Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

компрессорную установку можно обеспечить достаточным количе­ ством чистой проточной воды. Если это невозможно или проточ­ ная вода стоит дорого, применяется циркуляционная система охлаждения. На рис. 136 показана открытая циркуляционная си­ стема с брызгальным бассейном.

Охлаждение компрессорных машин водой возможно по двум системам: внутренней и наружной. При внутренней системе холод-

__ ^

 

ная

вода

принудитель­

 

 

но

циркулирует

через

 

 

специальные

полости

 

 

в неподвижных

частях

 

 

компрессора, т. е. во­

 

 

дяных рубашках.

 

 

 

При

прохождении

 

 

через

водяные

рубаш­

 

 

ки цилиндра вода мо­

 

 

жет

нагреваться на

 

 

(20-^25) °С,

но

конеч­

 

 

ная температура выхо­

Рис. 136. Открытая

циркуляционная система

дящей воды не должна

превышать (30^-35)°С.

охлаждения с

брызгальным бассейном

В

рубашку

цилиндра

 

 

холодная

вода

подво­

дится снизу через патрубок, а горячая отработанная вода отво­ дится сверху. При циркуляционном охлаждении отработанную воду предварительно направляют для охлаждения на градирни, откуда она возвращается в приемный резервуар для холодной воды.

Градирня (рис. 137) представляет собой высокую башню 1, в которую сверху из компрессора 2 подводится охлаждаемая вода.

При помощи оросительной си­

 

стемы 3 эта вода разбивается на

 

тонкие струйки и брызги и в та­

 

ком виде

падает вниз, ударяясь

 

о деревянные поперечные план­

 

ки. Навстречу падающей теплой

 

воде снизу через отверстия 4

 

поднимается

поток холодного

 

воздуха. Движение его обуслов­

 

лено тягой, возникающей вслед­

 

ствие разной плотности газов по

 

высоте башни

над оросительной

Рис. 137. Схема оборотного ох­

системой.

Охлажденная вода на­

сосом 5

снова

подается в ком­

лаждения в градирнях

 

прессор.

Охлаждение цилиндров поршневых компрессоров не только способствует повышению производительности, но и улучшает условия смазки цилиндров. Недостатком охлаждения в водяной рубашке является усложнение конструкции компрессора.

164


Наружное охлаждение, наиболее распространенное, осущест­ вляется в специальных промежуточных холодильниках, устанав­ ливаемых на пути перехода из одной ступени в другую. Темпера­ тура воздуха на выходе из холодильника обычно на (5-^8)°С вы­ ше температуры охлаждающей воды.

Промежуточные холодильники также повышают производи­ тельность компрессора и создают более легкие температурные условия работы цилиндров и клапанов. У двухступенчатых и много­ ступенчатых компрессоров устраивается и внутренне,, и наруж­

ное охлаждение.

1

Различают два типа промежуточных холодильников по кон­

струкции:

трубчатые и змеевиковые.

Трубчатые холодильники

(рис. 138)

состоят из стального или литого чугунного цилиндриче­

ского корпуса 1, в котором имеются решетки с завальцованными в них прямыми трубками 2. Воздух движется по трубкам, омывае­

мым

снаружи

холодной

проточной

 

 

водой. В некоторых холодильниках

I

Нагретый

вода

движется

по трубкам, а воз­

г

газ

дух проходит в межтрубном прост­

 

 

ранстве. Степень износа трубок

 

 

трубчатых холодильников

проверя­

 

 

ют, просверливая их и замеряя

 

 

толщину стенок.

После

проверки,

 

 

если трубки имеют удовлетвори­

 

 

тельную толщину стенок, их зава­

 

 

ривают.

 

холодильники не

 

 

Змеевиковые

 

 

имеют большого

распространения,

 

 

так как в местах перегибов труб

 

 

они быстро изнашиваются частица­

 

 

ми пыли в потоке воздуха, меняю­

 

 

щем

в этих

местах

направление

 

 

движения.

 

 

 

Рис.

138. Холодильник для охлаж­

Независимо

от принятой систе­

дения сжимаемого газа

мы охлаждения температура воз­

 

 

духа, выходящего из компрессора,

 

 

не должна превышать

(140-М60)°С. Поэтому необходимо следить

за тем, чтобы подача воды не прекращалась даже на короткое время. Как только произошла задержка в подаче воды, необхо­ димо немедленно остановить компрессор.

Следует систематически измерять температуру воздуха, выхо­ дящего из компрессора, и отработанной воды. Питание охлади­ тельной системы водой непосредственно из водопровода не реко­ мендуется, так как она дороже неочищенной, кроме того, в работе водопровода возможны перебои. Поэтому необходимо устраивать специальные баки с большим запасом воды и автоматически дей­ ствующим сигнальным прибором и водоуказательным стеклом. Вода должна быть чистой. Не реже одного раза в 2 мес. необходи­ мо тщательно очищать все охладительные устройства и водопро­

165


водные трубы от осадка и грязи. Термометры или термопары сле­ дует соединять с аварийной сигнализацией. Нормы расхода воды

для

компрессоров малой производительности—4,5-^5 л

воды на

1

м3 всасываемого воздуха; при производительности выше

10 м3/мин—3,5^-4,5 л на 1 м3 воздуха. Меньшие нормы

относятся

к компрессорам большей производительности.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ

§ 77. Пуск и остановка компрессора

Перед пуском компрессора необходимо тщательно осмотреть его, проверить исправность регулятора давления, болтовых сое­ динений (подтянуть все ослабленные гайки), крепление рамы на фундаменте, а ключи, молотки и другие посторонние предметы убрать. После этого нужно проверить исправность сальников

и, если требуется, добавить сальниковую набивку. Важно прове­

рить наличие масла в резервуаре лубрикатора

и в раме компрес­

сора, действие маслопроводной

системы,

а

также убедиться

в исправном состоянии системы

охлаждения

 

компрессора.

