Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
да и увлекает за собой рыбу, транспортируя ее к разгрузочному комплексу. Внутренний диаметр рыбопровода равен 200 мм. Высота, на которую возможен подъем рыбы, составляет до 22 м при максимальной длине рыбопровода 53 м. Транспортирование рыбы по системе рыбопроводов обеспечивается потоком воздуха, скорость движения которого составляет 25—28 м/с.
По рыбопроводу рыба движется до центробежного отделите ля разгрузочного устройства. Отделитель работает по циклон ному принципу и разделяет рыбу и поток транспортирующего воздуха. Вместе с рыбой в отделитель поступает лед или соль и вода. Под действием центробежных сил и сил собственной тя жести рыба скользит по внутренней поверхности отделителя и опускается вниз к патрубку для перехода в барабанно-камерный затвор. Воздух из центробежного отделителя отсасывается воз духодувками, которые создают в системе рыбопровода разреже ние порядка 20—40 Па.
Барабанно-камерный затвор предназначен для вывода рыбы из транспортерной системы без нарушения вакуума. Затвор (рис. 85) представляет собой горизонтальный вращающийся с частотой 7 об/мин барабан с двумя камерами с герметическими
1 — внутренняя |
камера; |
2 —внешняя |
камера; 3 — внутренний |
люк; 4 — внешний |
люк; |
5 — внутренний |
клапан; 6 внешний |
клапан; 7 — иллюминатор. |
|
|
люками. Внутренняя камера через пустотелую цапфу сообщает ся с центробежным отделителем. Рыба из отделителя по па трубку переходит в первую камеру и, скользя по ее внутренней поверхности при вращении барабана, перемещается к переход ному люку с герметической крышкой. Перед тем как переход ной лкж откроется, в первой и во второй камерах уравнивается давление, затем люк открывается, и рыба при вращении бараба на переходит во вторую камеру. После перехода рыбы люк за крывается, первая камера герметизируется и готова принять сле дующую партию рыбы. Скользя во второй камере, рыба пйдхо-
193
дит к выпускному люку, давление во второй камере уравнивает ся с атмосферным, люк открывается, и рыба переходит в бункер распределитель. Для выравнивания давления в камерах име ются «лапаны. Управление люками и клапанами при вращении барабана происходит автоматически. Из бункера-распределителя рыба направляется на дальнейшую переработку.
Пневмоперегружатель обслуживает бригада из семи чело век— два у разгрузочного устройства, один — у стрелы и четы ре— у загрузочного устройства. До внедрения пневмоперегружателя только в трюме работала бригада из шести — восьми человек. Общая мощность электроприводов одного пневмоперегружателя 65,8 кВт.
Таким образом, пневматический рыбоперегружатель значи тельно увеличивает производительность труда и улучшает его условия. Такие перегружатели имеются и на некоторых плавба зах для перегрузки мелкой рыбы с добывающих судов. Следует отметить лишь усложненность конструкции барабанно-камерно го затвора. Имеются более простые 'методы вывода рыбы из транспортирующей системы без нарушения в ней вакуума.
Для отделения' рыбы устанавливается резервуар с водой с открытым верхом. В этот резервуар погружается закрытый бакколокол, не имеющий дна. В бак по рыбопроводу потоком возду ха сбоку по касательной к его поверхности подается рыба. В верхней части воздух отсасывается воздуходувкой. Отделение рыбы .происходит так же, как и в центробежном отделителе мур манского типа. Но рыба, скользя по боковой поверхности бака, попадает в воду, тонет, переходя при этом в основной резервуар. Из этого резервуара рыба выносится наклонным транспортером, проходящим через зеркало воды. Таким образом, вакуум в си стеме не нарушается, так как вода играет роль гидрозатвора. Уровень воды в колоколе в результате имеющегося в нем разре жения расположен несколько выше, чем в резервуаре.
Разгрузка рыбы может также производиться в закрытой во дяным затвором камере. Затвор выполнен в виде двух располо женных под углом сообщающихся сосудов. Входя в камеру, ры ба скользит по ее горизонтальной поверхности, под действием струи воды попадает в воду затвора, опускается в его нижнюю часть и направленным потоком воды выносится с другой сторо ны. Воздух из камеры откачивается воздуходувкой.
Такие затворы упрощают конструкцию рыбоперегружателей, не имеют сложных механических переходов и движущихся ча стей, сложной кинематики. Кроме того, разгрузка рыбы в воду уменьшает возможность ее механического повреждения.
В Мурманском рыбном порту работает также пневмопере гружатель для рыбной муки, доставляемой насыпью в трюмах траулеров бортового траления. Перегружатель предназначен не только для выгрузки рыбной муки, но и для доставки ее к при емному пункту. Он смонтирован на базе автосамосвала, что
194
позволяет разгружать рыбную муку на любом причале и достав лять ее в любое место.
