Таким образом, при сжатии воздуха в центробежном компрес­ соре его температура дополнительно повышается вследствие тре­ ния. Процесс сжатия в компрессорах приближается к адиабатному. Исходя из этого, удельная работа центробежного компрессора на

1

кг воздуха [кДж/кг]

 

 

1

=

^r~[PlVlUp2lPl)(k 1)/Ä- l ]

(90)

 

ЮЦЬіад

 

 

 

 

где рад — адиабатный

 

к. п. д.— отношение адиабатной

работы

 

сжатия к работе на валу компрессора;

 

Р\

и р 2 — начальное и конечное абсолютные давления, Н/м2;

 

Ѵ\ — начальный объем 1 кг газа при давлении рр,

 

 

k — показатель адиабаты.

 

Формула показывает, что с увеличением степени повышения давления удельная работа, а следовательно, мощность быстро возрастают.

§ 84. Регулирование центробежных компрессорных машин

Работу установки можно регулировать изменением характери­ стик компрессора или сети. Регулирование центробежных компрес­

соров

производится следующими

способами:

а)

дросселирование на выходе

из компрессора. В этом случае

производительность уменьшают прикрытием нагнетательной зад­ вижки. Однако при прикрытой задвижке давление (рис. 143) на выходе из компрессора увеличивается с р\ до р2 (характеристика сети займет новое положение ММ2), и, хотя потребляемая при этом мощность уменьшается с Ni до N2, значительная часть ее расходуется на проталкивание газа через задвижку, и потери мощ­ ности тем значительнее, чем больше прикрыта задвижка. При этом способе регулирования характеристика компрессора постоянная, меняется лишь характеристика сети введением добавочного сопро­ тивления. Поэтому и кривая сети М М2 более крутая, чем пер воначальная кривая М — М\ при открытой задвижке.

Следовательно, регулирование центробежной машины дроссе­ лированием на выходе из компрессора неэкономично;

б) дросселирование на входе в компрессор. При дросселирова­ нии задвижкой, установленной на входе в компрессор, изменяется характеристика машины (кривая на графике смещается влево), потому что соответственно разрежению на входе снижается пере-

178