Чтобы удостовериться в полной

исправности компрессора

и в отсутствии посторонних предметов

(после монтажа или ремон­

та), следует повернуть вал машины рукой на один полный оборот. После этого еще раз проверить правильность установки регулято­ ра давления и открыть вентили или краны для впуска воды в ох­ лаждающую систему компрессора. Если по недосмотру компрес­ сор был пущен в ход без воды, то его необходимо немедленно остановить, дать полностью остыть и постепенно заполнить водой. Аналогично впускают охлаждающую воду после внезапного пере­ рыва или после резкого сокращения в подаче воды. После подго­ товки компрессора к пуску необходимо включить двигатель; махо­ вик компрессора должен вращаться по направлению к воздуш­ ным цилиндрам. Некоторое время компрессор должен работать вхолостую (с выпуском воздуха наружу), после чего его перево­ дят на рабочий ход; предварительно регулятор давления устанав­ ливают в рабочее положение. Компрессор начинает нагнетать воздух в сеть. В это время включают нагнетательный трубопровод, открывая запорную задвижку.

Во время работы компрессора необходимо следить за: а) пода­ чей смазки лубрикатором; б) давлением масла в циркуляцион­ ной системе смазки; в) распределением давления по ступеням компрессора и за давлением нагнетания; г) температурой воздуха, воды и масла.

Категорически запрещается смазывать компрессор загрязнен­ ным маслом или маслом неподходящего качества.

Если при пуске компрессора будет обнаружен стук в клапа­ нах, удары, толчки или другие неполадки, необходимо остановить машину и тщательно осмотреть повреждения.

166


Поршневые компрессоры останавливают в следующем порядке:

а) переводят компрессор на холостой ход, переключив

для этого

регулятор (чтобы остановить его без

нагрузки),

и

открывают

продувочные вентили холодильников;

б) выключают двигатель;

в) прекращают подачу смазочного

масла и

охлаждающей

воды.

 

 

 

Для быстрой остановки компрессора необходимо

прежде всего

выключить электродвигатель, а затем выполнить остальные опе­ рации, указанные выше.

В зимнее время при длительной остановке компрессора следу­ ет выпустить воду из рубашек компрессора и из промежуточного холодильника.

§ 78. Регулирование поршневых компрессоров

Наиболее выгодно и экономично компрессор работает при той производительности, на которую он рассчитан. При эксплуатации компрессорной установки сжатый воздух часто расходуется не­ равномерно, а иногда потребление его прекращается совершенно. В таких случаях в сети возникает большое давление, которое может вызвать крупные аварии и даже взрыв компрессора. Регули­ рование компрессора заключается в уменьшении производитель­ ности в соответствии с потреблением сжатого воздуха.

Регулирование производительности поршневых компрессоров экономичнее всего осуществлять изменением числа оборотов. Это достигается довольно просто, если компрессор соединен с па­ ровым двигателем: достаточно изменить подачу пара в машину при помощи регулятора, приводимого в действие сжатым возду­ хом из газосборника компрессора.

При неизменном числе оборотов электродвигателя приходится применять один из следующих менее выгодных способов регули­ рования: а) нагнетательная труба соединяется со всасывающей вручную или автоматически через пружинный клапан. Выталкива­ емый из компрессора сжатый воздух подводится снова во всасы­ вающую трубу. Однако такой способ регулирования, хотя и до­ вольно простой, весьма невыгодный, так как часть затраченной

работы на

сжатие воздуха теряется;

б)

всасывающая труба перекрывается (дросселируется) вруч­

ную

или

автоматически. Всасывающая труба компрессора 2

(рис.

139)

автоматически перекрывается дросселем 1 в том случае,

если давление превышает допустимое, для этого сжатый воздух подводится по трубке 4 от воздухосборника 5 к поршневому меха­ низму 3. Если давление воздуха в воздухосборнике затем падает, пружина возвращает поршень в верхнее положение. Так как при дросселировании увеличивается гидравлическое сопротивление, то давление при всасывании снижается, степень повышения дав­ ления увеличивается и плотность воздуха уменьшается. Следова­ тельно, уменьшается и производительность. Причем, вследствие

167


увеличения степени повышения давления р21рь растет расход энергии на сжатие 1 кг воздуха;

в) увеличивается мертвое пространство (см. § 71). Этот спо соб основан на том, что увеличение объема вредного пространства

Рис. 139. Схема автоматического устройства для регулирова­ ния производительности компрессора дросселированием на всасывании

приводит к уменьшению полезного хода поршня, а следовательно,

ипроизводительности компрессора. Для увеличения мертвого

 

пространства крышки ци­

 

линдра

делают

 

пустоте­

 

лыми. Полость в крышке

 

разделена на

несколько

 

ячеек, каждая из которых

 

может

присоединяться

 

к цилиндру через

особый

 

клапан,

открывающийся

 

вручную

или автоматиче­

 

ски. Этот способ эконо­

 

мичнее

дросселирования

 

во

всасывающей

трубе,

 

так

как

давление

при

 

всасывании не

уменьша­

Рис. 140. Схема регулирования производи­

ется, и поэтому удельный

тельности отжимом пластин всасывающего

расход энергии на

сжа­

клапана

тие

воздуха не

увеличи­

вается; г) компрессор переводится на холостой ход. Для предупреж

дения аварии в компрессоре установлен регулятор давления

168