Шланг перегружателя опускается в трюм судна, и в нем создается разрежение. Поток воздуха подхватывает муку и пе ремещает ее в приемный бункер, в котором происходит отделе ние муки от воздуха. Имеются специальные циклоны для очистки воздуха от мучной пыли. Из бункера очищенный воздух по шлангу отсасывается в атмосферу воздуходувкой, установленной на прицепе. На бункере смонтирован сигнализатор уровня, ав томатически прекращающий работу установки при заполнении бункера.
Вместимость бункера 2,5—3 т, время заполнения до 30 мин, максимальная длина шланга 20 м. Перегружатель обслуживают двое рабочих, он повышает производительность труда в 4 раза.
Большую роль в механизации разгрузки и передачи рыбы к месту обработки играет гидротранспорт. Применение его особен но целесообразно при выгрузке рыбы из сетных орудий лова, трюмов, садков, где она находится в воде.
В лаборатории механизации ВНИРО создана серия ориги нальных рыбонасосов. Рыбонасосная установка РБУ-100-2НП имеет такие же размеры, что и серийная установка РБУ-100, но обладает вдвое большей производительностью, а напор, созда ваемый насосом, на 40% больше. Этот эффект достигнут в ре зультате изменения конструкции рабочего колеса и создания но вой формы проточной части. Производительность насосной уста новки достигает по воде 180 м3/ч.
Сдвоенная установка 2РБУ-100 обеспечивает вдвое больший напор по сравнению с установкой РБУ-100.
Для перекачивания рыбы из сетных орудий лова или кутков на палубу плавбазы и дальнейшей передачи ее на обработку создан погружной насос RB-200 АП с улучшенными характери стиками. Особенность насосной установки — гидропривод и бес ступенчатое изменение скорости вращения рабочего колеса. Для уменьшения повреждаемости перекачиваемой рыбы на наиболее опасные участки проточной полости установлены резиновые на кладки.
Эта серия насосов обеспечивает высокую производительность выгрузки и перекачивания рыбы к местам переработки. Преиму щество гидротранспорта — возможность перемещения рыбы по сложным контурам и изолированность, что позволяет проклады вать гидротрассы под настилами территорий и помещений.
Для внутрицеховых транспортных операций в рыбной про мышленности широко применяются традиционные средства не прерывного транспорта — ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые транспортеры и подъемники. Реже применяются мо норельсовые подвесные дороги и напольные тележки. Несмот ря на всю простоту такого транспорта, размещение его в произ-
195
водственных помещениях требует больших площадей. Зачастую эти виды транспорта даже /мешают обслуживанию технологиче ского оборудования. В среднем средства транспорта занимают до 15% всех площадей .производственных цехов.
Если в производственных цехах уменьшить площадь, занима емую средствами транспорта, трудно, а иногда и невозможно, то в складских помещениях от выбора средств производства грузовых работ зависит коэффициент использования емкости по мещения, степень механизации, трудоемкость операций и удоб
ство работы .с грузами.
Непременным условием высокой эффективности комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ на консервных складах и холодильниках является не только вы бор рациональных средств производства грузовых операций, но и пакетизация затаренной рыбопродукции. Операции с пакети рованными грузами позволяют в 6—8 раз увеличить производи тельность погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ и в 4-—6 раз снизить их стоимость.
Для механизации складских работ используются электропо грузчики, которые имеют ряд положительных качеств — возмож ность укладки пакетированных грузов в несколько рядов по вы соте, высокая маневренность и универсальность. Однако они требуют достаточно больших проходов для штабелирования и поэтому не позволяют эффективно использовать площадь скла
дов-Получают распространение схемы механизации с использова нием кранов-штабелеров, позволяющих значительно уменьшить размеры проходов между стеллажами или штабелями и улуч шить использование объемов складов. Серийно выпускаются мо стовые краны-штабелеры грузоподъемностью. 0,125, 0,5 и 1 т с ручным управлением с пола, стеллажные краны-штабелеры грузоподъемностью 0,25 т. Первая группа машин рассчитана на использование в помещениях высотой 4,5 м, вторая—до 16 м.
Дальнейшее развитие схем складской переработки грузов предусматривает автоматическое адресование и выпорку .грузов с помощью велосипедных кранов-штабелеров с автоматическим управлением.
Как уже отмечалось, транспортирование рыбы по этапам пе реработки тесно связано с ее количественным учетом. Особенно трудоемки операции по взвешиванию рыбы при. приемке ее от рыбопромысловых судов, доставляющих рыбу в трюме навало/м. Поточность приемной линии на этом этапе нарушается, рыба на сыпается в емкости, последние взвешиваются, затем опорожня ются и т. д. В основном эти операции выполняются вручную и
вбольшей степени сдерживают производительность всей линии.
ВНИ'КИМРП совместно с Кокчетавским механическим за водом разработан весоконтрольный автомат ИВКА-1А-25/2,
предназначенный для автоматического взвешивания рыбы в ли-
196
ниях ее приемки с судов. Результаты взвешивания регистриру ются-и суммируются на бумажной ленте.
Весоконтрольный автомат (рис. 86) состоит из двухплатформенных весов с квадрантным силоизмерителем. На платформах установлены два бункера емкостью по 200 кг каждый. Рыба по очередно подается транспортером в бункера. По достижении определенной массы в одном бункере автоматически перекиды вается шибер и поток рыбы переводится во второй бункер. Мас са рыбы в первом бункере фиксируется и подается сигнал для его учета. Затем боковая стенка бункера открывается, и рыба выходит из него на дальнейшую обработку. После этого бункер готов к приему очередной порции рыбы. Циклы повторяются по очередно в обоих бункерах, обеспечивая непрерывность взвеши вания.
»/450
А
\ |
/ |
ц
и
■----- в---- |
; ---- |
г — 0 в |
* |
• |
|
4 |
о |
|
|
|
• о в |
1 |
|
|
|
■ |
|
ь |
|
|
|
|
L - |
□ |
' |
□ |
|
Р и с . Эб. А в то м а т И В К А -Ч А -2 6 /2 д л я в зв еш и в ан и я ры бы : |
|
|
||
/ — приемный поворотный лоток; 2 — бункера; 3 — откидное |
дно; |
4 —тлатформа |
весов; |
|
5 — циферблат. |
|
|
|
|
Производительность весов достигает 25 т/ч. Пределы одного взвешивания — от 20 до 200 кг при точности ±0,2 кг (одно деле ние шкалы). Визуальная регистрация-массы происходит на циф ровом указателе, документальная — на бумажной ленте цифро печатающей суммирующей машиной, смонтированной на пульте управления. Кроме того, на контрольном листе регистрируются дата, вид продукции и шифр сдатчика. Весы предназначены для работы в условиях повышенной влажности (до 95%) в агрессив ной среде при температуре 0—40 °С.
■197
Применение этих весов позволяет повысить производитель ность труда в 2,5 раза и высвобождает трех человек.
ВНИКИМР-П разработаны также однобункерные весы мень шей производительности —до 5 т/ч. Весы ИВДУ-1-10/1 имеют пределы взвешивания 0—100 кг е точностью ±0,1 кг. На этих весах можно взвешивать и живую товарную рыбу. Имеется уст ройство для отсечения потока и накопления рыбы во время взвешивания порции в бункере.
Втех случаях, когда точность взвешивания может быть уменьшена, возможно применение автоматических конвейерных весов ВН-20 конструкции НИКИМРП (рис. 87). Это весы транс портерного типа непрерывного действия производительностью 5—20 т/ч с точностью ± 2 %.
Рдс.. 87. Конвейерные весы ВН-20:
i — ленточный транспортер; 2 — весопередающне опоры; 3 —грузоприемный рычаг; 4 — ры чажный весоизмерительный механизм; 5 — циферблат.
Взвешивающая часть выполнена в виде короткого транспор тера с приводом, опоры которого передают нагрузку на весоиз мерительный механизм рычажного типа. Циферблат позволяет визуально наблюдать за изменением нагрузок на весы. Индук ционный датчик выдает электрический сигнал, пропорциональ ный массе рыбы, находящейся на ленте. Предусмотрено суммиро вание массы проходящей рыбы, имеется печатающий механизм и дистанционная передача показаний. Габариты весов 1600X' X 1600X930 мм, масса 500 кг,
В морских условиях эти весы эксплуатировать невозможно, так как действие знакопеременных ускорений при качке резко нарушает точность взвешивания.
198
Проблема механизации весовых операций в морских услови ях имеет наибольшую остроту. Влияние переменных ускорений в условиях качки на существующие весовые устройства наруша ет их точность. Погрешность работы весов значительно превыша ет допустимые пределы. Создание же весовых устройств, исполь зующих электронику, пока не вышло из стадии опытной про верки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В о с к р е с е н с к и й |
Н . |
А ., Г у д о в и ч |
А . |
В . |
Д ы м о ген е р а т о р ы |
р ы бн ой |
|||||
п р ом ы ш л ен н ости С С С Р . Ц Н И И Т Э И Р Х , 1072. |
25 с. |
|
|
|
|||||||
Г о л у б е в |
Б . |
В . Ц и р к ул я ц и я и |
о х л а ж д е н и е |
м ор ск ой воды в |
с у д о в ы х ры бо - |
||||||
о х л а д и т е л я х . — |
« Р ы б н о е |
х о зя й с т в о » , 1970, |
№ |
6,- с. |
67 — 70. |
|
|
||||
Г у д о в и ч |
А . |
В . |
К опти льн ы е |
у ст а н о в к и ры бн ой п р ом ы ш л ен н ости |
С С С Р . |
||||||
Ц Н И И Т Э И Р Х , |
19.72. |
45 |
с. |
|
|
|
|
|
|
||
Е г о р ш и н В . В ., В а л я в и н И . Г., С о л о д о в и и к о в |
К . А . К о м п |
||||||||||
л ек сн о -м ех а н и зи р о в а н н а я |
линия |
п о со л а |
м елк ой |
ры бы . — « Р ы б н о е |
х о зя й с т |
||||||
во», 1972, № |
5, |
с. |
55— 57. |
|
|
|
|
|
|
Ж и р о в Г. С ., С к а ч к о в В . П . М аш и н а д л я в в ед ен и я ж и р а в м я со т о
щ и х р ы б .— ««Ры бное |
х о зя й с т в о » , |
1972, № 4, |
с. |
63 — 64. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
З а т и р к а |
И . |
Ф . |
И сп ы тани я |
м о д ер н и зи р о в а н н о го |
ск о р о м о р о зи л ь н о го а п |
||||||||||||||||
п а р а та А С М А . — |
« Х ол о д и л ь н а я тех н и к а » , 1969, |
№ |
|
9, с. |
36— 39. |
|
|
|
|||||||||||||
К а н |
А . |
В ., М а т в е е в |
А . |
В . |
У стан ов к и и |
ап параты |
д л я |
за м о р а ж и в а н и я |
|||||||||||||
ры бы |
и р ы б о п р о д у к т о в . |
М ., « П и щ ев ая п р ом ы ш л ен ность », |
1967, |
280 с. |
|
||||||||||||||||
Р о м а н о в |
А . |
А . |
О теч еств ен н ы е |
р ы бом учн ы е |
|
устан ов к и . |
|
Ц Н И И Т Э И Р Х , |
|||||||||||||
1972, |
100 |
с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р о м а н о в |
А. А. , З и н и н а |
И . Е . С о в р ем ен н о е о б о р у д о в а н и е д л я п р о |
|||||||||||||||||||
и зв о д с т в а |
ры бн ой |
п р одук ц и и . Ц Н И И Т Э И Р Х , 1972, |
60 |
с. |
|
|
|
|
|
||||||||||||
Р о т е |
и б е р |
г |
А . |
Г ., |
К |
а М и н а р с к а я |
А . |
А . |
|
И сп ы тан и я |
ск о р о м о р о зи л ь - х |
||||||||||
н ого |
ап п а р а та |
П К А -4. — |
« Х о л о д и л ь н а я техн и к а », |
1970, |
№ |
4, |
с. |
|
46 — 49. |
|
|||||||||||
Т е р е н т ь е в |
А . |
В . |
О сн овы |
к ом п лек сн ой |
м ех а н и за ц и и о б р а б о т к и ры бы . М.,. |
||||||||||||||||
« П и щ ев ая |
п р ом ы ш л ен н ость », |
1969, с. |
432. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
У с в я т |
Н . |
Е . |
М ехан и зи р ов ан н ы й |
д е ф р о с т е р |
н еп р ер ы вн ого |
д ей ст в и я . — |
|||||||||||||||
« Р ы б н о е х о зя й с т в о » , |
1970, |
№ |
6, |
с. 6 0 — 63'. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Ф л ю г е р |
|
Э . |
И . |
С ов р ем ен н ы е |
уста н о в к и |
Г Д Р |
д л я |
за м о р а ж и в а н и я |
ры бы |
||||||||||||
и д р у г и х |
п ищ евы х п р о д у к т о в .— ^ Х о л о д и л ь н а я |
техн и к а », |
1972, |
|
№ 2, с. |
9— 42. |
|||||||||||||||
Ш и ф |
И . |
|
Г. |
Э л ек тр и ч еск ая |
о б ж а р о ч н а я |
печь. — |
« Р ы б н о е |
х о зя й с т в о » , |
1971,. |
||||||||||||
№ 2, |
с. 55— .59. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ш к а . р и н |
А . |
С . |
Н о в о е |
в е с о в о е о б о р у д о в а н и е . — |
« Р ы б н о е |
х о зя й ст в о » , |
1972, |
||||||||||||||
№ 2, |
с. 57— 59. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|